Открытое занятие на тему: «ДРАМА «ГРОЗА». КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ). СИЛА ТРАГИЧЕСКОЙ РАЗВЯЗКИ В СУДЬБЕ ГЕРОЕВ ДРАМЫ. СИМВОЛИКА ГРОЗЫ»
план-конспект занятия

Тип занятия: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.

Цель: выяснить, какие впечатления стали источником создания пьесы; дать характеристику городу Калинов, выяснить, кто его обитатели и как живут здесь люди; работая с текстом, определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.

Обучающий компонент:

      Обеспечить усвоение студентами драмы А.Н. Островского «Гроза»;

      Показать контраст красоты природы и условий жизни в городе Калинов;

Развивающий компонент:

      Развивать познавательные процессы (внимание мышление);

      Развивать речь (совершенствовать выразительность речи);

      Развивать интерес к русской литературе;

Воспитывающий компонент:

      Воспитывать  качества правильного поведения в семье и с окружающими людьми;

      Способствовать формированию высоконравственной личности, способной понимать чувства окружающих людей;

Межпредметные и внутрипредметные связи: кино, изобразительное искусство.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Ресурсное обеспечение: интерактивная доска.

Методическое обеспечение:

      Мультимедийная презентация;

      Художественные тексты А.С. Островского «Гроза»;

      Кадры из кинофильма «Гроза».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinak_ov._otkrytoe_zanyatie_po_ostrovskomu.docx60.79 КБ

Предварительный просмотр:

Единак О.В., 

преподаватель русского языка и литературы

ТЕМА: «ДРАМА «ГРОЗА». КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ). СИЛА ТРАГИЧЕСКОЙ РАЗВЯЗКИ В СУДЬБЕ ГЕРОЕВ ДРАМЫ. СИМВОЛИКА ГРОЗЫ» 

Специальность 44.02.03    Педагогика  дополнительного  образования в области хореографии,  1 курс. МДК «Литература».

Группа – 12-Х.

Тип занятия: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.

Цель: выяснить, какие впечатления стали источником создания пьесы; дать характеристику городу Калинов, выяснить, кто его обитатели и как живут здесь люди; работая с текстом, определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.

Обучающий компонент:

        Обеспечить усвоение студентами драмы А.Н. Островского «Гроза»;

        Показать контраст красоты природы и условий жизни в городе Калинов;

Развивающий компонент:

        Развивать познавательные процессы (внимание мышление);

        Развивать речь (совершенствовать выразительность речи);

        Развивать интерес к русской литературе;

Воспитывающий компонент:

        Воспитывать  качества правильного поведения в семье и с окружающими людьми;

        Способствовать формированию высоконравственной личности, способной понимать чувства окружающих людей;

Межпредметные и внутрипредметные связи: кино, изобразительное искусство.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Ресурсное обеспечение: интерактивная доска.

Методическое обеспечение:

        Мультимедийная презентация;

        Художественные тексты А.С. Островского «Гроза»;

        Кадры из кинофильма «Гроза».

Прогнозируемый результат: по итогам учебного занятия обучающиеся должны освоить следующие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность качество;

Уметь:

        Характеризовать особенности стиля писателя А. Островского;

        Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

Знать:

        Содержание изученного литературного произведения;

Ход учебного занятия

1. Оргмомент.

Добрый день, уважаемые студенты, я рада приветствовать вас на занятии. Мы продолжаем знакомство с творчеством А.Н. Островского и сегодня обратимся к его драме «Гроза».

Давайте вспомним, что такое драма и каковы особенности стиля                       А.Н. Островского?

2. Изучение нового материала.

История создания драмы «Гроза»

– В основу сюжета легли впечатления Островского от литературной экспедиции по Волге в 1856-1857 гг. Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года. (Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке). По просьбе друзей А.Н.Островского, цензор И.Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую. «Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г., а напечатана в январе 1860 г.

Особенное внимание русских писателей в 50-60х годах привлекали три темы:

  • крепостное право;
  • появление на арене общественной жизни новой силы - разночинной интеллигенции;
  • положение женщины в стране.

Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была ещё одна, требовавшая неотложного освещения.

  • тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту.

– Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким показан город Калинов?

Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3).

– Выделите слова, которые особенно характеризуют жизнь в городе.

«Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и т. п. — это принципы жизни в городе.

– Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

«Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и т. п. — это принципы жизни в семье.

