Методические указания для студентов по выполнению практических занятий учебного предмета История
методическая разработка

Методические  указания для студентов по выполнению практических занятий учебного предмета ОУП. 05 История  предназначены для студентов  первого курса. Методические указания являются частью образовательной программы ГАПОУ «СаМеК» ППССЗ по специальности 15.02.01  Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (в машиностроении) в соответствии с требованиями примерной программы и  рабочей программы по учебному предмету  ОУП. 05 История.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_ukazaniya_karachanskoy.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«САМАРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

 ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.05 ИСТОРИЯ

ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (в машиностроении)

 

Самара 2019г.


РАССМОТРЕНО:

Методической предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин

Протокол № __

от «__» ____________2019г.

Председатель методической предметной (цикловой) комиссией

_____________/                /

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по учебной работе:

_________________/Т.А.Жаркова/

«__» _______  2019г.

СОГЛАСОВАНО:

Зав. учебно-методическим отделом

__________________/Е.И.Макатова/

«_____»______________ 2019г.

Разработчик: Т.С. Карачанская, преподаватель ГАПОУ «СаМеК»

Методические указания для студентов по выполнению практических занятий учебного предмета ОУП. 05 История  предназначены для студентов  первого курса. Методические указания являются частью образовательной программы ГАПОУ «СаМеК» ППССЗ по специальности 15.02.01  Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (в машиностроении) в соответствии с требованиями примерной программы и  рабочей программы по учебному предмету  ОУП. 05 История.

РЕЦЕНЗЕНТ:

Иванова С.Н., руководитель УМО Поволжского строительно-энергетического колледжа им. П.Мачнева


СОДЕРЖАНИЕ

№п.п.

НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

СТР.

1.

Практическое занятие №1 «Цивилизация Запада в эпоху средневековья» Работа с картой.

5

2.

Практическое занятие № 2.  «Составление таблицы «Образование государства у восточных славян»

6

3.

Практическое занятие № 3. «Правление  князя Владимира «Красное солнышко». Знакомство с документами.»

8

4.

Практическое занятие № 4. «Право в Киевской Руси.

Знакомство с документом «Русская правда» Ярославичей.»

9

5.

Практическое занятие №5. «Борьба Руси с иноземными завоевателями. Работа с картой.»

11

6.

Практическое занятие № 6. «Культура Древней Руси в X-XII вв. Составление таблицы.»

12

7.

Практическое занятие № 7.  «Работа с картой «Отечественная война 1812 года.»

14

8.

Практическое занятие № 8. «Крымская война. Работа с картой»

16

9.

Практическое занятие № 9.  «Гражданская война в России(1918-1920)»

17

10.

Практическое занятие № 10.  «Битва за Москву. Составление таблицы»

19

ВВЕДЕНИЕ

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические указания по учебному предмету ОУП.05 История для выполнения практических занятий созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим занятиям.

Приступая к выполнению практического задания, Вы должны внимательно прочитать цели и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с  примерной программой учебного предмета ОУП.05 История.

Все задания Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для получения дифференцированного зачёта по учебному предмету ОУП.05 История, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическое занятие Вы должны найти время для его выполнения или пересдачи.

Практическое занятие №1.

Тема практического занятия  «Цивилизация Запада в эпоху средневековья. Работа с картой».

Продолжительность – 45 минут.

Цель занятия : - Знакомство с историко-географическими условиями, в которых происходило великое переселение народов;

- Определение групп населения, которые участвовали в Великом переселении и места их расселения.

Задачи:

- выявить причины Великого переселения народов и степень их влияния на создание средневековой западноевропейской цивилизации. 

Образовательные результаты  

- обучающийся должен владеть комплексом знаний об истории  человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

- обучающийся должен владеть  умением применять исторические знания по теме практического занятия в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

- обучающийся должен владеть  навыками  исторической реконструкции с привлечением различных источников;

Перечень раздаточного материала, используемого на занятии:

карта  №2 (стр.4) в учебнике  «Россия и мир»

Задания для подготовки к практическому занятию:

а)   Прочитайте текст  §2 пп. 2, 3,4.

Методика выполнения работы

а)    Пользуясь картой №2, определите, какие племена участвовали в Великом переселении народов.

б)   Проследите пути их переселения.

в)  Пользуясь знанием  текста   §2, назовите народы и карту, образовавшиеся в результате Великого переселения и ответьте на вопросы:

Контрольные вопросы по теме занятия:

1.Почему римлянам не удалось удержать варваров на границах своей империи?

