Электронный учебник как средство самообразования (на примере электронного учебника MS-Excel)
статья на тему

Рожков Виктор Леонидович

Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Реализация активных методов обучения – одна из основных задач дидактики, которая предполагает активизацию всего процесса, выявление системы, способов, приемов, способствующих повышению активности обучаемых через формирование положительной мотивационной структуры учебно-познавательной деятельности. Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специальных электронных учебных пособий. Что обеспечит структурирование учебной информации на разных уровнях, систематизацию процесса предъявления информации, специальную организацию интерактивного общения. Основное отличие электронного учебника от традиционных печатных изданий заключается в обязательном наличии интерактивного взаимодействия между учащимся и компьютером. Благодаря компьютерным технологиям в электронных учебниках можно использовать не только текст учебного пособия и статичные картинки, но использовать звук, видеофрагменты, анимационные вставки, трехмерные динамические модели. Это позволяет заинтересовать учащегося изучаемым предметом, сделать материал более наглядным.Мой учебник разрабатывался c целью дать базовые навыки работы с MS-Excel обычным пользователям, которые не имею возможности обучаться на специальных курсах, а также научиться самим создавать электронные учебники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektronnyy_uchebnik_kak_sredstvo_samoobrazovaniya.docx758.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Славянский сельскохозяйственный техникум»

ТЕМА: Электронный учебник как средство самообразования

(на примере электронного учебника MS-Excel)

Автор: преподаватель ГБПОУ КК ССХТ Рожков Виктор Леонидович

Славянск-на-Кубани

2016

Введение

Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Реализация активных методов обучения – одна из основных задач дидактики, которая предполагает активизацию всего процесса, выявление системы, способов, приемов, способствующих повышению активности обучаемых через формирование положительной мотивационной структуры учебно-познавательной деятельности.                                                                                Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специальных электронных учебных пособий. Что обеспечит структурирование учебной информации на разных уровнях, систематизацию процесса предъявления информации, специальную организацию интерактивного общения. Основное отличие электронного учебника от традиционных печатных изданий заключается в обязательном наличии интерактивного взаимодействия между студентом и компьютером.        Термин «самообразование» означает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется тем, учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время, студенты и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации. Самообразование позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного образования, нет учебного заведения нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.                                                                        Электронным учебником называется продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса.[13]                                До сих пор основными создателями электронных учебников являются программистские коллективы, для которых важно заявить о себе в качестве разработчиков мультимедийных продуктов. Они вовсе не задумываются о том, как можно использовать разработанный продукт в учебном процессе. Им кажется, что они вложили в продукт все, что могли: электронный учебник богато иллюстрирован, есть гипертекст, гипермедиа, индексы, разнообразные средства навигации и т.д. Удивляет только одно: разработанный продукт почему-то не используется ни учителями, ни студентами. Важнейшее условие повышения эффективности обучения - психологическая, теоретическая и практическая готовность студентов к самостоятельной работе. В то же время известно, что уровень подготовки учеников низкий. Поэтому от преподавателей требуется доучивание их методам самостоятельной работы путем формирования культуры учебного труда, что позволит будущему специалисту не только адаптироваться к условиям обучения, но и создаст предпосылки постоянного профессионального роста в течение всей трудовой деятельности. Сложность решения этой задачи требует постоянного совершенствования учебного процесса и, в частности, постановки самостоятельной работы студентов на научную основу.                                                                        Электронный учебник - наиболее часто встречающаяся форма представления нового материала. Кроме этого электронный учебник может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, а также тесты; т.е. одновременно - это и программное обеспечение по предоставлению знаний и по их контролю. Электронный учебник представляет из себя совокупность параграфов определенных типов. Эти типы - определения, теоремы, пояснения, примеры, доказательства, алгоритмы и др. В данном проекте разработанная система работает с тремя основными типами параграфов - с теоретическими основами, практическим закреплением и самоконтролем.        Электронный учебник должен предоставлять аналогичные (близкие к реальности) возможности. В нем, например, можно использовать на порядок больше иллюстраций, чем в обычном учебнике, фрагменты видеофильмов.

Этот способ представления информации может быть широко использован в учебных дисциплинах, в которых присутствует описательная информация: информатика, география, история, в определенной степени - литература, представление различных экспериментальных установок (физика и химия) и др.

Основные принципы самообразования: установление интерактивного общения между обучающимся и обучающим без обеспечения их непосредственной встречи и самостоятельное освоение определенного массива знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной информационной технологии.

