3.8. Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования.
рабочая программа

Монгуш Елена Чечен-ооловна

3.8. Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Аяслана\Desktop\Сканирования Елена\1.jpeg

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

 - федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2014 N 508 12 мая 2014 г. № 509. и зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 29.07.2014 № 33324.;

- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) (с уточн. от 25.05.2017 г.);

-примерной программы учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от «21» июня 2015г., регистрационный номер рецензии № 371 от «23» июля 2015г. ФГАУ «ФИРО» (с уточн. от 25.05.2017 года). 

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                                    стр.

ПАСПОРТ   ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                             4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                  8

условия реализации программы учебной дисциплины                        16

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины    18

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ         «История»

          1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (специальности) СПО 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения».

 Содержание программы учебной дисциплины «История» направлено на достижение следующих целей:

-формировать представление об особенностях развития истории России с древнейших времен  до конца 19 века.

Задачи:

-рассмотреть  основные этапы развития Древней Руси с 9 века до конца 19 века;

-показать направления взаимовлияния важнейших событий и процессов на развитие России 19 века;

-показать целесообразность учета исторического опыта конца 19 века в социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.

Программа учебной дисциплины «История» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику творческих заданий (рефератов, докладов, индивидуальных проектов и т.п.), учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС).

В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен: 

уметь

Ориентироваться в истории Древней Руси, Московском царстве, России в 17веке, России в первой половине 18 века, Российской империи во второй половине 18 века, России в первой половине 19 века, Российской империи во второй половине 19 века.

знать

Основные направления (социально-экономического, культурного,  политического ) развития Руси, Российской империи второй половины с 17-19 веков

 

Общая характеристика учебной дисциплины «История»

        В основу содержания учебной дисциплины «История» входят разделы: «Древняя Русь», «От Руси удельной к Московской Руси», «Московское царство»,  «Россия в 17 веке», Россия в первой половине 18 века», «Российская империя во второй половине 18века», «Россия в первой половине 19 века», «Российская империя второй половине 19 века».

 

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.4. Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность исторического мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

−− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

−− эстетическое отношение к миру;

 −− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к предмету, культурам других народов;

−− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

−− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

−− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

−− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

−− сформированность устойчивого интереса к предмету как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

−− сформированность навыков различных видов анализа;

−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений;

−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

−− знание;

−− сформированность умений;

−− способность выявлять темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

−− владение навыками анализа  специфики;

−− сформированность представлений.

1.5. Характеристика основных видов учебной деятельности

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Участие в беседе, ответы на вопросы; чтение источников

Раздел 1. Народы и древнейшие государства на территории России.

Лекция. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе,

 ответы на вопросы; чтение;

Раздел 2. Русь в 9-начале 12вв.

Лекция. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе,

 ответы на вопросы; чтение;

Раздел 3. Русские земли и княжества в 12 –середине 15вв.

Лекция. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе,

 ответы на вопросы; чтение;

Раздел 4. Россия в 16в.

Лекция. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе,

 ответы на вопросы; чтение;

Раздел 5. Россия в 17в.

Лекция. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе,

 ответы на вопросы; чтение;

Раздел 6.Россия в 18-середине 19вв.

Лекция. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе,

 ответы на вопросы; чтение;

Раздел 7. Россия во второй половине 19в.

Лекция. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе,

 ответы на вопросы; чтение;

Раздел 1.1. Российская империя в начале 20 века.

Лекция. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе,

 ответы на вопросы; чтение;

Раздел 2.1. Великая российская революция. Советская эпоха.

Лекция. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе,

 ответы на вопросы; чтение;

Раздел 3.1. СССР:годы форсированной модернизации и ВОВ.

Лекция. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе,

 ответы на вопросы; чтение;

Раздел 4.1. СССР в 1955-1964гг.: попытки реформирования советской системы.

Лекция. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе,

 ответы на вопросы; чтение;

Раздел 5.1.Советский Союз в последние десятилетия своего существования.

Лекция. Работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе,

 ответы на вопросы; чтение;

Раздел 1. Народы и древнейшие государства на территории России.

Семинары. Реферирование; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание.

Раздел 2. Русь в 9-начале 12вв.

Семинары. Участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники);

Раздел 3. Русские земли и княжества в 12 –середине 15вв.

Семинары. Составление тезисного плана; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций);

Раздел 4. Россия в 16в.