2.В какой сфере жизнедеятельности средневекового общества наследие античности сказалось в наибольшей степени? Почему?  

Критерии оценки выполнения практического занятия

Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся

• читает легенду карты;

• правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

• раскрывает сущность исторических процессов и явлений, пользуясь языком карты;

• правильно и в полном объеме выполняет задания по исторической карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся

• допускает неточности при чтении легенды карты;

• описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины;

• затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

• не в полном объеме выполняет задания по исторической карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся

• допускает ошибки при чтении легенды карты;

• не соотносит историческую информацию с картой;

• не может найти изучаемые исторические объекты (явления) на исторической карте. Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся

• не умеет читать легенду карты;

• не распознает историческую информацию, представленную на карте;

• отказался работать с исторической картой.

Задания обучающимся для самостоятельной работы по итогам занятия  

Подготовить устное сообщение о достижениях европейской цивилизация в эпоху средневековья                                         

Перечень основной  литературы

1. Волобуев О.В., Клопов В.А., Рогожкин В.А. «Россия и мир» , учебник, карта в учебнике №2 (стр.4).

Перечень  дополнительной литературы

1.Андреев И.Л. «История России с древнейших времён до 1861 года», учебник. М.: Юрайт,2012 г.712 с.

2.Жукова Л.В. «История России в датах», справочник. М.: Проспект, 2013г.320 с.

3.Зуев М.Н. «История России», учебное пособие. М.: Юрайт,2013г.655 с.

4. Кононова А.В. «История России в картинах русских художников», М. АСТ,Сова,2010г.96 с.

Практическое занятие №2.

Тема практического занятия: Составление таблицы «Образование государства у восточных славян».

Продолжительность – 45 минут.

Цель занятия : - Определение факторов (причины) формирования государственности у восточных славян;

Задачи:

- изучить периоды правления и деятельность первых русских князей. 

- выявить достижения деятельности первых русских князей.

Образовательные результаты  

- обучающийся должен владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

- обучающийся должен владеть  умением применять исторические знания по теме практического занятия в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

- обучающийся должен владеть  навыками  исторической реконструкции с привлечением различных источников;

Перечень раздаточного материала, используемого на занятии:

тексты дополнительного материала

Задания для подготовки к практическому занятию:

а)   Прочитайте текст  §23,24 и дополнительный материал методического пособия Е.Н. Сорокиной «История России».

Методика выполнения работы

а)    Составьте таблицу «Факторы формирования государственности у восточных славян.

Виды факторов

Проявление факторов

Экономические

Развитие хозяйства, начало торговых отношений.

Политические

Угроза нападения  внешних врагов. Потребность в аппарате  защиты  своих привилегий  и захват новых земель.

Социальные

Возникновение социального неравенства среди членов общины.

Внешние

Необходимость защиты своих территорий. Осуществление завоевательной политики.

Контрольные вопросы, задания по теме занятия:

1.Как появилось государство у восточных славян?

2.Каковы причины возникновения государственности у восточных славян?        

3. Охарактеризуйте деятельность первых князей Руси.  

Критерии оценки выполнения практического занятия

Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

• осуществлять поиск информации по теме практического занятия;

• логично, развернуто отвечать  на вопросы по теме практического занятия;

• соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России, определять их место в историческом развитии страны и мира;

• давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей;

• толковать содержание основных терминов по теме практического занятия;

• демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

• составлять краткий (тезисный) план  материала по теме практического занятия;

• преобразовывать текстовую информацию в иную (таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся

• показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла;

• демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

• дает определения  понятиям по теме практического занятия;

Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся

• демонстрирует общие представления об историческом процессе;

• путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

• показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания;

• отсутствует логически построенный и продуманный ответ по теме практического занятия;

• не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

• затрудняется в поиске необходимой информации.

Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался выполнять задания практического занятия.

Задания обучающимся для самостоятельной работы по итогам занятия 

Подготовить устное сообщение о процессе формирования древнерусского государства, используя полученные знания.

Перечень основной  литературы

1. Чудинов А.В. «История. базовый уровень», учебник,                              

2. Сорокина Е.Н. «История России», методическое пособие

Перечень  дополнительной литературы

1.Андреев И.Л. «История России с древнейших времён до 1861 года», учебник. М.: Юрайт,2012 г.712 с.

