Индивидуальный проект "Сленг как явление в современной лингвистике"
материал
Индивидуальный проект "Сленг как явление в современной лингвистике" создавался в рамках проектирования на 1 курсе. Работа информативного характера, но выстроена последовательно и грамотно, найдены ответы на некоторые вопросы, которые ставились самим студентом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_proekt_levinskogo_daniila.docx | 60.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Индустриальный институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Югорский государственный университет»
(ИндИ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема | Сленг как явление в современной лингвистике |
Учебная дисциплина | Русский язык |
Выполнил | Левинский Даниил |
Группа | 1ИС21 |
Специальность | Информационные системы и программирование |
Преподаватель | Тухтахулова Ф.Т. |
Нефтеюганск
2022
Содержание
Стр.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Обзор литературы
1.1 Основные понятия …………………………………………………….4
1.2 Аналитический обзор ВЦИОМ…………………………………….….5
1.3 Причины употребления сленга…………………………………...……6
1.4 Примеры употребления слов
относительно основным понятиям сленга………………………………..7
2. Материалы и методики исследования.
2.1 Изучение исследований языковедов………………………….………..8
2.2 Факторы влияния молодежного сленга………………………………..9
Выводы к п. 2………………………………………...…………….………10
3.Заключение…………………………………………………………….….11
4. Список литературы………………………………….…………….……..12
Введение
Однажды К.Г. Паустовский возмутился по поводу небрежного отношения своих современников к русской речи: «Я подумал, до какого же холодного безразличия к своей стране, к своему народу, до какого невежества и наплевательского отношения к истории России, к её настоящему и будущему нужно дойти, чтобы заменить живой и светлый русский язык речевым мусором!» А что бы он сказал сегодня, прислушавшись к нашему речевому общению, в котором иногда не услышишь живого слова? Бабушки и дедушки хватаются за голову, родители просят нас перевести то, что сейчас мы сказали.
Время победило простое выразительное слово в русской речи? Хотелось бы в этом разобраться.
Актуальность работы: состоит в том, что в наше время остро стоит проблема загрязнения родного языка, проблема общения людей разных поколений.
Наблюдения показывают, что причинами засорения речи являются:
1) иностранные слова
2) жаргонная лексика и молодежный сленг
3) сквернословие (слова-паразиты, ненормативная лексика)
Остановимся на исследованиях, посвященных молодежному сленгу.
Цель: Определение сленга как самостоятельное явление и отдельную категорию в языкознании.
Задачи:
- Исследовать сленг как систему;
- Отследить истоки сленга;
- Рассмотреть разновидности;
- Проведение анкетирования
- Проанализировать интернет статьи
Объект исследования: сленг как причина засорения русского литературного языка
Предмет исследования: анкетирование и анализ сайта со статистикой
Обзор литературы
«Сленг» - набор слов или новых значений существующих слов, употребляемых в различных группах.
1.1 Основные понятия:
- Аффиксация - способ образования слов с помощью аффиксов, т.е. присоединение аффиксов к корню или основе слова.
- Метафорика – тоже, что и метафора.
- Арготизм - слово или оборот речи из арго.
- Арго - язык какой-либо социально замкнутой группы лиц.
- Полисемия - многозначность, многовариантность, то есть наличие у слова (единицы языка, термина) двух и более значений, исторически обусловленных или взаимосвязанных по смыслу и происхождению.
- Антономазия - троп, выражающийся в замене названия или имени указанием какой-нибудь существенной особенности предмета или отношения его к чему-либо.
- Деривация – отклонение от основного значения.
- Апокопа – усечение корней.
- Метатеза - перестановка звуков или слогов
- Эпентеза - вставка звука или слога
- Пароним - фонетическая мимикрия
- Универбизация - образование одного слова из словосочетания с сохранением смысла.
1.2 Аналитический обзор ВЦИОМ
ВЦИОМ провел исследование, посвященное чистоте русского языка. Респондентов спрашивали, используют ли они сленг, крылатые выражения. Больше всего с 2008 года выросло употребление интернет-сленга.
В 2008 году число респондентов, использующих интернет-сленг (например, слова «погуглить» и «лайкнуть»), составляло лишь 13 %, а в 2020 – уже 54%.
Также россияне стали чаще вспоминать в разговоре цитаты из литературы и кино и слова из песен — в 2020 году об этом рассказали 86 % респондентов, в то время как в 2008 году этот показатель составлял 66 %.
