Кавказ в жизни М. Ю. Лермонтова
методическая разработка

Сизинцева Марина Анатольевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине ОДБ.02 "Литература"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Алтайского края                                               Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленский лицей профессионального образования»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине ОДБ.02 «Литература»

Тема мероприятия: «Кавказ в жизни М. Ю. Лермонтова»

Автор: Сизинцева Марина Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы.

с. Смоленское 2021

        Цель воспитания в соответствии с концептуальными основами воспитания: формирование осознанного интереса к русской литературе как к учебному предмету.

Цели:

  • развивать логическое мышление и устную речь учащихся;
  • воспитывать интерес к литературе как учебному предмету;
  • формировать навыки общения и работы в группе и взаимодействия с другими людьми на русском языке

Задачи:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  1. ориентироваться в своих знаниях;
  1. находить ответы на поставленные вопросы;
  2. делать обобщения и выводы;
  1. планировать свою деятельность в соответствии с целью мероприятия;                                                                
  1. слушать и понимать речь других;
  1. оформлять свои мысли в устной форме;
  1. устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  2. определять правила работы в группах.
  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                          
  1. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
  2. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Оборудование: презентация, экран.

Технологии: ИКТ, коммуникативные технологии, технологии сотрудничества, театрализация, групповая работа.

Ведущий метод: общение.

Логические операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, умозаключение.

Прогнозируемые результаты:

Личностные: развивать наблюдательность, внимание, формировать культуру общения.

Регулятивные: выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания.

Познавательные: использовать приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме; производить поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с задачами и условиями общения.

Предметные: актуализировать и систематизировать знания по курсу литературы; знать содержание, проблематику, композицию, жанровое своеобразие изученных произведений, теорию литературы; анализировать иллюстрации к художественным произведениям.

Предварительная подготовка: повторение материала по теме: «Биография  и творчество М,Ю, Лермонтова», подбор стихов, выразительное чтение стихов по памяти.

Ход мероприятия

Вступительное слово ведущего:                                                                                     Добрый день, уважаемые участники и гости литературной  композиции. Сегодня у вас есть уникальная возможность увидеть  на Кавказ таким, каким видел его М,Ю. Лермонтов и услышать его стихи в исполнении учащихся 1 курса нашего лицея.

Слайд 1                                                                                                                           Лермонтов полюбил Кавказ, впервые увидев его в десятилетнем возрасте. « Я думаю, что в моей душе много музыки». – писал он.

 Михаил Юрьевич  был одарен удивительной музыкальностью — играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. Не много рождалось поэтов, которые бы так «слышали» мир и видели его так — динамично, объемно, красочно. В этом Лермонтову-поэту помогал его глаз художника. Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней. Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником.

Слайд 2

Михаил Юрьевич Лермонтов родился ночью со 2 на 3 октября (15 октября по новому стилю) 1814 года в доме напротив площади Красных Ворот — той самой, где сегодня стоит самый известный в России памятник поэту.

Матери Лермонтова на тот момент не было и семнадцати, а отец имел репутацию привлекательного, но легкомысленного человека. Настоящая власть в семье была в руках бабушки поэта — Елизаветы Арсеньевой. Именно она настояла, чтобы мальчика назвали не Петром, как того хотел отец, а Михаилом.

Слайд 3-4

Молодой Лермонтов не отличался ни крепким здоровьем, ни веселым нравом.

Чем чаще недомогал Лермонтов, тем более усиленно бабушка занималась его лечением и образованием. В 1825 году она привезла его на Кавказ — так в жизни Лермонтова возник самый важный для него топоним. «Горы кавказские для меня священны», — писал поэт.                                                                 Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Люблю я цепи синих гор» читает Трофимова Юлия

Люблю я цепи синих гор,
Когда, как южный метеор,
Ярка без света, и красна
Всплывает из-за них луна,
Царица лучших дум певца,
И лучший перл того венца,
Которым свод небес порой
Гордится будто царь земной.
На западе вечерний луч
Ещё горит на ребрах туч
И уступить всё медлит он
Луне — угрюмый небосклон;

Но скоро гаснет луч зари…
Высоко месяц. Две иль три
Младые тучки окружат
Его сейчас… вот весь наряд,
Которым белое чело
Ему убрать позволено.

