Диплом
учебно-методический материал

Кулюкина Анна Сергеевна

Дипломный проект на тему Методические рекомендации по использованию Детского альбома П.И. Чайковского в развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_-_kopiya.docx52.64 КБ

Предварительный просмотр:

Дипломный проект

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ «ДЕТСКОГО АЛЬБОМА» П.И. ЧАЙКОВСКОГО В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Оглавление:

Пояснительная записка  ………………………………………………3

Практическая часть  …………………………………………………21

Список литературы  …………………………………………………30

Приложения  …………………………………..……………………..33

Пояснительная записка

Процесс формирования и развития личности в гармонии с собой и окружающем его миром во многом обусловлен той эмоциональной средой, которая окружает человека в процессе его жизнедеятельности. Эмоциональная отзывчивость является основой полноценного развития личности. Она определяется как способность переживания своего отношения к себе, к другим людям, к окружающему миру, ориентирующая человека на положительные качества, на нравственные нормы и ценности в контексте реальной жизни. На сегодняшний день проблема эмоциональной отзывчивости достаточно актуальна, и тесно связана с эмоциями в целом.

Эмоциональная сфера является определяющей в психическом развитии старших дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

Советский психолог и философ, член-корреспондент академии наук СССР Сергей Леонидович Рубинштейн считал, что эмоции – это переживания, в которых отражается отношение субъекта к внешнему миру, процессы и события, которые происходят во внутреннем мире субъекта, деятельность субъекта, процессы и результаты которой могут сопровождаться эмоциональными переживаниями [11, с.426].

Сергей Леонидович Рубинштейн выделял познавательный компонент становления эмоциональной отзывчивости: «положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности, и конечно, в развитии мышления» [11,382].

Советский психолог, член АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор Александр Владимирович Запорожец формулирует эмоциональную отзывчивость, как «эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие» [21].

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда Василий Александрович Сухомлинский описывал воспитание эмоциональной отзывчивости, как процесс, в результате которого моральные нормы становятся актуальными, личностно-значимыми для индивида не только на рациональном, но и на эмоционально-ценностном уровне: «…чем ярче личное эмоциональное отношение к моральной идее, тем глубже моральные чувства» [13, с.246].

Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «отзывчивость на состояние других людей составляет едва ли не самое драгоценное достояние человека, но маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и быстро гаснут. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, осознанными, подчиняются мышлению. В дошкольном возрасте ребенок должен учиться понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, различать эмоциональные состояния по внешнему проявлению, сопереживать, сочувствовать, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния. Очевидно, что развитию эмоциональной сферы дошкольника способствуют все виды деятельности ребенка. Вместе с тем, огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция» [6].

Советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии, член АПН РСФСР, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор педагогических наук Борис Михайлович Теплов описывал эмоциональную отзывчивость, как одну из главных музыкальных способностей. Он писал, что развитие эмоциональной отзывчивости посредством восприятия музыки – это развитие способности чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способности к переживанию в форме музыкальных образов, способности к творческому воображению [15, с.251].

В музыкальной педагогике, вслед за Борисом Михайловичем Тепловым, эмоциональную отзывчивость определяют как центр музыкальности, под которой подразумевается комплекс музыкальных способностей, необходимых для успешных занятий музыкальной деятельностью [4].

В современной научной литературе проблема эмоциональной отзывчивости получила широкое освещение. Под эмоциональной отзывчивостью понимается качество или свойство личности человека, выражающееся в его способности активно, действенно воспринимать окружающую действительность, эмоционально реагировать на события из жизни других людей, стремиться к красоте, проявлять эстетическое отношение к произведениям искусства [5].

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Камчатского государственного университета Светлана Анатольевна Курносова, утверждает, что эмоциональная отзывчивость – личностное системное образование, включающее в себя эмоционально-оценочное отношение к ситуациям и явлениям, имеющее инстинктивную и физиологическую основу и приводящее к накоплению индивидуального эмоционального опыта имеет свои структурные компоненты: мотивационный; социально-коммуникативный; когнитивный; поведенческий; оценочно-рефлексивный.

Таким образом, эмоциональная отзывчивость является важной составляющей в развитии дошкольников. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

Основа эмоциональной отзывчивости закладывается у детей в дошкольном периоде и позволяет им эффективнее взаимодействовать не только со взрослыми, но и со сверстниками. Именно этот возрастной период является наиболее сензитивным для развития гуманных межличностных отношений. Важно не упустить такой значимый процесс возрастного развития детей бездействием и безучастием со стороны взрослых. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточение человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь» [14, с.172]. У ребенка происходит становление способностей проявлять произвольно собственные эмоции, которые ему сложно скрыть (например, радость, злость, удивление, огорчение, тревога, страх и др.). Дети в старшем дошкольном возрасте способны понимать и различать эмоциональные состояния другого человека, сопереживать, проявлять эмпатию, стремиться оказать помощь тому, кто попал в трудную ситуацию [1, с.8–10].

