21.05. Задание для группы 1МНЭ90
план-конспект занятия

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

Задание по русскому языку предназначено для группы 1МНЭ90

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 21.05._zadanie_po_russkomu_yazyku_dlya_gruppy_1mne90.zip27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Осложненное простое предложение.

Предложения с однородными членами предложения.

Контрольные вопросы.

1.Какими членами предложения может быть осложнено простое предложение?

2. Какие члены предложения называются однородными?

3. Какие знаки препинания и когда ставятся в предложениях с однородными членами.

4. Какие определения называются неоднородными? Приведите примеры.

Лекция

   Простые предложения многообразны. Они могут быть осложнены. Механизмы осложнения различны, осложняющие компоненты имеют разную природу. Предложение может быть осложнено:

1) однородными членами,
2) обособлениями,
3) вводными словами и предложениями,
4) вставными конструкциями,обращениями.

Здесь рассматривается осложнение простого предложения однородными членами.

Однородные члены предложения

     Однородные члены – это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. 

Сравни предложения.

Я люблю мороженое. (простое двусоставное распространённое предложение

Я люблю мороженое, шоколад, печенье, торты. (простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами)

Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов

. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства. Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно.

 Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по- разному оформлено пунктуационно.

Однородные члены предложения, как было сказано выше, образуют сочетание слов на основе сочинительной и/или бессоюзной связи. Если это второстепенные члены предложения, то связь со словами, от которых они зависят, подчинительная.

Однородные члены в устной речи оформлены интонационно, а в письменной речи пунктуационно.

   В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Маша, Серёжа и Петя сидели вокруг стола в столовой и рисовали.

(Маша, Серёжа и Петя – однородные подлежащие – 1-й ряд однородных членов)
(
сидели и рисовали – однородные сказуемые – 2-й ряд однородных членов)

Предложения с обобщающим словом при однородных членах

Ряды однородных членов могут иметь при себе слова с обобщающим значением, относящиеся ко всем словам ряда. Это обобщающие слова. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и относящиеся к нему однородные члены.

Обобщающие слова – это слова, обозначающие:

  • родовые и видовые понятия:

В комнате стояла незамысловатая мебель: старый диван, стол, два стула.

(обобщающее слово – мебель);

  • слова:  всевсёвсегдаповсюдувсюдувезде и др., передающие идею всеобщности:

Вещи были разбросаны повсюду: на полу, на стульях, на кровати, на столе.

В предложении обобщающие слова могут быть как перед, так и после рядов однородных членов. Сравните с примером выше:

На полу, на стульях, на кровати, на столе – вещи были разбросаны повсюду.

От места, которое занимают обобщающие слова, зависит пунктуация предложений.

 

Различение однородных и неоднородных определений

    Если к одному и тому же подлежащему или дополнению относится несколько определений, то это не означает, что перед вами обязательно ряд однородных определений. Бывают и неоднородные определения. В чём их различие?
Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны, по одному признаку, например по размеру, цвету, форме, материалу.

 Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, по разным признакам.

В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка.

(весёлая, смеющаяся – однородные определения, выражающие настроение, состояние)

В комнату вбежала маленькая громко смеющаяся девочка.

(маленькая и смеющаяся – неоднородные определения)

В вазе стояли красные, оранжевые и желтые цветы.

(красные, оранжевые и желтые – однородные определения, обозначающие общий признак - цвет)

В вазе стояли крупные красные душистые цветы.

(крупные, красные, душистые – прилагательные, обозначающие разные признаки: цвет, форму, запах; это неоднородные определения)

Неоднородными являются также определения, выраженные разными частями речи, например:

В конце ноября выпал первый лёгкий снежок.

(слова первый и лёгкий относятся к разным частям речи: первый – числительное, лёгкий – прилагательное; они не образуют ряда однородных членов)

Между неоднородными определениями знаки препинания не ставятся. 

