Методические указания к выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине "Операционные системы"
методическая разработка на тему

Шулика Филипп Игоревич

Методические указания разработаны для оказания помощи обучающимся в выполнении практических работ и подготовки к экзамену по дисциплине «операционные системы» (специальность «09.02.03 Программирование в компьютерных системах»).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_os.docx73.22 КБ

Предварительный просмотр:

Депобразования и молодежи Югры

бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Мегионский политехнический колледж»

(БУ «Мегионский политехнический колледж»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Операционные системы»

Мегион, 2015


РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК естественнонаучных дисциплин

БУ «Мегионский политехнический колледж»

Протокол №___ от «__»___________2015 г.

 

Составитель:

Шулика Ф.И., преподаватель 

Методические указания разработаны для оказания помощи обучающимся в выполнении практических работ и подготовки к экзамену по дисциплине «операционные системы» (специальность «09.02.03 Программирование в компьютерных системах»).


Содержание

Пояснительная записка        4

Практическая работа №1        5

Практическая работа №2-3 (рассчитана на 2 пары)        6

Практическая работа 4        8

Практическая работа №5        10

Практическая работа №6-7 (рассчитана на 2 пары).        12

Практическая работа №8        13

Практическая работа №9        14

Практическая работа №10-11 (рассчитана на 2 пары)        15

Практическая работа №12        16

Практическая работа №13        17

Практическая работа №14        18

Практическая работа №15        20

Практическая работа №16-17 (2 пары)        21

Практическая работа №18        23

Практическая работа №19        24

Практическая работа №20        25

Практическая работа №21        26

Практическая работа №22        27

Практическая работа №23        28

Практическая работа №24        29

Практическая работа №25        30

Практическая работа №26-27 (2 пары)        31

Практическая работа №28        35

Практическая работа №29        36

Практическая работа №30        37

Практическая работа №31        38

Практическая работа №32        39


Пояснительная записка

В учебном процессе наряду с теоретическим обучением значительное место отводится практическим работам. Правильное сочетание теоретических знаний с практикой обеспечивает высокое качество подготовки специалистов.

Практикум представляет собой руководство по выполнению практических работ, составленное в соответствии с учебной программой дисциплины « Операционные системы», для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах среднего профессионального образования.

Каждая практическая работа содержит вопросы для подготовки к работе, краткие теоретические сведения по исследуемой теме, указания по методике выполнения, контрольные вопросы и задания для выполнения.


Практическая работа №1

Тема: Работа в операционной системе MS-DOS

Цель: Получение практических навыков в работе с основными командами операционной системы MS DOS

Ход работы

  1. Включите компьютер (ПЭВМ).
  2. Перейдите в командную строку MS DOS.
  3. Определите имя текущего устройства и каталога.
  4. Просмотрите каталог устройства С: (команда _DIR).
  5. Если на устройстве С: отсутствует каталог FMI, создайте его (команда MD). Сделайте каталог FMI текущим (команда СD).
  6. Создайте свой именной подкаталог POVT в каталоге FMI.
  7. Поднимитесь из своего именного  подкаталога в каталог FMI.
  8. Просмотрите каталог FMI и свой именной подкаталог POVT.
  9. Сформируйте три файла_F1.TXT, F2.TXT и F3.TXT в именном подкаталоге (команда COPY). Обратите внимание на следующее:
  • каждая строка каталога состоит из пяти разделов (имя файла, расширение имени, длина, дата и время последнего изменения файла);
  • размер файла выражается числом байт, которое этот файл занимает на диске.
  1.  Объедините три сформированных файла (команда_COPY). Используйте два варианта решения поставленной задачи:
  • вариант 1 - в четвертый файл F4.TXT;
  • вариант 2 - в первый файл F1.TXT;

Проверьте идентичность полученных файлов.

  1.  Перейдите в другой именной каталог либо родительский каталог (FMI).
  2.  Выполните следующие действия:
  • скопируйте в текущий каталог объединенный файл;
  • переименуйте файл на F41.LST;
  • выведите объединенный и переименованный файл на экран дисплея;
  • просмотрите каталог FMI.
  1.  Удалите из именного подкаталога файлы (команда DEL).
  2.  Удалить  каталог и именной подкаталог.


Практическая работа №2-3 (рассчитана на 2 пары)

Тема: Работа с системной оболочкой  norton commander

Цель: Изучение основных команд системной оболочки Norton Commander (NC), и использование практических навыков работы в данной операционной среде.

Ход работы:

Разработайте протоколы диалога пользователя для выполнения следующих действий:

  1. Создайте каталог FMI в корневом каталоге.
  2. Создайте в каталоге FMI два подкаталога POVT1 и POVT2.
  3. Создайте в подкаталоге POVT1 три файла z1.txt, kl.lst. ml.txl, используя встроенный редактор Norton Commander.
  4. Просмотрите созданные файлы z1.txt, kl.lst, ml.txl. Определите количество строк в каждом файле и количество символов в самой длинной строке каждого файла.
  5. Установите атрибуты файлов: z1 .txt – скрытый kl.lst - только для чтения.
  6. Установите режим работы Norton Commander - не отображать скрытые файлы.
  7. Сделайте пометку отредактировать файлk1.1st.
  8. Установите режим работы Norton Commander - отметить установленные атрибуты файлов.
  9. Скопируйте файлы kl.lst, ml.txl из подкаталога POVT1 в подкаталог POVT2, изменив расширение на txt.
  10. Установите на левой панели любой каталог (кроме FMI и его подкаталогов), а на правой панели - подкаталог POVT1.
  11. Выделите на левой панели:
  • все файлы, имена которых начинаются на m и содержат четыре символа, расширение любое;
  • все файлы, имена которых начинаются на d и содержат не более четырех символов, расширение начинается с символа t.
  • все файлы с расширением hip;
  • все трехсимвольные файлы, расширение которых начинается с символа b.
  1. Скопируйте выделенные файлы в подкаталог POVT1.
  2. Установите на левой панели подкаталог POVT2.
  3. Перенесите из подкаталога POVT1 в подкаталог POVT2 все файлы, имена которых начинаются на k, а также все трехсимвольные файлы, расширение которых начинается с символа Ь.
  4. Переименуйте в подкаталоге POVT2 файлы, имена которых начинаются на k, так чтобы первым символом имени стал символ I.
  5. Сравните оглавление каталогов POVT1 (правая панель) и POVT2 (левая панель).
  6. Сделайте оглавление (содержимое) каталогов POVT1 и POVT2 одинаковым с помощью копирования.        
  7. Удалите каталоги FMI, POVT1, POVT2.


