Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по учебной дисциплине
методическая разработка

Оксана Владимировна Новикова

Данная методическая разработка задумывалась как содействие продвижению Всероссийской акции "Тотальный диктант" для преподавателей и студентов, которые не имеют возможности присоединиться к всеобщей акции грамотности, но с успехом могут проверить уровень своей орфографической и пунктуационной грамотности на базе своей образовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГБПОУ «Рубцовский медицинский колледж»

        

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урок по русскому языку

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  АКЦИЯ

Тема: «ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ»

Разработала:

преподаватель

русского языка и литературы,

Новикова Оксана Владимировна

Рубцовск

2018

Тема:  «Тотальный диктант».

Цель занятия: проверить уровень языковой грамотности как студентов, так и сотрудников КГБПОУ «Рубцовский медицинский колледж»;  показать, что быть грамотным – важно для каждого человека; убедить, что изучать русский язык нелегко, но увлекательно и полезно.

Задачи:

  1. Познакомить студентов и сотрудников колледжа с историей образовательной  акции «Тотальный диктант».
  2. Познакомить студентов и сотрудников колледжа с автором текстов для тотального диктанта – Гузелью Яхиной.
  3. Прослушать обращение автора к участникам образовательной  акции.
  4. Способствовать развитию у студентов и сотрудников колледжа
  • умений слушать и слышать текст;
  • орфографической и пунктуационной зоркости;
  • умений оценить уровень своей языковой грамотности.
  1. Развивать у студентов  и сотрудников смелость при участии в различных интеллектуальных акциях.
  2. Воспитывать у участников образовательной  акции  стремление к более глубоким познаниям родного языка, стремиться заинтересовать обучающихся предметом изучения – русским языком, показать его красоту и гибкость.

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • интерактивная доска;
  • флажок с логотипом образовательной  акции;
  • эмблемы;
  • оригинальные листы для написания тотального диктанта;
  • ручки;
  • вода.

Методическое оснащение:

  • мультимедийнаяпрезентация;
  • методическая разработка образовательной акции;
  • конверты с текстами диктантов;
  • книга Г.Яхиной «Дети мои»;
  • выставка справочной литературы по русскому языку.

Литература:

  1. Амелина, Е. В. Русский язык в таблицах и схемах / Е. В. Амелина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 220, [1] с. (Без репетитора)

СОУНБ; КХ; Инв. номер 2311668-КХ

  1. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. — М: Эксмо, 2009. - 480 с.
  2. Розенталь Д. Э. Универсальный справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Практическая стилистика / Д. Э. Розен таль. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2013. — 704 с.
  3. Яхина Г.Ш. Дети мои: роман / Гузель Яхина; предисл. Елены Костюкович. – Москва: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. – 493с.

п/п

Этап занятия

Содержание этапа.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

Организа-ционный этап

(3мин.)

  1. Вступительное слово ведущего образовательной  акции.

Презентация на доске (Слайд 1).

Добрый день, уважаемые участники сегодняшней образовательной  акции «Тотальный диктант»!

(Слайд 2) Сегодня  на уроке данная образовательная  акция «Тотальный диктант» проводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, в соответствии с Планом мероприятий по реализации данной Концепции, разработанным в РМК, в рамках месячника ЦМК общегуманитаных и социально-экономических дисциплин,  а также в связи с 15-летним юбилеем!

? Кто уже участвовал в данной Всероссийской акции?

?В 2018 году?

(Слайд 3) Таким образом, у нас есть замечательная возможность до окончания 2018 года присоединиться к Всероссийской образовательной акции «Тотальный диктант» и почувствовать свою причастность к общему делу!

А эмблемки с логотипом Всероссийской образовательной  акции, которые вы все получили при входе в аудиторию, будут Вам об этом напоминаем.

  1. Объявление целей и задач культурной акции

(см. выше).

