Методическая разработка "Элементная база компьютеров"
методическая разработка

Алена Александровна Светличная

Урок позволяет обобщить у обучающихся знания, полученные на уроках информатики, об отдельных компонентах компьютера и их взаимодействия в структуре компьютера, понять принцип передачи информации. В разработке даны структурные схемы: "Структура современного компьютера" и "Магистрально-модульный принцип построения компьютера".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_it.docx97.09 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

тема:

«Элементная база современных компьютеров»

http://xreferat.com/image/33/1305965523_2.jpg

Разработала

преподаватель        Светличная А.А.

Луганск

2021


Пояснительная записка

Данный урок включён в тему программы "Системы управления на основе компьютерных технологий".

В этой разработке содержатся рекомендации по проведению урока данной темы в виде беседы с применением наглядных средств обучения (презентации).

Эта тема позволяет обобщить у обучающихся знания, полученные на уроках информатики, об отдельных компонентах компьютера и их взаимодействия в структуре компьютера, понять принцип передачи информации.

В разработке даны структурные схемы: "Структура современного компьютера" и "Магистрально-модульный принцип построения компьютера".

Для закрепления нового материала предлагается решить кроссворд (приложение 1).


План урока

Тема программы: "Системы управления на основе компьютерных технологий".

Тема урока: "Элементная база современных компьютеров".

Цели: 

Образовательные: 

  • освоить основные характеристики устройств компьютера;
  • иметь представление о функциональном назначении основного и  периферийного оборудования компьютера.

Развивающие:

  • формирование умения выступать, слушать, обсуждать, находить ошибки;
  • формирование умения сравнивать и противопоставлять данные для выбора правильного ответа;
  • развивать компьютерную грамотность.

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к аудитории при представлении информации;
  • воспитание умения доброжелательно высказывать и адекватно воспринимать критику.

Форма урока: урок-лекция.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Метод урока: беседа с применением наглядных средств обучения (презентация).

Дидактическое обеспечение: литература, презентация к уроку.

Материально-техническое обеспечение: ПК, мультимедийный проектор, экран.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Актуализация знаний. (5 мин)
  3. Изучение нового материала. (31 мин)
  4. Закрепление нового материала. (5 мин)
  5. Подведение итогов урока. (2 мин)
  6. Домашнее задание.(1 мин)

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент. (1 мин)

Проверка наличия учащихся по журналу.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний. (5 мин)

1. Что представляет собой Вычислительная система?

2. Что входит в аппаратное обеспечение?

3. Что входит в программное обеспечение?

4. Что относится к системному ПО?

5. Что относится к прикладному ПО?

6. Что относится к системам программирования?

7. Что такое двоичные коды?

8. Какие единицы измерения информации вы знаете? Назовите объемы информации.

III. Изучение нового материала. (31 мин)

Сообщение темы и цели урока.

Сообщение нового материала по плану:

1. Упрощенная структура современного компьютера.

2. Схема магистрально-модульного принципа построения компьютера.

3. Разбор схемы (компоненты компьютера):

  1. Магистраль;
  2. Контроллер;
  3. Процессор;
  4. Память ПК: внутренняя и внешняя.

4. Основная идея магистрально-модульного принципа построения компьютеров.

IV. Закрепление нового материала. (5 мин)

Решить кроссворд "Элементная база компьютеров" (приложение 1).

V. Подведение итогов урока. (2 мин)

VI. Домашнее задание. (1 мин)

Найти какие еще принципы построения компьютеров использовались ранее и/или используются сейчас. Сообщение записать в тетрадь.


КОНСПЕКТ урока

Тема программы: "Системы управления на основе компьютерных технологий".

Тема урока: "Элементная база современных компьютеров".

Цель: 

  • освоить основные характеристики устройств компьютера;
  • иметь представление о функциональном назначении основного и  периферийного оборудования компьютера.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Актуализация знаний. (5 мин)
  3. Изучение нового материала. (31 мин)
  4. Закрепление нового материала. (5 мин)
  5. Подведение итогов урока. (2 мин)
  6. Домашнее задание.(1 мин)

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент. (1 мин)

Проверка наличия учащихся по журналу.

