МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по междисциплинарному курсу МДК 01.02 «Основы технологии производства порохов и спецвеществ» на тему: «Учебное занятие с применением технологии сотрудничества «Фугасное действие взрыва»
методическая разработка

Стависская Наталья Владимировна

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия со студентами 4 курса специальности 18.02.11 Технология пиротехнических составов и изделий по МДК 01.02 Основы технологии порохов и спецвеществ,  тема «Фугасное действие взрыва».

В методической разработке рассмотрена возможность применения  технологии сотрудничества при обучении студентов, целью занятии являются повышение познавательной активности студентов, улучшение навыков профессионального общения, овладение профессиональными компетенциями ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Московской области

«Краснозаводский коллеж»

(ГБПОУ  МО «Краснозаводский колледж»)

Новый логотип 2.png

СМК-М-ОП-04.2.222-2019

Редакция: 01

Система менеджмента качества

Методические рекомендации

по междисциплинарному курсу МДК 01.02

«Основы технологии производства порохов и спецвеществ»

на тему:  «Учебное занятие с применением технологии сотрудничества «Фугасное действие взрыва»

Министерство образования Московской области

                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                Зам.директора по УВР

                                                              ______ С.В.Тринитатова

                                            «____»______________2019г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по междисциплинарному курсу МДК 01.02

«Основы технологии производства порохов и спецвеществ»

на тему: «Учебное занятие с применением технологии сотрудничества «Фугасное действие взрыва»

для специальности

18.02.11.Технология пиротехнических составов и изделий

Должность

Ф.И.О. подпись

Дата

(номер протокола)

Разработал

Преподаватель

Стависская Н.В.

Согласовано на заседании ПЦК

Председатель ПЦК

специальных химических дисциплин

Стависская Н.В.

Согласовано на заседании методического совета

Председатель Методического совета

Тринитатова С.В.

Краснозаводск

  2019г.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия со студентами 4 курса специальности 18.02.11 Технология пиротехнических составов и изделий по МДК 01.02 Основы технологии порохов и спецвеществ,  тема «Фугасное действие взрыва».

В методической разработке рассмотрена возможность применения  технологии сотрудничества при обучении студентов, целью занятии являются повышение познавательной активности студентов, улучшение навыков профессионального общения, овладение профессиональными компетенциями ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.  

Ведение

В условиях становления новой образовательной парадигмы задача преподавателя колледжа состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности студентов, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие способности и индивидуальность студентов смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование  технологий сотрудничества в форме группового обучения  в образовательном процессе.

Цель показать, как правильно организованные и понятые преподавателем и студентами принципы сотрудничества при групповой работе, повышая эффективность учебного процесса, влияют на развитие всей личности студента.

Следует отметить, что групповое обучение − это использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению студентов.

Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие студентов осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.

Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы − это форма самостоятельной работы студентов при непосредственном взаимодействии их между собой.

Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы всех студентов,  в ходе  которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление студентов на группы и распределение заданий.

Формируемые умения и навыки работы в группе

Название умения

Роль умения

Компоненты умения

Формирование группы

Помогают группе сложиться и не распадаться в ходе работы

Спокойно собираться в группы; не покидать группу; говорить тихо и спокойно; соблюдать очередность; обращаться по имени; вести себя неконфликтно

Функционирование группы

Помогают эффективно выполнять стоящие перед группой задачи, способствуют ее продуктивной работе

Делиться своими идеями и мнениями; задавать вопросы; направлять групповую работу; поощрять участие других членов группы; обращаться за разъяснениями; выражать поддержку и одобрение; предлагать объяснение; разъяснение; воодушевлять группу

Формулирование

Помогают эффективно обмениваться информацией, серьезнее обсуждать предлагаемый материал, глубже понимать и усваивать его

Суммировать вслух; уточнять; просить развить идею; поддерживать групповую память; проверять понимание; планировать вслух

Стимулирование

Помогают процессам переосмысления материала, преодоления познавательных конфликтов, поиска дополнительной информации; позволяют обсуждать возникающие вопросы по существу

Критиковать идеи, а не людей; сопоставлять аргументы членов группы; спрашивать о суждениях; продолжать мысль коллеги; задавать вопросы на углубление понимания; предлагать альтернативы; проверять реалистичность выполнения предлагаемой работы

Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:

I. Подготовка к выполнению группового задания.

1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.

2. Инструктаж о последовательности работы.

3. Раздача дидактического материала по группам.

 II Групповая работа.

1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

2. Распределение заданий внутри группы.

3. Индивидуальное выполнение задания.

4. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

5. Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения).

III. Заключительная часть.

1. Сообщение о результатах работы в группах.

2. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

3. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

Занятие  по МДК 01.02 Основы технологии порохов и сецвеществ

Тема: «Фугасное действие взрыва».

Тип урока: урок освоения новых знаний.
Цель урока: познакомить обучающихся  с понятием «фугасность», определить факторы, от которых зависит данный параметр и каким образом его можно измерить.

Цели:
Обучающая: сформировать логику действия взрыва на окружающую среду и изучить методы ее определения.

Воспитательная: формировать у учащихся чувство понимания значимости профессиональных знаний.

