Методическая разработка: "Обучение иностранному языку с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО"
методическая разработка

Роль иностранного языка в современном мире. Особенности преподавания английского языка в СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_1.docx11.34 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В.М. Васнецова (филиал)

государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

“Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова”

(“Абрамцевский филиал ФГБОУ ВО “МГХПА им. С.Г. Строганова”)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

“Обучение иностранному языку с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО”

Выполнила:

преподаватель Веденина Ю.С.

Хотьково

2021

Трудно переоценить важность владения иностранными языками в современном мире. XXI век был назван ЮНЕСКО «веком полиглотов», что еще раз подчеркивает ту роль, которую играет знание языков в нашей жизни. Стираются границы между государствами, все чаще мы общаемся с зарубежными друзьями, коллегами. Интернет и сотовая связь сделали нас ближе. В профессиональной деятельности знание языков помогает быть в курсе новейших изобретений и открытий, дает возможность общаться с профессионалами разных стран, делиться опытом. Язык является средством межкультурного общения в сфере профессиональной деятельности. В.В.Путин сказал: «Без качественного образования у страны нет будущего». Задачей каждого образовательного учреждения СПО является подготовка высококлассного специалиста с высоким уровнем лингвистической подготовки.

Не случайно, что в учреждениях СПО, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, иностранный язык изучается на протяжении всего курса обучения. Изучение иностранного языка, помимо своих основных целей, способствует и достижению ряда других, не менее важных.  Расширение кругозора, знакомство с культурой других государств, умение вести диалог, и четко выражать свои мысли – эти знания и умения приобретают обучающиеся на уроках иностранного языка. Кроме того, ведется работа над развитием фонематического слуха, речи, мышления и памяти. Для успешного достижения этих целей преподавателю необходимо не просто работать, а тесно сотрудничать с обучающимися, повышать мотивацию изучения иностранных языков, при этом соблюдая основные принципы обучения. Но сегодня перед преподавателем стоит еще более серьезная задача: подготовить специалиста, владеющего иностранным языком на профессиональном уровне. Знание терминологии, умение понять иноязычную публикацию, способность представить на иностранном языке свой проект – это тот минимум, которым должен владеть специалист двадцать первого века.

Все это заставило преподавателей иностранного языка нашего колледжа пересмотреть программы обучения иностранным языкам по всем специальностям и переработать их в соответствии с требованиями  времени и ФГОС.

В течение первого года обучения преподаватель строит свою работу так, чтобы обучающиеся, пришедшие в колледж из разных школ с разным уровнем знания иностранного языка, могли восполнить пробелы в знаниях, расширили свой словарный запас, научились высказываться на темы, затрагивающие их интересы, повседневную жизнь. В этот период особенно важно формировать внутреннюю уверенность обучающихся в себе, своих силах и способностях к иноязычному общению.

Второй год обучения. Иностранный язык – дисциплина общего гуманитарного и социально-экономического цикла. На этом этапе  начинается активное вхождение в профессиональный язык. Здесь важно грамотное структурирование учебного материала, подборка профессионально-ориентированных текстов для чтения и перевода, заданий, на развитие монологической и диалогической речи, направленных на развитие коммуникативных навыков. Необходимо дать почувствовать учащимся, что иностранный язык это не нечто абстрактное, что вряд ли может понадобиться в жизни, а тот инструмент, который помогает  общению на профессиональном уровне.  

 Третий и четвертый годы обучения (отделение Дизайна) – период глубокого погружения в профессиональный язык. Здесь язык рассматривается как средство общения в будущей профессии, умение прочитать и понять инструкции и статьи в зарубежных периодических и специализированных изданиях. Специалист, владеющий терминологией, умеющий описать тот или иной технологический процесс  гораздо больше востребован на рынке труда. К сожалению, учебно-методические комплексы по иностранному языку разработаны не для всех специальностей, и здесь успешное овладение обучающимися профессиональным языком полностью зависит от преподавателя.