Семинары. Выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов;

 

Раздел 5. Россия в 17в.

Семинары. Работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа.

Раздел 6.Россия в 18-середине 19вв.

Семинары. Составление тезисного плана; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций);

Раздел 1.2 Российская империя в начале 20 века.

Семинары. Выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов;

 

Раздел 2.1 Великая российская революция. Советская эпоха.

Семинары. Работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа

              1.6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

Коды УУД

Виды универсальных учебных действий

Общие компетенции

(в соответствии с ФГОС СПО по профессии)

личностные

Л 01

-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

Л 02

-сформированность основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

Л 03

-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

ОК3. Принимать решения в стандартных и

нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

Л 04

-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

ОК4.Осуществлять поиск и использование

информации, необходимой

для эффективного

выполнения

профессиональных

задач, профессионального и личностного развития;

Л 05

-информационно-коммуникативное  отношение к миру;

ОК5.Использовать

информационно

-коммуникационные

технологии в

профессиональной деятельности;

Л 06

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к предмету, культурам других народов;

ОК6.Работать в

команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

Л 07

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к предмету, культурам других народов;

ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),результат выполнения заданий;.

Л 08

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и

др.);

ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием;

Л 09

-умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

ОК9.Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы;

Л10

-умение работать с нормативными документами;

ОК10.Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда;

Л11

-формировать         основы здорового образа жизни, требования охраны труда;

ОК11.Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы, нормы и правила;

Л12

-сформированность основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

ОК12.Проявлять терпимость к коррупционному поведению.

М 01

-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

ОК01-012

М 02

-умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

ОК01-012

М 03

-умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

ОК01-ОК12

М04

-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

ОК4.Осуществлять поиск и использование

информации, необходимой

для эффективного

выполнения

профессиональных

задач, профессионального и личностного развития;

М 05

-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

ОК01-ОК12

предметные

П 01

-сформированность устойчивого интереса к предмету как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

ОК 01.-ОК10

П 02

-сформированность навыков;

П 03

-владение навыками самоанализа и самооценки;

П 04

-владение умением;

П 05

-владение умением;

П 06

-знание содержания;

П 07

-сформированность умений;

П 08

-способность выявлять;

П 09

-владение навыками анализа;

П 10

-сформированность представлений

Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.

В результате освоения учебной дисциплины формируются ОК и ПК

Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ОК.01

Понимать сущность и социальную значимость своей

будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать

типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,

оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных

задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с

 коллегами, руководством и потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов

(подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК  8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

 планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях постоянного изменения

правовой базы.

ОК 10.

Соблюдать основы здорового образа жизни, требования

охраны труда.

ОК 11.

Соблюдать деловой этикет, культуру и

психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12.

Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

  


 1.7. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы очное отделение

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

      теоретические занятия

30

     практические занятия

87

     лабораторные занятия

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

Итоговая аттестация в форме   дифференцированный  зачет

 

2.2.  Учебно-тематический план и содержание учебной дисциплины «История»        

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала,  практические работы, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Введение.

1.Историческое знание, его достоверность и источники.

2.История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории.

     2

ОК1

Раздел I. Народы и древнейшие государства на территории России.

Тема 1.1 Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии.

Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э.

Споры о происхождении и прародине славян. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Распад славянской общности. Основные пути миграции славян.

Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова. Империя и славянство: мир цивилизации и мир варваров.

    2

ОК2

Практическое занятие

1.Концепции происхождения государства восточных славян. Норманнская теория, первые антинорманнисты.

2.Быт и хозяйство восточных славян.

3.Формы хозяйствования. Общественные отношения.

4.Религия восточных славян

   2

ОК3

Раздел II. Русь в IX- начале XII в

Тема 1.2 Возникновение Древнерусского государства.

  1. Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен.
  2. Славяне в Восточной Европе. Особенности ее хозяйственного освоения.

   2

ОК4

Практическое занятие

1.Правление Рюрика.

2.Внешнеполитическая деятельность Олега.

3.Правление Игоря.

4.Основные аспекты правления Святослава

   2

ОК5

Тема 1.3 Принятие христианства на Руси.

1.Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв.

2.Правление Владимира Святого.

3.Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации.

    2

ОК3

Практическое занятие

1.Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека

2.Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком.

   2

ОК4

Тема 1.4 Развитие норм права на Руси.

Практическое занятие

1.Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда».

