РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОГСЭ.05 «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»
рабочая программа

Курмакаев Юнир Якубович

Рабочая программа  общеобразовательной учебной дисциплины огсэ.05 « История медицины»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по специальности  31.02.02  Акушерское дело и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «История медицины»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа73.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №6»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной дисциплины

ОГСЭ.05 «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»

по специальности: 31.02.02 Акушерское   дело

форма обучения: очно-заочная

2019 г.

Рабочая программа  общеобразовательной учебной дисциплины ОГСЭ.05 « История медицины»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по специальности  31.02.02  Акушерское дело и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «История медицины»

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой) комиссией ОПД

от « 29 » августа 2019 г

протокол № 1

Председатель П(Ц)К ОПД

 _________   /Е.Ю. Максименко/

УТВЕРЖДЕНА

 на заседании методического совета

от «»30» августа 2019г.

протокол №1

 

 Директор ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» _______________ /Г.Г. Савзян/

Составитель:

Курмакаев Ю. Я. – кандидат исторических наук, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

Рецензент:

Бессонова Т.С. – кандидат исторических наук, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История медицины»

1.1.Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.02 Акушерское дело, форма обучения - очно-заочная).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

  1.  Цели и задачи дисциплины -требования к результатам освоения дисциплины:

           

     В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на разных этапах истории человечества;
  • обосновывать необходимость перемен в сестринском деле на современном этапе;
  • выделять общие черты моделей сестринского дела;
  • определять основные цели и задачи программы развития сестринского дела в РФ;
  • стремиться к повышению своего культурного уровня;
  • совершенствовать и углублять свои знания по истории медицины;
  • ориентироваться в данных вопросах, обобщать материал, делать выводы, применять полученные знания на практике;

     В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до новейшего времени;
  • отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды;
  • достижения в области медицины;
  • вклад выдающихся врачей мира в развитие медицинской науки;
  • основные этапы развития сестринского дела в России и за рубежом;
  • современные теории и модели сестринского дела;
  • концепции современного развития медицины и сестринского дела;
  • основные правила и принципы медицинской этики;
  • выдающихся врачей, сестер милосердия;
  • основные этические проблемы современной медицины;
  1. Использование часов вариативной части

        

№п\п

Дополнительные знания, умения

№, наименование раздела

Количество

часов

Обоснование включения в рабочую

программу

     уметь:

  • понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на разных этапах истории человечества;
  • обосновывать необходимость перемен в сестринском деле на современном этапе;
  • выделять общие черты моделей  сестринского дела;
  • определять основные цели и задачи программы развития сестринского дела в РФ;
  • стремиться к повышению своего культурного уровня;
  • совершенствовать и углублять свои знания по истории медицины;
  • ориентироваться в данных вопросах, обобщать материал, делать выводы, применять полученные знания на практике;

знать:

  • основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до новейшего времени;
  • отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды;
  • достижения в области медицины;
  • вклад выдающихся врачей мира в развитие медицинской науки;
  • основные этапы развития сестринского дела в России и за рубежом;
  • современные теории и модели сестринского дела;
  • концепции современного развития медицины и сестринского дела;
  • основные правила и принципы медицинской этики;
  • выдающихся врачей, сестер милосердия;
  • основные этические проблемы современной медицины

История медицины как часть общей истории науки, её периодизация и предмет преподавания.

2

Более детальное и углубленное освоение общих компетенций

 (ОК1- ОК 13)

необходимых для освоения специальности

Рациональная медицина античности (VI в. до н.э. – II в. н.э.).

4

Более детальное и углубленное освоение общих компетенций

 (ОК1- ОК 13)

необходимых для освоения специальности

Рациональная медицина во II-XVI вв.

6

Более детальное и углубленное освоение общих компетенций

 (ОК1- ОК 13)

необходимых для освоения специальности

Научные революции в медицине (XVII-XIX вв.).

4

Более детальное и углубленное освоение общих компетенций

 (ОК1- ОК 13)

необходимых для освоения специальности

Современная научная медицина. XX – начало XXI вв.

4

Более детальное и углубленное освоение общих компетенций

 (ОК1- ОК 13)

необходимых для освоения специальности

Дифференцированный зачет

2

Всего

22


1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки 42 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки 22 часа;  

- самостоятельной работы обучающегося    20 часов.


  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

   ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

42

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

22

в том числе:

     практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

- реферирование, подготовка доклада и презентации на занятие и/или студенческую научную конференцию

12

- составление повторительно-обобщающей таблицы

           4

- изучение документа

 4

Промежуточная  аттестация - в форме дифференцированного зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел I.