Практическая работа 4

Тема: Консольный интерфейс Windows

Цель: Знакомство с основными командами, выполняемыми в консоли семейства ОС Windows. Получение навыка в работе с ними

Ход работы:

Работа с файлами и директориями.

  1. Создать каталог на диске С :\ с именем LAB6. В нем создать файлы с информацией о версии операционной системы, свободной и загруженной памяти, жестких дисках, подключенных в системе. Имена файлов должны соответствовать применяемой команде.
  2. Создать подкаталог TEST, в него скопировать содержимое каталога LAB6.
  3. Создать одной командой файл с содержимым всех файлов каталога LAB6.
  4. Удалить все файлы в текущем каталоге, кроме созданного последним, указав явно имена удаляемых файлов.
  5. Создать текстовый файл со списком использованных команд и параметрами, использованными для выполнения п. п. 1.1–1.4. 2.

Запуск и удаление процессов

  1. В ручную узнать имя _ хостового _ компьютера ( свойства компьютера ).
  2. Создать исполняемый файл, производящий копирование любого файла из дериктории C:\cd\ объемом более 2 Мбайт на ресурс \\ имя _ хостового _ компьютера \temp с поддержкой продолжения копирования при обрыве.
  3. Настроить запуск файла по расписанию через 1 минуту.
  4. Проверить запуск копирования ; если процесс появился, принудительно завершить его.
  5. Сравнить исходный и конечный файл. Проверить их целостность.
  6. Продолжить копирование с места разрыва.
  7. Создать текстовый файл со списком использованных команд с параметрами, использованными для выполнения п. п. 2.1–2.5.

Работа со службами

  1. Получить файл, содержащий список служб, запущенных в системе.
  • Создать командный файл обеспечивающий :
    остановку служб DNS-client;
  • с временной задержкой, создание файла, содержащего обновленный список служб, запущенных в системе ;
  • запуск другого командного файла, сравнивающего файлы, полученные в пп. 3.1 и 3.2, и создающего разностный файл ;
  • восстановление работы служб.
  1. Создать текстовый файл со списком использованных команд и параметрами, использованными для выполнения пп. 3.1–3.2.
  2. Поиск и сортировка информации в файлах
  • Поместить список всех имен драйверов, загруженных в системе, в файл DRIVERS, в табличной форме.
  • Отсортировать полученные в п. п. 4.1 данные в обратном порядке по алфавиту.
  • Создать текстовый файл со списком использованных команд и параметрами, использованными для выполнения п. п. 4.1–4.2.

Практическая работа №5

Тема: Знакомство с системой Linux.

Цель: Приобрести первичные навыки в эксплуатации ОС Linux Ubuntu.

Ход работы:

1. Загрузка с мультизагрузочной флешки. Смена приоритета в биосе.

 -  для подгруппы, работающей на Леново дополнительно выполнить следующие операции:
2. При загрузке с флешки в загрузочном меню выбрать пункт «Try Ubuntu».

3. Общее знакомство с системой.

3.1 Панель приложений (слева). Разобраться:
        - как удалить приложение;
        - как закрепить свое приложение.

3.2 Панель задач (правый верхний угол). В языковую панель добавить дополнительно 2 языка на выбор. Сменить способ смены раскладки клавиатуры.

3.3 Линза DASH (левый верхний угол). Понять принцип ее работы, структуру файлов, каталогов и приложений; принцип работы фильтра результатов и поиска.

3.4. Найти программы в dash при помощи поиска и фильтра результатов:

- Параметры системы. Сменить обои рабочего стола.

- Обозреватель папок и файлов.
- Интернет-браузер. Попробовать поработать с ним.
- Пакет для работы с офисом.
- Видео плейер.
- Аудиоплейер.

- Обозреватель фото.
- установленные игры.

- Приложение для записи дисков.

4. Написать отчет в офисной программе Ubuntu. В отчете должны быть отражены следующие результаты работы:

4.1. Панель приложений с закрепленным своим набором программ (скриншот).
4.2. Раскладки клавиатуры. Скриншот окна с параметрами ввода текста, на котором видно добавленные языки и новая комбинация клавиш для переключения раскладок.

4.3. Скриншот работы линзы в поиске программы с применением поискового слова и фильтра результатов.

4.4. Программы. Все найденные программы записать в виде таблицы из двух столбцов, где в одном указано название программы в Ubuntu, во втором — какая стандартная программа в Windows аналогична этому приложению.

Примечание. Скриншот в Ubuntu вызывается клавишей Print Scr. Скриншот фрагмента экрана — Print Scr + Shift.

Примечание 2. Требования к отчету:

- отчет должен содержать наименование лабораторной работы;
- все пункты отчета должны быть пронумерованы и подписаны.
- все скриншоты в отчете должны быть подписаны;
- cохранить отчет необходимо как документ Microsoft office 2003 (doc);

- озаглавить его необходимо следующим образом: дата_ФИО. Doc.
Например: 5.11.2015_Шулика Ф.И.


Практическая работа №6-7 (рассчитана на 2 пары).

Тема: Текстовый редактор Libre Ofice Writer

Цель: Приобретение практических навыков в работе с редактором Libre Ofice Writer

Ход работы:

Необходимо сделать отчет в файле формата doc, но выполненном в  Libre Ofice Writer. В отчете должны содержаться все указанные ниже компоненты.

1.
Панель «Форматирование». Скопировать из интернета текст. В нем произвести все правки с панели «Форматирование», т. е. Необходимо задать собственные шрифты, размеры «Кегль», расположить части текста с разным выравниванием, отдельные слова выделить жирным, курсивом и подчеркнутым. Также создать нумерацию и маркированный список.

2.
Таблица. Создать таблицу, содержащую ФИО пятерых студентов Вашей группы, дату, предмет, оценки за предмет. Отредактировать ширину столбцов, произвести форматирование текста (т. е. Задать свои стили, кегль, шрифт). Некоторые ячейки объединить и, наоборот, разбить.

3.
Колонки. Скопировать произвольный небольшой текст (до 2000 символов). Разбить его на две колонки, создать разрыв колонок. В каждом абзаце добавить буквицу.

4. Другие возможности.

  • Количество символов. Определить и указать количество символов в первых трех пунктах отчета.
  • Найти и заменить. Воспользоваться этой формой. Заменить произвольный знак препинания на другой. Сделать несколько замен в тексте третьего пункта. Добавить скриншот работы с этой формой.
  • Формула.  Добавить в отчет простую формулу вида:, сделанную в редакторе формул.


Практическая работа №8

Тема: Командный интерфейс ОС Linux

Цель: знакомство с терминалом командной строки linux, практическое применение основных команд, изученных на уроках теоретической подготовки.Linux

Ход работы:

  1. Запустить терминал
  2. Определить и вывести текущий путь записать результат в отчет.
  3. Вывести список файлов и каталогов (в отчет команду и список).
  4. Перейти в корневой каталог (записать команду в отчет).
  5. Вывести список файлов и каталогов (сделать скриншот, добавить его в отчет).
  6. Перейти в домашний каталог (записать команду в отчет).
  7. Вывести подробный список файлов и каталогов (записать команду в отчет).
  8. В домашнем каталоге создать каталог с Вашим именем и фамилией на латинице, например: IvanovSergey.
  9. Создать в домашнем каталоге файл. Также озаглавить его своим именем и фамилией. Например: IvanovSergey.txt. (Сделать скриншот, добавить его в отчет).
  10. Ввести в файл информацию о пользователе (ФИО, группа, дата). Команда nano.
  11. Изменить права на файл на 777 (команда в отчет).
  12. Скопировать файл в каталог с Вашим именем.
  13. Вывести список файлов Вашего созданного каталога (записать команду в отчет и добавить скриншот результата команды).
  14. Удалить файл из домашнего каталога (записать команду в отчет).
  15. Вывести список файлов домашнего каталога (записать команду в отчет).
  16. Показать содержимое файла командой nano (записать команду в отчет и добавить скриншот).
  17. Вывести на экран размер Вашего каталогакомандой ls -l (записать команду в отчет и указать скриншот).


Практическая работа №9

Тема: Знакомство с редактором таблиц LibreOffice Calc

Цель: получение первичных сведений в работе с редактором таблиц  libreoffice calc.

Ход работы:

  1. Запустить libreoffice calc.
  2. Создать таблицу Из двух столбцов — Наименования и соответствующие числа. Тематику таблицы каждый придумывает самостоятельно. Это могут быть как текущие оценки, так и курсы валют — все произвольно.
  3. Красиво оформить таблицу. Оформить шапку. Стили шапки должны отличаться от стилей тела таблицы.
  4. В таблице должно быть минимум 5 основных строк. Допустим в моей таблице это 6 континентов и их площадь в миллионах километров. Каждое число нужно предоставить в разных форматах.
  5. Добавить под таблицой два поля — сумма и среднее арифметическое. Они должны подсчитываться автоматически при внесении изменений в таблицу.
  6. Добавить диаграмму заведенных данных в файл. Тип диаграммы выбрать самостоятельно.


Практическая работа №10-11 (рассчитана на 2 пары)

Тема: FAR MANAGER И ДРУГИЕ ФАЙЛОВЫЕ ДВУХПАНЕЛЬНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ

Цель: Получение практического навыка в работе с двухпанельными менеджерами. Сравнение, нахождение отличий и общих черт в разных двухпанельных менеджерах.

Ход работы:

  1. Устанавливаем Far Manager
  2. Создать в папке «Документы» каталог Учеба, с подкаталогами Информатика и Программирование. В отчете указать клавишу и скриншот фрагмента экрана.
  3. Создайте в верхней созданной папке три произвольных текстовых файла и скопируйте их в самый нижний из созданных каталогов. В отчете указать клавиши и скриншот результата.
  4. Переименуйте скопированные файлы. В отчете укажите клавишу и результат в виде скриншота фрагмента экрана.
  5. Удалите файлы, созданные ранее, находящиеся в самой верхней папке. В отчете указать клавишу.
  6. Создайте архив из созданных Вами файлов. В отчете укажите клавишу и скриншот окна создания.
  7. Выделите все файлы при помощи маски по расширению. В отчете укажите скриншот фрагмента экрана с окном выделения.
  8. Перенесите выделенные файлы в каталог «документы».
  9. Создайте маску для поиска файлов в форматах doc, jpg, exe. Скопировать несколько файлов с расширением doc  в свой каталог. Указать используемые клавиши и добавить скриншоты процесса работы.

Установить Total commander. Повторить описанные операции Выше с его помощью. В отчете указать, отличия в работе двух менеджеров.


Практическая работа №12

Тема: РАБОТА В КОМАНДНОЙ СТРОКЕ WINDOWS 2

Цель: Получение практических навыков в работе с новыми, неизвестными ранее командами консоли Windows

Ход работы:

  1. Запустить командную строку. Изменить ее внешний вид. Это доступно в свойствах программы.
  2. Команда ping. Изучите самостоятельно возможности команды при помощи команды ping /?
    Найдите параметр, запускающий команду постоянно, найдите клавиши, приостанавливающие, останавливающие и запускающие ее. Укажите их в отчете, предоставьте скриншот работы команды.
  3. Команда taskkill. Команда позволяет удалить процесс по его названию, ID или другим параметрам. Список процессов и их ID Вы можете получить командой tasklist.
    Изучите команду taskkill при помощи taskkill /?
    Создайте процесс. Т.е. запустите любую стандартную программу, определите ее ID и удалите через ID. Отобразите в отчете скриншот команды.

