Учебно-методический комплекс по предмету Экология и автомобиль.
рабочая программа на тему

Курко Наталья Николаевна

Предмет изучается в группах обучающихся по профессиям: Автомеханик, Тракторист -машинист сельскохозяйственного производства, машинист крана, крановщик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos_ekol_i_avto_spo.odt31.77 КБ
Файл prakt_raboty_eklog_i_avto_spo.odt29.77 КБ
Файл ktp_eko_i_avto_spo.odt24.9 КБ
Microsoft Office document icon rab_pr._eko_i_avto_spo.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»

 УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМДИРЕКТОРА ПО ТМР

__________И.В. ПОЛОВИНКИНА

                                                                                                      «______»________________2016

КОМПЛЕКТ

КОНТРОЛЬНО –ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.11 ЭКОЛОГИЯ И АВТОМОБИЛЬ

для специальности  среднего  профессионального образования

по программе подготовки специалистов среднего звена

по специальности:

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

         

Рассмотрен и одобрен

на заседании предметно –цикловой    комиссии

и рекомендован к утверждению.

от « ______» ________________2016г., протокол № _______

Председатель ПЦК______________

пос. Молодежный, 2016г.

    Комплект контрольно оценочных средств разработан на основе ФГОС СПО

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области «Россошанский техникум  сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

Разработчики:

Курко Н. Н.

Ф.И.О.,  должность

2

Содержание

1. Паспорт  комплекта контрольно-оценочных средств………………….4

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке……………5

  1. 2.1 Знания и умения, подлежащие проверке………………………….......5-6

  2. 2.2 Формы текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине…………………………………………………………….  .7

3. Оценка освоения  учебной дисциплины химия……………………………………………………………….............  . .8

3.1. Типовые задания для текущего контроля …………………………...9-11

3.2. Типовые задания для итоговой  аттестации………………….12

4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации…………………………………………………..18

3

1.Паспорт контрольно – оценочных средств

1. Общие положения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Экология и автомобиль».

КОС включает контрольные  материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме зачета. 

КОС разработан  на основании программы учебной дисциплины «Экология и автомобиль» для  специальностей  среднего профессионального образования по программе подготовки     специалистов среднего звена  по специальностям:

          23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

 

4

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

  1. 2.1 Знания и умения, подлежащие проверке

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования  компетенций:

Наименование элемента умений или знаний

Виды аттестации

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

обучающийся должен уметь:

У.1. - устранять неисправности вызывающие увеличение выбросов вредных веществ.

Подготовка сообщений по темам:

Характеристика воздействия транспортных средств на природную окружающую среду.

Дифференцированный зачет

У.2. - соблюдать требования экологического законодательства по нормированию выбросов и сбросов;

   Природоохранные мероприятия, проводимые при эксплуатации транспортных средств.

Влияние сельского хозяйства на природную окружающую среду.

У.3. - оценивать влияние различных факторов на состояние окружающей среды.

Практические работы:

4. Поддержание экологической безопасности автомобиля при техническом обслуживании.

5.Защитаокружающей среды при уборочно-моечных работах.

Обучающийся должен знать:

З.1 факторы, влияющие на техническое состояние автомобиля, способы уменьшающие вредное воздействие на окружающую среду;

Практические работы:

1. Негативное воздействие автотранспортных предприятий на окружающую среду.

З.2.методы повышения экологической безопасности автомобиля при проектировании;

2. Причины образования вредных веществ в отработанных газах.

З.3.способы повышения экономичности двигателей внутреннего сгорания;

Подготовка сообщений, Устный опрос.

З.4. понятие о альтернативных видах топлива, их использование в отечественном автомобилестроении;

3. Использование более экологически чистых видов топлива.

З.5. - законодательные акты, регламентирующие вредные выбросы в окружающую природную среду;

Контрольная работа №1

3.6. - виды наказаний предусмотренные административным и уголовным законодательством за совершенные преступления.

Контрольная работа №2

6

  1. 2.2 Формы текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине

Таблица 1

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Элемент учебной дисциплины

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые  У, З

Форма контроля

Проверяемые  У, З

Раздел 1 Введение. Основные понятия экологии.

Устный опрос

Защита сообщений

Контрольная работа № 1  

Устный опрос

Защита презентаций, отчет по

практической работе №1,

контрольная работа№2

отчет по практической работе № 2-5

защита сообщений.

Итоговая контрольная работа.№3

У.1-У.3

З.1—З.6

Дифференцированный зачет

У.1-У.3

З.1—З.6

Раздел 2 Экологические основы природопользования

Раздел 3. Организационные основы защиты окружающей среды.

Раздел 4. Негативное воздействие на окружающую среду.

Раздел 5. Обеспечение экологической безопасности автомобиля.

7

3. Оценка освоения  учебной дисциплины « Экология и автомобиль»

   Основной целью оценки учебной деятельности  является оценка умений и знаний

  Оценка осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля:

- контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.

Текущая аттестация обучающихся – оценка знаний и умений проводится постоянно с помощью тестовых заданий, на практических занятиях, по результатам самостоятельной работы обучающихся, по результатам контрольных работ.

Промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета.

8

3.1. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины Экология и автомобиль.

Раздел 1 Введение. Основные понятия экологии.

Опрос по определениям:

Экология-

факторы среды-

вид-

критерии вида-

сообщество-

предмет экологии-

задачи экологии-

Защита  сообщений по темам:

1.Фотосинтез важнейший процесс ассимиляции и его экологическая роль.

2.Экосистема как продукт взаимодействия абиотических и биотических факторов.

3.Воздействие человека на природу.

Раздел 2 Экологические основы природопользования

Защита сообщений по темам:

1.Чрезвычайные ситуации, возникающие на поверхности Земли и их классификация.

2.Экологические проблемы, возникающие за счет воздействия антропогенных факторов.

3.Круговорот воды в природе и влияние человека на него.

Опрос по определениям.

Контрольная работа №1

1 — вариант.

1. Дайте определение понятий: «кислотные дожди», «эвтрофикация водоемов».

2.Перечислите нормативно-правовые акты по охране окружающей среды.

3.Перечислите виды нарушений, подлежащих уголовному наказанию.

2 — вариант.

1. Дайте классификацию природных ресурсов.

2. Перечислите виды нарушений, подлежащих административному наказанию.

3. Перечислите правовые акты по защите окружающей среды.

9

Раздел 3. Организационные основы защиты окружающей среды.

Защита сообщений по темам:

1.Принципы, цели и направления природоохранной деятельности.

