Указания по выполнению практической работы по теме "Клавиатурный тренажер"
методическая разработка на тему

Методические указания к парктической работе для студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskaya_rabota.doc742.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические указания для преподавателя

по выполнению практической работы

«ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ВВОДА ИНФОРМАЦИИ

С ПОМОЩЬЮ КЛАВИАТУРЫ (КЛАВИАТУРНЫЙ ТРЕНАЖЁР)»

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: Информатика и ИКТ

Раздел: 2. Общий состав и структура ЭВМ в вычислительных системах, их программное обеспечение.

Тема: 2.1. Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники.

Содержание учебного материала: Отработка навыков ввода информации с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер)

Вид занятия:  урок - практикум 

Тип занятия: практическое занятие 

Продолжительность занятия: 2 часа

Цели занятия:

образовательные:  

  1. познакомится с принципом расположения букв на клавиатуре;
  2. рассмотреть правила  клавиатурного ввода текстовой информации;
  3. знакомство с десятипальцевым методом набора текста.

развивающие: 

  1. развитие умений  и навыков работы с клавиатурой;
  2. развитие памяти  и  внимания;
  3. развитие познавательного интереса к предмету.

воспитательные: 

  1. привитие учащимся навыка самостоятельности в работе.

Междисциплинарные связи: русский язык, литература

Внутридисциплинарные связи: -

Учебное оснащение занятия:

  1. технические средства обучения: компьютерный класс;
  2. информационно-коммуникативные средства: ОС Windows XP, клавиатурный тренажер «Stamina», сетевая тестовая программа MyTest;
  3. методическое обеспечение занятия: методические указания для выполнения практической работы

Опережающее задание студентам: –

Домашнее задание: -

Литература: Практикум по информатике: учеб. пособие для сред. проф. образования / Е.В.Михеева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с., ISBN 5-7695-2803-6


Технологическая карта занятия

№ п/п

Этапы

Время, мин

Задачи

Методы обуче ния

Вид деятель ности

1

Организационная часть

2

  1. приветствие; 
  2. проверка присутствую щих; 
  3. проверка готовности студентов к занятию;
  4. организация внимания

устное сообщение

2

Постановка цели занятия

3

  1. сообщение темы;
  2. сообщение рекомендаций по выполнению практической работы

устное сообще ние

знакомство с методическими указаниями, разрешение неясных вопросов

3

Выполнение практической работы

65

  1. организация деятельно сти по выполнению  практической работы;
  2. обучение работе в мини-коллективе

самостоятельная работа

практическая работа на компьютере

4

Защита практической работы

15

  1. организация выполнения тестирования;
  2. защита практической работы на клавиатурном тренажере «Stamina»в режиме «Фразы»

самостоятельная работа

практическая работа на компьютере

5

Подведение итогов занятия

5

  1. обобщение и вывод по теме;
  2. оценка работы студентов на за нятии

устное сообще ние


Практическая работа №1
«Отработка навыков клавиатурного ввода
Пояснительная подпись под рисунком.

(клавиатурный тренажер)» Цель работы:  освоить клавиатуру компьютера и рассмотреть метод десятипальцевого набора, познакомиться с клавиатурным тренажером Stamina, развить  навыки набора текстовой информации десятипальцевым методом.

План работы

  1. Освоение клавиатуры компьютера.
  2. Изучение основ  десятипальцевого набора символов.
  3. Отработка практических навыков клавиатурного ввода при десятипальцевом наборе символов на тренажёре Stamina.
  4. Защита практической работы.

Ход работы

I. Освоение клавиатуры компьютера

  1. Внимательно рассмотрите клавиатуру персонального компьютера.

