"Твой нестерпимо синий, твой нестеровский взор".
классный час по теме

Бобренева Ольга Ивановна

Внеклассное мероприятие, посвященное 150-летию со дня рождения русского художника М. В Нестерова , родившегося в Уфе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvoy_nesterpimo_siniy_tvoy_nesterovskiy_vzor..docx40.09 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Твой нестерпимо синий, твой нестеровский взор»

К 150-летию со дня рождения М.В. Нестерова.

Слайд 1. Фото Нестерова

Вступление.

Человек не может существовать без духовных ориентиров. Без нравственных идеалов, иначе он уподобится животному. Именно эти духовные ценности утверждал своим творчеством  наш знаменитый земляк, единственный в республике живописец с  мировым именем  Михаил Васильевич Нестеров, чье 150 –летие со дня рождения отмечается в 2012 году.

Творения российских живописцев давно вошли в мировой фонд культурного наследия человечества, но много ли имен художников используется искусствоведами в профессиональных терминах: «нестеровский пейзаж»», «нестеровское настроение», «нестеровские девушки», «нестеровский портрет»?

«Твой нестерпимо синий , твой нестеровский взор»-писал о нем Андрей Вознесенский.

Рассказчик 1.

Михаил Васильевич Нестеров, молодой художник из далекой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина "Видение отроку Варфоломею" стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве.

 Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться. Его отец полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым - "Пустынник" и "Видение отроку Варфоломею".

Слайд 2. «Видение отрока Варфоломея»

"Видение отрока Варфоломея" (будущего св. Сергия Радонежского) - одна из самых таинственно-поэтичных и прелестных картин .

Теперь уже трудно представить себе ту бурю, которую вызвало «Видение отроку Варфоломею» среди современников мастера. Еще до открытия Восемнадцатой передвижной выставки в околохудожественных кругах поднялось глухое роптание. «Судили картину страшным судом. Её признали вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те «рационалистические устои», которые с таким трудом укреплялись  передвижниками много лет. Третьякова  пытались отговорить  от приобретения «Варфоломея». К счастью для русского искусства, самый известный отечественный коллекционер отличался независимостью суждении и судьба картины была решена. Третьяков приобрел её для своей галереи.

   Не сразу Нестерову удается найти модель для головы Варфоломея.

 Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, "скорбно дышащим ртом" и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе "не от мира сего" он узнал своего Варфоломея.

В основе картины лежит легенда : когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, однако наука  эта тяжело давалась мальчику. Однажды отец отправил его искать пропавших лошадей. Долго бродил Варфоломей по лугу, устал и только хотел присесть у дуба , как увидел благообразного старца-монаха. Поскольку мальчик не ожидал увидеть чудесного старца, а лишь выполнял поручение отца, то  крепко прижимал к себе кнут, надеясь пройти пропавших жеребят.

 Мальчик попросил незнакомца указать ему путь к учению и получил его благословение. После молитвы  монаха Варфоломей  стал очень быстро учиться грамоте.

Именно это мальчик в будущем и станет  преподобным Сергием Радонежским.

Образ Сергия продолжал т волновать Нестерова на протяжении всей жизни.

Рассказчик 2.

Творчество Нестерова выросло на почве христианской духовной традиции. Христианское мироощущение Нестерова, его любовь к России определяются во многом атмосферой семьи, в которой он вырос.

Художник родился в Уфе 31 мая 1862 года, то есть 19 мая по старому стилю календаря. В своих прекрасно написанных литературных заметках он вспоминает детство, родную Уфу, родителей.

В тихий весенний вечер 19 мая 1862 года, в Уфе, в купеческой семье Нестеровых .Он был десятым ребенком в семье, однако к моменту его рождения из старших детей осталась в живых только одна сестра. Впоследствии у родителей нашего героя, Василия Ивановича и Марии Михайловны, родилось еще двое детей, однако и они также умерли в младенчестве.