2.Охрана атмосферы.

3. Охрана гидросферы,

4.Охрана литосферы,

5. Охрана органического мира Земли.

Устный опрос.

Раздел 4. Негативное воздействие на окружающую среду.

Отчет по практической работе №1 Негативное воздействие автотранспортных предприятий на окружающую среду.

Отчет по практической работе №2Причины образования вредны  веществ в отработанных газах.  

Контрольная работа №2

1 — вариант.

1. Дайте определение нормативов качества окружающей природной среды.

2. Перечислите выделяемые вредные вещества в производственных процессах на сварочном участке, арматурном участке.

3. Дайте характеристику показателей шумового воздействия автомобилей на окружающую среду и человека.

2 — вариант.

1. Что такое экологическое лицензирование.

2. Дайте определение понятию «жизненный цикл автомобиля».

3. Объясните причины возникновения вредных веществ в бензиновых ДВС.

Раздел 5. Обеспечение экологической безопасности автомобиля

Устный опрос . Защита сообщений.

Отчет по практической работе №4  Техническое обслуживание автомобиля.

Отчет по практической работе № 5 Защита окружающей среды при уборочно -моечных работах.

Защита презентаций.

Контрольная работа №3

I вариант

1. Дайте квалификацию пыли по дисперсности и оцените ее негативное воздействие на человека и механизм автомобиля.

2. Опишите негативное воздействие на почву ходовых систем тяжелых сельскохозяйственных машин.

3. Как классифицируют вторичные ресурсы и отходы автотранспортного производства.

4. Какие виды альтернативного топлива существуют? Какие преимущества дает их применение с точки зрения экологии?

II вариант

1. Дайте характеристику показателей шумового воздействия автомобилей на окружающую среду и человека.

2. Какое негативное воздействие оказывают на почву ходовые системы лесосечно-транспортных машин?

3. Как достигается экономия металла, топлива и энергии и в чем это выражается?

4. Что такое комбинированные источники энергии? Перечислите их достоинства.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ.

1 — вариант.

1. Предметом экологии является изучение взаимоотношений:

        а) между живыми организмами и средой обитания;

        б) особями одного вида;

        в) компонентами неживой природы.

2. Техносфера — это часть биосферы:

        а) преобразованная людьми;

        б) преобразованная животными;

        в) преобразованная растениями.

3. К абиотическим факторам среды относятся:

        а) рыбная ловля;

        б) выпадение снега;

        в) гнездование птиц.

4. К антропогенным факторам относятся:

        а) строительство дорог;

        б) пересыхание болот;

        в) размножение бактерий.

5. Эвтрофикация водоемов это -

        а) обогащение биогенными элементами;

        б) пересыхание;

        в) засоленность.

6. К исчерпаемым природным ресурсам тоносится:

        а) ветер;

        б) плодородие почвы;

        в) солнечная энергия.

7. Особенная часть экологического законодательства включает в себя:

        а) ФЗ « Об охране окружающей среды»

        б) Земельный кодекс РФ.

        в) ФЗ «Об особо охраняемых территориях».

8. Общая части экологического законодательства включает в себя:

        а) ФЗ «Об особо охраняемых территориях»

        б) Лесной кодекс РФ;

        в) ФЗ «О недрах», « Об охране атмосферного воздуха».

9. Санкции за преступление по статье 358 УК РФ « Экоцид» :

        а) административный штраф;

        б) лишение свободы на срок от 12 до 20 лет;

        в) лишение свободы на 15 суток.

10. Международный правовой акт по защите окружающей среды от 1997 года:

        а) декларация Рио-де-Жанейро;

        б) конвенция «О биологическом разнообразии»;

        в) Киотский протокол по ограничению поступления парниковых газов в атмосферу.

11. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляет мероприятия:

        а) экологический контроль;

        б) распространение саженцев деревьев;

        в) защита животного мира.

12. Деятельность по подтверждению соответствия объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям:

        а) экологическая сертификация;

        б) экологическое лицензирование;

        в) экологический аудит.

13. Нормирование в области охраны окружафщей среды регламентирует Федеральный закон:

        а) «Об охране окружающей среды»;

        б) «Об экологической экспертизе»;

        в) «Об особо охраняемых территориях».

14. Хронологически выраженная последовательность этапов создания, производства, эксплуатации и утилизации автомобиля — это:

        а) жизненный цикл;

        б) продолжительность эксплуатации;

        в) полезное использование.

15. Параметрическое загрязнение окружающей среды:

        а) отходы при обработке металлов;

        б) шум;

        в) эрозия почвы.

16. Ландшафтное загрязнение окружающей среды:

        а) нефтепродукты;

        б) вибрация;

        в) нарушение почвенно-растительного слоя.

17. Компоненты выбросов ДВС раздражающего действия:

        а) соединения свинца;

        б) формальдегид;

        в) пары масел.

18. Компоненты выбросов ДВС надоедающего действия:

        а) соединения свинца;

        б) формальдегид;

        в) сажа.

19. Является характеристикой пыли:

        а) дисперсность;

        б) воздухопроницаемость;

        в) смачиваемость.

20. Относится к акустическим показателям машин:

        а) потребление бензина;

        б) уровень шума;

        в) содержание СО в выхлопных газах.

Коды правильных ответов:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

а

а

б

а

а

б

б

а

б

в

а

а

а

а

б

в

б

в

а

б

2 — вариант.

1. Предметом экологии является изучение взаимоотношений:

        а) компонентами неживой природы;

        б) между живыми организмами и средой обитания;

        в) особями одного вида.

        

2. Техносфера — это часть биосферы:

        а) преобразованная животными;

        б) преобразованная людьми;

        в) преобразованная растениями.

3. К абиотическим факторам среды относятся:

        а) гнездование птиц;

        б) рыбная ловля;

        в) выпадение снега.

        

4. Параметрическое загрязнение окружающей среды:

        а) отходы при обработке металлов;

        б) шум;

        в) эрозия почвы.

5. Деятельность по подтверждению соответствия объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям:

        а) экологическая сертификация;

        б) экологическое лицензирование;

        в) экологический аудит.

6. Нормирование в области охраны окружафщей среды регламентирует Федеральный закон:

        а) «Об охране окружающей среды»;

        б) «Об экологической экспертизе»;

        в) «Об особо охраняемых территориях».

7. Хронологически выраженная последовательность этапов создания, производства, эксплуатации и утилизации автомобиля — это:

        а) продолжительность эксплуатации;

        б) полезное использование;

        в) жизненный цикл.

