План урока информатики по теме:"Создание базы данных с помощью СУБД MS Access"
план-конспект урока

План урока информатики по теме:"Создание базы данных с помощью СУБД MS Access"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_po_bazam_dannyh.docx653.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕДЖ № 33

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

НА ТЕМУ: «Создание баз данных с использованием СУБД MS Access» 

Подготовила:

преподаватель информатики Симоненко Е.Е.

МОСКВА 2018

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине  «Информатик» в группе № 16б-ПКО-22

Специальность:  Повар, кондитер   2 курс 2 семестр

Тема: «Создание баз данных с использованием СУБД MS Access»

Вид занятия: практическое занятие

Тип урока: урок практического применения знаний

Цели урока:

  • а) обучающие: формирование понятия о создании баз данных, их элементах, использовании.
  • б) воспитательные: воспитание самостоятельности, ответственности, информационной культуры;
  • в) развивающие: развитие коммуникативно-технических умений, навыков анализа и самоанализа, умений применять полученные знания при решении поставленных задач, оценивать результаты выполненных действий.

Приемы обучения: инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, частично-поисковый.

 Оснащенность урока: 

Оборудование: 

  • рабочие места учеников (персональный компьютер),
  • рабочее место учителя,
  • демонстрационный телевизор-монитор,
  • мультимедийная презентация,
  • задания учащимся.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

  1. Организационный момент (1-2 мин.).

Проверка состава группы, напоминание о соблюдении правил охраны труда в компьютерном классе.

  1. Актуализация знаний обучающихся (3 мин.)

На прошлом занятии

  1. Беседа по изученному материалу (мин).

- объяснение целей и задач урока

Сегодня мы познакомимся с.

- вопросы для беседы

(объяснение нового материала сопровождается показом мультимедийной презентации). 

Объяснение нового материала проходит в форме эвристической беседы с одновременным показом мультимедийной презентации на экране.

Преподаватель

: Перейдём к изучению нового материала. Запишите тему урока “ Создание баз данных с использованием СУБД MS Access ” (слайд 1).

Рассматриваемые вопросы (слайд 2):

Вопрос

: Какие примеры использования баз данных можно привести еще?

Студенты приводят примеры.

Преподаватель

  1. Самостоятельная работа обучающихся (45 мин.).

Практическое занятие № 23. Создание баз данных с использованием СУБД MS Access (см. приложение)

  1. Подведение итогов занятия, оценивание учебных достижений обучающихся  (3 мин.)

Вопросы преподавателя (слайд 13):

Преподаватель подводит итог урока.

6. Домашнее задание (2 мин.).  

Учебник: Н.Д. Угринович  «Информатика и ИКТ»  10 класс,  п.1.1.1

Индивидуальное задание:

Список используемой литературы:

  1. Информатика и ИКТ. Учебник  10 класса/Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  2. Тексты демонстрационных тестов по информатике в форме и по материалам ЕГЭ 2004-2013 г.г.

Тип урока: урок-практикум.

Вид урока: сдвоенный урок, продолжительность 1 час 20 минут.

Технология: проблемное обучение, групповая работа.

Место урока в теме – урок проводится в ходе изучения темы “Информационные системы”, после изучения понятий базы данных, видов баз данных, структуры табличных баз данных, знакомства с СУБД Access.

Оборудование: 

  • компьютеры с операционной системой Windows XP и установленным пакетом Microsoft Office
  • мультимедийный проектор, экран.
  • конверты с подбором вырезок из газет по соответствующим темам.
  • учебник: Семакин И., Е. Хеннер Информатика 11 классМ.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
  • информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под. Ред. И. Г.Семакина, Е. К Хеннера: Том 2 – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  • таблички I, II, III группа, “Агентство недвижимости”, “Автосалон”, Агентство «Четвероногий друг»”; «Рекламное агентство»; «Клиенты»; «Эксперты»
  • карточки с номерами от 1 до 12
  • карточка с заданием для рекламного агентства
  • карточка с рекомендациями для клиентов
  • карточки с рекомендациями при работе в группах

На экране: 

Урок – практикум «Базы данных» (Слайд 1)

Цели урока:

  1. Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.
  2. Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету “Информатикав целом.
  3. Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.
  4. Воспитание информационной культуры, самостоятельности, коллективизма, ответственности.
  5. Развитие умственной деятельности, умения логически мыслить.

Задачи урока:

воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;
учебная – закрепление теоретических знаний, формирование практических умений по созданию баз данных;
развивающая  развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти, логического мышления.

На экране план урока: (Слайд 2)

  1. Организационный момент. (8 мин).
  2. Работа по группам. (36 мин)
  3. Отчет групп. (30 мин)
  4. Подведение итогов урока. (4 мин)
  5. Домашнее задание. (2 мин)

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Не секрет, что рынок труда сейчас переполнен кадрами, и очень сложно найти в нем свое достойное место. Поэтому необходимо предъявлять повышенные требования к себе в освоении своей профессии и в умении формировать у себя механизмы оперативной адаптации на рабочем месте в современных условиях с вводом новых технологий. Итак,

Тема сегодняшнего урока: “Создание баз данных”.

Цель: Создать базы данных. Убедится в том, что ваших теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике. Научиться пользоваться возможностями СУБД Access для создания баз данных.

Учиться создавать базы данных мы будем, решая задачи, которые могут возникнуть в реальной ситуации. Представим, что здесь находится три группы единомышленников, которые решили заняться тремя разными видами деятельности, в данном случае тремя разными видами бизнеса:

  • Продажа квартир;
  • Продажа автомобилей;
  • Поиск четвероногого друга

Проанализировав материалы местных газет, было выявлено достаточно большое количество предложений, и для оптимизации работы предприятий решили создать соответствующие базы данных.

Сейчас вы разделитесь на 3 группы. Каждая группа должна разработать и создать базу данных по доставшейся ей отрасли, представить полученный программный продукт классу, защитить его, т.е. привести примеры задач, которые позволит решить созданная база данных, доказать, что ее структура достаточна для удовлетворения потребностей клиентов. Цель слушателей сформулировать такие задачи, которые не сможет решить представленная БД, и убедиться в компетентности группы в теме базы данных.

Для формирования групп используем элемент случайности. Воспользуемся карточками от 1 до 12. Каждый из вас вытащит карточку с номером.

Те, кому достались карточки с цифрами 1 – 4 образуют первую группу, кому достались карточки 5 – 8 – вторую, 9 – 12 – третью.

Займите, пожалуйста, свои места. Учащиеся занимают места за столами, на которых стоят таблички “Группа 1”, “Группа 2”, “Группа 3”.

Представитель каждой группы, получите конверт с заданием. Конверт тоже выбирается случайным образом.

Содержимое конвертов.

