Методические указания для проведения лабораторных занятий по дисциплине "Химия"
методическая разработка по теме

Туманова Елена Михайловна

Предлагается методические  указания для проведения лабораторных занятий по дисциплине "Химия" для студентов 1 курса колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_ukazaniya_himiya.docx63.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  профессиональное  образовательное  учреждение

«Нижегородский  авиационный  технический  колледж»

                                                                                

                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                        Зам. директора по УР

                                                                 __________Т.В.Афанасьева

     МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

        для проведения лабораторных занятий

        

                                    по дисциплине: «Химия»

Разработал:                                        Рассмотрено и утверждено на заседании                                                  цикловой методической комиссии

преподаватель                                Протокол  № ____ от ____________

_______ Е.М.Туманова                        Председатель  ___________Е.М.Туманова

2015

                                  Лабораторная работа  № 1

         Название работы:  Изменение окраски индикаторов в различных средах

         Цель работы: Изучение характера изменения окраски индикаторов в растворах различных веществ.

    Краткие сведения из теории:

    Индикаторы – специальные реактивы, изменяющие свой цвет в присутствии определенных химических соединений. Индикаторы информируют об изменениях, происшедших в реакционной системе, о её состоянии.

     Различают кислотно-основные, смешанные, универсальные, комплексонометрические, окислительно-восстановительные и другие индикаторы. Эти индикаторы меняют окраску в зависимости от концентрации ионов водорода в растворе (т.е. от рН среды). Наиболее используемыми индикаторами являются кислотно-основные: лакмус, фенолфталеин, метилоранж и другие.

     Приборы и реактивы:

         1  Штатив с пробирками.

         2  Растворы солей: карбоната натрия или карбоната лития.

         3  Растворы гидроксидов: натрия или калия.

         4  Растворы кислот: соляной или  серной.

         5  Растворы индикаторов: лакмуса,  метилоранжа, фенолфталеина.

         6  Вода.

         7  Индикаторная бумага.

     Задание:

          1 Изучить окраски фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса в растворах кислот, щелочей и воде.

          2 Провести реакцию, подтверждающую среду раствора соли, образованную сильным основанием и слабой кислотой.

          Порядок выполнения работы:

          Опыт № 1. Окраски индикаторов в растворах кислот

  1.   В три пробирки с раствором серной кислоты добавьте растворы индикаторов: лакмус, метилоранж и фенолфталеин. Обратите внимание на окраску индикаторов. Почему окраска изменяется? Запишите уравнение диссоциации серной кислоты по ступеням. Укажите рН  раствора.
  2.    Испытайте индикаторной бумагой раствор серной кислоты. Обратите внимание на изменение цвета бумаги. Почему окраска изменяется?

     Опыт № 2. Окраски индикаторов в растворах щелочей

  1.   В три пробирки с гидроксидом натрия добавьте растворы индикаторов: лакмус, метилоранж и фенолфталеин. Обратите внимание на окраску индикаторов. Почему окраска  изменяется? Запишите уравнение диссоциации гидроксида натрия. Укажите рН  раствора.
  2.   Испытайте индикаторной бумагой раствор гидроксида натрия. Обратите внимание               на изменение цвета бумаги. Почему окраска изменяется?

            Опыт № 3. Окраски индикаторов в воде

1  В три пробирки с водой добавьте растворы индикаторов: лакмус, метилоранж и фенолфталеин. Обратите внимание на окраску индикаторов. Почему окраска не изменяется? Запишите уравнение диссоциации воды. Укажите рН  .

  1. Испытайте индикаторной бумагой воду. Обратите внимание на изменение цвета бумаги. Почему окраска не  изменяется?

          Опыт № 4. Испытание соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой

1  В пробирку с карбонатом натрия добавьте фенолфталеин. Обратите внимание на окраску раствора. Почему окраска изменилась? Составьте уравнение реакции гидролиза в сокращенной форме для карбоната натрия. Укажите рН  раствора.

2   Испытайте раствор данной соли индикаторной бумажкой. Обратите внимание на окраску индикаторной бумажки. Почему окраска  изменилась?

Содержание отчёта:

  1  Записать вид, номер и название работы.

  2  Записать цель работы.

  3  Переписать приборы и реактивы.

  4  Записать задание.

  5 Оформить выполненные опыты в таблице в последовательности, оговоренной в пункте «Порядок выполнения работы».

  6  Сделать вывод о проделанной лабораторной работе.