8. Является характеристикой пыли:

        а) смачиваемость;

        б) дисперсность;

        в) воздухопроницаемость.

        

9. Относится к акустическим показателям машин:

        а) содержание СО в выхлопных газах;

        б) потребление бензина;

        в) уровень шума.

        

10. Компоненты выбросов ДВС раздражающего действия:

        а) соединения свинца;

        б) формальдегид;

        в) пары масел.

11. Компоненты выбросов ДВС надоедающего действия:

        а) сажа;

        б) соединения свинца;

        в) формальдегид.

12. Ландшафтное загрязнение окружающей среды:

        а) нефтепродукты;

        б) вибрация;

        в) нарушение почвенно-растительного слоя.

13. Общая части экологического законодательства включает в себя:

        а) Лесной кодекс РФ;

        б) ФЗ «О недрах», « Об охране атмосферного воздуха».

        в) ФЗ «Об особо охраняемых территориях»

14. Санкции за преступление по статье 358 УК РФ « Экоцид» :

        а) административный штраф;

        б) лишение свободы на срок от 12 до 20 лет;

        в) лишение свободы на 15 суток.

15. Международный правовой акт по защите окружающей среды от 1997 года:

        а) Киотский протокол по ограничению поступления парниковых газов в         атмосферу;

        б) декларация Рио-де-Жанейро;

        в) конвенция «О биологическом разнообразии».

        

16. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляет мероприятия:

        а) распространение саженцев деревьев;

        б) защита животного мира.

        в) экологический контроль;

17. К антропогенным факторам относятся:

        а) пересыхание болот;

        б) строительство дорог;

        в) размножение бактерий.

18. Эвтрофикация водоемов это -

        а) пересыхание;

        б) засоленность.

        в) обогащение биогенными элементами;

19. К исчерпаемым природным ресурсам тоносится:

        а) ветер;

        б) плодородие почвы;

        в) солнечная энергия.

20. Особенная часть экологического законодательства включает в себя:

        а) ФЗ « Об охране окружающей среды»

        б) Земельный кодекс РФ.

        в) ФЗ «Об особо охраняемых территориях».

Коды правильных ответов:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

б

б

в

б

а

а

в

б

в

б

а

в

в

б

а

в

б

в

б

б

4. ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ, ОБОРУДОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В АТТЕСТАЦИИ

Основные источники:

М. В, Графкина, В. А. Михайлов  Экология и автомобиль.

Москва Издательский дом «Академия» 2012 г.

И. Тупикин Биология с основами экологии  Москва 2012 г.

Дополнительные источники:

Графкина М. В.  Безопасность жизнедеятельности. Проспект, 2007 г.

Козлов Ю. С. Экологическая безопасность автомобильного транспорта.

Агар, 2000 г.

Лукашин В, Н, Промышленно-транспортная экология. Высшая школа, 2001 г.

Интернет сайты:

        

http://ecoloqysite.ru/Экологический портал. Каталог экологических сайтов

www.eea.eu.int – сайт Европейского Агентства Окружающей Среды.

www.unep.orq – сайт United Nations Environment Program.

www.wwf.ru – официальный сайт Всемирного фонда дикой природы.

www.priroda.ru – национальный портал Природы России.

www.mnr.gov.ru – официальный сайт Министерства  природных ресурсов и экологии РФ.

HTTP://WWW.VOOP.SU -САЙТ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение  Воронежской области

«Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»

Методические указания   по выполнению  практических  работ

по  дисциплине

 ОП.11 ЭКОЛОГИЯ И АВТОМОБИЛЬ.

для профессий  среднего  профессионального образования

по программе подготовки специалистов среднего звена

по специальностям:

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

 

Методические указания  рассмотрены и одобрены

на заседании предметно - цикловой  комиссии  

от « ______» ________________2016г., протокол № _______

Председатель ПЦК_______________

пос. Молодежный, 2016г

Методические указания  разработаны в соответствии с локальными актами «Положение о лабораторных работах и практических занятиях» и «Положение о разработке методических указаний по выполнению лабораторных и практических работ (для обучающихся)» ГБПОУ  ВО «РТСиСТ».

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение  Воронежской области «Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»

Разработчики:

Курко Н. Н..  – преподаватель химии

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………4

2. Критерии оценки практических заданий………………………………..     5

3. Техника безопасности…………………………………………………….....  6

4. Перечень практических  работ....................................................……………7

4. Содержание практических занятий  . . …..… ….………………………......7-16

5. Список рекомендуемой литературы……………………………………….....17

Пояснительная записка.

Методические указания к выполнению практических работ по предмету «Экология и автомобиль» для  обучающихся  составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по профессиям 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

   учебным планом и рабочими программами.

Практические работы проводятся с целью закрепления, углубления и применения на практике имеющихся теоретических знаний, повышают познавательный интерес обучающихся к изучаемой дисциплине и активизируют их учебную деятельность на уроках.  Данное пособие содержит комплекс заданий и вопросов, подробные указания для обучающихся по выполнению того или иного эксперимента, поэтому оно призвано помочь обучающимся сформировать необходимые исследовательские навыки, как общеучебные, так и специальные.

Методические указания включают в себя 5 практических работ. Их выполнение не требует наличия сложного оборудования. Доступность, вариативность, превалирующая доля самостоятельности, возможность сочетания групповой и индивидуальной форм – отличительные черты предложенных практических работ в данном методическом пособии.

Для каждой практической работы данных методических указаний  определены цели работы, указаны реактивы и оборудование, приведена инструкция к выполнению работы. Перед началом каждого занятия проводится инструктаж по технике безопасности. По окончании каждого занятия обучающиеся составляют отчет, защищают работу и получают оценку.

4

 Критериями оценивания являются:

  • Соблюдение алгоритма выполнения задания
  • Соблюдение ТБ
  • Содержание отчета
  • Обоснование результата.

        


Критерии оценки практической работы.

Практические занятия оцениваются преподавателем, исходя из следующих критериев успешности работ:

1) соответствие содержания работы заданной теме и оформление в соответствии с существующими требованиями;

2) логика изложения, взаимосвязь структурных элементов работы;

3) объем, характер и качество использованных источников;

4) обоснованность выводов, их глубина, оригинальность;

5) теоретическая и методическая достаточность, стиль и качество оформления компьютерной презентации

Оценивая итоговое задание, преподаватель ставит отметку.

«5» – работа соответствует всем критериям, студенты демонстрируют творческий подход, самостоятельно находят дополнительный материал;

«4» – работа не соответствует одному из критериев (1, 2,4);

«3» – работа не соответствует критериям 1, 2,4,5;

«2» – работа не соответствует ни одному из критериев.

