Конспект лекций по теме Контроль и учет результатов деятельности исполнителей
план-конспект занятия

Светлана Суркова

для СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по _МДК Основы управления в правоохранительных органах___

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся гр. _______курс 3,

специальность Правоохранительная деятельность

дата проведения (№ занятия по учебному плану 25) _________202_г.

преподаватель Суркова С.Н.

Тема Контроль и учет результатов деятельности исполнителей

Виды и формы контроля

Цель занятия: овладение и закрепление теоретических знаний обучающихся по основным видам и формам ведомственного контроля в ОВД, организации его осуществления

Задачи занятия:

Обучающая: формировать у обучающихся знания в области понятия основных видов и форм ведомственного контроля в ОВД и организации его осуществления, а также использование норм ведомственных актов РФ, предусматривающих регулирование основных видов и форм контроля с целью применения их в правоохранительной деятельности.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся ответственность, нравственные основы профессиональной деятельности; формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы для применения норм ведомственных актов РФ. Совершенствование ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы. ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность. ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности. ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий. ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими. ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности. ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета. ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону. ОК 14. Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности; совершенствование ПК Осуществлять организационно-управленческие функции в рамках малых групп, как в условиях повседневной служебной деятельности, так и в нестандартных условиях, экстремальных ситуациях. ПК Осуществлять документационное обеспечение управленческой деятельности.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, развивать умение анализировать. Вырабатывать навыки работы с информацией, совершенствование умений применять на практике ведомственные нормативные акты при разрешении практических ситуаций; делать обоснованные выводы о совершенствовании конкретных направлений правоохранительной деятельности по результатам контроля и учета деятельности исполнителей; анализировать и решать юридические проблемы в сфере управления правоохранительной деятельности; логично и грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по методам проведения проблемного и сравнительного анализа в границах функционирования основных подразделений ОВД; знать: понятие и основные виды и формы контроля в правоохранительных органах.

Междисциплинарные связи: ПМ.01 Оперативно-служебная деятельность

Внутридисциплинарные связи: Раздел 1 Тема Организация исполнения управленческих решений в правоохранительных органах.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Таблица 1.

Наименование вопроса (или тестового задания)

  1. Определение эффективности деятельности правоохранительных органов
  1. Перечислите трудности оценки эффективности работы правоохранительных органов
  1. Что выступает мерилом деятельности работников правоохранительных органов
  1. Как соотносятся понятия результат и оценка результата при оценке эффективности работы правоохранительных органов.
  1. Что предлагают взять за основание при проведении оценки эффективности деятельности районных органов внутренних дел

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Виды и формы контроля

Вопрос 1. Основные виды контроля

Многообразие задач, стоящих перед такой функцией управления как контроль обусловливает наличие нескольких видов контроля в органах внутренних дел.

По месту в управленческом цикле различают предупредительный, текущий и последующий контроль.

Предупредительный (превентивный) контроль осуществляется на стадии принятия решения подчиненными органами или сотрудниками (например, при подготовке плана работы). Он может также применяться для проверки готовности подчиненных к реализации решения вышестоящего субъекта либо к действиям в определенных, в т.ч. экстремальных условиях (например, при проверке готовности подразделения к действиям в условиях чрезвычайного положения).

Текущий (оперативный) контроль осуществляется субъектом в процессе организации исполнения решения. Этот вид контроля является элементом организаторской работы (например, контроль руководителя органа за проведением операции, осуществляемый в процессе ее проведения) и позволяет осуществлять корригирование решений, регулирование деятельности системы управления.

Последующий контроль (проверка исполнения) осуществляется по окончании действия управленческого решения (например, при проверке выполнения плана, приказа и т.п.). Следует отметить, что, в отличие от текущего, этот вид контроля характеризуется меньшей степенью оперативности, поскольку не позволяет вмешиваться в деятельность подчиненных по реализации конкретного решения, так как она уже завершена (не исключено, что с допущенными при этом ошибками и недостатками). Вместе с тем, последующий контроль необходим для того, чтобы определить общие результаты деятельности органов внутренних дел (состояние их работы) и устранить имеющиеся в ней общие недостатки.

По назначению (цели и объему) выделяются общий и специальный контроль. Общим охватываются все стороны деятельности контролируемого органа, подразделения или сотрудника, а специальным (целевым, отраслевым) - отдельные направления, линии работы (например, борьба с правонарушениями несовершеннолетних).

В зависимости от целей, круга проверяемых вопросов и уровня субъекта контроля он может осуществляться в различных формах. В управленческой практике применяется множество этих форм. При этом контроль становится тем более действенным и эффективным, чем в более разнообразных формах он осуществляется.

Все их множество по определенным общим признакам и с известной долей условности может быть разделено на три основные группы форм осуществления контроля в органах внутренних дел: непосредственное ознакомление с деятельностью исполнителей на местах; изучение информационных материалов, характеризующих их работу; заслушивание исполнителей о их работе. Заметим, для форм контроля, отнесенных к первой группе, характерно непосредственное восприятие информации о деятельности проверяемых объектов, тогда как критерием объединения форм контроля во вторую и третью группы является преобладающий способ получения информации об этой деятельности.