История медицины как часть общей истории науки, её периодизация и предмет преподавания.

4

Тема 1.1.

Предмет и задачи изучения истории медицины как науки. Искусство врачевания в первобытном мире

Содержание учебного материала

2

Медицина и наука. Естественно-научные и медицинские представления как неотъемлемая часть типа цивилизации и культуры. Многонациональный характер развития медицины. Роль медицины в обществе. История медицины как часть истории человечества и общей истории науки. Логика становления и развития рационального знания, методов научного познания в медицине. Периодизация развития медицины как науки, источники её изучения. «История медицины» как наука и предмет преподавания в медицинском колледже. Место истории медицины в системе медицинских наук. Общая и частная история медицины. Цели, задачи и методы изучения учебной дисциплины. Структура и основное содержание лекционного курса и семинарских занятий по учебной дисциплине. Значение изучения «Истории медицины» для практической деятельности медицинских работников. Становление первобытного общества и первобытного врачевания. Периодизация первобытного общества. Исторические источники информации о болезнях первобытного человека и врачевании. Современные теории происхождения человека. Формирование первоначальных представлений о здоровье, болезнях и их лечении в первобытном обществе. Родовая община. Накопление и совершенствование медицинских знаний и навыков: помощь при ранах и травмах, использование лекарственных растений, родовспоможение и уход за детьми, магические приемы против заразных болезней и др. Изготовление инструментов для врачевания. Первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия) и их влияние на приёмы врачевания. Сочетание коллективного врачевания и знахарства, развитие гигиенических навыков и обычаев. Народная медицина - один из источников научной медицины. Символы медицины - отражение способов врачевания древних народов.

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная

2

Вид: написать эссе «Влияние религиозных представлений на приемы врачевания»

Раздел II.

Рациональная медицина античности (VI в. до н.э. – II в. н.э.).

8

Тема 2.1.

Врачевание в цивилизациях Древнего Востока: Шумера, Вавилона, Ассирии, Египта, Индии, Китая.

Содержание учебного материала

2

Характеристика эпохи. Возникновение первых цивилизаций.  

Врачевание в странах Древней Месопотамии (Шумере, Вавилоне, Ассирии): источники и особенности. Законы Хаммурапи (XVIII век до н.э.). Тексты медицинского содержания. Гигиенические правила. Санитарно-гигиенические сооружения. Роль религии. Представления о причинах болезней и сущности болезненного процесса. Передача медицинских знаний. Врачебная специализация.

Врачевание и медицина в Древнем Египте: источники и особенности. Представления о причинах болезней. Анатомо-физиологические знания. Состав лекарств. Роль религии. Мумификация. Бальзамирование трупов. Представления о пневме.  Оперативное врачевание. Гигиенические традиции и санитарное благоустройство городов. Помещения для больных при храмах. Передача медицинских знаний. Врачевание в Древней Индии: источники, особенности. Древнеиндийские философские учения и их влияние на представления о болезнях и врачевании. Роль религии. «Аюрведа» как искусство врачевания. Представления о строении человеческого тела. Хирургические навыки. Лекарственное врачевание ("Чарака-самхита"). Йога-медицина. Санитарно – гигиенические сооружения. Организация медицинского дела. Врачевание в Древнем Китае: источники, особенности развития врачевания. Философские системы (даосизм, конфуцианство, натурфилософия) и их влияние на развитие естественнонаучных и медицинских представлений. Учения о пяти стихиях (У-Син) и двух противоположных началах (Инь-Ян). Китайская традиционная медицина: учение о пульсе, иглоукалывание, прижигание, массаж. Знания о строении человеческого тела. Методы диагностики заболеваний. Развитие лекарственного лечения. Предупреждение болезней. Деятельность выдающихся китайских врачей Бянь Цао, Хуа То. Значение традиционных систем врачевания Древнего Востока для последующего развития медицины народов мира. Врачебная этика в странах Древнего Востока. Особенности подготовки врачевателей; первые медицинские специальности. Родовспоможение.

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная.

2

Вид: работа с учебной и дополнительной рекомендуемой литературой; подготовка рефератов и презентаций по рекомендуемым темам (индивидуальное задание).

Тема 2.2.

Зарождение и развитие древнегреческой рациональной медицины. Врачевание в Римском государстве.

