Рабочая программа по дисциплине "Элементы математической логики" для специальности "Программирование в компьютерных системах"
рабочая программа по теме

Схаплок Асиет Асхадовна

Рабочая программа составлена на основе ФГОС СПО и учебного плана филиала МГТУ в поселке Яблоновском по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах». Общая трудоемкость дисциплины составляет 126 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_en_02_09_02_03.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Филиала федерального  государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования

«Майкопский государственный технологический университет»

в поселке Яблоновском

Политехнический колледж

Предметная (цикловая) комиссия информационных и математических дисциплин

Утверждаю

Зам. директора по СПО

_______________ А.З. Рысьмятов

«____»_______________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине          ЕН. 02 Элементы математической логики                                         .

по программе базовой подготовки

по специальности          09.02.03  Программирование в компьютерных системах      .

квалификация выпускника          техник-программист                                              .

форма обучения                  очная                                                                                             .

Яблоновский –2016


Рабочая программа составлена на основе ФГОС СПО и учебного плана филиала МГТУ в поселке Яблоновском по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

Составитель рабочей программы:

Преподаватель первой категории ________________ Схаплок А.А.
                                                                      
подпись

Рабочая программа утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии информационных и математических дисциплин «____»____________2016г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии ________________ Схаплок А.А.
                                                                              
подпись

Методист колледжа

«____»____________2016г. ________________ Алескерова А.А.
                                                                
подпись

Председатель выпускающей

предметной (цикловой) комиссии ________________ Схаплок А.А.
                                                                    
подпись


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели:

  • формирование систематизированных знаний в области математической логики, представлений о проблемах оснований математики и роли математической логики в их решении;
  • развитие логического мышления, логической культуры и интуиции, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об их идеях и методах математики;
  • воспитание средствами культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

Задачи:

  • сформировать у студентов представление о роли, которую играет математическая логика в современной математике и информатике, в первую очередь, в основаниях математики;
  • сформировать представление о математически точном построении логических исчислений, аксиоматических системах и доказательствах теорем в рамках аксиоматических систем;
  • привить учащимся навыки работы с математическими объектами, математическую строгость мышления, совершенно необходимую для исследовательской работы в области математики и других точных и естественных наук;
  • сформировать круг задач, решаемых с помощью математической логики, и методы, применяемых для их решения. Это в первую очередь относится к задачам искусственного интеллекта, решение которых немыслимо без привлечения методов математической логики.


2. Место дисциплины в структуре

Математика является наукой, в которой все утверждения доказываются с помощью умозаключений, то есть путем использования законов человеческого мышления. Изучение законов человеческого мышления является предметом логики. Применение математики к логике позволило представить логические теории в новой удобной форме и применить вычислительный аппарат к решению задач, малодоступных человеческому мышлению, и это, конечно, расширило область логических исследований.

Особенности математического мышления объясняются особенностями математических абстракций и многообразием их взаимосвязей. Они отражаются в логической систематизации математики, в доказательстве математических теорем. В связи с этим современную математическую логику определяют как раздел математики, посвященный изучению математических доказательств и вопросов оснований математики.

Одной из основных причин развития математической логики является широкое распространение аксиоматического метода в построении различных математических теорий, в первую очередь, геометрии, а затем арифметики, теории групп и т.д.

Рабочая программа учебной дисциплины «Математическая логика» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

Учебная дисциплина «Математическая логика» формирует базовый уровень знаний для освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин.

В структуре рабочей программы можно выделить три основные раздела:

  • теория множеств;
  • алгебра логики;
  • логика предикатов.

Программа рассчитана на 126 часов. Это соответствует базовому уровню среднего профессионального образования. Итоговый контроль знаний по данной дисциплине осуществляется в виде зачета.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

3.1. Техник-программист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3.2. Техник-программист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.

ПК 3.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 126 часов

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

4

Аудиторные занятия (всего)

78

34

44

в том числе:

лекции (Л)

52

24

28

практические занятия (ПЗ)

26

10

16

семинары (с)

-

-

-

лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)

48

26

22

в том числе:

курсовой проект (работа)

-

-

-

расчетно-графические работы

16

12

4

выполнение домашней работы

18

8

10

работа с конспектом лекций

14

6

8

Форма промежуточной аттестации:

ИКР

ДЗ

Общая трудоемкость

126

60

66


5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Структура дисциплины

п/п

Раздел дисциплины

Семестр/неделя семестра

Виды учебной дисциплины, включая самост. и трудоемкость

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Л

ПЗ

ЛР

СРС

1.

