Лекция "Личность"
план-конспект занятия

Метелик Наталья Петровна

Лекция "Личность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_lichnost._struktura_lichnosti.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция «Личность. Структура личности. Развитие личности»

Вопрос 1. Определение личность, индивид, индивидуальность, субъект

1. Мясищев В.Н. Личность – система отношений человека к окружающей действительности. Эти отношения представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь человека с различными сторонами действительности.  

2. Петровский А.В. Личность системное социальное качество, приобретаемое индивидом в совместной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

3. Ананьев Б.Г. Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса.

4. Рубинштейн С.Л., А.Н. Леонтьев.  Личность – совокупность социальных свойств и качеств человека, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Личностью не рождаются, личностью становятся.

5. Рубинштейн С.Л. Личность – характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью.

        Индивид — это конкретный представитель человеческого рода, носитель всех психофизических и социальных черт человечества. Индивидом является и новорожденный, и взрослый человек, который также является личностью.

        Индивидуальность - совокупность индивидуальных, специфических характеристик человека, которые отличают его от других людей, т.е. личность всегда характеризуется.

        Субъект – человек как субъект является носителем видов человеческой деятельности, активным субъектом познания и преобразования действительности.

        Человек – это общее понятие, отражающее целостность человеческого существа, единство самых различных его жизненных функций и используется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Вопрос 2. Теории личности

  • К. Юнг ввел понятие коллективного бессознательного и его первичного образования (архетипа). Он создал типологию личности, в основе которой положена направленность человека на себя (интроверты) или на объект (экстраверты).
  • А. Адлер считал основой не природные инстинкты, а врожденное общественное чувство.

        В развитии человека можно условно выделить два этапа: биологический и культурный. Биологическое развитие человека и его психики не существенно отличается от аналогичных процессов у животного. Человек, как и другие представители биологических видов, наделен естественными врожденными психическими функциями, которые обеспечивают реализацию адаптационных возможностей его организма. Но в отличие от животных у человека в ходе культурного развития сформировалась система более сложных социально обусловленных и формируемых в процессе жизни высших психических функций, которые отражают социокультурную историю как отдельного субъекта, так и всего человеческого сообщества. Эти высшие функции складываются только в процессах социального взаимодействия, обучения и общения и отличаются от низших функций, присущих животным, своими свойствами, строением и происхождением. Они произвольны, опосредованы и социальны

Вопрос 3. Структура личности в различных психологических теориях

        Структура личности является продуктом социализации, она оказывает влияние на состояние личности, динамику ее поведения, процессы деятельности и общения с другими людьми.

Структура личности по К.К. Платонову.

        К.К. Платонов выделил в структуре личности четыре подструктуры на основе соотношения биологического и социального в человеке, их иерархической подчиненности и особого для каждой из них типа формирования.

1-я подструктура (социально–обусловленная подструктура, или направленность) личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Эта подструктура формируется путем обучения и воспитания.

2-я подструктура (опыт) объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, но с влиянием биологически и генетически обусловленных свойств личности.

3-я подструктура (подструктура форм отражений) объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые можно развить через упражнения.

4-я подструктура (биопсихическая) объединяет свойства темперамента, возрастные и половые свойства личности, ее патологические изменения.  

По теории А.Г. Ковалева структура личности включает:

  1. направленность (система потребностей, интересов, идеалов),
  2. способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств),
  3. характер (синтез отношений и способов поведения),
  4. темперамент (система природных свойств).

Теория интегральной индивидуальности B.C. Мерлина описывает две группы индивидуальных особенностей:

1) “свойства индивида” — включает две подструктуры:

а) темперамент;

б) индивидуальные качественные особенности психических процессов.

2) “свойства индивидуальности” — имеет три подструктуры:

а) мотивы и отношения;

б) характер;

в) способности.

Деятельность является опосредующим звеном между всеми подструктурами личности.

        По Б.Г. Ананьеву структура личности строится из:

1) первичного класса личностных свойств:

а) статус;

б) роли;

в) ценностные ориентации;

2) вторичного класса личностных свойств:

а) мотивация поведения,

б) структура общественного поведения,

в) сознание и др.

Структура личности по 3. Фрейду включает:

Ид — расположен в бессознательном слое психики и является энергетической основой личности, он содержит врожденные бессознательные инстинкты;

Эго — врожденная подструктура личности, располагается в сознании и в предсознании;

Супер-Эго — формируется в процессе жизни, расположена в сознании.         