Проверка готовности к уроку учащихся.

2. Актуализация знаний. (5 мин)

На прошлом уроке мы с вами вспоминали то, что вы изучали на уроках информатики и что вам понадобиться на уроках Информационных технологий.

Итак,

1. Что представляет собой Вычислительная система?

2. Что входит в аппаратное обеспечение?

3. Что входит в программное обеспечение?

4. Что относится к системному ПО?

5. Что относится к прикладному ПО?

6. Что относится к системам программирования?

7. Что такое двоичные коды?

8. Какие единицы измерения информации вы знаете? Назовите объемы информации.

3. Изучение нового материала. (31 мин)

На этом уроке мы изучим Элементную базу современных компьютеров.

1. Итак, на экране у нас представлена упрощенная структура современного компьютера.

Структура современного компьютера

2. В основном современные компьютеры строятся по магистрально-модульному принципу.

Давайте разберем, что же это за принцип построения. Посмотрите на экран (на экране показана схема магистрально-модульного принципа построения компьютера).

Здесь представлена схема магистрально-модульного принципа построения компьютера. Вам необходимо ее быстро зарисовать в тетради и после мы разберем ее.

Магистрально – модульный принцип построения компьютера

         3. Разбор схемы

Как видно по схеме, информационная связь между всеми устройствами компьютера осуществляется через  магистраль.

Магистраль, или шина данных - это проводники, связывающие между собой все устройства компьютера. По магистрали передаются управляющие сигналы и данные от одних устройств к другим, что обеспечивает их взаимодействие в процессе обработки информации.

Аппаратное подключение периферийного (внешнего) устройства к магистрали осуществляется через специальный блок — контроллер.

Контроллер, или адаптер - электронная микросхема, обеспечивающая управление устройством компьютера.

Программное управление работой устройства производится через программу — драйвер, которая является компонентом операционной системы (ОС).

Основным устройством компьютера является микропроцессор (МП) или CPU (Central Processing Unit). 

 Процессор - электронная микросхема, обеспечивающая выполнение арифметических, логических и управляющих операций, заданных программой в машинном коде.

Процессор состоит из:

АЛУ (арифметико-логическое устройство), которое выполняет числовые и логические операции с данными.

УУ (устройство управления), которое с помощью управляющих сигналов организует работу всех компонентов процессора.

Регистры ячеек внутренней памяти –  хранят команды, данные и адреса.

Более подробно структуру и работу процессора мы изучим на следующем уроке.

Процессор находится внутри системного блока на материнской плате, там же располагается и внутренняя память компьютера.

Память ПК

В памяти компьютера хранятся программы и обрабатываемая информация. Основными характеристиками различных типов устройств памяти являются их объем и быстродействие.

Вся память ПК подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Кто мне может сказать, что относится к внешней памяти? Назовите эти устройства:

- гибкие диски (дискеты);

- жесткие диски (винчестеры);

- CD, DVD диски;

- съемные диски (флеш-накопители).

К внутренней памяти относится ОЗУ, ПЗУ, ППЗУ и КЭШ-память.

Давайте их рассмотрим подробнее.

ОЗУ (оперативное запоминающее устройство) является основным типом внутренней памяти компьютера. Производительность компьютера в значительной мере определяется емкостью ОЗУ и скоростью доступа к ее ячейкам.

Часто для оперативной памяти используют обозначение RAM (Random Access Memory – память с произвольным доступом).

Оперативная память является временной – все данные, содержащиеся в ее ячейках, сохраняются только в течение того времени, пока включен компьютер. А при включении компьютера, все загружается в оперативную память.

Кэш-память – сверхбыстрая память для ускорения доступа к оперативной памяти.

Используется она для хранения копий наиболее часто используемых участков оперативной памяти.

ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) – особый вид внутренней памяти, содержимое которого не изменяется на протяжении эксплуатации компьютера.

ПЗУ еще называют ROM (Read Only Memory – память только для чтения).

В ПЗУ хранятся системные программы и данные, связанные с "жизнеобеспечением" компьютера.

Поскольку бóльшая их часть связана с обслуживанием ввода-вывода, содержимое ПЗУ иногда называют BIOS (Basic Input-Output System – базовая система ввода-вывода).