  1. вырезки из местных газет с объявлениями по продаже квартир;
  2. вырезки из местных газет с объявлениями по продаже машин;
  3. вырезки из местных газет по продаже или отдаче в хорошие руки четвероногого друга

На работу в группах вам отводится 36 минут. Обратите внимание на экран, где написано примерное время работы на каждом этапе (Слайд 3)

  1. Анализ представленной информации (5 мин).
  2. Продумывание и создание структуры БД (10 мин).
  3. Заполнение базы данных (10 мин).
  4. Подготовка доклада для выступления (10 мин).
  5. Оценка вклада каждого члена группы в общую работу (1 мин).

II. Работа в группах

Ребята разбирают предложенный им материал, анализируют, какую информацию они могут почерпнуть из вырезок. Определяют, какие поля должна содержать их база данных, их свойства.

В это время учитель расставляет на их столы таблички с надписями: “Агентство недвижимости”, “Автосалон”, Агентство «Четвероногий друг”. На столах листочки с рекомендациями при работе в группах (Приложение 1)

Учащиеся занимают места за компьютерами и приступают непосредственно к созданию баз данных, при этом они могут пользоваться тетрадями, учебниками, дополнительной литературой, имеющейся в кабинете, справкой MS Access. Учитель выполняет роль консультанта, подходя к группам по мере необходимости, оказывая помощь и корректируя направления работы.

Как правило, в первом этапе создания базы данных (создание структуры базы данных) принимают участие все члены группы. Определяются заголовки для полей, их типы, свойства. На втором этапе – ввод и редактирование данных – часть членов групп оказывается свободными. Они приступают к формулировке возможных потребностей клиентов, задач, которые позволит решить создаваемая база данных. (Например: клиент желает приобрести двухкомнатную квартиру по ул. Зверева не выше четвертого этажа)

Из оставшихся учащихся выбирается 3 человека для работы в рекламном агентстве. Задачей которого является создание визитной карточки и рекламы для каждой из компаний. На столе задание и рекомендации для работы рекламного агентства (Приложение 2).

При работе члены рекламного агентства могут взаимодействовать с группами. Результаты работы рекламного агентства демонстрируются перед выступлением каждой из групп.

Оставшиеся учащиеся, выполняют роль клиентов и экспертов. На столе листочки с рекомендациями для клиентов и экспертов. (Приложение 3). Клиенты формулируют агентствам свои запросы для поиска. Эксперты задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. Могут задавать теоретические вопросы по теме: «Базы данных». В результате дискуссии возникают предложения по улучшению данной базы.

III. Выступление каждой группы.

Преподаватель:: Итак, начинаем отчет групп. Прошу сдать листы с оцениванием. Установим регламент для доклада каждой группы – 5 мин, и 5 минут для обсуждения представленной работы. Слово предоставляется первой группе.

Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен телевизор-монитор, копирует созданную группой базу данных. Проецирует ее на экран. Авторы сообщают постановку задач

Лабораторная работа "Проектирование базы данных и работа с ней"

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: закрепить знания, умения и навыки по созданию, заполнению баз данных и работе с ними;

РАЗВИВАЮЩАЯ: научиться самостоятельно создавать структуру базы данных и работать в ней,формирование умений анализировать,устанавливать причинно-следственные связи,сравнивать;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать целеустремленность, настойчивость,наблюдательность и самостоятельности при разработке базы данных

ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний,умений и навыков.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: проверочная работа

ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ:

1) программы NetMetting (или мультимедиапроектор и ноутбук), Microsoft Office Access

2) Приложение1.doc –карточки-задания для проверочной работы “Базы данных. СУБД

3) Приложение2.doc карточки-задания к практической работе “Базы данных “Планеты””

4) на каждом компьютере папка:D:\Практика\Планеты, в ней файлы:

http://festival.1september.ru/articles/597350/01.jpg

Венера

http://festival.1september.ru/articles/597350/02.jpg

Земля

http://festival.1september.ru/articles/597350/03.jpg

Марс

http://festival.1september.ru/articles/597350/04.jpg

Меркурий

http://festival.1september.ru/articles/597350/05.jpg

Нептун

http://festival.1september.ru/articles/597350/06.jpg

Плутон

http://festival.1september.ru/articles/597350/07.jpg

Сатурн

http://festival.1september.ru/articles/597350/08.jpg

Солнце

http://festival.1september.ru/articles/597350/09.jpg

Уран

http://festival.1september.ru/articles/597350/10.jpg

Юпитер

4) Приложение3.mdb – файл с примером уже готовой базы данных

5) Приложение4.doc – комплекс упражнений для снятия напряжения глаз

ПЛАН УРОКА

Организационный момент (

1 мин.) Проверка списочного состава; цели и план урока

Повторение 

(15 мин) Письменная проверочная работа 

Ответы на вопросы проверочной работы:

1 вариант

1) c

2) b, c

3) c, b, a, d

4) c

5) b, c

6) d

7) b

8) d

9) c

10) b

11) c

12) c

2 вариант

1) b

2) a

3) b, c

4) d, a, b, c

5) b, c

6) b

7) c

8) d

9) b

10) d

11) c

12) c

3 вариант

1) b

2) c, d

3) c, d, a, b

4) a

5) b, c

6) b

7) a

8) b

9) a

10) d

11) a

12) b

4 вариант

1) b

2) a, c

3) d, a, b, c

4) b, c

5) a

6) c

7) c

8) b

9) b

10) b

11) c

12) d

Объяснение выполнения работы

(15 минут)

а) Загрузка БД 

б) Сохранение БД на первом этапе

в) Создание структуры БД в режиме Конструктора

г) Заполнение БД по полям

е) Вставка рисунков в поле объекта OLE

ж) Создание формы для просмотра записей БД 

Практическая работа на компьютере

(55 мин)

Выполнение работы по методической разработкеБаза данных “Планеты Солнечной системы””

Итог урока 

(4 мин) Обобщение пройденного материала, выставление оценок. 

Открытый урок по информатике по теме "Введение в базы данных"

Цели урока:

  • создать условия для формирования понятий “База данных”, “поле базы данных”, “запись базы данных”, “СУБД”;
  • повторить понятие “моделии её видов, а так же виды программного обеспечения, наиболее часто используемые для ее реализации;
  • продолжить развитие умения сопоставлять, анализировать, обобщать, логически мыслить.

Ход урока

1. Изложение нового материала.

Большой поток информации в современном мире ставит перед нами проблему её систематизации и облегчения поиска. Для этого создаются базы данных и тема сегодняшнего урока “Введение вБазы данных” (Приложение 1, слайд 1). Сегодня мы с вами познакомимся с понятием “базы данныхи её структурой, а также узнаем, что такоесистема управления базами данных”.

Чтобы перейти к изучению новой темы вспомним:

  • Что такое модель? (ответ детей + Приложение1, слайд 2)
  • Какие два основных вида моделей вы знаете? (ответ детей + Приложение 1, слайд 2)

В рамках предмета “информатиканас интересуют знаковые (информационные) модели.