Главной проблемой развития самообразования является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения.

На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения - учащийся; суть технологии - развитие способности к самообразованию; учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности - сотрудничество.

Для создания электронного учебника можно использовать язык гипертекстовой разметки HTML.

Цели электронного учебника:  формирование знаний методов работы с электронным учебником, построение процесса обучения по принципу «ученик - субъект обучения», воспитание культуры работы с компьютером.

Задачи электронного учебника: осуществление интеграции значительных объемов информации на едином носителе, предоставление возможности  выбора индивидуальной схемы изучения материала, позволит отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя таким образом, обратную связь.

Обычные контрольные вопросы в бумажных учебниках заменяются на интерактивные тесты электронных учебников с возможностью оперативной обработки и оценки ответов учащихся непосредственно от компьютера. Как показывает опыт, персональные компьютеры, оснащенные электронными учебниками, действительно становятся ассистентами преподавателей и учителей, принимая на себя огромную рутинную работу по проверке и оценке знаний студентов и школьников.

Благодаря компьютерным технологиям в электронных учебниках можно использовать не только текст учебного пособия и статичные картинки, но использовать звук, видеофрагменты, анимационные вставки, трехмерные динамические модели. Это позволяет заинтересовать ученика изучаемым предметом, сделать материал более наглядным.

Мой учебник разрабатывался c целью дать базовые навыки работы с MS-Excel обычным пользователям, которые не имею возможности обучаться на специальных курсах, а также научиться самим создавать электронные учебники.

Общие сведения о языке HTML

Язык HTML был выбран не случайно. Язык для верстки учебника выбирался по следующим критериям:

  1. Легкость в изучении
  2. Поддержка основных и популярных ОС на данный момент (для работы с этим учебником нужен всего лишь браузер)
  3. Легкость в использовании для изучающего HTML идеально подходил под эти критерии, так же планировалось использовать HTMLв связке с JavaScript, но эта идея была отброшена т.к. на его изучение потребовалось бы много времени. Далее мы опишем конкретно, что такое HTML и его основные теги.

Для подготовки информации и сохранения ее в виде WWW-документов (страниц, сайтов) был разработан специальный язык разметки гипертекста - HTML (Hyper Text Markup Language). Основное назначение языка состоит в представлении текстовой, графической, видео- и аудиоинформации в виде, обеспечивающем минимальный объем передаваемой в сеть информации.

Как любой язык программирования, HTML имеет свою грамматику и правила записи. Формируемый код программы представляет собой текст в формате ASCII (поэтому для создания текста HTML-программы и применяют текстовые редакторы). После составления текста программы в текстовом редакторе его необходимо сохранить в формате HTML.

В отличие от текстового редактора, отображение документа производится не при его создании, а лишь после того как он будет загружен.

Структура HTML-документа. Язык HTML существует в нескольких вариантах, или спецификациях. Как и версии любых программных продуктов, варианты языка HTML пронумерованы: 2.0, 3.0, 3.2, 4.0. Каждая последующая версия представляет собой расширение и дополнение предыдущей. В своей работе я буду рассматривать конструкции HTML версии 4.0, которые поддерживаются последними версиями большинства распространенных браузеров. Все версии создают файлы, сохраняемые с расширениями .html или .htm. Такой документ - это текстовый документ специального формата, в котором обычный текст сочетается с элементами разметки, заключенными в угловые скобки <>, например , , , . Такие элементы разметки называются тегами.

Тэги бывают одиночными, открывающими и закрывающими и состоят из следующих друг за другом в определенном порядке элементов:

левой угловой скобки <;

необязательного символа слэш /, который означает, что тэг является конечным, т.е. закрывающим некоторую структуру, например (символ / можно читать как конец некоторого элемента разметки, например строки или абзаца);

имени тэга, например html;

необязательных атрибутов (тэг может быть без атрибутов или сопровождаться одним или несколькими атрибутами, например align = «center»);

правой угловой скобки>.

