Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка на примере использования УМК «Forward» под редакцией М.В. Вербицкой.
статья

О.П.Лебедева

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы. Как же следует организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Котельниковская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Л.Д. Чурилова»

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка на примере использования УМК «Forward» под редакцией М.В. Вербицкой.

                                                                                     Подготовила: Лебедева О. П.

                                                      Учитель английского языка МБОУ КСОШ № 1

                                                                        Первая квалификационная категория.

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Леонтьев А.А.

Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы. Как же следует организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся?

Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые обучающиеся могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности, и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. Уверенно можно сказать, что функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования.

Формирование функциональной грамотности – одна из приоритетных задач не только ФГОС, но и стремительно развивающегося мира в целом.

Цель функциональной грамотности на уроках английского языка – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке.

Важно научить детей извлекать информацию из различных источников: СМИ, интернет, книги, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д. Это тот уровень грамотности, который даст человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Мы абсолютно уверены, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому можем смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

  • математическая грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • креативное мышление;
  • читательская грамотность.

Исходя из этого, можно обозначить следующую проблему: как организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения способствовать формированию различных видов функциональной грамотности?

Достичь результатов в формировании функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами. Однако одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся.

Проанализировав задания из учебника «Forward», непосредственно с которым мы работаем, можно найти много примеров упражнений, направленных на формирование всех видов функциональной грамотности на уроках английского языка.

Одним из основных направлений нашей работы является формирование читательской грамотности. Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на наш взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание.

Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности и обязательное условие успешности.

Основные этапы работы с текстом:

  1. Предтекстовый (Pre-reading) – это создание мотива чтения; развитие умения прогнозирования; активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей.
  2. Текстовый (While-reading) – осмысленное понимание прочитанного
  3. Послетекстовый (Post-reading) – проверка понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.

Остановимся на них более подробно.

  1. Предтекстовый (Pre-reading).

Цели: определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень мотивации у учащихся; сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Задания:

  1. Работа с заголовком: определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения.
  2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора:
  • К какому жанру можно отнести текст?
  • Кто будет главным героем, его профессия, национальность?
  • Где и в какое время может происходить действие?
  1. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
  2. Работа с новой лексикой и определение тематики/проблематики текста на основе языковой догадки.
  3. Прочитать вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
  4. Ответить на вопросы до чтения текста. приемы работы: «мозговой штурм», предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление имеющихся у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы и т.д.

Учебник «Forward» для 7 класса.

2.Текстовый (While-reading) - осмысленное понимание прочитанного

Задания:

  1. •найти ответы на предложенные вопросы;
  2. •подтвердить правильность (True) или ложность утверждений (False) , либо выявить, что это в тексте не упомянуто (Not stated);
  3. •составить предложения по порядку;
  4. •найти соответствия;
  5. •выполнить задание на множественный выбор;
  6. •подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;
  7. •догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
  8. •восполнить недостающую информацию;
  9. •придумать продолжение истории.

3.Послетекстовый (Post-reading).

Цель: проверка понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.

Задания:

  1. •выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного;
  2. •опровергнуть утверждения или согласиться с ними;
  3. •доказать или охарактеризовать что-то;
  4. •составить план текста, выделив его основные мысли;
  5. •пересказать/кратко изложить содержание текста;
  6. •рассказать текст от лица главного героя;
  7. •вставить в текст пропущенные слова или выражения;
  8. •составить синквейн.

В своей работе мы сталкиваемся с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом:

  • Учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста,
  • Учащиеся не могут подобрать к этому тексту заголовок
  • Учащиеся не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах,
  • Учащиеся не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую.
  • Учащиеся затрудняются расположить предложения в правильном порядке.

Это связано ещё и с тем, что чтение – трудоёмкий процесс, требующий, усилий и усидчивости. Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Это и есть смысловое (продуктивное) чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Итак, обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном. Владение навыками смыслового чтения позволяет продуктивно учиться по книгам всегда. Все это может дать человеку Чтение.

  • Прочитать текст, отметить (выписать) места, раскрывающие разные аспекты проблемы.
  • Пересказать текст от лица различных персонажей.
  • Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там.
  • Дать совет герою (героине).

И это, безусловно, только малая часть заданий, с помощью которых можно развить читательскую грамотность.