  • Назовите виды информационных моделей. (ответ детей + Приложение 1, слайд2)
  • Какое программное обеспечение можно использовать для создания этих моделей? (ответ детей + Приложение 1, слайд 2)

Теоретические знания у нас есть, теперь давайте попробуем применить их на практике. Создадим информационную модель домашней видеотеки.

Какие признаки являются наиболее важными при выборе фильма, т.е. при построении модели видеотеки? (ответы детей)

В нашей модели я предлагаю вам ограничится следующими признаками (Приложение 1,слайд 3)

  • Название фильма.
  • Жанр.
  • Режиссер.
  • Исполнитель главной роли.

Для ускорения определения количества фильмов в вашей домашней видеотеке нам понадобится такой признак, как …

  • Порядковый номер.

Выберем форму для нашей модели (её внешний вид).Ваши предложения … (ответы детей)

Самый удобный и наглядный способ создать таблицу. (Приложение 1, слайд 4)

Какое программное обеспечение мы для этого можем выбрать? (ответы детей)

У вас 10 минут для того, чтобы создать табличную информационную модель видеотеки, состоящую из 5-8фильмов. Программу для реализации этой модели вы выбираете сами. Если вы не помните имена режиссеров и исполнителей главных ролей, то можете написать вымышленные имена.

Здоровьесбережение!!! При работе за компьютером не забывайте, что спина должна быть прямой, не облокачивайтесь на стол, …

Итак, за 10 минут мы получили информационную модель, в которой упорядочено хранятся данные о фильмах, обладающих одинаковым набором свойств.Такая информационная модель называется “базой данных” (слайд 5). Информация об одном объекте из таблицы называется записью, а каждое свойство этого объекта – полем.

В одном из полей всегда содержится уникальная для каждой записи этой таблицы информация. Такое поле будет называться ключевым.

В нашей базе данных какое поле является ключевым?

Сегодня вы создали базу данных, состоящую из 5-8записей. Теперь представьте себе, что вы владелец киоска, торгующего видеопродукцией, и ваша база данных будет состоять из нескольких сотен записей. Вам необходимо будет найти все объекты.Обладающие общим свойством: например фильмы режиссера Спилберга. Сможем ли мы быстро выполнить поиск таких фильмов в тех программах, в которых вы создали свои базы данных?

Удобно ли это делать?

Давайте вспомним, как осуществляется поиск информации в Word-e, Excel-e. (вывод: не всегда такой поиск удобен)

Для облегчения создания, поиска и хранения баз данных существует специальное программное обеспечение, которое называется СУБД. (Приложение1, слайд 6)

2. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы познакомились с понятием БД и ее структурой, системой управления базы данных,и создали часть базы данных “видеотека”. На вопрос “как вы усвоили этот материалнам ответит тест. (Приложение 1, слайд 7)

3. Контроль знаний.

На рабочем столе находится файл введение в БД.exe (Приложение 2) [2] – это электронный тест, и сразу после прохождения его вы увидите свои оценки (после прохождения теста в месте его расположения, в нашем случае на рабочем столе, создается файл Results.txt в котором сохраняется отчет о прохождении теста).

4. Домашнее задание.

Дома я предлагаю вам (Приложение 1, слайд8) прочитать §11.1.1 стр. 379-382 [1] и создайте базу данных (одну по выбору) в тетради:

  1. видеофильмов
  2. книг
  3. аудиодисков
  4. компьютерных дисков.

Литература 

  1. Угринович Н. “Информатика и информационные технологии 10-11”, БОНОМ, 2006 г.
  2. Файл теста создан при помощи бесплатной программы КТСNet2 (http:\\www.soft-5ye.com)

Создание базы данных

        Создание базы данных состоит из трех этапов.

  1. Проектирование БД. Это теоретический этап работы (без компьютера). На этом этапе определяется:
  1. какие таблицы будут входить в состав БД,
  2. структура таблиц (из каких полей, какого типа и размера будет состоять каждая таблица),
  3. какие поля будут выбраны в качестве первичных (главных) ключей каждой таблицы и т. д.
  1. Создание структуры. На этом этапе с помощью конкретной СУБД описывается структура таблиц, входящих в состав БД.
  2. Ввод записей. Заполнение таблиц базы данных конкретной информацией.

Структура таблицы БД «СПОРТСМЕН»

имя поля

тип

размер

описание

фамилия

текстовый

30

фамилия и имя спортсмена

страна

текстовый

20

название страны

вид спорта

текстовый

25

название вида спорта

место

целый

2

место, занятое спортсменом

Таблица БД «Спортсмен»

фамилия

страна

вид спорта

место

Сергей Прохоров

Россия

легкая атлетика

3

Андреас Гопе

ФРГ

спортивная гимнастика

4

Фрэнк Дуглас

США

бокс

1

Григорий Семченко

Украина

легкая атлетика

2

Джеймс Курт

США

спортивная гимнастика

5

Ольга Розова

Россия

спортивная гимнастика

1

Анна Смирнова

Россия

плавание

4

Иван Радек

Чехия

легкая атлетика

1

Арнольд Гейнц

ФРГ

плавание

1

Оксана Подгорная

Украина

спортивная гимнастика

2

Пьер Годар

Франция

легкая атлетика

5

Лючия Сантос

Испания

легкая атлетика

6

Ирина Попова

Россия

легкая атлетика

2

Майкл Стоун

США

бокс

2

Джон Уоллес

США

легкая атлетика

1

Грегори Маккейн

США

легкая атлетика

4

Жанна Браун

Великобритания

легкая атлетика

5

Сергей Федорчук

Украина

плавание

7

Георгий Горгадзе

Грузия

спортивная гимнастика

6

Роуз Макдауэл

Великобритания

спортивная гимнастика

8

Технология создания БД.

Запуск приложения Access. [Пуск-Программы-Microsoft Access]

  1. После запуска на экране появляется окно Access, в котором необходимо указать Новая база данных и нажать ОК. 
  2. На экране появляется окно Файл новой базы данных. В графе Имя файла вместо db1 набираем Спортсмен. 
  3. Нажимаем кнопку Создать, после чего на экране появляется окно, в котором создается база данных.

Создание таблицы "Спортсмен". 

Мы выяснили, что наша БД состоит из одной таблицы "Спортсмен".

Начнем работу с создания исходной таблицы, которую будем создавать в окне Спортсмен: база данных. В этом окне будем создавать базу данных в режиме Таблицы и нажмем кнопку Создать.

В появившемся окне Новая таблица выбираем пункт Конструктор, нажимаем ОК и переходим к окну Таблица1: таблица. Начинаем заполнять таблицу.

В графу Имя поля будем записывать имена полей, далее тип данных, размер поля, описание.