Запомните эти клавиши и их сочетание

  1. Для отображения вводимой с клавиатуры информации откройте электронный блокнот: Пуск→Стандартные→Блокнот.Клавишей [Num Lock] включите цифровую клавиатуру (загорится индикатор Num Lock) и наберите цифры от 1 до 9.
  2. Нажмите клавишу [Enter]. Обратите внимание, курсор опустился на одну строку вниз.
  3. Найдите на клавиатуре клавишу [Tab]. Наберите последовательность чисел, разделенных интервалом с помощью нажатия  клавиши [Tab]: 123        456                789
  4. Включение режима фиксированных заглавных букв производится нажатием клавиши [Caps Lock], при этом загорится индикатор Caps Lock. Наберите свои ФАМИЛИЮ, ИМЯ и ОТЧЕСТВО  в режиме заглавных букв.
  5. Клавиша [Shift] изменяет регистр набора. Нажмите [Shift] и, не отпуская ее, нажмите по очереди все клавиши верхнего ряда.
  6. Установите латинскую раскладку клавиатуры. Для этого в правой части Панели задач найдите  индикатор  EN/RU и установите позицию EN или нажмите комбинацию клавиш [Alt+Shift].
  7. Нажмите [Shift] и, не отпуская ее, вновь нажмите по очереди все клавиши верхнего ряда. Обратите внимание, что печатаются другие символы, отличные от предыдущего набора.
  8. Установите курсор перед числом 789 и удалите его нажатием клавиши [Delete]. Обратите внимание, что удаляются символы, расположенные правее курсора.
  9. Найдите клавишу [BackSpace] (левая стрелка над клавишей  [Enter]), удаляющую символы  слева от курсора. Удалите все символы своего ИМЕНИ, используя эту клавишу.
  10. Перейдите в самый конец набранных символов в строке нажатием  клавиши  [End]. Вернитесь в начало строки - нажатием клавиш  [Home].
  11. Перейдите в конец  текста нажатием комбинации клавиш [Ctrl+End]. Вернитесь в начало текста нажатием комбинации клавиш [Ctrl+Home].
  12. Опустить  строку можно с помощью клавиши [Enter], если курсор предварительно поставить  в начало строки. Опустите  2-ую строку, на три пустые строки.
  13. Поднять строку можно с помощью клавиши [BackSpace], если курсор предварительно поставить  в начало строки. Поднимите опущенную строку на 2 строки вверх.
  14. Закройте приложение Блокнот кнопкой   (Закрыть). Программа выдаст запрос  о сохранении изменений в файле. Выберите кнопку [Нет].

II. Изучение основ десятипальцевого набора символов

Десятипальцевый метод предусматривает строгое распределение букв клавиатуры по группам и закрепление их за каждым пальцем, а также постоянное положение относительно центра клавиатуры. Таким образом, нагрузка на все пальцы распределяется равномерно.

Существует два способа освоения клавиатуры при печатании десятипальцевым  методом:

  1. горизонтальный - все пальцы осваивают движения по горизонтальным рядам клавиатуры, начиная с основного (второго) ряда (рис. 1) в своих зонах действия;
  2. вертикальный - пальцы вводятся в действие в своих зонах не сразу, а постепенно, начиная с наиболее развитых: сначала указательных, затем средних и безымянных, и кончая  мизинцами.

4-й ряд — цифровой

3-й ряд — верхний

2-й ряд — основной

1-й ряд — нижний

Рис. 1. Расположение рядов алфавитно-цифровой клавиатуры

Горизонтальный способ считается более прогрессивным, так как позволяет развивать движения всех пальцев руки одновременно.Изучение клавиатуры начинают с основного ряда, на нем расположены буквы алфавита, повторяющиеся в тексте наиболее часто.

От этого ряда, расположенного посередине клавиатуры, удобно делать движения пальцами при ударах во время письма в пределах отведенной им зоны.

Пальцы на клавишах основного ряда распределяются следующим образом:

Левая рука:

мизинец — ф
безымянный — ы
средний — в
указательный — а

Правая рука:

указательный палец — о
средний — л
безымянный — д
мизинец — ж

Не вошедшие в этот перечень буквы располагаются на так называемых дополнительных клавишах второго, основного ряда клавиатуры.

