6.06. Задание для группы 1БС92
план-конспект занятия

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

Задание по теме "Знаки препинания, при словах, грамматически не связанных с другими членами предложения" для  студентов группы 1БС92

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 06.06._zadanie_po_russkomu_dlya_uch-sya_gr1bs92.zip37.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Знаки препинания при словах, не  связанных грамматически с другими членами.

Контрольные вопросы

1.Что называется обращением? Чем выражается эта конструкция?

2. Что называется вводными  конструкциями? Какую роль играют они в предложении?

3. Что называется вставными   конструкциями? Какую роль играют они в предложении?

4. Какие знаки препинания ставятся  при вводных  конструкциях, вставных   конструкциях?

Лекция

    Простое предложение может быть осложнено словами, грамматически не связанными с другими членами предложения. К таким относятся обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции и междометия.

Обращения
Например: Эй! Вернись!
Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.
Обращения и все зависящие от него слова выделяются запятыми.
Например: 
Милый друг, приезжай скорее домой. Я буду скучать по тебе, Москва!
2. Междометия
Междометие - особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их.
Например: 
а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы, увы и ах, то-то же, вот тебе на, вот тебе раз, ну, эй.
Междометия выделяются запятыми.
Например: 
Увы, каникулы быстро закончились.
Междометия, которые произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (как в начале, так и в середине предложения).
3. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.
Да и нет — это слова, выражающие утверждение и отрицание. В предложении они выделяются запятой.
Например: 
Нет, это не мой багаж. Да, я хочу увидеть сестру.
Если слова да и нет предполагают восклицательную интонацию, то тогда они выделяются восклицательным знаком.
Например: 
Нет! Ты никуда не поедешь!.
4. Вводные слова и конструкции.
Вводные слова и конструкции — это слова и конструкции, не имеющие грамматической связи с членами предложения. Кроме того, сами они не являются членами предложения. Значения вводных слов и конструкций различны: выражение эмоций, оценки, источник сообщения, последовательность изложения и т.д.
Например: 
Мы, правда, очень устали.
Трудности, как правило, возникают в обнаружении этих слов и конструкций. Важно не перепутать их с омонимичными им членами предложении.

Итак, как обнаружить вводные слова и конструкции:

  1. они не зависят от членов предложения (т.е. к ним нельзя задать вопрос);

       2) от них не зависят члены предложения (т.е. от них нельзя задать вопрос);

             3) их можно исключить из предложения без потери смысла и изменения структуры предложения.

Обратите внимание на примеры.
Сравните:
1) К счастью, мне удалось найти правильный путь.
(к счастью — вводное слово, выделяется запятой)
Мы идем к счастью. (к счастью — дополнение: идем (к чему?) к счастью)

Разряды вводных слов по значению

1.1. Уверенность, достоверность

Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, в самом деле, правда, само собой, само собой разумеется, подлинно и др.

Несомненно, кто-то высасывает жизнь из этой странной девочки, которая плачет тогда, когда другие на её месте смеются (Короленко).
Героиней этого романа, 
само собой разумеется, была Маша (Л. Толстой).
Действительно, с тех пор, как умерла моя мать... меня очень редко видели дома (Тургенев).

1.2. Неуверенность, предположение, неопределённость, допущение

Наверное, кажется, как кажется, вероятно, по всей вероятности, право, чай, очевидно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть, думается, думаю, полагаю, надо полагать, надеюсь, некоторым образом, в каком-то смысле, положим, предположим, допустим, если хотите, так или иначе и др.

Она, наверно, по-прежнему пьёт утром кофе с печеньем (Фадеев).
Жизнь, кажется, ещё не начиналась (Паустовский).
Даровой хлеб, видно, по вкусу пришёлся (Межеров).
А мечтал он, может статься, подойти путем другим, у окошка постучаться жданным гостем, дорогим (Твардовский).
Голова у меня что-то разболелась. Должно быть, к непогоде (Чехов).

2. Различные чувства:

2.1. Радость, одобрение

К счастью, на счастье, к радости, на радость, к удовольствию кого-либо, что хорошо, что ещё лучше и др.

К счастью, Алехин вышел из дома на час раньше и успел на пароход, плывущий во Франкфурт (Котов).
Тут, к неописуемому восхищению Пети, на старом кухонном столе устроена целая слесарная мастерская (Катаев).

