Доклад на заседании методической комиссии естественно-математического цикла по теме: «Мониторинг уровня сформированности информационной и коммуникативной компетенций на уроках информатики»
методическая разработка на тему

Доклад на заседании ПЦК

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Пищевой колледж № 33

Доклад на заседании  методической комиссии

естественно-математического цикла

по теме:

 «Мониторинг уровня сформированности информационной и коммуникативной компетенций на уроках информатики»

Автор: преподаватель информатики

Е.Е. Симоненко

Москва, 2011 г.


Мониторинг уровня сформированности информационной и коммуникативной компетенций на уроках информатики

Актуальность

Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого используются для коррекции учебного процесса.

Потребность в мониторинговой информации может существовать только тогда, когда она становится полезной не только для школьных администраторов, но и для педагогов, учащихся, их родителей. Таким образом, полезность информации мониторинговых исследований приобретает чрезвычайное значение с двух позиций: полезность с точки зрения потребностей управления (на разных уровнях системы) и полезность с точки зрения потребителей информации - педагогов, учащихся, родителей, социума в целом.

Нормативной базой программы мониторинга являются следующие документы:

  • Закон РФ «Об образовании» (с изменениями на 16 марта 2006 г.) Федеральный закон от 10.7.1992 №3266-1.
  • Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 года.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.
  • Федеральная Целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803.
  • Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ.
  • Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
  • Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень).
  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень).

Цель: Диагностика и оценка уровня сформированности информационных и коммуникационных компетенций.

Задачи:

  • диагностировать сформированность информационных и коммуникативных компетенций обучащихся. Собирать и накапливать фактический материал о реально протекающих изменениях в знаниях и умениях обучающихся и разработать на этой основе план индивидуальной и дифференцированной работы;
  • создать диагностический инструментарий (КИМы), с помощью которого возможно максимально точно проверить уровень сформированности информационных и коммуникативных компетенций обучающихся;
  • своевременно выявлять проблемы и достижения в результатах обученности старшеклассников по информатике;
  • выявить уровень профессионального мастерства педагога, обобщить и распространить педагогический опыт.

Объект мониторинга

Объектом мониторинга являются результаты уровня сформированности информационной и коммуникативной компетенций на уроках информатики обучающихся 1 и 2 крсов.

Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Учащийся имеет представление о результатах своей деятельности, на основании которых выстраивает индивидуальную траекторию деятельности. В свою очередь каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного или иного уровня.

Основой учебного мониторинга являются уровни планируемых результатов обучения, сформулированные в виде системы задач:

  • минимального уровня (набор шаблонных заданий, обязательных для решения всеми);
  • общего уровня (задачи, представляющие собой комбинации подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями);
  • продвинутого уровня (задачи, являющиеся комбинациями подзадач минимального и общего уровней, связанных явными и латентными ассоциативными связями).

Принципы мониторинга результатов образовательной деятельности обучающихся

Подход, заложенный в программе мониторинга, выражается через совокупность принципов.

  1. Принцип непрерывности. Мониторинг – целостная, динамически развивающаяся система, определяет моменты перехода одного качества обученности в другое.
  2. Принцип научности. Отслеживание происходит на научно обоснованных характеристиках.
  3. Принцип целесообразности. Мониторинг – средство глубокого изучения и инструмент педагогического управления качеством образовательного процесса по информатике.
  4. Принцип диагностико-прогностической направленности. – Данные, полученные в процессе диагностики, являются базой разработки и принятия решений.
  5. Принцип прогностичности. Смысл мониторинга не только в том, чтобы получить конкретную картину состояния сформированности информационно-коммуникативных компетенций в определенный момент и на определенной стадии, сколько в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития различных сторон компетентностей по предмету и предвидеть возможные направления педагогической деятельности, направленные на поддержку и развитие положительных тенденций их формирования и блокировку, трансформацию нежелательных последствий.
  6. Принцип общественно-административной экспертизы. Мониторинг качества обученности по информатике должен стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, представителей различных служб ОУ (медика, психолога, социального педагога и т.п.).

Таблица 1. Критерии оценки уровня сформированности информационных и коммуникативных образовательных компетенции на уроках информатики

Ключевые образовательные компетенции

Критерии оценки

Уровень сформированности компетенций 

низкий

средний

высокий

Информационные

Обеспечивают навыки деятельности ученика

по отношению к информации, составляющей содержание учебных предметов и образовательных областей, а также содержащейся в окружающем мире

Умение работать с информацией используя возможности новых инф. технологий

Слабо развиты умение работать с различными источниками информации, навыки анализа, преобразования информации, формулирования и аргументации выводов

Хорошо развиты навыки работы с различными

источниками информации. Проявляет указанные навыки при поддержке учителя и одноклассников

Самостоятельно работает с различными источниками информации, обладает способностью преобразовывать информацию, делать обобщения, формулировать, аргументировать выводы, сохранять и передавать информацию

Коммуникативные

Навыки общения, сотрудничества, командной работы, направленной на достижение общего результата

Овладение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, навыками общения, сотрудничества в различных областях, умениями отстаивать собственное мнение, быть терпимым к мнению других, контактность в различных социальных группах

Слабое владение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, неразвитость коммуникативных качеств

Хорошее владение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, удовлетворительное развитие коммуникативных качеств

Высокий уровень сформированности навыков взаимодействия с окружающей средой и людьми. Обладание навыками общения, сотрудничества в различных областях и социальных группах. Выступает в качестве лидера при командной работе

Условия проведения мониторинга:

1) для каждого обучающегося ведется единая карта мониторинга сформированности информационных и коммуникативных компетенций;
2) на основании карт мониторинга учитель заносит результаты в сводную таблицу, на основании которой делает анализ результативности проделанной работы.

