мет.разр.(урок-теория строения органических веществ)
учебно-методическое пособие на тему

ГБПОУ «Сызранский медико-гуманитарный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

урока на тему: «Основные положения теории строения органических соединений  А.М. Бутлерова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала: преподаватель химии                             Т.А.Барашкова

 

 

 

 

 

Тема:            «Основные положения теории строения органических соединений  А.М. Бутлерова»

 

 

Цели урока:

образовательные: сформировать представления об основных положениях теории  строения органических соединений А.М. Бутлерова и её значении.

развивающие: совершенствовать умения в мыслительной и исследовательской деятельности.

воспитательные:  способствовать развитию навыков самостоятельного поиска знаний, формированию активной познавательной позиции.

Оборудование: набор для построения моделей молекул, компьютер, мультимедийный проектор.

 

Ход урока:

 

Ι. Мотивационный этап ( 10-15 минут)

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости, тема нашего сегодняшнего  урока «Основные положения теории строения органических соединений  А.М. Бутлерова».

Эта тема впервые звучит в нашей аудитории.    Исходя из её формулировки, нам предстоит познакомиться с основными положениями теории русского химика А.М. Бутлерова.

Тему урока запишите  в тетрадь.

Представим себе ситуацию, когда  перед нами в беспорядке находится множество деталей детского конструктора. Что - либо построить из этих деталей затруднительно, но если  распределить  эти детали по размеру цвету, форме, то можно  создать любую модель.

Похожая  ситуация сложилась в середине ХΙХ столетия. В органической химии был накоплено  множество   экспериментального материала, который  представлял  собой хаотичное  нагромождение различных фактов, формул, веществ,  требующих систематизации и пояснений.

Немецкий химик Фридрих Вёлер в 1835 году  по этому поводу написал: " ... органическая химия в настоящее время может,  кого хочешь свести с ума. Она представляется мне дремучим лесом, полным чудесных вещей, огромной чащей без выхода, без конца, куда не осмеливаешься проникнуть..."

Поэтому многие химики того времени пытались систематизировать  существующие факты и навести порядок в строении органических веществ. Существуют множество любопытных фактов  попыток классификации органических веществ.

Учёные того времени столкнулись с многочисленными  трудностями при создании своих теорий.  Ни одна из них в полной мере не дала разумного  объяснения  многочисленных  накопленных  фактов,  поэтому поиски продолжались;  систематизацию должна  была дать новая теория. Существовали даже  предпосылки для её возникновения: (английский учёный Эдуард Франкланд ввёл понятие – валентность; немецкий ученый Фридрих Кекуле предположил, что атомы углерода в органических соединениях всегда образуют четыре связи, т.е. четырехвалентны; Август Купер отметил, что атомы углерода могут соединяться друг с другом и образовывать цепочки).

Однако всем этим учёным не удалось систематизировать установленные факты,  и  они ограничились частными выводами, поэтому ученые-химики не смогли предложить новую научную теорию.  Именно критический взгляд на господствовавшие в химии  того времени представления о многообразии органических веществ, позволил русскому учёному А.М. Бутлерову стать автором такой теории.

 

ΙΙ. Исследовательский этап. (20-25 минут)

 

Для того, чтобы осознать научный подвиг  химика А.М.Бутлерова,  я предлагаю вам выступить в роли  учёных-исследователей и самим попробовать создать теорию строения органических соединений.

Создание теории  – это поиск решения многочисленного  ряда проблем.  Чтобы их исследовать детально, разобьем  группу на  четыре подгруппы. Я хочу  предложить   четыре основных направления по числу подгрупп, каждая подгруппа будет работать над своей собственной теорией.  Время  вашей работы  в подгруппе  5 минут. По истечении данного срока представитель от каждой подгруппы доложит результаты  проведенных исследований. 

 

Ι подгруппа

 

Задание 1. Рассчитайте степень окисления углерода в молекулах метана (СН4),

                    этана (С2Н6) и пропана (С3Н8).

 

                                 Вопросы для коллективного обсуждения в подгруппе:

  1. Какие значения степени окисления углерода у вас получились? (-4,-3,-8/3)

  2. Какая должна быть степень окисления у углерода? (-4,0,+2,+4)

 

Задание 2: Используя набор для составления  моделей молекул, необходимо составить модели молекул метана, этана, пропана. С этой целью необходимо  записать  структурные формулы этих веществ.