2.2. Сожаление, неодобрение

К несчастью, по несчастью, к сожалению, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, как на беду, как нарочно, грешным делом, что ещё хуже, что обидно, увы и др.

Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало (Тургенев).

2.3. Удивление, недоумение

К удивлению, удивительно, удивительное дело, к изумлению, странно, странное дело, непонятное дело и др.

Найдёнов, к изумлению Нагульного, в одну секунду смахнул с плеч кожанку, присел к столу (Шолохов).

2.4. Опасение

Неровен час, чего доброго, не дай бог, того и гляди и др.

Того и гляди, весло вырвет и самого в море швырнёт (Новиков-Прибой).

2.5. Общий экспрессивный характер высказывания

По совести, по справедливости, по сути, по существу, по душе, по правде, правда, по правде сказать, надо правду сказать, если правду сказать, смешно сказать, сказать по чести, между нами говоря, нечего зря говорить, признаюсь, кроме шуток, в сущности говоря и др.

Водились за ним, правда, некоторые слабости (Тургенев).
Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево – осину... (Тургенев).
Ничто меня так не оскорбляет, смею сказать, так сильно не оскорбляет, как неблагодарность (Тургенев).

3. Источник сообщения

По сообщению кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, по словам кого-либо, по выражению кого-либо, по слухам, по пословице, по преданию, с точки зрения кого-либо, помнится, слышно, дескать, мол, говорят, как слышно, как думаю, как считаю, как помню, как говорят, как считают, как известно, как указывалось, как оказалось, как говорили в старину, на мой взгляд и др.

У Песоцкого, говорят, яблоки с голову, и Песоцкий, говорят, садом себе состояние нажил (Чехов).
Расчёт, по-моему, был математически точен (Паустовский).
Двадцать лет назад Линевое озеро было такой глушью, что, по словам лесников, не всякая птица отваживалась туда залететь (Паустовский).

4. Порядок мыслей и их связь

Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, значит, таким образом, напротив, наоборот, например, к примеру, в частности, кроме того, к тому же, в довершении всего, вдобавок, притом, с одной стороны, с другой стороны, впрочем, между прочим, в общем, сверх того, стало быть, главное, кстати, кстати сказать, к слову сказать и др.

С одной стороны, темнота была спасительной: она скрывала нас (Паустовский).
Лесной воздух целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас затруднительный процесс дыхания в наслаждение (Паустовский).
Итак, назавтра я стоял в этой комнате за дверями и слушал, как решалась судьба моя (Достоевский).

5. Оценка стиля высказывания, манеры речи, способов оформления мыслей

Словом, одним словом, другими словами, иначе говоря, прямо говоря, грубо говоря, собственно говоря, собственно, короче говоря, короче, вернее, лучше сказать, прямо сказать, проще сказать, так сказать, как бы сказать, если можно так выразиться, что называется и др.

Словом, Сторешников с каждым днём всё твёрже думал жениться (Чернышевский).
Короче говоря, это не хозяин в науке, а работник (Чехов).
Мы встали и пошли доталкиваться к колодцу или, вернее, к фонтану (Гаршин).

6. Оценка меры, степени того, о чём говорится; степень обычности излагаемых фактов

По меньшей мере, по крайней мере, в той или иной степени, в значительной мере, по обыкновению, по обычаю, бывает, случается, как водится, как и всегда, как это бывает, как это случается, как это случается иногда и др.

Разговаривал со мной, по крайней мере, как командующий армией (Симонов).
За стойкой, как водится, почти во всю ширину отверстия стоял Николай Иванович... (Тургенев)
Бывает, моего счастливее везёт (Грибоедов).

7. Привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование, подчёркивание

Видишь (ли), знаешь (ли), помнишь (ли), понимаешь (ли), веришь (ли), послушайте, позвольте, представьте, представьте себе, можете себе представить, поверьте, вообразите, признайтесь, поверите, поверишь ли, не поверишь, согласитесь, заметьте, сделайте милость, если хочешь знать, напоминаю, напоминаем, повторяю, подчеркиваю, что важно, что ещё важнее, что существенно, что ещё существенней и др.

Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею?(Пушкин).
Вообразите, наши молодые уже скучают (Тургенев).
Мы, если хочешь знать, мы требовать пришли (Горбатов).
Где же это, позвольте, было (Павленко).

Обратите внимание!

Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми слова:

будто, как будто, вряд ли, едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, только, непременно, вот, как раз, всё-таки, обязательно, вдруг.

 

Общие правила постановки знаков препинания при вводных словах, сочетаниях и предложениях.

1) В основном вводные слова, словосочетания и предложения выделяются запятыми:

Признаюсь, он не произвел на меня приятного впечатления (Тургенев); Да ты её, вероятно, видел на том вечере (Тургенев).

2) Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и предшествует обобщающему слову, то перед вводным словом ставится только тире (без запятой), а после него – запятая:

Книги, брошюры, журналы, газеты – словом, все виды печатной продукции валялись на его письменном столе в полном беспорядке.

Если предложение сложное, то запятая перед тире ставится на основании общего правила разделения частей сложного предложения:

Мужчины пили, спорили и хохотали, – словом, ужин был чрезвычайно весел (Пушкин).

3) При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится:

Чего доброго, пожалуй, и женится, из умиления души... (Достоевский); Стало быть, по-вашему, физическим трудом должны заниматься все без исключения? (Чехов).

Усилительные частицы при вводных словах не отделяются от них запятой:

Уж вероятно, это так, поскольку нет никаких противопоказаний.

4) Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то никаким знаком от оборота оно не отделяется:

Спокойно потягивает трубочку смуглый, коренастый капитан, по-видимому итальянец или грек (Катаев); Среди товарищей есть эдакие поэты, лирики что ли, проповедники любви к людям (Горький).

Вводные слова не отделяются от обособленного оборота, если даже находятся в самом начале или самом конце предложения:

По-видимому опасаясь снежных заносов, руководитель группы отменил восхождение на вершину горы; Оставьте вы эти новые доводы, неубедительные и надуманные конечно.

Если же вводное слово находится в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми на общих основаниях:

Ребёнок, испугавшийся, по-видимому, лошади, подбежал к матери.

Обратите внимание!

Следует различать случаи, когда вводное слово находится в начале обособленного оборота, и случаи, когда оно находится между двумя членами предложении.

Ср.: Он располагал сведениями, кажется опубликованными недавно (обособленный оборот, вводное слово кажется входит в его состав). – В руке он держал небольшой, кажется, технический справочник (без вводного слова не было бы никакого знака препинания, так как определения небольшой и технический неоднородны, вводное слово относится ко второму из них).

При наличии однородных определений, когда может возникнуть сомнение, к какому из однородных членов, предшествующему или последующему, относится находящееся между ними вводное слово, второе определение вместе с вводным словом может образовывать уточняющую конструкцию.

Эти сведении почерпнуты из нового, кажется специально для данного случая составленного, справочника (без вводного слова между однородными определениями стояла бы запятая); Тишь и благодать господствовали в этом, очевидно богом и людьми забытом, уголке земли (уточняющее определение при указательном местоимении этот).

Если вводное слово находится в начале оборота, заключённого в скобки, то оно отделяется запятой:

Оба сообщения (по-видимому, поступившие недавно) привлекли к себе широкое внимание.

5) Если перед вводным словом находится сочинительный союз, то пунктуация будет такой. Вводные слова отделяются от предшествующего сочинительного союза запятой, если вводное слово можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры (как правило, при союзах и, но). Если же изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая после союза не ставится (обычно при союзе а).

Ср.: Весь тираж уже отпечатан, и, вероятно, книга на днях поступит в продажу (Весь тираж уже отпечатан, и книга на днях поступит в продажу); Вопрос этот рассматривался уже несколько раз, но, по-видимому, окончательное решение ещё не принято (Вопрос этот рассматривался уже несколько раз, но окончательное решение ещё не принято); Здесь может быть использован не уголь, а, скорее, жидкое топливо (Здесь может быть использован не уголь, а жидкое топливо). – Расчёты были сделаны наскоро, а следовательно, и неточно (невозможно: Расчёты были сделаны наскоро, а и неточно); Может быть, всё кончится благополучно, а может быть, и наоборот (невозможно: Может быть, всё кончится благополучно, а и наоборот).

Обратите внимание!

Однородный член предложения, стоящий после вводных слов а значит, а следовательно, не обособляется, то есть запятая после него не ставится.

Например: В результате сила электромагнитного поля приходящих сигналов, а значит, и сила приёма увеличивается во много раз; Эта схема, а следовательно, и весь проект в целом нуждается в проверке.

