Рабочая программа по химии для обучающихся 1-2 курса по профессии 23.01.03 Автомеханик
рабочая программа

Шилова Надежда Николаевна

Рабочая программа по химии для обучающихся  СПО по профессии  23.01.03. Автомеханик 2018 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_uchebnoy_distsipliny_himiya_2018_g.doc256.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ХИМИЯ

2018

 Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» разработана  в соответствии:

   - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 года, 31 декабря 2015 года, 29 июля 2017 года;

  • с требованиями Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 года № 2/16-з);

-  с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2015 года № 06-259), с уточнениями ФГУ «ФИРО» Протокол №3 от 25 мая 2017 года

Организация–разработчик: Филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Пензенский  колледж пищевой промышленности и коммерции» в р.п. Шемышейка  / Филиал ГАПОУ  ПО  «ПКППиК» в р.п. Шемышейка/

Разработчики:  Шилова Н.Н.., преподаватель;

                             Манбетова И.А., зав. учебной частью

Рассмотрена на заседании методической комиссии преподавателей и мастеров производственного обучения (протокол № ____ от___  мая 2018 года) и утверждена решением педагогического совета  Филиала ГАПОУ  ПО  «ПКППиК» в р.п. Шемышейка (протокол № ___от __ июня 2018 года).

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Химия

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью ОПОП СПО на база основного общего образования с получением среднего общего образования: программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной        программы:  учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к профильным общеобразовательным дисциплинам для получения среднего общего образования.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

         В результате освоения дисциплины обучающийся должен достичь следующих результатов:

личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
  • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
  • умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

метапредметных:

  • использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

предметных:

  • сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
  • владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
  • сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
  • владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
  • сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  114  час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

114

в том числе:

     лабораторно-практические занятия

25

     контрольные работы

3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта   

 

             

2.2.Перспективно - тематический план и содержание учебной дисциплины   Химия

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

1

Введение

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

1

1

Раздел 1.

                                     Общая и неорганическая химия

59

Тема 1.1.

Основные понятия и законы химии

6

Тема 1.1.1

Основные понятия химии

Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Практические занятия

Демонстрация

Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ (шаростержневые и Стюарта–Бриглеба). Коллекция простых и сложных веществ. Некоторые вещества количеством 1 моль. Модель молярного объема газов. Аллотропия фосфора, кислорода, олова.

2

1

Тема 1.1.2.

Основные законы химии

Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

2

1

Тема 1.1.3.

Расчёты по химическим формулам

Практические занятия

Практическая работа №1 Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

1

2

Тема 1.2.

 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

4

Тема 1.2.1.

Периодический закон Д.И. Менделеева.

Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Практические занятия

Демонстрация

Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Динамические таблицы для моделирования Периодической системы. Электризация тел и их взаимодействие.

Лабораторные работы

 Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов

2

1

Тема 1.2.2.

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева.

Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

2

1

Тема 1.3.

Строение вещества

8

Тема 1.3.1.

Ионная,

ковалентная химическая связь.

Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Практические занятия

Демонстрация

Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Приборы на жидких кристаллах.

3

1

Тема 1.3.2.

Металлическая и водородная связи и агрегатные состояния веществ

Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

2

1

Тема 1.3.3.

Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы.

Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

Практические занятия

Демонстрация

Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №1

Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии (моторного масла, майонез). Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

3

1

   

Тема 1.4.

 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

6

 

 Тема 1.4.1.

Вода. Растворы. Растворение.

Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Практические занятия

Демонстрация

Растворимость веществ в воде. Собирание газов методом вытеснения воды. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония. Образцы кристаллогидратов.

2

1,2

Тема 1.4.2.

Электролитическая

диссоциация.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

Практические занятия

Демонстрация

Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости. Иониты. Образцы минеральных вод различного назначения.

3

1

Тема 1.4.3.

Приготовление раствора заданной концентрации.

Практическая работа №2 «Приготовление раствора заданной концентрации»

1

1,2

Тема 1.5

Классификация неорганических соединений и их свойства

15

Тема 1.5.1.

Кислоты и их свойства.

Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №2

Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

Практические занятия

Демонстрация

Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами. Горение фосфора и растворение продукта горения в воде.

кислоты в промышленности.

3

1

Тема 1.5.2.

Основания и их свойства.

Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №3

Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.

