МР по составлению конспекта
методическая разработка

Назаренко Светлана Фёдоровна

Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном её изучении являются составление конспекта, тезисов, плана, аннотации.

Студент должен ознакомиться с государственными требованиями к уровню подготовки по дисциплине, изучить тему, законспектировать материал или составить опорную схему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект, план, аннотация44.88 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ

КОЛЛЕДЖ»

 

РЕКОМЕНДОВАНО

к утверждению на заседании

методического совета

СПб ГБПОУ «СПАСК»

Протокол №2 от «05» июля 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

врио директора

СПб ГБПОУ «СПАСК»

Т. Э. Степанова

от «05» мая 2022 года

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦК

общеобразовательных дисциплин

Протокол №5 от «04» мая 2022 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению конспекта

 

к учебной дисциплине

ОУД.01. «РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

для специальностей

08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;

08.02.07. Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств,

               вентиляции и кондиционирования воздуха;

07.02.01. Архитектура

 

Организация-разработчик:

СПб ГБПОУ «СПАСК»

Разработчик:

Назаренко С.Ф.

преподаватель СПб ГБПОУ «СПАСК»

 

 

 

Санкт- Петербург

 

2022

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка        3

Что такое конспект?        4

Основные требования при написании конспекта        5

Алгоритм составления конспекта        5

Техники для составления конспекта        5

Основные виды конспектов        6

Как составить конспект (общие рекомендации)        7

Как правильно конспектировать статьи        8

Как сделать конспект по книге        8

Как написать конспект по параграфу        8

Как составить конспект по учебникам        8

Главные ошибки при составлении конспекта        9

Инструкция к пошаговому составлению конспекта        9

Литература и источники        10


Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации содержат  указания по отдельным аспектам языка, систематизируют формы контроля самостоятельной работы студентов во время занятий. 

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей студента, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми учебными дисциплинами общепрофессионального цикла и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению профессией.

Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном её изучении являются составление конспекта, тезисов, плана, аннотации.

Студент должен ознакомиться с государственными требованиями к уровню подготовки по дисциплине, изучить тему, законспектировать материал или составить опорную схему.

В процессе выполнения данных методических рекомендаций достигаются следующие цели:

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии;
  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

  Используя методические указания, студенты должны овладеть следующими навыками и умениями:

  1. Создавать тексты в письменной форме;
  2. Кратко формулировать главную мысль каждой части;
  3. Различать элементы нормированной и ненормированной речи;
  4. Выделять в тексте логические законченные части;
  5. Пополнять словарный состав речи;
  6. Правильно и грамотно оформить проделанную работу.

    Одним из самых полезных видов работ с целью сохранения полученных знаний является составление конспекта. Обычно конспект используется в качестве инструмента для записи лекций.

    Однако существует несколько видов конспектов, которые предназначены для различных работ и текстов.

Что такое конспект?

 

Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.

Конспект (в переводе с латинского означает «обзор», «изложение») — краткое последовательное изложение содержания книги, статьи, произведения. Конспект отражает не только основные положения текста, но и связь между ними, а также краткое обоснование или конкретизацию основных положений.

Конспект — синтезирующая форма записи, она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы.

Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.

Основные требования при написании конспекта

 

Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.

Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.

Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:

  1. Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.
  2. Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломаный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.
  3. Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.

Алгоритм составления конспекта

  1. Прочитайте текст целиком;
  2. Выделите в тексте логические законченные части;
  3. Кратко сформулируйте главную мысль каждой части;
  4. В каждой части выделите цифры, факты, выводы, уточняющие главную мысль;
  5. Кратко перескажите главную мысль или процитируйте текст источника;
  6. Проверьте сделанную работу.

Техники для составления конспекта

Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки, которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова, идеи, ассоциации и т.д.

Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать только нужное и важное.

  1. Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый. 
  2. В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.
  3. Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям.  К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.

Основные виды конспектов

Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.

План-конспект. Это наиболее классический вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный текст, наполненный ключевым смыслом.

Схематический план. Это конспект, который представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями и выписками.

Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст между цитатами можно тезисами и терминами.

Тематический конспект. Этот вид конспекта заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые представляют разные точки зрения исследователей на проблемы. Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.

Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки, которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.