Развивающая: развивать логическое мышление, устойчивость внимания; умение анализировать собственную деятельность.

Материально-техническое оснащение урока:

Компьютер

Мультимедийный проектор

Презентация

Учебная литература по МДК 01.02

Материал лекций

Ход урока.

Этапы урока. Деятельность преподавателя.  Деятельность обучающихся.


1.Организационный момент

2.Изучение нового материала с использованием группового  метода обучения.
3. Анализ достижения цели, поставленной в начале занятия. Подведение итогов работы команд. Домашнее задание.

1.Организационный момент. Приветствие. Вступительное слово преподавателя. Совместное (преподаватель и студенты) формулирование цели урока. (познакомить обучающихся  с понятием «фугасность», определить факторы, от которых зависит данный параметр и каким образом его можно измерить).

Устный опрос: «Вспомните, что такое бризантность?», «Каким способом можно бризантность определить?» «Зачем знать величину бризантности?» и т.д.

2. Изучение нового материала с использованием группового  метода обучения.
Формирование знаний по теме урока: показ презентации с изображением схемы фугасного действия взрыва, определение факторов, от которых она зависит (Приложение 1).

Самостоятельная работа студентов:  Группа делится на команды с равным количеством участников, каждая команда выбирает «лидера». Преподаватель представляет жюри – студентов группы, заранее получивших задание и изучивших данную тему под руководством преподавателя. Команды получают задание: найти в учебной литературе (лекциях) методы определения фугасности, определить достоинства и недостатки каждого метода и составить вопросы (минимум по 5 вопросов) для других групп по возможности применения того или иного метода. Преподаватель выполняет функцию консультанта, оценивает корректность  составленных вопросов, может рекомендовать изменить или пересмотреть составленный вопрос.

Лидеры команд в порядке очередности задают составленные вопросы  другим командам. В команде, получившей вопросы,  под руководством лидера проводится обсуждение полученного вопроса и вырабатывается единая концепция ответа.  Полученный ответ оценивают члены команды, задавшей вопрос, преподаватель и жюри из числа студентов. В том случае, если команда, получившая вопрос не в состоянии дать ответ, лидер команды, задавшей вопрос, сам оглашает ответ.

3. Анализ достижения цели, поставленной в начале занятия. Подведение итогов работы команд. Домашнее задание.

 Преподаватель и жюри из числа студентов подводят итоги штурма. Преподаватель и студенты анализируют неверные  или неполные ответы и дают правильный ответ

Преподаватель задает домашнее задание: составить конспект  по изученной теме.

План конспекта:

1.Понятие фугасного действия взрыва, его зависимость от различных факторов.

2.Основные способы определения фугасности.

Список источников информации

  1. Горст А.Г. Пороха и взрывчатые вещества. – М.: Машиностроение, 2015
  2. Орлова Е.Ю. Химия и технология бризантных взрывчатых веществ. – Л.: Химия, 2016
  3. Багал Л.И. Химия и технология инициирующих взрывчатых веществ. – М.: Машиностроение, 2016
  4. Светлов Б.Я., Еременко Н.Е. Теория и свойства промышленных взрывчатых веществ. – М.: «Недра», 2015
  5. Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. Научно-техническое издание. Том 12. Боеприпасы и средства поражения. – М.: «Издательский дом «Оружие и технологии», 2015
  6. Тарасов А.А. Производство бездымных порохов (Справочные материалы). – М.: Дом техники, 2016
  7. Бандурин  М.К., Рукин Л.Г. Сборник задач по теории взрывчатых веществ. – М.: Химия, 2010

Приложение 1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ по ОБД.04 «Основы безопасности жизнедеятельности» ТЕМА: КУРЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Лекционное  занятие «Курение и здоровье настоящего и будущего поколения» разработано в соответствии с программой учебной дисциплины ОУД. ОБВ.08 Основы безопасности жизнедеятельности общеобразоват...

Программа междисциплинарного курса МДК.01.01 Основы технологии сварки и сварочное оборудование

Представлена программа междисциплинарного курса МДК.01.01  Основы технологии сварки и сварочное оборудование ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки,...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу МДК 01.02 Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования

Методические указания служат материалом для организации выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по курсу «Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханичес...

Презентация к уроку по междисциплинарному курсу МДК 05.01 Основы технологии изготовления швейных изделий тема "Изготовление плечевых изделий с примерками"

Разработанный учебный материал можно использовать преподавателю специальных дисциплин по направления "Контсруирование, моделирование и технология швейных изделий", "закройщик", &qu...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по междисциплинарному курсу МДК 01.01 «Основы технологии пиротехнических производств» на тему: «Фейерверочные составы»

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия со студентами 3 курса специальности 18.02.11 Технология пиротехнических составов и изделий по МДК 01.01 Основы технологии п...

План-конспект урока с применением технологии сотрудничества

План-конспект урока с применением технологии сотрудничества...

Методическое пособие презентация к уроку по междисциплинарному курсу МДК 05.01 Основы технологии изготовления швейных изделий на тему " Обработка поясных изделий - юбка"

Разработанный учебный материал можно использовать преподавателю специальных дисциплин,  как методическое пособие  при изучении новой темы  программы "Обработка поясных изделий - юб...