  1. Техника безопасности в лаборатории.

  1.  Приступая к работе в лаборатории, обучающиеся должны ознакомиться с расположением средств пожаротушения и первой медицинской помощи.
  2.  При подготовке к практической работе обучающиеся должны внимательно изучить  задание по  выполнению опытов, обратив особое внимание на правила, обеспечивающие безопасное выполнение работы, а также познакомиться со свойствами используемых в лаборатории веществ (огнеопасность, токсичность и т.д.).
  3.  При работе в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, аккуратность, быть внимательным, исключить попадание веществ на кожу и одежду, не трогать руками лицо и глаза, тщательно мыть руки с мылом.
  4.   В  случае  воспламенения  одежды  необходимо  немедленно  набросить на  пострадавшего  халат, одеяло, пиджак и т.д. Ни в коем случае не давать ему бежать, так как это усиливает пламя. При возникновении пожара нужно сразу отключить вентиляцию и электроэнергию и принять меры к ликвидации загорания. При воспламенении эфира, бензола, бензина нельзя применять для тушения воду. В этих случаях пламя тушат песком или асбестовым одеялом.

Перечень практических работ.

П/№

Тема практической работы.

Количество часов

Стр.

1

Практическая работа №1 Негативное воздействие автотранспортных предприятий на окружающую среду.

1

7-9

2

Практическая работа №2 Причины образования вредны  веществ в отработанных газах.  

1

9-11

3

Практическая работа №3  Использование более экологически чистых видов топлива.

1

11-13

4

Практическая работа №4 Техническое обслуживание автомобиля.

1

13-15

5

Практическая работа№5 Защита окружающей среды при уборочно -моечных работах.

1

15-16

Практическая работа №1

Тема работы: Негативное воздействие автотранспортных предприятий на окружающую среду.

Цель: изучить виды негативного воздействия автопредприятий на окружающую среду и способы его снижения.

Перед началом занятия необходимо знать: источники загрязнения, жизненный цикл автомобиля, виды загрязнения окружающей среды.

После окончания занятия необходимо уметь: определять источники выделения вредных веществ, предотвращать загрязнение окружающей среды жидкими и твердыми отходами автопроизводства.

Оборудование и реактивы: образцы жидких и твердых отходов автопредприятий, таблица «Источники выделения вредных веществ в производственных процессах автотранспортных предприятий»

Основные теоретические положения  Основными отходами предприятий технического обслуживания являются жидкие отходы, сбрасываемые в поверхностные и сточные воды( растворители, нефтепродукты, взвеси), и твердые отходы, которые либо вывозят для захоронения на полигоны и свалки, либо передают на переработку и захоронение другим предприятиям, либо используют для собственных нужд.

Ход работы.

1. Изучить виды жидких отходов.  В результате чего они образуются?

Какое количество жидких отходов в год образуется на один автомобиль.

2. Изучить виды твердых отходов. Какое количество твердых отходов образуется в год на один автомобиль.

3. Изучить источники выделения вредных веществ в производственных процессах.

Отчет о выполнении работы представить в виде таблицы:

Зона, участок, отделение

Производственный процесс

Используемое оборудование

Выделяемые вредные вещества

 

Используемая литература:

Основные источники:

1.М. В. Графкина, В. А. Михайлов Экология и автомобиль Москва «Академия» 2012г

Дополнительные источники:

1. А. Г. Емельянов, Основы природопользования: учебник для студ. высш. учеб. заведений-4-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-304 с.

ISBN978-5-7695-4993-9

2. В. М. Константинов, Охрана природы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Изд. Центр «Академия», 2008.

3. В. Ф. Протасов, Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: учебное и справочное пособие для вузов / В. Ф. Протасов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 672 с.

Интернет-ресурсы:

1. www.eea.eu.int – сайт Европейского Агентства Окружающей Среды.

2. www.unep.org – сайт United Nations Environment Program.

3. www.wwf.ru – официальный сайт Всемирного фонда дикой природы.

4. www.priroda.ru – национальный портал Природа России.

5. www.mnr.gov.ru – официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

6. http://www.voop.su – сайт Всероссийского общества охраны природы.

Практическая работа №2

Тема работы: Причины образования вредны  веществ в отработанных газах.

Цель: Изучить причины образования вредных веществ в отработанных газах, виды топливовоздушных смесей.

Перед началом занятия необходимо знать: классификацию ДВС, способы смесеобразования.

После окончания занятия необходимо уметь: различать составы горючей смеси, внешние признаки работы ДВС на разных видах смеси.

Оборудование и реактивы: Таблица «Токсичные компоненты, выделяющиеся при сжигании 1 кг топлива в ДВС», учебник «Экология и автомобиль» М. В. Графкина, В. А. Михайлов.

Основные теоретические положения  Классификация поршневых ДВС. Образование токсичных веществ зависит от способа смесеобразования и условий сгорания топливовоздушной смеси. Внешним признаком работы ДВС на бедной смеси служат вспышки(выстрелы) в карбюраторе, а на богатой смеси то же явление в выпускной трубе.

Ход работы.

1. Изучить признаки классификации поршневых ДВС.

2.Изучить составы горючей смеси и работу двигателя при них.

3. Изучить причины образования вредных веществ в дизелях.

Отчет о выполнении работы оформить в виде таблицы:

п№

Вид смеси

Коэффициент

признаки

Используемая литература:

Основные источники:

1.М. В. Графкина, В. А. Михайлов Экология и автомобиль Москва «Академия» 2012г

Дополнительные источники:

1. А. Г. Емельянов, Основы природопользования: учебник для студ. высш. учеб. заведений-4-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-304 с.

ISBN978-5-7695-4993-9

2. В. М. Константинов, Охрана природы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Изд. Центр «Академия», 2008.

3. В. Ф. Протасов, Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: учебное и справочное пособие для вузов / В. Ф. Протасов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 672 с.

Интернет-ресурсы:

1. www.eea.eu.int – сайт Европейского Агентства Окружающей Среды.

2. www.unep.org – сайт United Nations Environment Program.

3. www.wwf.ru – официальный сайт Всемирного фонда дикой природы.

4. www.priroda.ru – национальный портал Природа России.

5. www.mnr.gov.ru – официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

6. http://www.voop.su – сайт Всероссийского общества охраны природы.

Практическая работа №3

Тема работы: Использование более экологически чистых видов топлива.

Цель: познакомиться с альтернативными видами топлива, выяснить какие из них наиболее экологически чистые.

