Числительное как часть речи
презентация к уроку

Луиза Загитовна Гилимшина

Тема урока " Числительное как часть речи "  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

.

Тема урока: Имя числительное как часть речи

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока: дать понятие о числительном  как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить в тексте числительные,  развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы; на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.

 Целеполагающие задачи:

  • предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «числительное», его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции, дать определение понятиям «порядковое числительное», «количественное числительное»,» и выявлять отличия между ними.
  • метапредметные: обучающиеся смогут анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные: приводить примеры.
  • личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.

Планируемые результаты: знание морфологических признаков имени числительного; умения определять падеж числительных, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Какое сегодня число? -                                                                      
  3. .Сколько учащихся  сегодня в классе?
  4.  Сколько товарищей  отсутствуют?
  5.  Сколько уроков у вас сегодня?                                      
  6. Сколько товарищей  отсутствуют?
  7. У нас сегодня на уроке сколько гостей ?
  8. - Какие слова вы использовали при ответе на мои вопросы?
  9. - Вы знаете, какой частью   речи являются эти слова?
  10. Вы догадались, какую часть речи мы будем сегодня изучать?
  11. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока

Запишите  число и тему урока

 (Имя числительное как часть речи)

Где в жизни вы встречаетесь с числительными?

(математика, история, география, биология, литература) 

Мы уже поняли, что числительные  занимают важное место в нашей речи и жизни человека.

Что же мы должны будем узнать и чему научиться? Давайте вместе определим круг наших задач.

Уч-ся называют цели. – Узнаем о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), об отличии числительных от других частей речи с числовым значением, научимся находить числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные.

2. .        Наблюдение

         Предлагаю вспомнить и записать   некоторые пословицы, поговорки, загадки.  

1) Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.) 2) Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы.) 3) Лук семь недугов лечит. 4) Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 5) Третий лишний. 6) Первый блин комом. 7) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Что общего вы заметили в этих предложениях? (Во всех предложениях есть упоминания о числах.).

Что они обозначают? На какие вопросы отвечают?

 (Обозначают количество или порядок при счёте. Большинство из них отвечают на вопрос сколько?

 Слова третий и первый — на вопрос какой? или который?)

.

IV.        Работа по теме урока

1. Слово учителя

Речь идёт об особой части речи — имени числительном.

Мы уже выяснили: числительные могут отвечать на разные вопросы. На вопрос сколько? отвечают количественные числительные, на вопрос какой?'или который? — порядковые. Количественные и порядковые числительные - основные разряды этой части речи.

-        Посмотрите на записанные предложения. Что можно сказать об изменении числительных? (Числительные склоняются — изменяются по падежам.)

А теперь попробуем определить синтаксическую роль имён числительных. Какими членами предложений они являются в тексте?  

(Дети  подчеркивают  по членам предложений)

  1. .В первом и втором предложениях количественные числительные в сочетании с существительными являются подлежащими: четыре братца, два кольца, два конца.

3-4.  В третьем и четвёртом предложениях количественные числительные в сочетании с существительными - дополнения: лук лечит (что ?) семь недугов; не имей(чего?) сто рублей, имей (что?) сто друзей.

5. В пятом предложении порядковое числительное третий является подлежащим.

6.  В шестом предложении порядковое числительное является определением: блин (какой?который?) первый.

7.  И наконец, в седьмом предложении количественные числительные в сочетании с существительными - это дополнения: погонишься (за кем?) за двумя зайцами, не поймаешь (кого?) ни одного.

2.        Работа по учебнику –

 Откроем учебник на странице 43 и проверим, все ли правильно мы с вами сделали?

Обратите внимание, что числовые значения могут иметь и другие части речи: глаголы, существительные, прилагательные. Но мы помним, что числительные отвечают на вопросы:  Сколько ? Какой? (слайд 3)

(Обсуждение материалов для самостоятельных наблюдений, чтение теоретического материала и правила (с. 42—45).)

  1. Практическое задание. 

Различение числительных и однокоренных с ними слов других частей речи.)

—        Найдите в ряду слов числительные, обоснуйте своё мнение. 1 группа находит существительное, 2гр – прилаг, 3гр-глаголы и числительное

Тройник, третий, раздваиваться, четвёрка, пятница, пятидневка, второй, два, шестилетний, восемь, девятнадцать, двойной, удвоить, пятиэтажный, столетний четырёхлетнее, четвероногий

Комментарии

Числительные: третий, второй, два, восемь, девятнадцать. Числительные отвечают на вопросы сколько?, какой?, который?; их можно записать словами и цифрами, а остальные части речи — только словами.

Тройник, четвёрка, пятница, пятидневка — существительные; раздваиваться ,  удвоить ,  — глагол; шестилетний, двойной,  пятиэтажный, столетний 

. четырёхлетнее, четвероногий — прилагательные.

V.        Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1.        Упр. 394 — устное выполнение. Сейчас я предлагаю вам рассмотреть упражнение 394 на странице 44.

Рассмотрите рисунки. Какие однокоренные слова пытался проиллюстрировать художник? Определите часть речи каждого слова.     –

Три мальчика. – сколько?  - числительное.                            

- трехмачтовое судно – какое?  - прилагательное (от словосочетания – три мачты)

  -  оценка три -

  - тройка лошадей. (что?)  - существительное.

 ( попробуйте записать эти слова с помощью цифр) – нельзя.

Какой вывод можно сделать? – числительное можно записать и цифрой, и словом, другие части речи цифрой нельзя записать.   

Комментарии

Художник хотел проиллюстрировать однокоренные слова: трое, троица, трёхмачтовый, трёхпалубный, тройка (два значе¬ния: оценка, упряжка лошадей).

2.        Упр. 395 — самостоятельное выполнение с последующей

проверкой.

3.        Упр. 396 — чтение по цепочке.

2.        Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 82 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)

3.        Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слово эвкалипт, подчеркните орфограммы.

Составьте предложение с этим словом.

VI.        Подведение итогов урока

—        Что такое имя числительное?

На какие вопросы отвечают имена числительные?

На какие два основных разряда они делятся?

Как изменяются имена числительные?

Какова синтаксическая роль числительных?

- Что нового вы узнали на уроке?  

Какие трудности встретились вам и как вы их преодолели?  Где вам в жизни пригодится знание о числительном?

 Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение сейчас у вас?

Домашнее задание

Учебник: §67, упр. 397.

Рабочая тетрадь: задание 81.

Резервное задание

Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.

Меня зовут … . Мне … лет.  Я учусь в … классе.

В нашем классе … человек: … девочек и …

мальчиков. Сегодня по расписанию у нас …

уроков. Сейчас заканчивается … урок.

(это задание – резервное)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание не с разными частями речи

Открытый урок по русскому языку Тема урока: Правописание  не с разными частями речи...

Местоимение как часть речи 6 класс

Урок с примененим семи модулей обучения....

Тема "Служебные части речи"

презентация к уроку по теме "Служебные части речи " 7класс...

Урок "Имя числительное как часть речи в 6 классе"

Урок на тему "Имя числительное как часть речи в 6 классе"....

Имя числительное как часть речи 6 класс русский язык

презентация 6 класс имя чилительное как часть речи...

Технологическая карта урока "Употребление числительных в устной речи"

Данная работа предназначена для проведения занятия по развитию речи в среднем профессиональном учреждении. Цель - учить использовать полученные знания на уроках русского языка в профессиональной деяте...

Лекция "Имя числительное как часть речи"

Лекция имя числительное содержит обязательные разделы...