 

                               Вопросы для коллективного обсуждения в подгруппе:

 

  1. Сколько связей у углерода в молекуле метана,  в молекулах этана, пропана? (четыре)

 2. Как называется свойство атомов химических элементов, образовывать определенное количество химических связей? (валентность)

 3. Какова валентность углерода в этих соединениях? (углерод всегда  четырехвалентен)

 4. В каком порядке соединены атомы в молекулах? (атомы соединены последовательно)

Задание 3: Для формулировки положения необходимо вставить  пропущенные слова в предложение.                     

 

1 положение:  В молекулах органических  веществ . . . последовательно, согласно их . . . . Углерод в этих соединениях . . . .

 

ΙΙ подгруппа

 

Задание 1: Используя набор для составления  моделей молекул, необходимо составить  модели молекул метана (СН4), этана (С2Н6), пропана (С3Н8).

                   Запишите структурные формулы этих веществ в тетрадь.

 

                                    Вопросы для коллективного обсуждения в подгруппе:

 

 1. Одинаков ли качественный состав предложенных вам веществ? (одинаков)

 2. Одинаков ли количественный состав этих веществ?  (неодинаков)

 3. Существуют ли сходства в строении этих веществ? (существуют)

 

Задание 2: Сравните по таблице физические свойства метана, этана, пропана.

 

Физические свойства

 

     Метан

 

       Этан

 

       Пропан

1. Агрегатное состояние

2. Цвет

3. Запах

4. Растворимость в воде

5. Температура плавления

           газ

     без цвета

     без запаха

плохо растворим

        - 182,6

        газ

    без цвета

    без запаха

плохо растворим

      - 183,3

           газ

     без цвета

     без запаха

плохо растворим

      - 187,1

 

                         

                 Вопросы для коллективного обсуждения в подгруппе:

 

1. Имеются ли сходства в физических свойствах метана, этана, пропана?     (сходства имеются)   

2. Как называются вещества, имеющие сходное строение и свойства, но разный количественный состав? (гомологами)

 

Задание 3: Для формулировки положения вставьте пропущенные слова в

                  предложение.

                    

2 положение: . . . по строению органические вещества, имеют . . . свойства.

 

 

 

ΙΙΙ подгруппа

 

Задание 1: Используя набор для составления моделей молекул, необходимо построить  две  молекулы состава С2Н6О так, чтобы соблюдался порядок соединения  атомов. Запишите структурные формулы этих веществ в тетрадь.

                          Вопросы для коллективного обсуждения в подгруппе:

 

1. Одинаково ли строение у получившихся молекул? (строение разное)

2. Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное  строение? (изомеры)

 

Задание 2: Вещества, которые у вас получились: диметиловый эфир и этиловый спирт. В таблицу по аналогии необходимо вписать  известные  физические свойства этилового спирта и диметилового эфира,  сравнить свойства двух веществ между собой.

  

 

Свойства веществ

 

Диметиловый  эфир

 

Этиловый спирт

 

1. Физические свойства

   а) агрегатное состояние

   б) цвет

   в) запах

   г) растворимость в воде

 

2. Химические свойства

 

 

    летучая жидкость

        без цвета

     приятный запах

 не растворяется в воде

 

не взаимодействует с натрием

 

 

жидкость

бесцветная

характерный запах

хорошо растворяется в воде

 

взаимодействует с натрием

 

                         Вопрос для коллективного обсуждения в подгруппе:

 

Отличаются ли свойства, предложенных сам веществ?  (отличаются)

 

Задание 3: Для формулировки положения вставьте пропущенные слова в

                  предложение.

 

3 положение: . . . веществ зависят не только от их состава, но и от . . . .

 

ΙV подгруппа

 

Задание 1: Используя набор для составления моделей молекул, необходимо построить две  молекулы этана (С2Н6), а затем у одной из молекул вставьте атом кислорода между атомами углерода и водорода, получилась модель молекулы этилового спирта. Запишите структурные  формулы этих веществ в тетрадь. Сравните значения электроотрицательности атомов, образующих молекулы между собой, используя таблицу электроотрицательности.

