УД.01 ПСИХОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ
рабочая программа

 

Содержание РП по дисциплине "Психология адаптации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ud.01_psihologiya_adaptatsii_sd-21_elshina_a.v.doc292 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Бурятский республиканский индустриальный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УД.01 «Психология адаптации»

38.02.02 Страховое дело (по отраслям)

2021г.

 Рассмотрено на заседании предметной цикловой комиссии      

  Протокол №___

«___» ___________ 20___г.

Председатель ПЦК

_________ Чиркова Л.А.

Утверждаю

Зам директора по УР

________ Жалсараева Е. А.  

«___» ___________ 20___г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.02 Страховое дело (по отрослям)

СОГЛАСОВАНО

Методист

_____________ /Усова И. В./

           

Составители (авторы): Елшина А.В., педагог-психолог отделения «Энероснабжения»

                                               СОДЕРЖАНИЕ                                                                     стр

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                                        4

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины Психология адаптации относится к дисциплинам по выбору образовательного учреждения за счет вариативной части.  Была введена в связи с необходимостью ускорения процесса изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Программа предназначена для изучения психологии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Психология адаптации» в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание  программы  основывается  на  первоначальных  знаниях  о  чувствах  и  эмоциях  людей, особенностях  характера, темперамента, интересах, а  также  на  имеющемся у  каждого  человека  опыте  общения и направлено на достижение следующих целей:

  1. Создание условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального и личностного самоопределения в период социально-психологической адаптации первокурсников.
  2. Знакомство студентов с новой для них областью психологического познания – психологией адаптации,
  3. Ознакомление с понятиями стрессоустойчивость, уверенность в себе, личностный рост, профессиональная мотивация и т.п.

Разработка курса  «Психология адаптации»  нацелена на ориентацию в области общей психологии и психологии  общения, на развитие социальной компетентности студентов, воспитанию гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию эффективному функционированию в обществе, формирование положительного отношения к будущей профессии, а также на ускорение процесса адаптации студентов первого курса к новому учебному заведению.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППКРС, ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

Профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке обучающихся в части:

- развитие социальной компетентности студентов;

- воспитанию гармонично развитой личности;

- способной к саморазвитию и самосовершенствованию эффективному функционированию в обществе;

- формирование положительного отношения к будущей профессии;

- ускорение процесса адаптации студентов первого курса к новому учебному заведению.

Содержание учебной дисциплины разработано в соответствии с основными содержательными разделами:

  1. Раздел «Я среди других» состоит из практических занятий, направленных на знакомство с обучающимися нового набора, тренинги на командообразование, развитие коммуникативных навыков и изучение эмоциональных состояний и высших чувств, а также проведение входной диагностики (диагностика уровня адаптированности, выявление учебных мотивов, уровню агрессивности и склонности к отклоняющемуся поведению, диагностика характерологических особенностей и изучение интеллектуальной лабильности).
  2. Раздел «Я это Я» состоит из теоретических и практических занятий, направленных на изучение стресса, стрессоустойчивости, самооценки, чувства уверенности в себе и личностного роста, посредством психологических тренингов.
  3. Раздел «Я и моя профессия» состоит из практических занятий, направленных развитие профессиональной мотивации обучающихся.

Изучение учебной дисциплины «Психология адаптации» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачёта в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения основной ППКРСс получением среднего общего образования.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УД.01 ПСИХОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ 

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины Психология адаптации  является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих  по специальности 38.02.02 Страховое дело

1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии

Учебная дисциплина УД.01 Психология адаптации относится к учебному циклу  общеобразовательных дисциплин.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • владеть способами бесконфликтного общения, профилактики и борьбы со стрессом и основами саморегуляции в повседневной деятельности;
  • знать: сущность и социальную значимость своей будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес;

Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Личностные результаты

реализации программы воспитания

(дескрипторы)

Код личностных результатов реализации программы воспитания

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР-6

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР-7

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

ЛР-8

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР-9

Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

ЛР-13

Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику.

ЛР-15

Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством

ЛР-21

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка учащегося 51 часов, в том числе:

  • обязательная аудиторная учебная нагрузка 34 часа;
  • самостоятельная работа учащегося 17 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

-

лабораторные работы

-

практические занятия

24

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

В том числе:

-

- Таблица

6

- Индивидуальные задания (сочинение, список ожиданий, список качеств, целей, письма)

9

- Рисунок

2

Итоговая аттестация в форме зачета                                                 

  1. 2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины ПСИХОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Коды личностных результатов реализации программы воспитания

1

2

3

4

Раздел 1. «Я среди других»

16

Тема 1.1.