Теория множеств

3 / 1-8

12

4

10

Тестирование

2.

Алгебра логики

3 / 9-17

4 / 1-11

12

12

6

10

16

8

Интегрированный контроль

3.

Логика предикатов

4 / 12-22

16

6

14

Тестирование

Итого

52

26

-

48

Промежуточная аттестация

ИКР, ДЗ


5.2. Содержание разделов дисциплины «Элементы математической логики», образовательные технологии

№ п/п

Наименование тем

Трудоёмкость

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии

1

2

3

4

5

6

7

1.

Основные понятия теории множеств

2

Понятие множество. Конечные и бесконечные множества, пустое множество. Подмножество, количество конечного множества.

ОК 1-10

ПК 1.1

ПК 1.1

ПК 2.4

ПК 3.4

 знать:

- понятие множество;

- виды множеств;

- понятие подмножества, формулу количества подмножества конечного множества;

уметь:

- решать задачи на подсчет количества элементов в объединении нескольких конечных множеств.

Лекция

СРС

2.

Операции над множествами

6

- Операции над множествами (объединение, пересечение, дополнение, теоретико-множественная разность) и их свойства. Диаграммы Венна.

- Основные тождества алгебры множеств

Практическая работа № 1

ОК 1-10

ПК 1.1

ПК 1.1

ПК 2.4

ПК 3.4

знать:

- операции над множествами (объединение, пересечение, дополнение, разность) и их свойства;

- основные тождества алгебры множеств;

уметь:

- выполнять операции над множествами;

- применять теоретико-множественные диаграммы

Лекция

Практическое занятие

СРС

3.

Декартово произведение множеств

4

Декартово произведение множеств. Декартова степень множества.

Практическая работа № 2

ОК 1-10

ПК 1.1

ПК 1.1

ПК 2.4

ПК 3.4

знать:

- определение декартова произведения, декартовой степени;

- свойства декартова произведения;

уметь:

- находить декартово произведение множеств

Лекция

Практическое занятие

СРС

4.

Отношения на множестве

4

Понятие бинарного отношение. Диаграммы бинарного отношения. Рефлексивные бинарные отношения. Симметричные бинарные отношения. Транзитивные бинарные отношения. Отношения эквивалентности; теорема о разбиении множества на классы эквивалентности.

ОК 1-10

ПК 1.1

ПК 1.1

ПК 2.4

ПК 3.4

знать:

- понятия бинарное отношение, рефлексивное бинарное отношение;

- симметричное бинарное отношение, транзитивное бинарное отношение;

- отношение эквивалентности, теорема о разбиении множества на классы эквивалентности;

уметь:

- строить диаграмму бинарного отношения;

- проверять бинарное отношение на рефлективность, симметричность, транзитивность;

- выделять классы эквивалентности (в случае, если бинарное отношение является отношением эквивалентности).

Лекция

СРС


1

2

3

4

5

6

7

5

Основные понятия алгебры логики

2

Понятие высказывание.

ОК 1-10

ПК 1.1

ПК 1.1

ПК 2.4

ПК 3.4

знать:

- понятие высказывания, виды высказываний;

- истинностное значение высказываний;

уметь:

- определять истинностное значение высказываний

Лекция

СРС

6.

Логические операции. Таблицы истинности

8

- Основные логические операции (дизъюнкция, конъюнкция импликация, эквиваленция, отрицание).

- Таблицы истинности и методика их построения.

Практическая работа № 3

Практическая работа № 4

ОК 1-10

ПК 1.1

ПК 1.1

ПК 2.4

ПК 3.4

знать:

- основные логические операции;

- понятие таблица истинности;

- методику построения таблицы истинности;

уметь:

-строить таблицы истинности

Лекция

Практическое занятие

СРС

7.

Законы логики

4

Законы логики. Тождественно-истинные и тождественно-ложные формулы. Равносильные формулы, свойства

ОК 1-10

ПК 1.1

ПК 1.1

ПК 2.4

ПК 3.4

знать:

- законы логики;

- понятия тождественно-истинных и тождественно-ложных формул логики;

- равносильные формулы, их свойства;

уметь:

- устанавливать тождественную истинность или ложность формул логики

Лекция

СРС

8.

Формулы логики

6

Формулы логики. Методика упрощения формул логики с помощью равносильных преобразований. Методика проверки двух формул на равносильность.

