Методическая разработка по теме: «Создание, разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
методическая разработка на тему

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

Пищевой колледж  № 33

Методическая разработка

по теме:

«Создание, разработка и внедрение  электронных образовательных ресурсов

по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Автор: преподаватель информатики и ИКТ

Симоненко Елена Евгеньевна

2014 год

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Теоретические основы разработки, создания и внедрения электронных образовательных ресурсов.
  3. Практическая часть. Контент для раздела электронного учебника по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для Издательского Дома «Академия», подготовленный автором в 2012-2013 г.г.
  4.  Список литературы.

2

3

20

98


Пояснительная записка

Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки выпускников.

В настоящее время к современному преподавателю предъявляются высокие требования компетентности в области компьютерных технологий, в частности требуется широкое использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов, однако, такой процесс невозможен без специальной подготовки преподавателей.

Традиционные формы обучения уже не обеспечивают решения современных задач организации образовательного процесса, но небезграничны и возможности современных информационных технологий. Таким образом, возникает потребность в осмыслении новых педагогических возможностей, связанных с применением ИКТ и сочетания их с традиционными педагогическими технологиями для повышения эффективности процессов обучения и воспитания.

Данная методическая разработка создана с целью исследования методики создания, разработки и внедрения электронных образовательных ресурсов по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и обмена опытом работы.

Методическая разработка адресована преподавателям-предметникам и состоит из теоретической  части и практического приложения.

 В качестве практической части представлен фрагмент контента к электронному учебнику по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для СПО, выполненные автором методической разработки для Издательского Дома «Академия» в 2012-2013 г.г.


Теоретические основы разработки, создания и внедрения электронных образовательных ресурсов

Современное образование должно быть направлено не просто на повышение уровня образованности человека, а на формирование иного образа и способа мышления, приспособленных к быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира; нового информационного мировоззрения, основанного на понимании определяющей роли информации и информационных процессов, жизни человеческого сообщества и деятельности самого человека. В связи с этим возникла необходимость комплексной подготовки учителя к созданию электронных образовательных ресурсов, направленных на достижение новых образовательных результатов.

Определение и формализация понятий – “мультимедийные продукты, электронные образовательные ресурсы и издания” рассматриваются в работах И.В.Роберт, О.Г.Смоляниновой, Л.Х.Зайнутдиновой, О.В.Зиминой, и других исследователей. Чрезвычайно важны вопросы определения места образовательных ресурсов в системе профессионального обучения. Они были рассмотрены в работах Е.С.Полат, И.В.Роберт, А.В.Хуторского и ряда других авторов.

Способы использования электронных ресурсов в сфере образования весьма разнообразны: на учебных занятиях, во время консультаций, во внеучебной работе, в организации и управлении учебным процессом. Прежде всего, это возможность организовать диалог с учащимся: представлять учебный материал, оперативно и конкретно реагировать на ответы учащегося, обсуждать с учащимся алгоритм решения задачи, осуществлять контроль правильности решений и ответов учащегося, предоставлять возможность учащемуся задавать вопросы и т. п.

Разработка электронного образовательного ресурса – достаточно сложная процедура, но главным элементом в ней является участие учителя. С одной стороны, это позволяет передать компьютерной программе педагогическую индивидуальность учителя, то есть то, что в традиционной педагогике является основой педагогической школы. Создание электронных ресурсов требует от учителя определенных специфических знаний в области информационных технологий.

В процессе педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов необходимо учитывать программно-технологические особенности новой среды обучения. Зависимость функционирования создаваемых электронных пособий от технико-аппаратных и программных средств, технических особенностей каналов коммуникации и протоколов связи. Кроме того,

необходимо учитывать назначение разрабатываемого пособия, необходимость модификации, дополнения новыми данными, ограничение объема памяти и др.