Лабораторная работа  № 2

          Название работы: Химические свойства металлов

          Цель работы:

1 Изучение условий протекания реакций между металлами и кислотами, металлами и растворами солей.

2   Изучение цвета пламени различных катионов.

Краткие сведения из теории:

Чистые металлы в твердом состоянии - это кристаллы, в которых частицы вещества расположены в определенном геометрическом порядке, образуя кристаллическую решетку, в узлах которой находятся положительно заряженные ионы и нейтральные атомы, а между ними перемещаются свободные электроны.

Общим, присущим исключительно металлам, химическим свойством является способность только отдавать электроны, превращаясь в свободные, положительно заряженные ионы:

Me -   Me+

Восстановительными свойствами металлов обусловлена их способность вступать в реакции с различными окислителями: неметаллами, кислотами, солями менее активных металлов. По степени легкости отдачи электронов в растворах металлы располагаются в ряд стандартных электродных потенциалов.

Приборы и реактивы:

1   Штатив с пробирками.

2   Металлы: цинк, медь.

3   Растворы кислот: серной.

4  Растворы солей: нитрата калия, хлорида бария, нитрата стронция, сульфата натрия,     сульфата меди (II) , сульфата цинка.

5   Концентрированная кислота: серная.

6   Сухое горючее.

7   Спиртовка.

Задание:

1 Провести реакции между металлами и растворами кислот, металлом и концентрированной кислотой, металлами и растворами солей. Объяснить протекание реакций.

2   Провести реакции по изучению окрашивания цвета пламени различных катионов.

         Порядок выполнения работы:

Опыт № 1. Взаимодействие металлов с растворами кислот

В две пробирки с металлами: цинком и медью добавьте раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Объясните, почему реакция протекает не со всеми металлами? Запишите уравнения реакции для тех металлов, где идет реакция. Расставьте степени окисления у элементов, составьте электронный баланс, расставьте при необходимости коэффициенты в уравнениях реакций.

Опыт № 2. Взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой

В пробирку с медью добавьте концентрированную серную кислоту и осторожно нагрейте. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции между медью и концентрированной серной кислотой. Расставьте степени окисления у элементов и коэффициенты в уравнении реакции, составьте электронный баланс.

Опыт № 3. Взаимодействие металлов с растворами солей

1  В пробирку с цинком добавьте раствор сульфата меди(II). Что наблюдаете? Почему реакция протекает? Составьте уравнение реакции между цинком и сульфатом меди в молекулярной и ионной формах.

2   В пробирку с медью добавьте раствор сульфата цинка. Что наблюдаете? Почему реакция не протекает?

Опыт № 4. Окрашивание цвета пламени солями Na+ , K+ , Ba2+ , Sr2+

Внесите в пламя сухое горючее, смоченное растворами солей: нитрата стронция, сульфата натрия, хлорида калия, хлорида бария. Как изменяются цвета пламени горючего? С какой целью может использоваться данная реакция.

       

         Содержание отчета:

1   Записать вид, номер и название работы.

2   Записать цель работы.

3   Переписать приборы и реактивы.

4   Записать задание.

5  Оформить выполненные опыты в таблице в последовательности, оговоренной в пункте "Порядок выполнения работы".

6   Сделать вывод о проделанной  лабораторной работе.

Лабораторная работа  № 3

         Название работы: Обнаружение углерода в органических веществах.        

     Получение и свойства метана

        Цель работы:

        1 Исследование наличия углерода в органических веществах.

        2 Получение метана и изучение его свойств.

        Краткие сведения из теории:

В состав всех органических соединений входят углерод и водород. Доказать наличие углерода можно экспериментальным путем, например, разлагая вещество при нагревании или сжигая вещество, но сгорание должно быть неполным. Кроме того, при термическом разложении вещества можно обнаружить и водород, который входит в состав образующейся при этом воды.

Метан является представителем гомологического ряда алканов, в молекулах которых все атомы связаны между собой прочными Ϭ-связями, а валентности углеродных атомов полностью насыщены водородом. Поэтому алканы не вступают в реакции присоединения.

         Приборы и реактивы: 

  1.   Железный штатив с зажимом.
  2. Штатив с пробирками.
  3. Металлическая ложечка, стеклянная палочка.
  4. Мука, скипидар, ацетат натрия.
  5. Натронная известь, растворы бромной воды и перманганата калия.
  6. Спиртовка, сухое горючее.