Практическая работа № 5

Практическая работа № 6

ОК 1-10

ПК 1.1

ПК 1.1

ПК 2.4

ПК 3.4

знать:

-понятие формул логики;

- методику упрощения формул логики;

- методы проверки на равносильность двух или более формул логики;

уметь:

- применять законы логики при преобразовании формул;

- определять равносильность формул логики

Лекция

Практическое занятие

СРС

9.

Булева функция

4

Понятие булева функция. Носитель булевой функции. Способы задания булевой функции. Представления булевой функции в виде формулы логики.

ОК 1-10

ПК 1.1

ПК 1.1

ПК 2.4

ПК 3.4

знать:

- понятие булева функция;

- способы задания булевой функции;

уметь:

- представлять булеву функцию в виде формулы логики

Лекция

СРС

10.

Дизъюнктивная нормальная форма

8

Дизъюнктивная нормальная форма (ДНФ). Совершенная ДНФ. Минимальная ДНФ. Представление булевой функции в виде ДНФ, СДНФ и МДНФ.

Практическая работа № 7

Практическая работа № 8

ОК 1-10

ПК 1.1

ПК 1.1

ПК 2.4

ПК 3.4

знать:

- понятие ДНФ, СДНФ и МДНФ;

- методику приведения булевой функции к ДНФ, СДНФ, МДНФ;

уметь:

- приводить булеву функцию к ДНФ, СДНФ, МДНФ

Лекция

Практическое занятие

СРС

11.

Конъюнктивная нормальная форма

8

Конъюнктивная нормальная форма (КНФ). Совершенная КНФ. Минимальная КНФ. Представление булевой функции в виде КНФ, СКНФ и МКНФ.

Практическая работа № 9

Практическая работа № 10

ОК 1-10

ПК 1.1

ПК 1.1

ПК 2.4

ПК 3.4

знать:

- понятие КНФ, СКНФ и МКНФ;

- методику приведения булевой функции к КНФ, СКНФ, МКНФ;

уметь:

- приводить булеву функцию к КНФ, СКНФ, МКНФ

Лекция

Практическое занятие

СРС


1

2

3

4

5

6

7

12.

Предикаты

4

Понятие предикат. Область определения, область истинности и область ложности  предиката.

ОК 1-10

ПК 1.1

ПК 1.1

ПК 2.4

ПК 3.4

знать:

- понятие предикат;

- область истинности, область ложности, область определения предиката;

уметь:

- определять область истинности, область ложности, область определения предиката

Лекция

СРС

13.

Логические операции над предикатами

6

Логические операции над предикатами.

Практическая работа № 11

ОК 1-10

ПК 1.1

ПК 1.1

ПК 2.4

ПК 3.4

знать:

- логические операции над предикатами;

уметь:

- производить логические операции над предикатами

Лекция

Практическое занятие

СРС

14.

Кванторы

4

Квантор существования. Квантор всеобщности. Квантор существования и единственности. Кванторные операции над предикатами. Понятие предикатная формула; свободные и связанные переменные.

ОК 1-10

ПК 1.1

ПК 1.1

ПК 2.4

ПК 3.4

знать:

- кванторы существования, всеобщности и существования и единственности;

- кванторные операции над предикатами;

- понятие предикатная формула, свободная переменная и связанная переменная;

уметь:

- записывать область истинности для предикатов, содержащих кванторные операции

Лекция

СРС

15.

Кванторные операции над предикатами

8

Построение отрицаний к предикатам, содержащим кванторные операции. Формализация предложений с помощью логики предикатов. Следование одного предиката из другого; равносильность предикатов

Практическая работа № 12

Практическая работа № 13

ОК 1-10

ПК 1.1

ПК 1.1

ПК 2.4

ПК 3.4

знать:

- методику построения отрицания к предикатам, содержащим кванторные операции;

уметь:

- строить отрицания к предикатам, содержащим кванторные операции;

- формализовывать предложения с помощью логики предикатов;

- проверять два предиката на следование одного из другого и на равносильность

Лекция

Практическое занятие

СРС


5.3. Практические и семинарские занятия, их наименования, содержание и объем в часах

№ п/п

Раздел дисциплины

Наименования практических занятий

Объем в часах

1.

Теория множеств

ПР № 1. Операции над множествами

2

2.

Теория множеств

ПР № 2. Нахождение декартового произведения множеств

2

3.

