УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАТИКИ.
презентация к уроку на тему

В учебном пособии раскрыты 12 базовых понятий информатики: модель, система, системный анализ, систематизация, алгоритм и другие.

Материал оформлен компактно, хорошо воспринимается и не имеет ограничений по возрасту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12 базовых понятий информатики369.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическое пособие Базовые понятия информатики Разработала Смирнова Елена Александровна Преподаватель ПЛКМ

Слайд 2

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАТИКИ ИНФОРМАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА МОДЕЛИРОВАНИЕ МОДЕЛЬ АЛГОРИТМ Как модель деятельности ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Слайд 3

ИНФОРМАЦИЯ ТЕРМИН «ИНФОРМАЦИЯ» ПРОИСХОДИТ ОТ ЛАТИНСКОГО СЛОВА «INFORMATIO», ЧТО ОЗНАЧАЕТ «НАБОР СВЕДЕНИЙ, ИЗЛОЖЕНИЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ». ИНФОРМАЦИЯ-ЭТО БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ НАУКИ, НА КОТОРОМ СТРОЯТСЯ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПОЭТОМУ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОПРЕДЕЛЯЕМЫМ. ИНФОРМАЦИЯ

Слайд 4

Виды информации по форме представления числовая текстовая графическая звуковая видео Органы восприятия информации человека зрения слуха вкуса осязания обоняния Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации

Слайд 5

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОСНОВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПОЛУЧЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ПЕРЕДАЧА, ОБРАБОТКА, ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ИНФОРМАТИКА-ЭТО НАУКА ОБ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Слайд 6

Источники информации Постоянная Носители информации О перативная Хранение (запоминание) информации (виды памяти) Долговре-менная Передача информации Приёмник информации Получение информации Источник информации ИнформационныйКанал Программы Защита информации Иные способы Обработка информации на компьютере Действия с информацией

Слайд 7

ПОНЯТИЕ «МОДЕЛЬ» МОДЕЛЬ -это новый упрощенный объект, который отражает существенные особенности реального объекта, процесса или явления . Анализ модели и наблюдение за ней позволяет познать суть реально существующего, более сложного объекта, процесса, явления, называемого прототипом или оригиналом МОДЕЛЬ

Слайд 8

Причины построения моделей 1.В реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности.(Теория вымирания динозавров, гибели Атлантиды) 2.Оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Для глубокого изучения одного конкретного свойства отказываются от остальных. (Карта местности, модели живых организмов) 3.Оригинал либо очень велик, либо очень мал. ( Глобус, модель Солнечной системы, модель атома ) 4.Процесс протекает либо очень быстро, либо очень медленно. ( Модель двигателя внутреннего сгорания, геологические модели) 5.Исследование объекта может привести к его разрушению. (Модель самолёта или автомобиля) 1 2 3 4 5

Слайд 9

ПОНЯТИЕ «МОДЕЛИРОВАНИЕ» МОДЕЛИРОВАНИЕ-это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений . МОДЕЛИРОВАНИЕ - это метод научного познания объективного мира с помощью МОДЕЛЕЙ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Слайд 10

Моделировать можно 1.Объекты, например -копии архитектурных сооружений -копии художественных произведений -наглядные пособия -модель атома водорода или солнечной системы -глобус -модель демонстрирующая одежду -детские игрушки и т.д. 2.Явления, например: -модели физических явлений: грозового разряда, магнитных и электрических сил -геофизические модели: модель солевого потока, модель землетрясения, модель оползней 4.Поведение При выполнении человеком любого действия ему обычно предшествует возникновение в сознании модели будущего поведения. 3.Процессы, например: -модель развития вселенной -модели экономических процессов -модели экологических процессов Собирается ли человек приготовить блюдо, накрыть стол-он непременно представляет всё это в уме . Это главное отличие человека мыслящего от всех других живых существ на земле. 1 2 3 4

Слайд 11

Один и тот же объект в разных ситуациях, в разных науках может описываться различными моделями. -в химии-это объект, состоящий из различных химических веществ -в механике-это материальная точка В механике различные объекты от песчинки до планеты рассматриваются как материальные точки. Объект «ЧЕЛОВЕК» с точки зрения различных наук : -в биологии-это система, стремящаяся к самосохранению и т.д. С другой, стороны разные объекты могут описываться одной моделью.