Теперь сохраним таблицу: Файл - Сохранить, Спортсмен, ОК.

На вопрос задавать ключевые поля? Ответим отказом, т. к. в нашей базе данных мы будем вызывать созданную таблицу по имени, а не по ключевому слову. Закрыть окно.

Теперь начинаем заполнять таблицу, нажав кнопку Открыть в окне Спортсмен: база данных. Заполним первую запись в таблице. Остальные записи сделаем после того, как создадим форму.

Создание формы.

Чтобы создать форму, необходимо закрыть таблицу и перейти в окно: Спортсмен: база данных. Переключить в окне вкладку Формы и нажать Создать.

На экране появилось новое окно: Новая форма, в котором в качестве источника данных выберем таблицу "Спортсмен". Теперь выбираем пункт Мастер форм, ОК.

Алгоритм создания форм.

  1. В окне Создание форм нажмем кнопку форму / Создать/ Мастер форм/Выбрать поля: Фамилия, Страна, вид спорта, место- все разом, используя кнопку 
  2. Нажмем кнопку Далее. 
  3. Выберем В один столбец. 
  4. Нажмем кнопку Далее.
  5. Выберем Облака  или другой вид.
  6. Нажмем кнопку Далее.
  7. Оставим имя Спортсмен.
  8. Нажать Готово. 

Что же можно делать с готовой БД?

  1. Редактировать БД
  2. Сортировать данные
  3. Фильтровать БД по какому-либо признаку
  4. Совершать поиск необходимых сведений
  5. Извлекать информацию из БД, делая запросы
  6. Распечатать на принтере, используя отчет

2). Сортировка данных 

Сортировка - процесс упорядочения записей в таблице.

Сортировка данных (в режиме таблицы) 

         Сначала следует выделить поле, по которому надо произвести сортировку данных (т. е. надо выделить весь столбец нашей таблицы), для чего достаточно щелкнуть на имени поля в заголовке таблицы. Затем нужно щелкнуть на одной из двух кнопок:

A:\базы данных ACCSES\2.files\materials2_2.files\smaterial_6.gif

С помощью первой из этих кнопок производится сортировка текстовых данных по алфавиту, а числовых — по возрастанию, с помощью второй данные сортируются в обратном порядке.

3).  Фильтрация данных (в режиме таблицы) 

        Иногда бывает необходимо увидеть на экране не все записи базы данных (строки таблицы), а лишь те из них, которые отвечают определенным условиям. Этот процесс, называется фильтрацией или выборкой данных. Чтобы осуществить выборку необходимых данных, следует:

  1. Выполнить команду Записи, Фильтр, Изменить фильтр. 
  2. Щелкнуть на имени требуемого поля в списке и ввести условие (маску) выбора.
  3. Выполнить команду фильтр, Применить фильтр. 

На экране появится таблица, которая будет содержать строки, данные которых отвечают указанному условию. Чтобы вновь увидеть всю таблицу целиком, следует выполнить команду Записи, Удалить фильтр.

4). Поиск данных (в режиме таблицы) 

        Для того чтобы найти данные по какому-то условию, необходимо нажать кнопку Найти  и далее выполнить алгоритм поиска данных.

Алгоритм поиска данных

  1. Нажать кнопку Найти и перейти к окну Поиск 
  2. В графе Образец указать искомое слово или часть слова.
  3. В графе Просмотр указать Все, Вверх, Вниз.
  4. В графе Совпадение указать Поле целиком или С любой частью поля.
  5. Поставить флажок Только в текущем поле (если во всех полях, то флажок снят).
  6. Если необходимо, указать С учетом регистра
  7. Нажать кнопку Найти
  8. Для нахождения следующей записи, надо нажать кнопку Найти далее

6).  Создание отчета 

        Перед выводом базы данных на печать следует установить, в каком виде (таблица, форма) она должна быть представлена на листе бумаги, какие в ней должны присутствовать поля и записи. Этот процесс называется созданием отчета. Для создания отчета по базе данных следует:

  1. В окне База данных активизировать вкладку Отчет и щелкнуть по кнопке Создать. 
  2. В окне Новый отчет выбрать вариант Мастер отчетов; из списка Выберите в качестве источника, щелкнув по кнопке со стрелкой, направленной вниз, щелчком выбрать имя созданной нами таблицы; щелкнуть по кнопке ОК. 
  3. В первом .окне Мастера отчетов с помощью кнопки «>» выбрать имена полей из списка, которые следует включить в будущий отчет; щелкнуть по кнопке Далее. 
  4. Во втором окне Мастера отчетов произвести, если это необходимо, группировку полей; щелкнуть по кнопке Далее. 
  5. В третьем окне Мастера отчетов, щелкнув на кнопке со стрелкой, направленной вниз, выбрать щелчком имя поля, по которому следует провести сортировку данных (если это нужно); щелкнуть по кнопке Далее. 
  6. В четвертом окне Мастера отчетов выбрать подходящий вариант оформления отчета и ориентацию листа бумаги в принтере (книжная — строки печатаются вдоль узкой стороны листа, альбомная — вдоль широкой стороны); щелкнуть на кнопке Далее. 
  7. В пятом окне Мастера отчетов выбрать стиль (внешний вид) отчета; щелкнуть по кнопке Далее. 
  8. В шестом окне Мастера отчетов ввести заголовок будущего отчета; щелкнуть по "кнопке Готово.

5). Запросы

Запрос - это средство извлечения информации из БД, отвечающей некоторым условиям, задаваемым пользователем.

Сведения, находящиеся в базе данных, можно отобрать по различным условиям.

Условие поиска - логическое выражение. 

Простое логическое выражение представляет собой либо операцию отношения (<, >, =, <>, >=, <=), либо поле логического типа.

Сложное логическое выражение содержит логические операции "И", "ИЛИ", "НЕ".

Обратите внимание на следующие соглашения, предусмотренные в Access. 

  1. Условные выражения, набранные в разных столбцах одной строки Условие отбора: по умолчанию соединяются между собой знаком And. Например, если соседние столбцы имеют имена балл и код и вы набрали в них =5 и >=18, то тем самым вы сформулировали логическое выражение: [Балл]=5 And [Код]>=18

 

балл

код

Условие

=5

>=18

2.  Условные выражения, набранные в соседних строках одного и того же столбца, соединяются между собой знаком Or. Например, если столбец имеет имя балл и вы набрали в строке Условие отбора: =8, а в строке или: =12, то тем самым вы сформулировали логическое выражение: [Балл] =8 Or [Балл] =12.

балл

Условие

=8

=12

Решение задач.                             