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Запятая ставится

Запятая не ставится

1.Если между однородными членами нет союзов:
Все проснулось, запело, зашумело, заговорило. 
2.Если между однородными членами есть повторяющиеся союзы
и ..., и; да ..., да; ни ..., ни;
то ..., то; либо ..., либо
 и др.:
Легкий ветерок то просыпался, то утихалЗа дождем не видно было ни моря, ни небаТатьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.
3.Если между однородными членами есть союзы 
а, но, да (=но):
Туман расходился, но еще закрывал вершины лесаМал золотник, да дорог.
4.Если между однородными членами есть двойные союзы 
не только ..., но и; как ..., так и;
не столько ..., сколько
:
Эта тропа считается тяжелой как для лошадей, так и для пешеходов.

Между однородными членами, соединенными одиночными союзами и, да (=и), или, либо:
Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. 
Внутри групп однородных членов, соединенных попарно:
Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза,
лед и пламень не столь различны меж собой.
В цельных выражениях и то и се, ни то ни се, ни рыба ни мясо и др.: Иван Никифорович был ни жив ни мертв.

Упражнения для закрепления

        1. Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскройте скобки. Определите, какими членами являются в каждом предложении однородные члены, распространенные они или нет, сколько рядов однородных членов содержит каждое предложение. Укажите, как они связаны.

        На полках по углам стояли кувшины бутылки и фля..ки зеленого и син..го стекла резные серебя..ые кубки позолоче..ые чарки всякой работы: венецейской турецкой черке[с,сс]кой зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями через третьи и четвертые руки. (Н. Гоголь.) Бывало с самого ра..его утра убегаю или на пруд или в рощу или на сенокос или к жницам. Полосы света то вдруг обл..вали всю комнату то чуть(чуть) мелькали по стене то исчезали совсем. Извоз..ик между тем и кнутом и во(ж,жж)ой и ногой и словами понукал свою разбитую клячу. (Ф. Достоевский.) Каштанка обнюх..ла углы и двери загл..нула в передн.. и (не, ни)нашла (не, ни)чего нтерес..ного. Уж скоро (пол)день, а как Герасим так и Любим все еще барахтают..ся под ивн.ком. (А. Чехов.)

Тест по теме «Осложненное предложение».

