ИКТ
учебно-методическое пособие на тему

ПРЕСНОВ ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА. СПАМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_avtosohranennyy.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

     Компьютерные сети и сетевые технологии обработки информации стали основой для построения современных информационных систем. В современном мире компьютер следует рассматривать не как отдельное устройство обработки а как окно в компьютерные сети средство коммуникаций с сетевыми ресурсами и другими пользователями сетей.

     Цель данной работы: рассказать об электронной почте е возможностях, раскрыть такие понятия как электронная почта, электронный адрес, почтовые программы. Спам и как с ним бороться.

     С получением данных знаний, можно открыть для себя новые возможности применения информационных технологий, что позволит рационально использовать рабочее время, тем самым повысить производительность своего труда.

  1. Возможности электронной почты

     E-mail работает по принципу обычной почты. Аналогом письма в этом случае является электронное сообщение, вместо почтовых отделений – почтовые серверы, а вместо почтового транспорта – компьютерная сеть.

     Электронная почта – это способ отправки и получения сообщений с помощью компьютерной сети.

     Каждый абонент, подключенный к почтовому серверу имеет свой почтовый ящик, доступ к которому защищен паролем.  Прежде чем попасть с одного сервера на другой, сообщение может проходить ряд промежуточных серверов. Серверы обмениваются сообщениями в автоматическом режиме, маршрут движения сообщения рассчитывается программой – маршрутизатором. Когда сообщение прибывает на сервер назначения, адресат при соединении с сервером получает уведомление о поступлении почты. Таким образом, чтобы получить сообщение, пользователю не обязательно постоянно держать свой компьютер включенным. (1, стр.70)

     Электронная почта зародилась для обмена текстовыми сообщениями через сети. В наше время средства электронной почты позволяют передавать и принимать любые файлы. Электронная почта стала альтернативой обычной бумаге. Произошло это из – за высокой скорости и надежности передачи сообщений. Адресат получает сообщение в течении нескольких минут, не зависимо от места своего нахождения.

     Скорость передачи сообщений ограничивается пропускной способностью линий связи между компьютерами. Если компьютер подключается к сети через модем и телефонную линию, то самым существенным фактором ограничения скорости обмена сообщениями будет качество телефонной линии.

     Локальные системы электронной почты характеризуются секретностью, низкой стоимостью и высокой функциональностью. Существуют два основных вида локальных систем: централизованные системы и системы на основе локальных  сетей.

     Централизованные системы электронной почты строятся на основе большой машины или мини – компьютера, которые выполняют все функции системы электронной почты. Сообщения передаются между терминалами, подсоединенными к центральному компьютеру.

     Системы электронной почты на основе локальных сетей используют несколько персональных компьютеров вместо одной большой ЭВМ. Один или несколько сетевых компьютеров используются как почтовые отделения. Они хранят почту. Существует много программных пакетов электронной почты. К ним относятся Microsoft Outlook Express. Microsoft Mail и д.р. программные пакеты электронной почты состоят из двух частей: клиента и сервера. Программное обеспечение клиента устанавливается на рабочей станции, с ним непосредственно взаимодействует пользователь. Программное обеспечение сервера применяется на сервере сети, выполняющим функции почтового отделения. Серверное программное обеспечение обычно состоит из подсистемы хранения сообщений, транспортной подсистемы, службы каталогов.

     В зависимости от системы электронной почты и местонахождения получателя сообщение может быть получено немедленно, если система работает в режиме непосредственного подключения – online, или в течении некоторого времени, если установлен автономный режим.

Получение почты состоит из следующих процедур:

  • Подключение к системе.
  • Просмотр перечня поступивших сообщений.
  • Выбор сообщения из перечня и его просмотр.
  • Удаление, сохранение или подготовка ответа.

     Сообщение в электронной почте состоит из заголовка и тела. Заголовок обычно включает:

  • Уникальный идентифицированный номер сообщения.
  • Адрес отправителя сообщения.
  • Адрес получателя сообщения.
  • Тему сообщения.
  • Время и дату отправления сообщения.

     Тело представляет собой содержательную часть сообщения. Иногда в конец сообщений автоматически добавляется некоторая информация, например адрес или электронная подпись. Сообщению могут быть заданы некоторые характеристики: время жизни, приоритет, конфиденциальность, отправка сообщения в определенное время. (2, стр. 15)

Системы электронной почты предоставляют пользователям следующие основные возможности:

  1. Оповещение о прибытии почты.
  2. Наличие встроенного текстового редактора.
  3. Наличие нескольких вариантов адресации сообщений.
  4. Присоединение файлов – посылка файла вместе с сообщением.
  5. Чтение почты.
  6. Обработка сообщений.
  7. Хранение сообщений.
  8. Наличие списков рассылки.
  9. Наличие форм отображения структурированной информации.
  10. Распределение полномочий – разрешение или запрещение доступа к ящику.
  11. Обеспечение безопасности .