Формирование простых запросов

Сформировать к БД «Спортсмен» условия запроса, с помощью которых из базы будут выбраны:

  1. Спортсмены из США и России;

 

Фамилия

Страна

Условие

 

=США or =Россия

 

  1.  Спортсмены, занявшие места со 2 по 4;

 

Фамилия

Место

Условие

 

>=2 and <=4

  1. Спортсмены из Украины, занимающиеся легкой атлетикой, и спортсмены из России, занимающиеся спортивной гимнастикой;

 

Фамилия

Страна

Вид спорта

Условие

 

=Украина

=Легкая атлетика

 

 

=Россия

=спортивная гимнастика

  1. Спортсмены из всех стран, кроме России, занимающиеся плаванием;

 

Фамилия

Страна

Вид спорта

Условие

 

<>Россия

=плавание

 

  1. спортсмены из США и России, занявшие призовые места (с 1 по 3).

 

Фамилия

Страна

Место

Условие

 

=США or =Россия

>=1 and <=3

Самостоятельная работа

Вариант 1.

  1. Открыть БД «Спортсмен».
  2. Вывести на экран поля «фамилия» и «страна» для спортсменов из Украины, Франции и России
  3. Вывести на экран поля «фамилия», «страна» и «вид спорта» для спортсменов из США, занимающихся легкой атлетикой, и спортсменов из России, занимающихся плаванием.
  4. Вывести на экран поля «фамилия», «страна» и «место» для спортсменов России, занявших 1 место, и для всех спортсменов Украины.
  5. Удалить из базы данных всех спортсменов, занявших 1 место в плавании и 2 место в легкой атлетике.

Вариант 2

  1. Открыть БД «Спортсмен».
  2. Вывести на экран поля «фамилия», «страна» и «вид спорта» для спортсменов, занимающихся плаванием, легкой атлетикой и боксом.
  3. Вывести на экран поля «фамилия», «страна», «вид спорта» и «место» для спортсменов из США, занявших 2 место, и спортсменов из России, занимающихся плаванием.
  4. Вывести на экран поля «фамилия», «страна» и «место» для спортсменов России, занявших не первое место, и для всех спортсменов из Германии.

5.  Удалить из базы данных всех спортсменов, занявших со 2 по 4 места в легкой атлетике.

ЗАЧЁТ  ПО БД

  1. Создайте структуру базы данных учащихся класса, отражающую основные сведения о каждом ученике вашего класса, в которую включите такие поля: фамилия, имя, количество полных лет, средний балл успеваемости, рост, вес.
  2. Введите данные в БД, используя сведения об учениках из прил. 1 (не менее 5 записей).
  3. Введите в структуру БД поле Номер. Внесите данные.
  4. Отредактируйте поля Количество полных лет и Средний балл успеваемости, изменив имя поля.
  5. Упорядочите введенную БД по фамилии.
  6. Выведите на экран фамилии тех учеников, чья успеваемость не ниже 4 баллов.
  7. Удалите лишние поля Рост, Вес. 
  8. Сохраните БД в файле SPISOK. 

Приложение 1.

  1. Якушев Эдуард: 1987, 13 лет, рост – 140, вес – 48, ср. балл – 3,4;
  2. Нечипоренко Аля: 1986, 14 лет, рост – 137, вес – 45, ср. балл – 5;
  3. Харитонов Игорь: 1987, 13 лет, рост – 138, вес – 46, ср. балл – 3,4;
  4. Ермолаева Алина: 1987, 13 лет, рост – 135, вес – 40, ср. балл – 4,3;
  5. Самсонов Илья: 1986, 14 лет, рост – 140, вес – 43, ср. балл – 3,7;
  6. Шишов Артем: 1987, 13 лет, рост – 143, вес – 48, ср. балл – 3,3;
  7. Кремез Ирина: 1987, 13 лет, рост – 142, вес – 45, ср. балл – 4,2;
  8. Руденко Слава: 1986, 14 лет, рост – 140, вес – 44, ср. балл – 4,9;
  9. Иванова Наталья: 1987, 13 лет, рост – 141, вес – 43, ср. балл – 5;
  10. Сивонен Ирина: 1987, 13 лет, рост – 145, вес – 45, ср. балл – 3,1;

Критерии оценки выполнения практической работы:

  1. Создание структуры БД – 1,5 балла.
  2. Ввод данных в БД – 1 балл.
  3. Редактирование БД – 1 балл.
  4. Сортировка БД – 0,5 балла
  5. Запросы в БД – 0,5 балла
  6. Сохранение работы – 0,5 балла

Поэтапное обучение работе с MS Access на примере создания однотабличной базы данных "Ателье" (часть II)

Приступая ко второй части нашей работы, мы имеем созданную нами в первой части базу данных «Ателье» (рис. 10):

http://festival.1september.ru/articles/564165/img10.jpg

Рис 10. База данных «Ателье» с отредактированной шириной столбцов

Теперь будем учиться работать с ней, т.е.извлекать, редактировать, добавлять информацию из нее.

Задание 5. Измените ширину столбцов так, чтобы вся база данных входила по размеру на экран (рис. 10).
Для этого должна быть необходимость, т.е. ширина столбцов не соответствует размеру введенных в них записей. Например, если столбец ФИО закройщика слишком узкий и текстовые записи в нем не просматриваются целиком, то в этом случае ширину каждого столбца можно изменить. Для этого можно воспользоваться одним из двух способов:

Способ 1. Установите указатель мыши в строке заголовка на правую границу столбца и переместите границу столбца.

Способ 2. Установите указатель мыши в строке заголовка на правую границу столбца и дважды щелкните левой клавишей мыши. В этом случае ширина столбца подгоняется под самую длинную запись столбца, учитывая заголовок.Изменение ширины строк выполняется аналогично изменению ширины столбцов

Данные, хранящиеся в базе данных, можно сортировать.Для этого необходимо указать поле (Дата,Стоимость и т.д.) , по которому будет проводиться сортировка и вид сортировки (По возрастанию http://festival.1september.ru/articles/564165/img4.jpgилиПо убыванию http://festival.1september.ru/articles/564165/img6.jpg).

На рис. 11 приведен фрагмент таблицы,отсортированной по полю Стоимость, причем,видно, как увеличивается стоимость изделия, и,следовательно, он был отсортирован по возрастанию.

http://festival.1september.ru/articles/564165/img11.gif

Рис. 11. Фрагмент отсортированной таблицы

Чтобы отсортировать записи в таблице:

  1. Выделите столбец, по которому будет производиться сортировка
  2. Выберите в меню Записи команду Сортировка
  3. Выберите в подменю вид сортировки. Записи в таблице изменят местоположение.

Задание 6.

  1. Произведите сортировку поля ФИО заказчика по алфавиту
  2. Произведите сортировку поля Стоимость по убыванию

Данные, хранящиеся в базе данных, можно отобрать по различным условиям. Для выбора данных используется объект Запросы. На основе одной и той же таблицы можно создать множество разных запросов, каждый из которых извлекает из таблицы лишь малую часть информации, но именно ту, которая в данный момент необходима. В результате работы запроса из общей исходной базы формируется результирующая таблица, содержащая часть общей информации,соответствующей запросу.