Вопрос 2. Формы ведомственного контроля в правоохранительных органах и организация его осуществления

Непосредственное ознакомление с деятельностью исполнителей на местах может осуществляться путем:

- непосредственного наблюдения руководителя за работой исполнителей (например, проверки несения службы сотрудниками патрульно-постовой службы на постах, приема населения участковыми уполномоченными полиции, работы по раскрытию преступления оперуполномоченными уголовного розыска посредством наблюдения за их деятельностью на месте происшествия, при проведении оперативных мероприятий и т.п.);

- инспекторских, контрольных и иных проверок деятельности подчиненных органов внутренних дел.

Приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью ОВД РФ» закрепляет два основных вида проверок: плановые и внеплановые целевые проверки.

Плановые целевые проверки осуществляются в соответствии с планом служебных командировок сотрудников подразделений МВД России на квартал (план служебных командировок).

Подразделения МВД России, деятельность которых подлежит проверке в предстоящем квартале, определяются Министром внутренних дел Российской Федерации с учетом: предложений первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, статс-секретаря – заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации – начальника Следственного департамента МВД России, ответственных за соответствующие направления деятельности.

Деятельность территориального органа МВД России подлежит плановой проверке не реже одного раза в два года. Периодичность плановых целевых проверок подразделения, организации МВД России и плановых проверок структурных подразделений территориальных органов МВД России не устанавливается.

Внеплановая целевая проверка проводится в соответствии с решением Министра внутренних дел Российской Федерации по предложению заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за соответствующее направление деятельности, а также по предложению ОАД МВД России, Договорно-правового департамента МВД России, Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций МВД России, главного инспектора МВД России.

В отношении территориальных органов внутренних дел целевая проверка производится по нескольким управлениям деятельности в соответствии с решением Министра внутренних дел Российской по предложению ОАД МВД России, главного инспектора МВД России, а также по предложению организатора зонального контроля МВД России от подразделения МВД России, являющегося субъектом зонального контроля МВД России.

Инспектирование (инспекторская проверка) – форма ведомственного контроля, включающая в себя комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, проверке, оценке состояния и результатов деятельности органов внутренних дел, выработке мер по ее эффективности.

Об инспектировании деятельности органа внутренних дел подписывается распоряжение об инспектирование, которое подписывается руководителем инспектирующего органа внутренних дел.

Важность и значимость анализа механизма инспектирования обусловлена тем, что он является необходимым инструментом для определения целей инспектирования и их достижения. Целями инспектирования являются: изучение и оценка фактического положения дел в инспектируемом органе с последующим информированием Министра внутренних дел Российской федерации; совершенствование организации и повышение эффективности деятельности инспектируемого органа, а также формирование инспекторской оценки для включения в итоговую комплексную оценку деятельности территориального органа МВД России за год. Причем необходимо четко представлять, что цели вытекают из потребностей практической деятельности, а не из формальных построений теории, т.е. должны рассматриваться не как предопределенные, а как результаты глубокого изучения проблемной ситуации.

По окончании инспектирования в инспектируемом органе готовятся: акт о результатах инспектирования; план реализации предложений по устранению нарушений и недостатков, вывяленных при инспектировании. Результаты инспектирования рассматриваются на совещании руководящего состава проинспектированного органа с приглашением руководителей органов государственной власти субъекта Российской федерации и правоохранительных органов. Окончательное решение по оценке деятельности проинспектированного органа принимает Министр внутренних дел Российской Федерации.

Контрольная проверка – форма ведомственного контроля, направленная на изучение состояния работы по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования. Продолжительность контрольной поверки устанавливается для: подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, СК МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУМВД, УМВД субъектов Российской Федерации, территориальных органов внутренних дел на окружном уровне г - 10 суток; территориальных органов внутренних дел на районном уровне - до 5 суток.

Контрольной проверке в обязательном порядке подвергаются органы и подразделения, получившие неудовлетворительные оценки и поставленные на особый контроль МВД России, как в целом, так и по направлениям деятельности, или допустившие после инспектирования ухудшение результатов деятельности. Сроки выезда определяются с учетом остроты ситуации, но не ранее, чем через девять месяцев после инспектирования.

С учетом стабильно положительных результатов деятельности органа внутренних дел, подлежащего контрольной проверке, контрольная проверка может быть отменена либо заменена на целевой выезд по направлениям деятельности.

Комплексные выезды также являются одной из форм комплексного обследования деятельности органов внутренних дел, имеющих низкие показатели по основным направлениям деятельности или работающих в сложных условиях. Они осуществляются специально создаваемыми комплексными группами, включающими представителей различных подразделений и служб МВД России, МВД, ГУМВД, УМВД по субъектам федерации. Наряду с оказанием практической помощи, целью таких выездов является проверка направлений деятельности контролируемого органа, изучение документов по организации служебной деятельности и т.п.