Алгебра логики

ПР № 3. Логические операции над высказываниями

2

4.

Алгебра логики

ПР № 4. Построение таблицы истинности для формулы логики

2

5.

Алгебра логики

ПР № 5. Упрощение формул логики с помощью равносильных преобразований

2

6.

Алгебра логики

ПР № 6. Проверка двух формул на равносильность

2

7.

Алгебра логики

ПР № 7. Представление формулы логики в виде ДНФ

2

8.

Алгебра логики

ПР № 8. Представление формулы логики в виде СДНФ и МДНФ

2

9.

Алгебра логики

ПР № 9. Представление формулы логики в виде КНФ

2

10.

Алгебра логики

ПР № 10. Представление формулы логики в виде СКНФ и МКНФ

2

11.

Логика предикатов

ПР № 11. Логические операции над предикатами

2

12.

Логика предикатов

ПР № 12. Кванторные операции над предикатами

2

13.

Логика предикатов

ПР № 13. Проверка двух предикатов на равносильность

2

5.4. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах

Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены

5.5. Примерная программа курсовых проектов (работ)

Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен


5.6. Самостоятельная работа студентов

Содержание и объем самостоятельной работы студентов

п/п

Раздел рабочей программы

Перечень домашних заданий других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки выполнения (семестр/неделя семестра)

Объем в часах

1.

Теория множеств

расчетно-графические работы – диаграммы Эйлера-Венна

3 / 1-2 нед.

4

выполнение домашней работы (решение задач)

3 / 1-8 нед.

4

работа с конспектом лекций

3 / 1-8 нед.

2

2.

Алгебра логики

расчетно-графические работы –  построение таблиц истинности

3 / 9-17 нед.

8

выполнение домашней работы (решение задач)

3 / 9-17 нед.

4 / 1-11 нед.

4

4

работа с конспектом лекций

3 / 9-17 нед.

4 / 1-11 нед.

4

4

3.

Логика предикатов

расчетно-графические работы – построение полигона и гистограммы

4 / 12-22 нед.

4

выполнение домашней работы (решение задач)

4 / 12-22 нед.

6

работа с конспектом лекций

4 / 12-22 нед.

4


6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения

6.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля

6.1.1. Тест по разделу «Теория множеств»

1 ВАРИАНТ

1.

Множество, состоящее из тех и только тех элементов, которые принадлежат и множеству А, и множеству В, называется

а)

разностью множеств

в)

объединением множеств

б)

симметрической разностью множеств

г)

пересечением множеств

2.

Множество, состоящее из всех тех элементов, которые  принадлежат хотя бы одному из множеств А или В, называется

а)

пересечением множеств

в)

объединением множеств

б)

симметрической разностью множеств

г)

разностью множеств

3.

Объединением множеств А={-5;-1;0;1;2} и В={-7;-1;0;1;7} является множество

а)

{-1;0;1}

в)

{-7;-5;-1;0;1;2;7}

б)

{-5;-1;0;1;2;-7;-1;0;1;7}

г)

{-7;-5;2;7}

4.

Пересечением множеств А={-5;-1;0;1;2} и В={-7;-1;0;1;7} является множество

а)

{-1;0;1}

в)

{-7;-5;-1;0;1;2;7}

б)

{-5;-1;0;1;2;-7;-1;0;1;7}

г)

{-7;-2;2;7}

5.

Разностью А-В множеств А={-5;-1;0;1;2} и В={-7;-1;0;1;7} является множество

а)

{-7;-5;2;7}

в)

{-1;0;1}

б)

{-5;-1;0;1;2;-7;-1;0;1;7}

г)

{-5;2}

6.

Разностью В-А множеств А={-5;-1;0;1;2} и В={-7;-1;0;1;7} является множество

а)

{-5;-1;0;1;2;-7;-1;0;1;7}

в)

{-1;0;1}

б)

{-7;7}

г)

{-7;-5;2;7}

7.

Множество всевозможных упорядоченных пар элементов множества М называется

а)

подмножеством множества М

в)

отношением множества М

б)

квадратом множества М

г)

парой множества М

8.

Отношение R называется … на множестве М, если для каждой пары элементов а и b из множества М из отношения aRb следует отношение bRa

а)

полным

в)

транзитивным

б)

рефлексивным

г)

симметричным

9.

Отношение R называется … на множестве М, если ни для какого элемента а из множества М не выполняется отношение aRa

а)

симметричным

в)

рефлексивным

б)

антисимметричным

г)

антирефлексивным

10.