Попробуем создать запрос на выборку в режиме Конструктора:

1. Выберите пункт Запросы – Создать. Появится окно для выбора режима создания нового запроса(рис.12)

http://festival.1september.ru/articles/564165/img12.jpg

Рис.12. Окно Новый запрос

2. Выберите Конструктор – ОК. Появится два окна: Добавление таблицы. Запрос на выборку (рис.13)

http://festival.1september.ru/articles/564165/img13.jpg

Рис.13. Диалоговые окна для создания запроса

3. Выберите в списке таблицу «Ателье»

4. Нажмите кнопку Добавить. При этом в верхнюю часть бланка запроса на выборку автоматически заносятся поля выбранных таблиц.Нажмите кнопку Закрыть.

Обратите внимание, окно Добавление таблицыимеет три вкладки Таблицы, Запросы, Запросы и таблицы. Они говорят о том, что запрос не обязательно основывать только на таблицах. Если ранее уже был создан запрос, то новый запрос можно основывать и на нем. Окно Добавления таблицы закроется. В окне Запрос на выборку отражается бланк запроса, который состоит из двух панелей (рис. 14).

http://festival.1september.ru/articles/564165/img14.jpg

Рис. 14. Окно Запрос на выборку

На верхней панели расположены списки полей тех таблиц, на которых основывается запрос.Строки нижней панели определяют структуру запроса, то есть структуру результирующей таблицы, в которой будут содержаться данные,полученные по результатам запроса. Строку Полезаполняют перетаскиванием названий полей из таблиц в верхней части бланка. Каждому полю будущей результирующей таблицы соответствует один столбец бланка запроса по образцу. Строка Имя таблицы заполняется автоматически при перетаскивании поля (рис. 15).

http://festival.1september.ru/articles/564165/img15.jpg

Рис. 15. Пример заполнения запроса

Если щелкнуть на строке Сортировка,появится кнопка раскрывающегося списка,содержащего виды сортировки. Если назначить сортировку по какому-то полю, данные в результирующей таблице будут отсортированы по этому полю. В строке Условие отборазаписывают тот критерий, по которому выбирают записи для включения в результирующую таблицу.По каждому полю можно создать свое условие отбора (логическое выражение). На Рис. 16 приведен пример запроса по полю Стоимость на наличие изделий, стоимость пошива которых составила или превысила 2500 рублей.

Выберите в меню Вид команду Режим таблицы. Появляется окно результирующей таблицы (рис. 16). Чтобы выйти из результирующей таблицы и вернуться к созданию запроса в бланке запроса по образцу, нужно выполнить команду Вид – Конструктор.

http://festival.1september.ru/articles/564165/img16.jpg

Рис. 16. Пример результирующей таблицы

Задание 7. Создайте запросы на выборку из таблицы Ателье,содержащую только данные о тех изделиях, которые были выполнены в течение одного дня, недели, двух недель.
Данные, хранящиеся в базе данных, можно представить в наглядной форме в виде Отчетов. Отчеты во многом похожи на формы и тоже позволяют получить результаты работы запросов, но только не на экране, а в виде распечатки на принтере. Таким образом, в результате работы отчета создается бумажный документ.

Задание 8. Создайте отчет из таблицы Ателье в режиме Мастер отчетов.

Чтобы создать отчет в режиме мастера:

1. Выберите пункт Отчеты – Создать.Появится окно для выбора режима создания нового отчета (рис.17)

http://festival.1september.ru/articles/564165/img17.jpg

Рис. 17. Окно Новый отчет

2. Выберите Мастер отчетов. Нажмите кнопку ОК.

3. Выберите поля ФИО закройщика, изделие,стоимость, т.е. те, которые будут включены в отчет (рис. 18). Нажмите кнопку Далее.

http://festival.1september.ru/articles/564165/img18.jpg

Рис. 18. Окно Выбор полей

4. Появится окно для изменения порядка следования полей. Добавьте уровни группировки,если это необходимо. Нажмите кнопку Далее.

5. Появится окно для задания порядка сортировки записей. Задайте в поле 1 (рис. 19) запись ФИО закройщика и сортировать По возрастанию, в поле 2 запись Стоимостьи сортировать По убыванию, а в поле 3 Изделиеи сортировать По убыванию. Нажмите кнопку Далее. 

http://festival.1september.ru/articles/564165/img19.jpg

Рис. 19. Окно Создание отчетов для сортировки записей

6. Появится окно для выбора вида макета отчета(рис. 20). Выполните установку необходимых параметров. Нажмите кнопку Далее.

http://festival.1september.ru/articles/564165/img20.jpg

Рис. 20. Окно Создание отчетов для выбора вида макета

7. Появится окно для выбора стиля (рис.21).Выберите необходимый стиль. Нажмите кнопкуДалее. 

http://festival.1september.ru/articles/564165/img21.jpg

Рис. 21. Окно Создание отчетов для выбора стиля

8. Появится окно для задания имени отчета.Задайте имя отчета (или оставьте предложенное).Нажмите кнопку Готово.

Информационные системы и базы данных в базовом курсе информатики

На написание статьи меня натолкнуло участие в работе жюри районной олимпиады по информационным технологиям. На ней учащиеся состязаются в умениях пользоваться компьютерными технологиями – работа с приложениями WORD, EXCEL, POWER POINT, ACCESS, PHOTOSHOP, COREL DRAW, FLASH,работа с сетевыми программами. Не вдаваясь в детали организации и проведения такой олимпиады,хочу отметить только следующее: наблюдается закономерность – дети не выполняют задания по базам данных (они их просто игнорируют). Почему???Одна из причин, мне кажется, кроется в кажущейся сложности, объемности работы, которую нужно выполнить учащимся в СУБД ACCESS. Другая причина,скорее всего, заключается в непонимании актуальности, востребованности, перспективности изучения и использования данного приложения.

Хочется поделиться опытом проведения занятий по теме “Информационные системы и базы данных”.При разработке уроков я постаралась подчеркнуть актуальность умения работать с большими объемами информации, структурирования ее,важность таких умений у современного специалиста в области информационных технологий, мотивируя тем самым учащихся на более внимательное и глубокое изучение темы.

Предлагаемая разработка появилась в ходе обучения на дистанционном курсе повышения квалификации для учителей информатики И.Г.Семакина в Педагогическом университете “Первое сентября”.

Представляю схему изложения учебного материала и варианты практической работы по темеБазы данных”, выполненных мной в качестве контрольной работы на указанном курсе.