Две трети россиян (66 %) рассказали, что пользуются профессиональным сленгом - 12 лет назад этот показатель был ощутимо меньше (44 %).
1.3 Причины употребления сленга.
Одной из основных причин очень быстрого появления новых слов в молодежном сленге является, конечно же, стремительное, «прыгающее» развитие жизни. Сленг очень интенсивно просачивается в язык прессы. Почти во всех материалах, где речь идет о жизни молодых, об их интересах, их праздниках и кумирах, содержатся сленговые слова и выражения в большей или меньшей концентрации. Газеты, телевидение, интернет – ценный источник, потому что они оперативно отражают сегодняшнее состояние языка. Распространенная сленговая лексика попадает в них очень быстро, и мы лишний раз получаем возможность объективно судить об ее частотности.
Употребление подростками сленгов тесно связано с особенностями подросткового возраста. Для подросткового возраста характерны несколько поведенческих реакций: группирование, эмансипация и оппозиции, имитации и подражания, компенсации, увлечения. Если определять причины употребления сленга в зависимости от данных поведенческих подростковых реакций, то мы получаем следующее:
- Группирование - сленг как средство отделения «своих» от «посторонних» и укрепления столь ценимой в данном возрасте групповой солидарности. Благодаря знанию такого специального языка молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности. Сленг помогает поддерживать хорошие взаимоотношения со сверстниками.
- Эмансипация - сленг как способ свободы выражения. Подростки часто заявляют, что просто не хотят, чтобы их понимали взрослые. Сленговые названия относятся только к миру подростка, таким образом, отделяя его от всего остального, и зачастую непонятны людям других возрастных категорий.
- Оппозиция - сленг как своего рода протест против взрослого. То есть нежелание следовать правилам, придуманным взрослыми, распространяется и на речь.
- Компенсации – сленг как одна из форм самоутверждения, один из способов преодоления чувства социальной неполноценности. Такие слова позволяет им повысит свой социальный статус в группе, утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах.
- Подражание – сленг как подражание определенному лицу, которого подросток считает значимым для себя. Поэтому в речи детей много слов из блатного лексикона, фраз из телевизионных передач и фильмов.
- Увлечение - сленг как проявление интереса к какой-либо деятельности. Определенный сленг у музыкантов, у людей, увлекающихся компьютерными играми.
- Просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль.
- Стремлением к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно! Молодёжь определяет сленг как озорной, вульгарный, насмешливый, «свой» язык. Жаргонная лексика привлекает молодёжь оригинальностью, развязностью, раскованностью.
- Стремление к краткости - одними тем же словом они порою пытаются передать самые разные значения.
- Придает эмоциональность речи - употребляют жаргонизмы, потому что не видят образности в лексике литературного языка, сиюминутное конкретное эмоциональное отношение им легче выразить с помощью жаргонизмов.
1.4 Примеры употребления слов относительно основным понятиям сленга:
На первое место по продуктивности выходят иноязычные заимствования, причем, почти исключительно – англоязычные заимствования. Зафиксировано лишь два испанских (загордиться – «растолстеть» и фумарить – «курить»), два немецких (бундеса, бундесовый – "немцы из ФРГ", «западногерманский» и кинд – "ребенок") и одно финское (юкс "один рубль").
Появившись в таком гротескном облике, заимствованный сленгизм сразу активно вступает в систему словоизменения: герла – герлы, гёрлов, стрит – на стриту, пэренты – с пэрентами, зиппер "молния" – зиппера, байтовый "белый" – байтового. Интересно отметить, что некоторые иноязычные слова, давно ассимилированные русским языком, как бы заново заимствуются в другом значении (а иногда и с другим ударением) и уже в этом значении образуют дериваты: рекорд (рекорда) – "грампластинка"; рекордовый – "пластиночный"; митинг – "встреча"; смитингнуться – "встретиться"; ринг – "телефон"; рингать, трингануть – "позвонить по телефону", рингушник – "записная книжка с номерами телефонов"; спич – "разговор"; спичить, спикать – "разговаривать".
- Аффиксация, как средство, весьма продуктивна и с исконно русскими корнями: оттяг – «наслаждение», оттягиваться – «получать наслаждение, предаваться веселью; приколоться – "обращать внимание, цепляться, насмехаться, увлекаться"; прикол – " то, над чем можно насмехаться, чем можно увлечься"; приколист, прикольщик – "тот, кто любит придираться, шутить над кем-либо"; прикольный – "забавный, интересный"; прикольно – "весело, оригинально".