Эмоциональное развитие дошкольника – это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом. Условия для этого будут заключаться в формировании ценностных представлений; интеллектуальных; эстетических; социальных; валеологических; материальных, а так же в использовании приёмов, направленных на побуждение к мотивированной самореализации, стимулирующих развитие собственных оценочных суждений как основы морального самосознания [20, с.110].

Эмоциональные черты ребёнка старшего дошкольного возраста в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет дошкольник, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Эмоции и чувства формируются в процессе общения.

Следует отметить, что основным признаком эмоциональной отзывчивости ребенка старшего дошкольного возраста является способность удивляться характеру различных звуковых воздействий. Общение с музыкой оказывает на детей сильнейшее эмоциональное впечатление. Музыка для ребенка – это не просто величайший источник наслаждения, но и источник творчества. Ведущим компонентом музыкально-творческих проявлений у дошкольников выступает эмоциональная отзывчивость, комплексно выражающаяся в потребности слушать музыкальное звучание, радоваться ему, в желании проявлять себя в играх, пении, движении, рисовании [10, с.18].

С каждым годом увеличивается число детей, имеющих дефекты в речевом развитии. Одной из самых распространённых патологий развития речи является общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны – фонетики и смысловой стороны – лексики, грамматики, при нормальном слухе и интеллекте [8]. Общее недоразвитие речи оказывает существенное влияние на формирование и развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста.

Особенностями детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи являются пониженный фон настроения, астенические черты, нередко ипохондричность, тенденция к ограничению социальных контактов, низкая самооценка, тревожность, лёгкость возникновения страхов.

Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоционально-волевой сферы. Советский детский психиатр и дефектолог, создатель классификации задержки психического развития по этиопатогенетическому принципу, организатор при НИИ Дефектологии первой в нашей стране группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом – Клара Самойловна Лебединская и советский психиатр, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева – Андрей Евгеньевич Личко отмечают в своих работах, что симптомами нарушения эмоционально-волевой сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Так же ребёнку с речевой патологией присущи: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют не самостоятельность в деятельности и лёгкую внушаемость, в поведении и играх следуют за другими детьми [7, с.12-15].

Для понимания природы развития эмоциональной отзывчивости, очень важно знать и учитывать особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи. Нарушения эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи оказывают негативное влияние на их общение и адаптацию в социуме. Особенность эмоциональной сферы ребёнка с общим недоразвитием речи состоит в том, что в результате речевой неполноценности ребёнок отстраняется от детского коллектива, что отрицательно действует на психику ребёнка и проявляется в несформированности форм коммуникации, незаинтересованности в контактах, неумении ориентироваться в ситуации общения.

Кандидат психологических наук Елена Сергеевна Тихонова отмечает, что эмоциональная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи характеризуется повышенной тревожностью, которая проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «ребёнок – взрослый», высокой степенью психоэмоционального напряжения, сниженным эмоциональным фоном, невниманием детей с общим недоразвитием речи к эмоциональному состоянию других детей и, как следствие, низкой эмоциональной отзывчивостью [16, с.28-29].

Нарушения в развитие речи влекут за собой и нарушения в развитии общения. Дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения во всех сторонах процесса общения таких как: коммуникативной, где нарушен обмен информацией из-за трудностей в передаче своей мысли ребёнком и в сложности восприятия собеседником сообщения; интерактивной, где нарушается общая стратегия взаимодействия и перцептивной – невозможность точного и правильного восприятия собеседника, невозможность составления корректного представления о нём [16, с.28-29].

Проблема развития эмоциональной отзывчивости является непосредственной педагогической задачей для педагогов дошкольного образования, поскольку, развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников сегодня продиктовано не только психологическими детерминантами сензитивности данного возрастного периода и требованиями современного социума, но и государственной политикой в области дошкольного образования, так в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования от 17.10.2013 года «…развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания…» определяется в качестве требований в области социально-коммуникативного развития дошкольников [17].

Музыка – играет важную роль в развитии эмоциональной отзывчивости, так как по силе своего эмоционального воздействия музыка превосходит любой вид искусства. Особенно важную роль, слушание музыки занимает для детей с общим недоразвитием речи, ведь она является эффективным средством для развития памяти, внимания и речевой активности. Глубина этого воздействия зависит от подготовленности слушателя к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему музыка. Музыка обладает наибольшей силой воздействия на ребёнка, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Василий Александрович Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания [14, с.114]. «Умение слушать и воспринимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания. Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. Поэтому столь остро стоит в наше время проблема воспитания слушателя ещё с дошкольного возраста, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости» [18, с.226].

При использование музыкальных произведений, в целях развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, подбираемый репертуар должен соответствовать определённым требованиям, таким как: эмоциональность, чувственность, выразительность, яркость, насыщенность музыкальных образа и повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес, богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации; разнообразная тематика и жанровая принадлежность; доступность и постепенное усложнение музыки, в зависимости от возраста, слушательского опыта, интересов детей, соответствие её эмоционального содержания эмоциональному опыту ребенка [2, с.218.].

Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский умел, как никто, передать в музыке мысли, переживания, чувства человека. Его музыка яркая, наполненная образами, очень мелодична и эмоциональная.

Фортепианный цикл «Детский альбом» был написан в 1878 году. В семье сестры Петра Ильича Александры Ильиничны Давыдовой было семеро детей, и среди них маленький Боб – Володя Давыдов, которому и посвятил «Детский альбом» Пётр Ильич Чайковский. Композитор с большой нежностью относился к племянникам, с удовольствием общался с ними, гулял, с интересом следил за их музыкальными занятиями. В одном из своих писем от 30 апреля 1878 г. Чайковский сообщал: «Завтра примусь за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил и обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми заглавиями, как у Шумана» [19, с.128].

Задумывая «Детский альбом», великий русский композитор поставил перед собой сложную творческую задачу – создать музыку, доступную и понятную детям, изложить простым и понятным языком то, что было бы близко и интересно каждому ребенку, причем, с учетом особенностей восприятия и физиологии детей. «Детский альбом» полностью соответствует названным задачам и  принадлежит к лучшим образцам музыкального искусства. В этом предельно искренних произведениях Пётр Ильич Чайковский выразил свое отношение к детскому миру. Он смог избежать сентиментального умиления, подражания детскому лепету, примитивного поучения «что плохо, а что – хорошо».

Пётр Ильич Чайковский в «Детском альбоме» со всей очевидностью подтвердил старые истины: самые яркие впечатления родом из детства – любовь к матери, познание мира через игру. То, что было пережито в детстве, не исчезает, оно уходит вглубь души, перемещается в мир воспоминаний и порой с первозданной силой и чистотой воскресает у взрослых только благодаря общению с детьми. Такое общение обогащает и тех, и других, оно необходимо. В музыкальных зарисовках детских игр и танцев автор видит жизнь одновременно и детскими глазами, и своими собственными, взрослыми. Такая точка зрения присуща почти всем пьесам сборника.

«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского наполнен образами, мелодичен и эмоционален. Программное содержание цикла выстроено композитором в определённой последовательности – утро, день, вечер.

«Утренняя молитва» – одна из самых поэтичных и тонких пьес цикла. Чистая, светлая и возвышенная, по своему эмоциональному наполнению. В пьесе с поразительной психологической достоверностью передано настроение ребенка, пробудившегося ото сна, – ощущение покоя и гармонии с миром. Неторопливость движения, мягкость звучания, широта мелодического дыхания способствуют созданию одухотворенного образа произведения. Слова молитвы – мелодия.

С чистой и строгой «Утренней молитвой» контрастирует следующая пьеса – пейзажная зарисовка «Зимнее утро». Автор «увидел» это утро хмурым и неприветливым. Тревожное, беспокойное, нерадостное настроение. Музыка суровой, неприветливой зимы звучит в пьесе. Туманное, холодное утро сменяется жалобными интонациями. Как будто ребенок выглянул в окно и увидел маленьких, нахохлившихся от мороза птичек.

Мир и покой в душе ребенка вновь воцаряется благодаря маме. Ей посвящена следующая пьеса, проникнутая глубоким искренним чувством, безусловный шедевр цикла, – «Мама». Ласковые, исполненные добротой и заботой, успокаивающие, будто что-то объясняющие, порой настойчиво-увещевательные интонации, округлые, гладкие линии мелодического рисунка рисуют портрет самого родного и любимого человека. Ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства ребенка и матери. Пьеса заканчивается мягким умиротворением, затихая, будто в нежных материнских объятиях.

 «Игра в лошадки» – это маленькая токката, о чем свидетельствует подвижный темп, живой пульсирующий ритм, контрастность динамики. Следует обратить внимание на точность ритмики и на выверенность негромкого, легкого и звонкого звучания. Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Точно изобразил композитор цокот копыт игрушечной лошадки. Сказочные препятствия, смена декораций во время игры нашли свое отражение в богатой гармонии пьесы.

«Марш деревянных солдатиков» – «марш-видение, марш-призрак; подернутое дымкой фантазии эхо игравшей когда-то далеко-далеко победной музыки» [9, с.19-20]. Отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско. Четкость, легкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе. Игрушечное шествие солдатиков или целого войска рисует композитор строгим ритмическим рисунком. Следует проникнуться своеобразной энергией и целеустремленностью этой музыки, так как, несмотря на простоту, эта пьеса требует немалой собранности и воли.

Искрящейся радостью и восторгом сияет пьеса «Новая кукла». Ритмическим пульсом устремляющейся вверх мелодии, легкостью гибкого прерывистого движения мелодического рисунка в средней части пьесы Пётр Ильич Чайковский создает атмосферу детского счастья. Стремительная мелодия вобрала в себе целую гамму чувств – восторг, изумление, радость.

Автор понимал, что мир ребенка сложен и глубок, а способность беззаботно радоваться жизни отнюдь не единственная сторона, которой можно определить его суть. Для каждой пьесы композитор нашел поразительно простые и в то же время яркие образы.