     Возможности электронной почты могут быть использованы в Интернете. При этом используется система адресов, базирующаяся на доменном адресе компьютера, подключенного к Интернету. Адрес состоит из двух частей: идентификатора пользователя и  доменного адреса компьютера.

2. Адрес электронной почты

     У каждого ящика в Интернете есть свой адрес. Без него невозможно было бы пользоваться почтой. Это значит, если человек отправляет и получат письма по Интернету, адрес у него есть.

     Название ящика у каждого свое – единственное и неповторимое. Поменять его нельзя, можно только зарегистрировать новый ящик, с новым именем. Адрес электронной почты может состоять только из английских букв, цифр и некоторых знаков (. - _ ). Никаких русских букв! Также в его состав входит символ @ - собака. (3, стр. 6)

  Какой мой адрес? Когда человек хочет завести в Интернете почту, он посещает какой – нибудь почтовый сайт ( Яндекс, Рамблер, Gmal. Mail). Потом он проходит регистрацию. Это что – то вроде анкеты. В анкете нужно будет придумать логин – это имя в почтовой системе и пароль – ключ, которым это имя будет открываться.

     Логин – это и есть ключевая часть в названии ящика. Сразу за ним следует значок @. А уж после этого идет название того почтового сайта, на котором вы заводили себе ящик.

     Например, я регистрируюсь на сайте Яндекс. Мой логин «Presnov.yur». Значит мой адрес электронной почты будет: Presnov.yur@yandex.ru . Ни знака +, ни пробела в почте быть не должно. Вот этот адрес я должен сообщить тому человеку, от которого я хочу получить письмо.

     Когда мы заводим себе имя в системе Яндекс, нам дается уникальный логин + @yandex.ru. Но это не все. Дополнительно к каждому логину даются «прибавки»: @ya.ru/ @yandex.com/ @yandex.ua. То есть, вы можете дать кому – то свой адрес в любом формате, и если человек напишет на него письмо, то оно безо всяких проблем попадет к Нам на почту. В качестве логина можно использовать свой номер телефона. Естественно совместно со вставкой почтового сервиса @yandex.ru или другой.

     Свой адрес электронной почты можно узнать внутри ящика. Кстати оно также автоматически вставляется в каждое письмо, которое вы отправляете.

3. Почтовые программы

    Как известно основная масса почтовых сервисов предоставляет доступ к ящикам через веб интерфейс при помощи браузера. Есть категория программ – «почтовые программы» или Почтовые клиенты, которые позволяют получить доступ к почте в обход интерфейса. Именно такие программы и представлены в разделе «Почтовые программы».

     Почтовая программа – программное обеспечение, устанавливаемое на компьютере пользователя и предназначенное для получения, написания, хранения и отправки сообщений электронной почты одного или нескольких пользователь или нескольких учетных записей одного пользователя.

     Основные функции почтовых программ – прием сообщений, их просмотр и создание ответа.

     Почтовый клиент, в отличие от почтового сервера, обычно отправляет сообщение не прямо на сервер получателя, а на один и то же почтовый сервер, выступающий как релей. Почтовая программа принимает почту с одного или нескольких почтовых серверов. Зачастую это тот же сервер, который служит для отправки сообщений.

4.Спам и защита от спама

     Спам – анонимные не запрошенные массовые рассылки электронной почты, засоряющей обычные почтовые ящики. Спам, чаще всего используется для рекламы товаров и услуг, иногда для накручивания счетчиков на сайте, реже для засылки вирусов или троянов. Общей целью является довести информацию до большего числа адресатов. При этом «авторов» рассылок волнует не состав аудитории, а ее количество.

Спам становится социальным злом, рассылка  спама все чаще сопровождается вирусными атаками.

     Первоначально СПАМ (SPAM) появилось в 1963 году.  Оно расшифровывалось, как острая ветчина и было товарным знаком для консервов. Так за словом «спам» закрепилось новое значение, позднее перешедшее в компьютерную терминологию для обозначения рекламных рассылок. (4, стр. 100)

     Существует пять основных целей спама:

  1. Реклама товаров и услуг. Послания такого рода расхваливают какой – либо реальный товар и указываются ссылки на интернет сайт, где можно более подробно ознакомится с предложением.
  2. Реклама денежных пирамид. Обещают «огромную» прибыль, но для начала Вам необходимо выслать Ваши денежные средства в виде процента за перевод.
  3. Засылка троянов. Троян собирает необходимую информацию с Вашего компьютера (пароли, номера телефонов) и отсылает ее обратно.
  4. Платные звонки. Рекламируется товар и указывается номер телефона. Позвонив, Вы услышите автоответчик, а затем получите счет за соединение.
  5. Сбор информации. Под видом опроса или заказа предлагают заполнить анкету и отослать ваши данные по указанному адресу.