Знакомство

Содержание учебного материала

-

ЛР-7; ЛР-8

Практическое занятие № 1 Назови свое имя

2

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-

Контрольные работы(не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа: Составить список ожиданий от занятий

2

Тема 1.2.

Учимся слушать, слышать, понимать

Содержание учебного материала

-

ЛР-6; ЛР-7; ЛР-8;ЛР-21

Практическое занятие №2 Тренинг на развитие коммуникативных навыков

2

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-

Контрольные работы(не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа не предусмотрена

-

Тема 1.3.

Командообразование

Содержание учебного материала

-

Практическое занятие № 3 Тренинг на командообразование

2

ЛР-6; ЛР-7; ЛР-8;ЛР-21

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа не предусмотрена

-

Тема 1.4.

Входная диагностика

Содержание учебного материала

-

Практическое занятие № 4 Диагностика уровня адаптированности, выявление учебных мотивов, уровня агрессивности

2

ЛР-7

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа не предусмотрена

-

Тема 1.5.

Входная диагностика  

Содержание учебного материала

-

Практическое занятие № 5 Диагностика характерологических особенностей и изучение интеллектуальной лабильности

2

ЛР-7

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа не предусмотрена

-

Тема 1.6.

Эмоциональные состояния и высшие чувства

Содержание учебного материала

2

Практическое занятие №6 Тренинг в мире эмоций

-

ЛР-6; ЛР-7; ЛР-8

Лабораторные работы(не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа: Приготовить таблицу «Визуальная психодиагностика»

2

Самостоятельная работа не предусмотрена

-

Раздел 2. «Я это Я»

25

Тема 2.1.

Стресс и развитие стрессоустойчивости

Содержание учебного материала

2

ЛР-6; ЛР-7; ЛР-8

Стресс и развитие стрессоустойчивости

Практические занятия не предусмотрены

-

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа не предусмотрена

-

Тема 2.2.

Развитие эмоциональной устойчивости

Содержание учебного материала

2

ЛР-6; ЛР-7; ЛР-8

Практическое занятие №7 Аудиотренинг «Освобождение от обид»

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа не предусмотрена

-

Тема 2.3.

Психологическая безопасность

Содержание учебного материала

2

ЛР-6; ЛР-7; ЛР-8; ЛР-9

Практическое занятие №8 Тренинг «Психологическая безопасность»

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа: Нарисовать «Колесо жизни»

2

Тема 2.4

Личностный рост

Содержание учебного материала

2

ЛР-6; ЛР-7; ЛР-9

Личностный рост

Практические занятия не предусмотрены

-

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа: Написать письмо себе любимому

3

Тема 2.5

Личностный рост

Содержание учебного материала

-

ЛР-6; ЛР-7; ЛР-8; ЛР-9

Практическое занятие №9 Тренинг «Личностный рост»

2

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа: Сочинение на тему «Мои планы на будущее»

2

Тема 2.5

Конфликты и способы решения

Содержание учебного материала

2

ЛР-6;; ЛР-7; ЛР-8

Конфликты и способы решения

Практические занятия не предусмотрены

-

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа: Заполнить таблицу «за» или «против»

4

Тема 2.6

Управление конфликтом

Содержание учебного материала

2

ЛР-6;; ЛР-7; ЛР-8

Практическое занятие №10 Тренинг по конфликтологии

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа не предусмотрена

-

Раздел 3. «Я и моя профессия»

10

Тема 3.1.

Профессиональная мотивация

Содержание учебного материала

2

ЛР-13; ЛР-15; ЛР-21

Профессиональная мотивация. Виды мотиваций

Практические занятия не предусмотрены

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа не предусмотрена

-

Тема 3.2

Успех в учебе

Содержание учебного материала

ЛР-13; ЛР-15; ЛР-21

Практическое занятие №11 Тренинг «Психологическая подготовка к сессии»

2

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа не предусмотрена

-

Тема 3.3

Развитие познавательных процессов

Содержание учебного материала

2

Практическое занятие №12 Развитие познавательных процессов

ЛР-7; ЛР-13

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа: Составить список соответствия ожиданиям от тренингов

2

Тема 3.4

Зачет

Зачет

2

Всего

51


2.3 Последовательность изучения учебной дисциплины

«Психология адаптации»