Содержание учебного материала

2

Роль Древней Греции в истории развития мировой культуры, науки и медицины. Зарождение и развитие древнегреческой рациональной медицины как предшественника современной медицины. Источники информации о врачевании и медицине. Сведения медицинского характера в поэмах Гомера "Илиада", "Одиссея".Роль религии. Греческая мифология о врачевании. Место богов-врачевателей в греческой мифологии. Философские основы древнегреческой медицины, её общая характеристика. Храмовая медицина. Светская медицина. Медицинское образование. Взгляды на условия формирования и сущность болезни.

Основные медицинские школы античности, их основные достижения и выдающиеся представители. Аподиктический метод доказательства в медицине, его развитие в работах Гиппократа, Аристотеля и Галена. Рациональная медицина  Гиппократа (460-377 гг. до н.э.) и значение его идей для развития медицины. Анатомо-физиологические представления в античности. Платон, учение Аристотеля и его влияние на развитие медицины. Александрийская врачебная школа: Герофил (335-280 гг. до н.э.), Эрасистрат (около 300-240 гг. до н.э.). Магия и рациональная медицина.

Медицина и врачевание в Римском государстве. Философские основы медицины Древнего Рима. Развитие санитарного дела, санитарно-технические сооружения и их назначение. «Законы XII таблиц» об охране санитарного состояния города.  Элементы государственной регламентации врачебной деятельности и медицинского дела. Институт архиатров. Государственные и частные медицинские школы. Рабы-врачеватели, свободные врачи. Становление военно-медицинского дела. Асклепиад и методическая школа. Становление христианства и его влияние на развитие медицины. Выдающиеся врачи Римской империи и их взгляды на природу болезни и врачевание:  Авл Корнелий Цельс (30/25 гг. до н.э. – 45/50 г.г. до н.э.), Соран из Эфеса (98-138 гг. до н.э.), Клавдий Гален (ок. 130- ок. 200 гг. до н.э.). Теоретико-практическая система Галена, его труды и представления об анатомии, хирургии, физиологии. Галенизм. Семинарское занятие Рациональная медицина античности (VI в. до н.э. – II в. н.э.).

2-3

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная

2

Вид: работа с учебной и дополнительной рекомендуемой литературой; написание эссе на одну из предложенных тем; составление повторительно – обобщающей таблицы.

Раздел III.

Рациональная медицина во II-XVI вв.

8

Тема 3.1.

Медицина в цивилизациях средневекового Востока и Европы (II – XVII вв)

Содержание учебного материала

2

Хронологические рамки Средневековья. Истоки западноевропейской культуры. Христианская традиция в медицине. Характерные черты средневековой науки: компиляция, систематизация, классификация, комментирование канонизированных авторов (античных, арабских). Особенности развития медицины: монастырской и светской. Система Галена в европейской средневековой традиции. Особенности перехода от античности к средним векам. Господство теологического мировоззрения и схоластического мышления. Противоборство схоластики и опытного метода науки в познании строения и функций человеческого организма; условия работы врачей.

Развитие медицинского образования. Университеты и обучение медицинским знаниям. Научные центры. Врачебная школа в городе Салерно. «Салернский кодекс здоровья» Арнольда из Виллановы. Введение вскрытий трупов. Учебник анатомии Мондино де Люцци. Роджер Бэкон. Алхимия. Монастырские больницы. Светские госпитали. Аптеки. Эпидемии повальных болезней. Санитарное состояние средневековых городов. Инфекционные заболевания в средневековой Западной Европе (проказа, чума) и методы борьбы с эпидемиями. Лазареты, карантинные мероприятия. Больницы.Гуманизм – идейное содержание культуры Возрождения. Критика гуманистами средневековых догм и «возрождение» античного наследия. Светский характер культуры и науки. Изобретение книгопечатания (XV в.). Передовые научные центры. Окончательное утверждение опытного метода познания в медицине и его значение для развития различных медицинских дисциплин (анатомии, физиологии, хирургии, клинического метода ведения больных, создания учения об инфекционных и профессиональных болезнях). Медицинское образование. Основные достижения медицины Возрождения: научная анатомия и оценка ее влияния на развитие практической медицины, связь медицины с химией, новый подход к лечению ран, представления о причинах возникновения и путях распространения инфекций, попытки введения практических форм обучения на медицинских факультетах Университетов. Роль художников и скульпторов эпохи Возрождения в развитии анатомических знаний. Леонардо да Винчи и его анатомические открытия. Становление анатомии и физиологии  как науки. Развитие клинической медицины. Развитие хирургии. А. Везалий (1514-1564) и его труд «О строении человеческого тела». Ф. Бэкон (1561-1626), У. Гарвей (1578-1657), Р. Декарт (1596-1650).  Теофраст фон Гогенгейм (Парацельс) (1493-1541) и развитие аптекарского дела. Первые фармакопеи. Д. Фракасторо (1478-1553) и основы учения о «контагии». Выдающийся хирург средневековой Европы А. Паре (1510-1590). Алхимические и магические представления в медицине Возрождения. Медицинская этика. Значение эпохи Возрождения для последующего развития науки.Медицина народов Американского континента до и после конкисты. Семинарское занятие «Развитие медицины средневековой Европы в донаучный период»

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная.