2.Власть и собственность.

3.Основные категории населения. Князь и боярство.

4.Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.

     2

ОК6

Практическое занятие

 1.Феодальная земельная собственность.

2.Категории населения по «Русской Правде».

     2

ОК7

Тема 1.5 Развитие древнерусской культуры

Практическое занятие

1.Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры.

2.Устное народное творчество.

3.Славянская письменность.

4.Древнерусская литература.

5.Архитектура.

6.Живопись.

7.Складывание местных культурных центров.

     2

ОК5

Контрольная работа

Раздел III. Русские земли и княжества в XII –середине XV в.

Тема 3.1Русь при внуках Ярослава

Мудрого. Правление Владимира Мономаха.

1.Смерть Ярослава, его завещание.

2.Третья усобица на Руси. Любечский съезд князей.

3.Правление Владимира Мономаха.

     2

ОК4

Тема 3.2 Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества Руси в

XII – начале XIII вв.

 Практическое занятие

1.Причины и значение феодальной раздробленности.

 2.Особенности феодальной раздробленности.

 3.Галицко-Волынская земля, Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика.

     2

ОК5

Тема 3.3 Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Золотая Орда. Монголо –  татарское иго.

Практическое занятие

  1. Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания.
  2. Нашествие Батыя на Русь.
  3. Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство.
  4. Русь под властью Золотой Орды
  5. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией.

     2

ОК7

Тема 3.4 Начало возрождения Руси. Возвышение Москвы.

Практическое занятие

1.Экономическое и политическое усиление Московского княжества.

2.Борьба Москвы и Твери. Иван Калита.

3.Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига.

4.Феодальная война на Руси

    2

ОК6

Тема 3.5 Монголо-татарское нашествие.

Монголо-татарское нашествие на Русь.

1.Личность Чингисхана.

2.Причины завоевания монголов (завоевания монголов).

3.Причины поражения русских князей в борьбе с монголо-татарами.

4.Было ли иго на Руси? (историография проблемы).

5.Последствия монголо-татарского нашествия.

    2

ОК4

Тема 3.6  Москва-центр объединения русских земель.

Практическое занятие

1. Борьба за лидерство в Северо-Восточной Руси.

2. Начало открытого противостояния Орде.

3. Куликовская битва.

     2

ОК2

Тема 3.7  Образование единого государства — России. Иван III.

1. Феодальная война второй четверти XV в.

2. Иван III. Объединение русских земель вокруг Москвы.

3. Судебник 1497 г.

     2

ОК3

Тема  3.8 Культура и быт XIV—XV вв.

Практическое занятие

Темы для рефератов и презентаций:

      1. Расцвет русской живописи в XIV—XV вв.
      2. Православие и социокультурное развитие русского общества.
      3. Литература и общественно-политическая мысль в России XIV—XV вв.
      4. Возобновление каменного строительства в русских городах.
      5. Южнославянское влияние на развитие литературы и искусства конца XIV—XV в.

    2

ОК3

Раздел IV.РОССИЯ В XVI в.

Тема 4.1 Основные аспекты внутренней политики Ивана IV. Реформы середины XVI в.

1. Начало правления Ивана Грозного.

2. Реформы Избранной рады.

3. Россия к середине XVI в.

    2

ОК4

Практическое занятие

  1. Элементы сословно-представительной монархии в России.
  2. Судебник 1550 г.
  3. Церковь и государство. Стоглавый собор.
  4. Военные преобразования.

   2

ОК8

Тема 4.2 Внешняя политика Ивана IV.

Практическое занятие

  1. Основные направления внешней политики Ивана Грозного.
  2. Присоединение Казанского и Астраханского ханств.
  3. Вхождение башкирских земель в состав России.
  4. Укрепление позиций России на Кавказе.
  5. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.).  
  6. Поражение и территориальные потери России. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

    2

Тема 4.3 В преддверии Смуты. Опричнина.

Практическое занятие

1. Опричнина Ивана Грозного.

2. Итоги опричнины.

3. Последние годы правления Ивана Грозного. Федор Иванович.

   2

ОК9

Раздел V. РОССИЯ В XVII в.

Тема 5.1 Смута в России.

1) Причины Смуты в России в начале XVII в.
2) Сущность Смутного времени.
3) Проблема самозванства в истории России.
4) Иностранная интервенция в годы Смуты и ее влияние на развитие России.
5) Итоги и уроки Смутного времени.

