Лекция "Речь"
план-конспект занятия

Метелик Наталья Петровна

Лекция "Речь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_rech.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция «РЕЧЬ»

Определения: «речь», «язык»

Речь – это процесс практического применения языка в; целях общения с другими людьми. 

Язык – это строго нормализованная система средств общения (символы, знаки и т.д.). По своему значению речь носит полифункциональный, характер, являясь не только головного мозга в результате воздействия на человека предметов и явлений действительности и слов, которыми эти предметы и явления обозначены. Слова, являясь особым видом раздражителей (вторая сигнальная система), воспринимаются от других людей, когда те произносят их во время действия на нас предметов, к которым эти слова относятся. В силу многократного сочетания определенных слов с восприятием определенных предметов у человека образуется связь между теми и другими. Таким путем слово приобретает определенное смысловое значение, становится обозначением определенных предметов и явлений действительности. Именно поэтому любые предметы и явления могут вызывать затем у человека определенные речевые реакции.

Вопрос 2. Функции речи

Обозначения – реализуется в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям присущие только им названия.

Выражения – состоит в возможности человека с помощью речи полнее передавать свои переживания и отношения к информации и собеседнику.

Воздействия – заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям и поступкам.

Сообщения – состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов и фраз.

Вопрос 3. Свойства речи

1. Содержательность – характеризуется количеством выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, а также их значительностью и соответствием реальности.

2. Понятность – определяется синтаксически правильным построением предложений, применением пауз и выделением слов с помощью логических ударений.

3. Выразительность – характеризуется эмоциональной насыщенностью речи, ее энергичность.

4. Бездейственность – определяется возможностью ее влияния на поведение, мысли, чувства и волю других людей.

Внутренняя речь – не выполняет функцию общения, а обслуживает процесс  мышления  конкретного  человека. Внутренняя  речь  направлена  на себя,  носит сокращенный свернутый характер.

Устная речь – включена в общение между людьми посредством произношения слов вслух с одной стороны и восприятие их на слух с другой стороны. Протекает в меняющихся условиях, отличается сокращенным количеством слов и простой грамматической конструкцией.

Письменная речь – осуществляется с помощью письменных знаков. Общение опосредовано текстом. В отличие от устной речи, письменная более содержательна и концентрирована, имеет четкий замысел и сложную грамматическую конструкцию.

Монолог – речь одного человека в течение длительного времени, излагающего свои мысли. Это развернутая, подготовленная и завершенная речь, которая имеет композицию и строгую логику. Требует тщательного отбора слов и оборотов.

Диалог – разговор, в котором активно участвуют не менее двух собеседников. Эта речь поддерживается взаимными репликами и не полностью развернутая. Часто эта речь возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки.