Применение компьютерного тестирования на уроках информатики
методическая разработка на тему

ИЛЬЧЕНКО ГАЛИНА ЮРЬЕВНА

          На наших глазах происходит бурное развитие инновационных форм компьютерного тестирования, которые значительно отличаются от традиционных, привычных для педагогов прошлого века. Традиционные формы тестовых заданий были разработаны для «бланкового» (бумажного) предъявления, что и накладывало на их функционал определенные ограничения. Инновационные формы тестовых заданий, разработанные для экрана компьютера, направлены на постоянное совершенствование автоматизированного педагогического измерения. Глубокий и разносторонний потенциал, который вносят инновации в структуру и функционирование компьютерных тестовых заданий, существенно улучшает качество диагностики и контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodseminare.docx214.17 КБ

Предварительный просмотр:

          На наших глазах происходит бурное развитие инновационных форм компьютерного тестирования, которые значительно отличаются от традиционных, привычных для педагогов прошлого века. Традиционные формы тестовых заданий были разработаны для «бланкового» (бумажного) предъявления, что и накладывало на их функционал определенные ограничения. Инновационные формы тестовых заданий, разработанные для экрана компьютера, направлены на постоянное совершенствование автоматизированного педагогического измерения. Глубокий и разносторонний потенциал, который вносят инновации в структуру и функционирование компьютерных тестовых заданий, существенно улучшает качество диагностики и контроля.

         Цель разработки инновационных форм заданий для компьютерного тестирования состоит в совершенствовании качества педагогического измерения либо посредством улучшения качества существующих форм и их модификаций, либо расширения возможностей самого педагогического измерения в новые, недоступные ранее сферы [1, с. 184]. Другими словами, инновационные формы компьютерных заданий дают возможность осуществлять более глубокий и многогранный контроль и диагностику учебных достижений. Анализ практики компьютерного тестирования показывает, что инновации в разработке заданий для компьютерного тестирования включают в себя следующие взаимозависимые и взаимодополняющие направления:

форма заданий (с учетом компьютерного интерфейса);

действие обучающегося при ответе;

включение в содержание заданий мультимедиа (графики, аудио, видео);

уровень интерактивности, степени взаимодействия;

методы подсчета баллов за выполнение заданий.

          Форма компьютерного задания имеет два главных вида:

– задания с выбором ответа (единственного или множественного) из предлагаемых вариантов;

– задания, в которых ответ конструируется самим испытуемым.

          Действия экзаменующихся при ответе на задание обеспечиваются нажатием клавиши клавиатуры и щелчками мыши компьютера. Инновации при этом в основном направлены на использование двух компьютерных технологий:

– технология «hot spot» (термин, дословно означающий «горячая точка»), т.е. выбор положения курсора на требуемой области экрана монитора и идентификация этого выбора путем нажатия на клавишу мыши;

– технология «drag and drop» (в переводе с английского означает буквально «тащи и бросай»), т.е. выбор стрелкой мыши графического объекта на экране монитора, а затем перемещение его в соответствующее место на экране.

           Включение мультимедиа в тестовое задание направлено на добавление нетекстовых элементов в структуру задания, включая графику, звук, анимацию и видео. Уровень интерактивности отражает степень реакции компьютерного задания на ввод экзаменующимся того или иного ответа. Этот уровень варьируется от полного отсутствия интерактивности до создания блоков из сложных, многошаговых заданий с обратной связью и разветвлением алгоритма в зависимости от того или иного выбора экзаменующегося.

           Наконец, методы подсчета баллов за выполнение задания зависят от того, как ответы экзаменующегося преобразовываются в некоторое количественное множество. Эти методы включает автоматизированный подсчет баллов для дихотомически оцениваемых заданий наряду с программами подсчета, которые должны быть «обучены» моделировать оценку и назначать политомическое множество баллов за выполнение задания (здесь имеются в виду метод частичного балла, методы коррекции угадывания, метод «доведение ответа до правильного»). На рисунке 1 представлена авторская интерпретация типологии традиционных и инновационных форм заданий для компьютерного тестирования.  В процессе компьютерной тестовой диагностики с успехом применяются следующие традиционные формы заданий (рис. 1):

1.1. с выбором одного правильного ответа (закрытой формы);

1.2. с выбором нескольких правильных ответов (множественный выбор);

1.3. на установление соответствия;

1.4. на установление правильной последовательности;

1.5. с коротким ответом (открытой формы).

           Для традиционной тестовой диагностики самая распространенная форма тестовых заданий – это задания с выбором ответа или задания закрытой формы (рис. 1, п. 1.1.). Данный тип заданий наряду с их многочисленными специфическими модификациями может быть легко приспособлен для компьютерного тестирования. Компьютерный формат предъявления позволяет расширить возможности данной формы, что приводит к совершенствованию всех аспектов педагогической диагностики.

          Открытая форма заданий (рис. 1, п. 1.5) отличается от всех вышеперечисленных тем, что в процессе ответа на них экзаменующиеся генерируют, создают, конструируют, а не выбирают ответы из готового списка. Эти задания включают такие модификации, как «заполнение в пробеле», «короткий ответ» и подобные им.

