МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: ОУД. б 04«История» Тема: « Индустриализация и коллективизация в СССР»
методическая разработка

Чухрай Вера Григорьевна

 

В данной методической разработке представлена методика проведения  комбинированного урока с применением  технологии проблемного обучения. Данная методическая разработка рекомендуется для преподавателей и студентов при изучении общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин для всех специальностей   СПО.

Может использоваться как основной и вспомогательный материал для проведения открытых уроков, внеклассных мероприятий по учебной работе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,  НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по дисциплине:

ОУД. б 04«История»  

Тема: « Индустриализация и коллективизация  в СССР»

ст. Брюховецкая 2019 год.

Рассмотрено

учебно-методическим объединением

_ОГСЭД и РЯЗ 

Протокол № _____ от _______ 20       г.

Председатель УМО

В.Г Чухрай _________________

Составлена в соответствии с Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника

для специальностей:  

40.02.01 Право и организация социального обучения

Автор: преподаватель общих гуманитарных социально-экономических дисциплин Чухрай  В.Г.

В данной методической разработке представлена методика проведения  комбинированного урока с применением  технологии проблемного обучения. Данная методическая разработка рекомендуется для преподавателей и студентов при изучении общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин для всех специальностей   СПО.

Может использоваться как основной и вспомогательный материал для проведения открытых уроков, внеклассных мероприятий по учебной работе.

Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………………………………....4.
  2. Подготовительный  этап……………………………………………………….………….....5.
  3. Подготовка преподавателя…………………………………………………….……………..5.
  4. Подготовка студентов……………………………………………………….………………..5.
  5. Подготовка аудитории.……………………………………..………………….……………..5.
  6. Планируемые результаты………………………………………………………………….....5.
  7. Оборудование урока………………………………………………………………………….5.
  8. Методика проведения урока…………………………………………………………………5.
  9. Заключение…………………………………………………………………………………..16.
  10. Литература……………………………………………………………………….……..……17.
  11. Приложение………………………………………………………………………………....18.

Введение.

         В данной методической разработке представлена методика проведения  комбинированного урока с применением    технологии проблемного обучения.  

        Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов обучающихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у студентов возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.

Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу обучающихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей , развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире.

Актуальность технологии проблемного обучения  также связана с постоянно растущими требованиями к квалификации и мобильности современного работника. Общество ждет от него не просто выполнения работы по заданной схеме, но и самостоятельных, оригинальных решений поставленных задач.

Поэтому уроки, проведенные по технологии проблемного обучения, позволяют научить студентов нестандартно решать сначала поставленные перед ним учебные задачи, а в последствии использовать полученные навыки для решения жизненных ситуаций.

Цели урока:

Учебная:_   сформировать   представление    о    причинах, целях, источниках индустриализации в СССР в 1928-1937 гг.; рассмотреть ход и итоги индустриализации; выявить источники накопления и особенности проведения индустриализации; сформировать   представление    о    причинах, содержании, итогах, и  последствиях сплошной коллективизации;

Воспитательная:__  воспитывать уважение к точке зрения товарища; вызвать интерес обучающихся к самостоятельному и более глубокому изучению истории; воспитывать чувство патриотизма.

Развивающая:_ способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические  события с определенными периодами, определять и аргументировать своё отношение и оценку наиболее значимых событий в истории,   совершенствование коммуникативных умений обучающихся.

 

 

Подготовительный этап.

Подготовка преподавателя

Прежде всего, определяется тема урока. Затем разрабатывается поурочный план, где следует обдумать цели занятия, материал для введения, раздаточный материал. Подготовить презентацию в программе PowerPoint с распределением примерных временных рамок. При составлении презентации, целесообразно отдельные вопроса темы изображать в виде таблиц, графиков и схем  в процессе урока их комментируя. В начале урока необходимо настроить обучающихся  на внимательный просмотр и необходимость ведения кратких записей в тетради. На всех этапах урока использовались слайды, которые помогают развитию зрительной памяти, как для закрепления, так и для введения нового материала.

Подготовка студентов.

1.Опережающее  задание для  всей группы: изучить вопросы   по теме   «Индустриализация и коллективизация в СССР».

 2.Студенты получили задания по подготовке  индивидуальных сообщений.

3. Студентам был предложен список литературы, пособий библиотеки, электронных учебников,  интернет ресурсов.