Вопрос 4.  Типологии личности

Типологии личности по И.П. Павлову. 

В основу типологии положена степень участия первой и второй сигнальной системы в восприятии мира и организации активности человека.

И.П. Павлов выделил следующие типы личности:

1) художественный тип характеризуется преобладанием первой сигнальной системы правого полушария головного мозга. Личности данного типа обладают высокой эмоциональностью, развитым образным мышлением, яркостью воображения, непосредственностью и живостью восприятия реалий окружающего мира. Они склонны к различным видам искусства, к поэзии, музыке, театру, литературе. Романтизм у данного типа личности преобладает над скептицизмом;

2) мыслительный тип — активность второй сигнальной системы левого полушария головного мозга преобладает над первой. Личности данного типа склонны к детальному анализу жизненных ситуаций и явлений, весьма рассудительны, склонны к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Для них характерна общая сдержанность, умеренность чувств, которые преломляются и активно контролируются разумом. Люди мыслительного типа, склонны к научной деятельности, особенно в области точных наук: математике, физике, информатике и т.д.;

3) средний тип (смешанный) включает 80% людей, характеризуется незначительным преобладанием рационального или эмоционального компонента психики.

Типологические особенности начинают проявляться в подростковом возрасте.

Типология личности по К.Г. Юнгу основана на:

1) преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида:

а) интроверсия - психическая активность направлена на феномены и содержания внутреннего мира субъекта его мысли, фантазии, переживания. Интроверт — это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к “внутреннему голосу”, ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему Поведение интроверта контролируется в большей степени внутренней мотивацией субъекта и практически не зависит от внешних обстоятельств;

б) экстраверсия - преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему. Экстраверт в большей степени обращен к миру внешних явлений и событий. Он склонен подчиняться “объективным” внешним требованиям или «притягательной силе» объекта.

2) доминирование одной из основных психических функций: мышления, чувства, ощущения или интуиции. Одна из функций является доминирующей, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две - остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне.

К.Г. Юнг выделил восемь типов:

1. мыслительный интроверт;

2. эмоциональный интроверт;

3. сенсорный интроверт;

4. интуитивный интроверт;

5. мыслительный экстраверт;

6. эмоциональный экстраверт;

7. сенсорный экстраверт;

8.интуитивный экстраверт.

Вопрос 5. Подходы в зарубежной психологии по изучению личности

  1. Социогенетический подход объясняет, что особенности личности обусловлены способами социализации, взаимоотношениями с другими людьми. Теория социализации утверждает, что, рождаясь биологическим существом, человек под влиянием социальных условий становится личностью.
  2. Биогенетический подход признает, что в основе развития личности лежат биологические процессы созревания организма.
  3. Психогенетический подход – не отрицает ни биологических, ни социальных факторов в развитии личности, но обращает внимание на развитие психических процессов личности.

Вопрос 6. Факторы развития личности.

  1. Общественная среда, политическая ситуация в стране, экономическое положение, особенности социальных условий, разнообразные социальные и духовные отношения.
  2. Влияние микро- и макросреды на становление личности человека: люди живущие в одной и той же макросреде, принадлежат к другим микросредам, где происходит их непосредственное общение и удовлетворение разнообразных потребностей (это семья, класс в школе, студенческая группа, производственный коллектив и т.д.). Влияние среды носит стихийный и неорганизованный характер и не может решить задачи, связанные с формированием личности и ее подготовкой к жизни и профессиональной деятельности.
  3. Воспитание:  без специально организованного и целенаправленного обучения и воспитания не смогут, например, развиться задатки.

Вопрос 7. Целостность развития личности

Целостность развития личности обеспечивает ее психическое развитие. Этот процесс осуществляется по следующим направлениям:

  1. Развитие и совершенствование познавательной и эмоциональной волевой сферы;

Развитие психических свойств – характера, способности, направленности;

  1. Развитие психической структуры деятельности – формирование способностей, умение планировать свои действия и правильно выбирать способы действий, совершенствование навыков и т.д.

Вопрос 8. Движущие силы развития личности

        Движущими силами развития личности являются противоречия между:

  • Потребностями и внешними обстоятельствами;
  • Возросшими физическими и духовными возможностями и старыми формами деятельности, которые человек осуществляет;
  • Новыми потребностями, которые порождаются деятельностью, общением и возможностями их удовлетворения;
  • Новыми требованиями, которые предъявляет деятельность и несформированными умениями и навыками, необходимыми для ее осуществления.