Команда schtasks. Изучите ее параметры с помощью schtasks /?
В частности разберитесь с параметром create.
Создайте задание, которое будет запускать на Вашем компьютере указанную Вами стандартную программу Windows (по Вашему выбору). В отчете отобразите скриншот работы.


Практическая работа №13

Тема: Служебные программы Windows.

Цель: 1. Изучение служебных элементов Windows.
2. Научиться выполнять дефрагментацию, проверку диска, восстановление системы.

Ход работы:

1. Ответьте на следующие вопросы. В качестве материалов можно использовать лекции и справку Windows.

  1. Как посмотреть сведения о системе?
  2. Какие программы входят в состав служебных программ?
  3. Что такое дефрагментация?
  4. как произвести восстановление системы?
  5. для чего нужна очистка диска?
  6. Для чего нужен брандмауэр?

2. Зайдите в сведения о системе и запишите в отчете основные пункты, что входит в аппаратные ресурсы, компоненты и программную среду.

3. Произведите проверку диска на наличие ошибок. В отчете отобразите результат в виде скриншота.

4. Найдите брандмауэр, отключите его. В отчете укажите его месторасположение.

5. Ознакомьтесь с восстановлением системы и запишите в отчете контрольные точки.

6. Проведите дефрагментацию диска. По результатам опишите, нужна ли была на данном компьютере дефрагментация.


Практическая работа №14

Тема: ЗНАКОМСТВО С РЕЕСТРОМ WINDOWS.

Цель: Изучение структуры реестра и основ управления реестра.

Ход работы:

  1. Ответить на контрольные вопросы
    а. Что такое реестр и какова его роль?
    б. Как называется редактор реестра.
    в. Архитектура реестра. Укажите основные разделы реестра, и что они содержат
  2. Открыть редактор реестра, ознакомиться с ним, указать какими клавишами осуществляется поиск по реестру.
  3. Экспортировать ВЕСЬ РЕЕСТР при помощи функции «Экспорт». Сохранить файл в документах.
  4. В произвольном разделе создать свой раздел, а в нем – параметр. Самостоятельно его озаглавить, выбрать его тип. В отчете добавить скриншот с созданным разделом и параметром, указать его имя и тип.
  5. Перечислите все существующие типы параметров.
  6. Удаление из автозагрузки выбранной программы. В ветке текущего пользователя найдите раздел: \Software\Microsoft\Windows\CurrentVersion\Run.
    Там выберите параметр, отвечающий за загрузку одной из программ по Вашему выбору. Удалите ее, либо переименуйте. В отчете добавьте скриншот раздела с удаленным или переименованным параметром. Также в отчете укажите тип удаленного Вами или переименованного параметра.
  7. Добавление сообщения, отображаемого при регистрации пользователя в системе.
    В разделе, отвечающем за настройки аппаратного обеспечения, найдите следующую ветку:
    Software/Microsoft\WindowsNT\CurrentVersion\WinLogon
    Найдите параметр LegalNoticeCaption. Раскройте его и введите свой заголовок окна. Продублируйте его в параметре LegalNoticeText. Введенная фраза будет отображаться в заголовке информационного окна. Перезагружайте компьютер. Зовите преподавателя. При перезагрузке должна показываться введенная фраза. После перезагрузки запустите команду msconfig. На вкладке автозагрузки должна быть выключенная выбранная Вами ранее программа.
  8. Импортируйте сохраненный Вами ранее реестр из документов. Проверьте восстановленную автозагрузку и загрузку системы.
  9. Отобразите в отчете все проделанные шаги.


Практическая работа №15

Тема: РАБОТА С РЕЕСТРОМ ПРИ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ.

Цель: НАУЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ С РЕЕСТРОМ ПРИ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, НА ПРИМЕРЕ REG CLEANER И REG ORGANIZER.

Ход работы:

  1. Установите и запустите программу Reg Cleaner. Самостоятельно изучите ее на основе имеющихся знаний по работе с реестром. В отчете опишите программу, основные ее возможности. Файл установки находится в общей папке «Общая 207/Софт».
  2. Установите и запустите программу Reg Organizer. Самостоятельно изучите ее на основе имеющихся знаний по работе с реестром. В отчете опишите программу, основные ее возможности. Файл установки находится в общей папке «Общая 207/Софт».
  3. Сравните возможности, стили работы программ. В отчете опишите основные изменения.


Практическая работа №16-17 (2 пары)

Тема: РАБОТА С АРХИВАТОРАМИ WINRAR, WINZIP

Цель: 1. Изучение программных средств по архивации информации

2. Приобрести навыки работы с архиватором WinRar.

3. Приобрести навыки работы с архиватором WinZip.

Ход работы:

Задание №1. Изучить теорию и подготовить устные ответы на следующие вопросы:

  • Какие программы называют архиваторами?
  •  Характеристики архиваторов?
  • Виды архиваторов?
  • От чего зависит степень сжатия?
  • Что содержит архивный файл?
  • Архиватор WinRar ? Основные характеристики WinRar ?
  • Дополнительные возможности WinRar?

Задание№2. C помощью архиватора WinRar выполните пункты 1-10.