         Задание:  

         1  Выполнить опыты, доказывающие наличие углерода в органических веществах.

         2  Получить метан, доказать его принадлежность к алканам.

         Порядок выполнения работы:

         Опыт № 1. Определение углерода пробой на обугливание и на выделение копоти   при горении

1 На металлическую ложечку положить немного муки и нагреть над пламенем. Отметить изменения.

2  Кончик стеклянной палочки, обмакнув в скипидар, внести в пламя. Что при этом происходит? Какие признаки позволяют сделать вывод о наличии углерода в органических веществах?

  Опыт № 2. Получение и свойства метана

             В лабораториях метан получают нагреванием смеси ацетата натрия с натронной известью (смесь NaOH + Ca(OH)2).

            1 В сухую пробирку, снабженную пробкой с газоотводной трубкой, поместить смесь из обезвоженного ацетата натрия и натронной извести (высота слоя 4-6мм). Пробирку закрепить горизонтально в штативе. Нагреть смесь. Написать уравнение реакции получения метана.

           2 Нагревая реакционную смесь, пропустить выделяющийся метан поочередно в пробирки с растворами перманганата калия и бромной воды. Что наблюдается? Почему?

           3 Поджечь выделяющийся метан. Каким пламенем горит метан? Составить уравнение реакции горения.

           Сделать общий вывод о свойствах метана. К какому классу углеводородов он относится?

         Содержание отчета:

1   Записать вид, номер и название работы.

2   Записать цель работы.

3   Переписать приборы и реактивы.

4   Записать задание.

5  Оформить выполненные опыты в таблице в последовательности, оговоренной в пункте "Порядок выполнения работы".

6   Сделать вывод о проделанной  лабораторной работе.

Лабораторная работа № 4

      Название работы:  Свойства непредельных и ароматических углеводородов

     Цель работы:

1 Получение этилена и ацетилена.

2 Изучение химических свойств непредельных и ароматических углеводородов.

Краткие сведения из теории:

       Алкены и алкины относятся к непредельным углеводородам. В молекулах алкенов есть одна, а в молекулах алкинов две π-связи, которые образуются при перекрывании p-электронов, не участвовавших в образовании гибридных облаков. π-связь не требует большой энергии для разрыва, поэтому алкены и алкины легко вступают в реакции присоединения.

       Арены относятся к ароматическим углеводородам, в их молекулах есть π-комплекс, для разрыва которого требуются затраты энергии значительно выше, чем для разрыва π-связи, поэтому бензол не обесцвечивает бромную воду и раствор перманганата калия.

      Приборы и реактивы: 

  1. Приборы для получения этилена и ацетилена.
  2. Штатив с пробирками.
  3. Этиловый спирт, бензол.
  4. Концентрированная серная кислота.
  5. Карбид кальция.
  6. Растворы перманганата калия, бромной  воды.
  7. Вода.
  8. Сухое горючее.

      Задание:  

      1   Провести опыты по получению этилена и ацетилена.

      2   Выполнить опыты, доказывающие наличие в соединениях π-связей.

      3   Выполнить опыты, подтверждающие наличие в молекуле бензола π- комплекса.

      Порядок выполнения работы:

     Опыт № 1. Получение этилена и его свойства

  1. В сухую пробирку, снабженную пробкой с газоотводной трубкой, насыпать речного песку и налить 4-5мл смеси для получения этилена (этиловый спирт с концентрированной серной кислотой). Пробирку закрепить в штативе наклонно. Смесь нагреть. Составить уравнение реакции.
  2. Нагревая реакционную смесь, пропустить выделяющийся этилен поочередно в пробирки с растворами бромной воды и перманганата калия. Что наблюдается? Почему? Составить уравнения реакций.
  3. Поджечь выделяющийся этилен. Каким пламенем он горит? Составить уравнение реакции.

 Опыт № 2.Получение ацетилена и его свойства

  1. В сухую пробирку поместить кусочек карбида кальция и прилить воды. Пробирку закрыть пробкой с газоотводной трубкой. Что при этом происходит? Составить уравнение протекающей реакции.
  2.  Выделяющийся ацетилен пропустить поочередно в пробирки с растворами бромной воды и перманганата калия. Что наблюдается? Почему? Составить уравнения реакций.
  3.  Поджечь выделяющийся ацетилен. Каким пламенем он горит? Составить уравнение  реакции.