38.02.02 Страховое дело (по отраслям)

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Вид занятия

(урок, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовая работа (КП), семинар)

1 курс

1 семестр

Знакомство

2

Практическое занятие

Учимся слушать, слышать, понимать

2

Практическое занятие

Командообразование

2

Практическое занятие

Входная диагностика

2

Практическое занятие

Входная диагностика

2

Практическое занятие

Эмоциональные состояния и высшие чувства

2

Практическое занятие

Эмоциональные состояния и высшие чувства

2

Урок

Развитие эмоциональной устойчивости

2

Практическое занятие

Психологическая безопасность

2

Урок

Личностный рост

2

Практическое занятие

Личностный рост

2

Урок

Конфликты и способы решения

2

Практическое занятие

Управление конфликтом

2

Урок

Профессиональная мотивация

2

Практическое занятие

Успех в учебе

2

Практическое занятие

Развитие познавательных процессов

2

Практическое занятие

Зачет

2

Урок

Итого часов за семестр:

из них

теория

практические занятия

лабораторные занятия

курсовая работа (КП)

34

10

24

0

0

Итого часов по дисциплине:

из них

теория

практические занятия

лабораторные занятия

курсовая работа (КП)

34

10

24

0

0

                        

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия:

 учебного кабинета  теоретического обучения.

Оборудование учебного кабинета:

 - посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по темам;

- аудиозаписи

Технические средства обучения:

- наборы инструментария к урокам;

- раздаточные материалы, тесты.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы и  интернет - ресурсов

Основные источники:

  1. Берт Хеллингер Успех в жизни. Успех в работе. «Hellinger Publication» 2015г. – 162с.
  2. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство (часть 1). – М.: «Генезис», 2017, - 160с.
  3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство (часть 2). – М.: «Генезис», 2017, - 160с.
  4. Гатанов Ю.Б. Учебно-методическое пособие «Учимся творчески мыслить», 2018г. – 52 с.
  5. Гадецкий О. Г. Лучшие психологические методики, или что делать, когда не везет. СПб.: «АСТ», 2016. – 192с.
  6. Дикая Л. Г., Журавлев А.Л. Психология адаптации. Институт психологии РАН 2016, 624с.
  7. Столяренко Л.Д. Психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2019. – 448с.
  8. Школьный психолог //Методический журнал для педагогов-психологов, М.: Издательство «Первое сентября», выпуск январь-февраль 2017г.
  9. Школьный психолог //Методический журнал для педагогов-психологов, М.: Издательство «Первое сентября», выпуск март-апрель 2017г.
  10. Школьный психолог //Методический журнал для педагогов-психологов, М.: Издательство «Первое сентября», выпуск июнь-июль 2017г.

Дополнительные источники:

  1. Немов Р.С. Общие основы психологии, 4-е издание. – М.: Издательсий центр «Владос», 2019. - 688с.
  2. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. Учебник. Изд. 5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 416с.

Интернет-ресурсы:

  1. https://constellations.ru/allpapers.html
  2. https://ptt.life/
  3. https://valyaeva.ru/loyalnost-rodu/
  4. http://www.vashpsixolog.ru/index.php
  5. https://общее-дело.рф/
  6. https://psytests.org/
  7. http://testbrain.ru/
  8. https://www.psychologos.ru/articles/view/lichnostnyy-rost
  9. https://infourok.ru/

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Психология адаптации  программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих  осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.  

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

владеть способами бесконфликтного общения, профилактики и борьбы со стрессом и основами саморегуляции в повседневной деятельности;

Оценка устных ответов и выполнения самостоятельных работ, тестирование.

Знания:

Сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

Оценка устных ответов. Оценка  подготовки сообщений. Тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России....

Контрольная работа по дисциплине «Психология физической культуры и спорта» по разделам: «Психология личности спортсмена» «Психологическое обеспечение спортивной деятельности».

                  Контрольная работа в виде теста по дисциплине «Психология физической культуры и спорта» по разделам: «Психология личности спо...

Интегрированный урок по психологии и музыке . Тема: Характер в психологии и музыке

Урок проходит в увлекательной форме с опорой на слайды презентации, при этом обучающиеся сначала сами рассуждают, а потом находят подтверждение .Содержание урока подобрано таким образом,чтобы увлечь с...

«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»

laquo;Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольномуучреждению»...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

laquo; Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»...

«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Вторая младшая группа

laquo;Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Вторая младшая группа...

Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"

Методическая разработка  урока  по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного з...