– Зависть, вражда, кляузы, суды — вот мир города Калинова, в который погружает читателя А.Н. Островский. И это не сказочный город ужасов, а реальный мир, который существует не только в каждом уездном городке, но и в купеческом Замоскворечье, быт и нравы которого писатель хорошо изучил. На просьбу Бориса изобразить эти нравы в литературе Кулигин заявляет, что боится: «Съедят, живого проглотят. Мне уж и гак. сударь, за мою болтовню достается». Герой хочет найти иной, более реалистичный и действенный выход из создавшейся ситуации: он мечтает изобрести перпетуум-мобиле («вечный двигатель», который обеспечил бы мещанство работой). Большую часть времени калиновцы просиживают дома. В городе сделали бульвар, но народ по нему не гуляет: все сидят за заборами, «чтобы люди не видели, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят».

– Если в Калинове так плохо, то почему вначале — чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса?  (Город Калинов противоречив. С одной стороны — чудесное место, где располагается город. С другой — ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу)

Из газет калиновцы читают только «Биржевые ведомости», да и то не во всех домах. Свои представления о жизни калиновцы черпают из рассказов странниц-богомолок. Они готовы поверить, что есть земли, где все люди с песьими головами. Странница Феклуша для них не просто разносчик новостей. Она мыслитель, поставляющий в  дома духовную пищу. Стремясь нагнать на капиновцев побольше страху, Феклуша не жалеет фантазии, рассказывая разные небылицы о Москве и дальних странах. На ее примере А.Н. Островский разоблачает убогое мировоззрение представителей мещанской среды.

– Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? (Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.)

– Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? (Контраст.)

–Каковы жители, обитающие здесь?

– Каковы основные черты странницы Феклуши?

(Верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и невежество: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче, — действие 3, явл. 1; о других странах — действие 2, явл. 1. Боятся грозы — действие 4, явл. 4. Верят, что Литва упала с неба, — действие 4, явл. 1.)

        

Мы рассмотрели с вами особенности жизни в городе, особенности семейного уклада. Пора познакомиться с главными героями драмы.

– Давайте назовем действующих лиц «Грозы» (чтение афиши). Что означают их имена и фамилии? 

Фамилии в пьесах Островского «говорят» не только о характере героя, но фактически дают информацию о нем. Тщательное отношение Островского к именам героев – одна из причин их реалистичности. Здесь же проявляется такое редкое качество как читательская интуиция. Изучая список действующих лиц, следует отметить распределение героев по возрасту (молодые -- старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин -- механик-самоучка и Борис).

– Н. Добролюбов в своей критической статье «Луч света в темном царстве» делит героев драмы на две большие группы – «хозяева жизни» («темное царство») и «жертвы». Предлагая вам составить таблицу с двумя колонками, распределив героев в ту колонку, в которую вы посчитаете нужным.

"Хозяева жизни"

"Жертвы"

Дикой. Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кабаниха. Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Феклуша. И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Кулигин. Лучше уж стерпеть.

Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

– Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

– Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша?

– Как понять такое определение - "зеркальные" образы?

– Докажите, что Кудряша можно считать "зеркальным" образом Дикого, а Феклушу - "зеркальным" образом Кабанихи?

– Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка — фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. Вечный мотив горя от ума.)

Каждый герой «темного царства» и действующие лица, относящиеся к типу «жертвы», имеют свои черты характера. Давайте попытаемся определить эти черты.

Группа 1. Особенности раскрытия характеров героев – Дикой, Кабаниха, Кудряш, Феклуша.

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабаниха - речь лицемерная, "давящая".

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

Феклуша - речь показывает, что она была во многих местах.

Кудряш. А что?

Дикой

  1. Кто он по своему материальному и общественному положению?
  2. В чем сказывается его стремление к наживе? Каким способом он добывает деньги?
  3. Какие поступки и суждения Дикого указывают на его грубость, невежество, суеверие?

Кабаниха

  1. Кто она по своему общественному и материальному положению?
  2. На чем, по ее мнению, должны основываться семейные отношения?
  3. В чем проявляется ее ханжество и лицемерие?
  4. Какие поступки и высказывания Кабанихи свидетельствуют о жестокости и бессердечии?
  5. Что общего и в чем различия в характерах Дикого и Кабанихи?
  6. Как относятся к поучениям Кабанихи Тихон, Варвара и Катерина?

Дикой

Кабаниха

О нем:

«ругатель»; «как с цепи сорвался»

О ней:

«все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет,а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»

Он сам:

«дармоед»; «проклятый»; «провались ты»;

«глупый человек»; «поди ты прочь»; «что

я тебе — ровный что ли»; «с рылом-то и лезет

разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак»

и др.

Она сама:

«вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меняи подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.

Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, чувствует

свою власть над людьми, самодур

Вывод. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.

Группа 2. Особенности раскрытия характеров героев – Кулигин, Варвара, Тихон, Борис. Как действует на этих героев жизнь в городе Калинов?

Кулигин - речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.