I этап – подготовительный

Задачи этапа

  1. Определение целей, мотивации и задач мониторинга.
  2. Определение основных показателей и критериев.

Критериями сформированности информационных и коммуникативных компетенций старшеклассников выступают общие учебные и предметные знания, умения и навыки как требования к уровню их подготовки, представленные в государственных образовательных стандартах основного общего образования.

  1. Выбор способа установления реальных достижений (реального уровня) обследуемого объекта, выбор инструментария.

Формы диагностики:

  • наблюдение;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • самостоятельные и групповые работы;
  • контрольные работы;
  • индивидуальные задания;
  • практические работы с использованием компьютера.

II этап – практическая часть мониторинга

Задачи этапа

  1. Сбор информации с помощью подобранных методик.
  2. Количественная и качественная обработка полученных результатов;
  3. Учет индивидуальных достижений учащихся по предмету (оценка преподавателя, самооценка учащегося. 

Таблица 2. Циклограмма и технология мониторинга

Сроки

Содержание мониторинговой деятельности, методики

Где представляются результаты мониторинга

Сентябрь

Изучение уровня мотивации.

Владение способами работы с информацией Преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)

Методики: анкетаизучения уровня мотивации к овладению информатикой:наблюдение.

методическое объединение

Январь

Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)

методическое объединение

Февраль

Систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.)

методическое объединение

Март

Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)

методическое объединение

Апрель

Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)

педагогический совет

1. Анкета изучения уровня мотивации к овладению информатикой

  • Почему ты учишь информатику?
  • Любишь ли ты работать на компьютере?
  • Желаешь ли знать больше, чем дают на уроке?
  • Планируешь ли сдавать ЕГЭ по информатике?
  • Будет ли твоя будущая профессия связана с информационными технологиями?

2. Измерение общеучебных и предметных умений (таблицы 3, 4)

Таблица 3. Список общих учебных умений учащихся, подлежащих измерению в ходе мониторинга

Область деятельности

Показатели

Познавательная

Сравнение, сопоставление, ранжирование, анализ, классификация, обобщение объектов по предложенным критериям

Моделирование процессов и явлений

Создание алгоритма и работа по нему

Речевая

Поиск и преобразование информации

Построение письменного высказывания по заданному вопросу

Таблица 4

Компетенции

Показатели

Информационные

1. Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п.)

2. Владение способами работы с информацией

3. Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах

4. Извлечение информации с различных носителей

5. Систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.)

6. Технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.

7. Преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)

8. Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)

9. Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.)

10. Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Коммуникационные

11. Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.);

12. Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.);

13. Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.);

14. Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.);

15. Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне);

16. Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.);

17. Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.).

 Таблица 5

Информатика

Показатели

Предметные умения учащихся, подлежащие измерению в ходе мониторинга

Умение оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов; объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации

Умение работать в среде текстового процессора

Умение работать в среде табличного процессора

Умение работать в среде баз данных.

Умение составлять алгоритм для различных ситуаций или процессов в виде блок-схем

Умение составлять программу с помощью языка программирования

Умение корректно общаться в сети

Умение искать информационный ресурс по ключевым словам, рубрикатору, формировать сложный критерий поиска

3. Индивидуальный учет сформированности информационной и коммуникационные компетенций по классам (согласно таблице 4)

Условные обозначения: о – отлично; х – хорошо; п –плохо; н – неудовлетворительно.

№    группы  (согласно таблице 4)

Фамилия

Информационные компетенции

Коммуникационные компетенции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап – аналитический

Задачи этапа

  1. Причинно-следственный анализ накопленных и обработанных в ходе педагогического мониторинга данных. Он предъявляется в виде аналитической справки, при составлении которой предусматривается возможность сочетания текстовой аналитической информации, схем, графиков, таблиц, диаграмм и др. По результатам анализа делаются выводы, разрабатываются рекомендации.
  2. Выработка педагогического диагноза. Объяснение причин данного состояния диагностируемого объекта, вскрытие закономерностей, которые привели к данному состоянию диагностируемый объект, указание доминирующих причин.
  3. Структурирование полученной информации.
  • Информация, сообщаемая учителям-предметникам, в виде перечня необходимой коррекционной работы и её методики.
  • Информация, сообщаемая учащемуся вместе с родителями, для формирования адекватной самооценки, определения выбора индивидуального образовательного маршрута, работы по изменению или совершенствованию личностных качеств.
  • Информация, сообщаемая родителям, для адекватной самооценки личности учащегося, учета особенностей личностного развития в воспитательном процессе, процессах социализации и профориентации.

IV этап - прогностический

Задачи этапа

  1. Прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта.
  2. Разработка плана коррекционных мероприятий.
  3. Предъявление результатов мониторинга и его формы.

Результаты мониторинга проявляются в форме аналитической справки. при составлении которой предусматривается возможность сочетания текстовой аналитической информации, схем, графиков, таблиц, диаграмм и др. По результатам анализа делаются выводы, разрабатываются рекомендации.

Результаты мониторинга, в зависимости от содержания мониторинговых исследований, их целей и результатов представляются:

  • на заседаниях методического объединения;
  • на педагогическом совете;
  • на собрании классного коллектива;
  • на родительском собрании и др.