Слайд 12

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА цель1 цель2 цель3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА РЕАЛЬНЫЙ МИР человек ОБЪЕКТ Информ . модель2 Информ . модель3 Информ . модель1

Слайд 13

ПОНЯТИЕ «СИСТЕМА» СИСТЕМА - это целое, состоящее из объектов, взаимосвязанных между собой. Главный признак системы - её целостное функционирование . Составные части системы называют элементами или компонентами системы. СИСТЕМА

Слайд 14

Системы бывают: 1.Материальные (человек, компьютер, дерево. дом) 2.Нематериальные (человеческий язык, математика) Главный признак системы- её целостное функционирование. 3.Смешанные (школьная система т.к. включает в себя как материальные элементы- здание, оборудование, школьников, учебники, так и нематериальные- расписание занятий , темы уроков, устав школы). Каждый элемент может являться системой. Тогда по отношению к исходной системе её называют подсистемой, а систему , включающую в себя подсистему как элемент, рассматривают как надсистему. Компьютер нормально работает до тех пор, пока исправны основные устройства, входящие в его состав. 3 1 2

Слайд 15

ПОНЯТИЕ «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ» СИСТЕМАТИЗАЦИЯ – ЭТО ПРОЦЕСС ПЕВРАЩЕНИЯ МНОЖЕСТВА ОБЪЕКТОВ В СИСТЕМУ. Система -это порядок и организация, а антисистема-это хаос, путаница, беспорядок. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Слайд 16

ПОНЯТИЕ «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ» ОПИСАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ С УКАЗАНИЕМ ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ НАЗЫВАЮТ СИСТЕМНЫМ АНАЛИЗОМ . СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Слайд 17

Чтобы описать систему необходимо: 1- перечислить её элементы 3- описать структуру системы, т. е. графически представить связи между элементами системы (Структура может определять пространственное взаиморасположение предметов-цепочка, звезда, кольцо; их вложенность или подчинённость-дерево; хронологическую последовательность-линейную, разветвляющуюся, циклическую.) 2- указать как элементы связаны друг с другом (именно наличие связей превращает набор элементов в систему).Система -это порядок и организация, а антисистема-это хаос, путаница, беспорядок. 1 2 3

Слайд 18

ПОНЯТИЕ «ПРОЕКТ» ПРОЕКТ – ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ, ОГРАНИЧЕННОЕ ПО ВРЕМЕНИ И РЕСУРСАМ МЕРОПРИЯТИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА СОЗДАНИЕ УНИКАЛЬНОГО ПРОДУКТА ИЛИ УСЛУГИ. ПРОЕКТ - ЭТО НОВАЯ ИДЕЯ, КОТОРАЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОПЛОЩАЕТСЯ В ЖИЗНЬ В ВИДЕ РЕАЛЬНОГО ПРОДУКТА (ОБЪЕКТА), МАТЕРИАЛЬНОГО ИЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО. ПРОЕКТ

Слайд 19

Классификация проектов социальные По сферам деятельности организационные экономические По продолжительности краткосрочный среднесрочный технические долгосрочный По сложности и масштабу простой средний крупный В качестве продукта могут быть услуги: информационные, образовательные, оформительские, дизайнерские, аналитические и др. Для того, чтобы появился продукт, необходимо выполнить действия (работу), а также обеспечить весь процесс его создания необходимыми ресурсами: денежными, материальными, трудовыми. Для успешного выполнения проекта необходима конкретная цель. 1 2 3

Слайд 20

ПОНЯТИЕ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ» ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА 2.Планирование деятельности Проект-совокупность работ различной сложности. Необходимо продумать : -какие работы будут выполняться -какие необходимы ресурсы (трудовые, материальные, финансовые и др.) -какая структура проекта (из каких элементов состоит проект и как они связаны между собой) 1.Замысел проекта Последовательность действий: -зарождение и осмысление идеи -анализ среды, в которой проект будет реализовываться (законы, экология, экономика, политика и др.) -анализ возможности реализации замысла в данной среде 3.Контроль и анализ Контроль выполнения проекта состоит в том, что на выделенных этапах определяются результаты, которые затем сравниваются с планом. При выявлении расхождений -намечаются меры по их ликвидации. Контроль производится периодически. Результаты контроля доводятся до ответственных за проект лиц. 3 2 1

Слайд 21

ПОНЯТИЕ О ПРОЕКТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ПОНЯТИЕ О ПРОЕКТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ Проект по информатике и ИКТ – итоговая индивидуальная творческая работа обучающихся на 1 курсе . С учётом оценки за проект выставляется оценка по предмету «Информатика и ИКТ» за 1 курс (оценка идёт в Аттестат об общем полном среднем образовании). 2. Продукты проекта : комплект из двух документов – текстовый документ в бумажном виде и презентация по теме в электронном виде. 3. Содержание проекта : 1.Вводная часть. Понятийный словарь. 2.Цели создания проекта. 3.Структура продуктов проекта. 4.Выбор программного обеспечения 5.Список используемых информационных ресурсов. 1 2 3