Вопрос 9.  Характеристики психического развития

        Характеристиками психического развития личности выступают:

  1. Социальная природа личности – проявляется в овладении личностью общественно – историческим опытом, накопленным человечеством, и определяется общественными отношениями, в которых она формируется.
  2. Целостность – выявляется во взаимосвязях всех психических функций, которые развиваются в целостной структуре личности.
  3. Стадиальность – последовательный переход от одной ступени развития к качественно другой, и чем полнее и гармоничнее на ранних этапах будет развитие, тем более богатым будет последующее развитие.

Вопрос 10. Внутренние механизмы психического развития

  1. Неравномерность -  проявляются в том, что различные психические свойства, процессы, проявления, образования личности не находятся на одинаковом уровне развития и в определенные периоды возникают благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях.
  2. Интеграция - по мере развития личности ее психика со всеми элементами, приобретает все большую целостность, постоянство, устойчивость, т.е. определенное качественное формирование.
  3. Компенсация -  внутренний механизм, позволяющий целенаправленно замещать и восполнять те функции, которые еще недостаточно или дефективно развиты.

Вопрос 11. Уровни психического (умственного) развития

Л. С. Выготский ввел в возрастную и педагогическую психологию следующие понятия:

1.  «Зона ближайшего развития». Она происходит на «пределе» познавательных возможностей ребенка, определяет его умственное развитие и показывает, что может выполнить ребенок с небольшой помощью взрослых, отражает потенциал его обучаемости, воспитуемости и развитости.  

2. «Зона актуального развития» - обученность, воспитанность и развитость ребенка на данный момент времени.

Вопрос 12. Социализация личности

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, в ходе которого в определенных социальных условиях человек этот опыт преобразует в собственные ориентиры и ценности, избирательно вводит в свое поведение нормы, принятые в обществе или группе.

Подразумевается, что человек (ребенок) изначально ассоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В процессе социализации происходит превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Нормы поведения и морали, усваиваемые человеком, зависят от того, в каком обществе он живет. В процессе социализации происходит психологическое развитие личности, связанное с формированием образованности, воспитанности, обученности, возникновение и развитие основных социально-значимых свойств и социально-психологических свойств, которые обнаруживаются при непосредственном контакте с социальной средой.

Социализация имеет системный характер в связи с тем, что личность, малые и большие группы, общество и человечество в целом находятся в сложных иерархически-системных отношениях друг с другом.

Вопрос 13. Факторы социализации

К факторам социализации относятся:

1) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;

2) социально-психологические факторы социальной среды - это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т.д.).  

    Иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;

3) фактор собственной социальной активности человека.

Вопрос 14. Стадии социализации

1. стадия первичной социализации — продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Происходит в малых социальных группах. Основными агентами социализации являются родители, родственники, друзья семьи и т.д. (первичные агенты социализации);

2. стадия индивидуализации — наблюдается в подростковом и юношеском возрасте, происходит в больших социальных группах и проявляется желанием выделить себя среди других, критическим отношением к общественным нормам поведения. К первичным агентам социализации добавляются вторичные: формальные организации, официальные учреждения, представители власти. В подростковом возрасте для стадии индивидуализации характерно самоопределение понятия “мир и я” неустойчивость мировоззрения и характера подростка. В юношеском возрасте вырабатываются устойчивые свойства личности;

3. стадия интеграции наблюдается в позднем юношеском возрасте, когда появляется желание найти свое место в обществе.

Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

а). Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

б). Изменение себя;

в). Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация;

г). Трудовая стадия социализации продолжается весь период трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его;

д). Послетрудовая стадия социализации начинается с выхода на пенсию, характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социализация может происходить как стихийно, так и организованно, осуществляться как в специальных институтах (школа, вуз, трудовой коллектив, семья и т.д.), так и в неформальных объединениях. На социализацию влияет само общество, культура, этнос, условия региона проживания и даже тип поселения, средства массовой коммуникации и пр. Процесс социализации непрерывен на протяжении всего онтогенеза и протекает неравномерно. Например, на дотрудовой стадии социализации человек усваивает больше социальный опыт, на трудовой – больше воспроизводит за счет активного участия в деятельности и воздействия на среду через эту деятельность; на послетрудовой  стадии социализации человеком вноситься существенный вклад в воспроизводство опыта, за счет передачи его новому поколению и т.д.