Таким образом, открывающий тэг , стоящий в документе HTML и означающий его начало, состоит из html и двух угловых скобок <>, а тэг , указанный в конце Web-документа, содержит еще и символ слэш /, означающий, что этот тэг закрывающий, т. е. указывающий на конец документа

Методические рекомендации по разработке электронного учебника:

На первом этапе разработки электронного учебника целесообразно подобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые наиболее полно соответствуют стандартной программе, лаконичны и удобны для создания гипертекстов, содержат большое количество примеров и задач, имеются в удобных форматах (принцип собираемости).                На втором этапе из полученного набора источников отбираются те, которые имеют большую актуальность и доступность в данный момент, т.к. пользоваться платной и/или не актуальной информацией не совсем целесообразно.                                                                                         На третьем этапе разрабатывается оглавление, т.е. производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом (двух– или трехуровневый индекс).                                                                 На четвертом этапе перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и пишутся те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи. Таким образом, подготавливается проект гипертекста для компьютерной реализации.        

На пятом этапе гипертекст реализуется в электронной форме.                

На шестом этапе разрабатывается компьютерная поддержка: определяется, какие математические действия в каждом конкретном случае поручаются компьютеру и в какой форме должен быть представлен ответ компьютера.                                                                                        В результате создается работающий электронный учебник, который обладает свойствами, делающими его необходимым для студентов, полезным для аудиторных занятий и удобным для преподавателей. Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.                                        На седьмом этапе разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.                На восьмом этапе производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.

На этом заканчивается разработка электронного учебника и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации электронного учебника может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийной компоненты.

Структура электронного учебника

Для упрощения процесса создания электронного учебника были разработаны стандартные фреймы, представляющие собой файлы, в которые необходимо вставить созданные ранее HTML-документы и/или в случае необходимости изменить некоторые параметры.

К стандартным фреймам электронного учебника относятся файлы, представленные в таблице.                                                                        Таблица– Стандартные фреймы электронного учебника

index.htm

Фрейм первой страницы электронного учебника. Содержит:

- верхнюю строку, взятую в синюю рамку, в которой указывается информация о том, что-то приложение, которое было открыто является Электронным Учебником;

- нижнюю строку, взятую в синюю рамку, в которой содержится ссылка на основную страницу учебника для начала изучения материала;

- оставлено пустое пространство для размещения ссылки логотип учебника (см. часть 4).

menu.htm

Фрейм Меню. Содержит ссылки на основные разделы электронного учебника. Располагается в нижней части экрана.

Предлагаемый компьютерный учебник разбит на несколько законченных взаимосвязанных фрагментов, каждый из которых обладает определенной функцией и визуально представлен отдельным модулем.

Начальная страница

Начальная страница была создана, следуя стандартам. В ней содержится название учебника, автор и кнопка с ссылкой на главную страницу(Меню) данного электронного учебника.                                                Начальная страница данного учебника представлена на рисунке ниже.

Главная страница(Меню)

Главная страница содержит фрейм названия, где находится название электронного учебника.

В меню содержатся ссылки: «Основы MS-Excel», «Работа в MS-Excel», «Практические занятия в MS-Excel», Приложения.

Меню данного учебника представлено на рисунке ниже.

Раздел «Основы MS-Excel»

Данный раздел содержит ссылки на уроки по MS-Excel, которые обязательны для изучения, т.к. содержат базовые понятия и приемы работы с MS-Excel: знакомство с  MS – Excel, операции с элементами таблицы, печать документов MS - Excel, типы данных  в MS - Excel.

Раздел данного учебника представлен на рисунке ниже.

Раздел «Работа в MS-Excel»

Данный раздел содержит ссылки на уроки по MS-Excel, в которых рассматривается: оформление данных,  создание диаграмм, работа с: формулами, с функциями, с окнами, с базами данных, с панелями инструментов.

Раздел данного учебника представлен на рисунке ниже.

Раздел «Практические занятия по MS-Excel»

Раздел содержит краткое описание практических работ и порядок их выполнения. В нем содержатся ссылки на каждую практическую работу. Практические работы размещаются в отдельных HTML-документах. Причем все работы взаимосвязаны между собой, представляя сквозную задачу. Студенты начинают свою работу с создания простой таблицы: экзаменационной ведомости, т.е. формируют структуру таблицы и заполняют ее постоянными данными. Затем, используя технологию работы с формулами, по мере выполнения работы, учащимся предлагается, используя в формулах различные функции и присваивая ячейкам имена, автоматизировать процесс расчетов. В конце выполнения работы студенты создают ведомость назначения стипендии по итогам экзаменационной сессии, выполняют построение диаграмм по данным таблицы, а также редактирование диаграмм.

Раздел данного учебника представлен на рисунке ниже.