Опыт № 3. Строение и свойства бензола

  1. До того, как Кекуле предложил свою формулу бензола, для него использовалась формула CHCCH=CHCH=CH2.

Предложите две реакции, которые не характерны для бензола, и в которые должно вступать изображенное выше соединение. Напишите современную структурную формулу бензола.

  1. Поджечь бензол. Каким пламенем он горит? Составить уравнение реакции.

       

         Содержание отчета:

1   Записать вид, номер и название работы.

2   Записать цель работы.

3   Переписать приборы и реактивы.

4   Записать задание.

5  Оформить выполненные опыты в таблице в последовательности, оговоренной в пункте "Порядок выполнения работы".

6   Сделать вывод о проделанной  лабораторной работе.

Лабораторная работа  №5

      Название работы:     Свойства глицерина и фенола

      Цель работы: Изучение свойств  глицерина и фенола.

      Краткие сведения из теории:        

      В молекулах многоатомных спиртов есть две или более гидроксогрупп, поэтому их свойства сходны с одноатомными спиртами, но из-за  влияния гидроксогрупп друг на друга многоатомные спирты вступают в реакцию с гидроксидом меди (ΙΙ), являющуюся качественной для этих соединений.

      Фенолами называются органические соединения, в которых гидроксогруппа связана с бензольным кольцом. В молекулах имеет место взаимное влияние групп атомов (гидроксогруппы и бензольного кольца) друг на друга, поэтому свойства фенола значительно отличаются от свойств бензола и одноатомных спиртов.

      Приборы и реактивы: 

  1. Штатив с пробирками.
  2. Глицерин, фенол.
  3. Растворы гидроксида натрия, сульфата меди(ΙΙ), бромной воды, хлорида железа (Ш).  
  4. Вода.                                    

      Задание:  

      1   Выполнить опыты, характеризующие свойства глицерина и фенола.

      2   Выполнить опыты по распознаванию различных веществ.

      Порядок выполнения работы:

      Опыт № 1. Растворение глицерина в воде

      К 1 мл воды в пробирке добавить несколько капель глицерина и взболтать. Сделать вывод о растворимости глицерина. Раствор сохранить для следующего опыта.

      Опыт № 2. Взаимодействие глицерина с  гидроксидом меди (ΙΙ)

      К приготовленному раствору глицерина прилить 1-2 мл гидроксида натрия и 2-3 капли сульфат меди (ΙΙ). Содержимое пробирки встряхнуть. Обратить внимание на исчезновение осадка и на цвет полученного раствора глицерата меди. Составить уравнения реакций получения гидроксида меди (П) и глицерата меди. Для каких целей можно использовать эту реакцию?

       Опыт № 3. Качественная реакция на фенол

К фенолу прилить хлорид железа (Ш). Обратить внимание  на образовавшийся  цвет. Для каких целей можно использовать эту реакцию? Запишите структурную формулу фенола.

       Опыт №4. Экспериментальное задание

       В двух пробирках без названий находятся следующие вещества: фенол,  раствор глицерина.

С помощью химических реакций определить, какое вещество находится в каждой пробирке. Запишите структурные формулы веществ.

         Содержание отчета:

1   Записать вид, номер и название работы.

2   Записать цель работы.

3   Переписать приборы и реактивы.

4   Записать задание.

5  Оформить выполненные опыты в таблице в последовательности, оговоренной в пункте "Порядок выполнения работы".

6   Сделать вывод о проделанной  лабораторной работе.

Лабораторная работа № 6

      Название работы:   Получение и свойства  альдегидов и кислот

      Цель работы:

      1   Получение лабораторными способами уксусный альдегид  и уксусную кислоту.

      2   Изучение их свойств.

      Краткие сведения из теории:               

      В молекулах альдегидов присутствуют функциональные группы  - СОН. За счет

 этой группы   возможны реакции присоединения по двойной связи и реакции внедрения по связи  C – H.                          

      Функциональной группой карбоновых кислот является группа - СООН. Из-за влияния карбонильной ( СО) и гидроксильной ( OH) групп друг на друга, их свойства, по сравнению с альдегидами и спиртами, меняются: по связи C=O не идут реакции присоединения, в гидроксогруппе атом водорода приобретает большую подвижность.