2.Жукова Л.В. «История России в датах», справочник. М.: Проспект, 2013г.320 с.

3.Зуев М.Н. «История России», учебное пособие. М.: Юрайт,2013г.655 с.

4. Кононова А.В. «История России в картинах русских художников», М. АСТ,Сова,2010г.96 с.

Практическое занятие №3.

Тема практического занятия :  «Правление князя Владимира «Красное солнышко». Знакомство с документами»

Продолжительность – 45 минут.

Цель занятия : - Знакомство студентов с текстом летописи, раскрывающим методы утверждения новой веры, определение отношения летописца к язычеству и реформе князя Владимира.

Задачи:

- совершенствовать навыки чтения текста с целью извлечения необходимой информации.

Образовательные результаты  

- обучающийся должен владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

- обучающийся должен владеть умением применять исторические знания по теме практического занятия в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

- обучающийся должен владеть навыками исторической реконструкции с привлечением различных источников;

   

Перечень раздаточного материала, используемого на занятии:

Отрывок из «Повести временных лет»

Задания для подготовки к практическому занятию:

а)   Прочитайте текст  отрывка «Повести временных лет» из учебника «Россия и мир» под редакцией О.В. Волобуева ч.1 стр.62

Методика выполнения работы

а)Найдите в тексте источника  факты, свидетельствующие о значении принятия православия.

б) Определите, используя источник отношение летописца к реформам князя Владимира.

Контрольные вопросы, задания по теме занятия:

1.В  чём и как проявилось отношение летописца к язычеству и реформе Владимира?

2.Какими методами Владимир принуждал подданных принимать христианство?        

3. Почему первая из церквей, возведённая им, была во имя святого Василия?        

Критерии оценки выполнения практического занятия

Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся

• установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал поднятую в тексте проблему;

 • применил контекстные знания и базовые знания  для объяснения содержания исторического источника;

• дал теоретическое обоснование информации источника;

• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

• аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся  

• определил тип источника и историческую эпоху его появления;

• извлек из источника историческую информацию, на основе которой  пояснил поднятую в тексте проблему;

• применил контекстные знания  для объяснения содержания исторического источника;

• прокомментировал информацию источника;

• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся

• не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

• на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

• не сформулировал собственную точку зрения  при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся

• не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

 • не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

• пересказал текст источника без его комментирования;

 • или дал ответ не в контексте задания.

Задания обучающимся для самостоятельной работы по итогам занятия 

Подготовить устное сообщение о значении реформы князя Владимира.

Перечень основной литературы

1. Волобуев О.В., Клопов В.А., Рогожкин В.А. «Россия и мир» , учебник,

2. Чудинов А.В. «История. базовый уровень», учебник

Перечень  дополнительной литературы

1.Андреев И.Л. «История России с древнейших времён до 1861 года», учебник. М.: Юрайт,2012 г.712 с.

2.Жукова Л.В. «История России в датах», справочник. М.: Проспект, 2013г.320 с.

3.Зуев М.Н. «История России», учебное пособие. М.: Юрайт,2013г.655 с.

4. Кононова А.В. «История России в картинах русских художников», М. АСТ,Сова,2010г.96 с.

Практическое занятие №4.

Тема практического занятия: «Право в Киевской Руси. Знакомство с документом  «Русская правда» Ярославичей.»

Продолжительность – 45 минут.

Цель занятия: - Изучение правовой системы в Киевской Руси.

 Задачи:

-определить значение «Русской правды» как важнейшего исторического источника, отражающего социальную структуру древнерусского общества;

- охарактеризовать роль княжеской администрации и организации судебного процесса на Руси.

Образовательные результаты  

- обучающийся должен владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

- обучающийся должен владеть умением применять исторические знания по теме практического занятия в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

- обучающийся должен владеть навыками исторической реконструкции с привлечением различных источников;

Применяемое оборудование   ноутбук, проектор, экран, видеоматериал.

 Перечень раздаточного материала, используемого на занятии:

Отрывок из текста «Русская правда», документационный материал в учебнике (стр.70) § 9.

Задания для подготовки к практическому занятию:

а)  Прочитайте текст  документа найдите ответы на вопросы.

Методика выполнения работы

а)Назовите категории населения Руси в XI веке, используя текст документа.

б) Выявите  различия в их положении.

в) Определите  меры наказания за преступления на Руси.  