Процесс проектирования ОЭР – это ясно описанные процедуры, сгруппированные в ряд последовательных этапов. Производственный цикл по созданию учебных материалов состоит, по существу, из пяти основных этапов:

  1. Анализ (насколько необходимо проводить обучение (анализ потребностей), каковы требуемые цели учения (анализ целей), каковы средства и условия будущей учебной работы (анализ условий))
  2. Проектирование (подготовка планов, разработка прототипов, выбор основных решений, составление сценариев)
  3. Разработка (превращение планов, сценариев, прототипов в набор учебных материалов)
  4. Применение (учебные материалы используются в учебном процессе)
  5. Оценка (результаты учебной работы оцениваются, данные оценки используются для корректировки (доработки) учебных материалов)

К электронным образовательным ресурсам мы относим ресурсы, которые используются в преподавании учебных дисциплин. Разделим их по сфере применения на три группы:

I-я группа. Наглядные учебные пособия, которые используются для повышения качества усвоения учащимися информации, формирования познавательного интереса и их активности на уроке. К ним относятся: мультимедийные презентации, обучающие фильмы, электронные учебники, компьютерные словари и справочники, анимации и т.д.

II-я группа. Ресурсы для контроля знаний и умений учащихся. К ним относятся: тестирующие оболочки, программы оценки знаний и т.д.

III-я группа. Автоматизированные системы организации обучения. К этой группе относятся: электронные журналы, составители расписаний, ведомостей успеваемости и т.д.

Механизм проектирования электронных образовательных ресурсов студентами в учебном процессе  и рекомендации по разработке электронного учебного пособия.

Целью данной работы является приобщение студентов к перспективным образовательным технологиям и ориентация их на творческое и продуктивное использование данных технологий в своей учебе, будущей профессиональной деятельности и в процессе самообразования и повышения квалификации.

 Механизм проектирования электронных образовательных ресурсов

В состав проектной группы входят студенты, обучающиеся по различным специальностям. Например, роль веб-дизайнера отводится студенту, имеющему изобразительные способности, за техническую разработку студент – имеющий хорошую подготовку по информационным технологиям.

Проектную работу выполняют студенты 2–3 курсов нашего колледжа в рамках выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. По данному механизму созданы электронные образовательные ресурсы.

Опыт показывает, что совокупность знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении проекта, обеспечивает формирование у студентов, участвующих в разработке подобных проектов:

  • общенаучных компетенций, проявляющихся: в осознании ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности;
  • инструментальных компетенций, проявляющихся в готовности применять прикладные программные продукты, использовать вычислительную технику и компьютерные технологии для решения профессиональных задач, способности разрабатывать электронные образовательные ресурсы;
  • профессиональных компетенций, проявляющихся в способности выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом, готовности к организации образовательного процесса с применением компьютерных технологий, способности педагогически обосновывать и реализовывать мультимедиа-средства в учебном процессе и осуществлять психолого-педагогическую экспертизу электронных образовательных ресурсов;
  • социально-личностных компетенций, проявляющихся: в овладении системой коммуникативных и психологических средств организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управления своим психологическим состоянием в условиях общения, готовности к позитивному, доброжелательному стилю общения, способности к самопознанию, самостоятельной деятельности, освоению культурного наследия как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений.

Таким образом, система подготовки студентов в  колледже, предполагает обучение будущих специалистов основам создания электронных образовательных ресурсов и их применению в учебном процессе.

 Использование механизма проектирования электронных образовательных ресурсов является эффективным средством подготовки специалистов, владеющих способностями обобщать, анализировать, систематизировать, проектировать, структурировать, ставить цели, проводить рефлексию собственной деятельности и других способностей, необходимых в различных видах деятельности человека.

Развитие систем программирования явно выявило тенденцию к технологизации электронного образования, использующего в качестве основных педагогических средств: электронные учебники, базы данных, тестовые программы и др. инструменты. При этом роль педагога зачастую состоит лишь в предоставлении образовательного содержания (контента) для программистов, дизайнеров, системных администраторов, которые являются на сегодняшний день «основными» творцами электронных обучающих систем, что приводит к недостаточной эффективности электронных средств обучения.

Сегодня на российском рынке имеются пакеты программ, предназначенных для быстрого и эффективного проектирования мультимедийных электронных презентаций, представлений учебников на CD-ROM. В них предусмотрены максимальная автоматизация работ, основанная на предоставлении преподавателю, разработчику различных вариантов готовых прототипов курсов, встроенных интерактивных тестов и средств общения, библиотека шаблонов и автоматическое создание перекрестных гипертекстовых связей. Необходимо сделать эти программные средства доступными для работы преподавателя и учащихся на уроках.

