Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
презентация к уроку

Корогодина Елена Александровна

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nbr_of08_aristotle_gnoseologiya.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы философии Лекция 8 Философия Аристотеля Гносеология

Слайд 2

Гносеология Аристотеля Аристотелевская классификация видов знания Чувственное восприятие Опыт Искусство Наука Философия Аристотелевская модель научного знания Сущность и функции восприятия и умозрения Учение о четырёх видах начал (причин) Учение о десяти видах сущего (система категорий) Аристотелевская концепция истины

Слайд 3

Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому – влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но и тогда, когда мы не собираемся что-либо делать. Аристотель. «Метафизика». Иерархия видов знания Чувственное восприятие

Слайд 4

Иерархия видов знания Опыт и искусство Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому – влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих... Появляется опыт у людей благодаря памяти; а именно многие воспоминания об одном и том же предмете приобретают значение одного опыта. И опыт кажется почти одинаковым с наукой и искусством. В отношении деятельности опыт, по-видимому, ничем не отличается от искусства; мало того, мы видим, что имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлечённым знанием, но не имеет опыта. Причина этого в том, что опыт есть знание единичного, а искусство – знание общего… Но всё же мы полагаем, что знание и понимание относятся больше к искусству , чем к опыту, и считаем владеющих каким-то искусством более мудрыми, чем имеющих опыт... В самом деле, имеющие опыт знают «что», но не знают «почему»; владеющие же искусством знают «почему», т. е. знают причину.

Слайд 5

… наставники более мудры не благодаря умению действовать, а потому, что они обладают отвлечённым знанием и знают причины. Вообще признак знатока – способность научить, а потому мы считаем, что искусство в большей мере знание, нежели опыт, ибо владеющие искусством способны научить, а имеющие опыт не способны. Иерархия видов знания Опыт и искусство Аристотель. «Метафизика».

Слайд 6

Поэтому < … > человек, имеющий опыт, считается более мудрым, нежели те, кто имеет [лишь] чувственные восприятия, а владеющий искусством – более мудрым, нежели имеющий опыт, наставник – более мудрым, нежели ремесленник, а науки об умозрительном ( θεωρητικαὶ ) – выше искусств творения ( ποιητικῶν ) . < … > цель рассуждения – показать теперь, что так называемая мудрость, по общему мнению, занимается первыми причинами и началами. Иерархия видов знания Наука и философия Аристотель. «Метафизика».

Слайд 7

Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает всё, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека (ведь воспринимание чувствами свойственно всем, а потому это легко и ничего мудрого в этом нет). В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин. Иерархия видов знания Наука и философия Аристотель. «Метафизика».

Слайд 8

Итак, из всего сказанного следует, что имя [мудрости] необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины. Иерархия видов знания Философия Аристотель. «Метафизика».

Слайд 9

Иерархия видов знания ЗНАНИЕ ( οἶδα ) Чувственное восприятие ( αἴσθησις ) Опыт ( ἐμπειρία ) Искусство ( τέχνη ) Наука ( ἐπιστήμη ) Философия ( φιλοσοφ ία )

Слайд 10

Из указанного здесь знание обо всём необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, ибо в некотором смысле он знает всё подпадающее под общее. Но пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий. Аристотелевская модель научного знания Сущность и функции восприятия и умозрения Аристотель. «Метафизика».

Слайд 11

Аристотелевская модель научного знания Сущность и функции восприятия и умозрения Единичное «первично для нас» (в гносеологическом плане) , хотя и «вторично по природе» (т.е. онтологически). Общее: причины и начала – «первично по природе» (онтологически), но «вторично для нас» (с гносеологической точки зрения). Познание начинается с чувственного восприятия единичных вещей; общее постигается мыслью. Познающая мысль восходит от единичного (частного) к общему: ум образует общие понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей. Задача познания – выявить общее и объяснить через его посредство единичное.

Слайд 12

Аристотелевская модель научного знания Сущность и функции восприятия и умозрения Абстракция ( лат . abstractio , отвлечение) – 1) познавательная процедура (приём исследования), заключающийся в мысленном отвлечении от тех или иных сторон, свойств или связей предмета; 2) отвлечённое понятие или теоретическое обобщение, образуемое в результате этой абстрагирующей работы мысли.

Слайд 13

Общим у предметов одного вида (рода) является форма, тогда как материя предмета выступает как принцип индивидуации . С другой стороны, материя есть лишь возможность вещи, форма же выражает её сущность, т.е. то, что в вещи представляется необходимым. Действительность (реальное бытие) есть единство возможности и необходимости . Таким образом, в аристотелевской концепции научного знания прочно увязываются: общее, существенное, необходимое. Аристотелевская модель научного знания Сущность и функции восприятия и умозрения

Слайд 14

То , что сказывается в сути, есть общее (а общее есть необходимое)… Аристотель. «Вторая аналитика». Аристотелевская модель научного знания Сущность и функции восприятия и умозрения

Слайд 15

О причинах говорится в четырёх значениях: одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи (ведь каждое «почему» сводится в конечном счёте к определению вещи, а первое «почему» и есть причина и начало); другой причиной мы считаем материю, или субстрат; третьей – то, откуда начало движения; четвёртой – причину, противолежащую последней, а именно «то, ради чего», или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения). Аристотелевская модель научного знания Учение о четырёх видах начал (причин) Аристотель. «Метафизика».