г) Найдите описание организации судебного процесса. ч.I

Контрольные вопросы, задания по теме занятия:

1.Чем является документ «Русская правда»?

2.Какие сведения о русском обществе XI века  мы получаем из текста «Русской правды»?        

3. Какие слои населения составляли структуру общества в XI веке?        

4. Что свидетельствует о разнице их положения в обществе?

5. Как был организован судебный процесс?

6. Какие меры наказания устанавливались «Русской правдой»?

Критерии оценки выполнения практического занятия

Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся

• установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал поднятую в тексте проблему;

 • применил контекстные знания и базовые знания  для объяснения содержания исторического источника;

• дал теоретическое обоснование информации источника;

• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

• аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся  

• определил тип источника и историческую эпоху его появления;

• извлек из источника историческую информацию, на основе которой  пояснил поднятую в тексте проблему;

• применил контекстные знания  для объяснения содержания исторического источника;

• прокомментировал информацию источника;

• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся

• не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

• на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

• не сформулировал собственную точку зрения  при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся

• не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

 • не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

• пересказал текст источника без его комментирования;

 • или дал ответ не в контексте задания.

Задания обучающимся для самостоятельной работы по итогам занятия 

Подготовить устное сообщение о правовой системе Киевской Руси.

Перечень основной и дополнительной литературы

1. Волобуев О.В., Клопов В.А., Рогожкин В.А. «Россия и мир» , учебник,                

Перечень  дополнительной литературы

1.Андреев И.Л. «История России с древнейших времён до 1861 года», учебник. М.: Юрайт,2012 г.712 с.

2.Жукова Л.В. «История России в датах», справочник. М.: Проспект, 2013г.320 с.

3.Зуев М.Н. «История России», учебное пособие. М.: Юрайт,2013г.655 с.

4. Кононова А.В. «История России в картинах русских художников», М. АСТ,Сова,2010г.96 с.

Практическое занятие №5.

Тема практического занятия: «Борьба Руси с иноземными завоевателями» Работа с картой»

Продолжительность – 45 минут.

Цель занятия: - Знакомство с историко-географическими условиями, в которых происходило столкновение шведских и немецких захватчиков и русских дружин в XIIIвеке.

Задачи: рассмотреть на карте условные знаки, обозначающие места решающих сражений, направления наступления врага (шведских и немецких рыцарей) и пути их отступления.

Образовательные результаты  

- обучающийся должен владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

- обучающийся должен владеть умением применять исторические знания по теме практического занятия в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

- обучающийся должен владеть навыками исторической реконструкции с привлечением различных источников;

Перечень раздаточного материала, используемого на занятии:

Карта №8

Задания для подготовки к практическому занятию:

а) Прочитайте текст  §23,24 и дополнительный материал методического пособия Е.Н. Сорокиной «История России».

б) Внимательно посмотрите на условные знаки карты: стрелки, значки, используя теоретические знания о походе шведских рыцарей на Новгородскую землю в XIII веке.

Методика выполнения работы.

а) Найти даты решающих сражений

б) Определить деятельность Александра Невского: место расположения лагеря шведов, битвы на реке, пути отступления врага.

в) Направление наступления шведов;

г) Найдите устье реки Ижоры;

д) Найдите продвижение русской дружины;

е) Найдите место сражения шведского войска и дружины Александра Невского.

Контрольные вопросы, задания по теме занятия:

1.Покажите на настенной карте найденные объекты.

2.Какое историческое прозвище получил князь Александр Невский за это сражение?        

3. Почему первая из церквей, возведённая им . была во имя святого Василия?  

Критерии оценки выполнения практического занятия

Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся

• читает легенду карты;

• правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

• раскрывает сущность исторических процессов и явлений, пользуясь языком карты;

• правильно и в полном объеме выполняет задания по исторической карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся

• допускает неточности при чтении легенды карты;

• описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины;

• затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

• не в полном объеме выполняет задания по исторической карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся

• допускает ошибки при чтении легенды карты;

• не соотносит историческую информацию с картой;

• не может найти изучаемые исторические объекты (явления) на исторической карте. Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся

• не умеет читать легенду карты;

• не распознает историческую информацию, представленную на карте;

• отказался работать с исторической  картой.

Задания обучающимся для самостоятельной работы по итогам занятия 

Подготовить устное сообщение о борьбе Руси с иноземными завоевателями.