Прежде чем приступить к составлению программы необходимо тщательно изучить учебный план по данной специальности, проанализировать содержание профессиональных модулей и междисциплинарных курсов, обращая внимание на основные цели и задачи, ключевые понятия, терминологию и пр. Очень полезны при проведении подготовительной работы консультации с преподавателями специальных дисциплин, которые помогут расставить приоритеты, выделить главное и не упустить важные детали.

Следующим этапом работы является составление программы учебной дисциплины ’Иностранный язык’ с учетом всей полученной информации. Считаем целесообразным начать изучение профессионального языка с наиболее общих тем, таких, как представление будущей профессии/специальности, знакомство с биографией выдающихся профессионалов в данной сфере,  и определенных тем, непосредственно связанных с данной специальностью. Так при обучении такой специальности,  Дизайн (по отраслям), будет полезно проработать такие темы, как ‘Цвета спектра, сочетаемость цветов’, ‘Разработка колористического решения дизайн-проекта’, ‘Современные графические средства’ и т.п. Введение такого рода общих тем позволит обучающимся постепенно набирать тот лексический материал, который послужит базой для последующей работы над темами, непосредственно связанными с получаемой специальностью.

Программа третьего и четвертого курсов включает в себя учебный материал, отражающий специфику данной специальности, а также разделы, посвященные работе с клиентами, администрацией, документацией.

В процессе освоения программы ОГСЭ Иностранный язык считаем целесообразным включать в качестве обобщающего повторения грамматический материал с целью поддержания на должном уровне выработанных ранее навыков.

Текстовый материал по разработанным темам представляет собой адаптированные тексты иноязычных статей, к которым разработаны предтекстовые задания,  упражнения на отработку лексического материала, на развитие речевых навыков в рамках представленной темы.

  Планомерное освоение  программы ОГСЭ Иностранный язык  с учетом профессиональной направленности позволит выпускникам колледжа быть в курсе новейших событий в выбранной ими профессиональной сфере, изучать  оригинальные статьи, материалы международных конференций и семинаров. Знание иностранного языка, безусловно, повысит  их конкурентоспособность на рынке труда.

Литература:

1. Аркусова, И. В. Современные педагогические технологии при обучении иностранному языку (структурно-логические таблицы и практика применения) / И.В. Аркусова. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2014.

2. Замяткин, Николай Вас невозможно научить иностранному языку / Николай Замяткин. - М.: Иваново, 2014.

3. Китайгородская, Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика / Г.А. Китайгородская. - М.: Высшая школа, Школа Китайгородской, 2014.

4. Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - М.: Дрофа, 2014.

5. Конышева, А. В. Игра в обучении иностранному языку. Теория и практика / А.В. Конышева. - М.: ТетраСистемс, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование урока иностранного языка как компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка

В данной стастье говорится о том, каак правильно планировать урок иностранного языка...

Обучение иностранному языку с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО

В данной статье рассматриваются основные задачи обучения иностранному языку в учреждениях СПО. В соответствии с требованиями ФГОС преподаватели колледжа осуществляют профессионально-ориентированный по...

Учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельных работ по МДК 02.02 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации для службы питания для специальности среднего профессионального образования 43.02.14 Гостиничное дело

В учебно-методическом пособии даны рекомендации по организации и выполнению самостоятельных работ по дисциплине МДК 02.02 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации для службы питания, спе...

Конференция по обсуждению результатов апробации и доработки методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования

2 декабря 2021 года в Москве состоится профессиональное обсуждение результатов апробации и доработки методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам (предметам русский язык, лит...

Статья «Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий»

Сборник «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3-й всероссийской. научно-практической конференции с международным участием». Иркутск, 16&ndash...

Преподавание русского языка и литературы с учетом профессиональной направленности. (опыт работы).

Если человек не знает, к какой пристанион держит путь, для него ни один ветерне будет попутным.Сенека   В Методических рекомендациях по реализации среднего общего образования в пределах осво...