     2

ОК4

Тема 5.2  Первые Романовы.

Практическое занятие

1. Первые Романовы.

2. Изменения в системе центрального и местного управления.

3. Вооруженные силы России в XVII в.

4. Соборное уложение 1649 г.

2

ОК1

Тема 5.3 Социальные движения в России во второй половине XVII в.

Практическое занятие

1. Причины социальных конфликтов в XVII в.
2. Крестьянские выступления.
3. Городские восстания.
4. «Бунташный век» в литературе и искусстве.

    2

ОК11

Тема 5.4Внешняя политика в XVII в.

Практическое занятие

1. Смоленская война.

2. Русско-польская война 1654—1667 гг.

3. Русско-турецкая война. Чигиринские походы.

4. «Вечный мир» России с Польшей.

5. Присоединение Сибири. Нерусские народы России.

    2

ОК3

Контрольная работа  «История России с древнейших времен до конца XVII в.»

ОК1

Раздел VI. Россия в XVIII – середине XIX в.

Тема 6.1Эпоха Петра Великого. Реформы Петра.

Практическое занятие

  1. Предпосылки петровских преобразований.
  2. Реформы Петра Великого.

3.Значение петровских реформ

    2

ОК2

Тема 6.2 Северная война.

Практическое занятие

Петр и его «кумпания».

1. Потешные игры и серьезные дела.

2. Азовские походы.

3. Великое посольство.

4. Первые новшества.

5.Причины и итоги Северной войны. Окончание Северной войны. Ништадтский мир.

6. Причины победы России в Северной войне.

7. Личность Петра Великого.

    2

ОК7

Тема 6.3 Россия в период дворцовых переворотов.

Практическое занятие

1Причины и характер дворцовых переворотов.

2. Дворцовые перевороты.

3. Внешняя политика

2

ОК2

Тема 6.4 Внутренняя и внешняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм.

Практическое занятие

  1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
  2. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
  3. Характер и направленность реформ Екатерины Великой.
  4. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
  5. Выход России к Черному морю.
  6. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

2

ОК6

Тема 6.5 Россия при Александре Первом.

1.Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия.

2.Проекты Сперанского.

2

ОК7

Практическое занятие «Россия в 1815–1825 гг.»

1.Конституционные проекты.

2.Причины неудач реформ Александра I.

3.А.А.Аракчеев. Военные поселения.

4.Общественное движение. Зарождение декабризма.

2

ОК5

Практическое занятие

1.Причины Отечественной войны 1812 г.

2.Ход войны

3.Итогы войны. Венский конгресс 1814 г.

2

ОК6

Тема 6.6  Движение декабристов.

Практическое занятие

  1. Причины зарождения движения декабристов
  2. Восстание на Сенатской площади
  3. Причины поражения

2

ОК4

Тема 6.7 Внешняя политика Николая I .

1.Характеристика основных направлений внешней политики при Николае 1

2. Европейское направление внешней политики России в 1825—1855 гг.

3. Восточный вопрос.

4. Кавказская война.

5 Крымская война (причины, ход, итоги).

2

ОК3

Раздел VII. Россия во второй половине XIX в.

Тема 7.1 Отмена крепостного права.

1.Начало правления Александра II.

2. Причины отмены крепостного права, подготовка реформы.

2

ОК1

Тема 7.2Социально-экономическое развитие пореформенной России.

Практическое занятие

1Развитие промышленности в пореформенной России.

2. Торговля, транспорт, город.

3. Формирование пролетариата и буржуазии.

2

ОК6

Практическое занятие

Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

1. Планы сторон.

2. Основные военные действия сторон.

3. Сан-Стефанский мирный договор.

4. Берлинский трактат.

2

ОК4

Тема 7.3 Народничество. Политический террор.

1. Практическое занятие

Общественное движение второй половины 50-х гг. XIX в.

1. Движение «шестидесятников».

2. Народничество: теория и практика.

3. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова.

4. Судьба царя-реформатора.

2

ОК5

Тема 7.4 Россия в конце XIX в.

1. Александр III. Контрреформы.

2. Внешняя политика России в конце XIX в.

    2

ОК7

Тема 7.5  Промышленный  подъем 90-х гг. XIX в.

1. Причины промышленного подъема 90-х гг. XIX в.

2. Правительственная политика в области промышленности. С. Ю. Витте. 3. Рабочий класс и рабочее движение.