Отбор дидактического материала, наглядных пособий поможет студентам образно представить изучаемые проблемы, их актуальность, определить их особенности, выделить главное: что соответствует целям урока.

Подготовка аудитории

Организация работы на уроке коллективная, поэтому парты и столы необходимо расставить соответствующим образом. Настроить мультимедийную технику.

Планируемые результаты.

Обучающиеся  узнают о            причинах, целях, источниках индустриализации и коллективизации в СССР в 1928-1937 гг.,    вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спорные вопросы. Отрабатывают умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, тезисах и т.д.), совершенствуют умение работы с различными источниками, анализируют полученную информацию и делают выводы. Учатся объективному оцениванию деятельности людей.

Оборудование урока:

Комплекты раздаточного материала по теме, компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная версия энциклопедии Кирилла и Мефодия, мультимедиа учебник История   России   начало 20   века,   хрестоматии,   учебные   пособия,   дополнительная   литература библиотеки колледжа.

Методика проведения урока.

  1. Этап

Организационный момент.

Преподаватель и студенты приветствуют друга, отмечает отсутствующих, сообщает тему, цели   урока, мотивирует на положительное усвоение знаний.

Преподаватель:Здравствуйте ребята! Присаживайтесь! В начале урока позвольте пожелать всем успешной работы на уроке! Надеюсь , что мы будем удовлетворены ее результатами!

Тема: Индустриализация и коллективизация  в СССР.

Перед нами стоят следующие

Цели урока:

Учебная:_   сформировать   представление    о    причинах, целях, источниках индустриализации в СССР в 1928-1937 гг.; рассмотреть ход и итоги индустриализации; выявить источники накопления и особенности проведения индустриализации; сформировать   представление    о    причинах, содержании, итогах, и  последствиях сплошной коллективизации;

Воспитательная:__  воспитывать уважение к точке зрения товарища; вызвать интерес обучающихся к самостоятельному и более глубокому изучению истории; воспитывать чувство патриотизма.

Развивающая:_ способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические  события с определенными периодами, определять и аргументировать своё отношение и оценку наиболее значимых событий в истории,   совершенствование коммуникативных умений обучающихся.

Преподаватель начинает занятие  с ознакомления учащихся с планом изучения новой темы:

  1. Этап

Актуализация опорных знаний

Актуализация знаний по пройденному материалу представляла собой   фронтальный  опрос обучающихся. Задания повышенной сложности оцениваются 5 баллов; средней сложности 4 балла; если не полный ответ 3 балла ;Ваши ответы я фиксирую в бланке ответов.

        Преподаватель:Прежде чем мы начнём изучать новую тему, давайте немного  вспомним ранее изученный материал.

Посмотрите на доску мы подошли к изучению 30 – х годов, время на нашем историческом календаре 1929 год, сколько лет исполнилось советской власти? (12 лет).Давайте вспомним,исторические события произошли   за этот период(Гражданская война, интервенция, был образован СССР, в СССР произошел переход к НЭПу).

Какая тема последняя?

1.Как расшифровывается НЭП?

2.Назовите причины перехода к НЭПу.

3. Каковы цели НЭПа?

4.Когда был провозглашен переход к НЭПу?

5.Что нового появилось в стране в период НЭПа?

6.Каковы результаты НЭПа?

7.Назовите причины свертывания НЭПа.

8. Индустриализация – процесс создания крупной, технически развитой промышленности, прежде всего отраслей тяжелой промышленности, который производят орудия и средства производства.

9.Модернизация – различный по своему типу переход от традиционного (аграрного) общества к индустриальному.

  1. Этап

Изучение нового материала

 Постановка проблемы и мотивация.

Преподаватель:Мы выяснили, что в период НЭПа восстановили хозяйство, страна стала богаче, в руках советского правительства во главе со Сталиным появился некий первоначальный капитал, производственные ресурсы. Новая экономическая политика создала  условия для превращения СССР   в  высокоразвитую индустриальную державу. С 1926 года под нажимом Сталина власть признаёт правильность курса на построение социализма в отдельно взятой стране. СССР, по мнению, партии оказался страной в окружении вражеских капиталистических государств.

Преподаватель:Что нужно стране чтобы  выжить во враждебном кольце стране (ВПК и экономическая независимость)

Преподаватель:Что нужно, создать, чтобы стать экономически независимой державой? (тяжёлую промышленность)

Сейчас  в нашем государстве имеется оборонный комплекс, энергетика, топливная промышленность.И всё это было создано в ходе индустриализации 30 – годов сверхбыстрыми темпами и тяжким трудом.На сегодняшнем занятии мы    узнаем, какими методами и средствами в нашей стране была построена базовая промышленность.