В «Болезни куклы» медленное, тягучее движение, во время болезни обычно «скучно», с грустными интонациями мелодии, где, подобно вздохам, неоднократно повторяется фигура ниспадающих звуков, рельефно передает печальное настроение. Переживание девочки об ее заболевшей кукле передано удивительными музыкальными средствами. В пьесе отсутствует целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами.

«Вальс» из «Детского альбома» – один из шедевров «Детского альбома». Этот удивительно светлый, роскошный вальс танцуют уже оба героя: мальчик и девочка. Миниатюра является драматургическим итогом «кукольного» цикла.

Вслед за «Вальсом» следует очаровательная «Полька». В ее сияющих интонациях светится «улыбка» автора, музыка исполнена человечности и искрометного юмора. В ней много воздуха и сверкающего блеска. В средней части польки находится самая «вкусная» шутка: здесь солирует мальчик, он явно хочет выглядеть солидно, но под конец так раскружился, что чуть было, не упал.

«Русская песня» – обработка народной мелодии «Голова ль ты, моя головушка». В музыке слышится размах, широта, удаль, но рядом с весельем мелькает и грусть: здесь столько же минора, сколько и мажора.

Далее следует шутливая зарисовка «Мужик на гармонике играет». Сидит мужик с гармошкой на завалинке и «музицирует». Эта пьеса – образная сценка из народной жизни. Веселая недосказанность гармонии создает впечатление неудачливого гармониста. Вариативные повторы придают юмористичность пьесе.

 «Камаринская» – завершает «русский триптих». Блестящие вариации на известную тему русской плясовой с россыпью переборов, с залихватскими аккордами, прообразом которой является другая – симфоническая «Камаринская» русского композитора Михаила Ивановича Глинки, родоначальника русской симфонической школы.

«Неаполитанская песенка» – это подлинная мелодия. Услышав ее однажды под окнами своей гостиницы, Пётр Ильич Чайковский настолько пленился красотой и очарованием этой мелодии, что использовал ее в балете «Лебединое озеро», а затем включил ее и в «Детский альбом». Благодаря композитору, «Неаполитанская песенка» стала одним из самых популярных и любимых произведений мировой музыкальной классики. В этой музыке столько светлой радости, столько блеска и огня, что кажется, она впитала в себя все солнце Италии.

«Нянина сказка»– скерцо-повествование, живая нить которого, как клубочек, разматывает цепочку волшебных сказочных приключений. Прихотливые интригующие звучания, угловатые очертания, напряженные гармонии. Пьеса имеет явно программный характер: это рассказ о том, как няня рассказывает сказку – своеобразный «рассказ в рассказе».

Сказка продолжается, однако от добродушного тона «Няниной сказки» не осталось ни следа. Страшная «Баба-Яга» вторгается в музыкальное повествование, и настроение неожиданно меняется.

В музыке очень живописно передан образ сказочной злодейки и ее окружения. «Кудахчет» потревоженная «избушка на курьих ножках», клокочет в чане колдовское варево, а Баба-Яга перед тем, как взлететь в своей ступе, бормочет заклинания, затем несется за кем-то в погоню. Слышно, как ступа «заводится», приходит в движенье, взлетает. Вот, наконец, торжествующее зло стремительно летит над землей, затем жутковатое зрелище удаляется на дальний план и исчезает.

Обаятельное лирическое создание композитора – «Сладкая греза». Тема лирических мечтаний, надежд, чаяний светлой, лучшей жизни была очень близка Петру Ильичу Чайковскому.

 «Песня жаворонка», «В церкви» и «Шарманщик поет» – философский итог цикла.

Название «Песня жаворонка» говорит о том, что наступило утро, и уже не зимнее, а весеннее. Эта пьеса символизирует утро жизни, а следующая – ее вечер.

«Песня жаворонка» – жанрово-скерцозная, чисто изобразительная пьеса. «Как я люблю, когда по улицам текут потоки тающего снега, и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку, как радуешься прилету грачей, а за ним жаворонков и других заморских летних гостей!» – писал в одном из писем Пётр Ильич Чайковский [9, с.19-20].

«В церкви». Вновь, как и в начале цикла, звучит молитва. Идет вечерняя служба. Благоговейно и строго поет мужской хор. Особая, молитвенная проникновенность звучания заставляет забыть о суетности, прислушаться к себе, подумать о том, кто ты, зачем…

Из письма к Н.Ф. фон Мекк П.И. Чайковского: «В Венеции по вечерам к нашей гостинице подходил какой-то уличный певец с маленькой дочкой, и одна из их песенок мне очень нравится» [12, с.63]. Это и была та песня, которую композитор использует в «Детском альбоме» как песню Шарманщика.

Для успешного развития эмоциональной отзывчивости недостаточно просто включить музыку, для этого необходим целенаправленный педагогический процесс. Важнейшей задачей музыкального образования является развитие музыкального восприятия.

Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог может управлять процессом развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Рассматривая этот вопрос, при работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, нужно иметь в виду, что любое восприятие является сложным процессом, в котором участвуют многие органы чувств, образуются разнообразные комплексные условно-рефлекторные связи. В психологии понятие «восприятие» понимается как «отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий» [3, с.222].

Художественное исполнение музыки – это выразительность, простота, точность. Здесь недопустимы различного рода упрощения и искажения, которые лишают ребят нужных эмоциональных переживаний.

Слово педагога о музыке должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания не следует подменять излишними разговорами о музыке, ее особенностях. Можно считать лишенными педагогического смысла беседы, побуждающие детей к формальным ответам: музыка громкая, тихая, быстрая и т. д. Но перед слушанием пьес необходимо направляющее слово руководителя.

Слово педагога должно разъяснить, раскрыть чувства, настроения, выраженные музыкальными средствами. Формы словесного руководства различны: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов. Их использование зависит от конкретных воспитательных и учебных задач, а так же от момента ознакомления, первоначальное или повторное слушание.

Пояснения педагога на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи предельны, коротки, обращены на основной образ.

С появлением опыта в слушании музыки, беседы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи носят более развернутый характер, внимание обращается на развитие художественного образа, поясняется выразительное назначение музыкальных средств.

В словесных указаниях педагог неоднократно, с помощью образного, короткого рассказа или выразительно прочитанного стихотворения отмечает связь музыки с теми явлениями жизни, которые в ней отражены. Эти приемы обращены к слуху ребенка. Для развития музыкального восприятия очень ценны литературные цитаты, направленные на подчеркивание каких-либо характерных особенностей музыки, особенно для детей с общим недоразвитием речи, так как литературное слово способствует развитию фонематического слуха.

Восприятию музыкальных произведений помогут также изобразительные иллюстрации, художественные игрушки, пособия, т. е. наглядно-зрительные приемы.

Развитие эмоциональной отзывчивости через музыкальные произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, имеет своей целью создание методических рекомендаций для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, руководствуясь которыми они могут развивать эмоциональную отзывчивость необходимую для детей с общим недоразвитием речи. Дипломный проект соответствует ПМ06 «Организация профилактически – развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» и ПМ02 «Организация различных видов деятельности и общения детей».

Цель дипломного проекта: создание методических рекомендаций для успешного использования «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского в развитии эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи дипломного проекта: 1) Разобраться в сущности понятия «эмоциональная отзывчивость» путём анализа психолого-педагогической литературы; 2) Разобраться в особенностях развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи путём анализа психолого-педагогической литературы; 3) Разобраться в сущности понятия музыкальные произведения из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского путём анализа специальной и педагогической литературы; 4) Выявить условия успешного использования «Детского альбома» П.И. Чайковского в развитии эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи путём анализа специальной и педагогической литературы; 5) Выявить уровень развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи путём подбора диагностических методик; 6) Создать и реализовать программу по работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в целях развития эмоциональной отзывчивости через использование «Детского альбома» П.И. Чайковского; 7) Выявить динамику в развитии эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи путём проведения повторного исследования; 8) Составить методические рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через использование «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Понятийный словарь:

Эмоции – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности [3, с.692].

Эмоциональная сфера – одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье и становление его исходно благополучной психики [22].

Отзывчивость – положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение прощать, терпимость  [3, с.304].

Эмоциональная отзывчивость – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний [3, с.692].

«Детский альбом» – сборник пьес для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано» [9, с.5].

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи [8].

Практическая часть

Для выявления уровня эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, была подобрана диагностическая методика Н.Г. Куприной «Полихудожественная игра», состоящая из трёх диагностических заданий, целью которой является выявление особенностей восприятия детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи музыкального образа прослушанного произведения; изучение своеобразия эмоциональных переживаний в ходе слушания музыки, а также особенности реагирования детей на музыку [6].

В ходе проведения диагностической методики были выявлены дети с низким уровнем эмоциональной отзывчивости, что выражалось в отсутствие интереса у детей к слушанию музыки, к деталям драматургии произведения, эпизодичность внимания к звучащей музыке и переключение на занятия своими делами, неуместность мимических и вокально-речевых реакций, отсутствие эмоциональной увлеченности при выполнении диагностических заданий (см. Приложение 2).

Проанализировав результаты исследования, был сделан вывод о необходимости создания системы работы и программы с методическим обеспечением, направленной на развитие эмоциональной отзывчивости через использование музыкальных произведений из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского (см. Приложение 3).

Для реализации программы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в группе детского сада была оформлена предметно-развивающая среда – «Музыкальный уголок», соответствующий требованиям безопасности и возрасту детей, включивший в себя: картины русских художников; диски с видеоматериалами и музыкальными произведениями из «Детского альбома» П.И. Чайковского; портрет композитора; лэпбук; картотека литературных произведений и поэтического слова, необходимых для восприятия музыкальных произведений. В ходе реализации дипломного проекта работа с детьми велась в нескольких направлениях.

