План занятия по Обществознанию на тему: "Социальная структура общества"
план-конспект занятия

Коваленко Екатерина Эдуардовна

Методическая разработка занятия по теме: «Социальная структура общества» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, реализуемого в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл социальная структура общества23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация

«Профессиональная образовательная организация»

«Открытый Таврический колледж»

Методическая разработка занятия

по обществознанию

на тему: «Социальная структура общества»

Подготовила: преподаватель

Коваленко Е.Э.

Цели занятия

Образовательные: содействие формированию знаний о процессах, идущих в сфере социальных отношений.

 Задачи:

  1. раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний;
  2.  выявить наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;

Развивающие: Развитие  учебно-познавательных    компетенций.

         Задачи:

  1. закрепить навыки работы с документами и литературой;
  2. развитие умений анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения;

Воспитательные: Формирование четкой гражданско-правовой позиции.

   Задачи:

  1. дать представление обучающимся о тенденциях развития социальных отношений в современном мире и, в первую очередь, в нашем обществе;
  2. помочь осознать обучающимся свою собственную социальную позицию.

Термины и понятия: социальная дифференциация, ее виды, стратификация общества, социальная мобильность, социальные лифты, социальное неравенство, класс, страта, социальная роль, социальный статус.

Тип занятия: урок изучения нового материала и первоначальное закрепление учебного материала.

Технология:  кейс-технология, ИКТ

Методы и приемы обучения:

  • Словесные (объяснение, рассказ, эвристическая беседа с элементами диспута, мозговой штурм)
  • Наглядные (демонстрация, раздаточный материал, презентация)
  • Практические (работа с литературой,  проблемные ситуации, тесты)

Оснащение занятия:

  1. Оборудование: ноутбук, мультимедиа-проектор, экран.
  2. Дидактический и раздаточный материал: 

- учебник - Обществознание. Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10 – 11 классов. Под редакцией Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю

- раздаточный материал

  1. Цифровые, видео- и аудиоматериалы: 

- мультимедиа - презентация;

- мотивационный ролик

Этапы занятия: 

I. Организационный момент  – (10 мин.)

1.1. Мотивация.

1.2. Актуализация опорных знаний (просмотр видеоролика)

II этап. Объяснение нового материала (40 мин)

2.1. Эвристическая беседа

2.2. Организация деятельности учащихся: работа в группах.

III. Этап закрепления учебного материала.(30 мин)

3.1. Работа с документами: индивидуальная работа

3.2. Работа с документами в малых группах.

IV. Подведение итогов урока (10 мин).

3.1. Проверка степени усвоения материала.

3.2. Оценка деятельности учащихся.

3.4.  Домашнее задание

3.5. Рефлексия

Ход урока:

I этап. Организационный момент

Преподаватель приветствует обучающихся, проверяет готовность аудитории к занятию, отмечает отсутствующих. Мотивация к восприятию нового материала. (Просмотр видеоролика).

II этап. Объяснение нового материала

Вступительное слово преподавателя:  О чем видеоролик? Какие у вас возникли ассоциации? Равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения. (Метод «мозговой штурм)

Студенты слушают преподавателя, включаются в беседу, отвечают на вопросы о неравенстве в обществе, участвуют в общей дискуссии, приводят примеры.

Обучающиеся могут высказывать свои точки зрения по поводу неравенства в современном обществе.

Преподаватель обобщает  ответы учащихся, сообщает цель урока, обращает внимание учащихся на базовые понятия.

Преподаватель: «Современные исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе выделялись группы в соответствии с полом, возрастом с присущими им привилегиями и обязанностями.

Ставится цель урока, ее задачи перед обучающимися. Слайд 2, 3

 История социальной структуры российского общества. Слайд 5-8

В ходе объяснения преподаватель обращает внимание на понятия и просит их записать студентов в тетради.

Социальная структура общества – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом групп людей(слайд 9).

Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, власть, доход и др.) (слайд 10)

Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе.(слайд 11)

Стратификация – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти (слайд 12).

Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса (слайд 13).

Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой (слайд 14).

Слайд № 9. Социальная структура общества в 2022 г.

Задание.1.

 Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России.

Один из студентов пригашается к доске для составления модели социальной структуры России.

Задание 2. Работа в группах:

Приложение 1. (для всех)

Приложение 2.(1 группа)

Приложение 3.(2 группа)

Задание для всех: (Метод «синтез идей»)

Почему одни люди богатые, а  другие – бедные?

Слайд 17-19

Обучающиеся в группах  работают с фрагментами документов, отвечают на вопросы к документам.

Руководители групп выступают, затем участники другой группы задают вопросы.

Обучающиеся в конце предлагают свои версии ответов на вопрос.

III этап. Этап закрепления материала.

Что нового вы узнали сегодня? (Метод  «Микрофон», метод «Пресс»)

Задание Работа для всех

Написание синквейна по теме.

 Синквейн для понятия 1 строка1 существительное - социальная структура общества

2 строка 2 прилагательных ( Какая она? динамичная, сложная)

3 строка 3 глагола (Что делает? изменяется, развивается, увеличивается )

4 строка фраза несущая определенный смысл – это строение общества в целом

5 строка ассоциация (сущ.) система

Обучающиеся отвечают самостоятельно на вопрос, предлагают свои синквейны.

Работа с документами, ответы на вопросы.

IV этап. Подведение итогов.

Преподаватель подводит итоги и просит обучающихся самостоятельно сделать вывод.

Самооценка обучающимися своей работы на занятии. Оценка ответов студентов преподавателем.

Вывод:

В условиях современного общества от вас  самих зависит, какое положение вы будете занимать в обществе, в какой социальной группе находиться. Благодаря своим собственным усилиям вы сможете изменить это положение, переместиться с одной ступеньки социальной лестницы на другую.

Рефлексия.

Ребята опишите свое состояние во время работы

Было трудно…

Было легко….

Я удивился….

Какое открытие сделал…

Я узнал….

Дом. Задание: Принести информационный материал для составления и оформления проектов по теме “Семья в современном мире”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения занятия по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе»

Методическая разработка семинара по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по...

Презентация к лекции социальная структура общества по дисциплине "Основы социологии и политологии"

В презентации рассматривается социальная структура современного западного и российского общества....

Обществознание в схемах - человек и общество

Обществознание в схемах - человек и общество...

Конспект урока на тему: «Социальная стратификация общества»

Конспект урока на тему:  «Социальная стратификация общества»...

Методическая разработка урока по теме "Социальная структура и социальные отношения"

laquo;Социальные отношения и социальная структура общества»Урок   усвоения новых знанийФормирование понятия социальной структуры общества и знаний о процессах, идущих в сфере социальн...

Конспект урока "Социальная структура общества"

Социальная структураСоциальньная стратификацияКлассыСтраты...