Преподаватель: Среди историков существует точка зрения, что индустриализация и коллективизация, совершенные в 30-е годы, обошлись нашей стране слишком дорого и не стоили затраченных сил.Сегодня нам предстоит опровергнуть данную точку зрения или согласиться с ней.

Тема нашего урока «Индустриализация и коллективизация  в СССР».

Перед вами карта урока. Здесь указана тема урока и его план. Можете познакомиться с ним.

План изучения нового материала:

1.Причины и цели индустриализации;

2.Источники средств на индустриализацию;

3. Методы проведения индустриализации;

4.Начало сплошной коллективизации1929г.;

5.Раскулачивание;

6.Результаты индустриализациии коллективизации.

        Преподаватель: В ходе урока вы заполняете      конспект –шаблон  урока, в котором фиксируете основные вехи урока. Так же в течение урока вы должны будете заполнить таблицу «Результаты индустриализации и коллективизации: достижения и просчеты». Это поможет вам дать оценку итогам индустриализации и коллективизации.

Вопрос №1

 Причины и цели индустриализации;

Россия традиционно отставала в промышленном отношении от развитых стран Европы, модернизация экономики страны, начатая в начале 20 века, была прервана первой мировой войной, революциями, Гражданской войной.

В результате к 1920 г. объемы промышленного производства сократились до 14% к уровню 1913 г. К 1926 г. промышленность была восстановлена на уровне 1913 г., но развитые страны экономически были далеко впереди.

 Используя следующую информацию, давайте определим   цели советской индустриализации.

1. В 1928г. 25% национального дохода приходилось на промышленность, 50% - на сельское хозяйство.

2. По производству промышленной продукции на душу населения СССР уступал передовым державам в 5-20 раз.

3. В 1928г. в СССР за 1 день выпускалось  2 грузовика, 3 трактора. За рубежом закупали ¼ текстильного оборудования, ½ паровых турбин, 70% металлорежущих станков и тракторов.

4. В 1927 году обострились отношения с Польшей и Великобританией. В.В. Маяковский писал:

«Раскрыл я с тихим шорохом  Глаза страниц...

  И потянуло порохом

  От всех границ».

(Ответы студентов) Цели индустриализации:

1.Преодоление технико–экономической отсталости;

2.Достижение технико- экономической независимости;

3.Создание мощной оборонной промышленности;

4.Укрепление международного положения.

Основные направления индустриализации

1) Строительство крупных предприятий группы "А" (производство средств производства)

2) Создание военной промышленности

Периодизация индустриализации в СССР

  1. Этап

XIV съезд ВКП(б) (дек. 1925 г.) 1926-1928 Реконструкция и переоснащение старых предприятий.

      2. Этап.

Пленум ЦК ВКП(б) от (29 ноября) 1928  1929-1937

   Форсированные темпы индустриального строительства      промышленных предприятий группы "А".

В 1925 г. состоялся 14 съезд партии, который вошел в историю как съезд индустриализации, хотя слово индустриализация на съезде даже не прозвучало. И был  взят курс на индустриализацию страны. Для этого имелись объективные и субъективные предпосылки: большие природные и человеческие ресурсы, национализированная промышленность и транспорт, энтузиазм трудящихся. Однако остро ощущался недостаток средств, причем надо было рассчитывать только на внутренние резервы.

Н.И. Бухарин и другие «правые» были сторонниками умеренной и неспешной индустриализации страны, учитывающей взаимные интересы промышленности и сельского хозяйства, рабочих и крестьян.

И.В. Сталин же повел линию на ускоренную сверхиндустриализацию в основном за счет «перекачки» средств из сельского хозяйства и утверждения господства государственной собственности. Из двух вариантов

Вопрос №2

Источники средств на индустриализацию

Процесс создания тяжелой промышленности  требует серьезных затрат. Средства были найдены внутри страны. СССР сохранил свою экономическую независимость, произошло ограбление  деревни, приходилось на всем экономить, потребовалось большое напряжение человеческих сил. Эти выводы можете записать в  таблицу о достижениях и просчетах индустриализации.