В этой связи суть исследуемой проблемы сводится к выявлению и психолого-педагогическому обоснованию возможностей электронных образовательных ресурсов (ЭОР).


Разработка электронного образовательного ресурса по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Преподавание дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» требует использования большого количества наглядного материала, позволяющего продемонстрировать тот или иной технологический процесс, экономические модели. В ряде случаев подобрать материал к занятию бывает трудно из-за его отсутствия. В этом случае неоценимую помощь преподавателю может оказать система электронных презентаций наглядных материалов по темам. Еще одна область применения системы электронных образовательных ресурсов – демонстрация высокотехнологичных процессов, которые невозможно продемонстрировать на теоретическом обучении. Записанные на электронные носители мультимедиа презентации уроков позволяют сделать учебный процесс более наглядным, и значит более эффективным.

Объект исследования: использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе.

Предмет исследования: электронные образовательные ресурсы используемые в процессе обучения в учреждениях начального профессионального образования.

Цель исследования: разработка электронного образовательного ресурса по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Задачи исследования:

  1. изучить требования к электронным образовательным ресурсам;
  2. выявить требования к теоретическим знаниям учащихся по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»;
  3. выявить возможности использования электронного образовательного ресурса на уроках информационных технологий;
  4. разработать электронный образовательный ресурс по разделам «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

1. Информационные и коммуникационные технологии в обучении

1.1. Основные подходы в определении понятий ИКТ

Одним из ключевых, является термин «информационные технологии», который многими толкуется неоднозначно.

Технологии (от греческого techno – мастерство и logos – учение) – совокупность приемов, методов, способов. Например, информационные технологии (Information Technology, сокращенно IT, а по-русски: ИТ) – совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения и обработки и распространении информации.

ИКТ служат инструментом информатизации всех сфер деятельности человека.

Информатизация образования – комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств и технологий, теоретической основой информатизации образования являются информатика, теория систем, кибернетика и дидактика.

Информатизация образования системы состоит в использовании потенциальных возможностей современных информационных и коммуникационных технологий для совершенствования механизмов управления на всех уровнях системы, в обновлении содержания образования, в создании электронных учебников и учебных пособий и других электронных образовательных ресурсов.

Информатизация образования процесса состоит в использовании дидактических возможностей современных информационных и коммуникационных технологий во всех формах организации образовательного процесса, в научной разработке на их основе новых образовательных технологий и организационных форм, интенсифицирующих обучение и развитие учащихся не в ущерб их здоровью.

Таким образом, информатизация образования – это обеспечение сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, развития и воспитания.

В настоящее время процесс информатизации обучения принято делить на четыре основных этапа:

  1. Включение в учебный план предмета «информатика».
  2. Оснащение электронными демонстрационными пособиями традиционной классно-урочной образовательной системы.
  3. Внедрение информационных коммуникационных технологий обучения во все виды образовательной деятельности.
  4. Трансформация образовательного учреждения в состояние с качественно новыми системными свойствами, обеспечивающими его переход к деятельности на принципах открытого образования.

Практика информатизации образовательных учреждений выявила ряд проблем. Наиболее важная среди них – проблема «сопротивления преподавателей» внедрению ИКТ, вызванная противоречием между коллективными формами обучения, характерными для классно-урочной системы, и индивидуализацией обучения, порождаемой применением персональных ЭВМ. Преподаватели принимают в основном три направления применения ИКТ:

  • Компьютер как информационное средство для подготовки к занятиям (поиск, отбор, создание, тиражирование информации);
  • Компьютер – средство диагностики, тренинга, коррекции знаний, умений и навыков учащихся;
  • Компьютер – средство облегчения работы с педагогической документацией.

