Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
презентация к уроку

Корогодина Елена Александровна

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nbr_of20_locke_i_leibniz_vrozhdyonnye_idei.pptx452.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы философии Лекция 20 Джон Локк и Готфрид Лейбниц Спор о «врождённых идеях»

Слайд 2

Локк и Лейбниц Спор о «врождённых идеях» Нативизм и его критика Дж. Локком Нативизм Платона: знание как припоминание Нативизм Декарта: естественный свет разума Критика Локком аргумента всеобщего согласия Критика Локком концепции и аргумента латентного знания Критика Локком аргумента спонтанного согласия Критика Локком аргумента дедуктивного развития врождённого знания Принцип сенсуализма (основной вывод Локка) Защита Г. Лейбницем концепции врождённого знания Сложность душевной жизни Наличие знания, необъяснимого из опыта Правила мышления невыводимы из опыта Принцип рационализма (основной вывод Лейбница)

Слайд 3

Джон Локк Род. 29 августа 1632 г. в Рингтоне Ум. 28 октября 1704 г. в Отсе Готфрид Лейбниц Род. 1 июля 1646 г. в Лейпциге Ум. 14 ноября 1716 г. в Ганновере Локк и Лейбниц Спор о «врождённых идеях» Рингтон Лейпциг Отс Ганновер

Слайд 4

Джон Локк (1632-1704) Джон Локк Опыт о человеческом разумении (1690) Два трактата о правлении (1690) Основные сочинения

Слайд 5

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) Готфрид Вильгельм Лейбниц Новые опыты о человеческом разумении (1704) Опыты теодицеи о благости Божьей (1710) Монадология (1714) Основные сочинения

Слайд 6

Нативизм и его критика Дж. Локком Основные представители Платон (427-347 до н.э.) Р. Декарт (1596-1650) Н. Мальбранш (1638-1715) Кембриджские платоники: Г. Мор (1614-1687) Р. Кедворт (1617-1688) Нативизм ( лат . nativus , врождённый ) – учение о наличии в разуме врождённого знания (идей, принципов).

Слайд 7

Нативизм Платона Знание как припоминание Настоящее (т.е. достоверное) знание есть знание общего (о единичном можно иметь лишь мнение ). Общее знание нельзя получить из единичных «знаний», поскольку полная индукция невозможна (исключая тривиальные случаи), а неполная индукция позволяет делать лишь вероятностные выводы. Так как чувствами воспринимаются лишь единичные вещи, настоящее знание не может основываться на чувственном восприятии.

Слайд 8

Нативизм Платона Знание как припоминание Поскольку умопостигаемые сущности (идеи) не даны чувственному восприятию непосредственно и не могут быть получены из него опосредованно – путём вывода, остаётся допустить, что мы знаем их до всякого чувственного восприятия, т.е. ещё до рождения.

Слайд 9

Но тогда и носитель этого знания – душа – должна была существовать до рождения нашего тела и, значит, будет существовать и после его смерти. А если какие-то идеи нам неизвестны, то это лишь потому, что они забыты. С этой точки зрения, всякое познание идей есть не что иное, как припоминание. Нативизм Платона Знание как припоминание

Слайд 10

Дух Материя Мыслит Не мыслит Протяжённа Непротяжён Неделим Делима Если дух и материя не имеют друг с другом ничего общего, как возможно их взаимодействие и каким образом дух может иметь идею материального тела и вообще знать что-то о материальных телах? Нативизм Декарта Естественный свет разума

Слайд 11

Нативизм Декарта Естественный свет разума y = x 2 Бог вложил в человеческую душу идею материальной субстанции и знание об основных законах, которым она подчинена.

Слайд 12

Модификация аргумента спонтанного согласия – аргумент дедукции. Модификация аргумента латентного знания – аргумент спонтанного согласия. Модификация аргумента всеобщего согласия – аргумент латентного знания. Нативизм и его критика Дж. Локком Аргумент всеобщего согласия. Не существует истин, с которыми действительно были бы согласны все: даже так называемые «общеизвестные» истины неизвестны детям и идиотам. Если «латентное» знание – это знание, которым можно обладать , не сознавая этого, то такое знание невозможно. Начало рассуждения не есть то время, когда мы приходим к осознанию этих истин; если же считать доказательством врождённости самый факт согласия, придётся объявить врождёнными все истины, с которым мы соглашаемся. Менее общие истины известны раньше более общих. Аргументы нативистов Контраргументы Локка

Слайд 13

Принцип сенсуализма (основной вывод Локка) Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении. Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu . Tabula rasa ( лат . чистая доска ) – термин сенсуализма для обозначения состояния сознания человека, ещё не получившего внешнего чувственного опыта (например, новорождённого) и потому не располагающего какими бы то ни было знаниями.

Слайд 14

Принцип сенсуализма (основной вывод Локка) Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении. Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu . Сенсуализм (от лат . sensus, чувство, ощущение) – гносеологическая доктрина, утверждающая, что чувственные ощущения являются единственным источником и основанием знания. (Сенсуализм долгое время был основной формой эмпиризма ).

Слайд 15

Защита Лейбницем концепци врождённого знания Никакого «всеобщего согласия» не существует. Достоверность врождённых истин основана не на всеобщем согласии. Утверждение о наличии неосознанного знания противоречиво. Неосознанное знание – вовсе не бессмыслица: например, пока не вспомним, мы не осознаём того, что знали, но забыли. Мы не можем признавать врождённым знанием всё, что считаем истинным. Разумеется, не всякое знание врождено , но следует признать врождёнными истины, необъяснимые из опыта. Знание есть результат умозаключений из данных чувственного опыта. Сами правила умозаключения не могут быть получены из опыта путём умозаключения. Аргументы Локка Контраргументы Лейбница

Слайд 16

Принцип рационализма (основной вывод Лейбница) Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении. Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu . Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении, кроме самого разума. Nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu, nisi intellectus ipse .

Слайд 17

Вопросы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

Уважаемые студенты! Лекции-презентации позволят Вам самостоятельно ознакомиться с материалом дисциплины. Задания будут приложены. выполненные работы просьба отправлять на электронную почту...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция презентация для самостоятельной подготовки...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельной работы...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для смостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...