  1. Создайте на диске D: собственную папку МОЙ_АРХИВ, скопировав в нее менее 20 файлов с расширениями .txt, .exe, .bmp, jpg, doc. Для поиска файлов используйте известные Вам инструменты поиска.
  2. Создайте на диске D архивные файлы из папки МОЙ_АРХИВ_ФИО. Сравнить размеры полученных архивов и исходного каталога. Выполните это задание с разными методами сжатия. Какие опции надо установить, чтобы получить наименьший объем архива?
  3. Выведите список созданных архивных  файлов. Приложите скриншот.
  4. Разархивируйте один из архивных файлов на диске D: в новую папку. Приложите скриншот.
  5. Создайте архив, включающий все файлы Вашей папки. Исключите из этого архива несколько файлов. Приложите скриншоты обоих действий.
  6. Добавьте в этот же архивный файл несколько любых других файлов. В отчете укажите скриншот архива с новыми файлами.
  7. Заархивируйте все файлы с расширением *.exe папки МОЙ_АРХИВ. Для этого используйте маску. Приложите скрин архива.
  8. Добавьте в этот архив файлы с расширением *.txt. Скриншот в отчет.
  9. Создайте архив с заданием пароля, содержащий более 7 файлов.
  10. Создайте самораскрывающийся архив из файлов МОЙ_АРХИВ_ФИО папки. Распакуйте созданный архив в другой папке. В отчете укажите проделанные шаги.
  11.  Упакуйте файлы папки МОЙ_АРХИВ в обычный и непрерывный архивы.  Сравните размеры непрерывного, обычного и самораспаковывающегося архивов.
  12. Создайте многотомный архив из всех файлов Вашей папки. Задайте при архивации режим максимального сжатия и объем тома, соответствующий объему дискеты.

Задание №3. Проделайте задания с 1-12 с помощью архиватора WinZip за исключением созданием скриншотов. В отчете укажите различия в функциональности, интерфейсе и степени сжатия двух архиваторов.


Практическая работа №18

Тема: Пакетные командные файлы

Цель: Знакомство с ПКФ. Создание командных файлов.

Ход работы:

  1. Ознакомьтесь с теоретическими сведениями для выполнения двух командных файлов. Создайте два файла, убедитесь в их работе, предъявите их преподавателю.
  2. Создать ПКФ №1, который при запуске выдаст на экран приветствие с сегодняшней датой и текущим временем.
  3. Создать ПКФ №2, который будет проверять наличие заданного Вами файла в текущей папке.
  • Если файла нет, известить на экране «Такого файла в текущем каталоге нет».
  • Если файл есть, вызвать его


Практическая работа №19

Тема: Пакетные командные файлы 2

Цель:: Продолжение знакомства с работой командных файлов. Закрепление полученных сведений по командам ПКФ и ДОС.

Ход работы:

ПКФ-файлы поддерживают также и команды командной строки DOS. Поэтому данная задача будет содержать команды как ПКФ, так и DOS. В теоретическом материале Вы найдете необходимые для работы команды DOS.

На рабочем столе создать директорию с произвольным именем, положить в нее не менее 7 файлов разных форматов.

Создать ПКФ-файл на рабочем столе со следующей программой.

  1. Запретить выводить на экран команды.
  2. Просмотреть содержимое текущей директории. Записать список файлов в текстовый файл «report.txt».
  3. Просмотреть содержимое созданной Вами директории, выводя только имена файлов. Записать список файлов в текстовый файл «report.txt», сопроводив это комментарием.
  4. Перейти в корень диска С. Создать там каталог RAB.
  5. Скопировать в каталог  RAB  все файлы с расширением .doc из Вашего каталога.
  6. Создать в каталоге  RAB  подкаталог  RR  и скопировать в него файлы, начинающиеся с заданной Вами буквы  из Вашего каталога на рабочем столе.
  7. Создать в каталоге RAB копии файлов  *.doc  сменив расширение на .docx  и оставив имя.
  8. Сбросить содержимое каталога RAB в файл report.txt, сопроводив соответствующим комментарием.
  9. Удалить файлы с расширением  .txt  из Вашего каталога на рабочем столе  с запросом на подтверждение.
  10. Перейти в каталог RR.
  11. В каталоге RR первую букву  в именах файлов заменить на букву «g».
  12. Сбросить в файл report.txt содержание каталога RR с соответствующим комментарием.


Практическая работа №20

Тема: управление дисками.

Цель: Изучение структуры реестра и основ управления реестра.

Ход работы:

  • Создание резервной копии диска. При помощи программы Norton Ghost 11 создайте образ Вашего флеш-диска. Программа не требует установки. С нтерфейсом программы Вам необходимо разобраться самостоятельно. Настраивать программу не нужно.
    По окончании создания резервной копии позовите преподавателя для предъявления файла созданной копии.
    Примечание. Постарайтесь удалить все лишнее с флешки. Если на ней будет много информации, то резервное копирование займет продолжительное время.
  • Управление разделами диска. При помощи программы Acronis Disk Director на флешке создайте два раздела — основной и логический. Задайте им собственные метки, подсказывающие, какой раздел является каким. В отчете укажите скриншот разбитого флеш-диска на два раздела и укажите их параметры – размеры, буквы, метки.
    С интерфейсом программы также предлагается разобраться самостоятельно.
    Примечание. Скриншот необходимо сделать с рабочей программы Acronis True Image Home 11, т.к. Windows может не увидеть второго логического раздела флешки.
  • Объедините созданные диски в один.
  • Отформатируйте диск в своей прежней файловой системе, используя программу Acronis Disk Director. Если файловая система была Fat32, то форматируйте в ней, если NTFS – соответственно в ней. В отчете укажите скриншот с отформатированным разделом.
  • Загрузите прежний образ диска на отформатированную флешку с помощью программы Norton Ghost 11. Зовите преподавателя для сдачи работы.


Практическая работа №21

Тема: Запись на компакт-диски

Цель: Изучение способов записи на диски.

Ход работы:

  1. Изучить теоретические сведения и подготовиться к ответам на контрольные вопросы.
  2. Скопировать себе на компьютер программу «NeroBurningROMPortable». Программа не требует установки.
  3. Посмотрите основное меню программы. Приготовьтесь к ответам на вопросы преподавателя, как записать при помощи этой программы тот или иной формат.
  4. Запишите на имеющийся диск образ диска Boot_DVD.iso.
    Чтобы правильно распаковать образ на диск нужно воспользоваться кнопкой «Открыть».