       Приборы и реактивы:

  1. Штатив с пробирками.
  2. Штатив с зажимами, прибор  с газоотводной трубкой,  медная проволока, магний (стружка).
  3. Формалин, этанол, ацетат натрия.
  4. Концентрированная серная кислота.
  5. Растворы сульфата меди (П), гидроксида натрия.
  6. Раствор метилоранжа.
  7. Спиртовка, сухое горючее.

       Задание:  

       1   Получить уксусный альдегид и проделать качественную реакцию на альдегиды.

       2   Получить уксусную кислоту и выполнить опыты, характерные для кислот.

       Порядок выполнения работы:

      Опыт № 1. Получение уксусного альдегида окислением  этанола

       Налить в пробирку 1-2 мл этанола, накалить медную спираль в пламени горелки, чтобы медь покрылась черным налетом оксида, и быстро опустить спираль в пробирку со спиртом. Обратить внимание на запах образующегося альдегида и на изменения, происходящие со спиралью. Составить уравнения реакций окисления меди при накаливании и окисления спирта в альдегид оксидом меди.  

        Опыт № 2.Окисление альдегидов гидроксидом меди  (ΙΙ)

         Налить в пробирку 3-4 капли сульфат меди (ΙΙ) и добавить 2-3 мл гидроксида натрия. К образовавшемуся осадку  прилить 2-3 мл раствора формалина и смесь нагреть. Составить уравнения реакций взаимодействия сульфата меди (ΙΙ) со щелочью и образовавшегося при этом вещества с формальдегидом. Какой является данная реакция?

        Опыт № 3. Получение уксусной кислоты

        Положить в пробирку с газоотводной трубкой 5 г ацетата натрия и прибавить немного концентрированной серной кислоты так, чтобы она только смочила соль, свободный конец трубки опустить в пустую пробирку, находящуюся в стакане с холодной водой. Нагревать смесь до тех пор, пока в пробирке-приемнике соберется 2 мл уксусной кислоты. Полученную кислоту сохранить для следующего опыта. Написать уравнение реакции взаимодействия ацетата натрия с серной кислотой.

        Опыт № 4. Свойства уксусной кислоты

        Полученную кислоту разбавить водой и разделить на две части.

        1  В одну из пробирок с раствором кислоты прилить несколько капель метилоранжа. Написать  уравнение  реакции диссоциации уксусной кислоты.

        2 Во вторую пробирку опустить стружку магния. Написать уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с магнием.

      Содержание отчета:

1   Записать вид, номер и название работы.

2   Записать цель работы.

3   Переписать приборы и реактивы.

4   Записать задание.

5  Оформить выполненные опыты в таблице в последовательности, оговоренной в пункте "Порядок выполнения работы".

6   Сделать вывод о проделанной  лабораторной работе.

Лабораторная работа № 7

       Название работы:   Получение и свойства мыла         

      Цель работы:         

      1   Изучение состава мыла.

      2   Получение мыла из стеариновой кислоты и изучение его свойств. 

      Краткие сведения из теории:

      Поверхностно-активные вещества (ПАВ) содержат в молекулах одновременно две группы – гидрофобную и гидрофильную. В качестве гидрофобной (неполярной) группы обычно выступает углеводородный радикал, содержащий 10-18 углеродных атомов. К гидрофильным (полярным) группам могут относиться – СООН, – COONa и др.

Эти вещества снижают поверхностное натяжение. Представителями ПАВ являются мыла – это калиевые или натриевые соли высших кислот. Обычные мыла обладают существенным недостатком: у них плохая моющая способность в жесткой воде, а гидролизуясь, они образуют щелочь, которая вредно действует на ткани и кожу.           

      Приборы и реактивы:

     1  Штатив с пробирками.

     2  Стеариновая кислота, мыло.

     3  Растворы гидроксида натрия, хлорида кальция, хлорида натрия.

     4  Раствор фенолфталеина.

     5  Вода.

     6  Спиртовка.

     Задание:  

     1  Провести реакцию получения мыла.

     2  Провести опыты, характеризующие свойства мыла.

      Порядок выполнения работы:

     Опыт № 1. Получение мыла

      1 Небольшой кусочек стеарина опустите в пробирку  и налейте туда 2-3 мл воды. Нагревайте содержимое пробирки до тех пор, пока стеарин не расплавится, а затем приливайте понемногу раствор гидроксида натрия до полного растворения (стеарат натрия растворяется в воде) и ещё немного подогрейте. Напишите уравнение реакции между стеариновой кислотой и щелочью в молекулярной и ионной форме.