  1. Объявление плана работы (Слайд 4):
  • Знакомство с историей культурной акции «Тотальный диктант».
  • Краткое знакомство с личностью автора текста Тотального диктанта.
  • Прослушивание обращения автора текста к участникам акции.
  • Выбор текста ТД.
  • Прослушивание текста диктанта в исполнении автора – Г.Яхиной.
  • Написание диктанта.
  • Проверка.
  • Проведение рефлексии.

Внимательно слушают преподавателя.

Поднимают руки / Отрицают участие

Прикрепляют эмблемыC:\Users\артем\Downloads\тотальный диктант.jpg

2

Практичес-кий этап

(75 мин.)

3-4 мин.

3-4 мин.

2 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

3 мин.

50-55 мин.

4 мин.

  1. Знакомство с историей культурной образовательной  акции «Тотальный диктант»

(Слайд 5) Тотальный диктант — ежегодная культурная акция в форме добровольного диктанта для всех желающих. Цель акции – показать, что быть грамотным – важно для каждого человека; убедить, что изучать русский язык нелегко, но увлекательно и полезно; объединить всех, кто умеет или хочет писать и говорить по-русски.

Первый Тотальный диктант состоялся в 2004 году как акция студентов гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета. Первыми «диктаторами» – с 2004 по 2008 год – были преподаватели НГУ. За 15 лет существования Тотальный диктант превратился в масштабное всемирное событие.

(Слайд 6) В 2017 году акция прошла в 866 городах, охватив 71 страну, ее участниками стали более 200 000 человек. Тотальный диктант – общественный проект, который реализуется силами активистов и волонтеров.  Организатор акции – фонд «Тотальный диктант» (Новосибирск).

Текст Тотального диктанта каждый год специально для акции пишет известный писатель. Участвовать в Тотальном диктанте может любой желающий, независимо от возраста, пола, образования, вероисповедания, профессии, семейного положения, интересов и политических взглядов.

(Слайд 7 ) В 2018 году глобальная акция Всероссийский Тотальный диктант прошла 15-й раз по всему миру. Традиционно диктант писали на 6-ти континентах, на воде и в воздухе, впервые в акции приняли участие даже жители арктического поселка на архипелаге Новая земля.

Количество участников «Тотального диктанта-2018» стало рекордным за все время проведения акции, диктант писали в 1021 городе и поселке в 76 странах.

В акции приняли участие 227 тысяч человек из разных стран.

(Слайд 8)Нововведением этого года стала смена столицы творческого испытания. Традиционно главным городом Тотального диктанта по праву считался Новосибирск, где и зародилась эта акция. Однако в этом году организаторы решили менять столицы проекта каждый год. В борьбе за право представлять всероссийскую акцию победил Владивосток, на одной из площадок которой выступила автор текста диктанта Гузель Яхина.

Чтобы избежать опасности подтасовки результатов, весь мир делился на три часовые зоны, для каждой из которых был предназначен свой отрывок авторского текста.

  1. Краткое знакомство с личностью автора текста тотального диктанта – Гузелью Яхиной.

(9 слайд) Автором текста Тотального диктанта 2018 года стала Гузель Яхина. Три отрывка текста с названиями «Утро», «День» и «Вечер» рассказывают об одном дне из жизни учителя немецкой словесности.

«Как и всегда, решение о том, кто станет автором Тотального диктанта, принимает Штаб и Экспертный совет акции. Главным нашим желанием остается, как и прежде, знакомить читателя с хорошей современной русской литературой. Уже в апреле этого года мы знали, кому предложим стать автором следующего ТД. К счастью, автор согласился быстро, несмотря на то, что еще не знает, в каком городе будет 14 апреля», — предварила появление автора Ольга Ребковец.