Практические занятия

Демонстрация

Получение и свойства амфотерного гидроксида.

          3

1

Тема 1.5.3.

Соли и их свойства.

Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Гидролиз солей.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №4

Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.

Практические занятия

Демонстрация

Необратимый гидролиз карбида кальция. Обратимый гидролиз солей различного типа.

3

1,2

Тема 1.5.4.

Оксиды и их свойства.

Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

2

1

Тема 1.5.5.

Свойства кислот, оксидов, гидроксидов и солей.

Практические занятия

Практическая работа №3 «Идентификация неорганических соединений»

Практическая работа №4 «Свойства оксидов, гидроксидов и солей»

2

2

1,2

     

     Тема 1.6

                                           Химические реакции

9

Тема 1.6.1.

Классификация химических реакций.

Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №5

Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

2

1

Тема 1.6.2.

Окислительно-восстановительные реакции.

Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

3

1,2

Тема 1.6.3.

Скорость химических реакций.

Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №6

Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.

2

1

Тема 1.6.4.

Обратимость химических реакций.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

Практические занятия

Демонстрация

Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды.

2

1

     

Тема 1.7

                         Металлы и неметаллы

11

         

         

Тема 1.7.1.

Металлы.

Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Лабораторная работа №7

Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа.

Практические занятия

Демонстрация

Коллекция металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой, алюминия с иодом, сурьмы с хлором, горение железа в хлоре). Горение металлов. Алюминотермия.

Практическая работа №5 «Свойства металлов»

4

1

Тема 1.7.2.

Неметаллы.

Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

Практические занятия

Демонстрация

Коллекция неметаллов. Горение неметаллов (серы, фосфора, угля). Вытеснение менее активных галогенов из растворов их солей более активными галогенами.

Модель промышленной установки для производства серной кислоты. Модель печи для обжига известняка. Коллекции продукций силикатной промышленности (стекла, фарфора, фаянса, цемента различных марок и др.)

Практическая работа №6  «Свойства неметаллов»

3

1

Тема 1.7.3.

Получение, собирание и распознавание газов.

Практические занятия

Практическая работа №7  «Получение газов, собирание и распознавание газов»

1

2

Тема 1.7.4.

Решение экспериментальных задач.

Практические занятия

Практическая работа № 8 «Решение экспериментальных задач»

2

2

Тема 1.8.

Контроль и обобщение знаний

Контрольные работы

Контрольная работа №1 «Неорганические вещества»

1

1,2

Раздел 2

                                       Органическая химия

52

Тема 2.1

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

7

Тема 2.1.1.

Предмет органической химии.

Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности/

Лабораторная работа №8

Изготовление моделей молекул органических веществ.

2

1

Тема 2.1.2.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Практические занятия

Демонстрация

Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений.

1

1

Тема 2.1.3.

Классификация органических веществ.

Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

2

1

Тема 2.1.4.

Классификация реакций в органической химии.

Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения студентов. Реакции окисления и восстановления органических веществ. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии.

2

1

1

Тема 2.2

            Углеводороды и их природные источники

17

Тема 2.2.1.

Алканы.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Практические занятия

Демонстрация

Горение метана, отношение метана к растворам перманганата калия и бромной воде.

3

1

Тема 2.2.2.

Алкены.

Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

Практические занятия

Демонстрация

Горение этилена, отношение этилена к растворам перманганата калия и бромной воде.

Практическая работа № 8 «Получение и свойства этилена»

3

1,2

Тема 2.2.3

Диены и каучуки.

Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №9

Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

Практические занятия

Демонстрация

Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения  студентов  на темы: Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука.

3

2

1

Тема 2.2.4.

Алкины.

Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Практические занятия

Демонстрация

Горение ацетилена, отношение ацетилена к растворам перманганата калия и бромной воде.

3

1

Тема 2.2.5.

Арены.

Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения  студентов  на темы: Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.

2

1

2

Тема 2.2.6.

Природные источники углеводородов.

Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №10

Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.

Практические занятия

Демонстрация

Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция «Каменный уголь и продукция коксохимического производства».

2

1

Тема 2.2.7

Контроль и обобщение знаний

Контрольные работы

Контрольная работа № 2 «Углеводороды»

1

1

       Тема 2.3

                        Кислородсодержащие органические соединения

17

Тема 2.3.1.

 

Спирты

Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №11

Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II).

