Кейс применения онлайн-доски Holst для оптимизации удаленных сессий наставничества
статья

В условиях трансформации образовательной среды и повсеместного внедрения дистанционных форматов возрастает актуальность эффективных инструментов для удаленного наставничества. Данный кейс посвящен анализу опыта применения интерактивной онлайн-доски Holst в рамках педагогического наставничества преподавателя информационных технологий колледжа. Исследование демонстрирует, как функционал Holst позволяет преодолеть ряд ограничений традиционного удаленного взаимодействия, таких как недостаток визуализации, сложности с совместной работой над материалами и оперативностью обратной связи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_primeneniya_onlayn.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс применения онлайн-доски Holst для оптимизации удаленных сессий наставничества

Автор: Губерт Екатерина Сергеевна

ФГБОУ ВО "КемГУ" Колледж промышленных, информационных технологий, Кемерово

Аннотация: В условиях трансформации образовательной среды и повсеместного внедрения дистанционных форматов возрастает актуальность эффективных инструментов для удаленного наставничества. Данный кейс посвящен анализу опыта применения интерактивной онлайн-доски Holst в рамках педагогического наставничества преподавателя информационных технологий колледжа. Исследование демонстрирует, как функционал Holst позволяет преодолеть ряд ограничений традиционного удаленного взаимодействия, таких как недостаток визуализации, сложности с совместной работой над материалами и оперативностью обратной связи.

Ключевые слова: Онлайн-доска Holst, инструмент наставничества.

Современная образовательная парадигма требует непрерывного профессионального развития педагогов и эффективной поддержки студентов, что обуславливает возрастающую роль наставничества. В контексте динамичного развития информационных технологий и глобализации, удаленные формы взаимодействия становятся неотъемлемой частью педагогической практики. Однако перенос традиционных методов наставничества в цифровую среду сопряжен с рядом вызовов, таких как поддержание высокого уровня интерактивности, визуализации и коллаборации. Стандартные инструменты видеоконференций и чатов часто не обеспечивают достаточного функционала для совместной работы над проектами, мозгового штурма и структурированного обмена идеями в реальном времени.

Целью данного кейса является анализ практического применения онлайн-доски Holst в качестве ключевого инструмента для проведения удаленных сессий педагогического наставничества. Задачи исследования включают описание методики интеграции Holst в процесс наставничества, выявление ключевых преимуществ и потенциальных ограничений данного подхода, а также оценку его влияния на эффективность взаимодействия между наставником и подопечными. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска и апробации инновационных цифровых решений, способствующих повышению качества дистанционного образования и профессионального развития.

Обзор функционала Holst как инструмента наставничества.

Holst представляет собой облачную интерактивную доску, предоставляющую широкий спектр функций для совместной работы в реальном времени. Ключевые возможности, релевантные для наставничества, включают:

  • визуальные элементы: добавление стикеров, текстовых блоков, изображений, видео, файлов, ссылок;
  • инструменты рисования: Свободное рисование, создание схем, диаграмм, ментальных карт;
  • шаблоны: наличие готовых шаблонов для мозгового штурма, планирования проектов, SWOT-анализа, канбан-досок и других методологий.
  • совместная работа в реальном времени: одновременное редактирование доски несколькими пользователями, отслеживание курсоров участников.
  • комментарии и реакции: возможность оставлять комментарии к отдельным элементам и использовать реакции для быстрой обратной связи.
  • экспорт: сохранение доски в различных форматах (PDF, JPG, PNG).

Эти функции позволяют Holst выступать в качестве виртуальной рабочей среды, способной имитировать и даже превосходить возможности физической доски или флипчарта при удаленном взаимодействии.

Методология исследования.

Кейс основан на опыте преподавателя информационных технологий колледжа, выступающего в роли наставника. Подопечными являлись студенты старших курсов (8 человек), работающие над дипломными проектами, и молодые педагоги (2 человека), осваивающие новые методики в преподавании своих дисциплин. Наставничество охватывало период в 3 месяца.

Интеграция Holst осуществлялась по следующей схеме:

  1. Начальная фаза (планирование).

Каждая наставническая сессия начиналась с создания новой доски или использования существующей, посвященной конкретному проекту или задаче. Для планирования использовались шаблоны, такие как «Roadmap» для проектов студентов или «SMART Goals» для развития молодых педагогов.

  1. Основная фаза (взаимодействие).

В ходе удаленных сессий наставничества (проводимых через видеоконференцсвязь с демонстрацией экрана Holst) доска активно использовалась для:

  • мозгового штурма, совместного генерирования идеи, используя стикеры для фиксации каждой мысли;
  • визуализации концепций с помощью инструментов рисования и схем;
  • решения проблем, декомпозирования задач на мелкие этапы, обсуждения потенциальных решений, обозначения рисков и путей их минимизации.

