Методическая разработка "Группы крови"
методическая разработка

Кулдошина Наталия Николаевна

Методическая разработка для преподавателей "Группы крови"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krov_metodrazrabotka.docx280.85 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

 «Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»)

Методическая разработка практического занятия

 Тема: Группы крови

Дисциплина ОГСЭ.03 Иностранный язык

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

II курс  4 семестр

Москва

 2021


РАССМОТРЕНА

Цикловой методической

комиссией № 1

(протокол от 12.05.2021 г. № 9)

Автор: Кулдошина Н.Н.,   преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №1», к.ф.н.

Рецензент: Федотова Т.Н. преподаватель  ГБПОУ ДЗМ «МК №1»


Пояснительная записка.

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей  учебной программой дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык, соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и предназначена для преподавателей, организующих  практические занятия со студентами, освоившими программу основного общего образования по иностранному языку.

Структура методической разработки включает

  • методический блок с подробным описанием хода занятия;
  • блок информации;
  • блок контроля;
  • дополнительные материалы к занятию.

Тема «Группы крови» по лексическому и грамматическому материалу непосредственно связана с предыдущими и последующими темами раздела «Анатомическое строение человека». Данная тема является одной из основных в разделе, в рамках  неё происходит закрепление терминологии,  необходимой для изучения содержания всего раздела.

Тема занятия тесно связана с будущей профессиональной деятельностью медицинских сестёр. Данная тема актуальна не только для будущей профессиональной деятельности, но и для развития речевых навыков, умения воспринимать иноязычную речь на слух и ориентироваться в конкретной ситуации.

 Различные виды самостоятельной деятельности студентов позволяют разнообразить занятие. Контроль исходного уровня знаний проводится в виде заданий по лексике. Наличие речевой разминки необходимо для подготовки речевого аппарата студентов к чтению новой лексики. В качестве речевой разминки используются английские скороговорки. Лексические упражнения помогают качественному усвоению материала. Сначала вводится необходимая терминология, объясняются правила ее использования, а затем студентам предлагается текст для чтения и перевода. По завершении работы с каждым заданием и упражнениями проводится закрепление, проверка усвоения материала и обсуждение типичных ошибок. При работе над заданиями студенты могут воспользоваться любыми справочными материалами. Занятие завершается проверкой эффективности усвоения лексического материала каждым студентом и обсуждением итоговых оценок за занятие.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

ВВЕДЕНИЕ

5

2.

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

5

2.1

Рекомендации по проведению занятия

5

2.2

Технологическая карта занятия

5

3.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

11

3.1

Разминка

11

3.2

Лексический минимум

11

3.3

Грамматический материал

11

3.4

Тематический текст

13

4.

БЛОК КОНТРОЛЯ

15

4.1

Задания для контроля исходного уровня знаний

15

4.2

Задания для первичной проверки понимания

15

4.3

Задания для контроля усвоения полученных знаний

17

4.4

Эталоны ответов

17

4.5

Критерии оценки

17

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

20







1. ВВЕДЕНИЕ

Данная методическая разработка создана с целью систематизации знаний студентов медицинских колледжей по теме «Группы крови», а также повторения, углубления и совершенствования лексических и грамматических навыков для возможности ведения иноязычной коммуникации на заданную тему.

Изучение темы «Группы крови» актуально для будущих медицинских сестёр: открытие групп крови человека имело колоссальное значение для медицинской практики, оно до сих пор помогает спасать миллионы человеческих жизней.

Как правило, изучение профильных медицинских тем или тем, связанных с будущей профессией, является очень сильной мотивацией для студентов при изучении иностранного языка.

2. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

2.1 Рекомендации по проведению занятия

В данной разработке представлены тематические тексты, задания для самостоятельной работы и контролирующий материал.

Технологическая карта занятия имеет ориентировочный характер. Продолжительность каждого этапа может варьироваться в зависимости от уровня знаний и языковой подготовки обучающихся и их работоспособности.

При изучении темы занятия необходимо познакомить студентов с лексическим минимумом, фонетически отработать лексические единицы.