C:\Users\USer\Documents\Lightshot\Screenshot_1.png

Раздел «Приложения»

Данный раздел включает в себя два подраздела: «Самоконтроль» и «Приложения к MS – Excel».

Раздел данного учебника представлен на рисунке ниже.

В первом подразделе приведены тестовые задания для самопроверки студентов, вопросы для самоконтроля, примеры практических задач и задачи для самостоятельного решения.

Данный подраздел учебника представлен на ниже приведенном рисунке.

Во втором подразделе приведена справочная информация по: панелям инструментов MS-Excel, операциям в формулах, адресации, сравнения, назначению функциональных клавиш, сообщениям об ошибках.

В электронном учебнике реализована система навигации - ее целью является осуществление перемещения пользователей по учебнику: обращаться к содержанию, подпунктам или тестовым заданиям.                                Навигация между разделами электронного учебника и между блоками осуществляется с помощью гиперссылок. Взаимосвязь между разделами осуществляется через содержание, согласно которому обучаемый может перейти к любому разделу учебника.

Руководство для пользователя

Для начала работы пользователя с данным учебником достаточно запустить файл «index.htm». При этом откроется начальная страница данного электронного учебника. Работа начинается с главного окна учебника «Меню», где имеются различные ссылки. Чтобы приступить к изучению данного материала необходимо щелкнуть левой клавишей манипулятора типа «мышь» на ссылке интересующей темы страницы «Меню».

Если Вам необходимо быстро перейти к другой теме, можно воспользоваться кнопками быстрого перемещения находящиеся на каждом окне.

C:\Я\2ПИ_АндрейБогдан\Учебник MS-Excel\Glava16\Back.gif

C:\Я\2ПИ_АндрейБогдан\Учебник MS-Excel\Glava16\Menu.gif

C:\Я\2ПИ_АндрейБогдан\Учебник MS-Excel\Glava16\For.gif

Рисунок – Кнопки быстрого перемещения

Для ознакомления с материалом к практическим работам выберите одну из вкладок «Практические занятия». Здесь Вы найдете все нужные Вам данные для той или иной практической работы.

Чтобы лучше усвоить материал, в данном учебнике имеются примерные тестовые задания, которые вы можете посмотреть, выбрав вкладку «Самоконтроль»

А в ней вкладка «Тесты».

При прохождении тестирования, если ответ будет верный – то к примеру смайлик будет весёлый, а если ответ неверен – грустный.

Приложения для Excel:

  • Панели инструментов.

В этом разделе описываются основные команды и их назначение.

  • Арифметические операции

Здесь описаны основные формулы и их обозначение.

  • Операции сравнения.

Здесь описаны обозначения и их операции

  • Операции адресации

  • Назначение функциональных клавиш

В этом разделе описаны основные клавиши для работы с Excel

  • Сообщение об ошибках.

В этом разделе описаны ошибки и их расшифровка

Заключение

Данный мультимедийный электронный учебник «Учебник MS-Excel», разработанный в ходе выполнения данной работы, является актуальным на сегодняшний день, так как многие пользователи нуждаются в автоматизированном простом и быстром средстве обучения. Данное пособие является ресурсным средством, которое может изменяться и дополняться в соответствии с изменениями конфигурации программы, или же индивидуальными особенностями студентов. Этот электронный учебник также может помочь педагогу эффективно справляться с задачами преподавания и творчески строить свою работу.

Электронный учебник «Учебник MS-Excel» содержит в себе теоретический материал, приложения, в которых рассматриваются основные операции работы с программой Microsoft Excel, сообщения об ошибках, назначение функциональных клавиш в программе, вопросы для самоконтроля, интерактивные тесты, задачи для самостоятельного решения, а также разработанные задания для выполнения практических работ. Причем все работы взаимосвязаны между собой, представляя сквозную задачу. Студенты начинают свою работу с создания простой таблицы: экзаменационной ведомости, т.е. формируют структуру таблицы и заполняют ее постоянными данными. Затем, используя технологию работы с формулами, по мере выполнения работы, учащимся предлагается, используя в формулах различные функции и присваивая ячейкам имена, автоматизировать процесс расчетов. В конце выполнения работы студенты создают ведомость назначения стипендии по итогам экзаменационной сессии, выполняют построение диаграмм по данным таблицы, а также редактирование диаграмм.        

Именно такая приближенность пособия к реальной работе с программой Microsoft Excel и делает его особенно полезным.                        