2

Вид: подготовка рефератов и презентаций по рекомендуемым темам (индивидуальное задание).                                

Тема 3.2

Медицина и врачевание в Древней Руси и Российском государстве (1Х -ХVII вв)

Содержание учебного материала

2

Истоки культуры и медицины Древней (Киевской) Руси, культуры антских племен, восточных славян и Византии. Этапы истории врачевания на Руси. Праславянский период. Принятие христианства и его влияние на древнерусскую медицину. Медицинские знания в древнерусской книжности. Основные направления в развитии древнерусской медицины. Взгляды на причины болезней. Виды медицинской помощи. Средства, используемые для лечения больных Особенности развития медицины: древнерусские лечебники и травники. Народная медицина. Народные врачеватели (кровопуски, резальники, зубоволоки, костоправы). Лечцы. Подготовка лекарей. Монастырская медицина и монастырские больницы. Киево – Печерская лавра в истории отечественной медицины. Зачатки светской медицины. Медицинская литература: «Изборник Святослава».

Медико-санитарный уровень Древней Руси. Гигиена и санитарное благоустройство городов. Эпидемии повальных болезней на Руси и организация мер по ограничению заражённых мест. Знаменитые врачи Руси: Антоний Преподобный, Домиан, Агапит Печерский, Пимен Постник, Феодосий. Семинарское занятие «Медицина и врачевание в Древней Руси»

Объединение русских земель в единое централизованное Московское государство (XV-XVII вв.). Роль православной церкви. Важнейшие направления развития медицины в Московском государстве. Медицина в литературных, исторических и медицинских памятниках XV - XVII веков. Распространение переводной естественнонаучной и медицинской литературы: "Галиново на Ипократа» (ХV в.), "Врата Аристотелевы" или Тайная тайных" (ХV в.), "Вертоград здоровья" и др. Медицинская литература: «Шестодневы», «Лечебники», «Травники».

Дальнейшее накопление научных знаний, их прикладной характер. Судебник 1550 г. и народная медицина. Русский фольклор и отражение в нем медицинской проблематики. Народные лечебники и травники. Суеверия. Знахарство. Элементы магии в медицине средневековой Руси. Возрастание роли и значения монастырской медицины (С. Радонежский, Кирилл Белозерский). Больница Троице-Сергиевого монастыря. Врачи-иностранцы. Борьба с эпидемиями повальных болезней. Зарождение элементов государственной медицины. Первые аптеки и создание Аптекарского приказа. Деятельность первых больниц и госпиталей. Монастырские и гражданские больницы. Больница боярина Ф. Ртищева в Москве (1656). Зачатки военной медицины. Представления о болезни и лечении в «Домострое» (XVI в.).Система подготовки национальных врачебных кадров. Лекарская школа при Аптекарском приказе (1654). Первые русские доктора медицины. Ю.Дрогобычский (около 1450-1494), Ф. Скорина (1490-1551), П.В. Посников (1676 - 1716).

2-3

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная

2

Вид: написание рефератов по теме: «Аптекарский приказ и зарождение государственной медицины в   Московском государстве».                                  

Раздел IV.

Научные революции в медицине (XVII-XIX вв.).

8

Тема 4.1.

Методологические предпосылки научной революции и прогресс медицины в XVII-XIX вв.

 