Текст на этапе изучения нового материала предлагается читать по цепочке, переводить только предложения трудные для понимания (по выбору студентов). В данной разработке представлен один текст и задания к нему различной степени сложности.

При контроле эффективности усвоения материала студенты работают самостоятельно.

В разработке приведены критерии оценки выполненных заданий для контроля усвоения полученных знаний.

2.2 Технологическая карта занятия

     1.Дисциплина

ОГСЭ.03 «Английский язык»

34.02.01 Сестринское дело

2. Курс II Семестр 4

3.Тема: Анатомическое строение человека

4. Тема занятия: Группы крови

5. Вид занятия: практическое занятие

6. Тип занятия: открытие нового знания

7. Место проведения занятия и время проведения занятия: кабинет иностранного языка, 4 семестр, занятие 6.

8. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Общая цель: способствовать формированию общих и профессиональных компетенций будущего специалиста.

Дидактические цели:

обучающийся должен знать:

  • лексический минимум, необходимый для чтения и перевода текстов по теме «Группы крови»;
  • правила расстановки прилагательных в английском предложении в устной и письменной речи;

обучающийся должен уметь:

  • читать и переводить тексты, связанные с темой «Группы крови»;
  • использовать лексический минимум при составлении устного высказывания о группах крови;
  • правильно расставлять прилагательные в английском предложении в устной и письменной речи;

Развивающие цели:

развитие:

  • лексико-грамматических навыков для общения в практической и профессиональной деятельности;
  • умения анализировать прочитанные тексты, выбирать главное;
  • логики, творческого мышления, слуха и зрительной памяти, внимания, воображения;
  • коммуникативной компетенции обучающихся;

Воспитательные цели:

  • прививать интерес к выбранной профессиональной сфере;
  • уважать ценности выбранной профессии;
  • мотивировать обучающихся к изучению английского языка.

9. Уровень освоения

2 уровень: продуктивный (умение использовать активную лексику в устной речи)

11. Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.

Междисциплинарные связи:

Внутридисциплинарные связи:

Базисные знания и умения

11. Обеспечение занятия:

А. Методическое обеспечение:

  • рабочая учебная программа
  • календарно-тематический план
  • англо-русский словарь

Б. Материально- техническое обеспечение:

  • компьютер с колонками, проектор

В. Раздаточный материал:

  • грамматические упражнения «Порядок прилагательных в английском предложении»
  • задания для контроля
  • тематический текст «Blood groups»

12. Литература:

Основная:

  • И.Ю. Марковина, Г.Е. Громова, С.В. Полоса, Английский язык. Базовый курс, Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», - Москва. - 2019

Дополнительная:

  • Tony Grice, Oxford English for Careers: Nursing 1, Oxford University Press, 2007-135с.
  • Career Paths: Nursing Student's Book. Virginia Evans, - Express Publishing. - 2016

14. Хронологическая карта занятия

№ п/п

Этапы занятия

Время (мин)

Методы, приемы обучения и контроля

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1.

Организационный момент

2

Беседа

Приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к занятию

Демонстрируют готовность к занятию

2.

Актуализация темы, постановка целей, определение задач, мотивация обучающихся на активную деятельность

3

Фронтальное информирование

Разъясняет цели занятия, мотивирует студентов к изучению темы занятия

Осознают практическую важность цели занятия

3.

Контроль исходного уровня умений / знаний (с указанием тем контроля)

10

Фронтальный опрос

Работа в мини-группах

Задаёт вопросы по предыдущему занятию, тема Blood (кровь)

Даёт задание группам

Отвечают на вопросы преподавателя

Выполняют задание

4.

Первичное открытие новых знаний / освоение умений

15

Беседа

Объясняет слова по новой теме и грамматический материал

Внимательно слушают преподавателя, записываю новые слова и грамматический материал

5.

Первичное закрепление умений, знаний (работа по образцу, алгоритму, эталону)

25

Беседа

Объясняет задания, задаёт вопросы

Читают и переводят текст

6.