Слайд 5                                                                                                                                                                                   Переломным моментом от раннего творчества к зрелому критики называют 1837 год. Именно в это время появилось стихотворение «Смерть поэта», настоящий реквием по убитому Пушкину. Эти гневные строки осуждали убийцу и придворную знать, травившую великого поэта.

Судебное разбирательство и арест Лермонтова стали неизбежными. Николай первый внимательно следил за процессом. Вмешательство влиятельной Арсеньевой и друзей Пушкина позволили смягчить наказание дерзкому поэту. Его отправили служить в драгунский полк, дислоцировавшийся на Кавказе.                                                                                                                                       Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Кавказ» читает Севастьянов Арсений

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.                                                                                                                                                       В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.                                                                                                                                                                  Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..                                                                                                              
Слайд 6

Первая Кавказская ссылка Лермонтова длилась всего шесть месяцев, но была богатой на события: работа над «Мцыри» и «Демоном», знакомство со ссыльными декабристами, посещение Пятигорска с его «водным обществом» и поездка в Тифлис. За это время юношеская веселость сменилась черной меланхолией. После возвращения в северную столицу поэт испытывает к себе обостренное внимание со стороны представителей высшего света. Им восхищаются либо открыто ненавидят.                                       Отрывок из поэмы «Измаил-Бей» читает Яркова Катя

   Опять явилось вдохновенье

Душе безжизненной моей

И превращает в песнопенье

Тоску, развалину страстей.

Так, посреди чужих степей,

Подруг внимательных не зная,

Прекрасный путник, птичка рая

Сидит на дереве сухом,

Блестя лазоревым крылом;

Пускай ревет, бушует вьюга…

Она поет лишь об одном,

Она поет о солнце юга!..                                                                                                                                                                      

Слайд 7

Стихотворение М. Ю Лермонтова «Утро на Кавказе» читает Колбасов Андрей

Светает — вьётся дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорождённый луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там:
Так девушки купаяся в тени,
Когда увидят юношу они,
Краснеют все, к земле склоняют взор:
Но как бежать, коль близок милый вор!                                                                    
Слайд 8

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Песнь Казбича» читает Андрюшин Сергей

Много красавиц в аулах у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз,
Сладко любить их, завидная доля,
Но веселей молодецкая воля.
Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет.

Слайд 9

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Крест на скале»  читает   Тарабрин Николай

В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.
О если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!

Слайд 10

Отрывок из поэмы «Мцыри»  читает Тырышкин Илья

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой,

Людьми и смертию забыт,

Сметает пыль с могильных плит…

Слайд 11

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Кавказу»  читает  Долгов Александр

Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!..
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?..
Нет! прошлых лет не ожидай,
Черкес, в отечество своё:
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для неё.

Слайд 12

Отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дары Терека» читает  Трубин Александр

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:                                                                                                                                        «Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить я готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал».

Слайд 13

Отрывок из поэмы «Измаил-Бей»  читает Шлюндт Олеся

Нежна — как пери молодая,
Создание земли и рая,
Мила — как нам в краю чужом
Меж звуков языка чужого
Знакомый звук, родных два слова!

Так утешительно мила,
Как древле узнику была
На сумрачном окне темницы
Простая песня вольной птицы,
Стояла Зара у огня!
Чело немножко наклоня,
Она стояла гордо, ловко.
В ее наряде простота —
Но также вкус! Ее головка
Платком прилежно обвита,
Из-под него до груди нежной
Две косы темные небрежно
Бегут, — уж, верно, час она
Их расплетала, заплетала!
Она понравиться желала:
Как в этом женщина видна!

Слайды 14-15

Однако уже через два года, после очередного участия в дуэли — с сыном французского посла Эрнестом де Барантом, — Лермонтов снова оказался на Кавказе. Ему предписали находиться в действующей армии. Лермонтов принял новое наказание с азартом: он участвовал во многих сражениях, в том числе битве на реке Валерик. Этому бою он посвятил стихотворение «Валерик».