Буквы ф ы в а о л д ж объединяются под названием "основная позиция".

Рис. 2. Вертикальные зоны действия пальцев левой и правой руки.

Прочитайте и запомните эти правила

Каждый палец должен совершать удары по клавишам только своей вертикальной зоны; после удара по любой клавише своей зоны палец возвращается в исходное положение.
При этом методе печатания пользователь не смотрит на клавиатуру, все внимание сосредоточивается на печаемом тексте или чтении оригинала.Печатать необходимо ритмично, с размеренной силой удара по клавишам. Буквы на клавиатуре расположены таким образом, что часто употребляемые буквы в смысловых текстах («а», «в», «е», «и», «к», «н», «о», «р», «е», «ь») находятся в зонах наиболее развитых пальцев (указательного и среднего). Реже употребляемые буквы («я», «ф», «ж», «х», «ъ», «ё»), а также клавиши форматирования ([Shift], [CapsLock], [Tab]) приходятся на мизинцы. Наиболее трудной является работа мизинцев, поэтому на их развитие нужно обращать особое внимание.

Чтобы добиться большей точности выполнения ударов и наибольшей подвижности пальцев при наборе текста, надо развернуть клавиатуру немного вправо, чтобы пальцы двигались по прямой линии вдоль зоны. Для этого левый угол клавиатуры отодвигают на 2—3 см от края стола.

III. Отработка практических навыков клавиатурного ввода при десятипальцевом наборе символов в клавиатурном тренажёре Stamina

Рис. 3. Окно клавиатурного тренажёра Stamina

  1. Существенную помощь в изучении и освоении десятипальцевого слепого метода набора могут оказать клавиатурные тренажеры.Загрузите с Рабочего стола клавиатурный тренажёр «Stamina» (два щелчка левой клавишей мыши по значку).
  2. Зарегистрируйтесь (выберите в меню команду «Ученики», кнопку [Новый воин], впишите своё имя).
  3. Отработайте практические навыки,  выполнив задания.

Рис. 4. Режим «Урок» и список базовых уроков

Задание 1

  1. Выберите режим  «Урок» (Режим→Урок), целью которого является обучение пользователя расположению клавиш на клавиатуре. Таймер в этом режиме не работает, результаты в Прогресс не добавляются. После набора одного урока полностью — следующий будет выбран автоматически. Список уроков представлен на рис. 4, текущий урок помечен →.Начните выполнение урока, нажав «Старт» в меню клавиатурного тренажёра.

Не стремитесь сразу развивать большую скорость. Добивайтесь четкости и автоматизма в движениях пальцев, нажимайте на клавиши, не глядя на клавиатуру.

Задание 2

  1. Проделайте все уроки от «ва ол» до «ё», стараясь использовать десятипальцевый набор символов. По окончании набора каждого урока смотрите результаты своей работы.Выберите режим «Все символы» (Режим→Другие режимы→Все символы). Этот режим полезен для проверки насколько хорошо вы запомнили расположение всех символов. Достигаемые результаты в Прогресс не записываются.

Задание 3

  1. Начните набор символов, нажав «Старт» в меню клавиатурного тренажёра.По окончании набора всего текста посмотрите результаты своей работы.  
  1. Выберите режим – «Фразы» (Режим→Фразы), который предназначен для увеличения скорости набора текста. В этом режиме пользователю предлагаются фразы для набора, таймер фиксирует время, проведенное за выполнением упражнений. После его окончания можно просмотреть свою статистику.

Задание 4

  1. Начните набор фраз, нажав «Старт» в меню клавиатурного тренажёра.По окончании набора всего текста посмотрите результаты своей работы.
  1. Выберите режим «Внешний файл» (Режим→Другие режимы→Выбрать внешний файл…), целью которого является обучение пользователя вводу текста с использованием русских и английских слов. Ваш результат будет добавлен в Прогресс, только если вы набирали текст не менее 2-х минут.
  2. В диалоговом окне с помощью кнопки «Обзор» выберите путь к файлу «Внешний файл» D:/2 курс/Практическая работа 1  
  3. Начните набор текста, нажав «Старт» в меню клавиатурного тренажёра.

