28.02_1
методическая разработка

для студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kucheryanu.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 1082

Н. В. Кучеряну

ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»

Роль проектно-исследовательской деятельности студентов –

как средство развития общих и профессиональных компетенций

будущего специалиста колледжа

Современное общество характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека.

Справедливо говорят, что человек рождается дважды: когда появляется на свет и когда начинает трудиться. Трудиться так, чтобы быть полезным и нужным обществу, показать свои профессиональные знания.  

В настоящее время предпочтение отдается высококвалифицированным и надежным рабочим, которые владеют навыками прочных знаний и умений.

Где же можно получить эти прочные знания и навыки? Одним из основных и важных является профессиональное образование. Именно там наставники помогают освоить профессию, привить интерес.

Основной задачей профессионального образования является воспитание зрелой личности, готовой к самостоятельной профессиональной деятельности.

Система профессионального образования прошла сложный путь от отдельных ведомственных технических курсов, учебных мастерских, школ фабрично-заводского ученичества до государственной сети стационарных учебных заведений, подготавливающих для различных отраслей народного хозяйства квалифицированных рабочих со средним образованием.

Воспитанники училищ ныне составляют абсолютное большинство среди рабочих ведущих профессий в отраслях, определяющих темпы технического прогресса: машиностроении, приборостроении, производстве средств автоматизации, связи и вычислительной техники, приборостроении.

Облик современного профессионального обучения, стратегию его развития стали определять средние профессиональные училища, которые обеспечивают эффективное сочетание теоретических знаний и практических производственных умений и навыков.

Современная экономическая ситуация требует от профессионального образования практических результатов. Его конечная цель – высокое качество подготовки и трудоустройство выпускников, максимальное приближение обучения молодых специалистов к потребностям рынка труда, владение общими и профессиональными компетенциями.

Успешность специалиста в профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетентностей

Важнейшим фактором совершенствования подготовки специалистов была и остается исследовательская работа студентов, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики.

В условиях образовательного процесса исследовательская деятельность рассматривается как специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, целью которой является получение новых для них знаний об объекте исследования, формирование новых способов деятельности и исследовательских умений

Использование в учебном процессе инновационных технологий ориентирует образование на формирование навыков саморазвития, самообразования, поисковой деятельности, коммуникативных умений.

Целью проектного метода обучения является:

  1. Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  3. Приобретают коммуникативные умения, работая индивидуально и в группах;
  4. Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  5. Развивают системное мышление.

Отличие проектного метода заключается в следующем:

  1. Наличие значимой проблемы (задачи), требующей исследования для  ее решения;
  2.  Наличие практической значимости предполагаемого результата проектной деятельности;
  3.  Самостоятельность работы учащихся;
  4.  Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  5.  Использование исследовательских методов в соответствии с этапами:  
  • Определение проблемы, задач исследования;
  •  Выдвижение гипотезы, их решения;
  •  Обсуждение методов исследования;
  •  Выбор способа оформления конечных результатов;
  •  Сбор, систематизация и анализ материала;
  •  Подведение итогов, оформление результатов, презентация;
  •  Выводы.

Существует три вида проектов:

  1. Монопредметные (классно-урочная система);
  2. Межпредметные;
  3. Внепредметные.  

Проект осуществляется в течение части урока, одного или нескольких уроков, нескольких дней или недель

Основными идеями проектного метода являются:

  • с наибольшим удовольствием ребенок занимается только тем, что ему действительно интересно и выбрано свободно самим;
  • деятельность строится не в русле учебного предмета;
  • истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

Основная идея проектного метода выражается словами: «Все из жизни, все для жизни».[2]

В процессе выполнения исследовательской работы у студентов формируются общие и профессиональные компетенции, такие как:

  - осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для решения профессиональных задач;

- использовать информационно-коммуникационные технологии;

- работать в коллективе и команде;

- ставить цели и принимать на себя ответственность за результат выполнения заданий;

- вести здоровый образ жизни, заниматься спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

- осваивать методики использования программных средств для решения практических задач;

- способность обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять поставновку и выполнять  эксперименты по проверке  их корректности  и эффективности;

- собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы;

- производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.