В самом начале работы по реализации составленной программы, дети, показавшие низкий уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку, не интересовались и не подходили к оформленному уголку, обходили его стороной, не замечая его.

В ходе занятий по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи были подобраны следующие произведения из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского: «Старинная французская песенка»; «Неаполитанская песенка»; «Вальс»; «Полька»; «Камаринская»; «Утренняя молитва»; «Зимнее утро»; «Сладкая греза»; «Нянина сказка»; «Баба-Яга»; «Мама»; «Игра в лошадки»; «Марш деревянных солдатиков»; «Болезнь куклы» и «Новая кукла».

В ходе реализации дипломного проекта работа с детьми велась в нескольких направлениях.

Для развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи были организованы занятия по ознакомлению детей с биографией и творчеством П.И. Чайковского. В процессе таких тематических занятий дети слушали невнимательно и неохотно. Богдан А. играл с машинками и отвлекал других детей. Ему подражали Артём Е. и Дмитрий Е. На индивидуальных занятиях с детьми, показавшими низкий уровень интереса к музыкальным произведениям, Артём Е. говорил: «Я хочу играть в мяч», «Я устал», «Можно я пойду», был не заинтересован в беседе. В рабочий процесс не вникал, на вопросы не отвечал, не проявлял сосредоточенность и внимание.

В ходе тематического занятия по ознакомлению с «Детским альбомом» П.И. Чайковского внимание детей было отрывочно. На вопросы педагога дети отвечали неохотно, многие стеснялись высказывать своё мнение, визуально выражали безразличие и незаинтересованность.

Учитывая особенности развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, для лучшего восприятия музыкальных произведений использовались: литературное слово, наглядный материал в форме: презентаций и альбома с репродукциями картин русских художников, повествовательные рассказы для того, чтобы вызвать ассоциативный ряд у детей (см. Приложение 4).

Знакомство с музыкальными произведениями детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи началось с пьес «Старинная французская песенка» и «Неаполитанская песенка». Для лучшего восприятия слушание музыки сопровождалось показом презентации с видами Франции и Италии. После первого прослушивания на вопросы воспитателя о характере музыки, чувствах и эмоциях, передаваемых мелодией, детям с общим недоразвитием речи было сложно сформулировать свои ответы. В их высказываниях преимущественно присутствовали слова: «Тихая», «Громкая», «Быстрая», «Медленная». Детям не хватало активного словарного запаса, чтобы описать своё мнение о характере музыки, её темпе и ритмичности. Вера Л. и Анастасия П. очень стеснялись отвечать на вопросы педагога. Внимание Богдана П. и Дмитрия Г. быстро рассеивалось, мальчики начинали баловаться и отвлекать других детей.

Для воздействия на речевую сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в совместной деятельности педагога с детьми проводились игры на звукоподражание, целью которых являлось повышение нагрузки на мышцы артикуляционного аппарата и развитие дыхания. Были организованы беседы о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа включала в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и позволяла расширить словарный запас детей, обогатить его образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданными в музыке, способствовала развитию связной речи.

Для развития выразительности движений, развития эмоциональной отзывчивости, для того, чтобы активизировать внимание и эмоционально раскрепостить детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, использовались двигательные импровизации, с помощью которых дети учились выражать эмоции, полученные в ходе слушания музыки, через движения. В свободную деятельность детей включались подвижные игры с музыкальным сопровождением. Например, игра «Зеркало», целью которой является развитие фантазии, ощущения свободы своего тела, ощущения партнера и пространства. В ходе игры дети делились на пары, один – «зеркало», другой – его «отражение». «Зеркало» показывает разнообразные движения под музыку, «отражение» – повторяет. Даниил Ш. и Артём Е. отказывались участвовать в таких играх – толкались, баловались и паясничали, но благодаря поддержке педагога и ребят, со временем их удалось привлечь к таким играм. Полученный и закреплённый навык двигательных импровизаций, дети применяли на программных занятиях. Благодаря системному подходу у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи перестали возникать трудности с импровизацией под музыку. И девочки и мальчики с удовольствием кружились под пьесы «Вальс» и «Полька», показывали творческие импровизации с игрушками под произведения «Игра в лошадки» и «Новая кукла».