Перед началом занятия необходимо знать: направления повышения экологической безопасности автомобилей, устройства для улучшения горения топлива, карбюраторные электронные средства регулирования состава горючей смеси

После окончания занятия необходимо уметь: сравнивать экологическую безопасность различных видов топлива, выявлять наиболее экономически и экологически выгодные виды.

Оборудование и реактивы: виды альтернативного топлива метанол, этанол, электроэнергия. Учебник «Экология и автомобиль» М. В. Графкина, В. А. Михайлов.

Основные теоретические положения  поиск новых видов топлива обусловлен уменьшением запасов нефти в мире. Перспективным сырьем для производства жидких синтетических моторных топлив является природный газ. Одним из видов является метанол. Производство метанола возможно из любого сырья содержащего углерод, а его стоимость сравнительно невысока.

Ход работы.

1. Используя лекционный материал и текст учебника изучить какие виды альтернативного топлива существуют.

2. Зарисовать схему системы подачи метанола и запальной дозы дизельного топлива в камеру смешения дизеля.

3. Изучить потребительские качества комбинированных энергоустановок.

Отчет о выполнении работы оформить в виде схемы и ответов на вопросы.

Используемая литература:

Основные источники:

1.М. В. Графкина, В. А. Михайлов Экология и автомобиль Москва «Академия» 2012г

Дополнительные источники:

1. А. Г. Емельянов, Основы природопользования: учебник для студ. высш. учеб. заведений-4-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-304 с.

ISBN978-5-7695-4993-9

2. В. М. Константинов, Охрана природы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Изд. Центр «Академия», 2008.

3. В. Ф. Протасов, Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: учебное и справочное пособие для вузов / В. Ф. Протасов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 672 с.

Интернет-ресурсы:

1. www.eea.eu.int – сайт Европейского Агентства Окружающей Среды.

2. www.unep.org – сайт United Nations Environment Program.

3. www.wwf.ru – официальный сайт Всемирного фонда дикой природы.

4. www.priroda.ru – национальный портал Природа России.

5. www.mnr.gov.ru – официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

6. http://www.voop.su – сайт Всероссийского общества охраны природы.

Практическая работа №4

Тема работы:  Техническое обслуживание автомобиля..

Цель:  изучить виды работ при техническом обслуживании автомобиля. 

Перед началом занятия необходимо знать: виды ремонтных работ по различным водам транспорта и их особенности.

После окончания занятия необходимо уметь:  поддерживать экологическую безопасность автомобиля при техническом обслуживании.

Оборудование и реактивы:  схема технологического процесса при капитальном ремонте автомобиля, Учебник «Экология и автомобиль» М. В. Графкина, В. А. Михайлов.

Основные теоретические положения   В процессе эксплуатации необходимо поддержание на исходном уровне всех выходных параметров автомобилей. Поэтому особенно важно помнить о снижении воздействия на окружающую среду при техническом обслуживании автомобилей.

Ход работы.

1. Используя лекционный материал и текст учебника изучить виды работ при техническом обслуживании автомобилей.

2. заполнить в тетради таблицу:

П №

Вид работ

содержание

3. Начертить в тетради схему технологического процесса при капитальном ремонте автомобиля.

Отчет о выполнении работы представить в виде таблицы и схемы.

Используемая литература:

Основные источники:

1.М. В. Графкина, В. А. Михайлов Экология и автомобиль Москва «Академия» 2012г

Дополнительные источники:

1. А. Г. Емельянов, Основы природопользования: учебник для студ. высш. учеб. заведений-4-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-304 с.

ISBN978-5-7695-4993-9

2. В. М. Константинов, Охрана природы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Изд. Центр «Академия», 2008.

3. В. Ф. Протасов, Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: учебное и справочное пособие для вузов / В. Ф. Протасов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 672 с.

Интернет-ресурсы:

1. www.eea.eu.int – сайт Европейского Агентства Окружающей Среды.

2. www.unep.org – сайт United Nations Environment Program.

3. www.wwf.ru – официальный сайт Всемирного фонда дикой природы.

4. www.priroda.ru – национальный портал Природа России.

5. www.mnr.gov.ru – официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

6. http://www.voop.su – сайт Всероссийского общества охраны природы.

Практическая работа №5

Тема работы:  Защита окружающей среды при уборочно -моечных работах.

Цель: изучить методы защиты окружающей среды при уборочно- моечных работах.

Перед началом занятия необходимо знать: независимо от вида технического обслуживания первоочередными являются уборочно — моечные работы.

После окончания занятия необходимо уметь: осуществлять уборочно-моечные работы с причинением минимального вреда окружающей среде.

Оборудование и реактивы:  схема стандартной очистки сточных вод в замкнутой системе. Учебник «Экология и автомобиль» М. В. Графкина, В. А. Михайлов.

Основные теоретические положения  Уборочно-моечные и обтирочные работы заключаются во внутренней уборке кабины водителя, платформы грузового автомобиля или салона легкового автомобиля, наружной мойке шасси и кузова и протирке его наружных частей, включая боковые, передние и задние стекла.

Ход работы.

1.  Используя лекционный материал и текст учебника изучить виды загрязнения при уборочно- моечных работах.

2. Заполнить таблицу по методам очистки сточных вод.

П №

метод

содержание

3. Начертить в тетради схему стандартной очистки сточных вод в замкнутой системе.

Отчет о выполнении работы представить в виде таблицы и схемы.

Используемая литература:

Основные источники:

1.М. В. Графкина, В. А. Михайлов Экология и автомобиль Москва «Академия» 2012г

Дополнительные источники:

1. А. Г. Емельянов, Основы природопользования: учебник для студ. высш. учеб. заведений-4-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-304 с.

ISBN978-5-7695-4993-9

2. В. М. Константинов, Охрана природы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Изд. Центр «Академия», 2008.

3. В. Ф. Протасов, Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: учебное и справочное пособие для вузов / В. Ф. Протасов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 672 с.

Интернет-ресурсы:

1. www.eea.eu.int – сайт Европейского Агентства Окружающей Среды.

2. www.unep.org – сайт United Nations Environment Program.

3. www.wwf.ru – официальный сайт Всемирного фонда дикой природы.

4. www.priroda.ru – национальный портал Природа России.

5. www.mnr.gov.ru – официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

6. http://www.voop.su – сайт Всероссийского общества охраны природы.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Экология и автомобиль».