6) После присоединительного союза (в начале самостоятельного предложения) запятая обычно не ставится, так как союз тесно примыкает к следующему за ним вводному слову:

И представьте себе, он всё же поставил этот спектакль; И смею вас уверить, спектакль получился замечательный; И что вы думаете, он добился своего; Но так или иначе, решение было принято.

Реже (при интонационном выделении вводных слов или вводных предложений, при их включении в текст посредством подчинительного союза) после присоединительного союза запятая перед вводной конструкцией ставится:

Но, к великой моей досаде, Швабрин, обыкновенно снисходительный, решительно объявил, что песня моя нехороша (Пушкин); И, как водится, вспоминали только одно хорошее (Крымов).

7) Вводные слова, стоящие перед сравнительным оборотом (с союзом как), целевым оборотом (с союзом чтобы) и т.д., отделяются от них на основании общего правила:

Всё это мне показалось странным, впрочем, как и другим; Сын на минуту задумался, вероятно, чтобы собраться с мыслями (обычно в этих случаях вводное слово относится не к предыдущей, а к последующей части предложения).

8) Вместо запятой при вводных словах, словосочетаниях и предложениях может употребляться тире.

Тире употребляется в следующих случаях:

  • если вводное словосочетание образует неполную конструкцию (пропущено какое-либо слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной запятой обычно ставится тире:

Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны, чтобы дать отдохнуть лошадям, с другой – чтобы и самому отдохнуть и подкрепиться (Гоголь) (запятая перед придаточным предложением поглощается тире);

  • тире ставится перед вводным словом в качестве дополнительного знака после запятой, если вводное слово стоит между двумя частями сложного предложения и по смыслу может быть отнесено или к предшествующей или к последующей части:

Собака исчезла, – наверное, её прогнал кто-то со двора (тире подчеркивает, что не «собака, наверное исчезла», а что «собаку, наверное, прогнали»).

Иногда дополнительный знак подчеркивает причинно-следственные или присоединительные отношения между частями предложения:

Проверить его слова было трудно, – очевидно, обстоятельства сильно изменились.

Иногда перед вводным словом, находящимся в начале обособленного оборота, ставится запятая и тире, а после него – запятая, чтобы избежать возможной неясности:

Поскольку есть ещё время, вызовем на экзамен дополнительно кого-нибудь, – допустим, сдающих повторно (допустим в значении «предположим», «скажем»);

  • тире ставится перед вводным словом после запятой, если следующая за вводным словом часть предложения подытоживает сказанное в первой части:

Чичиков с чрезвычайной точностью расспросил, кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор,– словом, не пропустил ни одного значительного человека (Гоголь);

  • при помощи тире могут выделяться вводные предложения, если они достаточно распространённые (имеют второстепенные члены):

Заподозрить Якова Лукича во вредительстве – теперь уже казалось ему – было нелегко (Шолохов); Дать противнику уйти, или – как это говорится на торжественном языке воинских уставов – дать ему оторваться – это для разведчиков крупная неприятность, почти позор (Казакевич)

Упражнения для закрепления

        1. Вставьте пропущенные знаки.

        Дом напротив светился огнями. Ты напротив пришел очень поздно. Ты очевидно очень устал. Твое утомление очевидно. Посуда бьется к счастью. К счастью мы успели вовремя вернуться домой. Сейсмологи предупреждают, что в этой области возможно землетрясение. Он возможно зайдет сегодня. О тебе говорят странные вещи. Говорят ты вчера прогулял геометрию. По-твоему это интересная книга? Мы все сделали по-твоему.

        2. С помощью вводных слов выразите в следующих предложениях:

а) уверенность;

б) предположение;

в) порядок мыслей;

г) указание на источник информации.

        Хорошая погода скоро закончится и польют дожди. Твоя сестра закончила институт и устроилась на работу в нашу фирму. Ивлевы побывали во Франции и в Австрии.

        3. Объясните постановку знаков препинания.

        Три сестры Володи - самой старшей из них было одиннадцать лет - сидели за столом. (А. Чехов.) Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один. (А. Пушкин.) Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. (И. Тургенев.)