«Письмо с приглашением стать автором я получила ночью и сразу же ответила «да». Три текста, которые я прочитаю 14 апреля, войдут в новый роман «Дети мои». В нем рассказывается о судьбе поволжской немецкой автономии 1916–1938 гг. Абсолютно новым опытом для меня стала работа над тестом для диктанта. Ювелирная работа – это самое подходящее сравнение, когда каждая орфограмма, каждый знак препинания рассматривается под филологическим «микроскопом». Я поняла, что день диктанта – это лишь верхушка айсберга: огромная научная исследовательская работа происходит до и после», — рассказала Гузель Яхина.

(10 слайд) Справка об авторе: Гузель Яхина — российская писательница. Родилась в Казани в 1977 году. Окончила Казанский государственный педагогический университет и Московскую школу кино. Успех Яхиной принес дебютный роман о раскулачивании 1930-х годов «Зулейха открывает глаза» (2015 г.), за который автор получила премии «Большая книга», «Ясная Поляна», «Книга года».

  1. Прослушивание обращения автора текста к участникам акции.

Демонстрация видеоролика.

  1. Объявление условий написания диктанта.

  1. Выбор одного из трёх текстов.
  2. Заполнение  листов с логотипом тотального диктанта.
  3. Прослушивание текста в авторском исполнении.
  4. Чтение ведущим текста по предложениям. Запись текста.
  5. Проверка каждого предложения.
  6. Чтение ведущим текста целиком. Проверка всего текста.

  1. Выбор текста

  1. Заполнение  листов с логотипом тотального диктанта.

  1. Прослушивание текста в авторском исполнении.

  1. Чтение ведущим текста по предложениям. Запись текста.

Учитель словесности

Часть первая. Утро

Каждое утро, еще при свете звезд, Якоб Иванович Бах просыпался и, лежа под толстой стеганой периной утиного пуха, слушал мир. Тихие нестройные звуки текущей где-то вокруг него и поверх него чужой жизни успокаивали. Гуляли по крышам ветры – зимой тяжелые, густо замеша/енные со снегом и ледяной крупой, весной упругие, дышащие влагой и небесным электричеством, летом вялые, сухие, вперемешку с пылью и легким ковыльным семенем. Лаяли собаки, приветствуя вышедших на крыльцо сонных хозяев, и басовито ревел скот на пути к водопою. Мир дышал, трещал, свистел, мычал, стучал копытами, звенел и пел на разные голоса.

Звуки же собственной жизни были столь скудны и вопиюще незначительны, что Бах разучился их слышать: вычленял в общем звуковом потоке и пропускал мимо ушей. Дребезжало под порывами ветра стекло единственного в комнате окна, потрескивал давно не чищенный дымоход, изредка посвистывала откуда-то из-под печи седая мышь. Вот, пожалуй, и все. Слушать большую жизнь было не в пример интереснее. Иногда, заслушавшись, Бах даже забывал, что он и сам часть этого мира, что и он мог бы, выйдя на крыльцо, присоединиться к многоголосью: спеть что-нибудь задорное, или громко хлопнуть дверью, или, на худой конец, просто чихнуть. Но Бах предпочитал слушать.

В шесть утра, тщательно одетый и причесанный, он уже стоял у пришкольной колокольни с карманными часами в руках. Дождавшись, когда обе стрелки сольются в единую линию (часовая на шести, минутная на двенадцати), что есть силы дергал за веревку – и бронзовый колокол гулко отзывался. За многие годы упражнений Бах достиг в этом деле такого мастерства, что звук удара раздавался ровно в тот момент, когда минутная стрелка касалась циферблатного зенита, и ни секундой позже. Мгновение спустя каждый в деревне поворачивался на звук и шептал короткую молитву. Наступал новый день…

Учитель словесности

Часть вторая. День

…За годы учительства, каждый из которых напоминал предыдущий и ничем особенным не выделялся, Якоб Иванович настолько привык произносить одни и те же слова и зачитывать одни и те же задачки, что научился при этом мысленно раздваиваться внутри своего тела: язык его бормотал текст очередного грамматического правила, рука зажатой в ней линейкой вяло шлепала по затылку чересчур говорливого ученика, ноги степенно несли тело по классу ‒ от кафедры к задней стене, затем обратно, туда-сюда. А мысль дремала, убаюканная его же собственным голосом и мерным покачиванием головы в такт неспешным шагам.