 

                        Вопрос для коллективного  обсуждения в подгруппе:

 

  У какого из атомов значение электроотрицательности больше?  (у кислорода)

             

Задание 2: В таблицу со свойствами веществ допишите физические свойства

этилового спирта и сравните свойства обоих веществ между собой.

 

 

Свойства веществ

 

          Этан

 

Этиловый спирт

Физические свойства

   а) агрегатное состояние

   б) цвет

   в) запах

   г) растворимость в воде

 

             газ

         без цвета

        без запаха 

плохо растворим в воде

 

       жидкость

      без цвета

  характерный запах

хорошо растворим в воде

 

                          Вопрос для коллективного обсуждения в подгруппе:

 

  Как вы думаете, повлиял ли атом кислорода на другие атомы, изменились ли свойства вещества?  (повлиял, изменились)

Задание 3: Для формулировки положения вставьте пропущенные слова в

предложение.

 

4 положение: . . .  в молекулах органических соединений . . .  друг на . . . , изменяя . . .  веществ.

 

ΙΙΙ. Выход из проблемной ситуации.(10 минут)

Ваше время подошло к концу. Теперь необходимо  разобрать  результаты ваших исследований.

Для этого запишем положения теории себе в тетрадь.

Нам  удалось сформулировать теорию строения органических веществ, которая впервые была представлена  молодым российским ученым А.М.Бутлеровым в 1861 году на съезде немецких естествоиспытателей и врачей в г. Шпейере. Это стало важным событием в органической химии, так как в то время ученые, умея определять качественный и количественный состав вещества, не имели представления о том, как атомы соединяются в молекулы, не пользовались привычными для нас формулами, а химические реакции описывали словами, а не символами.  Кроме того, многие  учёные того времени считали невозможным познание внутреннего строения молекул, так как не признавали реального существования атомов и молекул.

А.М.Бутлеров  доказал справедливость своей теории, предсказав существование двух изомеров состава С4Н10 и синтезировав изобутан.

Теория строения органических веществ состоит в следующем:

1)объяснила неясности и противоречия в знаниях об органических веществах;

2) творчески обобщила достижения в области  органической химии;

3)определила качественно новый подход к пониманию строения органических соединений;

4)стала основой для объяснения и прогнозирования свойств органических веществ;

5)открыла путь для синтеза новых органических соединений.

 

Запишите значения теории строения органических веществ себе в тетрадь.

 

ΙV. Применение полученных знаний

 

Великий немецкий поэт Гёте сказал: «Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать». Поэтому я предлагаю вам, используя полученные знания выполнить несколько заданий.

 

Задание 1: Составьте структурные формулы двух изомеров состава С4Н10,

расположив их напротив друг друга.

 

Задание 2: Допишите к получившимся изомерам из задания 1 гомологи.

 

Задание 3: Выпишите:

а)  гомологи,

б)  изомеры.

 

         1) СН3-СН2-СН2-СН2-СН2-СН3,                         2) СН3-СН-СН2-СН2 ,   

                                                                                                     ׀

                                                                                                    СН3          

         3) СН3-СН2-СН2-СН-СН3,                                         4) СН3-СН2-СН2-СН2-СН3,                                                                                                                             

                                        ׀                                                                                        

                                       СН3                                                                                                                               

         5) СН3-СН-СН3,                                                   6) СН3-СН2-СН2-СН3.

                       ׀

                      СН3

 

V. Оценочно-рефлексионный этап

 

Задание: Необходимо оценить своё рабочее настроение на уроке с помощью цвета.

Выберите листок-индикатор и прикрепите его на лежащий перед вами лист бумаги. Представитель от каждой группы должен поместить спектр на  доску с помощью магнита.

У нас получилась замечательная геометрическая фигура: круг, которая всегда нацелена    на    объединение,   взаимный поиск,   взаимоподдержку,  в   целом   это называется сотрудничество.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Сызранский медико-гуманитарный колледж»

Методическая разработка

урока на тему: «Основные положения теории строения органических соединений  А.М. Бутлерова»

Разработала: преподаватель химии                             Т.А.Барашкова

Тема:            «Основные положения теории строения органических соединений  А.М. Бутлерова»

Цели урока:

образовательные: сформировать представления об основных положениях теории  строения органических соединений А.М. Бутлерова и её значении.