Компетенции – (от лат. Competere – соответствовать, подходить) – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. [8]

Академик Международной педагогической академии, д.п.н. А.В.Хуторской определяет компетенции как ведущие критерии подготовленности современного выпускника организаций профессионального образования.

Компетентностный подход, среди прочих, формирует исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных программ образования.

Исследовательская компетентность в классификации  А.В.Хуторского рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая включает «элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа и рефлексии». [8]

Навыки исследовательской работы применяются будущими специалистами и в ходе прохождения производственной практики, и при работе с нормативно-правовой   и справочной литературой.

Проектно-исследовательская работа студентов (ПИРС) – это сложный и значимый по содержанию вид деятельности, который дополняет образовательный процесс, создает условия непрерывности образования посредством формирования общих и профессиональных компетенций, позволяет студентам выполнять  практические исследования, планировать собственную деятельность, добиваться поставленной цели, анализировать результаты работы и делать необходимые выводы, публично представлять итоги работы.

Последним этапом ПИРС является участие в научно-практических конференциях, представление работ на конкурсы, публикации в специальных журналах и сборниках материалов конференций.[3]

Проектная деятельность осуществляется при изучении дисциплин: «проектирование баз данных», «основы алгоритмизации и программирования», «веб-дизайн», «математический аппарат построения компьютерных сетей».

ПИРС студентов включает в себя:

  • использование учебной и дополнительной литературы, библиографических справочников, указателей, каталогов;
  • составление рецензий и аннотаций;
  • написание сообщений, докладов и рефератов;
  • создание тематических словарей, кроссвордов, практических (ситуационных) задач;
  • создание презентаций;
  • оформление плакатов, буклетов, памяток;
  • изготовление наглядных пособий и дидактического материала;
  • создание интеллект-карт и Интернет-экскурсий по различным разделам информационных дисциплин;
  • участие в обучающих и деловых играх;
  • выполнение групповых творческих проектов;
  • выполнение курсовых и дипломных проектов

Успешное педагогическое управление проектной деятельностью  дает возможность студентам научиться самим выявлять проблемы, определять цель и пути ее достижения, мотивировать свою работу, распределять и планировать свою деятельность.

Кроме того, возможность выбора информационного содержания проекта, оформления работы и способов защиты результатов совместной деятельности создают условия для того, чтобы студенты осознанно воспользовались своими способностями и выбрали наиболее естественную для них форму взаимодействия. Появляется необходимость найти такие пути самовыражения, самоутверждения, самореализации, которые понятны другим людям и что играет большую роль не только в образовательном процессе, но и современном обществе.    

Таким образом, применение метода проектов на занятиях профессионального цикла дает возможность более углубленно студенту колледжа овладеть общими и профессиональными компетенциями. Процесс подготовки будущих специалистов к научной работе будет результативным, если студенты будут вовлечены в проектно-исследовательскую деятельность.

Поэтому, на протяжении всего периода обучения студентов необходимо системно и целенаправленно осуществлять  подготовку  будущих специалистов  к выполнению  проектно-исследовательской деятельности:

- создавать творческие группы с учетом научных интересов, способностей, возможностей и опыта научной работы студентов;

- обеспечить научно-исследовательскую базу;

- вооружать их методикой научной работы;

- создавать ситуации успеха при внедрении в практику научных результатов;

- поощрять творческую деятельность и самостоятельность исследователей при решении научных, исследовательских и проектных проблем.

Список литературы

1. Афанаскина  М. С. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». - 2011.

2. Белых  С. Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / под ред. А. С. Обухова. - Ижевск: УдГУ, 2008.

3. Болдырева Л. В. Система научно-исследовательской работы студентов // Специалист. - 2011.

4. Виноградова  А. М. Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в профессиональном становлении студентов медицинского колледжа // Среднее профессиональное образование. – 2010.

5. Иванов  Д. А., Митрофанов, К. Г., Соколова, О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2003.

6. Никонова  И. Г. Организация исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». – 2008.

7. Хуторской  А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.