Контроль полученных умений / знаний

25

Беседа, самостоятельная работа студентов.

Объясняет задания, контролирует правильность выполнения.

Выполняют задания, устно и письменно. Просмотр видеоролика с выполнением задания.

7.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия

5

Беседа

Напоминает, какие цели были поставлены в начале занятия и определяет, насколько и какими путями эти цели были достигнуты в ходе занятия, оценивает результаты занятия группы в целом и каждого студента в отдельности.

Определяют, насколько в ходе занятия были выполнены поставленные цели.

8.

Определение объема и содержания самостоятельной работы (внеаудиторной)

5

Образовательный Web-quest

Сообщает студентам ссылку на Web-quest, инструктирует

Сохраняют ссылку, знакомятся со структурой Web-quest

Общее время занятия

90

15. Домашнее задание: выполнить задания образовательного Web-квеста


3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

3.1 Разминка

Задание. Прочитайте правильно и быстро следующие скороговорки:

Brad's big black bath brush broke.

How can a clam cram in a clean cream can?

Fred fed Ted bread, and Ted fed Fred bread.

3.2 Лексический минимум

Vocabulary

to find out

выяснить, обнаружить

donate

жертвовать, отдавать

receive

получать

antibodies

антитела

red blood cell / erythrocyte

красные кровяные клетки /эритроцит

white blood cells / leukocyte

белые кровяные клетки / лейкоцит

plasma

плазма

platelets / thrombocyte

тромбоциты

antigens

антиген

dimension

аспект, характер

universal donor

универсальный донор

the blood’s composition

состав крови

components 

компоненты

depend on 

зависеть от

transfusion

переливание

3.3 Грамматический материал

Порядок расположения прилагательных в английском языке
Имя прилагательное – одна из основных частей речи. Она описывает те предметы, лица и явления, о которых мы говорим. 

Но что, если в одном предложении будет использовано сразу несколько прилагательных? В каком порядке вы их разместите? порядок прилагательных в английском языке подчиняется определенным правилам.

Все прилагательные можно разделить на две большие группы: субъективные (opinion adjectives) и объективные (fact adjectives). Первые отвечают за то, как мы воспринимаем тот или иной предмет (лицо или явление) и какую оценку ему даем. Вторая группа предоставляет реально существующую информацию о чем-либо, то есть то, с чем не поспоришь. Это может быть размер, цвет, возраст и т. д. Сначала мы ставим субъективное прилагательное, а затем объективное:

  • a nice old lady – приятная (субъективное мнение) пожилая (реальная информация) дама;
  • a lovely sunny day – чудесный (субъективное мнение) солнечный (реальная информация) день;

Порядок объективных прилагательных в английском языке при наличии двух и более слов организован следующим образом:

  1. Общее качество (general quality), цена (price): new (новый), broken (поломанный), expensive (дорогой), cheap (дешевый).
  2. Размер (size): big (большой), small (маленький), tall (высокий), short (короткий, невысокий).
  3. Физические характеристики (physical quality): hard (твердый), fragile (хрупкий) rough (неровный), smooth (гладкий).
  4. Форма (shape): square (квадратный), round (круглый), triangular (треугольный), almond-shaped (миндалевидный).
  5. Возраст (age): young (молодой), old (старый), mature (зрелый), middle-aged (средних лет).
  6. Цвет (colour): red (красный), purple (фиолетовый), olive-green (оливковый), indigo (темно-синий).
  7. Происхождение (origin): Italian (итальянский), Mexican (мексиканский), European (европейский), Far Eastern (дальневосточный).
  8. Вещество (substance), материал (material): wooden (деревянный), bronze (бронзовый), tin (оловянный), plastic (пластмассовый).
  9. Предназначение, цель (purpose): work (рабочий), cleaning (чистящий), cooking (для готовки), sleeping (для сна).

* Пункты 4 и 5 могут меняться местами.

Прилагательные в сравнительной и превосходной степенях стоят перед всеми остальными.

  • At the ceremony there were some of the best young French actresses. – На церемонии присутствовало несколько лучших молодых французских актрис.