Немецкая речь была единственным предметом, во время которого мысль Баха обретала былую свежесть и бодрость. Начинали урок с устных упражнений. Ученикам предлагалось рассказать что-либо, Бах слушал и переводил: перелицовывал короткие диалектные обороты в элегантные фразы литературного немецкого. Двигались не спеша, предложение за предложением, слово за словом, будто шли куда-то по глубокому снегу – след в след. Копаться с азбукой и чистописанием Якоб Иванович не любил и, разделавшись с разговорами, торопливо стремил урок к поэтической части: стихи лились на юные лохматые головы щедро, как вода из лоханки в банный день.

Любовью к поэзии Баха обожгло еще в юности. Тогда казалось: он питается не картофельным супом и квашеной капустой, а одними лишь балладами и гимнами. Казалось, ими же сможет накормить и всех вокруг – потому и стал учителем. До сих пор, декламируя на уроке любимые строфы, Бах все еще чувствовал прохладное трепетание восторга в груди. Дети страсти педагога не разделяли: лица их, обычно шаловливые или сосредоточенные, с первыми же звуками стихотворных строк приобретали покорное сомнамбулическое выражение. Немецкий романтизм действовал на класс лучше снотворного. Пожалуй, чтение стихов можно было использовать для успокоения расшалившейся аудитории вместо привычных криков и ударов линейкой…

Учитель словесности

Часть третья. Вечер

…Бах спускался с крыльца школы и оказывался на площади, у подножия величественной кирхи с просторным молельным залом в кружеве стрельчатых окон и громадной колокольней, напоминающей остро заточенный карандаш. Шёл мимо аккуратных деревянных домиков с небесно-синими, ягодно-красными и кукурузно-жёлтыми наличниками; мимо струганых заборов; мимо перевёрнутых в ожидании паводка лодок; мимо палисадников с рябиновыми кустами. Шёл так стремительно, громко хрустя валенками по снегу или хлюпая башмаками по весенней грязи, что можно было подумать, будто у него десяток безотлагательных дел, которые непременно следует уладить сегодня…

Встречные, замечая семенящую фигурку учителя, иногда окликали его и заговаривали о школьных успехах своих отпрысков. Однако тот, запыхавшийся от быстрой ходьбы, отвечал неохотно, короткими фразами: времени было в обрез. В подтверждение доставал из кармана часы, бросал на них сокрушённый взгляд и, качая головой, бежал дальше. Куда он бежал, Бах и сам не смог бы объяснить.

Надо сказать, была ещё одна причина его торопливости: беседуя с людьми, Якоб Иванович заикался. Его тренированный язык, мерно и безотказно работавший во время уроков и без единой запинки произносивший многосоставные слова литературного немецкого, легко выдавал такие сложноподчинённые коленца, что иной ученик и начало забудет, пока до конца дослушает. Тот же самый язык вдруг начинал отказывать хозяину, когда Бах переходил на диалект в разговорах с односельчанами. Читать наизусть отрывки из «Фауста», к примеру, язык желал; сказать же соседке: «А балбес-то ваш нынче опять шалопайничал!» ‒ не желал никак, прилипал к нёбу и мешался меж зубов, как чересчур большая и плохо проваренная клёцка. Баху казалось, что с годами заикание усиливается, но проверить это было затруднительно: беседовал с людьми он всё реже и реже… Так текла жизнь, в которой было всё, кроме самой жизни, ‒ спокойная, полная грошовых радостей и мизерных тревог, некоторым образом даже счастливая.

  1. Чтение ведущим текста целиком. Проверка всего текста.