№ недели

№ урока

Наименование разделов и тем

Форма организации учебной деятельности

Задание на дом

М.В.Графки-на,   В.А. Михайлов

Виды занятий для самостоятель-ной и внеаудиторной работы

Количество часов на ВСР

Учебная литература,

интернет- ресурсы

справочники, ГОСТы,

 НТИ

Раздел 1 Введение. Основные понятия экологии.

1

Общая характеристика экологии как комплексной науки. Среды обитания организмов, их разновидности и краткая характеристика.

лекция

конспект

1.Фотосинтез важнейший процесс ассимиляции и его экологическая роль.

2.Экосистема как продукт взаимодействия абиотических и биотических факторов.

3.Воздействие человека на природу.

2

2

М.В. Графкина В.А. Михайлов Экология и автомобиль М. Изд центр «Академия» 2012г

Тупикин Биология с основами экологии М. Просвещение 2008г

2

Факторы среды их общая характеристика и классификация

лекция

конспект

3

Вид, его критерии, экологическая характеристика.

лекция

конспект

4

Общая характеристика природных сообществ и их структура.

лекция

конспект

5

Общая характеристика экосистем, их градации и устойчивость

лекция

конспект

6

Экология и автомобиль.

лекция

Стр.4-6

Раздел 2 Экологические основы природопользования

7

Экология в современном обществе.

лекция

Стр.7-14

1.Чрезвычайные ситуации, возникающие на поверхности Земли и их классификация.

2.Экологические проблемы, возникающие за счет воздействия антропогенных факторов.

3.Круговорот воды в природе и влияние человека на него

2

2

http://ecologysite.ru /  Экологический портал. Каталог экологических сайтов.

8

Экология в современном обществе.

лекция

Стр.7-14

9

Понятие природных ресурсов и их классификация.

лекция

Стр.14-16

10

Основные принципы охраны окружающей среды и рациональное

природопользование

лекция

Стр.16-18

11

Основы экологического права.

лекция

Стр.18-22

12

Основы экологического права.

лекция

Стр.18-22

13

Контрольная работа №1

Контр. работа

Подг.сообщения

Раздел 3. Организационные основы защиты окружающей среды.

1.Принципы, цели и направления природоохранной деятельности.

2.Охрана атмосферы.

3. Охрана гидросферы,

4.Охрана литосферы,

5. Охрана органического мира Земли.

2

2

1

М.В. Графкина В.А. Михайлов Экология и автомобиль М. Изд центр «Академия» 2012г

14

Государственное управление в области экологии.

лекция

Стр.23-26

15

Государственное управление в области экологии.

лекция

Стр.23-26

16

Мониторинг природной среды

лекция

Стр.26-27

17

Нормирование в области охраны окружающей среды.

лекция

Стр.27-30

18

Нормирование загрязнения окружающей среды автомобилями

лекция

Стр.30-32

Раздел 4. Негативное воздействие на окружающую среду.

19

Источники загрязнения

лекция

Стр.33-36

1. Характеристика воздействия транспортных средств  на природную окружающую среду.

2.Природоохранные мероприятия , проводимые при эксплуатации транспортных средств. 3.Влияние сельского хозяйства на природную окружающую  среду.

2

2

http// www.ecolife/ru/  Журнал «Экология и жизнь».

20

Негативное воздействие автотранспортных предприятий на окружающую среду.

лекция

Стр.36-41

21

Практическая работа №1 Негативное воздействие автотранспортных предприятий на окружающую среду.

Практ. работа

отчет

22

Воздействие отработавших газов.

лекция

Стр.42-44

23

Причины образования вредны  веществ в отработанных газах.  

лекция

Стр.44-46

24

Практическая работа №2 Причины образования вредны  веществ в отработанных газах.  

Практ. работа

отчет

25

Воздействие пыли.

лекция

Стр.47-49

26

Шумовое воздействие

лекция

Стр.49-55

27

Воздействие тепловых выбросов.

лекция

Стр.55-57

http://ecologysite.ru /  Экологический портал. Каталог экологических сайтов.

28

Воздействие на почву тяжелых самоходных машина    

лекция

Стр.57-58

29

Воздействие на почву лесосечно — транспортных  машин

лекция

Стр.58-60

30

Влияние  технического состояния автомобиля на загрязнение окружающей среды.

лекция

Стр.60-64

31

 Контрольная работа № 2

Контр. работа

Подг.сообщений

Раздел 5. Обеспечение экологической безопасности автомобиля

32

Снижение потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом.

лекция

Стр.65-71

Презентации:

1.Крупнейшие экологические катастрофы за последние 20 лет.  

2.Экологическая безопасность автомобилей разных марок.

3.Основные направления повышения экологической безопасности автомобиля.

Подготовить сообщение на тему:

1. Экологически чистые виды автомобильного топлива.

2

2

2

Тупикин Биология с основами экологии М. Просвещение 2008г

33

Снижение потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом.

лекция

Стр.65-71

34

Повышение экологической безопасности автомобиля при проектировании.

лекция

Стр.71-78

35

Повышение экологической безопасности автомобиля при проектировании.

лекция

Стр.71-78

36

Снижение собственной массы  автотранспортных  средств.

лекция

Стр.79-82

37

 Использование более экологически чистых видов топлива.

лекция

Стр.83-85

38

Практическая работа №3  Использование более экологически чистых видов топлива.

Практ. работа

отчет

39

Применение комбинированных источников энергии.

лекция

Стр.85-87

40

Улучшение акустических показателей машин.

лекция

Стр87-89

1

М.В. Графкина В.А. Михайлов Экология и автомобиль М. Изд центр «Академия» 2012г

Тупикин Биология с основами экологии М. Просвещение 2008г

41

Снижение воздействия ходовой системы автомобиля на почву.

лекция

Стр.89-96

42

Поддержание экологической безопасности автомобиля при техническом обслуживании.

лекция

Стр.96-100

43

Практическая работа №4 Техническое обслуживание автомобиля.

Практ. работа

отчет

44

Защита окружающей среды при уборочно -моечных работах.

лекция

Стр.100-103

45

Практическая работа№5 Защита окружающей среды при уборочно -моечных работах.

Практ. работа

отчет

46

Защита окружающей среды от вентиляционных вредных выбросов автотранспортных предприятий.

лекция

Стр.103-105

47

Обобщение и систематизация знаний.

Круглый стол.

Подг. сообщений

48

Контрольная работа №3

Контр. работа

Подг сообщений



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области

«Россошанский техникум

сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

СОГЛАСОВАНО:                                                          УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМ  ДИРЕКТОРА ПО  ТМР                                     ДИРЕКТОР ГБПОУ ВО «РТСИСТ»

________И.В. ПОЛОВИНКИНА                                _________________В.А. СИЛАКОВ

«_____»_________________2016                                           «_____»_________________2016

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.11    ЭКОЛОГИЯ И АВТОМОБИЛЬ.