1. Какое предложение соответствует следующей характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное (подлежащее выражено сущ. в им. п., сказуемое — составное именное), распространенное, полное, осложнено обособленным определением? 
а) Надвигающиеся с севера-востока грозовые тучи за какие-нибудь полчаса закрыли все небо. 
 б) Самым вероятным объектом для возникновения жизни считаются вращающиеся вокруг звезды сравнительно небольшие планеты. 
 в) Несколько мгновений длилось истинное, не показное остолбенение поставленных в тупик хозяев и непритворная, искренняя потерянность сгорающих со стыда несчастных гостей. 
 г) Факт полного отсутствия денег у всех друзей из нашей компании, зашедших в ресторан пообедать, был удивителен даже для видавших виды официантов. 
2. Какое предложение следует считать осложненным? 
а) Самая большая равнинная река начинается с незаметных родников. 
 б) И тогда в невиданную схватку с врагом немедленно включилась вся команда бывшего второго дивизиона. 
 в) В комнатах с выходящими на улицу окнами по ночам находиться почему-то боялись. 
 г) Это произошло, кажется, в середине февраля сорок третьего года. 
3. Какое предложение не является осложненным? 
а) Нагруженная огромными связками фиалок повозка тихо катила вдоль реки. 
 б) На столе стоял стакан чая и слегка дымил. 
 в) А он, мятежный, просит бури.
 г) Весна наступила в этом году ранняя, дружная и неожиданная. 
4. Чем осложнено предложение? 
Панорама, остановившая и восхитившая меня, запомнилась надолго. 
 а) однородными членами 
б) обособленным оборотом 
в) вводной конструкцией 
г) обращением 
5. Чем осложнено предложение? 
О Русь, Русь, куда же ты мчишься? 
а) однородными членами 
б) обособленным оборотом 
в) вводным словом 
г) обращением 
6. Чем осложнено предложение? 
Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась. 
 а) однородными членами 
б) обособленным оборотом 
в) вводной конструкцией 
г) обращением 
7. Чем осложнено предложение? 
Этот хищный шум не умолк в ту ночь, а последовал во сне за Францем, окружал его потом и на улице и дома, и во сне и наяву. 
 а) однородными членами 
б) обособленным оборотом 
в) вводной конструкцией 
г) обращением 
8. Чем осложнено предложение? 
Письмо было, вероятно, уничтожено. 
 а) однородными членами 
б) обособленным оборотом 
в) вводным словом 
г) обращением 
9. В каком случае дано предложение с обособленным определением? 
а) Затем внимание его привлек выставленный в сувенирной лавке несчастный уродливый предмет. 
 б) Ничего не заметивший Родриг Иванович бешено аплодировал. 
 в) Справа наспех очерченные дома повернулись к пустырю черными спинами.
 г) Увлекаемый по лесной дороге, зажатый, скрюченный, он не мог даже обернуться. 
10. В каком случае дано предложение с необособленным обстоятельством? 
а) Несмотря на состоявшееся знакомство, человек оставался таким же неприступным. 
 б) Романтовский, споткнувшись, вышел. 
 в) Коля стоял не двигаясь. 
 г) Вчера я пригласил к себе в гости несколько человек, друг с другом незнакомых, но связанных между собой одним и тем же священным делом. 
11. В каком случае дана правильная характеристика предложения? 
Развернув наудачу несколько писем (в одном из них оказался засохший цветок, перевязанный полинявшей ленточкой), он только плечами пожал и отбросил их в сторону. 
 а) предложение осложнено обособленным обстоятельством времени и однородными сказуемыми 
б) предложение осложнено обособленным обстоятельством образа действия и вставной конструкцией 
в) предложение осложнено обособленным обстоятельством времени, вставной конструкцией и однородными сказуемыми 
г) предложение осложнено обособленным обстоятельством образа действия, вставной конструкцией и однородными сказуемыми
12. В каком случае дана правильная характеристика предложения? 
Что-то на редкость фальшивое чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон. 
 а) предложение осложнено обособленными определениями 
б) предложение осложнено обособленными определениями и обособленным дополнением 
в) предложение осложнено обособленным обстоятельством 
г) предложение ничем не осложнено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические задания для групп специальности "Правоохранительная деятельность"

Понятие информации и правовой информации. Сведения и данные, отличие от информации. Структура правовой информации: официальная правовая информация; неофициальная правовая информация и информация индив...

Домашнее задание для группы СЭЗ 2.9

Выполнить презентацию на тему "Подвиг Гагарина".  15 слайдов и более. В презентации должны быть использованы такие элементы как: вставка графики, вставка звука, переход со слайда на сла...

Домашнее задание для групп СЭЗ 1.9, 15

Выполнить презентацию на тему "Подвиг Гагарина".  15 слайдов и более. В презентации должны быть использованы такие элементы как: вставка графики, вставка звука, переход со слайда на сла...

Домашнее задание для группы ПО 1.11 по предмету Операционные сети

Изучить материал в презентации майшаред слайд 597991...

Домашнее задание для группы ПО 1.11 по предмету прикладное программирование

Выполнить следующие задания:Создать форму вводаСоздать запрос на мужскую часть коллективаСоздать запрос на женскую часть коллективаСоздать отчет «Поздравить 23 февраля»Создать отчет «...

Задания для самостоятельной работы по литературе для группы 1МНЭ90

Задания для самостоятельной работы для 1БС 91 по литературе предлагаются для индивидуального изучения в рамках дистанционного обучения...

01.06. Задание по русскому языку для группы 1МНЭ90

Задание по русскому языку для студентов группы 1МНЭ90...