Практическая работа №22

Тема: Работа с виртуальными дисками. Создание мультизагрузочной флешки

Цель: Приобретение навыков в управлении виртуальными дисками. Получение опыта в создании загрузочной флешки

Ход работы:

  1. Изучить теоретические сведения и подготовиться к устным ответам по пройденной теме.
  2. Установить программу Daemon Tools lite.
  3. Создать виртуальный диск. Прикрепить скриншот, сигнализируйющий успешность этого шага.
  4. В отчете опишите основные возможности этой программы.
  5. Смонтируйте на него образ Boot_DVD, с которым мы работали на прошлой лабораторной работе. Добавьте в отчет скриншот смотнированного диска.
  6. Создание загрузочной флешки. Для создания загрузочной области на флеш-диске воспользуйтесь стандартной программой diskpart. Ее описание приложено в теоретических сведениях.
  7. Приложите скриншоты хода работы с программой diskpart с комментариеями Ваших действий.
  8. Скопируйте данные смонтированного диска boot_DVD на загрузочную флешку.
  9. По окончании работы перезагрузите компьютер и загрузитесь с флешки. Позовите преподавателя для демонстрации практической составляющей работы.


Практическая работа №23

Тема: УПРАВЛЕНИЕ ПАМЯТЬЮ.

Цель: НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ ПАМЯТЬЮ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА.

Ход работы:

  1. Опишите все известные Вам виды компьютерной памяти.
  2. Найдите и укажите объем оперативной памяти на Вашем рабочем ПК. Укажите при помощи скриншота этому подтверждение. Также укажите в отчете путь, где расположена эта информация.
  3. Укажите объем жесткого диска и каждого имеющегося раздела. Сколько свободного и занятого пространства на винчестере. Подтвердите это скриншотом.
  4. Найдите версию БИОС при помощи одной из служебных программ. Напишите ее в отчет.
  5. Укажите, сколько используется оперативной памяти в данный момент. Подтвердите это скриншотом. Укажите скриншот диаграммы памяти из «монитора ресурсов».
  6. Найдите самостоятельно и измените размер и месторасположение файла подкачки. Укажите в отчете полный путь и скриншот окна измененных настроек.


Практическая работа №24

Тема: Установка операционной системы Windows 7 при помощи эмулятора

Цель: 1. Изучить работу виртуальной машины на примере virtual box.

2. Научиться устанавливать операционную систему Windows при помощи эмулятора.

Ход работы:

  1. Изучить теоретические сведения и ответить на вопросы, прилагающиеся к теории.
  2. Скачать на свой компьютер программу Virtual Box и образ установочного диска Windows 7.
  3. Установить программу Virtual Box.
  4. Создать на ней виртуальную машину.
    Жмем кнопку «Создать»;
    Указываем имя операционной системе, задаем размер оперативной памяти в соответствии с параметрами компьютера;
    создаем новый виртуальный диск (формат VDI, динамический);
    создаем папку, куда впоследствии будет установлена Ваша Windows, укажите ее  и размер файла в соответствующем шаге.
  5. Запустите машину при помощи одноименной операции.
    Переключить хост-комбинацию клавиш для отключения захвата клавиатуры. Сделать это можно по пути: Меню/ввод/клавиатура/Настроить/виртуальная машина/хост-комбинация. Задайте свою комбинацию клавиш для отключения захвата клавиатуры.
  6. Указать месторасположение файла образа с операционной системой.
  7. Установить операционную систему, следуя инструкциям.
  8. В отчете указать зафиксировать скриншотами основные узлы установки системы.


Практическая работа №25

Тема: Работа с установленной на эмуляторе операционной системой

Цель: Приобретение навыков в эксплутации виртуальной машины. Научиться работать с особенностями операционной системы Windows, установленной на эмуляторе.

Ход работы:

  1. Изучить теоретические сведения и подготовиться к устным ответам по пройденной теме.
  2. Запустите виртуальную машину.
  3. Переключите загрузочный сектор на загрузку с жесткого диска. В отчете укажите, как Вы это сделали.
  4. Включите полноэкранный режим и настройте оптимальное разрешение экрана. В отчете укажите способ, сочетание клавиш и оптимальное разрешение экрана.
  5. Переключитесь в реальную ОС и обратно с клавиатуры. В отчете укажите, какое сочетание клавиш Вы назначили.
  6. Настройте персонализацию виртуальной ОС.
    Добавьте обои на рабочий стол.
    Измените цветовую схему оформления.
    Выберите тему для рабочего стола.
    В отчете укажите отличия от работы с реальной ОС.
  7. Откройте несколько стандартных программ и попробуйте поработать. В отчете также укажите отличия.
  8. Обмен файлами. Настройте общую папку для обмена файлами с реальной ОС.
    8.1. В реальной ОС создайте папку и поместите в нее несколько файлов.
    8.2.В настройках в пункте «общие папки» добавьте эту папку. Виртуальную ОС необходимо выключить (Замечу, не просто закрыть, а выполнить завершение работы). В опциях общей папки включить авто подключение
    8.3 Затем в настройках виртуальной ОС необходимо установить «гостевые дополнения» (меню «устройства»), перезагрузить виртуальную ОС. После этого меню «Мой компьютер» появится общая папка. В отчете покажите скриншот рабочей общей папки.
  9. Также в меню «устройства» настройте общий буфер обмена и механизм Drag & Drop.


Практическая работа №26-27 (2 пары)

Тема: Оптимизация Windows 7

Цель: Знакомство с основными инструментами оптимизации windows 7. Повышение производительности компьютера в условиях ограниченных аппаратных ресурсов.

