Сташ Лариса Гиссовна
план-конспект урока

Сташ Лариса Гиссовна

Технологическая карта включает подробное описание хода урока с указанием целей и планируемых результатов, методических приёмов. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ориентирован на выработку универсальных учебных действий.

При выборе методов, форм и средств обучения учащихся для достижения поставленной цели учтены основные принципы:

-принцип доступности материала: предлагаемый на уроке  языковой материал соответствует возрасту учащихся (11-12 лет) и их жизненному опыту;

- принцип развития выразительности речи (репродуктивно-поисковая, творческая деятельность, беседа, практическая работа, краткие выступления учащихся).

Образовательные, воспитательные и развивающие задачи рассматриваются в комплексе и взаимосвязи. Задания к уроку выбраны с ориентиром на актуальность, а также на  поисково- исследовательскую деятельность учащихся.

Основными формами, методами и приемами работы данного урока являются  вопросно - ответная форма, работа в группах, в парах,  работа с разными источниками  информации, самоконтроль, наглядность, поисковый метод, метод орфографического чтения. Их сочетание помогает учащимся научиться правильно писать суффиксы существительных –чик (-щик), выделять в тексте слова с суффиксами –чик (-щик); обеспечить хорошую работоспособность, творческое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                

Учитель русского языка и литературы Сташ Л.Г.

МБОУ СОШ №18 станицы Рязанской, Белореченского района,      

Краснодарского края

Технологическая карта

УМК: М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская  и др. « Русский язык.6 класс».

Тема:        Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –чик (- щик).

Тип урока:  урок  открытия новых знаний, комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно - ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Цель:                

                       Образовательная

1.Научить узнавать и правильно писать суффиксы -чик (-щик).

2. Устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах.

3. Обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

4. Научить определять значения суффикса –чик.

5. Формировать орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающая

1.Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации           (текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения изучаемой орфограммы.

3.Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

4.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

5.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности.

Воспитательная

1.Формировать социокультурную компетентность: возбуждение  интереса к изучаемой теме, бережного отношения к родному русскому языку.

2. Воспитывать интерес к слову и понимание необходимости правильной устной и письменной речи.

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

-формировать осознанный интерес к изучению

русского языка;

-осознавать ценности изучаемого правила, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему;

-определять цель урока, выбирать действия по достижению цели;

-контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

-формулировать собственное мнение;

-осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях

общения;

-работать в группе.

-осуществлять информационную

переработку текста (план, схема, таблица);

-выразительно читать, строить устное и письменное высказывание;

-проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя.

-планирование самостоятельного выполнения заданий;

-выбор темпа работы;

-умение действовать самостоятельно.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик; 

-научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик;

-обогатить словарный запас учащихся;

-производить морфемный, словообразовательный, лексический, синтаксический разборы.

- проводить наблюдение под руководством учителя;

- осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

- давать определение понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи.

.

- формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

- осознание ценности изучаемого правила, практической его важности;

-  ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока;

-  выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Оборудование:  

        

- мультимедийная презентация;

- «Словарь русского языка»;

- ЭОР «Правописание суффиксов – ЧИК-/-ЩИК-», модуль ОМС «Суффиксы имён существительных –чик, -щик»;

- интерактивная доска;

- рабочие листы для мини-проектов.

Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и  задач урока, этапов и форм работы.

Беседа

Сформулируйте цель урока, исходя из того, что   нам уже знакомы такие разделы языкознания, как морфемика, словообразование, орфография. Используйте опорные слова:

  • углубить
  • расширить
  • повторить
  • совершенствовать

Организует учащихся к уроку через проблемную беседу.

Сегодня мы продолжим путешествие  в увлекательный мир морфемики, словообразования  и орфографии.

-Что такое морфемика?

- А какие морфемы вы знаете?

- А что такое словообразование?

- А что изучает орфография?

- А зачем нужно изучать эти разделы науки о языке?

Настраиваются на плодотворную работу.

Записывают дату и вид  работы в тетради.

Регулятивные.

II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности.

 Словарная работа

Бе(з, с)печный, ощ(ю,у)щение, ди(ф,фф)еренцировать, расст(е,и)лать, рю(к,г)зак, (с,з)делать, раз(ы,и)грать.

(Слайды 2,3)

Выберите правильные  буквы в словах и сложите из них название морфемы.

-Я рада, что вы справились с заданием.

-О какой морфеме мы будем сегодня говорить?

Проверяют в парах, работают на ИАД, складывают слово «СУФФИКСЫ».

Выдвигают предположение о теме и цели  урока.

Познавательные.

Коммуникативные.

III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Компетентностно-  ориентированное задание.

 Работа с ИАД и параграфом учебника.

 Работа  с ИАД, на которую спроецированы изображения людей разных профессий.

Чтение § 52, с. 153. Изучение теоретических сведений, работа с правилом звезды.

(Слайды 4,5,6)

Организует беседу, консультирует учащихся.

