МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по междисциплинарному курсу МДК 01.02 «Основы технологии производства порохов и спецвеществ» на тему: «Учебное занятие с применением технологии сотрудничества «Фугасное действие взрыва»
методическая разработка
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия со студентами 4 курса специальности 18.02.11 Технология пиротехнических составов и изделий по МДК 01.02 Основы технологии порохов и спецвеществ, тема «Фугасное действие взрыва».
В методической разработке рассмотрена возможность применения технологии сотрудничества при обучении студентов, целью занятии являются повышение познавательной активности студентов, улучшение навыков профессионального общения, овладение профессиональными компетенциями ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Краснозаводский коллеж» (ГБПОУ МО «Краснозаводский колледж») | |
СМК-М-ОП-04.2.222-2019 Редакция: 01 | Система менеджмента качества Методические рекомендации по междисциплинарному курсу МДК 01.02 «Основы технологии производства порохов и спецвеществ» на тему: «Учебное занятие с применением технологии сотрудничества «Фугасное действие взрыва» |
Министерство образования Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР
______ С.В.Тринитатова
«____»______________2019г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по междисциплинарному курсу МДК 01.02
«Основы технологии производства порохов и спецвеществ»
на тему: «Учебное занятие с применением технологии сотрудничества «Фугасное действие взрыва»
для специальности
18.02.11.Технология пиротехнических составов и изделий
Должность | Ф.И.О. подпись | Дата (номер протокола) | |
Разработал | Преподаватель | Стависская Н.В. | |
Согласовано на заседании ПЦК | Председатель ПЦК специальных химических дисциплин | Стависская Н.В. | |
Согласовано на заседании методического совета | Председатель Методического совета | Тринитатова С.В. |
Краснозаводск
2019г.
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия со студентами 4 курса специальности 18.02.11 Технология пиротехнических составов и изделий по МДК 01.02 Основы технологии порохов и спецвеществ, тема «Фугасное действие взрыва».
В методической разработке рассмотрена возможность применения технологии сотрудничества при обучении студентов, целью занятии являются повышение познавательной активности студентов, улучшение навыков профессионального общения, овладение профессиональными компетенциями ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Ведение
В условиях становления новой образовательной парадигмы задача преподавателя колледжа состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности студентов, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие способности и индивидуальность студентов смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование технологий сотрудничества в форме группового обучения в образовательном процессе.
Цель показать, как правильно организованные и понятые преподавателем и студентами принципы сотрудничества при групповой работе, повышая эффективность учебного процесса, влияют на развитие всей личности студента.
Следует отметить, что групповое обучение − это использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению студентов.
Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие студентов осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.
Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы − это форма самостоятельной работы студентов при непосредственном взаимодействии их между собой.
Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы всех студентов, в ходе которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление студентов на группы и распределение заданий.
Формируемые умения и навыки работы в группе
Название умения | Роль умения | Компоненты умения |
Формирование группы | Помогают группе сложиться и не распадаться в ходе работы | Спокойно собираться в группы; не покидать группу; говорить тихо и спокойно; соблюдать очередность; обращаться по имени; вести себя неконфликтно |
Функционирование группы | Помогают эффективно выполнять стоящие перед группой задачи, способствуют ее продуктивной работе | Делиться своими идеями и мнениями; задавать вопросы; направлять групповую работу; поощрять участие других членов группы; обращаться за разъяснениями; выражать поддержку и одобрение; предлагать объяснение; разъяснение; воодушевлять группу |
Формулирование | Помогают эффективно обмениваться информацией, серьезнее обсуждать предлагаемый материал, глубже понимать и усваивать его | Суммировать вслух; уточнять; просить развить идею; поддерживать групповую память; проверять понимание; планировать вслух |
Стимулирование | Помогают процессам переосмысления материала, преодоления познавательных конфликтов, поиска дополнительной информации; позволяют обсуждать возникающие вопросы по существу | Критиковать идеи, а не людей; сопоставлять аргументы членов группы; спрашивать о суждениях; продолжать мысль коллеги; задавать вопросы на углубление понимания; предлагать альтернативы; проверять реалистичность выполнения предлагаемой работы |
Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:
I. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.
II Групповая работа.
1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
2. Распределение заданий внутри группы.
3. Индивидуальное выполнение задания.
4. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
5. Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения).
III. Заключительная часть.
1. Сообщение о результатах работы в группах.
2. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
3. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Занятие по МДК 01.02 Основы технологии порохов и сецвеществ
Тема: «Фугасное действие взрыва».
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «фугасность», определить факторы, от которых зависит данный параметр и каким образом его можно измерить.
Цели:
Обучающая: сформировать логику действия взрыва на окружающую среду и изучить методы ее определения.
Воспитательная: формировать у учащихся чувство понимания значимости профессиональных знаний.
Развивающая: развивать логическое мышление, устойчивость внимания; умение анализировать собственную деятельность.