В своем тематическом планировании придерживаюсь того же учебного плана курса,который предлагает автор. При этом параллельно с изучением нового материала учащиеся отрабатывают навыки и умения, самостоятельно разрабатывая свою БД в качестве домашнего задания. Наиболее удачным при изучении темыБазы данных”, на мой взгляд, является метод проектов. Его преимущества по сравнению с другими методиками:

- умение правильно организовать работу своей группы (распределение ролей-обязанностей в группе, составление плана работы над проектом),

- практическая направленность деятельности (учащиеся, работая над проектом, моделируют реальную жизненную ситуацию),

- развитие коммуникативных навыков (умение договариваться между собой по разным вопросам, умение сотрудничать, аргументировано обосновывать свои предложения, взаимообучение),

- получение готового, совместно созданного продукта.

Планирование уроков по темеИнформационные системы и базы данных”.

  • 1 урок. Введение в тему “Информационные системы. Их классификация”.
  • 2 урок. Структуры данных. Табличный способ организации данных. Его достоинства. Иерархическая структура. Практическая работа по теме.
  • 3 урок. Анализ предметной области. Анализ данных. Основные понятия БД.
  • 4 урок.. Основные объекты БД. Реляционные БД. СУБД ACCESS.
  • 5 урок. Этапы создания БД. Совместная разработка БД.
  • 6 урок. Построение логических выражений. Создание запросов к БД.
  • 7 урок. Выбор темы проектной работы. Разработка контрольной учебной БД.
  • 8 урок. Защита проектной работы.

Организация и проведение цикла уроков по теме“Разработка проекта приложения учебной Базы Данных”

Уроки № 4-5

После того, как учащимся представлен теоретический материал по темам:“Информационные системы на бумажных носителях”, “Информационные системы на базе компьютерной техники”, “Базы данных”, “Системы управления базами данных”, выполнены несколько практических заданий по работе с учебной базой данных, приступаем к самостоятельной разработке проекта приложения БД.

Жизненный цикл любой информационной системы можно разбить на три основные стадии:

  1. Бумажноепроектирование.
  2. Программная реализация.
  3. Эксплуатация.

1. “Бумажное проектирование”.

На первой стадии учащимся предстоит проделать следующую работу:

  • обследовать предмет автоматизации;
  • определить объекты и перечень их свойств;
  • установить связи между объектами, начертить схему проекта со всеми объектами и связями;
  • определить порядок сбора, хранения данных в БД, форматы ввода-вывода данных.

Эта стадия не зря называется “бумажной”:учащиеся должны проделать все выше описанное действительно на бумаге.

Обсудив с учащимися несколько вариантов проектных разработок по теме БД(“Рок-энциклопедия”, “Библиотека”,“Компьютерная школа”, “Кулинарная книга”,“Турфирма”), мы решили разработать базу данных для туристического агентства, которое занимается реализацией путевок. После этого мы и приступили к реализации первой стадии разработки базы данных.

Учащимся предложено составить описание данных,необходимых для решения задачи.

Примечание.

Поскольку урок информатики в 11 классе всего 1раз в неделю и всего 1 час, то это задание учащиеся выполняют самостоятельно в качестве домашнего задания. Стадию “бумажногопроектирования учащиеся выполнили дома. На уроке обсудили все предложенные варианты, внесли корректировки в свои разработки с учетом замеченных недостатков.Остановились на трехтабличной базе данных:“Путевки”, “Клиенты”, “Заказы”.

Совместными усилиями заполняем бланк  1:

Наименование задачи (Ввод данных)

Имя атрибута объекта

Объект

Страна

Путевка

Вид путевки

Путевка

Длительность

Путевка

Цена

Путевка

Дата приобретения

Заказ

Количество

Заказ

Место работы

Клиент

Адрес

Клиент

Далее приступаем к более тщательному анализу данных и объединению отдельных атрибутов данных в объекты.

Для этого заполняем рабочий бланк  2:

Имя объекта: Путевка

Связанные объекты:

Имя атрибута объекта

Тип данных

Описание

Код путевки

Числовой (счетчик)

Уникальный идентификатор путевки

Страна

Текстовый

Введите название страны

Вид 

Текстовый

Вид путевки (отдых, лечение, экскурсия, учеба…)

Для других объектов “Клиенты”, “Заказыучащиеся заполняют рабочие бланки самостоятельно.

2. Программная реализация.

Наконец можно приступать ко второй стадии разработки приложения. На стадии программной реализации необходимо:

описать средствами СУБД и ввести в компьютер схемы всех отношений;

разработать интерфейс приложений (т.е. формы,пользовательские меню, порядок обращения и доступа к данным).

Поскольку база данных “Туризмпредставляет собой совокупность из 3 таблиц, то они будут представлять собой систему только если между ними будут установлены связи ( т. е. между таблицами должна быть построена схема базы данных). В нашем случае она будет представлена следующим образом:

http://festival.1september.ru/articles/311996/img1.JPG

<Рисунок 1>

3. Эксплуатация.

Стадия эксплуатации начинается с наполнения системы данными, после чего и происходит непосредственное использование информационной системы и поддержание ее функционирования.

http://festival.1september.ru/articles/311996/img2.JPG

<Рисунок 2>

http://festival.1september.ru/articles/311996/img3.JPG

<Рисунок 3>

Практическое задание к уроку № 6

На этом уроке учащиеся должны научиться формировать и реализовывать запросы к БД, т.е.освоить одно из главных действий, которые пользователь может выполнять с помощью СУБД. Эта задача напрямую связана с теоретическими знаниями учащимися элементов математической логики. Поэтому для подготовки к уроку учащимся необходимо повторить данную тему.

В MS ACCESS для формирования запросов существует специальное средство – конструктор запросов.Существует универсальный язык, на котором формулируются запросы во многих СУБД. Это – SQL (Structured Query Language) – структурированный язык запросов. Близким к нему является учебный гипотетический язык, более понятный учащимся, т.к. в нем используются русские служебные слова.Впрочем, использовать такой подход к обучению или нет, учитель решает сам. Как вариант, я хочу предложить небольшую разработку по этому вопросу. Могут быть варианты комбинированного подхода - более сильные ученики используют сразу конструктор запросов, но создают больше различных запросов и, кроме того, более сложных запросов. Ученики менее подготовленные работают с использованием гипотетического языка.

Итак, задание учащимся:

Создать базу данных, содержащую следующую информацию:

Нобелевскую премию в области физики получили:

в 1960 г. Мессбауэр Р. (Германия);

в 1962 г. Ландау Л. (СССР);

в 1949 г. Юкава X. (Япония);

в 1964 г. Басов Н. (СССР);

в 1969 г. Гелл-Ман М. (США);

в 2003 г. Абрикосов М. (Россия);

в 2000 г. Алферов Жорес (Россия).

Нобелевскую премию в области химии получили:

в 1938 г. немец Кун Р.;

в 1980 г. американец Берг П.;

в 1948 г. швед Тиселиус А.