Ход работы:

  1. Windows Aero.
    1. Затухание меню после вызова команды – малозаметная функция, которая, тем не менее, может снизить плавность работы с меню.
    2. Отбрасывание теней значками на столе и Отображение тени под указателем мыши – вы их вряд ли видите, а они забирают ресурсы системы.
    3. Анимированные элементы управления и элементы внутри окна – отключение добавит плавности при работе с окнами.
    4. Отображение содержимого окна при перетаскивании – достаточно ресурсоемкая функция, ее отключение вносит существенный вклад в оптимизацию.
    Если у вас достаточно слабый компьютер, прирост производительности будет заметен после отключения вышеперечисленных функций. Кроме них весьма сильное влияние на быстродействие оказывает эффект прозрачности, его отключение дает ощутимый результат. Если же вы равнодушны ко всем украшательствам и хотите получить максимальную скорость работы, вам нужно выбрать пункт настройки Обеспечить наилучшее быстродействие. Уберите выше перечисленные функции. В отчете укажите скриншот окна с отключенными функциями.
  2. Службы Windows 7.
    Как известно, Windows 7 является сложной многокомпонентной системой, рассчитанной на выполнение широкого спектра задач. Для реализации различных функций в составе операционной системы работает множество служб, многие из которых зачастую просто не нужны пользователю. Тем не менее, каждая из служб съедает драгоценные ресурсы вашего компьютера. Соответственно, если отключить ненужные функции, можно увеличить общее быстродействие системы.
    Рассмотрите следующие фунции:
    Windows CardSpace
    Программный поставщик теневого копирования (Microsoft)
    Windows Search
    Диспетчер печати (если нет принтеров)
    Автономные файлы
    Агент защиты сетевого доступа
    Сетевой вход в систему
    Настройка сервера удаленных рабочих столов
    Смарт-карта
    Адаптивная регулировка яркости
    Архивация Windows
    Вспомогательная служба IP
    Группировка сетевых участников
    Хост библиотеки счетчика производительности
    Служба ввода планшетного ПК
    Диспетчер автоматический подключений удаленного доступа
    Узел системы диагностики
    Диспетчер удостоверения сетевых участников
    Журналы и оповещения производительности
    Вторичный вход в систему
    Защищенное хранилище
    Политика удаления смарт-карт
    Прослушиватель домашней группы
    Защитник Windows
    Сборщик событий Windows
    Служба планировщика Windows Media Center
    Узел службы диагностики
    Факс

    Удалите из системы не ненужные на Ваш взгляд. В отчете укажите, какие функции Вы отключили, подтвердите это скриншотом.
  3. Реестр Windows 7
    Ознакомьтесь с предложенными изменениями в реестре и выполните те, которые подходят Вашему случаю. Перед изменением реестра сделайте резервную копию всего реестра.

    Повышение производительности файловой системы NTFS
    В разделе HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\FileSystem параметры NtfsDisableLastAccessUpdate и NtfsDisable8dot3NameCreation устанавливаем на 1. Это отключит создание записи последнего времени обращения к файлу.
    Принудительное хранение кодов ядра в оперативной памяти
    В разделе HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\Memory Management изменяем параметр LargeSystemCache на 1. Это позволит системе не выгружать ядро из оперативной памяти.
    Принудительное хранение драйверов в оперативной памяти
    В разделе HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\Memory Management изменяем параметр DisablePagingExecutive на 1. Это позволит операционной система не выгружать файлы драйверов из оперативной памяти.
    Принудительная выгрузка неиспользуемых библиотек из оперативной памяти
    В разделе HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\Windows\CurrentVersion\Explorer создаем параметр AlwaysUnloadDll типа DWORD и назначаем ему значение 1. Это позволит выгружать из оперативной памяти неиспользуемые DLL.
    В отчете укажите, какие действия Вы применили.
  4. Файл подкачки Windows 7
    Файл подкачки или swap-file необходим системе для частичной разгрузки оперативной памяти. По мере работы системы, часть данных, которые содержатся в оперативной памяти, становится ненужной, и Windows освобождает ресурсы компьютера, выгружая эти данные в файл подкачки. Если через некоторое время эти файлы опять понадобились, производится их загрузка в оперативную память.
    Как правило, Windows 7 регулирует размер файла подкачки автоматически, в зависимости от потребностей системы. Тем не менее, для наилучшего быстродействия лучше задать размер вручную.
    Для ускорения работы с файлом подкачки рекомендуется размещать его отдельном разделе жесткого диска.  Определите объем файла подкачки. Установите необходимый его размер. В отчете укажите объем файла подкачки и скриншот с заданным размером файла.
  5. Отключение неиспользованных компонентов.
    Как известно при загрузки Windows, запускается много служб и компонентов, что не совсем хорошо сказывается на производительности системы. Некоторые компоненты можно отключить. тем самым освободив часть оперативной памяти. Для этого жмем Пуск -> Панель Управления -> Программы и компоненты и выбираем пункт «Включение» или «отключение» компонентов Windows.
    В открывшимся окне снимаем галки с тех компонентов, которые нам не нужны. При наведение курсора на компонент всплывает краткая справка по этому компоненту. После снятия галок компьютер нужно перезагрузить.
    Рассмотрите на предмет отключения следующие компоненты:
    Internet Explorer (Для тех, кто использует альтернативные браузеры)
    Telnet-сервер
    Windows Search (если Вы не используете поиск в Windows)
    Клиент Telnet
    Клиент TFTP
    Компоненты планшетного ПК
    Платформа гаджетов Windows (Если не хотите загружать рабочий стол гаджетами)
     Подсистема Unix-приложений
     Сервер очереди сообщений Майкрософт
    Служба активации Windows
    Служба индексирования

    В отчете укажите, какие компоненты Вы отключили.
  6. Отключение UAC - Контроль учетной записи пользователя.
    Контроль учетных записей (UAC) используется для уведомления пользователя перед внесением изменений, требующих прав администратора. По умолчанию уведомления контроля учетных записей выводятся при попытке изменения параметров компьютера программами. Однако при необходимости можно настроить частоту уведомлений или совсем отключить.
    Отключите контроль, в отчете приведите скриншот окна «Изменение параметров контроля учетных записей».


Практическая работа №28

Тема: Установка ОС Linux Ubuntu на эмуляторе

Цель: Научиться устанавливать ОС семейства Linux на примере дистрибутива Ubuntu 14.10.