Содержание учебного материала

2

Медицина в период научных революций в XVII-XIX вв. Методологические предпосылки  научной революции. Новая философия и её роль в разработке методологии познания окружающего мира: Ф. Бэкон и Р. Декарт. Великие естественно-научные открытия конца XVIII-XIX вв. и их влияние на развитие медицины, мышление врачей и условий их работы. Формирование системы представлений о медицине как науке. Научная революция в медицине XVII в. Картина реальности в медицине к началу XVII в. Возникновение и утверждение новой картины мира и новых философских оснований медицины. Пересмотр Р.Декартом философских оснований медицинской науки. Механистическая картина мира. Становление классического естествознания. Складывание двух медицинских учений – ятромеханики (ятрофизики) и корпускулярной ятрохимии. Первые методы физического обследования: перкуссия, аускультация, термометрия в эксперименте. Первые медицинские приборы. Изобретение микроскопа и первые микроскопические наблюдения, микроскопирование в анатомии. Достижения биологии. Развитие медицинской микробиологии. Домикроскопический период. Р.Гук (1635—1703). М.Мальпиги (1628-1694).  Возникновение и развитие научной химии и её влияние на медицину. Развитие медицинской микробиологии. А. ван Левенгук (1632-1723).Внедрение анатомических вскрытий в преподавание медицины Западной Европы. Р. де Грааф (1641-1673), Ф. Рюйш (1638-1731) и их вклад в развитие анатомии и физиологии.Научная революция в медицине XVIII в., её причины, механизмы и характер. Модификация механистической картины мира. Утверждение новых представлений о болезни. Химические открытия XVIII века и их использование в медицине. Внедрение эксперимента в медицинской науке.  Становление и развитие научной физиологии и экспериментальной медицины. У. Гарвей (1578-1657) - основоположник научной физиологии и создатель теории кровообращения. Внедрение объективных методов обследования больных. Внедрение клинического преподавания в медицинских центрах Западной Европы.  Г. Бургаве (1668-1738). Реформирование медицинского образования. Открытие медико-хирургических академий. Новые подходы к предупреждению болезней. Создание научно-обоснованных классификаций болезней. Разработка научно-обоснованного и законодательно закреплённого комплекса медико-полицейских мер в Австрии, Франции, Швеции, Пруссии во второй половине XVIII в. Общая биология и генетика. Теория эволюции органического мира. К.Линней (1707 – 1778)  и его труд «Система природы». «Философия зоологии» Жана Ламарка (1744—1829). Микробиология. Открытие Э. Дженнером (1749-1823) метода вакцинации и его значение для организованной борьбы с инфекционными болезнями. Общая патология. Теории патологии, их влияние на формирование представлений  врачей о болезненном процессе. Методологический прорыв Дж. Морганьи (1682-1771) и возникновение патологической анатомии. М.К. Биша (1771-1802).Научная революция в медицине XIX в. её причины, механизмы и характер. Осуществление перехода к новому состоянию естествознания - дисциплинарно организованной науке. Переход от механистической картины мира к электродинамической. Принципы термодинамики, сформулированные в 50-60 гг. XIX в., изучение процессов обмена веществ и энергии.

Формирование научной клинической медицины. Новые теоретические основания клинической медицины (морфология, экспериментальная физиология, медицинская бактериология и иммунология, психология). Зарождение клинико-анатомического принципа и значение объективных методов диагностики в медицине. Физические, химические, биологические и психологические методы диагностики в XIX веке.  Начало экспериментальной медицины. Экспериментально-физиологические исследования органов и систем организма. Зарождение медицинской бактериологии и иммунологии. Л. Пастер (1822-1895). Антисептика и асептика. Р. Кох (1843-1910): разработка техники микробиологического анализа и открытие возбудителей туберкулеза и холеры. Медицинские теории и учения, воспринимающие человека как целостное явление и в его связи с окружающей средой. Широкое распространение физиотерапевтических методов лечения. Появление новых лекарственных препаратов и развитие экспериментальной физиологии. Гомеопатия.

Общая биология и генетика. Учение о наследственности и изменчивости. Г.Мендель (1822-1884). Хромосомная теория наследственности Т.Моргана. Медицинская микробиология. Клеточная теория строения организмов М.Шлейдена (1804-1881) и Т.Шванна (1810-1882).

Общая патология. К. Рокитанский (1804-1878). Р. Вирхов (1821-1902) и теория клеточной патологии. Возникновение эмбриологии. Ф. Мажанди (1783-1855), К. Бернар (1813-1878), Г. Гельмгольц (1821-1894). Р.Грааф.Научная революция в гигиене: переход от общих описаний явлений к точному количественному и качественному изучению влияния факторов среды на здоровье человека. Экспериментальная гигиена: М. фон Петенкофер (1818-1901). Общественная (социальная) гигиена: первые попытки создания законов по охране здоровья рабочих. Развитие гигиены в связи с успехами бактериологии (дезинфекция, фильтрация воды и др.).

2-3

Самостоятельная работа: внеаудиторная

2

Вид: составление таблицы: «Выдающиеся врачи Нового времени и их вклад в медицину».

Тема 4.2. Медицина в Российской империи в XVIII – Х1Хвв.Становление и развитие сестринского и акушерского дела за рубежом и в России

Содержание учебного материала

2

История сестринского дела как часть истории человечества. Периодизация и хронология основных этапов развития сестринского дела. Влияние мировых религий на сестринское дело. Викентий де Поль.