Электронный учебник представляет собой логически структурированное и содержательно наполненное практическое руководство, которое может быть использовано преподавателями СПО, а также студентами как очной, так и заочной формы обучения для освоения программы Microsoft Excel.                                                                                Коррекции легко выполнить посредством программы Microsoft Word, являющейся составной частью пакета Microsoft Office.                                        Разработанный учебник устойчиво выполняет все свои функции, что делает его применимым к многим областям деятельности.

При создании электронного учебника автор не только расширит свои знания по созданию электронных учебников, но и научится работать с гиперссылками, разрабатывать различные анимации с элементами мультимедиа и затем внедрять их в сам учебник.        

Использованная литература

  1. Глушаков С. В., А. С. Сурядный, М. А. Струков- Самоучитель Office 2013
  2. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс: http://www.ict.edu.ru/]
  3. Киселёв С.В. и др. Оператор ЭВМ. – М.:ПрофОбрИздат, 2010. – 203 с.
  4. Лавренов С.М. Excel: Сборник примеров и задач. –М.: Финансы и статистика, 2013г.
  5. Леонтьев Виталий Петрович Электронная книга: Владимир
  6. Мотов В. В. Word, Excel, PowerPoint 2013г.
  7. Нечипоренко Е. MS Excel 2013г. Продвинутый курс.
  8. Образовательные ресурсы Интернета - Информатика.  [Электронный ресурс: http://www.alleng.ru/edu/comp4.htm].
  9.  Прохоренок Н, Дронов В- Книга HTML Издательство: СПб.: БХВ-Петербург Источник: http://forcoder.ru/html-css/
  10. Пташинский В: Самоучитель Word 2013г. samoychiteli.ru/
  11. Пташинский  «Самоучитель Word 2013» Новейший самоучитель Word 2013г.
  12. Печников В.Н.Создание Web-сайтов и Web-страниц. – М. Изд-во Триумф, 2007. – 464 с.
  13. Романченко, Т.Н. Проектирование обучающего воздействия в электронных учебных пособиях по информатике // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / Т.Н. Романченко Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. - 167 с.
  14. Серогодский В.В. и др. Excel 2013г. Полное руководство.
  15. Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А. Общая информатика: Учебное пособие для старшей школы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. – 592 с.
  16. Тихонравов А.Н., Прокди А.К., Колосков П.В., Клеандрова И.А.и др. Microsoft Office 2007. Все программы пакета. – СПб.: Наука и техника, 2008.
  17. Уокенбах Дж. Excel 2013г. Трюки и советы Джона Уокенбаха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные задания к учебнику "Современные средства связи" под редакцией А.Л.Луговой для студентов 3 курса (5 семестр) спец.-ти "Сети связи и системы коммутации"

Данная методическая разработка предназначена для студентов 3 курсов специальности «Сети связи и системы коммутации». В данном пособии представлены дополнительные задания, переводные упражнения к учебн...

«Факторы и пути повышения эффективности использования основных средств предприятия на примере хозяйства ЗАО «Острогожсксадпитомник»

Проектная работа на тему «Факторы и пути повышения эффективности использования основных средств предприятия на примере  хозяйства ЗАО «Острогожсксадпитомник»...

Организация игровых форм проведения урока с использованием средств ИКТ на примере урока по теме «Класс пресмыкающиеся».

Использование ИКТ в процессе обучения позволяют сделать урок интересным и красочным, но и заинтересовать учащихся вовлечением в процесс обучения с помощью игровой деятельности....

Использование электронной Базы Знаний средствами лингафонной лаборатории SANAKO Study 1200.

Статья по методике преподавания английского языка. Рассматривается возможность применения лингафонной лаборатории на уроке....

Электронные учебники как средство обучения в условиях модульно – компетентностного подхода

Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании - модель организации учебного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает совокупность профессиональных компетенций обучающег...

Презентация к 1-му уроку учебника Л.Г.Емохоновой Мировая художественная культура: учебник для 10 класса. Базовый уровень.

Презентация разработана в помощь обучающимся по специальности  43.01.02 Парикмахер на базе основного общего образования с  получением среднего (полного) общего образования  по учебной д...

Использование специализированных электронных ресурсов как средство интенсификации процесса подготовки студентов по направлению «Веб-дизайн и разработка»

Презентация к выступлению на заседании РУМО по теме "Использование специализированных электронных ресурсов  как средство интенсификации процесса подготовки студентов по направлению &laq...