1)ограбление колхозного крестьянства;

2)доходы от национализации легкой промышленности и торговли, в том числе водочной монополии;

3)принудительные государственные внутренние займы у населения и увеличение выпуска бумажных денег, не обеспеченных товарами (инфляция);

4)экономия на заработной плате трудящихся, введение карточной системы распределения продуктов и товаров (1929);

5)продажа за границу хлеба, нефти, леса и другого сырья и продовольствия, драгоценных металлов, алмазов, уникальных экспонатов из музеев (за несколько лет Сталин продал то, что нация копила сотни лет);

6) невиданная степень эксплуатации рабочего класса и крестьянства, а также заключенных многомиллионного ГУЛАГа.

Вопрос №3

Методы проведения индустриализации;

Преподаватель:  Мы рассмотрели вопрос о средствах индустриализации, а сейчас предлагаю остановиться на методах её проведения, одним из которых было пятилетнее планирование. К концу 1927 года было завершено составление плана первой пятилеткис 1928 по 1932 годы.  План предусматривал увеличить производство промышленной продукции на 180%, причем продукции тяжелой промышленности на 230%, а сельскохозяйственной на 55%. Уже в декабре 1929 года Сталин выдвинул лозунг: «Пятилетку в четыре года». Первый пятилетний план 1928-1932.

В феврале 1931 г. И. В. Сталин заявил: «Нельзя снижать темпы! Наоборот, по мере сил и возможностей их надо увеличивать... Задержать темпы — это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость... Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

Вторая пятилетка приходилась на 1933-1937 гг. Таким образом, советская экономика окончательно сформировалась как плановая, административно-командная. Наличие плановых заданий свидетельствовало о том, что руководство видело цель развития экономики в достижении количественных показателей, а это отрицательно сказывалось на качестве продукции.  

Учитель: И еще один  метод  осуществления индустриализации это стахановское движение.

(Сообщение учащегося «Стахановское движение»)

Стахановское движение — массовое движение последователей АлексеяСтаханова в СССР, новаторов социалистического производства — рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, многократно превышавших установленные нормы производства.

Движение возникло в 1935 году и названо по имени забойщика шахты «Центральная-Ирмино» (ДонбассА. Г. Стаханова, добывшего в ночь с 30 на 31 августа 1935 года за смену (5 ч. 45 мин.) 102 тонны угля при норме в 7 тонн, а впоследствии 19 сентября — 227 тонн.

Стахановское движение серьёзно материально поощрялось премиями и пропагандировалось Всесоюзной Коммунистической партией как новый этапсоциалистического соревнования и форма повышения производительности труда.

Учитель:  Стахановское движение имело определенные преимущества перед, например, социалистическим соревнованием. Это была не просто погоня за количеством, но и новое качество организации труда.

Вопрос №4

Начало сплошной коллективизации1929г.;

Преподаватель:  В1927 году хлеб не добрали, продавать заграницу было практически нечего, планы индустриализации оказались под угрозой. Одним из вариантов решения проблемы было создание колхозов, т.к. с коллективных хозяйств хлеб собрать было легче, чем с крестьянина-единоличника.

В 1927 г. XV съезд ВКП(б) взял курс на коллективизацию сельского хозяйства, опираясь на ленинскую идею постепенного добровольного перевода мелких крестьянских хозяйств через кооперацию к крупным коллективным хозяйствам.

В 1928 г. в ряде регионов были созданы колхозы и машинотракторные станции (МТС), которые показывали крестьянам, какие возможности дает применение техники в крупных хозяйствах.

Причины коллективизации:

1.Необходимость средств, для проведения индустриализации.

2.Возможность провести индустриализацию за счет «внутренних колоний», т.е. деревни.(запись в тетради).

Цели коллективизации:

1.Централизованное управление сельским хозяйством

2.Обобществление средств производства

3.Передача земли в коллективную собственность крестьян

4.Повышение эффективности сельскохозяйственного труда

5.Применение в сельском хозяйстве машинного труда

6.«ликвидация кулачества как класса» (запись в тетради).

Преподаватель: Зная причины коллективизации и мотивы руководства, сформулируйте определение коллективизации.

Коллективизация – это процесс объединения мелких единоличных хозяйств в крупные кооперативные социалистические хозяйства,  осуществлявшаяся в к.20-ых-н.30-ых по решению ВКП(б) форсированными методам с широким применением принудительных и репрессивных методов.(запись в тетради).