Сестринское дело за рубежом (I половина XIX века). Общины сестер милосердия   (Франция, 1617;  Германия, 1825;  Италия, 1821).

Сестринское дело в России. Вдовьи дома в Москве и Петербурге (1803 г.). Императрица Мария Фёдоровна. Появление службы «Сердобольных вдов» (1815-1892 г.). Общины сестер милосердия (1844).  Создание Свято–Троицкой общины сестер милосердия. Крестовоздвиженская, Георгиевская, Александровская, Покровская общины сестер милосердия. Великая княгиня Елена Павловна (1806-1873 гг.) и Н.И. Пирогов (1810-1881 гг.).

Основание А. Дюнаном Международного Красного Креста. Международный комитет Красного Креста (1876) и Лига Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (1919).

Учреждение «Российского общества попечения о раненых и больных воинах» (1867). Российское общество Красного Креста. Медицина и сестринское дело в годы Первой Мировой войны. Первый Всероссийский съезд фельдшеров (1907) и Всероссийское общество фельдшеров, Всероссийское общество сестер милосердия (1917). Реорганизация школ сестер милосердия в школы медицинских сестер (1920). Реформы среднего медицинского образования в послевоенное время.

Флоренс Найтингейл (1820-1910 г.г.). Открытие первых сестринских школ за рубежом. Первые патронажные сестры  (США,1877). Профессиональные сестринские организации (США, 1886; Великобритания, 1887). Международный Совет медсестер (МСМ, 1899).

Основные исторические этапы развития акушерской науки. Становление акушерства самостоятельной специальностью в XVIII веке.  Достижения акушерства в XIX в.  Семинарское занятие «Становление и развитие сестринского и акушерского дела за рубежом и в России».

2-3

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная.

2

Вид: реферирование по теме: «История развития среднего медицинского образования в России»

Раздел V.

Современная научная медицина. XX – начало XXI вв.

12

Тема 5.1.

Развитие теоретической и клинической медицины в XX в. Основные научно-исследовательские направления в медицине XX-начала XXI вв. в мире и в РФ.

Содержание учебного материала

2

Характеристика эпохи. Научно-техническая революция в медицине. Становление нового, неклассического естествознания с конца XIX до середины XX вв. Формирование квантово-релятивистской картины мира. Создание квантовой механики и теории относительности. Влияние факторов научно-технического прогресса на здоровье человека. Важнейшие достижения теоретической, клинической и профилактической медицины. Влияние выдающихся открытий в области физики, химии, биологии и генетики на медицину. Открытие в физике делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории. Концепция нестационарной Вселенной в космологии. Квантовая химия. Становление генетики. Молекулярная биология: установление структуры ДНК (1953 г., Дж. Уотсон и Ф. Крик). Возникновение кибернетики, теории систем и их роль в развитии современной научной картины мира. Нобелевские премии в области физиологии, медицины. Углубление дифференциации медицины: теоретическая, клиническая, профилактическая медицина. Создание новых лекарственных средств. Успехи трансплантологии сосудов, тканей, органов. Формирование новых наук. Психоанализ и психосоматика. Достижения микробиологии и иммунологии.

Развитие теоретической медицины. Цитология. Физиология: от аналитического понимания жизненных процессов к синтетическому. Клиническая медицина. Развитие диагностики, функциональной диагностики, появление клинико-диагностических центров. Резкое ускорение развития патогенетических методов лечения, а также этнологических и симптоматических методов. Химиотерапия (П. Эрлих). Антибиотики (А. Флеминт). Искусственная почка (1943 г.). Пересадка тканей и органов. Психофармакологические средства. Успехи оперативных методов лечения. Нейрохирургия. Кардиохирургия.

Профилактическая медицина. Новые более эффективные методы исследования, расширение возможности изучения объектов окружающей среды и их влияние на здоровья человека. Дифференциация гигиенической науки. Возрастание роли экологии. Разработка национальных стандартов факторов здравоохранения. Развитие социальной гигиены и медицинской социологии. Концепции здоровья (валеология, санология, ВОЗа  и др.).

Международное сотрудничество в области медицины и здравоохранении. История создания Всемирной организации здравоохранения (1948 г.). Реализация программы ликвидации оспы под эгидой ВОЗ. Движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны». Биоэтика: проблемы допустимых границ воздействия на человека. Врачебная этика.

Всемирная медицина  на современном этапе развития. Естественно-научная картина мира нашего времени. Рождение новой постнеклассичекой науки. Выдвижение на передний план междисциплинарных и проблемно-ориентированных форм исследовательской деятельности. Комплексные исследовательские программы как особенность современной науки конца XX в. Основные научно-исследовательские направления в медицине XX –XXI вв. Организация лечебно-профилактической помощи населению в разных странах. Основные этические проблемы современной медицины.