     2

ОК4

 Тема 7.6 Культура  России во второй половине  XIX в.

Практическое занятие

  1. Влияние эпохи Великих реформ на развитие культуры России.
  2. Дискуссия о сущности и причинах сочетания высокого уровня российской науки и низкого образовательного уровня населения страны.
  3. Новые задачи и новые подходы в архитектуре России второй половины XIX в
  4. Феномен движения передвижников.
  5. Превращение театра в центр культурной жизни провинции.
  6. Создание русской национальной музыки.
  7. Православная церковь и общество в конце XIX в.

     2

ОК5

 Итоговая контрольная работа по курсу «Россия с древнейших времен по 19в»

ОК2

РАЗДЕЛ VIII. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ в начале 20 в.

Тема 8.1 Политическое развитие.

Практическое занятие

  1. Самодержавие. Николай II. Бюрократическая система.
  2. С. Ю. Витте, его реформы.
  3. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране.

     2

ОК12

Тема 8.2 Внешняя политика.

Практическое занятие

  1. Образование военных блоков в Европе.
  2. Противоречия между державами на Дальнем Востоке.
  3. Русско-японская война 1904—1905 гг.

    2

ОК4

Тема 8.3 Первая российская революция.

Практическое занятие

  1. Революция 1905—1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация.
  2. Начало революции. Г. Талон. Кровавое воскресенье. Основные события весны—лета 1905 г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый Совет рабочих депутатов.
  3. Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, II.Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в Москве и других городах.
  4. Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906— 1907 гг. Становление российского парламентаризма. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот.

    2

ОК7

Тема 8.4 Политическое и социально-экономическое развитие.

  1. Третьеиюньская монархия. III Государственная дума.
  2. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма.
  3. Аграрная реформа.
  4. Развитие промышленности.

    2

ОК4

РАЗДЕЛ  IХ.  ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА.

Тема 9.1 Февральская революция в 1917 г.

Практическое занятие

  1. Причины и ход революции.
  2. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г.
  3. Двоевластие. Кризисы Временного правительства.
  4. Причины радикализации общества.
  5. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.

    2  

ОК3

 Тема 9.2 Приход большевиков к власти в России.

Практическое занятие

  1. Создание советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков.
  2. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на местах. ВЦИК и СНК.
  3. Создание Красной Армии, ВЧК. Созыв и разгон Учредительного собрания.

    2

ОК4

Тема 9.3 Общая характе-ристика Гражданской войны.

Практическое занятие

  1. Причины Гражданской войны и интервенции. Основные этапы Гражданской войны, ее фронты, сражения.
  2. Социальный состав сил революции и контрреволюции.
  3. Политика большевиков. «Военный коммунизм».
  4. Политика «белых» правительств. Движение «зеленых». Деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д, Троцкий, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И, Деникин и др.).
  5. Причины победы «красных». Влияние Гражданской войны и интервенции на исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны ее современниками и потомками.

     2

ОК5

Тема 9.4 Причины перехода к НЭП. Значение НЭП.

Практическое занятие

  1. Экономический и политический кризис 1920 — начала 1921 гг. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте.
  2. Социально-экономическое развитие. Переход от политики «военного коммунизма» к НЭПу. Сущность и значение нэпа.
  3.  Многоукладность экономики и ее регулирование. Достижения, трудности, противоречия и кризисы нэпа.
  4. Социальная политика. XIV съезд ВКП(б): курс на индустриализацию.

   2

ОК9

Тема 9.5 Национально-государственное строительство.

Практическое занятие

  1. Принципы национальной политики большевиков и их реализация на практике в первые годы советской власти.
  2. Проекты создания советского многонационального государства.
  3. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.
  4. Национально-государственное строительство в 20-с гг.

   2

ОК10

Тема 9.6 Общественно-политическая жизнь. Культура.

Практическое занятие

  1. Политические приоритеты большевиков. Власть и общество.
  2.  Положение церкви.
  3. Обострение внутрипартийной борьбы в середине 20-х гг.
  4. Утверждение идеологии и практики авторитаризма.
  5. Новый этап «культурной революции». Отношение к интеллигенции.
  6. Борьба с неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и искусство.

   2

ОК5

Тестовый контроль по пройденным темам

ОК2

Раздел 10.  СССР: годы форсированной модернизации и ВОВ.