Преподаватель: Пленум ЦК ВКП(б) в апреле 1929 года поддержал сталинскую программу ,т.е. НЭП    свертывается. К лету 1929 г. в стране было более 5 тыс. колхозов, объединивших 1 млн крестьянских хозяйств; в колхозы шли даже зажиточные крестьяне и кулаки.

Но осенью 1929 г. Сталин пересмотрел принцип постепенного и добровольного перехода к кооперации сельского хозяйства, поставив на повестку дня насильственную сплошную коллективизацию.

7 ноября 1929 года в газете « Правда» выходит сталинская статья «Год великого перелома», в которой говорилось о «коренном переломе нашего земледелия от мелкого отсталого  к крупному и передовому коллективному земледелию». Началось форсированное создание колхозов по команде сверху, нарушался принцип добровольности, запрещались аренда земли и наем рабочей силы.

К1926 году колхозы составляли 1% от всех хозяйств,  были крайне слабы. К 1929 году 4%, к октябрю 1929 года 8%. Ноябрь 1929 г- начало сплошной коллективизации, в колхозы пошел середняк.        

5 января 1930 года выходит постановление ЦК ВКПб «о темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству»  

 Страна делилась на три региона.  

Регионы

Сроки завершения

Северный Кавказ, Средняя и Нижняя Волга,Украина,ЦЧР

Осень1930-весна1931

Сибирь, Урал, Казахстан

Осень 1931- весна1932

Остальные районы

Осень 19321- весна1933

Вопрос №5

Раскулачивание;

Демонстрация фрагмента мультимедиа лекции «Раскулачивание» мультимедиа учебник «История  России 20 век»  Данилов А.А., Косулина Л.Г.

В деревне происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». 30 января 1930 г.

Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью прежде всего обеспечение коллективных хозяйств материальной базой. С конца 1929 г. до середины 1930 г. было раскулачено свыше 320 тыс. крестьянских хозяйств. Их имущество стоимостью более 175 млн рублей передано колхозам.

Ликвидация кулаков, лишая деревню наиболее предприимчивых, наиболее независимых крестьян, Подрывала дух сопротивления.

Для ускорения создания колхозов в деревню были направлены 25 тыс. рабочих из городов («двадцатипятитысячников»); впоследствии их число значительно возросло.

  Весной 1930 г. началось массовое раскулачивание зажиточных крестьян. Кулаки были разделены на три группы:

-тех, кто выступал против советской власти с оружием, — немедленно уничтожали;

-лояльно относящихся к власти переселяли за Урал, в Сибирь на новые земли;

-мелких подкулачников выселяли за пределы колхозных земель.

Средства и методы борьбы с кулаками.  

  •  Административное принуждение к вступлению в колхозы
  • Конфискация имущества, построек, средств  в  пользу колхоза
  • Выселение кулачества из родных мест
  • Применение репрессивных мер (вплоть до расстрела ) против крестьян, отказывающихся вступать в колхоз  

В ходе коллективизации были нарушены все принципы кооперирования, определенные еще В. И. Лениным: добровольность, материальная заинтересованность, постепенность. Крестьян вынуждали идти в колхозы, ставя единоличников в тяжелейшие условия и угрожая раскулачиванием. Обобществлению подлежали земля, орудия труда, весь скот, даже птица. Крестьян-колхозников заставляли ссыпать семенной фонд в колхозные амбары.

Чтобы не сдавать скотину в колхозы, крестьяне в 1930—1934 гг. начали забой скота, лошадей и свиней. Сельскому хозяйству был нанесен значительный урон. Потерянное количество скота удалось восстановить только в 40-е гг.

  Кроме того, судьба раскулаченных должна была послужить примером остальным, тем, кто не желал добровольно идти в колхоз. Кулаков выселяли с семьями, грудными детьми, стариками. В холодных, нетопленых вагонах, с минимальным количеством домашнего скарба везли тысячи и тысячи людей в отдаленные районы Урала, Сибири, Казахстана. Наиболее активных «антисоветчиков» отправляли в концлагеря.

Вместе с тем власти не дали точного определения, кого считать кулаками. В общепринятом смысле кулаком считался тот, кто использовал наемный труд, но в кулаки могли зачислить и тех, кто имел двух коров, или двух лошадей, или хороший дом. Каждый район получил норму коллективизации и раскулачивания. Норма коллективизации везде была одинаковая — 100%. Норма раскулаченных равнялась в среднем»5—7% от числа крестьянских дворов, но местные власти, по примеру первой пятилетки, старались ее перевыполнить. Зачастую в кулаки записывали середняков и даже неугодных по каким-либо причинам бедняков. Для оправдания этих действий было придумано зловещееслово «подкулачник». В отдельных районах число раскулаченных достигало 15—20%.