Так же применялись канбан-доски с перемещением карточек по статусам «В работе», «На проверке», «Готово».

  1. Фаза обратной связи и рефлексии

Комментарии к конкретным элементам доски, выделение зон роста или успешных решений цветом, использование реакций для подтверждения понимания или выражения согласия/несогласия.

  1. Хранение и доступ.

Все доски сохранялись и были доступны в асинхронном режиме для повторного изучения, внесения дополнений или подготовки к следующей сессии.

Описание кейса.

Кейс 1: Наставничество студентов-дипломников по разработке ПО.

Проблема: Сложность синхронной работы над техническим заданием, архитектурой системы и этапами разработки в удаленном формате с использованием только текстовых документов и видеозвонков.

Решение с Holst: Для каждого дипломного проекта была создана отдельная доска. На фазе анализа требований студенты и наставник использовали стикеры для фиксации функциональных и нефункциональных требований, группировали их по категориям. При проектировании архитектуры доска становилась инструментом для рисования UML-диаграмм (Use Case, Component Diagram), обсуждения баз данных и взаимодействия модулей.

Результаты: Улучшилось взаимопонимание между студентами и наставником. Визуализация сложных технических концепций существенно сократила время на их объяснение и обсуждение. Доска служила единым источником правды для всех аспектов проекта.

Кейс 2: Наставничество молодых педагогов по внедрению интерактивных методик.

Проблема: Необходимость совместной разработки сценариев лекцийй, планирования практических занятий и визуализации образовательных процессов.

Решение с Holst: Для мозгового штурма по темам лекций использовались ментальные карты, где молодые педагоги генерировали идеи, а наставник помогал их структурировать. Разработка сценариев занятий проходила на доске с использованием стикеров для каждого этапа урока (введение, основная часть, практика, рефлексия), что позволяло легко перемещать блоки и видеть целостную картину. На доске моделировались примеры использования различных онлайн-инструментов, схемы групповой работы, алгоритмы проектной деятельности.

Результаты: Молодые педагоги быстрее освоили новые подходы благодаря наглядности и возможности активно участвовать в формировании методических материалов. Процесс обмена идеями стал более динамичным и продуктивным.

Результаты.

Анализ применения Holst в контексте педагогического наставничества выявил следующие ключевые преимущества:

1. Повышение вовлеченности и интерактивности

2. Улучшение качества коммуникации:

3. Эффективное структурирование информации:

4. Гибкость и доступность:

5. Развитие навыков визуализации, структурирования информации, совместной работы в цифровой среде

Однако были выявлены и некоторые ограничения:

  1. на начальном этапе требовалось небольшое время для ознакомления подопечных с функционалом Holst;
  2. для бесперебойной работы необходим стабильный интернет и устройство с достаточной производительностью;
  3. при неаккуратном использовании или отсутствии модерации доска может стать перегруженной информацией, снижая ее эффективность.

В целом, применение Holst показало, что онлайн-доска существенно превосходит традиционные текстовые редакторы, чаты и даже простые видеоконференции в контексте динамичного и визуально ориентированного наставничества. Она позволяет создать аналог физической «мастерской», где идеи воплощаются, обсуждаются и развиваются в режиме реального времени. Интеграция Holst в наставнический процесс не только решает проблему отсутствия физического взаимодействия, но и открывает новые возможности для повышения вовлеченности, улучшения коммуникации и структурирования совместной работы. Визуализация, интерактивность и гибкость платформы способствуют более глубокому пониманию материала, ускорению принятия решений и развитию ключевых компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кейс-метода при обучении английского языка

С введением нового подхода к обучению иностранным языкам возникла необходимость появления активных методов обучения, среди которых лидирующее положение занимают метод проектов, деловая игра и кейс-мет...

Применение кейс-технологии на занятиях

Студентам раздается кейс (в котором находится необходимый теоретический материал), изучив теорию, они выполняют задания на ПК. Затем идет защита проектов....

Специальная компетенция педагога по физической культуре в условиях применения метода кейсов

Метод кейсов способствует развитию умению анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. И если в течение учебного цикла такой подход...

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОНР

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОНР...

От сессии до сессии

Классный час Группа Ст 1130 ноября 2015 годаАудитория 312 ...

От сессии до сессии

Классный час Группа Ст 1130 ноября 2015 годаАудитория 312  ...

Творческий отчет «Оптимизация преподавания истории и обществознания через применение ИКТ».

Творческий отчет«Оптимизация преподаванияистории и обществознания через применение ИКТ»....