Статья "Слово в эпоху "цифры"
статья

Роль и функции педагога меняются в цифровую эпоху. Из-за неконтролируемого потока информации, девальвации ценностей и норм под вопросом оказалось существование любой иерархии. Мерилом значительности становится количество просмотров. Из-за быстрой смены трендов педагогу теперь сложнее актуализировать материал (“новое” возникает слишком часто и быстро забывается), донести с помощью литературы вечные истины.

Одно из возможных решений данной проблемы кажется очевидным – использовать популярный интернет-контент в образовательном процессе для актуализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_v_epohu_tsifry_belyy_i._a.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

Белый Илья Александрович, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ “Миасский педагогический колледж”

Слово в эпоху “цифры”

Очевидно, что роль и функции педагога меняются в цифровую эпоху. Из-за неконтролируемого потока информации, девальвации ценностей и норм под вопросом оказалось существование любой иерархии. Мерилом значительности становится количество просмотров.

Из-за быстрой смены трендов педагогу теперь сложнее актуализировать материал (“новое” возникает слишком часто и быстро забывается), донести с помощью литературы вечные истины.

Проблема усугубляется тем, что, одной стороны, мы наблюдаем безразличие учащихся к литературе, культуре прошлого, а с другой – нежелание представителей старшего поколения (в том числе и педагогов) понять современную культуру, пренебрежительное отношение к ней (а зачастую и желание её запретить).

“Школа – это место договора между поколениями”, – считает Александр Григорьевич Асмолов. Эта цитата применима к любому типу учебного заведения (СПО в том числе). Сегодня теряется возможность договориться представителям разных поколений, отсутствуют точки соприкосновения.

Одно из возможных решений кажется очевидным – использовать популярный интернет-контент в образовательном процессе для актуализации. Конечно, это усложняет работу преподавателя: теперь для того, чтобы актуализировать материал необходимо самому погрузиться в массовую культуру (чрезвычайно быстро меняющуюся), вычленить то, что помогло бы решить образовательные задачи.

Приведу несколько примеров использования “YouTube”-контента на уроках литературы в СПО:

1. “YouTube” сегодня – одна из наиболее популярных интернет-площадок. Большое внимание последние годы у молодежи вызывают рэп-баттлы – словесные поединки между исполнителями. Для преподавателя литературы возникновение такой тенденции – повод поговорить о поэзии со студентами.

В августе 2017 года на “YouTube”-канале “Versus” вышел баттл двух исполнителей – Оксимирона (признан иностранным агентом) и Славы КПСС, вызвавший большой резонанс. На сегодняшний день этот рэп-баттл имеет более 53 миллионов просмотров. Чем данное видео может быть полезно для учебного процесса? Этот словесный поединок отличается использованием множества цитат из литературы: “А я везу вам революцию, как встарь, по дороге из Тушино. / У этой телеги вращаются оси, / Футуристы скинули с корабля современности Пушкина”, – произносит Слава КПСС, упоминания Оруэлла и Замятина, Хаксли и Пастернака. Один из раундов баттла Оксимирон (признан иностранным агентом) заканчивает чтением стихотворения Николая Гумилева “Слово”. При знакомстве с литературой серебряного века, с творчеством Н.С. Гумилева, борьбой поэтических объединений того времени уместно использовать данный видеофрагмент для того, чтобы привлечь внимание обучающихся к теме, поставить вопросы об актуальности поэзии сегодня. Можно порассуждать о судьбе слова сегодня: прошло время, когда, по словам Гумилева, “Солнце останавливали словом, / Словом разрушали города”. Задать вопрос: какова роль слова сегодня? Главная задача демонстрации подобных фрагментов - подвести к мысли о необходимости изучения литературы прошлого для того, чтобы понять культуру современную.

2. Юмористическое интернет-шоу “Что было дальше?”. Суть программы заключается в том, что четверо комиков слушают историю из жизни приглашенного известного человека и пытаются при этом угадать её финал. Комики, шутя, перебивая, пародируя, пытаются вывести человека из себя, показать его нелепость, завышенное мнение о себе и т.д. Данное шоу имеет огромное количество просмотров (около 50 миллионов у одного выпуска).

Фрагменты из этого шоу можно использовать при знакомстве с рассказом “Срезал” В.М. Шукшина для того, чтобы показать вневременное значение прозы этого писателя. В основе сюжета рассказа конфликт между приехавшим в деревню с семьей кандидатом наук Константином Ивановичем Журавлевым и местным “философом” Глебом Капустиным, славящимся своим умением “срезать” (т.е. унижать, ставить на место) оппонентов. Капустин “срезал” зазнавшегося (по его мнению) кандидата наук, чем в очередной раз развлек своих односельчан. Этот рассказ студенты часто понимают буквально: Глеб - положительный герой, разоблачает “дутых” знаменитостей и т.п.

Упомянув передачу “Что было дальше?”, можно провести беседу: каковы истинные мотивы участников шоу? Почему людям радостно наблюдать насмешки над другим человеком? Почему это шоу так популярно? Что бы испытывали вы, если бы сидели в кресле участника и подвергались насмешкам, словесным унижениям и т.д.? Не уподобляемся ли мы в момент просмотра односельчанам Глеба Капустина, не зависть ли, не желание самоутвердиться за счет другого движет нами? Подобные вопросы прояснят посыл рассказа, подчеркнут его актуальность.

Подводя итог, замечу, что цифровая эпоха вновь поставила перед преподавателями гуманитарных дисциплин ряд вопросов: как преодолеть безразличие к литературе? Как заинтересовать студентов? Как в условиях быстрой смены трендов показать вневременную актуальность искусства?

Один из ответов: собственным примером, приобщившись к современной культуре, дать мотивацию студентам к изучению культуры прошлого, показать, что литература жива (в виде повторяющихся сюжетов и тем), “связь времен” не прервалась.