Слайд 16

Аристотелевская модель научного знания Учение о четырёх видах начал (причин) Материальная причина – глина Формальная причина – вид ( эйдос ) Действующая причина – горшечник Целевая причина – назначение

Слайд 17

Предмет онтологии («первой философии», «метафизики») – сущее ( ον ). Разумеется, все науки изучают сущее – а что же ещё они могли бы изучать? Но частные науки изучают его в каких-то специальных аспектах (физика, например, как подверженное изменению), и только онтология изучает сущее как таковое – сущее как сущее. Аристотелевская модель научного знания Учение о видах сущего (система категорий)

Слайд 18

Сущее составляет предмет одной науки, потому что все значения этого слова восходят к общему исходному. Подобно тому, как «здоровый» означает не совсем одно и то же, когда прилагается к человеку, цвету лица или образу жизни, и всё же все его значения так или иначе восходят к одному основному – обозначающему «здоровый организм», так и о сущем говорится, хоть и в различных значениях, но всякий раз по отношению к одному началу – сущности. Аристотелевская модель научного знания Учение о видах сущего (система категорий)

Слайд 19

Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Обладание Действие Страдание ( Отдельные) человек, лошадь Длиною в два локтя, в три локтя Белое, умеющее читать и писать Двойное, половинное, б ó льшее В Ликее, на площади Вчера, в прошлом году Лежит, стоит Обут, вооружён Режет, жжёт Его режут, жгут Аристотелевская модель научного знания Учение о видах сущего (система категорий)

Слайд 20

( Отдельная ) лошадь (Отдельный) человек Сущность , называемая так в самом основном, первичном и безусловном смысле, – это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем, как, например, отдельный человек или отдельная лошадь. Сущность ( греч. ουσία , лат. substantia ) Аристотелевская модель научного знания Учение о видах сущего (система категорий)

Слайд 21

Сущность (вторая) Живое существо (род) А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, – и эти виды, и их роды; например, отдельный человек принадлежит к виду «человек», а род для этого вида – «живое существо». Лошадь (вид) Человек (вид) Аристотелевская модель научного знания Учение о видах сущего (система категорий)

Слайд 22

Сущность Количество ( сколько? ) Один Двое Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определённое нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо , Аристотелевская модель научного знания Учение о видах сущего (система категорий)

Слайд 23

Сущность Количество ( сколько? ) Ростом два локтя Ростом четыре локтя Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определённое нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо , и величина – если измеримо. Аристотелевская модель научного знания Учение о видах сущего (система категорий)

Слайд 24

Сущность Количество Качество (какое?) Умеющий читать и писать Белое Аристотелевская модель научного знания Учение о видах сущего (система категорий)

Слайд 25

Сущность Количество Качество Отношение Слева Справа Больше Меньше Аристотелевская модель научного знания Учение о видах сущего (система категорий) Соотнесённым называется то, о чём говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому.

Слайд 26

Сущность Количество Качество Отношение Место (где?) В Ликее Аристотелевская модель научного знания Учение о видах сущего (система категорий)

Слайд 27

Сущность Количество Качество Отношение Место (где?) На площади Аристотелевская модель научного знания Учение о видах сущего (система категорий)

Слайд 28

Сущность Количество Качество Отношение Место Время ( когда? ) 361 г. Аристотелевская модель научного знания Учение о видах сущего (система категорий)

Слайд 29

Сущность Количество Качество Отношение Место Время ( когда? ) 383 г. Аристотелевская модель научного знания Учение о видах сущего (система категорий)

Слайд 30

Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Сидит Стоит Аристотелевская модель научного знания Учение о видах сущего (система категорий)

Слайд 31

Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Обладание Обут, вооружён Аристотелевская модель научного знания Учение о видах сущего (система категорий)

Слайд 32

Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Обладание Действие Несёт Аристотелевская модель научного знания Учение о видах сущего (система категорий)

Слайд 33

Сущность Количество Качество Отношение Место Время Положение Обладание Действие Страдание Его несут Аристотелевская модель научного знания Учение о видах сущего (система категорий)

Слайд 34

(Первые) сущности суть субъекты предикации; качества и прочие виды сущего (относящиеся к остальным категориям), предицируются же (первым) сущностям: виды и роды, (т.е. так называемые вторые сущности) , которые находятся в вещах; которые сказываются о вещах. Аристотелевская модель научного знания Учение о видах сущего (система категорий)

Слайд 35

Аристотелевская концепция истины Истина – центральная категория гносеологии; в традиции, восходящей к Аристотелю, означает соответствие субъективных когнитивных актов: ощущений, представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий и т.п., – объективной действительности.

Слайд 36

Аристотелевская концепция истины … Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем , что оно есть, – значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, – значит говорить истинное. Аристотель. «Метафизика».

Слайд 37

Истина определяется как согласованность между интеллектом и вещью. Фома Аквинский. «Сумма теологии». Аристотелевская концепция истины

Слайд 38

Аристотелевская концепция истины Veritas est adequatio rei et intellectus . Истина определяется как согласованность между интеллектом и вещью.

Слайд 39

Вопросы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

Уважаемые студенты! Лекции-презентации позволят Вам самостоятельно ознакомиться с материалом дисциплины. Задания будут приложены. выполненные работы просьба отправлять на электронную почту...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция презентация для самостоятельной подготовки...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельной работы...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для смостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...