развивающие: совершенствовать умения в мыслительной и исследовательской деятельности.

воспитательные:  способствовать развитию навыков самостоятельного поиска знаний, формированию активной познавательной позиции.

Оборудование: набор для построения моделей молекул, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

Ι. Мотивационный этап ( 10-15 минут)

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости, тема нашего сегодняшнего  урока «Основные положения теории строения органических соединений  А.М. Бутлерова».

Эта тема впервые звучит в нашей аудитории.    Исходя из её формулировки, нам предстоит познакомиться с основными положениями теории русского химика А.М. Бутлерова.

Тему урока запишите  в тетрадь.

Представим себе ситуацию, когда  перед нами в беспорядке находится множество деталей детского конструктора. Что - либо построить из этих деталей затруднительно, но если  распределить  эти детали по размеру цвету, форме, то можно  создать любую модель.

Похожая  ситуация сложилась в середине ХΙХ столетия. В органической химии был накоплено  множество   экспериментального материала, который  представлял  собой хаотичное  нагромождение различных фактов, формул, веществ,  требующих систематизации и пояснений.

Немецкий химик Фридрих Вёлер в 1835 году  по этому поводу написал: " ... органическая химия в настоящее время может,  кого хочешь свести с ума. Она представляется мне дремучим лесом, полным чудесных вещей, огромной чащей без выхода, без конца, куда не осмеливаешься проникнуть..."

Поэтому многие химики того времени пытались систематизировать  существующие факты и навести порядок в строении органических веществ. Существуют множество любопытных фактов  попыток классификации органических веществ.

Учёные того времени столкнулись с многочисленными  трудностями при создании своих теорий.  Ни одна из них в полной мере не дала разумного  объяснения  многочисленных  накопленных  фактов,  поэтому поиски продолжались;  систематизацию должна  была дать новая теория. Существовали даже  предпосылки для её возникновения: (английский учёный Эдуард Франкланд ввёл понятие – валентность; немецкий ученый Фридрих Кекуле предположил, что атомы углерода в органических соединениях всегда образуют четыре связи, т.е. четырехвалентны; Август Купер отметил, что атомы углерода могут соединяться друг с другом и образовывать цепочки).

Однако всем этим учёным не удалось систематизировать установленные факты,  и  они ограничились частными выводами, поэтому ученые-химики не смогли предложить новую научную теорию.  Именно критический взгляд на господствовавшие в химии  того времени представления о многообразии органических веществ, позволил русскому учёному А.М. Бутлерову стать автором такой теории.

ΙΙ. Исследовательский этап. (20-25 минут)

Для того, чтобы осознать научный подвиг  химика А.М.Бутлерова,  я предлагаю вам выступить в роли  учёных-исследователей и самим попробовать создать теорию строения органических соединений.

Создание теории  – это поиск решения многочисленного  ряда проблем.  Чтобы их исследовать детально, разобьем  группу на  четыре подгруппы. Я хочу  предложить   четыре основных направления по числу подгрупп, каждая подгруппа будет работать над своей собственной теорией.  Время  вашей работы  в подгруппе  5 минут. По истечении данного срока представитель от каждой подгруппы доложит результаты  проведенных исследований.  

Ι подгруппа

 

Задание 1. Рассчитайте степень окисления углерода в молекулах метана (СН4),

                    этана (С2Н6) и пропана (С3Н8).

                                 Вопросы для коллективного обсуждения в подгруппе:

  1. Какие значения степени окисления углерода у вас получились? (-4,-3,-8/3)

  2. Какая должна быть степень окисления у углерода? (-4,0,+2,+4)

Задание 2: Используя набор для составления  моделей молекул, необходимо составить модели молекул метана, этана, пропана. С этой целью необходимо  записать  структурные формулы этих веществ.

                               Вопросы для коллективного обсуждения в подгруппе:

  1. Сколько связей у углерода в молекуле метана,  в молекулах этана, пропана? (четыре)

 2. Как называется свойство атомов химических элементов, образовывать определенное количество химических связей? (валентность)

 3. Какова валентность углерода в этих соединениях? (углерод всегда  четырехвалентен)

 4. В каком порядке соединены атомы в молекулах? (атомы соединены последовательно)

Задание 3: Для формулировки положения необходимо вставить  пропущенные слова в предложение.                      