По семейной легенде, Нестеров выжил благодаря чудесному вмешательству святого. Младенец был "не жилец". Его лечили суровыми народными средствами: клали в горячую печь, держали в снегу на морозе. Однажды матери, как говорил Нестеров, показалось, что он "отдал Богу душу". Ребенка, по обычаю, обрядили, положили под образа с небольшой иконкой Тихона Задонского на груди и поехали на кладбище заказывать могилку. "А той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. Мать радостно поблагодарила Бога, приписав мое Воскресение заступничеству Тихона Задонского, который, как и Сергий Радонежский, пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием.

Несмотря на семейные скорби, жили Нестеровы дружно и ладно.

 По семейным преданиям Нестеровы происходили от новгородских крестьян, в давние времена переселившихся на Урал. Дед художника - Иван Андреевич Нестеров - был вначале крепостным , получил вольную, с успехом закончил семинарию и, наконец, проявив неимоверное усердие, вышел в купеческое сословие. Таковым его знали в Уфе.

 В доме деда любили литературу, своими семейными силами ставили на домашней сцене спектакли. Только что появившаяся комедия Гоголя «Ревизор» дошла и до провинциальной, затерянной в горах Урала маленькой Уфы. Нестеровы осилили даже ее, блестящую комедию своего современника, чем наделали большой переполох в тихой и размеренной жизни обывателей Уфы.

 Книги в те годы были необычайной редкостью. Но в доме Нестеровых они водились. Еще в раннем возрасте, в детские свои годы, будущий великий художник с восторгом и удивлением прочитал эпопею Льва Толстого «Война и мир». Можно предполагать, что объемистую эту книгу маленький Миша прочитал по горячему настоянию отца, увлеченного литературой. И вообще, отец художника был личностью незаурядной. Он рано заметил способности своего сына, не противился ему в выборе профессии. А ведь тогда во многих купеческих семьях было так: коль отец лавочник иль купец, то и сыну уготована та же дорога.

 

 Мягкий и добрый сердцем, отец художника, был строг разумом. Он хорошо и четко осознавал роль и предназначение сына, талант которого предначертал ему совершенно другие пути, нежели были они у предков Нестерова. Внимательно следил отец за титанической работой сына. И был не простым созерцателем, а участливым, горячим, порою - требовательным наставником.

 

 Вот вам и купец, вот вам и уфимский заштатный провинциал!

Рассказчик 3.

Из учителей наибольшее влияние на Нестерова оказал Василий Перов. Нестеров не может на первых порах определить свой собственный путь. Он мечется, неудовлетворенный собой.

Рубеж 1870—80-х годов — время своеобразных «живописных мытарств» Нестерова, маянья между Московским Училищем Живописи Ваяния Зодчества  и петербургской Академией художеств. В 1885 году Нестеров, наконец, окончил училище «свободным художником», причем окончил блестяще, получив две медали — за рисунок и за этюд. Это был триумф. Но напряжение последних месяцев учебы подорвало здоровье молодого живописца, и он слег в постель. Узнав о его болезни, из Уфы приехала Мария Ивановна Мартыновская (по распутице, на лошадях до Оренбурга), с которой наш герой познакомился во время каникул  двумя годами раньше в Уфе.

 Слайд Портрет Марии Ивановны Нестеровой, рожд. Мартыновской (1862-1886), первой жены художника. 1886. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 18 августа 1885 года Михаил Нестеров и Мария Мартыновская обвенчались — так и не добившись согласия родителей жениха на этот, по их мнению, слишком ранний и поспешный, брак