Прилагательные, показывающие меру (deep – глубиной, high – высотой, long – длиной, wide – шириной и т. д.), размещаются после определяемого существительного.

  • The highway is 10 kilometres long. – Эта трасса 10 километров длиной.

3.4. Тематический текст

Blood groups

Blood groups are very important in order to find out if a person can donate blood or receive blood in case of an accident or another disease. Almost everyone’s plasma has antibodies that that may not work together with another person’s blood.

There are four main blood groups:

· Type 0 is the most common blood group. In an emergency type 0 blood can be transfused to anybody.

· Type AB is the most seldom group. People with this blood group can receive any other blood in case of an emergency.

· Type A can only be received by donors with A or 0.

· Type B can only be received by donors with B or 0.

The precise amount of blood in a person’s body will depend on their size. In addition, the blood’s composition varies between individuals. This difference in structure is what makes a person’s blood type.

ABO is the best-known system for grouping blood types, though there are other methods. There are four major categories within the ABO group: A, B, O, and AB. Within these groups, there are a further eight blood types.

The main components of blood are:

  • red blood cells, which carry oxygen around the body
  • white blood cells, which play a crucial role in the immune system
  • plasma, which is a yellowish liquid that contains proteins and salts
  • platelets, which enable clotting

The blood group will depend on which antigens are on the surface of the red blood cells.

Antigens are molecules. They can be either proteins or sugars. The types and features of antigens can vary between individuals, due to small genetic differences.

The antigens in blood have various functions, including:

  • transporting other molecules into and out of the cell
  • maintaining the structure of red blood cells
  • detecting unwanted cells that could cause illness

Scientists use two types of antigens to classify blood types:

  • ABO antigens
  • Rh antigens

Antigens and antibodies play a role in the immune system’s defense mechanism.

White blood cells produce antibodies. These antibodies will target an antigen if they consider it a foreign object.

This is why it is essential to match blood types when a person needs a transfusion.

Rhesus factor

Some red blood cells have Rh factor, also known as the RhD antigen. Rhesus grouping adds another dimension.

If the red blood cells contain the RhD antigen, they are RhD positive. If they do not, they are RhD negative.

Universal donor and universal recipient

O negative blood contains no A, B, or RhD antigens. Almost anyone with any blood type can receive these red blood cells. A person with group O negative blood is a universal donor.

  • A person with O-negative blood can donate to almost anyone.
  • A person with Rh-negative blood can donate to a person with Rh-negative or Rh-positive blood.
  • A person with Rh-positive blood can only donate to someone with Rh-positive blood.

4. БЛОК КОНТРОЛЯ

4.1 Задания для контроля исходного уровня знаний

1.Соедините английские идиомы с их значением в русском языке

  1. Blood will have blood.

a) леденить кровь; кровь в жилах стынет от чего-либо

  1.  Blood will out.

b) Нельзя выжать кровь из камня

  1.  You can't get blood out of a stone.

c) Кровь за кровь.

  1. Blood is thicker than water.

d) Кровь себя проявит.

  1. to be out for blood 

e) своя плоть и кровь, близкий родственник; плоть от плоти и кровь от крови

  1. to make one’s blood run cold 

f) Кровь гуще воды (Кровь – не вода)

  1. to be somebody’s (own) flesh and blood 

g) жаждать крови

2.Дополните предложения словами из таблицы (одно словосочетание лишнее)

fluid tissue; red blood corpuscles; white blood corpuscles; thrombocytes; the bone marrow; hemoglobin

1. The most numerous of the cellular elements of the blood are ...

2. The blood is ...

3. The most important part of the red cell is …

4. Granulocytes are cells with granules in their cytoplasm formed in …

5. …are necessary for blood clotting.

4.2 Задание для первичной проверки понимания

3.Ответьте на вопросы:

  1. How many blood groups do you know?
  2. What is the best-known system for grouping blood types?
  3. Call the main components of blood.
  4. What functions do the antigens have?
  5. What do the white blood cells produce?
  6. Who is a universal donor?