- Следующим мощным источником формирования лексического состава сленга является метафорика. Здесь и собственно метафоры (такие, как киски – «узкие треугольные темные очки», заголяк – "полное отсутствие чего-либо", гасить – «убить»), и метонимии (такие, как волосатые – "хиппи").
В метафорике часто присутствует юмористическая трактовка означаемого. В качестве примера назовем метонимии: лохматый – "лысый"; или метафоры с иронической коннотацией баскетболист – "человек маленького роста".
По сравнению с тремя названными (иностранные заимствования, аффиксация и метафорика), удельный вес остальных источников формирования лексического фонда молодежного сленга незначителен.
Заимствование блатных арготизмов: беспредел – "полная свобода, разгул"; ксива – "документы ".
- Развитие полисемии: кинуть – «украсть что-либо у кого-либо, взять что-либо у кого-либо и не отдать, смошенничать при совершении сделки, не сдержать обещание, обмануть»; ништяк – «все в порядке, это неважно! это несущественно! неплохо, сносно, великолепно»; «пожалуйста» - «ладно, договорились».
- Антономазия (имя собственное как нарицательное): левиса, луисы - "джинсы"; Машка, Наташа – "девушка"; слушать Мендельсона – "присутствовать на акте бракосочетания"; гнать муму - "врать".
- Сложение корней: кайфолом, кайфоломщик – "человек, прерывающий своим действием состояние кайфа у других людей"; рингофон – "телефон"; чикфаер – "зажигалка".
- Универбизация (стяжение): академка – "академический отпуск"; линейка – "линейная алгебра"; автомат – "зачет, полученный автоматически".
- Замена слова паронимом (так называемая фонетическая мимикрия): салют – "солутан"; семочка – "семинар"; ракетчик – "рэкетир"; валя – "лалюта"; шпора – «шпаргалка».
10. Метатеза (перестановка звуков или слогов): фуфли – "туфли"; фаршик – "шарфик"; рукитъ – "курить"; сабо самой – "само собой».
11. Эпентеза (вставка звука или слога): тачанка – «такси» (от тачка), шпалера – "высокий, худой человек" (от: шпала).
2. Материалы и методики исследования
Работа исследования выполнена на основе статьи Т.Ю. Поспеловой «Сленг как явление в современной лингвистике».
Материалы: интернет ресурсы браузера Google Chrome, сайт «Лингвотек».
2.1 Изучение исследований языковедов.
Результаты исследований языковедов, почему молодежь произносит эти слова, показали следующие данные:
- Необъяснимая причина (Просто так; Не знаю; Что в голову лезет, то и говорю);
- Недостаточное развитие речи (Не могу сказать другими словами; Не подобрать слов; Нет других слов);
- Деятельностная причина (Чтобы обидеть; Когда пристают; Чтобы матом не ругаться);
- Для веселья (Можно посмеяться; Для смеха; Это прикольно, прикалываемся);
- Группирование (Так хорошо разговаривать с друзьям);
- Привык так говорить;
- Сокращаю;
- Время такое, современное.
2.2 Факторы влияния молодежного сленга.
Что оказывает влияние появлению молодёжного сленга:
1. Развитие компьютерных технологий: интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов.
Вирусняк, инэт, смайлы, глючит, мыло, оперативка, мыха, геймер.
2. Современная музыкальная культура: одно из увлечений молодёжи – музыка. Она является частью жизни молодых людей. Современная музыка – смесь различных культур, музыкальных направлений, результат композиторских экспериментов. Молодёжные жаргонизмы, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей (попса, попсятина – поп-музыка, Дарк – тяжелая музыка, Дрим, хаус, драм, драмчик (Dram'nBase), транс) и композиций (свежак – свежая, новая музыка, релиз – вышедшая в продажу композиция, трэк – музыкальная композиция, плэйлист – список музыкальных композиций), названия действий музыкантов (сбацать – сыграть).
3.Иностранный язык: многие молодёжные жаргонизмы – это слова, которые заимствованы с английского языка, но так и не переведены на русский язык. Интересно следующее: эти жаргонизмы понимают даже те люди, которые никогда в жизни не учили английский язык, настолько жаргонные слова влились в современную речь.
2.3 Выводы к п. 2
Из изученного мной материала я сделал следующий вывод: на сленге невозможно серьёзно говорить о высоком, о вечном, потому что большинство сленговых выражений имеют грубоватую, пренебрежительную, ироничную или шутливую окраску.