Слайд 22

ПОНЯТИЕ «АЛГОРИТМ», КАК МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Алгоритм ( algorithm ) - это описание способа решения задач, точно предписывающее, какие процедуры необходимо выполнить и в какой последовательности , чтобы получить однозначно определяемый исходными данными результат. Или, другими словами, алгоритм – модель действий , выполнение которых приводит к заранее определенному результату. Алгоритм это работа, которую выполняет исполнитель алгоритма (работник). Алгоритм это документ оформленный одним из способов описания алгоритмов. Разрабатывает этот документ составитель алгоритма. АЛГОРИТМ

Слайд 23

В понятие Алгоритма входят 5 компонентов: 1.Результат 2. Последовательность действий 3. Исходные данные 4. Исполнитель алгоритма 5. Составитель (разработчик) алгоритма Свойства алгоритма Дискретность Однозначность Точность Результативность Массовость Исполнители алгоритма Люди Животные Компьютеры Составители алгоритма Люди Животные Соотношение истем команд Составитель Исполнитель Составитель Исполнитель

Слайд 24

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНООГИИ Технология – это преобразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей. Результатом технологической деятельности являются продукты труда соответствующие целям, заданным на этапе проектирования. Направления деятельности человека - преобразование : в ещества, энергии, информации. Деятельность влияет на природу и создаёт новые продукты. Понятие о технологии

Слайд 25

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНООГИИ Информационная технология –это процесс, использующий совокупность средств и методов информатики для получения новой информации. Информационная услуга – это получение и предоставление пользователю информационных продуктов. Информационный продукт – это результат информационной деятельности человека, предназначенный для распространения в материальной или нематериальной форме. Понятие о информационных технологиях Услуга – это результат непроизводственной деятельности человека, направленная на удовлетворение потребностей людей и общества.

Слайд 26

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНООГИИ Информационно – коммуникационная технология – это информационная технология работы в сети, с целью оперативного получения, обмена информацией и общения пользователей. Сети бывают : л окальные. к орпоративные, г лобальные. Компьютерная сеть – это совокупность объединённых средствами связи программных и технических средств предназначенных для обеспечения информационных процессов между объектами. Понятие о информационно – коммуникационных технологиях Компьютерные сети позволяют объединить информационные ресурсы, находящиеся на разных компьютерах, независимо от разделяющего их расстояния.

Слайд 27

Благодарю за внимание. Преподаватель ПЛКМ Смирнова Е.А. 2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие по теме "Развитие понятия о числе"

Учебное пособие по теме "Развитие понятия о числе" разработано в соответствии с Рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины ОДП.10 Математика.Учебное пособие содержит:ü  теоретическ...

Базовые понятия методики обучения игре на баяне как основа воспитания исполнителя-баяниста

Одной из больших проблем современной баянной исполнительской школы является невысокий уровень подготовка исполнителей начального звена (уровень ДШИ). В силу складывающихся обстоятельств, преподаватели...

Учебное пособие по учебной дисциплине «Информатика» Тема 4. Технология создания и преобразования информационных объектов. Текстовый редактор «MicrosoftWord»

Учебное пособие по учебной дисциплине «Информатика». Тема 4. Технология создания и преобразования информационных объектов. Текстовый редактор «MicrosoftWord». Учебное пособие п...

Учебное пособие по учебной дисциплине «Информатика» Тема: Операционные системы «Windows»

Учебное пособие по учебной дисциплине «Информатика» Тема: Операционные системы «Windows».Учебное пособие предназначено для обучающихся среднего профессионального образования пр...

Учебное пособие по дисциплине «ИНФОРМАТИКА». Тема: Создание презентаций в «MICROSOFT OFFICE PowerPoint»

Учебное пособие по дисциплине «ИНФОРМАТИКА». Тема: Создание презентаций в «MICROSOFT OFFICE PowerPoint».Учебное пособие предназначено для обучающихся при изучении предмета &laq...

Учебное пособие по учебной дисциплине «Информатика» Тема 4. Технология создания и преобразования информационных объектов. Электронные таблицы Microsoft Excel

Учебное пособие по учебной дисциплине «Информатика». Тема 4. Технология создания и преобразования информационных объектов. Электронные таблицы Microsoft ExcelУчебное пособие предназначено ...

Учебное пособие по предмету «Информатика» Тема: Системы управления базами данных Microsoft Office Access

Учебное пособие по предмету «Информатика». Тема: Системы управления базами данных Microsoft Office AccessУчебное пособие предназначено для студентов при изучении учебной дисциплины «...