       2 К полученному раствору прибавьте раствор поваренной соли до насыщения. В насыщенном растворе поваренной соли стеарат натрия не растворяется и всплывает наверх в виде хлопьев. Происходит высаливание мыла.  

        Опыт № 2. Свойства мыла

        Мелко настрогайте немного мыла и растворите его, нагревая в пробирке с водой. Полученный мыльный раствор разлейте в пробирки и проделайте следующие опыты:

        1  В пробирку с мыльным раствором добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Наблюдайте появление малиновой окраски, которая указывает на гидролиз мыла в воде. Напишите уравнения реакций гидролиза мыла в молекулярной и ионной форме.

        2 В пробирку с мыльным раствором прилейте такое же количество раствора хлористого кальция. Встряхните пробирку и наблюдайте образование осадка соли кальция. Эта реакция объясняет свойства жесткой воды. В жесткой воде мыло не дает пены и плохо мылит, т.к. превращается в  нерастворимые в воде соли и уходит в осадок. Напишите уравнение реакции образования стеарата кальция молекулярной и ионной форме.

      Содержание отчета:

1   Записать вид, номер и название работы.

2   Записать цель работы.

3   Переписать приборы и реактивы.

4   Записать задание.

5  Оформить выполненные опыты в таблице в последовательности, оговоренной в пункте "Порядок выполнения работы".

6   Сделать вывод о проделанной  лабораторной работе.

     

Лабораторная работа № 8

         Название работы:   Свойства углеводов

         Цель работы:  Ознакомление со свойствами углеводов.

        Краткие сведения из теории:

        Углеводы, или сахара – органические соединения, содержащие в молекуле одновременно альдегидную и кетонную группу и несколько спиртовых групп. Они широко распространены в природе, особенно в растительном мире.

         Все углеводы можно разделить на две большие группы:

         1. Моносахариды. Они не подвергаются гидролизу.

         2. Полисахариды - подвергаются гидролизу и образуют при этом простые углеводы.

        Приборы и реактивы:

  1. Штатив с пробирками.
  2. Растворы глюкозы, сахарозы.
  3. Растворы сульфата меди  (ΙΙ), гидроксида натрия, серной кислоты, йода.
  4. Крахмальный клейстер.
  5. Сухое горючее.
  6. Спиртовка.        

          Задание:  

          1  Провести опыты, характеризующие свойства глюкозы.

          2  Осуществить процесс гидролиза сахарозы.

          3  Провести качественную реакцию на крахмал.

          Порядок выполнения работы:

          Опыт № 1. Окисление глюкозы в щелочном растворе

          1 К 2 мл раствора глюкозы добавьте 1 мл щелочи, 2 капли сульфата меди. Выделяющийся осадок гидроксида меди растворяется, и жидкость окрашивается в интенсивный синий цвет. Гидроксид меди связывается глюкозой, образуя с ней синего цвета растворы комплексных алкоголятов меди, подобно многоатомным спиртам (глицерин), что доказывает наличие в молекуле глюкозы несколько спиртовых групп, расположенных рядом. Напишите структурную формулу глюкозы.

 2  Полученный синий раствор осторожно нагрейте в пламени спиртовки. Наблюдайте, как синий цвет раствора переходит в зеленый и затем исчезает. Одновременно появляется желтый осадок гидроксида меди (Ι), вскоре переходящий в оранжевый осадок  оксида меди (Ι).  При нагревании в щелочном растворе глюкоза восстанавливает 2-ух валентную медь до одновалентной и даже до металлической, сама же глюкоза окисляется до глюконовой оксикислоты (кислоты, содержащей в составе молекулы, кроме карбоксильной, спиртовые группы). Напишите соответствующее уравнение реакции. Сделайте вывод, чем является глюкоза.

          Опыт № 2. Гидролиз сахарозы (сахара)

          1 К 3 мл раствора сахарозы добавьте 1 мл щелочи и 3 капли сульфата меди. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать о строении сахарозы?

          2  Полученный синий раствор нагрейте. Наблюдается ли восстановление гидроксида меди в оксид меди (Ι)?  Какой вывод позволяет сделать ваше наблюдение?

          3 Возьмите новую порцию раствора сахарозы и прилейте 1 мл разбавленной серной кислоты. Прокипятите 3-5 минут. После кипячения прилейте 2 мл щелочи и 3-4 капли сульфата меди; нагрейте пробирку. Напишите уравнение реакции гидролиза сахарозы и объясните наблюдаемое явление.