1 положение:  В молекулах органических  веществ . . . последовательно, согласно их . . . . Углерод в этих соединениях . . . .

ΙΙ подгруппа

Задание 1: Используя набор для составления  моделей молекул, необходимо составить  модели молекул метана (СН4), этана (С2Н6), пропана (С3Н8).

                   Запишите структурные формулы этих веществ в тетрадь.

                                    Вопросы для коллективного обсуждения в подгруппе:

 1. Одинаков ли качественный состав предложенных вам веществ? (одинаков)

 2. Одинаков ли количественный состав этих веществ?  (неодинаков)

 3. Существуют ли сходства в строении этих веществ? (существуют)

Задание 2: Сравните по таблице физические свойства метана, этана, пропана.

Физические свойства

     Метан

       Этан

       Пропан

1. Агрегатное состояние

2. Цвет

3. Запах

4. Растворимость в воде

5. Температура плавления

           газ

     без цвета

     без запаха

плохо растворим

        - 182,6

        газ

    без цвета

    без запаха

плохо растворим

      - 183,3

           газ

     без цвета

     без запаха

плохо растворим

      - 187,1

                         

                 Вопросы для коллективного обсуждения в подгруппе:

1. Имеются ли сходства в физических свойствах метана, этана, пропана?     (сходства имеются)    

2. Как называются вещества, имеющие сходное строение и свойства, но разный количественный состав? (гомологами)

Задание 3: Для формулировки положения вставьте пропущенные слова в

                  предложение.

                     

2 положение: . . . по строению органические вещества, имеют . . . свойства.

ΙΙΙ подгруппа

Задание 1: Используя набор для составления моделей молекул, необходимо построить  две  молекулы состава С2Н6О так, чтобы соблюдался порядок соединения  атомов. Запишите структурные формулы этих веществ в тетрадь.

                          Вопросы для коллективного обсуждения в подгруппе:

1. Одинаково ли строение у получившихся молекул? (строение разное)

2. Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное  строение? (изомеры)

Задание 2: Вещества, которые у вас получились: диметиловый эфир и этиловый спирт. В таблицу по аналогии необходимо вписать  известные  физические свойства этилового спирта и диметилового эфира,  сравнить свойства двух веществ между собой.

   

Свойства веществ

Диметиловый  эфир

Этиловый спирт

1. Физические свойства

   а) агрегатное состояние

   б) цвет

   в) запах

   г) растворимость в воде

2. Химические свойства

    летучая жидкость

        без цвета

     приятный запах

 не растворяется в воде

не взаимодействует с натрием

жидкость

бесцветная

характерный запах

хорошо растворяется в воде

взаимодействует с натрием

                         Вопрос для коллективного обсуждения в подгруппе:

Отличаются ли свойства, предложенных сам веществ?  (отличаются)

Задание 3: Для формулировки положения вставьте пропущенные слова в

                  предложение.

3 положение: . . . веществ зависят не только от их состава, но и от . . . .

ΙV подгруппа

Задание 1: Используя набор для составления моделей молекул, необходимо построить две  молекулы этана (С2Н6), а затем у одной из молекул вставьте атом кислорода между атомами углерода и водорода, получилась модель молекулы этилового спирта. Запишите структурные  формулы этих веществ в тетрадь. Сравните значения электроотрицательности атомов, образующих молекулы между собой, используя таблицу электроотрицательности.

                        Вопрос для коллективного  обсуждения в подгруппе:

  У какого из атомов значение электроотрицательности больше?  (у кислорода)

             

Задание 2: В таблицу со свойствами веществ допишите физические свойства

этилового спирта и сравните свойства обоих веществ между собой.

Свойства веществ

          Этан

Этиловый спирт

Физические свойства

   а) агрегатное состояние

   б) цвет

   в) запах

   г) растворимость в воде

             газ

         без цвета

        без запаха  

плохо растворим в воде

       жидкость

      без цвета

  характерный запах

хорошо растворим в воде

                          Вопрос для коллективного обсуждения в подгруппе:

  Как вы думаете, повлиял ли атом кислорода на другие атомы, изменились ли свойства вещества?  (повлиял, изменились)

Задание 3: Для формулировки положения вставьте пропущенные слова в

предложение.