Функцию обучения (а тем более управления деятельностью обучаемых) преподаватели оставляют за собой. Причина этого в том, что они рассматривают компьютер только как одно из новых технических средств обучения, забывая о его качественно новых дидактических характеристиках. Не менее важной является проблема, связанная с правовыми основами распространения информации: авторское право, права учащихся на получение информации, защита от использования информации об учащихся другими лицами им во вред, несанкционированный доступ к базам данных образовательного учреждения и т.д. Однако практика информатизации образовательных учреждений ясно показала, что уже в настоящее время использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет:

  • создать для учащегося:

- непрерывный (поурочный) учет результатов деятельности, что приводит к изменению поведения, улучшению успеваемости и адекватной самооценки;

- психологически комфортные условия для самовоспитания (самоотчет и самоконтроль);

- возможность в любой момент времени проанализировать свои достижения.

  • Преподавателю

- смягчить (или устранить) противоречие между растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи, хранения и обработки;

- вести мониторинг деятельности учащихся;

- оперативно анализировать результаты урока, недели, месяца, полугодия, года обучения;

- реализовать принцип субъектности воспитания посредством методов убеждения, оценки и самооценки.

  • Родителям

- в любое время иметь доступ к сведениям о текущей успеваемости (и другой деятельности) своего ребенка.

Использование ИКТ повышает качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности администрации, преподавателя, родителей и, конечно, учащихся.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Для успешного решения задачи информатизации обучения необходимо знать дидактические возможности ИКТ.

Дидактические возможности ИКТ

Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями: ИКТ позволяют:

  • представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
  • контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;
  • выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников или статей;
  • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
  • мобилизовать внимание обучаемого;
  • значительно снижать временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний:
  • быть точным и объективным в оценке знаний;
  • печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
  • выходить в мировое информационное сообщество
  • использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях.

Перечисленные дидактические возможности ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, воображения, памяти и мобилизуют внимание обучаемого, но и включают его в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений.

Дидактические возможности ИКТ можно реализовать, если интегрировать их в существующие формы обучения или разработать на их основе новые формы обучения.

1.2. Формы использования ИКТ в обучении

Как известно, основной формой организации процесса обучения является урок. Однако существует мнение «…проблема компьютерного обучения связана с тем, что использование компьютера не вписывается в стандартную классно-урочную систему. Компьютер – это средство индивидуального обучения в условиях не лимитированного времени, и именно в этом качестве он должен использоваться. Соответствующие организационные формы учебного процесса и труда преподавателей еще предстоит найти и внедрить в практику».

Исходя из возможности интеграции классно-урочной системы обучения и ИТ. можно предложить следующие формы организации деятельности с использованием электронного пособия:

формы, ориентированные на ученика:

  • индивидуальная работа с обучающей системой;
  • создание и использование на уроках презентаций;
  • моделирование: использование готовых моделей и разработка новых;
  • игровые формы, конкурсы, викторины;
  • сбор информации в Internet;
  • проектный метод работы;
  • автоматические системы тестирования.

формы, ориентированные на преподавателя:

  • создание с помощью Microsoft Office и использование средств организации деятельности;
  • учет успеваемости;
  • использование инструментальных учебных программ.

Интеграция ИКТ и существующих форм обучения

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс (часто его называют процессом компьютеризации обучения) имеет два основных направления.

Первое направление – компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации учебного процесса и частичной автоматизации рутинной работы преподавателя, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний учащихся».

Если использовать все богатство дидактических возможностей ИКТ, то делать это нужно на основе системного подхода, т.е. выбрать второе направление – это более сложный процесс. Он представляет собой, собственно, технологизацию учебного процесса в самом широком смысле этого слова – разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Оно приведет к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, приведет к построению целостных курсов, основанных на использовании новых информационных и коммуникационных технологий по отдельным учебным дисциплинам, что в конечном итоге поднимет образование на качественно более высокий уровень».

1.3. Электронные средства обучения и их использование в подготовке учащихся

На сегодняшний день внедрение информационных технологий в образовательный процесс эффективно повышает уровень качества обучения, но для применения средств ИКТ необходим не только определенный уровень навыков работы на ПК, умений создавать определенные учебные электронные средства (например, мультимедийные презентации), но и наличие определенных категорий электронных образовательных ресурсов. В этом случае учителем – предметником не будет затрачиваться время на создание электронных образовательных ресурсов. Его задача: применять ЭОР в процессе обучения, научиться рационально и оптимально внедрять новые электронные ресурсы при организации образовательного процесса.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования разрабатываются электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) – высокоинтерактивные мультимедийные Интернет - продукты, обеспечивающие все компоненты учебного процесса.