Тема 10.1 Индустриализация и коллективизация

Практическое занятие

  1. Развертывание форсированной индустриализации. Цели, источники индустриализации. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации.
  2. Необходимость преобразований сельского хозяйства в СССР.
  3. Отказ от принципов кооперации. «Великий перелом».
  4. Политика сплошной коллективизации, ликвидации кулачества как класса. Голод 1932—1933 гг. Итоги и последствия коллективизации.

    2

ОК3

Тема 10.2 Внутриполитическое развитие.

Практическое занятие

  1. Конституция СССР 1936 г.
  2. Изменения в национально-государственном устройстве.
  3. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма».

    2

ОК4

Тема 10.3 Великая Отечественная война.

Практическое занятие

  1. Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны. Боевые действия на фронтах.

    2

ОК5

Тестовый контроль по теме «ВОВ».

ОК6

Тема 10.4 Последние годы сталинского правления.

Практическое занятие

  1. Постановление и развитие народного хозяйства. Последствия войны для СССР.
  2. Промышленность: восстановление разрушенного и новое строительство. Конверсия и ее особенности.
  3. Ускоренное развитие военно-промышленного комплекса

    2

ОК7

Тема 10.5 Внешняя политика.

Практическое занятие

  1. Внешнеполитические курсы СССР и западных держав Начало «холодной войны», ее проблемы, причины. Складывание социалистического' лагеря.
  2. Участие и роль СССР в решении основных международных вопросов. Отношения со странами «третьего мира». Поддержка международного движения сторонников мира.

    2

ОК4

Раздел 11. СССР в 1955—1964 гг.: попытки реформирования советской системы

Тема 11.1 Изменения в политике и культуре.

Практическое занятие.

  1. Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков, Л. П. Берия.
  2. Номенклатура и реформы. Смягчение курса в политике. Реабилитация жертв массовых репрессий 30— 50-х гг.

    2

ОК2

Раздел 12.Советский Союз в последние десятилетия своего существования.

Тема 12.1Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965— 1985 гг.

Практическое занятие

  1. Л. И. Брежнев.
  2. Экономическая реформа 1965 г.: содержание, противоречия, причины неудач.
  3. Нарастание трудностей в управлении единым народнохозяйственным комплексом. Стройки века. Нефть и газ Сибири.
  4. Хроническое отставание сельского хозяйства: причины, последствия. Продовольственная программа. Общий кризис «директивной экономики» и его причины.

    1

ОК4

Итоговое повторение

Итоговое повторение

2

Зачет

    2

3

Всего:

117ч.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Истории.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя/

Комплекты наглядных пособий, исторических карт, плакаты, схемы, портреты, комплект учебников, доска.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, компьютер, принтер, телевизор, DVD- плеер.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Библиография:
  2.         1. Основная литература:
  3. 1. В.В. Артёмов, Ю.И. Лубченков История Отечества с древнейших времён до наших дней. ОИЦ « Академия»– М., 2015.
  4.         2. Литература для самостоятельной работы:
  5. 1. Н. В. Загладин «Новейшая история зарубежных стран», М. 2015;
  6. 2. А. М. Родригес «Новейшая история зарубежных стран 20 век», М. 2015;
  7. 3. Р. Ю. Виппер «История древнего мира», М. 2015;
  8. 4. А. А. Васильев «История средних веков», М. 2015;
  9. 5. «Всемирная история», энциклопедия под ред. В. М. Макаревича, М-2015;
  10. 6. «Большой справочник школьника», М-2016;
  11. 7. «Пензенская энциклопедия», под ред. К. Д. Вишневского, М-2015;
  12. 8. «Всемирная история» современная школьная энциклопедия, под ред. В. Д. Пономарёва, М-2015;
  13. 9. «Российская история» современная школьная энциклопедия, под ред. А. В. Голубева, М-2015;
  14. 10. «Энциклопедия русской культуры» под ред. Т. Ниловой, М-2015;
  15. 11. «История» под ред. П. С. Самыгина, 2015;
  16. 12. А.Е.Кулаков «Религии мира», М-2015 г;
  17.         

