Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
презентация к уроку

Корогодина Елена Александровна

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nbr_of25_kant_analitika.pptx250.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы философии Лекция 25 Иммануил Кант Трансцендентальная аналитика

Слайд 2

Трансцендентальное единство апперцепции как предпосылка рассудочного синтеза Дедукция чистых рассудочных понятий Категории количества Категории качества Категории отношений Категории модальности Схематизм чистых рассудочных понятий Синтетические основоположения чистого рассудка Аксиомы созерцания Антиципации восприятия Аналогии опыта Постулаты эмпирического мышления Трансцендентальный идеализм Субъективный идеализм Беркли и трансцендентальный идеализм Канта Нативизм рационалистов и априоризм Канта Агностицизм Юма и критический идеализм Канта Иммануил Кант Трансцендентальная аналитика

Слайд 3

Трансцендентальное единство апперцепции Апперцепция ( лат . ad , к, percepcio , восприятие) – рефлектирующее сознание (в отличие от осознаваемых восприятий – перцепций ); самосознание . Трансцендентальное ( лат . transcendentalis, выходящий за пределы) – в кантовской философии то, что делает возможным опытное познание (в отличие от трансцендентного – выходящего за пределы не только опыта, но и знания вообще). Трансцендентальное единство апперцепции – единство и тождественность самосознания как предпосылка познавательного синтеза.

Слайд 4

И. Кант. «Критика чистого разума». Трансцендентальное единство апперцепции Многообразные представления, данные в некотором созерцании, не были бы все вместе моими представлениями, если бы они не принадлежали все вместе одному самосознанию.

Слайд 5

И. Кант. «Критика чистого разума». Трансцендентальное единство апперцепции Только в силу того, что я могу постичь многообразное [ содержание ] представлений в одном сознании, я называю их все моими представлениями; в противном случае я имел бы столь же пёстрое разнообразное Я , сколько у меня есть сознаваемых мной представлений.

Слайд 6

И. Кант. «Критика чистого разума». Трансцендентальное единство апперцепции Не предмет заключает в себе связь, которую можно заимствовать из него путём восприятия, только благодаря чему она может быть усмотрена рассудком, а сама связь есть функция рассудка, и сам рассудок есть не что иное, как способность a priori связывать и подводить многообразное [ содержание ] данных представлений под единство апперцепции.

Слайд 7

Дедукция чистых рассудочных понятий Суждения по качеству по отношению по модальности по количеству Общие Частные Единичные Утвердитель- ные Отрицательные Бесконечные Категорические Гипотетические Разделительные Проблематиче- ские Ассерториче- ские Аподиктические

Слайд 8

Дедукция чистых рассудочных понятий Категории качества отношений модальности количества Единство Множествен- ность Целокупность Реальность Отрицание Ограничение Субстанция и акциденция Причина и действие Взаимодействие (общение) Возможность Существование Необходимость

Слайд 9

… Чистые рассудочные понятия совершенно неоднородны с эмпирическими (и вообще чувственными) созерцаниями, и их никогда нельзя встретить ни в одном созерцании. Отсюда возникает вопрос, как возможно подведение созерцаний под чистые рассудочные понятия, т. е. применение категорий к явлениям; ведь никто не станет утверждать, будто категории, например причинность, могут быть созерцаемы также посредством чувств и содержатся в явлении. И. Кант. «Критика чистого разума». Дедукция чистых рассудочных понятий

Слайд 10

Ясно, что должно существовать нечто третье, однородное, с одной стороны, с категориями, а с другой – с явлениями и делающее возможным применение категорий к явлениям. Это посредствующее представление должно быть чистым (не заключающим в себе ничего эмпирического) и тем не менее, с одной стороны, интеллектуальным, а с другой – чувственным. Именно такова трансцендентальная схема. И. Кант. «Критика чистого разума». Дедукция чистых рассудочных понятий

Слайд 11

Дедукция чистых рассудочных понятий Схематизм Категории качества Категории отношений Категории модальности Категории количества Временной ряд Число Содержание времени Величина (степень) Порядок времени Постоянность Последовательность Одновременность Совокупность времени Какое-нибудь время Определённое время Всякое время Модус времени Схема категории