для профессий  среднего  профессионального образования

по программе подготовки специалистов среднего звена

по специальностям:

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

 

                         

   

Рабочая программа рассмотрена

на заседании предметно – цикловой  комисси

и рекомендована к утверждению.

от « ______» ________________2016г., протокол № _______

Председатель ПЦК______________

пос. Молодежный, 2016г.

     Рабочая  программа  дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии  (2004г) в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ и отвечает определенным в стандарте требованиям к уровню подготовки обучающихся старших классов

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области «Россошанский техникум  сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

Разработчики:

Половинкина Ирина Вячеславовна,  зам директора по ТМР

Ф.И.О.,  должность

Курко Наталья Николаевна,  преподаватель биологии

Ф.И.О.,  должность

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ   ДИСЦИПЛИНЫ

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ДИСЦИПЛИНЫ

18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

20

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

Экология и автомобиль

название дисциплины

  1. Область применения рабочей  программы

   Рабочая  программа  дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для специальностей  среднего профессионального образования по программе подготовки      специалистов среднего звена  по специальностям:

          23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

         

Рабочая программа разработана на основе:

   1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089.

  2. Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312  « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Министерства образования РФ от20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011№1994, 01.02.2012№74)

3. Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования.(Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 №29200), п23.

4. Учебного рабочего  плана ГБПОУ  ВО «РТСиСТ»  на 2017/2021 учебный год

    Рабочая программа  дисциплины Экология и автомобиль   предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Согласно Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования дисциплина Экология и автомобиль изучается как учебная дисциплина компонента образовательного учреждения.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общепрофессиональный цикл

указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу

является учебной дисциплиной компонента образовательного учреждения

1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цели:  формирование личности, понимающей роль автомобилизации в современном обществе, взаимодействие общества и природы, основы экологического природопользования и экологического права, государственного управления в области экологии.

Задачи:

  • освоение знаний природоохранного законодательства; приобщение к мероприятиям направленным на охрану окружающей среды;
  • овладение умениями и навыками сохранения окружающей природы от вредного воздействия автотранспортных средств;
  • развитие умений определять степень вредного воздействия автомобилей на природу;
  • воспитание убежденности в необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать/понимать

З.1- факторы, влияющие на техническое состояние автомобиля, способы уменьшающие вредное воздействие на окружающую среду;

З.2 — методы повышения экологической безопасности автомобиля при проектировании;

З.3. - способы повышения экономичности двигателей внутреннего сгорания;

З.4. - понятие о альтернативных видах топлива, их использование в отечественном автомобилестроении;

З.5. - законодательные акты, регламентирующие вредные выбросы в окружающую природную среду;

3.6. - виды наказаний предусмотренные административным и уголовным законодательством за совершенные преступления.

Уметь

У.1. - устранять неисправности вызывающие увеличение выбросов вредных веществ;

У.2. - соблюдать требования экологического законодательства по нормированию выбросов и сбросов;

У.3. - оценивать влияние различных факторов на состояние окружающей среды.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- Соблюдения  правил поведения в природной среде;

- Оказания первой помощи отравлении выхлопными газами;

- Оценки этических аспектов некоторых исследований в области экологии.

Дисциплина направлена на формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Количество часов на освоение рабочей  программы  дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -   72 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося  - 24 часов.

2.  СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

      лабораторные работы

-

      практические работы

5

      контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

подготовка презентаций -

подготовка сообщений

работа с дополнительной литературой  

5

19

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета    


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 11 Экология и автимобиль.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

1

2

3

Раздел 1 Введение. Основные понятия экологии.

Экология как наука, характеристика сред обитания организмов, типы природных сообществ их градация и устойчивость.

1

Общая характеристика экологии как комплексной науки. Среды обитания организмов, их разновидности и краткая характеристика.

1

2

Факторы среды их общая характеристика и классификация

1

3

Вид, его критерии, экологическая характеристика.

1

4

Общая характеристика природных сообществ и их структура.

1

5

Общая характеристика экосистем, их градации и устойчивость

1

6

Экология и автомобиль.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Подготовить сообщения по темам:

1.Фотосинтез важнейший процесс ассимиляции и его экологическая роль.

2.Экосистема как продукт взаимодействия абиотических и биотических факторов.

3.Воздействие человека на природу.

4

Раздел 2 Экологические основы природопользования

Факторы среды: абиогенные, биогенные, абиотические. Концепция устойчивого развития. Природные ресурсы, виды природопользования. Экологическое право.

7-8

Экология в современном обществе.

2

9

Понятие природных ресурсов и их классификация.

1

10

Основные принципы охраны окружающей среды и рациональное

природопользование

1

11-12

Основы экологического права.

2

13

Контрольная работа №1

1

Внеаудиторная самостоятельная работа: подготовить сообщения,

 темы на выбор:

1.Чрезвычайные ситуации, возникающие на поверхности Земли и их классификация.

2.Экологические проблемы, возникающие за счет воздействия антропогенных факторов.

3.Круговорот воды в природе и влияние человека на него

4

Раздел 3. Организационные основы защиты окружающей среды.

Государственный контроль и государственное управление, сертификация, лицензирование, аудит, экспертиза. Мониторинг природной среды.

14-15

Государственное управление в области экологии.

2

16

Мониторинг природной среды

1

17

Нормирование в области охраны окружающей среды.

1

18

Нормирование загрязнения окружающей среды автомобилями

1

 Внеаудиторная самостоятельная работа подготовить сообщения:

1.Принципы, цели и направления природоохранной деятельности.

2.Охрана атмосферы.

3. Охрана гидросферы,

4.Охрана литосферы,

5. Охрана органического мира Земли.

5

Раздел 4. Негативное воздействие на окружающую среду.

Источники загрязнения, виды отходов и их влияние на окружающую среду, Воздействие пыли, шумовое воздействие.

19

Источники загрязнения

1

20

Негативное воздействие автотранспортных предприятий на окружающую среду.

1

21

Практическая работа №1 Негативное воздействие автотранспортных предприятий на окружающую среду.

1

22

Воздействие отработавших газов.

1

23

Причины образования вредны  веществ в отработанных газах.  

1

24

Практическая работа №2 Причины образования вредны  веществ в отработанных газах.  

1

25

Воздействие пыли.

1

26

Шумовое воздействие

1

27

Воздействие тепловых выбросов.