Ход работы:

  1. Прочесть теоретические сведения, прилагаемые в конце файла и подготовиться к устным ответам на контрольные вопросы.
  2. Самостоятельно создать виртуальную машину для Linux 32 bit. Размер виртуального диска задайте не менее 15 ГБ.
  3. Запустить ее и выполнить установку.
    обратить внимание на этапе создания разделов. Выберите пункт меню «Другое», где предлагается самостоятельно назначить разделы. Создайте три раздела:
    - раздел подкачки (его размер будет определяться выбранной Вами величиной виртуальной оперативной памяти).
    - раздел основной – с операционной системой. Его точка монтирования
    «/»
    - раздел с файлами пользователя. Точка монтирования – “/home”.
    Размеры этих двух разделов сделайте приблизительно равными – по 7-8 ГБ.
    файловая система в разделах – ехт4.
    В отчете указать результат создания разделов в виде скриншота.
  4. После установки необходимо настроить внешний вид. Для этого самостоятельно установите пакет дополнений для линукса. Делается это аналогично установке такого же пакета для windows.  После установки пакета настройте разрешение экрана на оптимальное. В отчете приложите скриншот оптимального разрешения системы.
  5. Самостоятельно настройте смену раскладку клавиатуры. В отчете укажите скриншот окна с измененными настройками клавиатуры.
  6. Самостоятельно настройте панель задач, оставив на ней только используемые Вами программы. В отчете приложите скриншот отредактированной панели.
  7. Выполните обновление системы. Для его запуска зайдите в программу системных настроек, найдите там кнопку запуска обновлений, зайдите, включите и выключите какую-либо опцию и выйдите из программы. При выходе система предложит обновиться. Если есть проблемы с получением интернета, то в окне обновлений Вам необходимо сменить сервер. По умолчанию стоят сервера РФ. Попробуйте сменить его на сервер linux.nsu.ru/ubuntu.
    Убедитесь, что обновление прошло успешно. Вся система должна перейти на русский язык после перезагрузки.


Практическая работа №29

Тема: Настройка установленной Linux Ubuntu

Цель: 1. Научиться настраивать систему при работе с virtual box.
2. Изучить основные системные программы.

3.Научиться устанавливать программы при помощи центра приложений ubuntu.

Ход работы:

  1. Создать общую папку, общий буфер обмена и настроить Drag & Drop аналогично настроенным виртуальной Windows. Общая папка будет находиться в «сменных носителях» (папка “media”).
    Отключить все визуальные эффекты.
    Для этого при помощи центра приложений Ubuntu установите программу «Ubuntu tweak tool».  Достаточно открыть программу и в поисковой строке набрать ее название или ключевое слово. Программа появится в списке. Установите ее.
    Теперь с ее помощью отключите по максимуму все визуальные эффекты. В отчете при помощи скриншотов укажите, какие пункты были отключены.
    Также из центра приложений установите программу CompizConfig. Отключите визуальные элементы с ее помощью. В отчете укажите скриншот проделанной работы
  2. Настройте систему при помощи меню «Параметры системы»:
    Оформление: Установить собственные обои для рабочего стола. Добавить рабочие места.
    Мышь и сенсорная панель: Настроить удобные показатели работы с мышью.
    Питание: выставить собственные индивидуальные настройки питания для режимов «от батареи» и «от сети».
    Учетные записи: Добавьте учетную запись для группы, не входящей в группу администратора
    Приложите скриншоты в отчете с настройками каждого пункта.

Практическая работа №30

Тема: Установка программ в Linux Ubuntu

Цель: Научиться устанавливать программы в Linux Ubuntu разными способами.

Ход работы:

  1. Изучите теоретические сведения и подготовьтесь к ответам на контрльные вопросы.
  2. Установка программ при помощи «Центра приложений».
    Зайдите в центр приложений и самостоятельно установите любое доступное небольшое приложение. В отчете приложите скриншот, иллюстрирующий выполненную работу.
  3. Установка приложений при помощи терминала.  Изучите теоретические сведения об установке приложений с терминала. Добавьте в список репозиториев следующий:
    deb http://archive.canonical.com/ $(lsb_release -sc) partner"
    Установите при помощи командной строки скайп. Имя файла – skype.
  4. Установка программ из deb-файла.
    Изучите краткую теорию.
    Установите браузер Google Chrominium из deb-пакета, скачав его с официального сайта Гугла.

Практическая работа №31

Тема: Работа в двухпанельном файловом менеджере Gnome-Commander

Цель: Научиться основам работы в файловом менеджере gnome-commander

Ход работы:

  1. Файловый менеджер Gnome Commander есть в основном репозитории Ubuntu. Поэтому установить Вы его можете без дополнительных настроек либо из центра приложений, либо из командной строки. Имя файла – gnome-commander.
  2. Установите его любым способом.  В отчете укажите скриншот установленной и запущенной программы.
  3. Откройте практическую работу по Far Manager. Выполните все операции, указанные в ней с этим коммандером. В отчете укажите все клавиши для выполнения основных операций – копирование, перемещение, создание файла, редактирование файла, поиск файлов, поиск по маске, выделение и т.д.


Практическая работа №32

Тема: Повторение и закрепление пройденного материала

Цель: Повторить и закрепить основные изученные моменты.

Ход работы:

В ходе этой работы студенты сдают все долги по пройденным работам, пересдают работы, если хотят повысить оценку и консультируются по всему пройденному курсу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине «Материалы и изделия»

Лабораторные работы по дисциплине "Материалы и изделия" и шаблон отчета по лабораторным работам...

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине Геоинформационные системы

В методических рекомендациях представлены подробные указания по выполнению практических работ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.06 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Методические указания составлены с целью оказания практической помощи студентам специальности 08.02.05  Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, при определении физических, ...

Методические указания к выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине "Информатика"

Методические указания разработаны для оказания помощи обучающимся в выполнении практических работ и подготовки к семинарам по дисциплине «Информатика» специальность 23.01.03 Автомеханик....

Методические указания к выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине "Теория алгоритмов"

Методические указания разработаны для оказания помощи обучающимся в выполнении практических работ и подготовки к экзамену по дисциплине «операционные системы» (специальность «230115 ...

Методические указания по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине "Русский язык"

Методические указания предназначены для обучающихся по профессии среднего профессионального образования  технического и социально-экономического профилей изучающих учебную дисциплинуУД.01 Русский...

Методические указания по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине ОП 03 Электротехника и электроника

Методические указания для выполнения практических работ по ОП 03 Электротехника и электроника   разработанны на основе рабочей программы и предназначенны для реализации государстве...