Материально-техническое оснащение урока:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Презентация
Учебная литература по МДК 01.02
Материал лекций
Ход урока.
Этапы урока. Деятельность преподавателя. Деятельность обучающихся.
1.Организационный момент
2.Изучение нового материала с использованием группового метода обучения.
3. Анализ достижения цели, поставленной в начале занятия. Подведение итогов работы команд. Домашнее задание.
1.Организационный момент. Приветствие. Вступительное слово преподавателя. Совместное (преподаватель и студенты) формулирование цели урока. (познакомить обучающихся с понятием «фугасность», определить факторы, от которых зависит данный параметр и каким образом его можно измерить).
Устный опрос: «Вспомните, что такое бризантность?», «Каким способом можно бризантность определить?» «Зачем знать величину бризантности?» и т.д.
2. Изучение нового материала с использованием группового метода обучения.
Формирование знаний по теме урока: показ презентации с изображением схемы фугасного действия взрыва, определение факторов, от которых она зависит (Приложение 1).
Самостоятельная работа студентов: Группа делится на команды с равным количеством участников, каждая команда выбирает «лидера». Преподаватель представляет жюри – студентов группы, заранее получивших задание и изучивших данную тему под руководством преподавателя. Команды получают задание: найти в учебной литературе (лекциях) методы определения фугасности, определить достоинства и недостатки каждого метода и составить вопросы (минимум по 5 вопросов) для других групп по возможности применения того или иного метода. Преподаватель выполняет функцию консультанта, оценивает корректность составленных вопросов, может рекомендовать изменить или пересмотреть составленный вопрос.
Лидеры команд в порядке очередности задают составленные вопросы другим командам. В команде, получившей вопросы, под руководством лидера проводится обсуждение полученного вопроса и вырабатывается единая концепция ответа. Полученный ответ оценивают члены команды, задавшей вопрос, преподаватель и жюри из числа студентов. В том случае, если команда, получившая вопрос не в состоянии дать ответ, лидер команды, задавшей вопрос, сам оглашает ответ.
3. Анализ достижения цели, поставленной в начале занятия. Подведение итогов работы команд. Домашнее задание.
Преподаватель и жюри из числа студентов подводят итоги штурма. Преподаватель и студенты анализируют неверные или неполные ответы и дают правильный ответ
Преподаватель задает домашнее задание: составить конспект по изученной теме.
План конспекта:
1.Понятие фугасного действия взрыва, его зависимость от различных факторов.
2.Основные способы определения фугасности.
Список источников информации
- Горст А.Г. Пороха и взрывчатые вещества. – М.: Машиностроение, 2015
- Орлова Е.Ю. Химия и технология бризантных взрывчатых веществ. – Л.: Химия, 2016
- Багал Л.И. Химия и технология инициирующих взрывчатых веществ. – М.: Машиностроение, 2016
- Светлов Б.Я., Еременко Н.Е. Теория и свойства промышленных взрывчатых веществ. – М.: «Недра», 2015
- Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. Научно-техническое издание. Том 12. Боеприпасы и средства поражения. – М.: «Издательский дом «Оружие и технологии», 2015
- Тарасов А.А. Производство бездымных порохов (Справочные материалы). – М.: Дом техники, 2016
- Бандурин М.К., Рукин Л.Г. Сборник задач по теории взрывчатых веществ. – М.: Химия, 2010
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ по ОБД.04 «Основы безопасности жизнедеятельности» ТЕМА: КУРЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Лекционное занятие «Курение и здоровье настоящего и будущего поколения» разработано в соответствии с программой учебной дисциплины ОУД. ОБВ.08 Основы безопасности жизнедеятельности общеобразоват...
Программа междисциплинарного курса МДК.01.01 Основы технологии сварки и сварочное оборудование
Представлена программа междисциплинарного курса МДК.01.01 Основы технологии сварки и сварочное оборудование ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки,...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу МДК 01.02 Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования
Методические указания служат материалом для организации выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по курсу «Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханичес...
Презентация к уроку по междисциплинарному курсу МДК 05.01 Основы технологии изготовления швейных изделий тема "Изготовление плечевых изделий с примерками"
Разработанный учебный материал можно использовать преподавателю специальных дисциплин по направления "Контсруирование, моделирование и технология швейных изделий", "закройщик", &qu...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по междисциплинарному курсу МДК 01.01 «Основы технологии пиротехнических производств» на тему: «Фейерверочные составы»
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия со студентами 3 курса специальности 18.02.11 Технология пиротехнических составов и изделий по МДК 01.01 Основы технологии п...
План-конспект урока с применением технологии сотрудничества
План-конспект урока с применением технологии сотрудничества...
Методическое пособие презентация к уроку по междисциплинарному курсу МДК 05.01 Основы технологии изготовления швейных изделий на тему " Обработка поясных изделий - юбка"
Разработанный учебный материал можно использовать преподавателю специальных дисциплин, как методическое пособие при изучении новой темы программы "Обработка поясных изделий - юб...