Миллионы самых трудолюбивых крестьян — кулаки и середняки — подвергались раскулачиванию: у них конфисковывали имущество (землю, скот, дом), их могли лишить свободы. Местные органы власти получили право высылать репрессированные семьи в отдаленные районы Севера и Сибири. В ряде районов страны было раскулачено 10—15% крестьянских хозяйств, хотя фактически кулаки составляли менее 5% крестьян. Всего раскулачено от 5 до 10 млн человек вместе с семьями. В стране к началу коллективизации насчитывалось примерно 3,6 млн кулацких хозяйств. К концу коллективизации «раскулачили» 15 млн хозяйств, т.е. не только кулаков, но и главным образом середняков и даже бедноту. Эти действия власти вызвали крестьянские выступления, в которых приняли участие 700 тыс. человек.

Вопрос №6

Результаты индустриализации и коллективизации;

Сообщение 1студента«Достижения индустриализации: итоги первых пятилеток», показывающего презентацию:

Итоги первого пятилетнего плана. Вступили в строй Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты, крупные угольные шахты Донбасса и Кузбасса, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы. Однако за эти годы были сооружены 1500 крупных предприятий и 100 городов, введены в строй 1500 км железных дорог.  Уже в 1929 г. Запорожский завод сельхозмашин «Коммунар» выпустил первый советский комбайн. По темпам производства СССР вышел на первое место в мире. Все эти успехи превратили СССР из страны, ввозящей промышленное оборудование, в страну его производящую.

В годы второй пятилеткиБыли возведены 4500 промышленных предприятий, введены в строй Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения, Челябинский тракторный и Уральский вагоностроительный завод, металлургические заводы «Азовсталь» и «Запорожсталь», авиационные заводы в Москве, Харькове, Куйбышеве.  В 1931 г. завершено строительство железнодорожной магистрали Турксиб (Туркестано-Сибирской), соединившей центральные регионы СССР со Средней Азией. В 1934 г. в Москве введены в строй первые троллейбусные линии, а в 1935 г. — метрополитен. Намеченный Сталиным 10-летний срок страна, все-таки пробежала, обогнав по своей индустриальной мощи крупнейшие государства Европы.

Сообщение 2студента(оппонент первого студента)«Издержки индустриализации»  – большинство важных объектов первой пятилетки было построено руками заключенных, в том числе Беломорканал, соединивший Белое и Балтийское море.

Каждый подневольный строитель называлсязаключённый каналоармеец, строительством канала с 1931 по 1933 год. Работали заключенные за паек – буханку хлеба и «баланду» из мороженой рыбы.Не меньшим стимулом для ударной работы служили трупы казнённыхзаключённых, развешанныепо сторонам канала. Согласно официальным данным, всего за время строительства 1931—1933 г. умерло 10 936 заключённых.

Реальные успехи пятилеток достигались за счет снижения уровня жизни народа.

Цены на продукты питания и первой необходимости были высокими. Рабочие в принудительном порядке должны были подписываться на государственный заем в размере двух-четырехнедельного заработка. Эти деньги шли на нужды индустрии.

Квартирная плата была низкой, но рабочие жили в коммунальных квартирах или бараках без всяких удобств. Изначально восторжествовал принцип – сначала завод, а потом уже жилье и прочее.

Многие рабочие испытывали неприязнь к стахановским экспериментам, которые приводили в конечном итоге к увеличению норм выработки, продолжительности рабочего времени, существенной разнице в зарплате. Отставали в развитии легкая промышленность, аграрный сектор. Появился дефицит на многие товары массового спроса, в том числе и на продукты питания.

Преподаватель :  Для того, чтобы оценить итоги индустриализации, я предлагаю вам  обратиться к статистике. И хотя современные историки считают, что по большинству  показателей ни первая, ни вторая пятилетка так и не были выполнены, цифры, приведенные в таблицах Рабочего листа №3 , позволяют нам сделать определенные выводы. Работаем всей группой. Время на работу – 3 минуты.

Рабочий лист №3

Таблица № 1. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Франции

Страны

1918–1929 г.

1930–1941 г.