-Посмотрите на экран, что вы видите? (на слайде изображены люди разных профессий).

- На какую морфему оканчиваются эти слова.

-Помогите мне выбрать нужный суффикс.

- Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

Делают вывод: произношение суффиксов не соответствует их написанию. Формулируют и записывают тему урока. Самостоятельно формулируют цели урока.

Выполняют задания к тексту параграфа (устно). Пользуясь правилом звезды, делают вывод о том, что после согласных д, т, з, с, ж пишется суффикс - чик. Заполняют таблицу в рабочих тетрадях (записывают в два столбика существительные с суффиксами –чик, щик, проговаривая алгоритм-рассуждение  на с.153)

Познавательные

(анализ, синтез, сравнение, обобщение,  анало-

гия, классификация– построение логической цепи рассуждений, вы-

ведение следствий;

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

– доказательство).

Коммуникативные.

Работа со второй частью орфограммы № 33.

Изучение теоретических сведений.

( Слайд 7)

Организует беседу, консультирует учащихся.

- Что нового вы узнали?

Делают вывод: ь знак пишется перед суффиксами –чик-, -щик- только после буквы «л».

Регулятивные.

Познавательные.

Коммуникативные.

Закрепление знаний.

Работа с ЭОР: флеш-тест «Правописание суффиксов –чик-/

-щик-»

Выполнение флеш-тестов с материалом ЭОР.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1299a39e-7a3a-4516-83c5-3fb23e7a3dfb/index_listing.html

 ( Слайд 8)

Организует беседу, консультирует учащихся.

Вырабатывают и закрепляют навыки правописания ь после л перед суффиксами –чик-/-щик-. Оценивают свою работу.

Регулятивные.

Познавательные.

Личностные.

Грамматико-орфографическая работа в группах.

Работа со словами в рамках: арматура, бетон.

(Слайд 9)

 Организует беседу, консультирует учащихся.

-Выполните лексический анализ слов;

- подберите однокоренные слова с суффиксом щик;

-сделайте морфемный и словообразовательный разбор слов;

- составьте словосочетания;

-выполните синтаксический разбор словосочетаний;

Выполняют указанные виды грамматических разборов.

Познавательные.

Регулятивные.

Личностные

Работа по теме урока.

Работа в паре – анализ текста.

Упр. 294, стр. 154. Восстановление текста

Консультирует пары учащихся

-  Восстанавливают текст, вставляя на месте пропусков существительные, называющие лиц по профессии.

- выполняют морфологический и словообразовательные разборы (устно).

- делают выводы о том, что суффиксы – чик, щик называют лица по профессии, роду деятельности.

Личностные (понимание необходимости следования в поведении моральным нормам и

этическим требованиям).

Коммуникативные.

Познавательные

(понимание текстов, извлечение необходимой

информации;

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

– доказательство).

Отчёт одной из пар.

(Слайд 10).

Проецирует выполненное задание, проверяет правильность выполнения.

Слушают, дополняют, корректируют выполненное задание.

Коммуникативные.

Познавательные.

Регулятивные

( волевая саморегуляция в ситуации затруднения).

IV.  Физминутка.

 

На доске записаны слова: камень- каменщик,

 извозчик, стекло-стекольщик, разведчик,

паркет- паркетчик,

бетон- бетонщик,

кран-крановщик.
( Слайд 11).

Я вижу, вы немного устали, проведем разминку. Я буду указывать на слово, если в нем нет суффикса – приседаем,

 есть суффикс чик – встаём,

щик - хлопаем.

Выполняют физминутку.

Регулятивные

Познавательные.

Проектное задание.

Мини-проект «Значения суффикса -чик».

Работа в 3 группах:

1группа: читает и разбирает следующие пары слов:  сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик – датчик, подписчик - автопогрузчик.

2 группа: читает и разбирает следующие пары слов:  заказчик-диванчик, советчик-кафтанчик, попутчик-стаканчик, грузчик радиопередатчик, фонтанчик - датчик.

3 группа: читает и разбирает следующие пары слов:  разведчик - наборчик, газетчик-огурчик, резчик-колокольчик, укладчик- передатчик, вагончик – автопогрузчик.

Сопровождает и контролирует мини-проект.

В конце проекта учитель подводит итог: «Какие же ещё значения имеет суффикс -чик?»

Обсуждают в группе, предлагают свои примеры вариантов суффиксов. Фиксируют на листах своё открытие.

Защищают проект.

Доказывают, что суффикс –чик, кроме значения рода деятельности и занятий лица,  имеет  уменьшительно-ласкательное значение, а также может обозначать названия «механизмов», «аппаратов»,«инстру-ментов».

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

V. Подведение итогов.

 Рефлексия.

 Продолжите предложение:

Сегодня я повторил(а), (что?)

Сегодня я научился(лась)….

Я не совсем понял(а)…    

Как я оцениваю свою работу на уроке?