С помощью музыкального руководителя для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, были организованы игры-импровизации на музыкальных инструментах – элементарное музицирование, задачами которого является: развитие мышления, творческой инициативы, преодоление неуверенности, расширение музыкального кругозора, развитие музыкальных способностей – чувства ритма. Различные детские музыкальные инструменты в свободном доступе постоянно находились в «Музыкальном уголке», для использования их детьми в свободной игровой деятельности. Полученный игровой навык был применён в ходе занятий по слушанию музыкальных произведений из «Детского альбома» П.И. Чайковского – «Камаринская» и «Марш деревянных солдатиков». Детям на выбор предлагались инструменты для озвучения своего эмоционального впечатления о прослушанной музыке. Получалось не у всех. Дмитрий Г. и Роман Т. выбирали инструменты для того, чтобы создавать больше шума, их импровизации не имели отношения к прослушанной музыке. Елизавета К. и Валерия П. испытывали затруднения в общении со сверстниками и во время такой игры очень стеснялись. Уже через несколько занятий, во время которых этим детям уделялось больше внимания и поддержки, девочки стали чувствовать и вести себя более уверенно, мальчики, видя заинтересованность своих друзей, стали выполнять задания более вдумчиво и эмоционально, соотнося свой выбор музыкальных инструментов со своим впечатлением и чувствами, вызванными прослушанным музыкальным произведением. Так, в ходе ознакомления детей с музыкальным произведением «Игра в лошадки», девочки с удовольствием аккомпанировали мальчикам, которые показывали двигательную импровизацию под данное музыкальное произведение. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию слухового внимания и мелкой моторики, которые имеют большое значение в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Занятия на сравнение и сопоставление музыкальных произведений имеют немаловажное значение для развития эмоциональной отзывчивости. Контрастное сопоставление произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. При анализе проделанной работы был сделан вывод, что такие занятия следует проводить с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, не перегружать их музыкальным репертуаром и для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи следует использовать для сравнения такие музыкальные произведения, в которых контрастные различия наиболее отчётливы. При сопоставлении пьес «Утренняя молитва» и «Зимнее утро» у детей возникали трудности в определении сходства и различия характера, настроения, ритмо-темповой характеристики данных произведений. Из-за сложности в восприятии прослушанных пьес, дети быстро отвлекались, их внимание рассеивалось, и возникали сложности в сопоставлении и сравнении данных произведений. Но системная работа по развитию эмоциональной отзывчивости помогла преодолеть трудности в данной форме работы. Уже через несколько занятий дети, показавшие низкий уровень эмоциональной отзывчивости, при сопоставлении музыкальных произведений «Болезнь куклы» и «Новая кукла» делились, полученными ими в процессе прослушивания музыкальными образами, рассуждали на тему схожести и различия данных пьес. Рассказывали о своих впечатлениях и эмоциях, сопоставляли их со своим жизненным опытом, а затем отразили их в двигательной импровизации с куклами. Контрастное сопоставление произведений способствует проявлению и выражению эмоционально-оценочного отношения ребенка к музыке – эмоциональных и интеллектуальных оценок.

Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку являться детский рисунок. Дополнительная работа по развитию навыков слушания музыки, с акцентом на эмоциональное восприятие, проводилась при использовании двух видов творческой активности – музыки и рисунка. Взаимодействие осуществлялось в двух формах: в сочетании восприятия произведений музыки детьми в изобразительной деятельности на основе общности этих произведений и в художественно-творческой деятельности детей, которая отражалась в рисунке. Например, в первом случае после прослушивания пьесы «Зимнее утро» детям было предложено выполнить рисунок с таким же названием. В данном случае музыкальное произведение выступало основным элементом активного восприятия художественного образа детьми старшего дошкольного возраста. Педагог намеренно обращал внимание детей на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства музыкальной выразительности – мелодии, темпа, ритма. Благодаря помощи педагога, выполнение данного задания не вызвало затруднений. Созданный рисунок помог детям старшего дошкольного возраста более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Во втором случае детям предлагалось выполнить рисунок по замыслу под произведение «Нянина сказка». Такая формулировка задания вызвала затруднение у детей. Богдан П. стал выполнять рисунок, который рисовал на прошлом занятии по изобразительной деятельности, Роман Т. и Даниил Ш. рисовали то же самое, что и Елена С. не развивая и не напрягая при этом своё творческое воображение. После неудачной попытки провести занятие в такой форме, было принято решение провести предварительную работу. Детям был показан отрывок из мультфильма «Детский альбом» П.И. Чайковского – «Нянина сказка»; предметно-развивающую среду пополнил альбом с иллюстрациями русских художников к русским народным сказкам; с детьми проводились беседы и игры под музыкальные произведения «Баба-Яга», «Старая французская песенка» и «Нянина сказка». Такая работа помогла сначала нарисовать художественные образы в воображении детей, а затем передать их в рисунке. Таким образом, детям было предложено ещё раз прослушать пьесу из «Детского альбома» П.И. Чайковского «Нянина сказка» и нарисовать, что они услышали в этой музыке. На протяжении всего занятия музыкальное произведение являлось вспомогательным фоном. Возникнувшие чувства и эмоции дети отразили в своих рисунках. По окончании занятия дети рассказали, что они нарисовали. У каждого ребенка получился свой рассказ, своя сказочная история. В рисунках детей нашли отражение не только настроение, которое создала музыка, но и выразительные средства музыки: тембр, мелодия, ритм. Такие занятия способствовали развитию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи образного мышления, воображения и креативности.