Перечень основной  литературы

1. Волобуев О.В., Клопов В.А., Рогожкин В.А. «Россия и мир» , учебник,

2. Чудинов А.В. «История. базовый уровень», учебник

Перечень  дополнительной литературы

1.Андреев И.Л. «История России с древнейших времён до 1861 года», учебник. М.: Юрайт,2012 г.712 с.

2.Жукова Л.В. «История России в датах», справочник. М.: Проспект, 2013г.320 с.

3.Зуев М.Н. «История России», учебное пособие. М.: Юрайт,2013г.655 с.

4. Кононова А.В. «История России в картинах русских художников», М. АСТ,Сова,2010г.96 с.

Практическое занятие №6.

Тема практического занятия :  «Культура Древней Руси в X-XII веке». Составление таблицы»

Продолжительность – 45 минут.

Цель занятия : Выявление причинно-следственных связей основных событий и процессов в истории Древней Руси; определение особенностей развития древнерусской культуры.

Задачи:

- охарактеризовать памятники культуры домонгольской Руси (X-XII вв.). 

Образовательные результаты  

- обучающийся должен владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

- обучающийся должен владеть умением применять исторические знания по теме практического занятия в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

- обучающийся должен владеть навыками исторической реконструкции с привлечением различных источников;

   

Применяемое оборудование   ноутбук, проектор, экран, презентация.

Перечень раздаточного материала, используемого на занятии:

Распечатанная презентация по теме практического занятия.

Задания для подготовки к практическому занятию:

а)   Прочитайте § 11 «Россия и мир» под редакцией О.В.Волобуева 

б)  Посмотрите презентацию «Культура Древней Руси в X-XII веке»

Методика выполнения работы.

а) Составьте таблицу  с описанием памятников культуры древней Руси на основе  иллюстрированного материала учебника и раздаточного материала (иллюстрации)

б) Заполните таблицу в тетрадях, используя текст учебника.

в) В таблице отразите достижения культуры в раннем средневековом обществе Русского государства по пунктам:

1.Значение принятия православия;

2. Жанры и произведения Древней Руси;

3.Памятники архитектуры и живописи X-XII вв.

4.Быт Древнерусского государства.

Контрольные вопросы, задания по теме занятия:

1. Какое значение имело принятие христианства на Руси?

2.Назовите жанры древнерусской литературы.      

3. Какие литературные памятники дошли до наших дней?      

4. Назовите памятники древнерусского зодчества.

5.Что представляли собой художественные произведения в древнерусском государстве?  

Критерии оценки выполнения практического занятия

Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

• осуществлять поиск информации по теме практического занятия;

• логично, развернуто отвечать  на вопросы по теме практического занятия;

• соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России, определять их место в историческом развитии страны и мира;

• давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей;

• толковать содержание основных терминов по теме практического занятия;

• демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

• составлять краткий (тезисный) план  материала по теме практического занятия;

• преобразовывать текстовую информацию в иную (таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся

• показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла;

• демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

• дает определения  понятиям по теме практического занятия;

Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся

• демонстрирует общие представления об историческом процессе;

• путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

• показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания;

• отсутствует логически построенный и продуманный ответ по теме практического занятия;

• не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

• затрудняется в поиске необходимой информации.

Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался выполнять задания практического занятия.

Задания обучающимся для самостоятельной работы по итогам занятия 

Подготовить рефераты по теме «Культура Древней Руси в X-XII веке»

Перечень основной  литературы

1. Волобуев О.В., Клопов В.А., Рогожкин В.А. «Россия и мир» , учебник,

2. Чудинов А.В. «История. базовый уровень», учебник

Перечень  дополнительной литературы

1.Андреев И.Л. «История России с древнейших времён до 1861 года», учебник. М.: Юрайт,2012 г.712 с.

2.Жукова Л.В. «История России в датах», справочник. М.: Проспект, 2013г.320 с.

3.Зуев М.Н. «История России», учебное пособие. М.: Юрайт,2013г.655 с.

4. Кононова А.В. «История России в картинах русских художников», М. АСТ,Сова,2010г.96 с.

Практическое занятие №7.

Тема практического занятия:  «Работа с картой «Отечественная война 1812 года.»

Продолжительность – 45 минут.

Цель занятия: - Знакомство с основными направлениями внешней политики России в первой половине XIXвека; изучение главных внешнеполитических событий первой половины XIX века.