Сегодня все более широкое распространение получает особый вид программной продукции – электронные образовательные ресурсы, число и разнообразие которых весьма велико. Однако многие из имеющихся на рынке ЭОР совершенно не привязаны к государственному стандарту по предмету и часто представляют собой энциклопедический или справочный материал по отдельным темам. Материал учебника по некоторым темам очень обширный, а по некоторым наоборот слишком сжат. Столкнувшись с рядом таких проблем при обучении учащихся, возникла необходимость в создании электронного образовательного ресурса по дисциплине, содержащей основные сведения по той или иной теме предмета с рассмотрением базовых знаний.

Электронный образовательный ресурс выступает как источник дополнительной информации, который хорошо используется учащимися на уроках, дома, где они не ограничены во времени. Электронный образовательный ресурс позволяет учащимся самостоятельно изучить материал по разделам тем, выполнить комплекс тестовых упражнений. Может быть использовано в качестве дополнения либо частичного замещения учебника по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», а в ряде случаев и преподавателя.

Структура электронного образовательного ресурса следующая:

  1. Обучающий интегрированный теоретический курс, состоящий из нескольких глав, в каждой из которых рассматривается несколько тем. 
    В каждой теме обучаемому предоставляется краткий теоретический материал.
  2. Итоговый тест по пройденному материалу. Результаты теста выводятся на экран.
  3. Средства навигации по содержанию материала, включая гиперссылки по фрагментам ЭОР.

Основной особенностью электронного образовательного ресурса является их ориентация на самостоятельную учебную деятельность учащихся при изучении материала. Эффективность этой деятельности зависит не только от научного уровня учебника или пособия, от методики изложения учебной информации, а в большей мере от методики работы с ним, обусловленной структурой и методикой изложения учебного материала.

Структурирование материала должно проводиться в соответствии с основной дидактической целью - создания системы научных знаний у учащихся. Традиционно учебник строится по схеме организации учебной дисциплины (линейная структура). Приводятся теоретические сведения; примеры, методы расчета характеристик и параметров изучаемых явлений, устройств и.т.д., контрольные задания и вопросы; справочные данные; список рекомендуемой литературы. При работе с таким учебником учащиеся, как правило, считают достаточным изучение теоретического материала, выполнение заданий по образцу, т.е. усвоение знаний происходит на уровне «распознавания», «воспроизведения», что приводит к большим трудностям воплощения знаний учащихся в умения и навыки. Кроме того, такая структуризация материала учебника не обеспечивает реализацию дидактического принципа индивидуальности обучения, так как успевающие и неуспевающие учащиеся имеют одинаковый «маршрут» получения учебной информации и одинаковый ее объем.

Электронные образовательные ресурсы нового поколения в отличие от традиционных имеют разветвленную или комбинированную структуру учебного материала. Для таких сложно-структурированных ресурсов используется блочно-модульная модель представления материала. Такая модель структурирования содержания предпочтительна для электронных учебных пособий, так как позволяет в полной мере использовать их преимущества по сравнению с печатными. К таким преимуществам относятся возможность быстрого изменения содержания с сокращением временных затрат по модификации и разработке учебных пособий.

Учебный материал в соответствии с требованиями содержания ГБОУ СПО по изучаемой дисциплине делится на учебные элементы (разделы). На основе рабочей программы с учетом общих целей для данной дисциплины определяется круг типовых задач, которые должен научиться решать учащийся после изучения каждой темы.

Прежде чем приступить к созданию электронной версии образовательного ресурса необходимо было продумать, его содержание (главы, разделы, содержимое страниц, видеофрагменты). Для этого был проведен анализ учебного плана, подготовки специалистов, были выявлены дисциплины, формирующие общую фундаментальную и исследовательскую подготовку специалистов. Весь материал был структурирован, были выделены межпредметные связи с предметами: «Информатика и ИКТ», «Делопроизводство», «Бухгалтерский учёт» и другими.

