Выступление на педагогическом совете "Мотивация обучающихся на уроках английского языка"
методическая разработка

Учебный процесс не будет иметь успеха,  пока для каждого речевого или языкового действия, для выполнения упражнения или задания у школьников не появится мотив. Мотив выступает в сознании человека как объект или цель, на которую, в конечном счете, направлено поведение. Мотив всегда связан с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью, речью. Для изучения иностранного языка существует множество мотивов. Мотив - это то, ради чего выполняет человек данную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация обучающихся на уроках английского языка

Учебный процесс не будет иметь успеха, пока для каждого речевого или языкового действия, для выполнения упражнения или задания у школьников не появится мотив. Мотив выступает в сознании человека как объект или цель, на которую, в конечном счете, направлено поведение. Мотив всегда связан с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью, речью. Для изучения иностранного языка существует множество мотивов. Мотив - это то, ради чего выполняет человек данную деятельность. Какие же мотивы движут учеником, изучающим английский язык?

#1051;учшая мотивация, чтобы выучить иностранный язык – самоуважение! Весь мир говорит на английском. Почему бы не выучить его?

2. Доступ к дополнительным источникам информации. Если бы вы только могли представить, сколько удивительных книг, фильмов, сайтов и т.д. станут вам сразу доступны! Стоит только выучить иностранный.

3. Расширение кругозора. «Сколько языков ты знаешь - столько раз ты человек», - говорил Гёте. Правда, это же высказывание приписывают и Антону Павловичу Чехову. Ну, оба были людьми великими. Так что, оснований не доверять им нет.

#1055;утешествовать! Свободно путешествовать, не боясь отстать от группы и заблудиться. Бывать там, где вам хочется. И чувствовать себя человеком, потому что вы понимаете и вас понимают. Язык дан человеку не только для того, чтобы есть.

Важно отметить особенности мотивации на разных этапах обучения в школе, а именно в младших классах, на среднем и старшем этапах обучения. На каждом этапе свои особенности: в младших классах у учащихся высокий уровень интереса к изучению иностранного языка; средний этап обучения в школе характеризуется возникновением интереса к определенному предмету, но наблюдается снижение уровня мотивации к обучению в целом. В 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

В начальной школе использую на уроках песни и стишки на английском языке. Опыт работы с песнями и стишками показывает, что они выполняют ряд функций: создают благоприятный, эмоциональный климат, раскрепощают обучаемых, прекрасно снимают усталость и напряжение, стимулируют у школьников активный мыслительный процесс, проявляют интерес к познанию. Это один из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников.

  1. Использование на уроках образных наглядных средств (картинки, игрушки, различные предметы, соответствующие теме урока). Они поддерживают и развивают интерес ученика, способствуют развитию чувственного восприятия,
  2. Для мотивации и интенсификации учебного процесса использую различные игры. Отмечу особенности игры: Игра - является в высшей степени мотивирующей, требует полной отдачи, школьники получают возможность использовать запас знаний и умений. Во время игры наблюдается эмоциональный подъём, что положительно влияет на качество обучения.

Что касается учебника «Английский в фокусе», в нем авторы предлагают много различных игр. Так, во вводной части (повторении), в начале года, в течение нескольких уроков мы играли в лексическую игру, предложенную авторами, в середине урока, в качестве релаксации. Игра называется «Say a word». Ученик или учитель начинают игру, называя слово, следующий ученик должен назвать следующее слово, которое должно начинаться на ту букву, на которую заканчивается первое слово и так далее. Выигрывает ученик, назвавший больше всего слов или тот, который последним назовет слово. Об этом договариваемся сразу, до игры.

  1. Карточки различного характера - тоже являются мотивирующим средством. Во время работы напряжённо работает мозг, учащийся вспоминает изученную тему, дух соревнования охватывает его, он не хочет остаться в последних и поэтому прикладывает все усилия выполнить задание. Например, такое «Кто быстрее составит предложение?». Такой приём работы обогащает лексический запас, обучает грамматическим навыкам, например, обучает порядку слов в английском предложении. Такой вид работы организует детей, включает каждого ученика в учебную деятельность.

В учебнике «Английский в фокусе» для 5 класса в каждом модуле есть раздел, который называется «Культурный уголок», где представлены тексты о культуре другой страны. Так, например, в третьем модуле есть текст о Тадж-Махале, жемчужине Индии. Небольшой, содержательный текст с красивыми фотографиями, интересными упражнениями привлекает внимание детей, и они с удовольствием работают. И это действительно прививает им любовь и уважение к другой культуре, желание узнать что-то новое, необычное.

Я упомянула только некоторые способы мотивации. Конечно их огромное множество. Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности, которую учитель может и должен развивать, сочетая те формы деятельности, которые дают по-настоящему положительные результаты и повышают интерес и желание ученика изучать английский язык с удовольствием.

Обязательным для своей деятельности считаю работу с одаренными детьми: привлекаю их к участию в дистанционных олимпиадах, работаем вместе над творческими проектами. Все перечисленные приемы и технологии помогают в моей работе, они направлены на достижение не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных в соответствием с ФГОС, а также способствуют развитию мотивации.

Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся английским языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах. Участники дистанционных олимпиад становятся заинтересованными в развитии собственного образования, поскольку, не имея готового ответа на поставленную

задачу, они разрабатывают свою собственную творческую продукцию, актуальную для жизни в современном информационном обществе.

Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов деятельности, разнообразных уроков. В своей практике использую уроки-обобщение, видеоуроки, уроки-игру, уроки-тесты. У каждого из этих видов уроков своя доминирующая мотивация.

Мотивирующее значение имеет и проведение различных мероприятий по предмету: языковые конкурсы, вечера, посвящённые праздникам англоязычных стран, конкурсы песен на языке. Здесь обычно раскрываются все таланты школьников.
Внеклассная работа по английскому языку имеет огромное мотивационное значение.

Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.

Благодаря наблюдениям, можно сказать, что повышение мотивации идет через:

  • вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;
  • проблемность заданий и ситуаций;
  • контроль знаний, умений и навыков;
  • использование познавательных игр;
  • страноведческий материал;
  • доброжелательное отношение к учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы стимулирования учебной деятельности и развития мотивов учения у обучающихся на уроках английского языка.

      Проблема мотивации в учении возникает по каждой дисциплине. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфи...

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках английского языка.

  Владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека, будущего специалиста.    Изучение английского языка должно приве...

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Так что же такое «патриотизм»? Если заглянуть в Большую Советскую Энциклопедию, мы увидим такое определение, как «Патриотизм (от греч. patriótes, patrís – соотечественник, роди...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯНА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...