Задачи: - изучить материалы, свидетельствующие о войнах России в первой половине XIX века, итогах этих войн;

Образовательные результаты  

- обучающийся должен владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

- обучающийся должен владеть умением применять исторические знания по теме практического занятия в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

- обучающийся должен владеть навыками исторической реконструкции с привлечением различных источников;

Применяемое оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку

Перечень раздаточного материала, используемого на занятии:

карта «Европа в 1815г.», картосхемы : «Нашествие Наполеона на Россию», «Изгнание армии Наполеона»

Задания для подготовки к практическому занятию:

а) Прочитайте п.1, п. 2 § 9. учебника «История. базовый уровень» под редакцией А.В. Чудинова.

Методика выполнения работы.

а) Составьте схему «Внешняя политика России в первой половине XIX века

б) Рассмотрите карту «Россия в первой половине XIX века»

в) Найдите на карте :

1. основные направления наступления армии Наполеона и отступления  русской армии;

2. знаки, которые обозначали места сражений армий ;

3. территории, которые были присоединены к другим странам по решению военного конгресса ;

Контрольные вопросы, задания по теме занятия:

1.Назовите основные этапы, содержание и итоги противостояния России и Наполеоновской Франции.

2.Покажите на карте территории, которые вошли в состав России в первой половине XIX века в результате войны с Францией.      

 

  Критерии оценки выполнения практического занятия

Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся

• читает легенду карты;

• правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

• раскрывает сущность исторических процессов и явлений, пользуясь языком карты;

• правильно и в полном объеме выполняет задания по исторической карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся

• допускает неточности при чтении легенды карты;

• описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины;

• затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

• не в полном объеме выполняет задания по исторической карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся

• допускает ошибки при чтении легенды карты;

• не соотносит историческую информацию с картой;

• не может найти изучаемые исторические объекты (явления) на исторической карте. Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся

• не умеет читать легенду карты;

• не распознает историческую информацию, представленную на карте;

• отказался работать с исторической картой.

Задания обучающимся для самостоятельной работы по итогам занятия 

Подготовить устное сообщение об Отечественной войне 1812 года

Перечень основной  литературы

1. Волобуев О.В., Клопов В.А., Рогожкин В.А. «Россия и мир» , учебник,

2. Чудинов А.В. «История. базовый уровень», учебник

Перечень  дополнительной литературы

1.Андреев И.Л. «История России с древнейших времён до 1861 года», учебник. М.: Юрайт,2012 г.712 с.

2.Жукова Л.В. «История России в датах», справочник. М.: Проспект, 2013г.320 с.

3.Зуев М.Н. «История России», учебное пособие. М.: Юрайт,2013г.655 с.

4. Кононова А.В. «История России в картинах русских художников», М. АСТ,Сова,2010г.96 с.

Практическое занятие №8.

Тема практического занятия:  «Работа с картой «Крымская война»

Продолжительность – 45 минут.

Цель занятия: - Выявление причин Крымской войны, изучение хода войны, знакомство с условиями обороны Севастополя и итогами войны.

Задачи:

-проанализировать основные этапы, содержание и итоги Крымской войны;  

- дать оценку положения Севастополя в условиях оккупации Крыма союзниками;

-рассмотреть итоги войны.

Образовательные результаты  

- обучающийся должен владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

- обучающийся должен владеть умением применять исторические знания по теме практического занятия в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

- обучающийся должен владеть навыками исторической реконструкции с привлечением различных источников;

Перечень раздаточного материала, используемого на занятии:

 карта №13 учебника «Россия и мир»  ч.I .под редакцией О.В.Волобуева,

Задания для подготовки к практическому занятию:

а) Прочитайте текст § 9 «Россия и Восточный вопрос» стр.65.

Методика выполнения работы.

а) Найдите на карте  №13:

1. территорию Валахии и Молдавии, Синоп, Крым, Севастополь;

2. обозначения главного удара союзников  осенью 1854 года;

б) Назовите меры укрепления Севастополя руководителями обороны.

Контрольные вопросы, задания по теме занятия:

1.Покажите на карте направление удара русской армии летом 1853 года.

2.Почему война носила успешный характер для России в самом начале?    

3.Покажите  Синопскую бухту. Чем закончилось сражение 18 ноября 1853 года?

4.Покажите направление удара союзников в сентябре 1854 года.

5. Покажите город Севастополь. Как и кто организовал защиту города?

Критерии оценки выполнения практического занятия

Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся

• читает легенду карты;

• правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

• раскрывает сущность исторических процессов и явлений, пользуясь языком карты;

• правильно и в полном объеме выполняет задания по исторической карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся

• допускает неточности при чтении легенды карты;

• описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины;

• затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

• не в полном объеме выполняет задания по исторической карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся

• допускает ошибки при чтении легенды карты;

• не соотносит историческую информацию с картой;

• не может найти изучаемые исторические объекты (явления) на исторической карте. Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся

• не умеет читать легенду карты;

• не распознает историческую информацию, представленную на карте;

• отказался работать с исторической  картой.

Задания обучающимся для самостоятельной работы по итогам занятия 

Подготовить устное сообщение о Крымской войне

Перечень основной  литературы

1. Волобуев О.В., Клопов В.А., Рогожкин В.А. «Россия и мир» , учебник,

2. Чудинов А.В. «История. базовый уровень», учебник

Перечень  дополнительной литературы

1.Андреев И.Л. «История России с древнейших времён до 1861 года», учебник. М.: Юрайт,2012 г.712 с.

2.Жукова Л.В. «История России в датах», справочник. М.: Проспект, 2013г.320 с.

3.Зуев М.Н. «История России», учебное пособие. М.: Юрайт,2013г.655 с.

4. Кононова А.В. «История России в картинах русских художников», М. АСТ,Сова,2010г.96 с.

Практическое занятие №9.

Тема практического занятия: «Гражданская война в России (1918-1920) »

Продолжительность – 45 минут.

Цель занятия: - Изучение основных действующих сил Гражданской войны в России.

Задачи: - Рассмотреть причины Гражданской войны в России

- Определить какие политические силы были не согласны с приходом к власти большевиков.

Образовательные результаты  

- обучающийся должен владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

- обучающийся должен владеть умением применять исторические знания по теме практического занятия в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

- обучающийся должен владеть навыками исторической реконструкции с привлечением различных источников;

Применяемое оборудование: учебник «История» под редакцией А.В.Чудинова, А.В. Гладышева, видеоматериал по теме, тетрадь.

Задания для подготовки к практическому занятию:

а) Прочитайте текст § 22 учебника  «История» под редакцией А.В.Чудинова, А.В. Гладышева. 

Методика выполнения работы.

Заполните таблицу по образцу:

Сторонники

Противники

Пассивное население

Контрольные вопросы, задания по теме занятия:

1.Какие политические силы составляли лагерь «красных»?

2.Какие политические силы составляли лагерь «белого движения»?      

3 Какие социальные слои оставались пассивными наблюдателями?

4. Каковы итоги Гражданской войны в России?

Критерии оценки выполнения практического занятия

Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

• осуществлять поиск информации по теме практического занятия;

• логично, развернуто отвечать на вопросы по теме практического занятия;

• соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России, определять их место в историческом развитии страны и мира;

• давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей;

• толковать содержание основных терминов по теме практического занятия;

• демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

• составлять краткий (тезисный) план материала по теме практического занятия;

• преобразовывать текстовую информацию в иную (таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся

• показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла;

• демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

• дает определения понятиям по теме практического занятия;

Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся

• демонстрирует общие представления об историческом процессе;

• путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

• показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания;

• отсутствует логически построенный и продуманный ответ по теме практического занятия;

• не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

• затрудняется в поиске необходимой информации.

Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался выполнять задания практического занятия.

Задания обучающимся для самостоятельной работы по итогам занятия 

Подготовить устное сообщение о Гражданской войне.

Перечень основной  литературы

1. Волобуев О.В., Клопов В.А., Рогожкин В.А. «Россия и мир» , учебник,

2. Чудинов А.В. «История. базовый уровень», учебник

Перечень  дополнительной литературы

1.Андреев И.Л. «История России с древнейших времён до 1861 года», учебник. М.: Юрайт,2012 г.712 с.

2.Жукова Л.В. «История России в датах», справочник. М.: Проспект, 2013г.320 с.

3.Зуев М.Н. «История России», учебное пособие. М.: Юрайт,2013г.655 с.

4. Кононова А.В. «История России в картинах русских художников», М. АСТ,Сова,2010г.96 с.

       

Практическое занятие №10.

Тема практического занятия:  «Битва за Москву. Составление таблицы»

Продолжительность – 45 минут.