В основную часть электронного образовательного ресурса входят модуль теоретических и профессиональных знаний с практическими заданиями, содержащий такой объем информации, который позволяет учащимся самостоятельно овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. В теоретическом модуле электронного образовательного ресурса по каждой теме, каждому разделу представлен обязательный минимум содержания учебного материала, изучение которого позволяет учащимся достичь поставленных целей. Для лучшего усвоения учебного материала в теоретическую часть включены сведения об истории открытий, научные сведения о развитие изучаемой области. Такое обращение к жизни имеет большое воспитательное значение для учащихся, позволяет увидеть целостную картину развития в изучаемой области, обеспечивает положительное эмоциональное состояние при обучении. Одним из важнейших структурных компонентов содержания является контроль усвоения изучаемой дисциплины как оценочно-результативная составляющая учебной деятельности.

Электронный образовательный ресурс состоит из разделов:

  1. Оглавление
  2. Информационные технологии в профессиональной деятельности
  3. Словарь терминов.
  4. Литература.
  5. Дополнительная информация

Электронный образовательный ресурс по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработан для учащихся СПО по специальности. Содержание учебного материала соответствует требованиям УМК по дисциплине ««Информационные технологии в профессиональной деятельности», предъявляемым к учебному курсу. Целью курса является формирование системы знаний, умений и навыков в области использования «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

На базе дисциплины спроектирован электронный образовательный ресурс, содержащий теоретический, практический, контролирующий материал.

Разработка электронного образовательного ресурса можно осуществлять в программе «Конструктор сайтов» – это интегрированная среда, содержащая редактор web- страниц, модули управления структурой узла и инструменты публикации узла на сервере, позволяющая создать сайт на основе шаблонов, построить новый сайт с нуля; добавить в сайт страницы; обозначить заглавную страницу; связать страницы сайта с ссылками; добавить на страницы текст и графику; задать структуру страниц при помощи таблиц; создать панели и кнопки навигации; постоянно видеть сайт в процессе создания.

Электронный образовательный ресурс включает в себя следующие группы индексных страниц: «главная» - с указанием содержания; первого уровня – с указанием оглавления по курсу; второго уровня – с исходным учебным материалом (контентом).

Для навигации по представленному ресурсу применяется система текстовых иерархических меню, выполненных по технологии гипертекстовых ссылок, закладки и кнопочное меню с прямыми ссылками. Главное меню размещено на главной странице. Оно позволяет перемещаться по виду представленного материала: лекционный курс, задания для самостоятельной работы, контрольные задания, литература.

Теоретический материал, иллюстрирован таблицами, демонстрационными и интерактивными моделями, набором тестов, предназначенных для самостоятельного решения.

Основная особенность электронного образовательного ресурса состоит в сочетании необходимого теоретического материала с большим числом разнообразных, тщательно подобранных тестов. Обучающийся по данному курсу может не только самостоятельно изучить теоретический материал, подробнее остановившись на наиболее трудном или интересном непосредственно для него, но и может проработать практические задания по необходимой теме.

Использование электронных интерактивных образовательных ресурсов в образовательном процессе позволяет более углубленно изучить материал, ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами. Богатый и красочный иллюстративный материал позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию. При использовании электронных образовательных ресурсов происходит не только репродуктивная деятельность, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему усвоению материала. Очень важен тот факт, что учащийся имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и при самостоятельной работе пользоваться одним и тем же курсом, таким образом, формируется целостный образ изучаемого предмета с его особенностями и нововведениями.

Такие электронные образовательные ресурсы не только повышают скорость, глубину и прочность усвоения информации, но и интерес обучающегося к предмету.

Практика применения образовательного ресурса показала, что учащиеся стали с большей заинтересованностью воспринимать достаточно сложный материал. Теоретические темы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» изучены учащимися на 30% успешнее, чем при традиционной лекционно-конспективной системе. В процессе обучения у большинства учащихся происходит приращение знаний, и они учатся самостоятельности в получении знаний. Кроме этого у неуспевающих учащихся появилась возможность ликвидировать пробелы в знаниях.

Использование электронного образовательного ресурса позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.