4.3 Задание для первичного закрепления знаний

4.Переведите предложения на английский язык, правильно расставив прилагательные в предложениях

1. Он продал свой старый большой деревянный коттедж.

2. Мне нравятся эти отличные белые мягкие индийские покрывала из хлопка.
3. Вы не видели коричневый маленький кожаный кошелек?

4. Где моя черная старая щетка для чистки?
5. Выброси эти ужасные зеленые старые спортивные ботинки из кожи!

6. В больницу привезли дорогое японское современное оборудование.

4.4 Задания для контроля усвоения полученных знаний

5.Посмотрите видео и выполните задание https://www.youtube.com/watch?v=xfZhb6lmxjk

  1. What are antigens?
  1. Any foreign substance that induces an immune response
  2. Anti-generational glycoproteins
  3. Harmful disease causing microorganisms
  4. Antibodies produced by the immune system in response to a pathogen

  1. What is the main function of erythrocytes (red blood cells)?
  1. To deliver carbon dioxide to tissues
  2. To deliver oxygen to cells
  3. To clot blood after a vessel is punctured
  4. To deliver nutrients, such as glucose, to cells

  1. If a person inherits the A allele from his mother, and the B allele from his father, what will his blood type be?
  1. Type A
  2. Type B
  3. Type AB
  4. Type O

  1. Why are people with Type O blood considered universal donors?
  1. Their erythrocytes have neither the A nor the B antigen, so there are no antigens to induce an immune response in the recipient
  2. Their erythrocytes have neither the A nor the B antigen, so their body doesn't make any antibodies
  3. Their erythrocytes have both the A and the B antigens, so their body doesn't make any antibodies
  4. Their erythrocytes may have the A or the B antigen, so they mutate to conform to the recipient's blood type

  1. What is Rh factor?
  1. Rheumatoid factor, which indicates the liklihood of contracting Rheumatoid arthritis
  2. Red hemoglobin factor, indicating the presence of red blood cells
  3. Rhesus factor, another type of antigen on erythrocytes
  4. Red herring factor, a chemical that confuses white blood cells

6.Дополните предложения словами и фразами из таблицы

Type O; compatible;  Type AB; universal donor; transfusion

  1. This man needs a(n) ___ now or he’ll bleed to death.
  2. It’s good to give Type A blood to someone who has ___.
  3. The blood bank encourages every ___ to donate as often as possible.
  4. If your blood is ___, you can give blood to anyone.
  5. The hospital does not have any blood that is ___ with the patient’s blood.

4.5 Эталоны ответов

4.5.1 Задания для контроля исходного уровня знаний

1

  1. Blood will have blood.

c) Кровь за кровь.

  1.  Blood will out.

d) Кровь себя проявит.

  1.  You can't get blood out of a stone.

b) Нельзя выжать кровь из камня

  1. Blood is thicker than water.

f) Кровь гуще воды (Кровь – не вода)

  1. to be out for blood 

g) жаждать крови

  1. to make one’s blood run cold 

a) леденить кровь; кровь в жилах стынет от чего-либо

  1. to be somebody’s (own) flesh and blood 

e) своя плоть и кровь, близкий родственник; плоть от плоти и кровь от крови

2.

1. The most numerous of the cellular elements of the blood are red blood corpuscles.

2. The blood is fluid tissue.

3. The most important part of the red cell is hemoglobin.

4. Granulocytes are cells with granules in their cytoplasm formed in the bone marrow

5. Thrombocytes are necessary for blood clotting.

4.5.2 Задание для первичной проверки понимания

  1. There are four main blood groups.
  2. ABO is the best-known system for grouping blood types.
  3. The main components of blood are: red blood cells, which carry oxygen around the body; white blood cells, which play a crucial role in the immune system; plasma, which is a yellowish liquid that contains proteins and salts; platelets, which enable clotting.
  4. The antigens in blood have various functions, including: transporting other molecules into and out of the cell; maintaining the structure of red blood cells; detecting unwanted cells that could cause illness.
  5. White blood cells produce antibodies.
  6. A person with group O negative blood is a universal donor.