 Тест на тему «Вводные слова и предложения»

1. С чем нельзя согласиться?
1)    Вводные конструкции — это слова, словосочетания, предложения, которые употребляются в составе предложения для передачи различных оценок характеристики высказывания.
2)    При помощи вводных слов могут передаваться модальная оценка, эмоциональная оценка, указание на обычность-необычность сообщаемого, ссылка на источник сообщения и т.п.
3)    Вводные конструкции связаны синтаксически с другими членами предложения.
4)    Вводные конструкции могут быть в предложении сказуемым и обстоятельством.
2. Одно из утверждений неверно. Найдите его.
1)    Вводные конструкции не являются членами предложения.
2)    Вводные конструкции выделяются на письме только запятыми.
3)    Вводные слова могут употребляться в качестве самостоятельных предложений.
4)    Вводные слова при произнесении выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением).
3. Найдите неверное утверждение.
1)    Вводные конструкции отмечаются интонацией, а на письме отделяются запятыми.
2)    Вводные предложения, выражающие дополнительные замечания или пояснения, выделяются скобками или тире.
3)    Так же, как вводные конструкции, выделяются тире междометия, слова ДА и НЕТ.
4)    Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, оно не отделяется от него запятой, а включается в данный оборот.
4. Найдите предложения, в которых есть вводные слова (знаки препинания не расставлены).
1)    Поезд мчит меня к счастью.
2)    Он правда в туз из пистолета в пяти саженях попадал.
3)    Мы не надеялись более никогда встретиться однако встретились.
4)    У нас весна. Солнышко греет. Одним словом жизнь расцветает.
5)    Теперь несомненно, что пьеса пойдет.
5. Найдите предложения, в которых выделенные слова являются вводными (знаки препинания не расставлены).
1)    Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществлялась так ОЧЕВИДНО.
2)    Графиня весьма КСТАТИ воротилась в гостиную.
3)    ДЕЙСТВИТЕЛЬНО XIII век — это кризис феодализма во всем мире.
4)    ОЧЕВИДНО сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь.
5)    На бледном лице ее ДЕЙСТВИТЕЛЬНО потухала редкостная красота.
6)    КСТАТИ слой глины в этом месте был гораздо тоньше, чем над всей крышей.
6. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.
1)    К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.
2)    Олег усмехнулся, однако, чело и взор омрачилися думой.
3)    Впрочем, Софья Николаевна не очень постарела.
4)    Тайная канцелярия полтергейстами, как известно, не занималась.
5)    Правда, в огне не горит и в воде не тонет.
6)    Упражнение, должно быть, выполнено чисто и аккуратно.
7. Найдите предложения, в которых есть вводные предложения (знаки препинания не расставлены).
1)    Фролов простился со своими спутниками и пешком тогда все в городе ходили пешком направился к Смольному.
2)    По словам Веры Варенька очень редко говорила о своей больной дочери.
3)    По достоверным данным в столичные юмористические журналы Чехов обращался уже в 1877 году.
4)    Первые главы «Петербургского романа» теперь этот роман назывался «Униженные и оскорбленные» были давно готовы.
5)    Дубечня так называлась наша первая станция находилась в семнадцати верстах от города.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические задания для групп специальности "Правоохранительная деятельность"

Понятие информации и правовой информации. Сведения и данные, отличие от информации. Структура правовой информации: официальная правовая информация; неофициальная правовая информация и информация индив...

Домашнее задание для группы СЭЗ 2.9

Выполнить презентацию на тему "Подвиг Гагарина".  15 слайдов и более. В презентации должны быть использованы такие элементы как: вставка графики, вставка звука, переход со слайда на сла...

Домашнее задание для групп СЭЗ 1.9, 15

Выполнить презентацию на тему "Подвиг Гагарина".  15 слайдов и более. В презентации должны быть использованы такие элементы как: вставка графики, вставка звука, переход со слайда на сла...

Домашнее задание для группы ПО 1.11 по предмету Операционные сети

Изучить материал в презентации майшаред слайд 597991...

Домашнее задание для группы ПО 1.11 по предмету прикладное программирование

Выполнить следующие задания:Создать форму вводаСоздать запрос на мужскую часть коллективаСоздать запрос на женскую часть коллективаСоздать отчет «Поздравить 23 февраля»Создать отчет «...

18.04.20. Задание по русскому языку для группы 1БС92.

18.04.20. Задание  по русскому языку для группы 1БС92 в рамках дистанционного обучения...

13.06 Задание по русскому языку по теме "Сложноподчинённое предложение" для группы 1БС92

Задание по русскому языку  по теме "Сложноподчинённое предложение" предназначено  для студентов  группы 1БС92...