Индивидуаль-ное сообщение студента с демонстрацией слайдов.

Индивидуаль-ное сообщение студента с демонстрацией слайдов.

Смотрят, слушают, готовятся к написанию текста.

Участники выбирают конверт с текстом диктанта.

Заполняют на листе личные данные, пишут название текста.

Смотрят ролик, слушают, готовятся к написанию текста.

Пишут, осуществляя текущий контроль

Слушают, проверяют написанное

3

Контроль-ный этап

(5 мин.)

Проверка  написанного.

Самостоятельноосуществляют итоговый контроль

4

Рефлексив-ный этап

(5-7 мин.)

Проведение рефлексии (самоанализа).

Рефлексия по группам:

1 ряд: Продолжите предложение:

             «Оказывается…»,

            «Я ещё должен узнать…»

            «Для меня стало откровением…»

2 ряд: Охарактеризуйте, что для вас диктант,  оцените свои чувства, ощущения, настроение после написания диктанта, чтобы получилось стихотворение в прозе (по буквам):

Д – динамичный

И – интересный

К - каторжный труд

Т – требует усилий и знаний

А – а не всегда все знаешь

Н – начинаешь анализировать

Т – трудно

3 ряд: укажите фразеологизм, который вам подошел больше всего на уроке:

Сидел сложа руки…

Шевелил мозгами…

Хлопал ушами…

Считал ворон…

Слышал краем уха…

Проведение самоанализа по группам

Выступление с ответами по группам

90 мин.

Приложение 1

Критерии оценки Тотального диктанта в 2018 году

Проверка «Тотального диктанта» выполняется по единым критериям. Организаторами предусмотрено три оценки – «5», «4» и «3».

«Отлично» – допустима только одна ошибка, при этом она не должна быть орфографической. «Хорошо» – не более четырех ошибок, при этом допускаются различные варианты соотношения числа орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных участником. «Удовлетворительно» – не более восьми ошибок, из них не более четырех орфографических.

При этом выставление 0,5 балла за негрубые ошибки в рамках «Тотального диктанта» не практикуется. Любая пунктуационная и орфографическая ошибка считается за одну.

 Оценка

         Количество ошибок: орфографические/пунктуационные

     “5″

     0/0

     0/1

 

 

 

     “4″

     0/2

     0/3

     0/4

 

 

 

     1/0

     1/1

     1/2

     1/3

 

 

     2/0

     2/1

     2/2

 

 

     “3″

     0/5

     0/6

     0/7

     0/8

 

 

     1/4

     1/5

     1/6

     1/7

 

 

     2/3

     2/4

     2/5

     2/6

 

 

     3/0

     3/1

     3/2

     3/3

     3/5

 

     4/0

     4/1

     4/2

     4/4

 

Преподаватель   ______________________О.В. Новикова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Обществознание"

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множеств таких маленьких родных уголков...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия. Пресс-конференция на тему: «ВИЧ! Скрытая угроза – открытая борьба!»

Всемирный день борьбы со СПИДом отмечается 1 декабря.  В декабре 1988 г состоялась встреча министров здравоохранения всех стран, во время которой прозвучал призыв к усилению мер профилактики ВИЧ-...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторного мероприятия в форме устного журнала по дисциплинам «История», «Биология с основами экологии» на тему: «Это нужно не мертвым - это нужно живым»

Методическая разработка в форме устного журнала посвящена изучению событий Великой Отечественной войны, опираясь на две дисциплины история и биология.Авторы преподаватели ГАПОУ СО"Балашовский техникум...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"- "Железная логика"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"- "Железная логика"...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по дисциплине основы микробиологии и иммунологии"

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по дисциплине основы микробиологии и иммунологии" предназначена для преподавателей СПО...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по дисциплине «Анатомия и физиология человека»

Пояснительная записка             Олимпиада по дисциплине общепрофессионального цикла Анатомия и физиология человека является одним из ...