Слайд 16

Отрывок из стихотворения «Валерик» читает Кутний Кирилл

Верхом помчался на завалы

Кто не успел спрыгнуть с коня…

Ура — и смолкло.— Вон кинжалы,

В приклады! — и пошла резня.

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть…

(И зной и битва утомили

Меня), но мутная волна

Была тепла, была красна.На берегу, под тенью дуба,

Пройдя завалов первый ряд,

Стоял кружок. Один солдат

Был на коленах; мрачно, грубо

Казалось выраженье лиц,

Но слезы капали с ресниц,

Покрытых пылью… на шинели,

Спиною к дереву, лежал

Их капитан. Он умирал…

Слайд 17

Отрывок из поэмы «Измаил -Бей» читает Казанникова Кристина

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили.
И долго мне мечталось с этих пор
Всё небо юга да утесы гор.

Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым синея, облака
Под вечер к вам летят издалека,
Над вами вьются, шепчутся, как тени,
Как над главой огромных привидений
Колеблемые перья, — и луна
По синим сводам странствует одна.

Слайд 18

Всматриваясь в изображения Лермонтова, мы понимаем, что художники старательно пытались передать выражение глаз. И чувствуем, что взгляд не уловлен. При этом — портреты все разные. Если пушкинские как бы дополняют друг друга, то лермонтовские один другому противоречат. Правда, А. С. Пушкина писали великолепные портретисты — О. А. Кипренский, В. А. Тропинин. Лермонтовские портреты принадлежат художникам не столь знаменитым — П. Е. Заболотскому, А. И. Клюндеру, К. А. Горбунову, способным, однако, передать характерные черты, а тем более сходство. Но, несмотря на все их старания, они не сумели схватить жизнь лица, оказались бессильны в передаче духовного облика Лермонтова, ибо в этих изображениях нет главного — нет поэта! И, пожалуй, наиболее убедителен из бесспорных портретов Лермонтова — акварельный автопортрет: Лермонтов на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами. Этот портрет гармонирует с поэзией Лермонтова.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Кинжал» читает  Скатов Павел

Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.                                                                 Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза — жемчужина страданья.                                                                               И черные глаза, остановясь на мне,
Исполнены таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.                                                                                                Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.

Слайды 19-20

Весть о том, что Лермонтов убит на дуэли Мартыновым, дошла до Москвы и до Петербурга в конце июля — начале августа с кавказской почтой и распространилась среди читающей публики только благодаря частным письмам. Напрасно тогдашний читатель Лермонтова стал бы искать в газетах или журналах объяснения причин его гибели. Писать о дуэлях было запрещено. Некоторые столичные журналы перепечатали глухую корреспонденцию из Пятигорска, помещенную в «Одесском вестнике»:

«15 июля, около 5 часов вечера, — говорилось в этом сообщении, — разразилась ужасная буря с молниею и громом; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов. С сокрушением смотрел я на привезенное сюда бездыханное тело поэта...»

Слайд 21 Отрывок из поэмы «Измаил-Бей» читает  Кондратьева Валерия

Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь,
Когда пещеры и холмы крутые
Как стражи окликаются ночные;
И вдруг проглянет солнце, и поток
Озолотится, и степной цветок,
Душистую головку поднимая,
Блистает, как цветы небес и рая...
В вечерний час дождливых облаков
Я наблюдал разодранный покров;
Лиловые, с багряными краями,
Одни еще грозят, и над скалами
Волшебный замок, чудо древних дней,
Растет в минуту, но еще скорей
Его рассеет ветра дуновенье!

Слайд 22

За два месяца до гибели поэт написал чудесное стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Многие современники считают, что он предчувствовал свою смерть и в этом стихотворении Лермонтов прямо говорил о своем разочаровании и нежелании жить.

Слайд 23 - Слайд 24

Романс на стихи М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

Ведущий:                                                                                                                        Уважаемые зрители,  на этом наше мероприятие закончено. Спасибо за внимание!