В МВД, ГУМВД, УМВД по субъектам федерации комплексные группы направляются не реже одного раза в два года, а в территориальные органы внутренних дел на районном уровне - не реже одного раза в год.

Отраслевые проверки в качестве главной преследуют цель контроля за деятельностью и оказание практической помощи определенной отраслевой службе органа внутренних дел.

Выборочные проверки (целевые, предметные) осуществляются с целью контроля за работой одного или нескольких органов внутренних дел по выполнению конкретного управленческого решения либо эффективностью реализации того или иного мероприятия. Отраслевые и выборочные проверки органов внутренних дел могут осуществляться путем целевых (самостоятельных) выездов специальных групп или отдельных сотрудников в зависимости от складывающейся обстановки. Разновидностью предметных проверок являются смотры (например, строевые, смотр техники).

На основе вскрытых данными формами контроля недостатков принимаются меры к их предупреждению и устранению не только в подвергнутых проверке, но и в других органах внутренних дел.

Заслушивание исполнителей о состоянии их работы позволяет оперативно получить, уточнить и дополнить необходимую информацию. Оно может производится как коллективно (на совещаниях, собраниях, инструктажах и т.п.), так и индивидуально, путем вызова исполнителя руководителем.

Эффективность контроля напрямую обусловлена наиболее оптимальной формой его осуществления. В свою очередь, выбор формы контроля за деятельностью подчиненных органов во многом зависит от уровня субъекта управления. Практика убеждает, что при достижении целей контроля нельзя отдавать предпочтение какому-то одному его виду или форме. Следует иметь в виду, что каждый и каждая из них имеет как свои преимущества, так и недостатки. Поэтому только умелое сочетание субъектом управления различных видов и форм контроля, их выбор в соответствии со складывающейся обстановкой, реальными возможностями и условиями способны обеспечить надлежащее решение задач контроля в органах внутренних дел.

Таблица 2.

Наименование изучаемого вопроса

Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу

Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы)

1. Основные виды контроля

1. Назовите основные виды контроля.

2. В чем сущность зонального контроля и каковы его задачи

3. Какова роль особого контроля

4. В чем заключается правовая основа общественного контроля

Источники

Основная литература

А.Г. Маркушин, В.В. Казаков Основы управления в ОВД Москва Юрайт, 2020 с.162-166

Дополнительная литература 1.В.Я. Кикоть, С.С. Маилян, Д.И. Грядовой Наука управления. Основы организации и управления в правоохранительной деятельности М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019(электронная версия)

2. А. П. Камышников, В.И. Махинин Основы управления в правоохранительных органах (М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2020.

Интернет ресурсы #1054;снУпрПО.pdf

2. Формы ведомственного контроля в правоохранительных органах и организация его осуществления

1. Раскройте основные формы ведомственного контроля

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:

  1. С учетом результатов инспекторских и целевых проверок деятельности территориального органа МВД России готовится заключение (инспекторская оценка) для включения в итоговую комплексную оценку деятельности территориального органа МВД России за год.
  2. Подразделения центрального аппарата готовят при необходимости материалы для заседания Экспертного совета МВД России по вопросам оценки деятельности ОВД.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Проработать материал занятия.

2. Учебник под ред. А.Г. Маркушин, В.В. Казаков Основы управления в ОВД Москва Юрайт, 2020 с.166-185. Прочитать и ответить на вопросы 2-6 на стр.191

Преподаватель Суркова С.Н.

подпись

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

___________________________

ГБПОУ Юридический коллеж

от ___ ____________ 202__ г. № ____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лекций на тему: «Земляные работы"

Конспект лекцций по МДК 02.01. "Организация выполнения технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений"  на тему " Земляные работы" разработан в каче...

Конспект лекции на тему "Хозяйственный учет, его виды и задачи" по предмету "Бухгалтерский учет"

Конспект лекции на тему "Хозяйственный учет, его виды и задачи" по предмету "Бухгалтерский учет"...

Конспекты лекций по дисциплине "Основы бухгалтерского учета"

Конспект лекций разработан для студентов заочного отделения специальности 38.02.01  «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Материал рассчитан на 12 аудиторных часов. Также к лекциям разр...

Реферат на тему: "Контроль и оценка результатов обучения в условиях освоения ФГОС"

Контроль и оценка результатов обучения в условиях освоения ФГОС...

Конспект лекции по теме: Основы организации поточного производства

Конспект лекции по теме: Основы организации поточного производства...

Конспект лекций по Правовому обеспечению профессиональной и предпринимательской деятельности

данный материал составлен в соответствии с ФГОС Кинология и рабочей программой учебной дисциплины ОП 08 Правовое обеспечение профессиональной и предпринимательской деятельности...

Конспект лекции Основные представления о проектной и исследовательской деятельности

Основные представления о проектной и исследовательской деятельности...