В процессе работы с детьми с общим недоразвитием речи было отмечено то, что под влиянием произведений из «Детского альбома», музыкальных игр, художественного слова, изобразительной деятельности, двигательных импровизаций, работы с иллюстрациями и заданиями на творческое воображение, при условии использования правильно подобранных методов и приёмов, положительно развиваются все психические процессы, стали заметны улучшения в эмоционально-волевой сфере. К концу года было отмечено, что речь детей стала чище, трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера более не мешали свободному общению детей. Благодаря работе с литературными произведениями, иллюстрациями и картинами художников, беседам по прослушанным музыкальным произведениям, заметно увеличился не только общий пассивный словарь детей, но и активная речь детей стала более насыщена, разнообразна и богата прилагательными, наречиями и другими частями русской речи.

Интегрированные занятия с использованием музыкальных произведений из «Детского альбома» П.И. Чайковского помогли эмоционально раскрепостить детей с общим недоразвитием речи. Во время восприятия музыки и в последующем обсуждение ребята проявляли сосредоточенность, самостоятельность, устойчивый интерес к музыкальным произведениям, внимание и желание учувствовать в беседе. Появились предпочтения детей в выборе того или иного произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

После апробирования программы на практике работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, было проведено повторное исследование по той же диагностической методике «Полихудожественная игра» Н.Г. Куприной. Повторная диагностика показала, что у детей с низким уровнем эмоциональной отзывчивости произошли положительные изменения в восприятии музыкальных произведений, наиболее ярко выразившиеся в эмоционально-эстетической окрашенности речевых проявлений, в экспрессии и разнообразии при использовании цвето-ритмических и музыкально-ладовых средств выразительности. Исчезла дисгармония между мимикой лица, движением рук, оценкой воспринимаемых произведений и выражением собственных эмоциональных отношений.

Педагогический анализ проделанной работы показал положительную динамику развития проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что позволило составить методические рекомендации по использованию «Детского альбома» П.И. Чайковского для развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Список литературы:

  1. Аблитарова, А. Р. Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста / А.Р. Аблитарова, Э. Ваниева. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 2. – С.8–10.
  2. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. – М.: Музыка, 2015. – 376 с.
  3. Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Прайм-Еврознак, 2017. – 816 с.
  4. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка / А.Н. Ветлугина [Электронный ресурс]. URL:

https://studfiles.net/preview/5850243/ (дата обращения 09.10.2018)

  1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М. Виноградовой. [Электронный ресурс]. URL:

https://www.twirpx.com/file/358252/ (дата обращения 09.10.2018)

  1. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская [Электронный ресурс]. URL:

http://pedlib.ru/Books/2/0160 (дата обращения 08.10.2018)

  1. Дубрынина, Т. Е. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста / Т.Е. Дубрынина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. - 2017. - № 1. – С.12-15.
  2. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи / Р.Е. Левина. [Электронный ресурс]. URL:

http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/pedagogicheskie-voprosy-patologii-rechi-3354 (дата обращения 10.10.2019)

  1. Молин, Д. Листая «Детский альбом» / Д. Молин. // Музыкальная жизнь. – 1990.– № 1. – С.19-20.
  2. Радынова, О.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. - Дубна: Феникс +, 2015. – 189с.
  3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -  СПб.: Питер, 2017. – 718 с.
  4. Савельев, Г.В. Дошкольники слушают музыку / Г.В. Савельев. – Б.: Гомель, 2015. – 189 с.
  5. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. - М.: Концептуал, 2017. – 346 с.
  6. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – М.: Концептуал, 2016. – 320с.
  7. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов - М.: Наука, 2015 – 379 с.
  8. Тихонова, Е.С. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.С. Тихонова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- 2018. - № 9. – С.28-29.
  9. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:

https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 10.10.2018)

  1. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства / В.Н. Хлопова. – СПб.: Лань, 2015. – 452 с.
  2. Чайковский, П.И. Переписка с Н.Ф. фон Мекк в 3-х томах / под ред. В. Бойко Т. 2. – М.: Книговек, 2016. – 644 с.
  3. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г.А. Широкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 312с.
  4. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / под ред. А. Д. Кошелевой. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.studmed.ru/kosheleva-ad-red-emocionalnoe-razvitie-doshkolnika-posobie-dlya-vospitateley-det-sada_3db20dd9ef9.html (дата обращения 08.10.2018)

  1. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон // Электронный каталог библиотеки Омского государственного педагогического университета [Электронный ресурс]. URL:

http://libc.omgpu.ru/cgi-bin/irbis64r/cgiirbis_64.exe (дата обращения 15.10.2018)

ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом 16 открытого чемпионата г. Москвы по кулинарному искусству Ханяевой С.Г.

Диплом 16 открытого чемпионата г. Москвы по кулинарному искусству Ханяевой С.Г....

Диплом

Диплом...

Диплом"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ"

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ...

Диплом об образовании

Диплом об образовании...

ДИПЛОМ участника II Всероссийской комплексной педагогической олимпиады для преподавателей ОБЖ

ДИПЛОМ участника II Всероссийской комплексной педагогической олимпиады для преподавателей ОБЖ...

Диплом Олимпиадная работа для педагогов

Диплом Олимпиадная работа для педагогов...

Диплом Олимпиадная работа для педагогов

Диплом Олимпиадная работа для педагогов...