Созданные электронные тестовые комплексы по технологии приготовления мучных кондитерских изделий позволяют не только оценить уровень усвоения тем, но и выполнить входящий, текущий и итоговый контроль знаний учащихся, т.е. сделать контроль системным. Электронные тесты позволяют учащимся оценить уровень своих знаний, а также определить перечень слабо усвоенных тем.

Использование электронного образовательного ресурса можно рассматривать со следующих дидактических позиций: это инструмент самообучения; это соединение достоинств хорошего учебника с возможностями компьютера; это индивидуализация процесса обучения.

Применение электронного образовательного ресурса формирует у учащихся умение подбирать и обрабатывать информацию, выполнять практические задания, и т.д. Учащимся не составляет труда написать реферат, курсовую работу, выпускную экзаменационную работу, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. По итогам обучения у учащихся наблюдается повышенный интерес к изучению дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Повышается мотивация к обучению, получению знаний, умений и навыков. В ходе обучения у учащихся проявляются активность и самостоятельность при изучении материала; развивается уровень творческого мышления, умение ставить проблемные вопросы и самостоятельно находить на них ответы. И как следствие у учащихся повышается интерес к процессу обучения, а значит и качество знаний.

Использование в учебно-воспитательном процессе электронных образовательных средств обучения позволяет педагогу добиться следующих результатов:

  1. упростить процесс планирования индивидуальной работы ученика и сократить время на подготовку, за счет использования программного обеспечения;
  2. составить систему заданий для каждого ученика, учитывая его индивидуальные особенности, увеличить объем используемых заданий, в разы сократить время их отбора и тиражирования;
  3. предложить учащимся дополнительную зрительную и слуховую информацию с мультимедийных носителей и из Интернета;
  4. при использовании на уроке сетевой версии электронного пособия появляется возможность контролировать индивидуальную работу каждого ребенка, вносить коррективы и оценивать его деятельность. Учащиеся могут работать в темпе, соответствующем их природным задаткам и уровню подготовленности.

Электронный образовательный ресурс позволяет эффективно применять метод самостоятельных работ на уроках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», организовать обучение в индивидуальном темпе, ликвидировать пробелы в текущей и итоговой подготовке. Электронный образовательный ресурс помогает перейти к созданию современных систем адаптивного обучения и контроля – наиболее эффективных форм научной организации учебного процесса.

Электронный образовательный ресурс снижает утомляемость учащихся за счёт смены видов деятельности, повышает мотивацию обучения за счёт направленности теоретического материала,             создания положительного психологического климата в учебной группе и установлению контакта между педагогом и учащимся. Перечисленные моменты способствуют процессу     формирования             целостного представления учащихся о профессиональной деятельности и повышению уровня сформированности профессиональных знаний и умений.

Использование электронного образовательного ресурса предполагает различные формы организации работы на уроке.

Имея на уроках электронный образовательный ресурс, учащиеся активно слушают, осмысливают, сопоставляют, делают выводы, отбирают факты.

Они активно обсуждают результаты самостоятельной работы, уточняют, дополняют, отмечают положительные моменты, недочёты, ставят уточняющие вопросы по выделению существенного. Постоянная и серьёзная работа с электронным образовательным ресурсом развивает навыки систематизации и обобщения, доказательства своей точки зрения. На основании этого можно сделать вывод, что на современном этапе преподавания дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», ввиду специфичности предмета, его объектов, понятий необходимо использование современных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).


Литература

  1. Вострокнутов И.Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения.- М.: «Госкоорцентр информационных технологий», 2001.-300с.
  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/74844. 19.10.2008г.
  3. Информационные технологии в обучении: Учеб. пособие и лабораторный практикум/ Т.Н. Лебедева, Н.И. Миндоров; Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2004.-164с.
  4. Компьютерные технологии в обучении. http:// www 256.ru/publish/publ-pedag.php/ 20.10.2008г.
  5. Отдел заочного образования Новосибирского государственного педагогического университета. http://www.ozo.nspu.ru -
  6. Технология создания электронных средств обучения. http://www.ido.rudn.ru/ 20.10.2008г.
  7. поколения в вопросах и ответах. http://www.ed.gov.ru/ news/ konkurs/ 5692. 19.10.2008г.
  8. Электронный образовательный ресурс: разработка и применение на уроках. http:// www.tspu tula.ru/ 20.10.2008г.