ППЗУ (полупостоянное запоминающее устройство) – микросхема памяти очень маленького объема, используемая для хранения текущей конфигурации системы, а также текущего времени и даты. Такая память выполнена по специальной технологии CMOS, обеспечивающей низкое энергопотребление.

4. Разобрав все компоненты схемы, вернемся к ней снова.

Итак, магистрально-модульный принцип построения компьютеров состоит в том, что присоединяя с помощью контролеров к магистрали разные наборы устройств (модулей), можно получать различные конфигурации компьютера.

Т.е. этот принцип позволяет менять состав подключенных устройств (модулей) ПК. К магистрали могут подключаться дополнительные периферийные устройства, одни модели устройств могут заменяться на другие. Например, можно увеличить внутреннюю память (вставить дополнительные модули), заменить видеокарту на более производительную, добавить жесткий диск и т.д.

4. Закрепление нового материала. (5 мин)

Давайте проверим, как же вы поняли новый материал. Решите кроссворд "Элементная база компьютеров".

(Раздаются кроссворды на листочках).

5. Подведение итогов урока. (2 мин)

На данном уроке мы с вами изучили элементную базу современных компьютеров, а именно, изучили структуру современного компьютера, его основные компоненты, а также разобрали, в чем состоит принцип магистрально-модульного построения компьютеров.

Надеюсь вы узнали много нового и полезного для себя.

Может у кого-то есть вопросы по сегодняшней теме или что-то было не понятно?

Кроссворды я ваши проверю и выставлю за них оценки.

6. Домашнее задание. (1 мин)

Найти какие еще принципы построения компьютеров использовались ранее и/или используются сейчас. Сообщение записать в тетрадь.


Приложение 1

Кроссворд «Элементная база компьютеров»

http://moeobrazovanie.ru/data/edu/images/4510_c.png

ВОПРОСЫ:

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Гибкий магнитный диск.

2. Устройство для вывода информации на бумажный носитель.

3. Запоминающее устройство.

4. Жесткий диск.

5. Устройство ввода информации.

6. Устройство ввода информации с бумажного носителя.

7. Сверхоперативная память.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

3. Устройство обработки информации.

5. Устройство вывода информации.

8. Программируемое электронное устройство.

7. Клавишное устройство ввода информации.

9. Подсистема, служащая для передачи данных между функциональными блоками компьютера.

Ответы:

По горизонтали:

1. дискета, 2. принтер, 3. память, 4. винчестер, 5. мышь, 6. сканер, 7. кэш.

По вертикали:

3. процессор, 5. монитор, 8. компьютер, 7. клавиатура, 9. шина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые компьютеры. Когда и кем был сделан самый первый компьютер

Первые компьютеры. Когда и кем был сделан самый первый компьютер.Когда появились первые компьютеры? Дать ответ на этот вопрос не так просто, поскольку нет одной единственно правильной классификации эл...

Развитие элементной базы и компьютеров

Что такое "Элементная база"? Чем она отличается, какие ее свойства и на что она влияет?Давайте разбираться...

"Знакомство с компьютером и клавиатурой. Внешние устройства, подключаемые к компьютеру"

Данное методическое пособие, включающее в себя материалы проведения занятия и презентацию занятия, предназначено для преподавателей и слушателей отделений повышения квалификации медиков среднего звена...

РАБОТА В MICROSOFT ACCESS, СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ, СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ, ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ Методические указания к практическим занятиям по курсу "Базы и банки данных"

РАБОТА В MICROSOFT ACCESS,СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ,СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ,ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ  Методические указания к практическим занятиям по курсу"Базы и банки данных"...

Архитектура компьютера. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров

Презентация "Архитектура компьютера. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компью...

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Тестирование программного обеспечения.

Лекция и презентация по теме: Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Тестирование программного обеспечения....

План открытого урока : «Основные понятия, разновидности и характеристики персональных компьютеров и серверов. Программное обеспечение компьютера»

Тема открытого урока: «Основные понятия, разновидности и характеристики персональных компьютеров и серверов. Программное обеспечение компьютера»Цели урока:Образовательная - ввести пон...