           В современной практике применяются следующие инновационные формы компьютерных тестовых заданий и их многочисленные модификации (рис. 1):

2.1. задания на основе применения технологии «hot spot» (выбор положения курсора на экране);

2.2. матричные задания;

2.3. задания на выбор из «ниспадающего меню»;

2.4. задания с включением мультимедиа;

2.5. интерактивные блоки заданий с разветвляющимся алгоритмом;

2.6. составные задания (с привязкой к одному информационному блоку);

2.7. задания на основе применения технологии «drag and drop» (перемещение графического объекта на экране); данная форма имеет модификации:

2.7.1. задания на перемещение объекта (объектов) по экрану;

2.7.2. задания на классификацию (распределение объектов по группам);

2.7.3. задания на сортировку (упорядочивание объектов по разным признакам,     характеристикам);

        2.7.4. задания на конструирование объекта из элементов;        

2.8. задания на «заполнение в пробеле», включающие:

2.8.1. задания на ввод числа;

2.8.2. задания на ввод текстовой (символьной) строки;

2.8.3. задания на впечатывание подрисуночных надписей, пояснений к рисункам,

схемам, планам, картам (технология «legend»).

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

Рис. 1. Традиционные и инновационные формы заданий для компьютерного тестирования

(авторская разработка)

          Опишем кратко особенности представленных форм заданий. К одним из результативных форм компьютерных заданий относятся задания с применением технологии «hot spot». Они также называются заданиями на выбор положения курсора на экране монитора. Данная технология позволяет уменьшить потенциальное влияние

угадывания на результат выполнения задания. Эта инновационная форма заданий сводится к выбору одной определенной части некоторого сложного графического изображения или объекта. В основе такого задания формулировка проблемы. Правильный ответ – определенная область графического объекта, все остальные

области экрана – дистракторы. Матричные задания (рис. 1, п. 2.2.) состоят из основы, в которой сформулирована проблема (задача) для обучающегося, и набора ответов в виде матрицы (таблицы), куда экзаменуемый должен внести правильные ответы (рис. 2). Задание на выбор из «ниспадающего меню» (рис. 1, п. 2.3.) состоит из основы (рис. 3), в которой сформулирована задача для испытуемого, дополнительного условия, уточняющего подходы к ее решению, вариантов ответов, каждый из которых имеет так называемое ниспадающее меню и кнопку активизации ниспадающего меню.

Рис. 2. Схема матричного тестового задания

Рис. 3. Схема тестового задания на выбор из «ниспадающего меню»

           Большинство форм заданий для компьютерного тестирования является неинтерактивным. Экзаменующийся предпринимает какое-то действие (например,

делает выбор варианта ответа), и процесс выполнения задания закончен. Достаточно редко на практике применяют задания, в которых используют ограниченный уровень интерактивности, и еще реже применяют высокий уровень интерактивности.

Рассмотрим тип заданий, в котором используется ограниченная обратная связь, лишь немного увеличивая взаимодействие в системе «задание–испытуемый». В этих заданиях компьютер некоторым образом реагирует на действия экзаменующегося. Например, в заданиях на установление правильной последовательности как только испытуемый выбрал некоторый порядок элементов, компьютер переставляет элементы в данном порядке. В таких заданиях испытуемый не получает сигнала обратной связи о правильности (или неправильности) своего ответа, поэтому данный ограниченный уровень интерактивности используется только для того, чтобы помочь отвечающему удостовериться в правильности ответа. В данном случае компьютер отвечает на действия человека путем визуализации результата или предъявления подсказки, справочного материала на экране.

            Более высокий уровень интерактивности – когдав задание включается двукратная (или многократная) разветвляющая функция. В этом типе заданий – c двухступенчатым (или многоступенчатым) разветвляющимся интерактивным переходом – составляется разветвляющаяся структура по вариантам выбора. В зависимости от ответа испытуемого алгоритм последует по тому или иному пути. Ограниченное применение интерактивности при компьютерном тестировании связано с трудностями, свойственными разработке интерактивных оценок и методов подсчета баллов за выполнение таких заданий. Автоматизированный подсчет тестовых баллов предусмотрен для многих типов инновационных заданий по компьютерному тестированию и осуществляется традиционно. Когда задания не включают интерактивности, то происходит дихотомический выбор оценивания (например, «1–0»). Однако при появлении элементов интерактивности метод подсчета баллов

становится более сложным.

            Еще один тип заданий с выбором вариантов ответа для компьютерного тестирования – это когда экзаменующийся имеет возможность ответить многократно. При этом существует обратная связь относительно правильности каждого ответа. Конечный (заключительный) балл за выполнение такого задания выводится на основе процента правильных ответов из всех предпринятых попыток или процента предпринятых попыток ответа до получения правильного.

           Подсчет баллов для многошаговых компьютерных заданий осуществляется следующим образом: ответ экзаменующегося на первом шаге является ключом

для его ответа на последующие шаги. Для заданий открытой формы (конструируемый ответ) выбор метода подсчета баллов еще более сложен. А для заданий с выбором графических элементов ответа подсчет баллов основывается на позиции щелчка мыши экзаменующегося на графическом изображении. Более сложные задания с конструируемым ответом требуют и более сложных алгоритмов подсчета

баллов.