4.5.3 Задание для первичного закрепления знаний

1. He sold his big old wooden cottage.
2. I like these perfect soft white Indian cotton blankets.
3. Did you see small brown leather purse?
4. Where is my old black clean brush?
5. Throw out these ugly old green leather sport shoes.
6.
Expensive modern Japanese equipment was brought to the hospital.

4.5.4. Задания для контроля усвоения полученных знаний

  • 1.a), 2.b), 3.c), 4.a), 5.c)
  • 1) transfusion, 2) Type AB, 3) universal donor, 4) Type O, 5) compatible

4.5.5 Критерии оценки

Критерии оценки знаний и умений студентов:

Оценка за данную тему выставляется по итогам работы студента в течение занятия по данной теме за выполнение различных заданий (средний балл)

1. Исходный уровень 2. Чтение и перевод текста. 3. Ответы на вопросы 4. Выполнение упражнений 5. Усвоение лексики. 6. Дополнительные ответы* (необязательно)

ФИО (студента)

1

2

3

4

5

6*

Итог

1

2

3

4

Оценка «5» - отлично ставится, если студент выполнят все задания без ошибок, активно участвует во всех видах деятельности и творчески подходит к их выполнению.

 Оценка «4» - хорошо ставится, если студент выполняет все задания с незначительными ошибками и неточностями.

Оценка «3» - удовлетворительно ставится, если студент делает большое количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания частично.

Оценка «2» - неудовлетворительно ставится, если студент допускает грубые ошибки при выполнении заданий или не выполняет 4 или 5 заданий.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. И.Ю. Марковина, Г.Е. Громова, С.В. Полоса, Английский язык. Базовый курс, Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», - Москва. - 2019
  2. Tony Grice, Oxford English for Careers: Nursing 1, Oxford University Press, 2007-135с.
  3. Career Paths: Nursing Student's Book. Virginia Evans, - Express Publishing. – 2016
  4. https://www.medicalnewstoday.com/articles/218285#abo-and-common-typeshttps://www.redcrossblood.org/donate-blood/blood-types.html
  5. https://speakenglishwell.ru/poryadok-prilagatelnyh-v-anglijskom-yazyke/
    https://easyspeak.ru/blog/vsyo-o-grammatike/poryadok-raspolozheniya-prilagatelnyh-v-anglijskom-yazyke
  6. https://engblog.ru/order-of-adjectives

    Режим доступа на образовательный Web-квест:

  1. https://sites.google.com/view/blood-components-functions/главная-страница
  2. https://yandex.ru/images/search?pos=10&img_url=https%3A%2F%2Fpbs.twimg.com%2Fmedia%2FEZ52tkTWkAA5cQk.jpg&text=группы%20крови%20картинки&lr=213&rpt=simage&source=wiz


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Анализ крови"

Основными целями данного пособия являются:1.     Ознакомление студентов  с профессиональной терминологией по теме «Лабораторные исследования»2.     Развити...

Методическая разработка практического занятия по теме "Группа крови"

Аннотация. Разработка практического занятия подготовлена для студентов II курса по теме «Определения группы крови, резус - фактора» Преподаватель лабораторной диагностики и химии Лаврентьева Л.В....

Методическая разработка "Забор крови из вены"

Методическая разработка "Забор крови из вены"...

Методическое разработка теоретического занятия (Для преподавателя) Тема: Химия крови

Название темы данной работы «Химия крови» отсутствует в рабочей программе государственного стандарта образования, но целесообразность её очевидна при изучении химии в медицинских училищах....

Методическая разработка урока по химии "Химия крови"

Название темы данной работы «Химия крови» отсутствует в рабочей программе государственного стандарта образования, но целесообразность её очевидна при изучении химии в медицинских училищах....

Инфузии и основы гемотрансфузиологии. Определение группы крови и резус-фактора. Переливание крови

Мультимедиа презентация для сопровождения теоретического занятия по ПМ.02 МДК.02.01 Сестринский уход в хирургии, специальность 34.02.01 Сестринское дело....