     Различают следующие основные виды спама:

  • Антиреклама – запрещенная законодательством реклама, информация, порочащая конкурентов и их продукцию.
  • «Нигерийские письма» - получил свое название благодаря тому, что большинство писем приходит из Нигерии. В письме содержится информация о том, что получатель письма может каким – либо образом получить большую сумму денег, а отправитель может ему в этом помочь. Затем отправитель просит часть денег, в виде небольшого процента, за оформления бумаг или открытия счета.
  • Фишинг – представляет собой попытку спамеров выманить у получателя письма номера кредитных карт, пароли доступа к системе онлайн платежей. Чтобы жертва не догадалась об обмане, дизайн сайта имитирует оформление официальной страницы банка.
  • Компьютеры зомби – использование вируса для того, чтобы захватить большее количество компьютеров, подключенных к сети интернет, и использовать их для рассылки спама.
  • Массовая рассылка писем, содержащих компьютерные вирусы.
  • Рассылка писем, содержащих душещипательные истории.
  • Массовая рассылка от другого лица, для того чтобы вызвать к нему негативное отношение.
  • Массовая рассылка, для вывода почтовой системы из строя.
  • Распространение политической пропаганды. (2, стр. 70)

     Способы распространения спама:

  1. Электронная почта – самый большой поток спама распространяется через электронную почту.
  2. Мгновенные сообщения – с развитием служб мгновенных сообщений спамеры стали использовать их для своих целей.
  3. Социальные сети и сайты знакомств. Большая часть приходящих пользователям сообщений в социальных сетях и сайтах знакомств является спамом, который часто рассылается от имени пользователя. Кроме личных сообщений используются приглашения в группы, заявки на «дружбу».
  4. Блоги, вики, форумы. В последнее время стали популярны веб – сайты, на которых можно оставлять комментарии. На таких страницах может быть размещен спам. В данном случае целью служит увеличение количества входящих ссылок на продвигаемый сайт.
  5. Поисковый спам. Сообщение по сети с рекламой. Станицы и веб – сайты, созданные с целью манипулирования результатами поисковых систем. Проблема заключается в появлении большого количества низкокачественных страниц, не несущих каких – либо полезных для пользователя сведений, что затрудняет работу поисковых систем.
  6. Смс сообщения. Рекламные сообщения и письма, присылаемые на телефон, особенно не приятны тем, что от них трудно защититься.

     Как же спамеры получают наши адреса почтовых ящиков?

  • Адрес опубликован на общедоступном сайте.
  • Если адрес электронного ящика представляет собой не уникальное слово, то оно моет быть подобранно по словарю. У спамеров есть свой специальный словарь.
  • База данных клиентов компании моет быть украдена или продана самими сотрудниками.
  • Если компьютер человека, с которым переписывался владелец данного ящика заражен троянской программой, то все адреса из его книги могут попасть к спамеру.

     И так, какой же вред приносит спам? Ответ очевиден: огромное количество бесполезных сообщений, которые нужно отфильтровать, удалить, это пустая трата времени.

     Как защитить себя от спама? Выбирая адрес электронной почты, следует, по возможности, остановиться на длинном и неудобном для угадывания имени. Никогда не следует отвечать на спам или переходить по содержащимся в нем ссылкам. Не следует публиковать свой адрес электронной почты на общедоступных сайтах. Для личной переписки подберите адрес электронной почты, который трудно угадать. Следить за тем, чтобы были установлены все элементы безопасности. Пользоваться несколькими электронными адресами: одним, для личной переписки,  а другим для общения на форумах и социальных сетях. (3, стр.36)

Заключение

     Таким образом, подводя итог своей работы для себя я открыл следующее: я узнал, что такое спам и как от его защититься, какие бывают виды спама и как спамеры получают наши адреса электронной почты, и что необходимо делать, чтобы этого не произошло.

     Изучая материалы по электронной почте, я узнал как создать почтовый адрес так, чтобы его не смогли узнать спамеры.

Так же я принял во внимание тот факт, что для лучшей работы почты необходимо  два почтовых адреса: первый для личной переписки и общения; второй для регистрации и общения на форумах, блогах, чатах.

Список литературы

  1. Богова Л.Л. Информатика и Икт 6 класс: учебник/ Л.Л. Богова – М.: БИНОМ, 1993. – 220с.
  2. Дуванов А. Азы информатики для учителей: учебное пособие / А. Дуванов – СПб.: БХВ – ПЕТЕРБУРГ, 2004. – 190с.
  3. Дуванов А. Азы информатики для учеников: учебное пособие / А. Дуванов – СПб.: БХВ – ПЕТЕРБУРГ, 2004. – 209с.
  4. Заславская О.Ю. Информатика весь курс для подготовки к ЕГЭ/ О.Ю.Заславская – М.: Эксмо, 2009
  5. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ базовый уровень 10-11 класс: учебник / И.Г. Семкин – М.: Бином, лаборотория знаний, 2008.