Приложение 1: мультимедийная презентация

Приложение 2:

1) музыка «Полет души» дудук

2) романс на стихи М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Приветствую тебя, Кавказ седой!"

Слайд 2

Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта.

Слайд 3

Впервые на Кавказе. 1820 и 1825г.

Слайд 4

На Горячих водах. 1825г. Под рисунком подпись на французском языке: «М. Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах».

Слайд 5

Погиб Поэт! – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа Поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит!

Слайд 6

1837 год Первая ссылка на Кавказ

Слайд 7

Вид Пятигорска. Картина М.Ю. Лермонтова 1837г.

Слайд 8

Бештау около Железноводска. Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 1837г.

Слайд 9

Крестовая гора. Картина М.Ю. Лермонтова. 1837 – 1838г .

Слайд 10

Военно – Грузинская дорога близ Мцхеты. Картина М.Ю. Лермонтова. 1837 – 1838г.

Слайд 11

Башня близ Казбека. Картина М.Ю. Лермонтова. 1837 – 1838г.

Слайд 12

Вид Тифлиса. Картина М.Ю. Лермонтова. 1837г.

Слайд 13

Лезгинка. Рисунок М.Ю. Лермонтова. 1837г.

Слайд 14

1840 год Вторая ссылка на Кавказ

Слайд 15

Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка. 1841г. Портрет работы К.А. Горбунова. Кавказ. Тенгинский форт. Художник Г. Г.Гагарин

Слайд 16

Эпизод сраженья при Валерике 11 июля 1840 года. Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным.

Слайд 17

Перестрелка в горах Дагестана. Картина М.Ю. Лермонтова. 1840 – 1841г.

Слайд 18

Автопортрет. 1837 - 1838

Слайд 19

Домик Лермонтова в Пятигорске.

Слайд 20

Дуэль . Рисунок Лермонтова. 1832-34г. Дуэль. Иллюстрация М.А.Врубеля к роману «Герой нашего времени».

Слайд 21

Место дуэли.

Слайд 22

Место первоначального погребения поэта. Памятник Лермонтову в Пятигорске.

Слайд 23

Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы, Твоих небес прозрачную лазурь И чудный вой мгновенных, громких бурь…

Слайд 24

Произведения М.Ю.Лермонтова, связанные с темой Кавказа: Стихотворения «Кавказу», «Утро на Кавказе», «Валерик», «Люблю я цепи синих гор…», «Дары Терека», «Тамара», «Памяти А.И. О/доевско/го», «Крест на скале» и др. Поэмы «Кавказский пленник», «Измаил-Бей», «Аул Бастунджи», «Мцыри», «Хаджи Абрек», «Демон». Очерк «Кавказец». Роман «Герой нашего времени».

Слайд 25

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по литературе "Кавказ в жизни М.Ю. Лермонтова"

Урок-путешествие по литературе, проводимый в рамках повторения пройденного материала. Данный урок даёт представление учащимся о роли Кавказа и Кубани в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова....

Презентация к уроку-путешествию "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова".

Презентация к уроку помогает учащимся лучше ориентироваться в материале, обогащает урок....

РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ ВОДОЕМОВ ГОРНО-ПРЕДГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

Статья-анализ развития туризма в горно-предгорных районах Северо-западного Кавказа...

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ИЗУЧЕНИЕ, СОХРАНЕНИЕ, ТРАНСЛЯЦИЯ

В работе проанализированы  основные угрозы по сохранению историко-культурного потенциала  Северного Кавказа. Предложены механизмы активизации и  популяризации культурного наследия регио...

Контрольная работа "Каменный век Кавказа"

Вашему вниманию представлена контрольная работа по истории Адыгеи для студентов СПО педагогических специальностей...

Фонд оценочных средств по дисциплине "Культура народов Северного Кавказа"

Оценочные средства, представленные в данном материале позволяют контролировать уровень усвоения разделов и тем дисциплины...

Методическое пособие по дисциплине "Культура народов Северного Кавказа"

Методическое пособие по дисциплине "Культура народов Северного Кавказа" содержит информацию по всем разделам и темаам дисциплины...