Учтите, что результаты добавляются в Прогресс только при работе в режимах Фразы и Внешний  файл. При этом вы должны набирать текст не менее 2 минут.

По окончании набора всего текста посмотрите результат своей работы.Защита практической работы

  1. Пройдите компьютерное тестирование.
  2. Сдайте режим «Фразы» на клавиатурном тренажёре.
  3. Закройте все рабочие окна, выключите компьютер.

Критерии оценки

Итоговая оценка

Компьютерное тестирование

Клавиатурный тренажёр Stamina

Скорость

(зн/мин)

Ошибок

(%)

использование десятипальцевого метода набора текста

«5»

не менее 90 %

свыше 100

до 3%

присутствие использования десятипальцевого набора текста.

«4»

не менее 80%

80 - 100

до 5%

присутствие использования десятипальцевого набора текста.

«3»

не менее 60%

60 - 80

до 7%

присутствие попыток использования десятипальцевого набора текста.

«2»

менее 60%

до 60

до 10%

отсутствие использования десятипальцевого набора текста.

Достижение указанных целей в полном объеме возможно  только при оттачивании  навыка набора текста, для этого повторите все действия с самого начала.


Практическая  работа  № 2

Аппаратная реализация  персонального  компьютера

Цель  работы:

  1. рассмотреть магистрально-модульный принцип построения компьютера;
  2. изучить основные устройства компьютера и их технические характеристики;
  3. протестировать и описать аппаратную реализацию учебного компьютера.

План  работы

  1. Изучение магистрально-модульного принципа построения компьютера.
  2. Тестирование основных устройств учебного компьютера:
  1. тестирование  системной платы  программой Easy Tune;
  2. тестирование процессора;
  3. тестирование оперативной памяти.

Ход  работы

I.  Магистрально-модульный  принцип построения  компьютера

В современном ПК реализован принцип открытой архитектуры. Этот принцип позволяет менять состав устройств (модулей) ПК. К информационной магистрали могут подключаться дополнительные периферийные устройства, одни модели устройств могут заменяться на другие. Возможно увеличение внутренней памяти, замена микропроцессора на более совершенный.

Информационная связь между устройствами компьютера осуществляется через информационную магистраль (другое название — общая шина). Магистраль — это обыкновенный "кусок" изолированного провода, который выполнен в виде ленточного жгута (шлейфа) или в виде металлических дорожек на системной плате. Магистраль включает в себя три многоразрядные шины: шину данных, шину адреса и шину управления, которые представляют собой многопроводные линии (рис.1).

Процессор

Северный

мост

Видеокарта

Монитор

Оперативная память

Южный

мост

CD-дисковод

Жесткий

диск

Сетевая

карта

Клавиатура, мышь

Звуковая

 микросхема

Шина памяти

AGP

SATA

PATA

PCI

USB

PS/2

Системная шина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии «Кассир» для студентов СПО специальности38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

Методические указания по выполнению практических работ по МДК 01.01 Выполнение стрижки и укладки волос по профессии среднего профессионального образования 43.01.02 Парикмахер

Методические указания предназначены для обучающихся по профессии среднего профессионального образования 43.01.02  Парикмахер, изучающих   МДК 01.01 профессионального модуля Выполнение с...

Методические указания для выполнения Практических работ для 1 курса 1 семестр практические 1-7

Методическое пособие для выполнения практических работ 1 курс 1 семест пр. № 1-7....

Методические указания для выполнения практических работ 1 курс 1 семестр практические № 8-14

Методические указания для  выполнения практических работ 1 курс 1 семестр практические № 8-14....

Методические указания по выполнению практических работ по МДК 03.02 «Контроль качества выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования»

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ «ПМ.03. Организация и контроль работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования&raq...