СССР

6,9

16,5

США

3,1

1,2

Великобритания

1,2

2,1

Франция

7,9

- 2,2

Таблица № 2. Число построенных, восстановленных и введенных в действие крупных государственных промышленных предприятий

Годы

Число предприятий

1918–1927 (за 9 лет)

1-я пятилетка (1928–1932)

2-я пятилетка (1933–1937)

2200

1500

4500

Таблица № 3. Ввод в действие важнейших производственных мощностей

Виды производства

Фактическая мощность в 1913 г.

Введено мощностей в ходе индустриализации

Уголь, млн. т. в год

29

189

Железная руда, млн. т. в год

9

29

Чугун, млн. т. в год

4,2

14,6

Сталь, млн. т. в год

4,3

13,9

Автомобили тыс. шт.

0

200

Тракторы, тыс. шт.

0

100

Комбайны, тыс. шт.

0

45

Учитель: Давайте отвечать на вопросы, делать выводы и заносить их в таблицу.

Вопросы к таблицам:

  • Какие изменения произошли в экономике СССР в ходе индустриализации?

Ответ:За две пятилетки по темпам производства СССР вышел на первое место в мире;по объему промышленной продукции занял второе место в мире после США, были достигнуты  и из страны аграрной превратился в страну аграрно-индустриальную

  • Какие новые отрасли появились в структуре советской экономики в ходе индустриализации?

Ответ: были созданы новые отрасли промышленности—тракторная, автомобильная.

  • Какие отрасли промышленности развивались наиболее быстрыми темпами и почему?

Ответ: стремительное развитие получила угольная промышленность, металлургия.

Сообщение 3студента

ИТОГИ Коллективизации

Самой трагической страницей в истории коллективизации стал голод 1932-1933 гг.

  1. голод 1932-1933 гг. погибло от 3 до 15 мил.чел.

 В целом урожаи этих лет были лишь немного ниже средних многолетних и сами по себе голодом не грозили. Но для закупки промышленного оборудования требовалась валюта. Получить ее можно было только в обмен на хлеб. Хлебозаготовки 1931 г. обрекли крестьян на голодание. К лету 1932 г. деревня зерновой полосы России и Украины после полуголодной зимы оказалась ослабленной и обессиленной. На еще не вызревших полях появились "парикмахеры" - крестьяне, которые срезали ножницами колосья; когда началась уборка, появились "несуны". Зерно несли с токов в карманах и за пазухой.

  1. 7 августа 1932 г. был принят закон об охране социалистической собственности,

написанный собственноручно Сталиным. Он вводил в качестве меры судебной репрессии за хищение колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты - расстрел с конфискацией всего имущества. "Закон о пяти колосках" - так называли его в деревне. К ответственности привлекались и дети с 12 лет. К началу 1933 г. в РСФСР по этому закону было осуждено 54 645 человек, из них 2110 - к высшей мере наказания. Приговоры были приведены в исполнение примерно в 1000 случаев.

  1. 1932 г. в СССР была введена паспортная система, но колхозникам паспорта не

выдавались, т.е. они прикреплялись к колхозам навечно. Из колхозов забирали почти весь собранный урожай.

  1. Деревня приходила в упадок, снижались урожаи за 1929—1934   гг.   производство  зерна  

 сократилось  на   10%, сокращалось поголовье   крупного рогатого скота и лошадей за  1929—1932 гг. сократилось на одну треть, свиней — в 2 раза, овец — в 2,5 раза.

        

Однако Сталин праздновал победу: несмотря на сокращение производства зерна, его государственные поставки увеличились в 2 раза. Но самое главное, коллективизация создала необходимые условия для осуществления планов индустриализационного скачка. Она предоставила в распоряжение города огромное количество рабочих рук, попутно ликвидировав и аграрное перенаселение. Коллективизация    позволила,   при   значительном   уменьшении   числа занятых, поддерживать произ-во с/х продукции на уровне, не допускавшем длительного голода. Она обеспечила пром-ть необходимым сырьем. Коллективизация уничтожила последний островок рыночной экономики – частнособственническо.