  1. 3. Дополнительная литература:

  1. 1. Родионов П. Г. «История отечества», мультимедийный учебник;
  2. 2. Г.К.Селезнев «Политическая история современной России 1991-2001», М-           2016.;
  3. 3. В. О. Ключевский « Курс лекций по русской истории», М-2015;
  4. 4. «Всемирная история», энциклопедия под ред. В. М. Макаревича, М-2015;
  5. 5. «Пензенская энциклопедия», под ред. К. Д. Вишневского, М-2015;
  6. 6. «Всемирная история» современная школьная энциклопедия, под ред. В. Д. Пономарёва, М-2015;
  7. 7. «Энциклопедия русской культуры» под ред. Т. Ниловой, М-2015;
  8. 9.Торкунов А.В. История 1,2,3части. М.: 2020
  9. 10.Ходяков М.В. Новейшая история России (1914-2015гг.) .-М.:2020

Список интернет-ресурсов

1.http:www. hist. msu.ru/ER/Eteх/PICT/feudal.htm-Библиотека исторического факультета МГУ.

2.http:// www.bibliotekar.ru- электронная библиотека нехудожественной литературы по русской им мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам.

3. http://battle,volgadmin.ru/-Великая Отечественная война: Сталинградская битва.

4. http://biograf-book,narod.ru-избранные – биографии: биографическая литература СССР.

4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Результаты обучения

    Код и наименование

    профессиональных и        общих компетенций

(освоенные умения, усвоенные знания)

Критерии оценки

Методы контроля и оценки

результатов обучения

 

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  Умение:

-Ориентироваться в экономической,

политической и культурной ситуации в России с древн.времен до 19 в.

Внеаудиторная самостоятельная      

работа, рефераты,      презентации.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

-Выявлять

взаимосвязь отечественных, региональных и мировых

социально-экономических, политических и

культурных проблем;

Внеаудиторная самостоятельная      

работа, рефераты,      презентации.

ОК3. Принимать решения в стандартных и

нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

  -Ориентироваться в экономической,

политической и культурной ситуации в России с древн.времен до 19 в.;

Внеаудиторная самостоятельная      

работа, рефераты,      презентации.

ОК4.Осуществлять поиск и использование

информации, необходимой

для эффективного

выполнения

профессиональных

задач, профессионального и личностного развития;

-Выявлять основные направления развития регионов в19 в.

Внеаудиторная самостоятельная      

работа, рефераты,      презентации.

ОК5.Использовать

информационно

-коммуникационные

технологии в

профессиональной деятельности;

-Ориентироваться в экономической,

политической и культурной ситуации в России в 19 в. ;

Внеаудиторная самостоятельная      

работа, рефераты,      презентации

ОК6.Работать в

команде

-Выявлять

взаимосвязь отечественных, региональных и мировых

социально-экономических, политических и

культурных проблем;

Внеаудиторная самостоятельная      

работа, рефераты,      презентации

ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),результат выполнения заданий;.

-Ориентироваться в экономической,

политической и культурной ситуации в России в 19 в;

Внеаудиторная самостоятельная      

работа, рефераты,      презентации.

Внеаудиторная самостоятельная      

работа, рефераты,      презентации.

ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием;

-Основные направления развития регионов с древнейших времен до 19 в.;

Внеаудиторная самостоятельная      

работа, рефераты,      презентации

ОК9.Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы;

-Выявлять

взаимосвязь отечественных, региональных и мировых

социально-экономических, политических и

культурных проблем;

Внеаудиторная самостоятельная      

работа, рефераты,      презентации

ОК10.Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда;

-Ориентироваться на

ЗОЖ ;

Внеаудиторная самостоятельная      

работа, рефераты,      презентации.

ОК11.Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы, нормы и правила;

-Основные направления развития регионов мира с древнейших времен до 19 в.

Внеаудиторная самостоятельная      

работа, рефераты,      презентации

ОК12.Проявлять терпимость к коррупционному поведению.

- Ориентироваться в экономической,

политической и культурной ситуации в России

в 19 в.

Внеаудиторная самостоятельная      

работа, рефераты,      презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3.5. Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования

Разрабатывала (в разные годы) учебные программы по следующим дисциплинам: математика на базе 9 класса (234 ч), основы высшей математики, дискретная математика, теория вероятностей и математическая ста...

3.5. Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования

Блок 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образованияПоказатель 5. Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования ...

3.7.Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования;

Блок 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образованияПоказатель 7.Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования...

3.7. Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по профессиональным модулям.

3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования7. Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ п...

3.7.Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д.

3.7.Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д. – разработка программ УД и ПМ...

3.7 Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д.

Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д....

3.7. Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д.

3.7.  Участие в разработке и реализации проектов и программ в области образования; в разработке новых программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и т.д. [[{"type":"media","view...