Цель занятия: - Изучение основных этапов битвы под Москвой и значение провала немецкой операции «Тайфун» 30 сентября 1941-20 апреля 1942 гг..

Задачи:

-Изучить содержание немецкого плана-операции «Тайфун»;  

- изучить военные планы советского командования по организации обороны столицы;

-рассмотреть мероприятия по мобилизации сил гражданского населения на защиту Москвы.

Применяемое оборудование: ноутбук, проектор, экран, видеоматериал по теме.

Задания для подготовки к практическому занятию:

а) Прочитайте текст § 40 учебника  «История» под редакцией А.В.Чудинова, А.В. Гладышева.

б) Посмотрите видеоматериалы  «Битва за Москву»

Методика выполнения работы.

Заполните таблицу «Битва под Москвой» по образцу:

Дата

Событие

Последствие

Контрольные вопросы, задания по теме занятия:

1.Какие события произошли в период с 30 сентября 1941г.  по апрель 1942 г?.

2.Какое событие началось 5-6  декабря 1941 г.?  

3 Какое значение имела победа советских войск под Москвой?

4. Какое влияние оказал на дальнейший ход войны разгром фашистских войск под Москвой?

Критерии оценки выполнения практического занятия

Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

• осуществлять поиск информации по теме практического занятия;

• логично, развернуто отвечать  на вопросы по теме практического занятия;

• соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России, определять их место в историческом развитии страны и мира;

• давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей;

• толковать содержание основных терминов по теме практического занятия;

• демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

• составлять краткий (тезисный) план  материала по теме практического занятия;

• преобразовывать текстовую информацию в иную (таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся

• показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла;

• демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

• дает определения  понятиям по теме практического занятия;

Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся

• демонстрирует общие представления об историческом процессе;

• путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

• показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания;

• отсутствует логически построенный и продуманный ответ по теме практического занятия;

• не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

• затрудняется в поиске необходимой информации.

Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался выполнять задания практического занятия.

Задания обучающимся для самостоятельной работы по итогам занятия 

Подготовить устное сообщение о битве за Москву..

Перечень основной  литературы

1. Волобуев О.В., Клопов В.А., Рогожкин В.А. «Россия и мир» , учебник,

2. Чудинов А.В. «История. базовый уровень», учебник

Перечень  дополнительной литературы

1.Андреев И.Л. «История России с древнейших времён до 1861 года», учебник. М.: Юрайт,2012 г.712 с.

2.Жукова Л.В. «История России в датах», справочник. М.: Проспект, 2013г.320 с.

3.Зуев М.Н. «История России», учебное пособие. М.: Юрайт,2013г.655 с.

4. Кононова А.В. «История России в картинах русских художников», М. АСТ,Сова,2010г.96 с.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для студентов по выполнению практических работ. Тема "Microsoft Word"

Методические указания предназначены для студентов , изучающих дисциплину «Информатика». Целью методических указаний является обучение студентов работе в Microsoft Word. Методические указания...

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ДИСЦИПЛИНА «ХИМИЯ» общеобразовательного цикла технический профиль

Методические указания для выполнения практических занятий и лабораторных работ  являются частью основной профессиональной образовательной программы государственного бюджетного образовательного уч...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ дисциплины Русский язык для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Методические указания для студентов по выполнению практических занятий дисциплины Русский язык для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений являются частью основной проф...

Методические указания для студентов по выполнению практических заданий по ПМ.03 Методическое обеспечение образовательного процесса

Методические рекомендации по выполнению практических заданий  в процессе изучения ПМ.03 Методическое обеспечение образовательного процесса разработаны в соответствии с рабочей  программой ПМ...

Методические рекомендации для студентов по выполнению практических работ по предмету ОДД.07 «Основные вопросы информатики»

Методические рекомендации предназначены для выполнения практических работ по предмету «Основные вопросы информатики» студентами 1 курса специальности  43.02.15 «Поварское и конд...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ учебной дисциплины ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

Методические указания для студентов по проведению практических занятий дисциплины «Техническая механика» разработаны на основе актуализированного Федерального государственного образователь...

Методические указания для обучающихся по выполнению практических занятий по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.(б)01 Русский язык Специальность 43.02.10 Туризм

Методические указания для обучающихся по выполнению практических занятий разработаны на основе рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.(б)01 Русский язык, Фонда оценочных средств ...