Жизнь молодых супругов, протекавшая в «меблирашках», была скудной, но бодрой и радостной. Вскоре после свадьбы выяснилось, что молодая Нестерова беременна. Решили, что если родится девочка, то назовут ее Ольгой. Нестеров работал тогда над большим полотном, жена время от времени заходила к нему, хвалила работу, а иногда приговаривала шутя: «Ты не мой, Мишечка, ты картинкин». Семейное счастье оборвалось неожиданно и быстро. 27 мая 1886 года Марии Ивановне сделалось худо, ее перевезли к заранее нанятой акушерке. К вечеру на свет появилась маленькая Ольга. «Этот день, — вспоминал художник, — был самым счастливым днем в моей жизни... Я бродил ночью по набережной Москвы-реки, не веря своему полному, абсолютному счастью... Так было до следующего утра...» Утром же выяснилось, что здоровье роженицы вовсе не так хорошо, как то представлялось накануне. «Было тогда воскресенье, Троицын день, ясный, солнечный. В церкви шла служба, а рядом, в деревянном домике прощалась с жизнью, со мной, со своей Олечкой моя Маша. Я был тут и видел, как минута за минутой приближалась смерть».

Позднее Нестеров задавался вопросом: «Как пережил я эти дни, недели, месяцы?» Спасли его от безысходной тоски хлопоты об устройстве новорожденной дочери, примирение с родителями и, разумеется, работа.

Потрясенный смертью жены, он пишет несколько картин на  историко-религиозные сюжеты.

Рассказчик 1.

 Слайд «Пустынник»

Первой значительной картиной раскрывшей самобытность нестеровского творчества стала работа "Пустынник", написанная в 1888 году в Вифании близ Троице-Сергиевой лавры. Тема ее не была такой уж новой, к ней обращались многие художники академического и передвижнического направления. Но Нестеров первым с такой искренностью и силой поэтизировал человека, отказавшегося от суетных страстей и нашедшего счастье в уединении и тишине природы. Его старик-монах - кроткий и просветленный, чистый сердцем, нежно любящий все живое, и сам - как бы часть среднерусской осенней природы, стал для художника олицетворением душевного покоя и нравственного равновесия.

Замысел «Пустынника» занимал Нестерова с весны 1887 года. Довольно много времени отняли у него поиски модели, а по нахождении ее — уговоры позировать. Старичок, отец Гордей, которого художник «караулил» несколько месяцев у Троицы, долго не хотел «рисоваться», отговариваясь «грехом», но потом все-таки сдался (очень уж «настырен» был Нестеров): «Ну ладно, нанимай извозчика, поедем, больше часу не мучь только». Впрочем, этюд, сделанный с отца Гордея, — это была еще даже не половина картины. Такое же значение, как и самой фигуре пустынника, Нестеров придавал окружающему пейзажу, молодой елочке и рябинке. Пейзаж этот писался в окрестностях Уфы. По приезде в Москву художник, немного робея, представил «Пустынника» на суд друзей. Отзывы были, благоприятные. Восторгался картиной (особенно пейзажной ее составляющей) Левитан. «Пустынник» для молодого Нестерова стал настоящей «путевкой в жизнь» — с ним он выступил па Семнадцатой выставке передвижников; буквально тут же картину для своей галереи приобрел П. М. Третьяков, каковое событие доставило удовольствие не только самому художнику, но и его отцу.

 Показанный на Семнадцатой передвижной выставке в 1889 году «Пустынник» заставил общественность заговорить о Нестерове как о мастере совершенно особенном. Подстегиваемый первыми успехами к дальнейшим трудам, художник решился ехать за границу, в Италию, чтобы изучить наследие старых мастеров, — не зная при этом ни слова «по-иностранному». Впоследствии он еще несколько раз побывает за границей, однако первая встреча с европейской художественной культурой запомнилась ему более всего. Из чужих краев живописец привез задумку картины «Видение отроку Варфоломею».

Рассказчик 2.

В 1890 году, после показа «Видения» на Восемнадцатой выставке передвижников, Нестеров уехал в Киев. На двадцать лет Киев стал «почти постоянным» местом проживания нашего героя, сюда он возвращался из всех своих путешествий (в 1893 году Нестеров поехал в Константинополь, Грецию и Италию, в 1895-м — по старым русским городам, в 1901-м — побывал на Соловках, а в 1905-м — в Париже и Берлине). Здесь же прошли первые годы его совместной жизни с Екатериной Петровной Васильевой, ставшей в 1902 году женой Нестерова.