  1. Этап

Закрепление Обсуждение таблицы «Результаты индустриализации и коллективизациив СССР: достижения и просчеты»

Преподаватель : Подведем итоги работы с таблицей. Перечислите, какие вы указали достиженияиндустриализации.(ответ)

Назовите, что вы записали в колонке просчеты.(ответ)

Результаты индустриализации

Достижения

Просчеты

Увеличились объемы производства и темпы роста

СССР стал выпускать всю  необходимую промышленную продукцию

 СССР из аграрной превратился в индустриально-аграрную страну

Был создан военно-промышленный комплекс

В стране была решена проблема безработицы

Низкий уровень  жизни
Индустриализация произошла за счет разорения деревни.
Продукция была  низкого качества

 Созданная промышленность была ориентированана нужды государства (армии).

Характер развития был экстенсивным

Преподаватель : Подведем итоги работы с таблицей. Перечислите, какие вы указали достиженияколлективизации.(ответ)

Назовите, что вы записали в колонке просчеты.(ответ)

Последствия коллективизации

Положительные последствия

Отрицательные последствия

  • Увеличение поставок хлеба государству
  • Приток в город рабочих рук
  • Ликвидация аграрного перенаселения
  • Созданы условия для индустриализации
  • Сокращение сельскохозяйственного производства
  • Голод 1932-1933 годов

5. Этап

 Подведение итогов работы

Преподаватель :А теперь вернемся к началу нашего урока. Я напоминаю,  Существует точка зрения, что индустриальный прорыв, совершенный в 30 – е годы, обошелся нашей стране слишком дорого и не стоил затраченных сил. Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас? (ответы учащихся) Согласные – красная карточка, несогласные – белая карточка. Ряд учащихся аргументируют свою точку зрения.

Обобщение изученного на уроке:

Преподаватель: Сегодня на уроке мы рассмотрели события одного из важнейших этапов нашей истории – модернизации, преобразований в экономике СССР.Главным итогом индустриализации стало превращении нашего государствав высокоиндустриальную державу с развитой тяжёлой промышленностью,новыми заводами, электростанциями, метрополитеном и многим другим чем

советские люди гордились десятилетиями, несмотря на все трудности, тяготыи проблемы. Индустриализация стала шагом в будущее.После завершения коллективизации вся экономическая жизнь страны оказалась полностью в руках Сталина, все граждане были целиком зависимы от государства и в политическом и в экономическом отношении. Одновременно была завершена и монополизация духовной жизни.

6.Этап

Инструктаж о домашнем задании

1.Артемов В.В.,  . История: учебник. — М., 2015. Стр.177 -179; знать основные понятия, цели, методы, итоги индустриализации.

2.Подготовить сообщения: «Коллективизация на Кубани»; «Голод 1932-1933гг.»

7.Этап

Рефлексия

Преподаватель:Ребята, большое спасибо всем за работу. Среди материалов урока на вашем столе лежит карточка с мишенью. Возьмите её. Представьте, что цель (середина мишени) - это ваши знания по теме индустриализация и коллективизация в СССР, которые вы хотели получить сегодня на уроке. Оцените, насколько наш урок помог вам достичь этой цели.

.

Использованная литература

1.  Артемов В.В.  Лубченко Ю.Н. «История» издательский центр «Академия , 2012г.»

2.  Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю. М.: Просвещение, 1999.

3.    Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Классный руководитель. 2007. № 8. .

 4.    Иванова А. Ф. нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. 2004. № 8.

5.  Ильинская И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.,2005.

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «Теоретические основы товароведения » на тему : «Анализ сахара-песка »

Методическая разработка предназначена  для преподавателей, работающих по активным инновационным формам проверки занятий по итоговому и рубежному контролю знаний и проведению практики для по...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Сольфеджио" на I курсе МВМУ "Простые диатонические интервалы"

28 октября 2013 года в Московском военно-музыкальном училище прошёл плановый открытый урок по сольфеджио на I курсе преподавателя отдельной дисциплины (музыкально-теоретические дисциплины и форте...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне»

Открытый урок по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне» представляет собой  комбинированный урок с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - тран...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине : " История " "Отечественная война 1812 года "

Целью данной методической разработки является показ влияния всемирной истории на историю Отечества. Патриотическое воспитание студентов....

методическая разработка открытого урока по дисциплине "Финансы и кредит"

в данном уроке раскрываются темы: функции денег. для наглядности готовая презентация, которая оформляет текстовую часть лекции....

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Менеджмент"

Раздел:      Деловое общениеТема:     Национальные особенности этики ...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информатика

Возможности применения электронных таблиц для решения практических задач по профессиональным модулям: расчет расхода конструкционных материалов для выплнения каменной кладки. Отработка профессиональны...