Сленг не исчерпывает весь спектр человеческих эмоций, а значит, человек, говорящий только на сленге, лишает себя возможности воспринимать мир ярким, многоцветным, теряет способность восхищаться, радоваться, восторгаться, удивляться. А остается только «тусоваться», «колбаситься», «прикалываться».
Заключение
Главной целью моей работы стало изучение сленга как самостоятельное явление и отдельную категорию в языкознании.
Основными задачами - выяснение того, что такое сленг и каковы его функции и разновидности. Отслеживание его истоков.
В итоге я выяснил, что сленг – это особый язык молодого поколения.
Мной были приведены примеры употребления слов относительно основным понятиям сленга, которые позволили мне сделать вывод об экспрессивности лексики.
Также я обозначил факторы влияния молодежного сленга. Определённый сленг присущ любому профессиональному объединению и некоторым социальным группам общества.
Установлены причины употребления сленга: во-первых, все так говорят, во-вторых, так проще и удобнее, в-третьих, просто нравится, в-четвёртых, по привычке, в-пятых, окружение обязывает.
И, наконец, выявлены функции сленга. В первую очередь, это экспрессивная функция. Все слова и выражения, используемые носителями сленга, имеют экспрессивную окраску, то есть передают определённые чувства говорящих. Весьма важна для сленга и фатическая функция, цель которой установление контакта с собеседником. Коммуникативная функция тоже присуща молодёжному сленгу.
Анализ сайта ВЦИОМ позволил сделать следующие выводы: 14-15-летние подростки активно употребляют молодёжный сленг, подростки 16-17 лет также являются его носителями, но только малая часть подростков этого возраста считают молодёжный сленг «модным». Большая их часть пользуется им по привычке. А ещё часть подростков вынуждена так говорить, потому что этого требует их окружение.
В известной книге о русском языке «Живой как жизнь» К.И. Чуковский писал о том, что существование молодёжного сленга в целом довольно правомерно, плохо лишь то, что это дурной жаргон. Однако, полагал писатель, особенно горевать на этот счёт не стоит: молодёжный сленг, во-первых, «болезнь роста», им надо переболеть, как корью; во-вторых, он недолговечен и быстро выходит в тираж, постоянно обновляясь; в-третьих, он почти не влияет на общелитературный язык.
Список литературы
1. «Молодежный сленг: формирование и функционирование. Вопросы языкознания». Береговская Н.В., 2018 год
2. «Словарь молодежного сленга» Никитина Т.Г., 2020 год;
3. «ПРОБЛЕМА СЛЕНГА В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ» www.elibrary.ru;
4. Интернет сайт «Лингвотек»;
5. URL: http://www.tula.rodgor.ru/gazeta/756/party/6142; Интернет статья
6. URL: http://haru-no-yume.livejournal.com/53458; Интернет статья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние арготических явлений на современный русский язык
Цель этого проекта заключалась в том, чтобы исследовать, какое влияние оказывают арготические явления на современный русский язык. Учащимися был проведен социологический опрос жителей города Покачи. Р...
ТЕЗИСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ЛИНГВИСТИКИ
В работе рассматривается актуальная для современной педагогики проблема педагогической поддержки в процессе обучения основам лингвистики. Разработанная модель осуществления педагогической поддер...
«Современный урок в соответствии с ФГОС НОО - – индивидуальная стратегия профессионального роста»
Слайд 1 Тема «Современный урокв соответствии с ФГОС НОО – индивидуальная стратегия профессионального роста»Слайд 2Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на ст...
Индивидуальный проект СМЕЩЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В современном обществе появляется все больше людей, которые отказываются от гендерных стереотипов, поэтому важно понять, по каким причинам в обществе смещаются гендерные роли и насколько это ска...
Индивидуально-личностный подход в системе современного профессионального образования
Данная статья познакомит читателей с личностным подходом в организации учебно-воспитательного процесса в современном профессиональном училище...
Индивидуальный проект "Современная банковская система Великобритании"
Современная банковская система Великобритании, проект по предмету "Иностранный язык" выполнен студенткой группы "Коммерция (по отраслям)"...
Архипова Тамара Александровна Индивидуальный проект по английскому языку: «Витражи в средневековой и современной архитектуре и строительстве»
Актуальность: Роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, как и в древности, среди профессиональных художников и людей, увлеченных худ...