         Опыт № 3. Качественная реакция на крахмал

          В пробирку с раствором крахмального клейстера добавьте йодной воды. Отметьте

наблюдения. Для каких целей используется данная реакция? Запишите формулу крахмала.

         

         Содержание отчета:

1   Записать вид, номер и название работы.

2   Записать цель работы.

3   Переписать приборы и реактивы.

4   Записать задание.

5  Оформить выполненные опыты в таблице в последовательности, оговоренной в пункте "Порядок выполнения работы".

6   Сделать вывод о проделанной  лабораторной работе.

Лабораторная работа № 9

       Название работы:   Свойства пластмасс и химических волокон

       Цель работы:  

       1  Изучение   свойств  пластмасс и химических волокон.

       2  Ознакомление с их применением.

       Краткие сведения из теории:

       Полимеры («поли» - много, «мерос» - часть) – вещества,  молекулы которых состоят из большого числа  повторяющихся группировок, или структурных звеньев,  соединенных между собой химическими связями. В зависимости от свойств и назначения полимеры разделяют на группы: пластические массы, химические волокна, каучуки, лаки и краски.

        Полимеры классифицируют:

  1. по происхождению а)природные ( органические / шерсть, натуральный шелк, целлюлоза / и неорганические /слюда, кварц, асбест / );

                                      б)  химические ( искусственные  / вискоза, ацетатный материал/

                                       в) синтетические  / лавсан, капрон, пластмассы /;

2 .  по способу получения  ( полимеризационные и поликонденсационные );

3.   по химическому составу  ( гетероцепные и карбоцепные );

4.   по структуре  ( линейные, разветвленные и сетчатые );

5.   по отношению к нагреванию (термопластичные  и термореактивные ).

        Приборы и реактивы: 

         1  Штатив с пробирками.

         2  Щипцы.

  3 Пакеты с пластмассами (полиэтилен, поливинилхлорид) и химическими волокнами (капрон).

         4  Синяя лакмусовая бумага.

         5  Концентрированная серная кислота.

         6  Растворы гидроксида натрия, перманганата калия, бромной воды.

         7  Спиртовка.

         Задание:

         1  Выполнить опыты, характеризующие свойства пластмасс и химических волокон.

         2  Доказать термопластичность у предлагаемых пластмасс.

         Порядок выполнения работы:

         Опыт № 1. Свойства полиэтилена

         1  Кусочек  полиэтилена при помощи щипцов внесите в пламя и измените его форму. Что происходит при нагревании? К каким видам пластмасс относится полиэтилен и почему? Напишите формулу полиэтилена.

         2 Поместите кусочки полиэтилена в пробирки с раствором бромной воды и перманганата калия. Что происходит  с растворами? Почему полиэтилен не действует на растворы бромной воды и перманганата калия?

         3  Поместите кусочки полиэтилена в пробирки с концентрированной серной кислотой и раствором гидроксида натрия. Содержимое пробирок осторожно подогреть. Каково отношение полиэтилена к действию кислот и щелочей?

         Опыт № 2. Свойства поливинилхлорида

         1 Кусочек поливинилхлорида  при помощи щипцов внесите в пламя и измените форму. Что происходит при нагревании? К каким видам пластмасс относится поливинилхлорид и почему? Напишите формулу поливинилхлорида.

         2 Поместите синюю лакмусовую бумажку в пары, выделяющиеся при горении поливинилхлорида. Как и почему изменяется цвет лакмусовой бумажки? Обратите внимание  на запах продуктов горения.

         3  Поместите кусочки поливинилхлорида в пробирки с концентрированной серной кислотой и раствором гидроксида натрия. Содержимое пробирок осторожно подогреть. Каково отношение поливинилхлорида к действию кислот и щелочей?

            Опыт № 3. Свойства капрона 

            1 Щипцами внесите образец капронового волокна в пламя и измените его форму. Что происходит  при нагревании? Обратите внимание на запах продуктов горения. Напишите формулу капрона. К каким видам полимеров по происхождению относится капрон?

            2 Поместите капроновое волокно в пробирки с концентрированной серной кислотой и раствором гидроксида натрия. Каково отношение капрона к действию кислот и щелочей.

         Содержание отчета:

1   Записать вид, номер и название работы.

2   Записать цель работы.

3   Переписать приборы и реактивы.

4   Записать задание.