Как составить конспект (общие рекомендации)

В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения:

  1. Нужно ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями – преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору темы, о чем будет говориться на паре.
  2. Составить план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта. Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить лектора представить план.
  3. Выписывайте как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить цепочку мысли.
  4. Не начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.
  5. Преподаватель специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели записать мысль.
  6. Используйте общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова сантиметр – «см».
  7. Оставьте небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные или важные моменты в конспекте.
  8. Не бойтесь переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары. Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит.
  9. Оставляйте место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.

Как правильно конспектировать статьи

Конспектировать статьи можно с помощью тематического конспекта, а также схематического.

В первом случае можно сохранять наиболее важные моменты из статей, обобщая их в один текст.

Схематичность помогает отделить статьи и показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен, нежели схематический.

Поэтому здесь важен выбор студента, как именно хочет проводить записи.

Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше информации в кратком предложении.

Как сделать конспект по книге

Конспект по книге лучше выполнять с помощью двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.

Это поможет вам передать не только большое количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и интересным.

Передача эмоциональной и выразительной основы поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал книгу.      

Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет все забытые элементы.

 

Как написать конспект по параграфу

Написать конспект по параграфу лучше всего в свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить конспект почти слово в слово.

 

Как составить конспект по учебникам

В самих учебниках часто выделены теории и положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь. Главное разглядеть эти выделенные места.

Если вы не видите никаких выделений в тексте, то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас на руках – это содержание учебника.

Главные ошибки при составлении конспекта

    Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего:

  1. Не пишите каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора или текста.
  2. Не пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.
  3. Сохраняйте почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это значит, что информация будет потеряна.
  4. Не используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.

Инструкция к пошаговому составлению конспекта

  1. Определите цель составления конспекта.
  2. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
  3. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте  СВОИМИ СЛОВАМИ или приводите в виде цитат.
  4. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
  5. Составляя конспект, можно отдельные     слова и предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
  6. Чтобы форма конспекта как можно нагляднее отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», применяйте различные способы подчеркивании, используйте ручки разного цвета.

Литература и источники

Основные источники:

  1. Воителева, Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10-го класса: среднее общее образование / Т. М. Воителева. — Москва : Академия, 2020. —320 с. — ISBN 978-5-4468-9397-3. — Текст: непосредственный.
  2. Воителева, Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11-го класса: среднее общее образование / Т. М. Воителева. — Москва:  Академия, 2020. —336 с. —ISBN 978-5-4468-9396-6. — Текст: непосредственный.

Дополнительные источники:

  1. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 389 с. — (Профессиональное образование).  — ISBN 978-5-534-00832-6. — Текст : непосредственный.
  2. Голуб, И. Б. Русский язык : справочник / И. Б. Голуб. — Москва : КноРус, 2021. — 189 с. — ISBN 978-5-406-08602-5. — Текст : электронный // ЭБС КноРус [сайт]. — URL: https://book.ru/book/940199  (дата обращения: 02.05.2022). —  Режим доступа: по подписке.
  3. Лекант, П. А.  Русский язык : справочник для среднего профессионального образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06698-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471239 (дата обращения: 02.05.2022). — Режим доступа: по подписке.
  4. (www.uroki.ruwww.metodiki.ru (Методики).
  5. www.posobie.ru (Пособия).
  6. www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему "Составление рассказа по картине "Лошадь с жеребенком".

Программное содержание: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета и величины; закреплять умение строить предложение из заданных слов, ме...

Методические рекомендации по составление конспектов урока

Методические рекомендации в помощь обучающимся....

Конспект НОД "Составление описательного рассказа по игрушке".

Конспект НОД "Составление описательного рассказа по игрушке" в средней группе....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеТема: «Составление описательного рассказа об игрушке»Цели: «Учить составлять описательный рассказ»Задачи:Образовател...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА для студентов по дисциплине «Основы инновационного предпринимательства»

Методические рекомендации помогут студентам грамотно подойти к изучению теоретического материала и в разработке план - конспекта учебного занятия....

Конспект лекции Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности

Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности...

Рекомендации по составлению конспектов занятий по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста

     Подробно рассмотренна структура занятия, целеполагание и формулировка задач для подготовки конспекта к занятию в ДОУ. Материал будет полезен начинающим педагогам и студентам...