Отношение R называется … на множестве М, если для любых трех элементов а, b и c из множества М из отношений aRb и bRс следует отношение не аRс

а)

антитранзитивным

в)

антирефлексивным

б)

транзитивным

г)

неполным

11.

Отношение R на множестве М, которое одновременно рефлексивно, симметрично и транзитивно называется

а)

отношением строгого порядка

в)

отношением полного порядка

б)

отношением порядка

г)

отношением эквивалентности

12.

Отношение R на множестве М, которое одновременно антисимметрично, транзитивно и полное называется

а)

отношением неполного порядка

в)

отношением строго порядка

б)

отношением полного порядка

г)

отношением нестрого порядка

13.

Отношение R на множестве М, которое одновременно антисимметрично, транзитивно и антирефлексивно называется

а)

отношением строго порядка

в)

отношением неполного порядка

б)

отношением полного порядка

г)

отношением нестрого порядка

14.

Отношение R на множестве М, которое одновременно антисимметрично, транзитивно, антирефлексивно и полное называется

а)

отношением полного нестрого порядка

в)

отношением полного строго порядка

б)

отношением неполного строго порядка

г)

отношением неполного нестрого порядка

15.

Отношение R на множестве М, которое одновременно антисимметрично, транзитивно, рефлексивно и полное называется

а)

отношением неполного нестрого порядка

в)

отношением неполного строго порядка

б)

отношением полного строго порядка

г)

отношением полного нестрого порядка


2 ВАРИАНТ

1.

Множество, состоящее из тех и только тех элементов множества А, которые не содержатся в В, называется

а)

разностью множеств А-В

в)

объединением множеств

б)

разностью множеств В-А

г)

пересечением множеств

2.

Дополнением множества А до универсального множества U называется множество, состоящее из тех и только тех элементов, которые

а)

не принадлежат U и не принадлежат А

в)

не принадлежат U, но принадлежат А

б)

принадлежат U и принадлежат А

г)

принадлежат U, но не принадлежат А

3.

Объединением множеств А={-2;-1;0;1;2} и В={-3;-1;0;1;3} является множество

а)

{-3;-2;2;3}

в)

{-1;0;1}

б)

{-2;-1;0;1;2;-3;-1;0;1;3}

г)

{-3;-2;-1;0;1;2;3}

4.

Пересечением множеств А={-2;-1;0;1;2} и В={-3;-1;0;1;3} является множество

а)

{-3;-2;-1;0;1;2;3}

в)

{-1;0;1}

б)

{-2;-1;0;1;2;-3;-1;0;1;3}

г)

{-3;-2;2;3}

5.

Разностью А-В множеств А={-2;-1;0;1;2} и В={-3;-1;0;1;3} является множество

а)

{-2;-1;0;1;2;-3;-1;0;1;3}

в)

{-1;0;1}

б)

{-2;2}

г)

{-3;-2;2;3}

6.

Разностью В-А множеств А={-2;-1;0;1;2} и В={-3;-1;0;1;3} является множество

а)

{-3;3}

в)

{-1;0;1}

б)

{-2;-1;0;1;2;-3;-1;0;1;3}

г)

{-3;-2;2;3}

7.

Элементы a и b некоторого множества, взятые в определенном порядке, называют

а)

упорядоченной парой

в)

координатами

б)

неупорядоченной парой

г)

парой

8.

Отношение R называется … на множестве М, если для всякого элемента а из множества М выполняется отношение aRa

а)

симметричным

в)

транзитивным

б)

рефлексивным

г)

полным

9.

Отношение R называется … на множестве М, если для несовпадающих элементов а и b из множества М из отношения aRb следует отношение не bRa

а)

симметричным

в)

антисимметричным

б)

антирефлексивным

г)

рефлексивным

10.

Отношение R называется … на множестве М, если для любых трех элементов а, b и c из множества М из отношений aRb и bRс следует отношение аRс

а)

симметричным

в)

транзитивным

б)

полным

г)

рефлексивным

11.

Отношение R называется … на множестве М, если для всякой пары несовпадающих элементов а и b из множества М, по меньшей мере, одно из отношений aRb или bRa имеет место

а)

полным

в)

транзитивным

б)

неполным

г)

симметричным

12.

Отношение R на множестве М, которое одновременно антисимметрично и транзитивно называется

а)

отношением эквивалентности

в)

отношением симметричности

б)

отношением порядка

г)

отношением рефлексивности

13.