Формирование математической грамотности как способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. 

Типовые задания: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

Формирование математической грамотности начинается, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения. Обратите внимание на пример заданий из рабочей тетради для 3го класса к учебнику «Forward» для 3 класса, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке.

Учебник «Forward» для 7 класса.

Учебник «Forward» для10 класса.

Учебник «Forward» для 7 класса.

Упражнения на формирование естественнонаучной грамотности.

Цель: развивать способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

При формировании естественно-научной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации:

  1. Личностная - связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями.
  2. Местная/национальная - связанная с проблемами данной местности или страны.
  3. Глобальная - когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира.

Так, в учебнике «Forward» для 7 класса обучающиеся вспоминают годы жизни великих правителей России и Британии:

Защита окружающей среды и вопросы экологии появляются еще в начальной школе, развиваются и обсуждаются очень активно начиная с 7го класса:

Учебник «Forward» 7й класс.

Креативное мышление – это новый компонент функциональной грамотности. Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Таким образом, нам важно сделать акцент на «малой» ежедневной, бытовой креативности, а не на ярко выраженном таланте. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Важно его не заглушить, а поддерживать и развивать. Задания для самостоятельной работы дома в разделе «Project Idea» всегда дополняют работу на уроке и являются посильными для обучающихся. Авторы продумали, как организовать закрепление дома. Имеется большой спектр возможностей для развития творческого потенциала обучающихся. Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, опираясь на опорные выражения. Материал дается очень разнообразный, с учебником интересно работать.

Учебник «Forward» 7й класс.

Творческие работы учащихся.

Решая проблему развития функционально грамотной личности на уроках английского языка, мы ставим перед собой следующие задачи:

  • создание для учащихся условий для развития функционально
  • грамотной личности;
  • решение ситуационных задач, что составляет важнейший ресурс для
  • решения в последующем жизненных задач;
  • определение этапов работы;
  • разработка системы упражнений, направленных на овладение
  • обучающимися грамматическим навыком.

Важное место в работе уделяется при формировании функциональной грамотности социокультурной компетенции. При этом используется английский язык, как средство межкультурного диалога. Это создает условия для расширения и углубления знаний о своей культуре, поскольку обсуждение большей части проблем предполагает сопоставление фактов жизни родной страны и других государств. Также школьники овладевают способами сделать свою речь более вежливой, учатся выражать предпочтение, неприятие, удивление, ведут дискуссии и аргументированно отстаивают свою точку зрения. Значительное место отводится комментированию предлагаемых явлений или идей, высказываемых в аудиотекстах и текстах для чтения. Большое внимание уделяем творческим проектам и исследовательской деятельности.

Невозможно, конечно, на нескольких страницах изложить все формы, методы, способы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка. Но мы уверены, что желание учиться во многом зависит от результатов, которых удается достичь. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, должна быть возможность оценивания результатов во времени. В итоге, ребенок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности и стремлением к дальнейшему образованию.

Образовательные платформы, которые мы используем для создания современных условия для развития функциональной грамотности:

 https://breakingnewsenglish.com

 https://learnenglish.britishcouncil.org 

https://skysmart.ru/

https://uchi.ru/ 

https://learningApps.org/ 

https://moodleorg/ 

https://classroom.google.com/

 http://resh.edu.ru/

 https://mob-edu.ru/ 

https://foxford.ru/ 

http://www.yaklass.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование медиатехнологии при формировании коммуникативных навыков на уроке английского языка

На современном этапе развития общества госудрству нужны специальсты, владеющие иностранным языком не на пассивном уровне (умеющем читать и переводить), а способные общаться с представителями других го...

" Приемы формирования читательской грамотности на уроках английского языка".

Чтоо такое чтение и что такое функциональное чтение. Приемы читтельской грамотности на уроках английского языка. Как достичь успеха в чтении и в понимании прочитанного....

Функциональная грамотность на уроках английского языка

Функциональная грамотность  - важный фвктор в изучении английского языка. Представляем Вам проблемы , пути развития и практические предложения по развитию функциональной грамотности....

Формирование функциональной грамотности на уроках физкультуры

Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качес...

Презентация на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках географии"

laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона...

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы для формирования функциональной грамотностиРабота с текстом во время чтения.Приёмы послетекстовой деятельности...