1

28

Воздействие на почву тяжелых самоходных машина    

1

29

Воздействие на почву лесосечно — транспортных  машин

1

30

Влияние  технического состояния автомобиля на загрязнение окружающей среды.

1

31

 Контрольная работа № 2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа темы на выбор:

1. Характеристика воздействия транспортных средств  на природную окружающую среду.

2.Природоохранные мероприятия , проводимые при эксплуатации транспортных средств. 3.Влияние сельского хозяйства на природную окружающую  среду.

4

Раздел 5. Обеспечение экологической безопасности автомобиля

Понятие техносферы, повышение экономичности ДВС, Экологические виды топлива, воздействие колесных и гусеничных движителей.

32-33

Снижение потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом.

2

34-35

Повышение экологической безопасности автомобиля при проектировании.

2

36

Снижение собственной массы  автотранспортных  средств.

1

37

 Использование более экологически чистых видов топлива.

1

38

Практическая работа №3  Использование более экологически чистых видов топлива.

1

39

Применение комбинированных источников энергии.

1

40

Улучшение акустических показателей машин.

1

41

Снижение воздействия ходовой системы автомобиля на почву.

1

42

Поддержание экологической безопасности автомобиля при техническом обслуживании.

1

43

Практическая работа №4 Техническое обслуживание автомобиля.

1

44

Защита окружающей среды при уборочно -моечных работах.

1

45

Практическая работа№5 Защита окружающей среды при уборочно -моечных работах.

1

46

Защита окружающей среды от вентиляционных вредных выбросов автотранспортных предприятий.

1

47

Обобщение и систематизация знаний.

1

48

Контрольная работа №3

1

Внеаудиторная самостоятельная работа.

Презентации:

1.Крупнейшие экологические катастрофы за последние 20 лет.  

2.Экологическая безопасность автомобилей разных марок.

3.Основные направления повышения экологической безопасности автомобиля.

Подготовить сообщения на темы:

1. Экологически чистые виды автомобильного топлива.

6

1

Всего:

72


  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия

Учебного кабинета: 30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, демонстрационный стол, микроскопы, готовые микропрепараты, учебно-планирующая документация, рабочая программа, рекомендуемые учебники, дополнительная литература, раздаточный материал, плакаты, стенды.

Технические средства обучения: ноутбук с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

М. В, Графкина, В. А. Михайлов  Экология и автомобиль.

Москва Издательский дом «Академия» 2012 г.

И. Тупикин Биология с основами экологии  Москва 2012 г.

Дополнительные источники:

Графкина М. В.  Безопасность жизнедеятельности. Проспект, 2007 г.

Козлов Ю. С. Экологическая безопасность автомобильного транспорта.

Агар, 2000 г.

Лукашин В, Н, Промышленно-транспортная экология. Высшая школа, 2001 г.

Интернет сайты:

        

http://ecoloqysite.ru/Экологический портал. Каталог экологических сайтов

www.eea.eu.int – сайт Европейского Агентства Окружающей Среды.

www.unep.orq – сайт United Nations Environment Program.

www.wwf.ru – официальный сайт Всемирного фонда дикой природы.

www.priroda.ru – национальный портал Природы России.

www.mnr.gov.ru – официальный сайт Министерства  природных ресурсов и экологии РФ.

http://www.voop.su -сайт Всероссийского общества охраны природы.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

З.1 факторы, влияющие на техническое состояние автомобиля, способы уменьшающие вредное воздействие на окружающую среду;

З.2.методы повышения экологической безопасности автомобиля при проектировании;

З.3.способы повышения экономичности двигателей внутреннего сгорания;

З.4. понятие о альтернативных видах топлива, их использование в отечественном автомобилестроении;

З.5. - законодательные акты, регламентирующие вредные выбросы в окружающую природную среду;

3.6. - виды наказаний предусмотренные административным и уголовным законодательством за совершенные преступления.

Тестирование

Презентация: Экологическая безопасность автомобилей разных марок.

Опрос, подготовка сообщений: Принципы, цели и направления природоохранной деятельности.

Составление таблицы, подготовка сообщений:

Охрана атмосферы. Охрана гидросферы. Охрана литосферы.

Практические работы:

1. Негативное воздействие автотранспортных предприятий на окружающую среду.

2. Причины образования вредных веществ в отработанных газах.

3. Использование более экологически чистых видов топлива.

Контрольная работа №1

Контрольная работа №2

Подготовка сообщений: Экологические проблемы, возникающие за счет воздействия антропогенных факторов.

Устный опрос.

У.1. - устранять неисправности вызывающие увеличение выбросов вредных веществ;

У.2. - соблюдать требования экологического законодательства по нормированию выбросов и сбросов;

У.3. - оценивать влияние различных фаторов на состояние окружающей среды.

Подготовка сообщений по темам:

Характеристика воздействия транспортных средств на природную окружающую среду.

Природоохранные мероприятия, проводимые при эксплуатации транспортных средств.

Влияние сельского хозяйства на природную окружающую среду.

Практические работы:

4. Поддержание экологической безопасности автомобиля при техническом обслуживании.

5. Защита окружающей среды при уборочно-моечных работах.

Соблюдения  правил поведения в природной среде;

Оказания первой помощи при отравлении выхлопными газами;

Оценки этических аспектов некоторых исследований в области экологии.

Разработка сообщений, докладов, презентаций

Итоговая аттестация.

Дифференцированный зачет

Разработчики:         

ГБПОУ ВО «РТСиСТ»    зам директора по ТМР                 И. В. Половинкина

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

ГБПОУ ВО «РТСиСТ»          преподаватель                               Н.Н. Курко

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Общая экология"

Оптимизация отношений человека, общества и природы в значительной мере зависит от эффективности образования в области экологии и охраны окружающей среды, развития у всех членов общества экологического...

Учебно методический комплекс ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (водитель автомобиля)

УМК профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (водитель автомобиля) для профессии 190701 Организация перевозок и управление н...

Учебно-методический комплекс по предмету Биология.

Курс Биология изучается на 2 курсе, Программа рассчитана на 76 часов. Включает в себя контрольно-оценочные средства, рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ, календарно-тематическ...

Тест по предмету Экология и автомобиль.

Контрольный тест составлен для проведения итогового контроля знаний обучающихся по предмету за весь курс. Включает в себя вопросы по всем разделам курса....

Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий.№№ 1-15 из 48

Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий. №№ 1-15 из 48...

Учебно-методическая разработка комплекса учебных заданий

Материал включает полный пакет разработанных учебных занятий по профессии 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) на 1 полугодие....