( Слайд 12)

Организует работу.

Делают вывод о правиле написания букв Ч и Щ в суффиксе –ЧИК, -ЩИК.

Оценивают свою работу с помощью высказываний и смайликов.

Регулятивные

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных  замечаний.

 Личностные

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям.

VI. Домашнее задание.

Дифференцированное задание:

На «3» - § 52, упр.292;

На «4» - Упр. 295;

На «5» - задание  на сайте:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ffa69795-2463-4adc-8151-da941edc97bd/index_listing.htm

(Слайд 13).

Источники информации:

  1.  «Русский язык. 6 класс» Учебник для  общеобразовательных учреждений с  приложением на  электронном носителе. В 2 ч. Т.А.       Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова. М.: Просвещение, 2015C:\Users\User\Desktop\картинки с шаттерстока\shutterstock_31909348.jpg
  2. Егорова н.в. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. -2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2014.

Интернет-ресурсы:

http://www.files.school-collection.edu.ru/

http://www. festival.1september.ru/

http://www. gramma.ru/RUS/

Обоснование методов и принципов урока

        Данный урок по учебнику  «Русский язык. 6 класс». Учебник для  общеобразовательных учреждений с  приложением на  электронном носителе. В 2 ч.       Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2015 г. в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» вводит в тему «Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –чик (- щик)» и  опирается на конкретные знания, навыки и умения детей.

Технологическая карта включает подробное описание хода урока с указанием целей и планируемых результатов, методических приёмов. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ориентирован на выработку универсальных учебных действий.

 При выборе методов, форм и средств обучения учащихся для достижения поставленной цели учтены основные принципы:

-принцип доступности материала: предлагаемый на уроке  языковой материал соответствует возрасту учащихся (10-11 лет) и их жизненному опыту;

- принцип развития выразительности речи (репродуктивно-поисковая, творческая деятельность, беседа, практическая работа, краткие выступления учащихся).

             Образовательные, воспитательные и развивающие задачи рассматриваются в комплексе и взаимосвязи. Задания к уроку выбраны с ориентиром на актуальность, а также на  поисково- исследовательскую деятельность учащихся.

      Основными формами, методами и приемами работы данного урока являются  вопросно - ответная форма, работа в группах, в парах,  работа с разными источниками  информации, самоконтроль, наглядность, поисковый метод, метод орфографического чтения. Их сочетание помогает учащимся научиться правильно писать суффиксы существительных –чик (-щик), выделять в тексте слова с суффиксами –чик (-щик); обеспечить хорошую работоспособность, творческое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.

Мини-проект «Значения суффикса -чик»

Группа 1.

Прочитайте и распределите по группам  следующие пары слов:  

сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик –датчик, подписчик - автопогрузчик.

-чик

Обозначает род деятельности, занятия человека

Обозначает

Обозначает

Грузчик

О каких новых значениях суффикса –чик вы узнали? Приведите свои примеры новых значений суффикса - чик.

Мини-проект «Значения суффикса -чик»

Группа 2.

Прочитайте и распределите по группам  следующие пары слов:  

заказчик-диванчик, советчик-кафтанчик, попутчик-стаканчик, грузчик – радиопередатчик, фонтанчик - датчик.

-чик

Обозначает род деятельности, занятия человека

Обозначает

Обозначает

Грузчик

О каких новых значениях суффикса –чик вы узнали? Приведите свои примеры новых значений суффикса - чик.

Мини-проект «Значения суффикса -чик»

Группа 3.

Прочитайте и распределите по группам  следующие пары слов:  

разведчик - наборчик, газетчик-огурчик, резчик-колокольчик, укладчик – передатчик, вагончик – автопогрузчик.  

-чик

Обозначает род деятельности, занятия человека

Обозначает

Обозначает

Грузчик

О каких новых значениях суффикса –чик вы узнали? Приведите свои примеры новых значений суффикса - чик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация рисунков учащихся в поэтическом издании Филиной - Седельниковой Ларисы Федоровны «Словом отворяя душу». – Тюмень: Сибирский издательский дом, 2016. – 104 с.

2016 год Город Тюмень Публикация работ детей (5 учащихся) в поэтическом издании Филиной - Седельниковой Ларисы Федоровны «Словом отворяя душу».  – Тюмень: Сибирский издательский дом, ...

Автор: Речинская Лариса Михайловна, ГБПОУ ВО «РТСиСТ» 20.01.2017г. Формы патриотического воспитания студентов и инновационные подходы.

  Проблема нравственного и патриотического воспитания молодежи остро встает в современных условиях, когда все чаще появляются факты искажения исторической правды. Некоторые полит...

Уголок тьютора Капустиной Ларисы Сергеевны В ПРЦ

Уголок тьютора Капустиной Ларисы Сергеевны в ПРЦ...

Сташ Лариса Гиссовна

Презентация в игровой форме позволяет ученикам 6 классов изучить тему "Правописание суффиксов -чик-, -щик-"...