Состояние медицины России в XX в. Основные достижения и проблемы отечественной медицины. Реформирование здравоохранения Российской Федерации: противоречия, трудности и перспективы. Научная медицина. Научно-технический прогресс и медицина, изменение условий работы врачей. Проблемы внедрения страховой медицины и этика врача.

Цели, задачи и приоритетные направления «Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года».

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная.

2

Вид:  изучение документа «Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года».

Тема 5.2.

Медицина и здравоохранение в СССР.

Содержание учебного материала

2

Основные черты и социально-экономические основы медицины и здравоохранения  в советский период (1917—1991 гг.). Становление советской медицины. Создание Наркомздрава РСФСР. Основные принципы здравоохранения. Н.А. Семашко (1874-1949), З.П. Соловьев (1876-1928). Роль И.П.Павлова и его школы в развитии отечественной науки. Основные направления развития клинической медицины. Развитие лечебно - профилактического направления. Развитие санитарно-эпидемиологической службы. Профилактика и ее основной метод - диспансеризация - главное достижение советской медицины. Санитарное просвещение. Охрана материнства и детства. Подготовка медицинских кадров.Медицина в годы Великой Отечественной войны. Средний медицинский персонал в Великой Отечественной войне. Медицина и здравоохранение в послевоенный период. Реформы среднего медицинского образования в послевоенное время. Авиационная и космическая медицина.Достижения советской медицины. Научные школы. Выдающийся вклад в развитие генетики  советских учёных Н. К. Кольцова, Н. И. Вавилова, А. С. Серебровского, Н. П. Дубинина и др. Академия медицинских наук. Открытие НИИ: вирусологии (1946), экспериментальной патологии и терапии рака (1951), полиомиелита и вирусных энцефалитов (1955), НИИ грудной хирургии (1956).Медицина и здравоохранение в 60-90 годах. Развитие космической медицины. Реформа медицинского образования. Открытие Всесоюзного кардиологического научного центра (ВКНЦ), (1975). Выдающиеся врачи.

Реформа сестринского образования с 1991 г. Семинарское занятие «Медицина и здравоохранение в СССР»

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная.

2

Вид: реферирование по теме: «Достижения советской медицины»

Тема 5.3.

Организация  сестринского и акушерского дела в мире и в Российской Федерации в современный период.

Содержание учебного материала

2

Организация акушерского дела в мире и в Российской Федерации.  Основные положения и эволюция сестринского дела. Основные модели сестринского дела (К.Рой, Д.Орэм, Д.Джонсон, М.Аллен, Н.Роупер, В.Хендерсон, В.Логан).  Создание многоуровневой системы сестринского образования. Международное сотрудничество по сестринскому делу в ХХ веке. Международные программы ВОЗ по сестринскому делу.

Сестринское дело в России в конце XX – начале XXI вв. Реформа сестринского образования с 1991 г. Всероссийские съезды медицинских сестер. Сестринские периодические издания. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы: цели, задачи, направления, основные положения.

Актуальные проблемы сестринского и акушерского дела в РФ. Организация акушерско-гинекологической помощи женскому населению в современной России. Роль акушерок в повышении доступности, качества и эффективности медицинской помощи населению в Российской Федерации. Акушерские периодические издания.

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная.

2

Вид: изучение документа «Программа развития сестринского дела в   Российской Федерации на 2010-2020 гг.».

Итоговое занятие.

Дифференцированный зачёт.

2

3

Всего:            

42/22

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин: методические пособия, рекомендации по внеаудиторной работе, видеоматериалы, мультимедийные презентации, картотека: «Великие врачи мира»; «Выдающиеся сестры милосердия».

Оборудование учебного кабинета: 

  • посадочные места по количеству обучающихся: учебные столы - 15, стулья – 30;
  •  -рабочее место преподавателя стол для преподавателя;
  • доска белая, маркеры, шкафы книжные, экран.

Технические средства обучения:

  • телевизор, видеомагнитофон, мультимедийная система, экран для демонстраций мультимедийных презентаций, диапроектор, компьютер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Литература:

  1. Основная. Перечень рекомендуемых учебных изданий.