5  Оформить выполненные опыты в таблице в последовательности, оговоренной в пункте "Порядок выполнения работы".

6   Сделать вывод о проделанной  лабораторной работе.

Лабораторная работа  № 10

       Название работы:  Распознавание органических веществ

       Цель работы: Распознавание при помощи реактивов органические вещества.

       Краткие сведения из теории:

       Для  каждого класса органических соединений характерны реакции, определяющие данные вещества среди других  -  это качественные реакции. Примером может служить качественная реакция на этиленгликоль:  при добавлении сульфата меди  (П)  и  гидроксида

натрия  получается  раствор  синего цвета,  после  нагревания  изменений  нет.

        Приборы  и реактивы: 

        1  Штатив с пробирками.

        2  Растворы  йодной   воды, сульфата меди  (П), гидроксида натрия.

        3  Индикатор: метилоранж.

        4  Водные растворы белка,  глицерина,  крахмала,  глюкозы,  уксусной кислоты.

        5  Спиртовка.

         Задание:  

         1 В пяти склянках с номерами находятся следующие вещества:  глицерин,  глюкоза,  белок, крахмал,  уксусная  кислота.  При помощи  качественных реакций      распознать  данные  вещества.

         2  Защитить  работу.

          Порядок  выполнения  работы:

          Провести  пять  опытов, характерных  для  каждого  из  веществ.  Для  выбора  оптимального  пути распознавания,  необходимо  в начале выбрать вещества,  реагирующие  с  конкретным  реактивом, а  затем  распознавать остальные.

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦЫ

           Таблица  

Действия

Наблюдения

Выводы

Опыт № 1

К содержимому пробирки № … добавили ……

                  ………….

Следовательно, в склянке  №… находится……

(записать или уравнение  реакции, или название реакции, или формулу)

Опыт № 2

К содержимому пробирки № … добавили ……

                 ………….

Следовательно, в склянке  №… находится……

(записать или уравнение  реакции, или название реакции, или формулу)

     

  Вывод: ………… (с перечислением в какой склянке, что находится)

 Примечание:  В таблице  в колонке «Выводы» необходимо написать

для соответствующего вещества:  

  1. Уксусная кислота – уравнение реакции.
  2. Крахмал – формула.
  3. Белок – название реакции.
  4. Глюкоза – структурная формула.
  5. Глицерин – 2 уравнения реакции.

         Содержание отчета:

1   Записать вид, номер и название работы.

2   Записать цель работы.

3   Переписать приборы и реактивы.

4   Записать задание.

5  Оформить выполненные опыты в таблице в последовательности, оговоренной в пункте "Порядок выполнения работы".

6   Сделать вывод о проделанной  лабораторной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по проведению лабораторной работы по дисциплине "Коррозия и основы гальваностегии"

К питтинговой коррозии склонно подавляющее большинство ме­таллов и конструкционных материалов на их основе. Питгинговая коррозия возникает в морской воде, растворах солей, в охлаждающих системах холод...

Методические указания к проведению лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю ПМ.03 МДК 03.01 Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции

Методические указания для выполнения лабораторных и практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения профессионального модуля ПМ.03 Организация процесса приготовления и...

Методические указания при проведении лабораторных работ по дисциплине «ФИЗИКА». Раздел «Электричество».

В настоящем пособии описывается методика проведения лабораторных работ по физике, раздел «Электричество». Преподаватель дает полную информацию, какое использовать оборудование, как провести лабораторн...

Методические указания для проведения лабораторных работ по электротехнике. Тема:Электричество.

В настоящем пособии описывается методика проведения лабораторных работ по физике, раздел «Электричество». Преподаватель дает полную информацию, какое использовать оборудование, как провести лабораторн...

Методические указания для проведения лабораторных работ

Методическое пособие представляет собой указания для выполнения лабораторных и практических работ на уроках «Информатика». В пособии представлены темы: операционная система Windows, включая сервисные ...

Методические указания по проведению лабораторно - практических занятий по ОП. 01. Основы теории информации для специальности 09.02.02 Компьютерные сети

Методические указания по проведению лабораторно - практических занятий по ОП. 01. Основы теории информации для специальности 09.02.02 Компьютерные  сети...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению лабораторных работ и практических занятий по учебной дисциплине

Лабораторный эксперимент, один из важнейших методов обучения физике, не является чем-то сложившимся, он всё время развивается, расширяется, пополняется новым оборудованием, приёмами и средствами выпол...