Пример задания для тестового контроля по дисциплине Информатика:

1. Укажите, какие цифры называют битами:
А) 1, 9;       Б) 1, 10;       В) 1, 0;       Г) 1, 2.

2. Определите сколько бит и байт в слове «процессор».

3. Продолжите фразу: «Компьютер - это…». Варианты ответов:
А) Электронное устройство для обработки чисел;
Б) электронное устройство для хранения информации любого вида;
В) электронное устройство для обработки аналоговых сигналов;
Г) электронное устройство для накопления, обработки и передачи информации.

4. Сопоставьте буквы и цифры:

А) память;
Б) процессор;
В) устройства ввода и вывода;
Г) мышь.

    

1) манипулятор;
2) хранение информации;
3) обработка информации;
4) передача информации.


5. Рассортируйте устройства на ввод и вывод информации:
монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер,  микрофон,  наушники. 

6. Выберите значение емкости диска CD-R:
А) 1,4 Mб     Б) 900 Мб     В) 700 Мб     Г) 700 кб

7. Как записывается десятичное число «восемнадцать» в шестнадцатеричной системе счисления?
А) 10     Б) 12     В) 18     Г) 20


8. Как называется процесс разбиения изображения или звука на фрагменты меньшего размера:
А) моделирование;
Б) формализация;
В) дискретизация;
Г) кодирование.

9. Выберите, какие из операций можно осуществлять над папками и файлами:
А) копировать;
Б) управлять;
В) оформлять;
Г) удалять;
Д) создавать;
Е) переименовывать.

10. Выберите   правильный  ответ, который  является  продолжением  фразы: «Текстовый редактор - это программа, предназначенная для …»
А) создания, редактирования и форматирования текстовой информации;
Б) работы с изображениями в процессе создания игровых программ;
В) управления ресурсами ПК при создании документов;
Г) автоматического перевода с символических языков в машинные коды.

11. Определите, какая из программ является графическим редактором:
А) Word;     Б) Excel;     В) Paint;     Г) Access.

12. Объектами в графическом редакторе Paint являются:
А) линия, круг, прямоугольник;
Б) выделение, копирование, вставка;
В) карандаш, кисть, ластик;
Г) набор цветов.

13. Выберите все расширения текстовых файлов:
А) exe;     Б) txt;     В) bmp;     Г) avi;     Д) gif;     Е) doc;     Ж) wav.

14. В табличном процессоре Microsoft Excel выделена группа ячеек D2:E3.
Сколько ячеек входит в эту группу?
А) 6     Б) 4     В) 5 v   Г) 3

15. Вычислите, какое значение будет в ячейке С3:

Описание: значение

16. Сопоставьте соответствующие модели данных с их определениями:

1) Иерархическая

А) Модель данных строится по принципу взаимосвязанных таблиц

2) Сетевая

Б) Один тип объекта является главным, все нижележащие - подчиненными

3) Реляционная

В) Любой тип данных одновременно может быть главным и подчиненным



17. Определите, что такое поле базы данных:
А) строка таблицы;
Б) столбец таблицы;
В) название таблицы;
Г) свойство объекта.

18. Определите, как называется сеть, которая объединяет компьютеры установленные в одном помещении или одном здании:
А) глобальная;
Б) региональная;
В) локальная;
Г) корпоративная.

19. Сопоставьте буквы и цифры:

А) Браузер;
Б) Электронная почта;
В) Поисковый сервер;
Г) Всемирная паутина.

1) WWW
2) Yandex
3) Internet Explorer
4) Outlook Express

Литература

1. Переверзев В.Ю. Технология разработки тестовых заданий: справочное руководство. М.: Е-Медиа, 2005.

2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2001.

Узловский железнодорожный техникум – филиал МИИТ

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на методическом семинаре

на тему

 Направление инноваций при разработке компьютерных тестовых заданий

                                           Подготовила преподаватель

                      Ильченко Г.Ю.

2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики "Компьютерная графика"

Методическая разработка урока информатики, проведенного в группе 1 курса профессии НПО "Машинист электровоза"...

Применение информационных компьютерных технологий на уроках музыки

Применение информационных компьютерных технологий на уроках музыки.В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти...

Применение мультимедийных средств на уроках информатики

В методической разработке рассматриваются вопросы примененяе мультимедийных средств на уроках информатики....

Применение мультимедийных технологий на уроках информатики

Применение мультимедийных технологий на уроках информатики...

«Методика применения технологии уровневой дифференциации обучения на уроках информатики и физики».

Аннотация.     В данной работе рассматриваются основные вопросы применения технологии уровневой дифференциации на уроках информатики и физики. В пояснительной записке рассматривают...

Статья О применении информационных технологий на уроках информатики

Аннотация: статья посвящена определению роли информационных технологий в профессиональной деятельности учителя. В данной статье рассмотрены основные понятия соответствующей области знания, приведены о...