Подготовка студентов к учебным занятиям средствами физической культуры
статья

Миначенков Павел Иванович
Научные исследования и социальная практика показывают, что средства физической культуры с большим успехом используются в процессе психологи¬ческой подготовки, особенно в решении ее одной из основных задач - форми¬ровании эмоционально-волевой устойчивости личности. Наибольший эффект достигается в условиях организованного проведения занятий по физической культуре с обучаемыми .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_studentov_k_uchebnym_zanyatiyam_sredstvami.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка студентов к учебным  занятиям средствами

физической  культуры

Современная цивилизация  и специфические факторы профессиональной деятельности управленцев в частности обусловливают возрастание напряженности ритма жизни. Повышение требований к физическим, моральным и психическим качествам человека часто приводит к возникновению у него состояния нервно-психического напряжения и как следствие, снижению надежности профессиональной деятельности и ухудшению психического здоровья.

Научные исследования и социальная практика показывают, что средства физической культуры с большим успехом используются в процессе психологической подготовки, особенно в решении ее одной из основных задач - формировании эмоционально-волевой устойчивости личности. Наибольший эффект достигается в условиях организованного проведения занятий по физической культуре с обучаемыми [2].

Ученые-психологи в области спорта отмечают, что у людей регулярно занимающихся спортом в наибольшей степени совершенствуются эмоциональные и волевые качества, улучшается их психическое здоровье.

По мнению специалистов именно физическая культура и спорт являются одним из наиболее, эмоциональных видов деятельности. Причем и сама спортивная деятельность оказывает положительное влияние на совершенствование волевой сферы.

Эти факты еще раз подтверждают, что физкультурно-спортивная деятельность создает жесткие в нервно-психическом отношении условия, требующие проявления волевых усилий в эмоциональной обстановке.

К сожалению, на практике не всегда реализуется психологический потенциал занятий физической подготовкой. Причины этого часто кроются не в организационных, а скорее всего в методических недоработках. Преподавателю крайне важно знать, как создавать и грамотно использовать условия учебно-тренировочной работы в интересах формирования эмоционально – волевой устойчивости своих учеников [3].

Психологическая подготовка осуществляется во всех формах физической культуры. Одной из важных ее задач является воспитание волевых качеств. В процессе физической культуры  формируются и совершенствуются решительность и смелость, настойчивость и упорство, инициатива и находчивость, выдержка и самообладание.

Трудности, создаваемые в процессе занятий, способствуют успешному развитию волевых качеств. К ним можно отнести  тренировку в выполнении специальных упражнений, кроссовый бег по пересеченной местности, выполнение физических упражнений с большой физической нагрузкой  [1].

В формировании волевых качеств велики возможности различных видов спорта. Особое место среди спортивных соревнований занимают единоборства. Они характерны максимальным напряжением морально-психологических и физических усилий, дефицитом времени для оценки обстановки и принятия решения, необходимостью действовать быстро и решительно, бескомпромиссно, стремлением подавить волю соперника, скрытностью своего тактического замысла в действиях и недопустимостью шаблонных решений.

Возможности физической культуры не исчерпываются лишь формированием волевых качеств. Целенаправленным использованием физических упражнений развивается способность к восприятию пространства, к точной оценке расстояний и интервалов времени, совершенствуются внимание, устойчивость к утомлению и внешним неблагоприятным факторам. При этом можно избирательно воздействовать на развитие отдельных качеств и способностей.

Для развития психических качеств используются различные упражнения, в первую очередь наиболее эффективные. Это упражнения, содержащие элементы новизны, риска и опасности при изменении и усложнении условий их выполнения; упражнения, требующие принятия самостоятельных решений; упражнения, связанные с большими и продолжительными нагрузками и нервно-психическим напряжением. Наряду с этими упражнениями используется и ряд методических приемов: усложнение условий проведения занятий и спортивных тренировок; выработка у обучаемых сознательного отношения к выполнению упражнений и организация соревновательных ситуаций.

Большой эффект для воспитания психических качеств дает выполнение упражнений на занятиях по гимнастике (соскоки, опорные прыжки, упражнения на специальных снарядах), по лыжной подготовке (спуски с крутых склонов, передвижение на лыжах на длинные  дистанции), по плаванию (прыжки в воду,  ныряние), приемы единоборства ,ускоренному передвижению (бег по пересеченной местности), а также на других занятиях по физическому совершенствованию. В условиях спортивной деятельности особую ценность специальная тренировка и соревнования .

Благоприятные возможности для воспитания психических качеств создаются при проведении комплексных занятий, где в  процессе тренировки используются различные ее способы и методы. При этом систематически наращиваются психические и физические нагрузки, достигается сознательное отношение обучаемых к выполняемым задачам.

Таким образом, физическая культура является важной и неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих специалистов.

В современных условиях произошли существенные изменения в качественном состоянии физической культуры, возросло ее значение в укреплении здоровья и ведении здорового образа жизни. Все это предъявляет повышенные требования к содержанию физической культуры, ее организации, методике проведения, а также к руководству физической культурой..

                   Библиографический список

  1. Вейднер-Дубровин Л.А., Миронов В.В., Шейченко В.А. Теория и организация физической подготовки войск. Ч.2. – Санкт-Петербург, 1992.
  2. Щуревич Г.А., Романенко Н.В. Актуальные проблемы военно-спортивной психологии и педагогике. - Санкт-Петербург, 1992.
  3. Наставление по физической подготовке . – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для подготовки студентов к срезам знаний по дисциплинам

В данном разделе представлены материалы для подготовки к срезам знаний студентов по дисциплинам...

Современные технологии контроля практической подготовки студентов

         Целью контроля проведения производственной практики является выявление и устранение недостатков, а также оказание практической помощи студентам в выполне...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ЕДИНСТВО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.

  Структура деятельности и личности преподавателя, учителя приобретает гармоничность в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА В.Ф. ШАТАЛОВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ОЛИМПИАДЕ ПО СОПРОТИВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ

Уже много лет я являюсь организатором подготовки и проведения олимпиады колледжа по сопротивлению материалов. Олимпиада регулярно поводится для студентов второго курса следующих специальностей: «Техно...

Сборник тестов по "Учету в банках" для самостоятельной подготовки студентов сп.080108 "Банковское дело"

Подготовка к ИГА (итоговая государственная аттестация) всегда очень ответственный и сложный момент для учащихся. В помощь своим студентам 3 курса помещаю варианты задач и тестов, а также вопросы для у...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХРАБОТ по МДК.06.01. Технология приготовления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий для подготовки студентов по программе подготовки специалистов среднего звена

Задания составлены на основе рабочей программы Федерального государственного образовательного стандарта  по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) входящей...