4 положение: . . .  в молекулах органических соединений . . .  друг на . . . , изменяя . . .  веществ.

ΙΙΙ. Выход из проблемной ситуации.(10 минут)

Ваше время подошло к концу. Теперь необходимо  разобрать  результаты ваших исследований.

Для этого запишем положения теории себе в тетрадь.

Нам  удалось сформулировать теорию строения органических веществ, которая впервые была представлена  молодым российским ученым А.М.Бутлеровым в 1861 году на съезде немецких естествоиспытателей и врачей в г. Шпейере. Это стало важным событием в органической химии, так как в то время ученые, умея определять качественный и количественный состав вещества, не имели представления о том, как атомы соединяются в молекулы, не пользовались привычными для нас формулами, а химические реакции описывали словами, а не символами.  Кроме того, многие  учёные того времени считали невозможным познание внутреннего строения молекул, так как не признавали реального существования атомов и молекул.

А.М.Бутлеров  доказал справедливость своей теории, предсказав существование двух изомеров состава С4Н10 и синтезировав изобутан.

Теория строения органических веществ состоит в следующем:

1)объяснила неясности и противоречия в знаниях об органических веществах;

2) творчески обобщила достижения в области  органической химии;

3)определила качественно новый подход к пониманию строения органических соединений;

4)стала основой для объяснения и прогнозирования свойств органических веществ;

5)открыла путь для синтеза новых органических соединений.

Запишите значения теории строения органических веществ себе в тетрадь.

ΙV. Применение полученных знаний

Великий немецкий поэт Гёте сказал: «Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать». Поэтому я предлагаю вам, используя полученные знания выполнить несколько заданий.

Задание 1: Составьте структурные формулы двух изомеров состава С4Н10,

расположив их напротив друг друга.

Задание 2: Допишите к получившимся изомерам из задания 1 гомологи.

Задание 3: Выпишите:

  1. гомологи,
  2. изомеры.

         1) СН3-СН2-СН2-СН2-СН2-СН3,                         2) СН3-СН-СН2-СН2 ,    

                                                                                                     ׀

                                                                                                    СН3          

         3) СН3-СН2-СН2-СН-СН3,                                         4) СН3-СН2-СН2-СН2-СН3,                                                                                                                              

                                        ׀                                                                                        

                                       СН3                                                                                                                               

         5) СН3-СН-СН3,                                                   6) СН3-СН2-СН2-СН3.

                       ׀

                      СН3

V. Оценочно-рефлексионный этап

Задание: Необходимо оценить своё рабочее настроение на уроке с помощью цвета.

Выберите листок-индикатор и прикрепите его на лежащий перед вами лист бумаги. Представитель от каждой группы должен поместить спектр на  доску с помощью магнита.

У нас получилась замечательная геометрическая фигура: круг, которая всегда нацелена    на    объединение,   взаимный поиск,   взаимоподдержку,  в   целом   это называется сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме:"Гидролиз органических веществ"

Урок - исследование, т.к. к данному занятию обучающиеся, студенты готовят сообщения с созданием слайдов презентации и  выполняют  эксперименты, протекающие во времени и демонстрирующие проце...

Химические превращения органических веществ

Материал презентации успешно применяется мною на обобщающем уроке по теме "Углеводороды"....

Проверочная работа по химии "Теория строения органических веществ"(2 варианта)

Проверочная работа для проведения текущего контроля по основам оргаческой химии, может быть использована для дифференцированного контроля....

Проверочная работа по химии "Теория строения органических веществ"(2 варианта)

Проверочная работа для проведения текущего контроля по основам органической химии, может быть использована для дифференцированного контроля....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ХИМИЯ общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ХИМИЯобщеобразовательного циклаосновной профессиональной образовательной программыпо специальностям естественнонаучного профиля ...

Тесты по органической химии "Кислородосодержащие органические вещества"

1 вариант Общая формула предельного одноатомного спиртаА) СnH2n+2 ,      Б) СnH2n+1OH ,       B) CnHn-6,...

Тема 2.1. Раздел 2. Химия. Органическая химия Тема:«Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» Тема урока:"Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова."

.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ            ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ  А.М. БУТЛЕРОВА1 ПОЛОЖЕНИЕ: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определенной последовательности со...