  1. Лисицын Ю.П. «Краткая история медицины». М., «ГЭОТАР-МЕД», 2016.
  2. Сорокина Т.С. История медицины. М., «Академия», 2016

  1. Дополнительная.
  1. Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Гален: врач и философ. М. Весть. 2014.
  2. Балалыкин Д.А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века. Учебное пособие. М.: Весть, 2013.
  3. Загоскин Н.П. Врачи и врачебное дело в старинной России. М. Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2017.
  4. История медицины: уч. пособие в трёх книгах. Книга первая. Руководство к преподаванию /Под ред. Д.А.Балалыкина. М.ГЭОТАР-Медиа.2017 г.
  5. История медицины: уч. пособие в трёх книгах. Книга третья. Хрестоматия /Под ред. Д.А.Балалыкина. М.ГЭОТАР-Медиа.2017 г.
  6. Степин В.С., Сточик А.М., Затравкин С.Н. История философии и медицины. Научные революции XVII-XIX вв./ М. Академический проект.2017.
  7. Сточик А.М., Затравкин С.Н. Реформирование практической медицины в процессе научных революций 17-19 веков: Учебное пособие. - М.: Шико, 2012 г.
  8. Труды по истории медицины. – Альманах РОИМ. Том 1 / С.П. Глянцев (отв. ред.). М., 2016.

Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

№ п/п

Наименование  ресурса

Адрес сайта

1.

История медицины. Научно-практический журнал.

https://historymedjournal.com/ru/ 

2.

Сайт кафедры истории медицины МГМСУ им. А.И.Евдокимова

http://historymed.ru

3.

Сайт профессиональной медицины. Медицинская литература. Медицинские статьи

http://medobook.com/statii/istoria-medicini/

4.

Сайт о медицине. История медицины

 http://medicinehistory.narod.ru/

5.

Электронная библиотека  Российской государственной библиотеки (РГБ)

http://elibrary.rsl.ru/

6.

Цифровая библиотека по философии

http://filosof.historic.ru/

7.

Портал информационной поддержки специалистов ЛПУ

  https://www.zdrav.ru/

8.

Сайт медицинской истории

http://med-history.livejournal.com/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения  учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий,  тестирования,  выполнения обучающимися  самостоятельной работы в форме  индивидуальных заданий, проектов, исследований. Применяются различные методы контроля: устный опрос,

письменный опрос, тестирование, заполнение таблиц. Используются следующие формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная, самоконтроль. Контроль предполагает применение заданий различной степени сложности с целью реализации личностно-ориентированного и индивидуального подхода.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

Умения:

понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на разных этапах истории человечества

Оценка за выполнение сообщения. Наблюдение за деятельностью на практических работах. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Оценка результата выполненных внеаудиторных  работ.

обосновывать необходимость перемен в сестринском деле на современном этапе

Оценка практических умений.

выделять общие черты моделей  сестринского дела

Оценка практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

определять основные цели и задачи  программы развития сестринского дела в РФ

Оценка практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

стремиться к повышению своего культурного уровня, совершенствовать и углублять свои знания по истории медицины

Оценка практических умений.

осуществлять поиск медицинской информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных медицинских текстов (правовых, научно- популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы, применять полученные знания на практике

Оценка за выполнение сообщения;

Наблюдение за деятельностью на практических работах.

Оценка результата выполненных практических работ.

Зачет.

 

Знания:

периодизацию всемирного исторического процесса, хронологические рамки исторических периодов

Оценка правильности ответа, полноты изложения, умения рассуждать.

основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до Новейшего времени

Тестирование. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

особенности взаимосвязи развития медицины с естествознанием, техникой, мировоззрением, общей историей человеческого общества;

Оценка результатов выполнения творческих заданий.

приёмы и методы врачевания на различных исторических этапах

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды

Тестирование. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и медицины в процессе развития их духовной культуры

Тестирование. Зачет.

вклад выдающихся врачей мира в развитие медицинской науки, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности в истории человечества.

Оценивание повторительно - обобщающей таблицы. Зачет.

концепции современного развития медицины и сестринского дела

Тестирование.

основные этические проблемы современной медицины

Решение ситуационных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ. 03 «Иностранный язык» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 43.02.11 «Гостиничный сервис»

Рабочая программапо учебной дисциплинеОГСЭ. 03 «Иностранный язык» программы подготовки специалистов среднего звенапо специальности CПО43.02.11 «Гостиничный сервис»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 История для профессии: 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.04 История разработана в соответствии с требованиями: Федеральным законом Российской Федерации...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины огсэ.01 «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   среднего проф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 04 ИСТОРИЯ

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 13.02.03" Электрические станции, сети и системы"

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности»  1.1. Место дисциплины в структуре основной профессио...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, примерной общеобразовательной программы дисциплины «История» д...