Практические занятия

Демонстрация

Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты

3

1

Тема 2.3.2

Фенол

Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Практические занятия

Демонстрация

Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол.

2

1

Тема 2.3.3

Альдегиды

Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Практические занятия

Демонстрация

Реакция серебряного зеркала. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди(II).

2

1

Тема 2.3.4

Карбоновые кислоты

Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №12

Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.

3

1

Тема 2.3.5

Сложные эфиры и жиры

Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №13

Доказательство непредельного характера жидкого жира.

Практические занятия

Демонстрация

Коллекция эфирных масел.

3

1

Тема 2.3.6

Углеводы

Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ⎯→ полисахарид.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №14

Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал.

Практические занятия

Демонстрация

Реакция серебряного зеркала. Качественная реакция на крахмал.

4

1

Тема 2.4

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

11

Тема 2.4.1.

Амины

Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

Практические занятия

Демонстрация

Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой.

2

1

Тема 2.4.2.

Аминокислоты

Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Практические занятия

Демонстрация

Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Самостоятельная работа обучающихся

 Доклады  студентов  на тему: Анилиновые красители: история, производство, перспектива.

1

2

1

Тема 2.4.3.

Белки

Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №15

Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.

Практические занятия

Демонстрация

Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити

2

1

Тема 2.4.4.

Полимеры

Белки и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

Практические занятия

Практическая работа № 9 « Распознавание пластмасс и волокон»

3

1,2

1

Тема 2.4.5.

Решение экспериментальных задач.

Практические занятия

Практическая работа № 10

«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»

2

1,2

Тема 2.4.6.

Контроль и обобщение знаний

Контрольные работы

Контрольная работа № 3 « Производные углеводородов»

1

1

Итоговая аттестация

Дифференцированный зачёт

2

1,2

3. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химии, лаборатории.

Оборудование учебного кабинета:

периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева, ряд напряжений металлов; ряд  электроотрицательности металлов, таблица растворимости солей,    кислот и оснований в воде, плакаты по  химии , химическая посуда, химические реактивы

Технические средства обучения:  интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:

Основные источники:

1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия.  Химия в тестах, задачах и упражнениях. Издательский центр «Академия»., 2017.

2.  Габриелян О.С., Остроумов И.Г.,  Химия. Издательский центр «Академия», 2017.

3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей,  неорганической и органической химии. Издательский центр «Академия», 2015.

Дополнительная литература:

 

  1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2015.
  2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2015.
  3. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М., 2016.
  4. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2016.
  5. Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – М., 2015.
  6. Габриелян О.С. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Н. Соловьев, Ф.Н. Маскаев – М., 2065.
  7. Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений. – М., 2017.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических  и лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

практические занятия

определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

практические занятия, лабораторные работы, тестирование

Характеризовать элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

лабораторные работы

объяснять зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

контрольная работа,

лабораторные и практические занятия

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

лабораторные работы

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

практические занятия

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химич. информации и ее представления в различных формах;

самостоятельная работа

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

индивидуальные творческие задания

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве, экологически грамотного поведения в окружающей среде.

индивидуальные творческие задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии для обучения учащихся по специальности: автомеханик (79 ч)

Представлена рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: автомеханик...

Методические указания по организации самостоятельной работы по русскому языку для обучающихся I II курса по профессии «Управляющий сельской усадьбой»

В данных методических указаниях Вы найдете правила: как работать с учебником, со справочной литературой, как делать тестирование, комплексный анализ текста, разборы по русскому языку, как писать докла...

Адаптированная рабочая программа по химиия. 9 класс. Для обучающихся с задержкой психического развития

Адаптированная рабочая программа линии УМК «Химия» (8-9 классы) О.С. Габриелян составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:  1....

Рабочая программа дополнительного образования Московедение (обучающиеся 1-2 курса)

Рабочая программа дополнительного образования Московедение (обучающиеся 1-2 курса)Программа имеет комплексный характер и призвана познакомить с историей, городским пространством и досто...

Рабочая программа УД Химия ОПОП для профессии "Оператор станков с программным управлением"

Рабочая программа учебной дисциплины Химия является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.32 "Оператор станков с программным упра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Транспортировка грузов и перевозка пассажиров по профессии 23.01.03 Автомеханик

Программа профессионального модуля – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих , служащих в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.03 Автомеханик, входящей в состав укрупнен...