Слайд 12

Трансцендентальная аналитика Общая схема Постулаты эмпирического мышления Аналогии опыта Антиципации восприятия Аксиомы созерцания Группы основоположений рассудка Возможность Существование Необходимость Субстанция Причина Взаимодействие Реальность Отрицание Ограничение Единство Множественность Целокупность Категории Какое-нибудь… Определённое… Всякое время Постоянность Последовательность Одновременность Величина (степень) Число Схема категории Совокупность времени Порядок времени Содержание времени Временной ряд Модус времени Находящиеся в отношении к сознанию Находящиеся в отношении друг к другу Восприятия Созерцания Явления, взятые как По модальности По отношению По качеству По количеству Классификация суждений

Слайд 13

Синтетические основоположения чистого рассудка Группы основоположений Антиципации восприятия Аналогии опыта Постулаты эмпирического мышления Аксиомы созерцания Все созерцания суть экстенсивные величины Предмет ощущения имеет интенсивную величину Закон сохранения субстанции Закон причинной связи Закон взаимодействия Формальная возможность Материальная действительность Общая необходимость Всё делимо до бесконечности Пустота не существует

Слайд 14

Основоположения чистого рассудка Аналогии опыта Опыт возможен только посредством представления о необходимой связи восприятий. Гипотетические суждения Если A , то B Разделительные S есть P или Q S или P есть Q Категорические суждения S есть P При всякой смене явлений субстанция постоянна, и количество её в природе не увеличивается и не уменьшается. Все изменения проходят по закону связи причины и действия. Все субстанции, поскольку они могут быть восприняты в пространстве как одновременно существующие, находятся в полном взаимодействии.

Слайд 15

Основоположения чистого рассудка Постулаты эмпирического мышления вообще Ассерторические суждения S есть P Аподиктические суждения S необходимо есть P Проблематические суждения S возможно есть P То, что согласно с формальными условиями опыта, возможно . То, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), действительно. То, связь чего с действительным определена согласно общим условиям опыта, существует необходимо. Опыт возможен только посредством представления о необходимой связи восприятий.

Слайд 16

Трансцендентальная аналитика Общий вывод Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей.

Слайд 17

И. Кант. «Пролегомены». Трансцендентальная аналитика Общий вывод Рассудок есть источник всеобщего порядка природы, так как он подводит все явления под свои собственные законы и только этим a priori осуществляет опыт (по его форме), в силу чего всё, что познается на опыте, необходимо подчинено законам рассудка.

Слайд 18

И. Кант. «Пролегомены». Трансцендентальная аналитика Общий вывод Мы имеем дело не с природой вещей самих по себе, которая независима и от условий нашей чувственности, и от условий рассудка, а с природой как предметом возможного опыта; и здесь от рассудка, делающего возможным этот опыт, зависит также и то, что чувственно воспринимаемый мир не есть никакой предмет опыта или что он есть природа.

Слайд 19

Трансцендентальный идеализм Беркли и Кант Субъективный идеализм Беркли Трансцендентальный идеализм Канта Вещи суть комплексы ощущений, никакого бытия вне сознания не имеющие. Идеальность времени и пространства означает не только то, что 1) явления подчиняются априорным формам нашего созерцания, но и то, что 2) вещи в себе совершенно не зависят от них.

Слайд 20

Трансцендентальный идеализм Декарт и Кант Нативизм рационалистов Априоризм Канта Законы нашего разума суть в то же время законы природы. Законы природы (как упорядоченного опыта) суть априорные законы нашего рассудка, но последние имеют силу лишь в области явлений и не распространяются на вещи в себе.

Слайд 21

Трансцендентальный идеализм Юм и Кант Агностицизм Юма Критический идеализм Канта Достоверное знание невозможно, поэтому нет никаких общезначимых истин. Вещи в себе непознаваемы, но явления подчинены общезначимым формам нашей чувственности и рассудка, что позволяет придать нашему знанию научную форму.

Слайд 22

Трансцендентальный идеализм Общая схема Трансцен-дентальная диалектика Метафизика Три идеи: мир, душа, Бог Умо-заключение Разум Трансцен-дентальная аналитика Естество-знание Двенадцать категорий Суждение Рассудок Трансцен-дентальная эстетика Математика Пространство и время Созерцание Чувствен-ность Раздел Наука Априорные формы Способ-ность Уровень синтеза

Слайд 23

Вопросы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

Уважаемые студенты! Лекции-презентации позволят Вам самостоятельно ознакомиться с материалом дисциплины. Задания будут приложены. выполненные работы просьба отправлять на электронную почту...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция презентация для самостоятельной подготовки...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельной работы...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для смостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...