Бекеши Д. (США) получил Нобелевскую премию в области медицины в 1961 г.

Беккер Г. (США) получил Нобелевскую премию в области экономики в 1992 г.

Солженицын А. (СССР) получил Нобелевскую премию в области литературы в 1970 г.

Из названных лауреатов в настоящее время живы:

Берг П.;

Беккер Г.;

Солженицын А.;

Абрикосов М.;

Алферов Ж.

2. Обратиться к БД со следующими запросами;сохранить результаты:

1) Получить таблицу со сведениями обо всех лауреатах Нобелевской премии из США,отсортировав ее в алфавитном порядке по фамилиям. Сохранить как LAUREAT.

2) Получить таблицу со сведениями обо всех лауреатах Нобелевской премии в области физики и химии (фамилия, страна, год, наука), отсортировав по году получения премии. Сохранить как LAUREAT_FH.

3) Получить таблицу со свед

Получение новых знаний по теме "База данных"

Цель урока:

  1. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
  2. Развитие у учащихся теоретического мышления, а так же формирования операционного мышления, направленного на выбор оптимального решения.
  3. Научить учащихся применять современное программное обеспечение в поиске информации.

Задачи урока:

  1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
  2. Учебная – сформировать основные понятия: «база даны», информационная система, СУБД; изучить и закрепить основные навыки работы с системами управления базами данных, создание однотабличной БД «Одноклассник».
  3. Развивающая - развития логического мышления, расширение кругозора, подготовка к работе с потоком информации в Интернет.

План урока

  1. Оргмомент – о ходе урока.
  2. Новый материал – актуальность его изучения.
  3. База данных.
  4. Доступ к программному обеспечению – Access
  5. Практикум.
  6. Подведение итогов (через проектор просмотр работ).
  7. Домашнее задание

Ход урока

  1. Сегодня мы рассмотрим очень важный вопрос. Способ работы с информацией с новой точки зрения. С точки зрения 21 века, необходимости иметь навыки обработки и сортировки потока информации. Узнаем о системе управления информацией, узнаем о базах данных, как создавать их самим, как не «утонуть» в потоке современной информации. Вспомним Остапа Бендера, как он искал стул, обращался за информацией к картотеке, и ему это стоило больших денег. Если бы не его настойчивость и вера, то он вряд ли добрался бы до искомого объекта.
  2. Актуальность, своевременность этой темы очевидна. Без компьютера можно написать книгу и начертить таблицу, нарисовать картину – всё, что угодно. Кроме базы данных. БД – это отсчёт новой информационной эпохи, детище нового поколения. До БД-ых существовали картотеки, где сведения на карточках мертвы и неизменны. Говоря о БД подразумевают два различных объекта – саму БД – громадный массив информации и программу СУБД, которая даёт возможность воспользоваться этим информационным богатством. Именно СУБД позволяет получить ответ на конкретный запрос – при этом документ, который выдаст нам программа, не будет изъят из БД. В этом заключается революционность СУБД. Без БД не обходится сегодня ни одна корпорация, ни одно учебное заведение, даже небольшой «домашний» офис.
  3. Что же такое БД? БД – это множество данных одинакового типа, организованных определённым образом и отражающих состояние и отношение между этими данными. БД делят на 3 класса:
  1. табличные (реляционные);
  2. сетевые (Интернет)
  3. иерархические (файловая система Windows)

С понятием базы данных тесно связано понятие СУБД – система управления базами данных, это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, её наполнения содержимым, редактирования содержимого и отбора отображаемых данных. В мире существует множество СУБД dBase, Paradox, FoxPro, Clipper, Oracle … СУБД опирается на единый устоявшийся комплекс основных понятий. В качестве одной системы мы рассмотрим Microsoft Access.

  1. Пакет MS Access находится в комплекте Microsoft Office. Запуск можно осуществить разными способами:
  1. (стандартно) ðПуск ðПрограммы ðMicrosoft Office ðMicrosoft Access
  2. Пуск ðСоздать документ Microsoft Office ðНовая база данных.
  3. Выбрать на Рабочем столе (экране) значок 
  1. Прошли к компьютеру. При запуске программы дать имя БД «Школа_БД_Фамилия_ ученика» и в ней создать таблицу «Одноклассник» в режиме конструктора с полями: , Фамилия Имя, Где живёт, Дата рождения, Телефон, Любимое занятие.

Поле 

Тип данных

Описание

  1. Подберите подходящий тип данных через кнопку Список со значком ˆ: текстовый, числовой, дата/время, логический, поле объекта OLE, денежный, счётчик, поле MEMO.

Поле

Тип данных

Описание

Счетчик

Фамилия Имя

Текстовый

Где живёт

Текстовый

Дата рождения

Дата/Время

Телефон

Текстовый

Образец 8-49628-72-304

Любимое занятие

Текстовый

  1. Затем перейдите к таблице и заполните её 5-10 записями о своих одноклассниках.

Фамилия, Имя

Где живёт

Дата рождения

Телефон

Любимое занятие

1

Акулин Максим

Лотошино, Центральная 46-25

09.12.1994

8-49628-71-602

Волейбол

2

3

4

5

6

7

8

Сохранить работу в сетевой папке на учительском столе. (Сетевое окружение  Share Teacher  11 класс  11А)

  1. Работа за компьютером и получение оценки. Просмотр работ на экране через проектор, сравнение результатов.
  2. Домашнее задание – подготовить сведения для БД художники. (10-15 записей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теста по "Информатике и ИКТ" по теме "Создание базы данных"

Методическая разработка теста по предмету "Информатика и ИКТ"по теме "Создание базы данных"предназначена для проверки знаний учащихся по теме Базы данных...

Электронное учебное пособие по теме "Изучение баз данных на примере СУБД Access" для специальности 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»

Электронное учебное пособие по теме "Изучение баз данных на примере СУБД Access" для специальности 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»...

Создание запросов и отчетов в СУБД MS Access. Защита данных в СУБД MS Access

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПМ.02 «Разработка и администрирование баз данных. Учебная практика» Дата проведения: 18.03.2015 г. Группа: 243, курс: 3 Специальность: 230115 Программирование в ко...

Создание базы данных в СУБД Access

Конспект урока и презентация на тему "Создание базы данных в СУБД Access"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по ОДП.п.13 Информатика на тему: «Создание и управление базой данных с СУБД Access 2010» с применением элементов здоровье сберегающей технологии

Методическая разработка представляет интерес для преподавателей информационных дисциплин. Она поможет в организации открытого урока по теме: «Создание и управление базой данных с СУБД Access 201...

РАБОТА В MICROSOFT ACCESS, СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ, СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ, ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ Методические указания к практическим занятиям по курсу "Базы и банки данных"

РАБОТА В MICROSOFT ACCESS,СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ,СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ,ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ  Методические указания к практическим занятиям по курсу"Базы и банки данных"...