Отношение R на множестве М, которое одновременно антисимметрично, транзитивно и неполное называется

а)

отношением строго порядка

в)

отношением неполного порядка

б)

отношением полного порядка

г)

отношением нестрого порядка

14.

Отношение R на множестве М, которое одновременно антисимметрично, транзитивно и рефлексивно называется

а)

отношением полного порядка

в)

отношением неполного порядка

б)

отношением строго порядка

г)

отношением нестрого порядка

15.

Отношение R на множестве М, которое одновременно антисимметрично, транзитивно, антирефлексивно и неполное называется

а)

отношением неполного нестрого порядка

в)

отношением неполного строго порядка

б)

отношением полного строго порядка

г)

отношением полного нестрого порядка

Отношение R на множестве М, которое одновременно антисимметрично, транзитивно, рефлексивно и неполное называется

а)

отношением неполного нестрого порядка

в)

отношением полного нестрого порядка

б)

отношением неполного строго порядка

г)

отношением полного строго порядка


6.1.2. Контрольная работа по разделу «Алгебра логики»

1 ВАРИАНТ

1. Высказыванием называется ________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Конъюнкцией двух высказываний a и b называется ____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Дизъюнкцией двух высказываний a и b называется ____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Импликацией двух высказываний a и b называется _____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Эквиваленцией двух высказываний a и b называется ___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Отрицанием высказывания a называется _____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Конъюнктивной нормальной формой называется ______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Совершенной дизъюнктивной нормальной формой называется __________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Законы де Моргана _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Закон противоречия и закон исключенного третьего __________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Законы констант _________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Закон дистрибутивности конъюнкции относительно дизъюнкции _______________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Построить таблицу истинности выражения  xyzxzy

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Получить СДНФ и СКНФ формулы f(x,y,z)=(xy)zxz с помощью таблицы истинности

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Привести к СКНФ формулу f(a,b,c)=bcac

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 ВАРИАНТ

1. Конъюнкцией двух высказываний a и b называется ____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дизъюнкцией двух высказываний a и b называется ____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 Импликацией двух высказываний a и b называется _____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Эквиваленцией двух высказываний a и b называется ___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Отрицанием высказывания a называется _____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Две формулы алгебры логики называются равносильными, если _________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Дизъюнктивной нормальной формой называется ______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Совершенной конъюнктивной нормальной формой называется __________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Законы де Моргана _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Закон противоречия и закон исключенного третьего __________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Законы констант _________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Закон дистрибутивности дизъюнкции относительно конъюнкции _______________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Построить таблицу истинности bcabc

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Получить СДНФ и СКНФ формулы f(x,y,z)=xzyx с помощью таблицы истинности

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Привести к СКНФ формулу f(a,b,c)=(ab)c

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная

1. ЭБС «Znanium.com» Игошин, В.И. Математическая логика: учеб. пособие / В.И. Игошин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 399 с. Режим доступа: http://znanium.com/

2. ЭБС «Znanium.com» Канцедал, С.А. Дискретная математика: учебное пособие / С.А. Канцедал. - М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2013. - 224 с. Режим доступа: http://znanium.com/

7.2. Дополнительная

1. ЭБС «Айбукс» Дискретная математика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения, Новиков Ф.,СПб.: Питер,2011. Режим доступа: http://ibooks.ru/

2. ЭБС «Айбукс» Дискретная математика в примерах и задачах, Тишин В.,СПб.: БХВ-Петербург,2010. Режим доступа: http://ibooks.ru/

3. ЭБС «Айбукс» Дискретная математика, Макоха А.Н., Сахнюк П.А., Червяков Н.И.,М.: ФИЗМАТЛИТ,2005. Режим доступа: http://ibooks.ru/

4. Игошин В.И. Математическая логика и теория автоматов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В.И. Игошин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа производственной (преддипломной) практики для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессинального образования 230113 Компьютерные системы и комплексы.Рабочая ...

Рабочая программа по дисциплине физика для специальности 230113 "Компьютерные системы и комплексы" 2013г.

В данном разделе размещена рабочая программа  по дисциплине физика для специальности 230113 "Компьютерные системы и комплексы" 2013г....

Рабочая программа по дисциплине БЖД для специальности 230113 "Компьютерные системы" 2015г..

В данном разделе представлены Рабочая программа  по дисциплине 230113 "Компьютерные системы" 2015г....