Кулигин. Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Тихон. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Варвара. Не уважишь тебя, как же!

Результаты действий этих героев:

— талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»;

— добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь»; он полностью подчинен матери;

— Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»;

— образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.

   Так ломает «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.

Группа 3. Особенности раскрытия характеров героев – Катерина. Смысл названия пьесы "Гроза".

Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи

Свободолюбие - подчинение

Независимость - отказ от своей воли

Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями

Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал

Религиозность - религиозное лицемерие

Решительность - не дать жить по своей воле (неволя)

Доброта, бескорыстие - грубость и брань

Честность, непосредственность – обман

Вывод: Для Катерины - Главное –жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт.

 Смысл названия пьесы "Гроза".

- Дайте определение слову «гроза»?

- Какое значение имеет в пьесе?

( Гроза для Катерины – божья кара; Тихон называет грозой брань своей матери; Кулигин видит в грозе «благодать»)

- Композиционная роль грозы? (связывает воедино всю пьесу: в 1 действии гроза надвигается, в 4 – предвещает гибель, разражается в кульминационной сцене признания Катерины).

– О чем мы сегодня разговаривали и какой вывод можно сделать, исходя из нашей беседы?

4. Итог занятия. Город Калинов — это типичный город России второй половины XIX в. Жизнь в городе — это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают «хозяевам жизни» право диктовать свою волю «жертвам». В правдивом показе такой жизни — позиция автора, призывающего изменить ее. Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы - "хозяева жизни" и "жертвы", в своеобразной позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей, соответствующей их позиции, и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

5. Домашнее задание: Выписать характеристику Катерины (вн. вид, характер, поведение, какая была в детстве, как изменилась в доме Кабановых). Определить основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины. Подготовить выразительное чтение наизусть монологов Катерины (действие 2 явление 10 и действие 5 явление 4).

6. Рефлекия

  1. В каком городке происходит действие пьесы?

А) Грачи

Б) Калинов

В) Малиновка

  1.  Кто из персонажей хвалит город за благолепие?

А) Борис

Б) Кулигин

В) Странница Феклуша

  1.  Кто из персонажей дает такую характеристику Кабанихе: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»?

А) Борис

Б) Кулигин

В) Феклуша

  1. Как Варвара догадывается, что Катерина кого-то полюбила?

А) Катерина все время смеется и улыбается, когда на нее никто не смотрит

Б) Она тиха и задумчива, почти не слышит, что ей говорят люди

В) Катерина рассказывает ей о своем счастливом детстве, а затем признается, что с не происходит что-то неладное

  1. Что, из сказанного Варварой, приводит Катерину в ужас?

А) Что она расскажет о своих подозрениях Борису

Б) Она обещает, что после отъезда Тихона устроит ей свидание

В) Рассказывает ей о своих связях

  1. Что Кабаниха называет «дьявольским наваждением»?

А) Прогресс

Б) Суету московской жизни

В) Любовь

  1. Что изображено на фреске, на одной из улиц Калинова?

А) Тайная вечеря

Б) Вознесение Господне

В) Геенна огненная

  1. Что побуждает Катерину признаться Тихону в измене?

А) Нападки и оскорбления Кабанихи

Б) Начинается гроза и Катерина с ужасом ждёт, что её, не покаявшуюся в грехе, убьёт молнией

В) Борис, который обещает жениться на ней после расставания с Борисом

  1. Что делает Катерина после того, как узнает, что Борис не собирается брать ее с собой?

А) Возвращается к мужу

Б) Бросается с обрыва в Волгу

В) Никем не замеченная уходит из Калинова

  1. Чьи слова «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» завершают пьесу?

А) Тихона

Б) Бориса

В) Кулигина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого учебного занятия по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел РФ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912"Право и организация социального обеспечения"

Конспект открытого учебного занятия по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел Российской Федерации" по дисциплине "Правоохранительные органы" по спе...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ для открытого урока по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел РФ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912"Право и организация социального обеспечения"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ для открытого урока по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел Российской Федерации" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специал...

Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы», специальность 34.02.01 Сестринское дело

Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы», специальность 34.02.01 Сестринское дело...

Технологическая карта учебного занятия по теме: Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы

Технологическая карта учебного занятия по теме: Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы...

Методическая разработка для проведения практического занятия по теме "Реабилитационный процесс при заболеваниях опорно- двигательной системы, санаторный и амбулаторный этапы"

Методическая разработка практического занятия для преподавателей по теме «Реабилитационный процесс при заболеваниях опорно –двигательной системы, санат...

Конспект открытого занятия ОУД.04 Математика специальность 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

Конспект открытого занятия ОУД.04 Математика специальность 09.02.07 «Информационные системы и программирование»...