 Слайд Портрет второй жены

 Жена, Екатерина Петровна Нестерова, изображена в интерьере киевской квартиры. Важную роль играет уютный уголок обжитого семейного гнезда, любимые, одухотворенные памятью о прошлом вещи

Личная жизнь Нестерова была трагична,  несчастья, преследовали художника постоянно.

 Слайд Картина  Великий постриг 1898

Картина была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Он испытал, по его словам, "молниеносную любовь". В Кисловодске он встретился с девушкой, - она была певицей и выступала с гастролями в местной опере, - и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни. Вскоре они уже не могли существовать друг без друга. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Свое глубокое горе Нестеров излил в картине "Великий постриг". Тема ее - реквием по несбывшейся любви. Он написал старообрядческий скит, затерявшийся в лесной глуши, - такие он видел на родине и в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики - кельи монахинь. Здесь же церковь, часовенка. По узкой улице движется медленная процессия, длинная вереница женщин разных возрастов, одетых в черные монашеские рясы. Впереди - юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Это композиционный и эмоциональный центр картины - девушка, юная, чистая, кроткая, с глубокой печалью в сердце. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Можно только гадать, несчастная ли любовь причина их ухода из мира или просто отвращение к его грязи и пошлости. За девушками следует старуха с девочкой. Первая - воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Далее две монахини почтительно и не без подобострастия поддерживают властную и красивую игуменью. Композиция строится на перекличке вертикалей, черных, белых, тянущихся к небу как стройный хорал. Высокое мастерство декоративного решения целого соединяется здесь с умением выразить лирико-драматический настрой, подобный музыкальному. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого.

Песня-молитва РНХ

Рассказчик 3.

Лишь одно полотно Нестерова было посвящено счастливой любви

 Слайд «Два лада»

Эта картина написана в 1905 году и навеяна русской народной сказкой –идиллией  и  известной

балладой Алексея Толстого :

 

Порой веселой мая

По лугу вертограда,

Среди цветов гуляя,

Сам-друг идут два лада.

 

2

 

Он в мурмолке червленой,

Каменьем корзно шито,

Тесьмою золоченой

Вкрест голени обвиты;

 

3

 

Она же, молодая,

Вся в ткани серебристой;

Звенят на ней, сверкая,

Граненые мониста,

 

4

 

Блестит венец наборный,

А хвост ее понявы,

Шурша фатой узорной,

Метет за нею травы.

 

5

 

Ей весело, невесте,

«О милый! - молвит другу, -

Не лепо ли нам вместе

В цветах идти по лугу?»

 На ней  изображены юноша и девушка в древнерусском княжеском одеянии. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы.

Рассказчик  3

Слайд . на Руси. Душа народа.

Своеобразным итогом религиозной темы в творчестве художника становится большая незаконченная картина На Руси (Душа народа.В своей  хрупкой, нежной картине  Нестеров воплощает свою мечту о Святой Небесной Руси, стране, где человек и таинственная русская природа, равно чистые и одухотворенные, слились в едином божественном экстазе и молитвенной медитации. Одновременно художник создает свой уникальный тип пейзажа, получивший название нестеровского. Подобного еще не было в русском пейзажном искусстве. Наиболее близки духу Нестерова, пожалуй, только картины Левитана. Обращаясь чаще всего к природе средней полосы России, а также к родной для него природе Южного Урала,Башкирии, неброской, лишенной яркости и эффектности, он, подобно своему другу Левитану, выбирает определенные приметы, повторяя их во многих своих картинах. Привычные "элементы" нестеровского пейзажа - юные весенние деревца с тонкими стволами, белоствольные березки, маленькие сосенки, красные рябины, вербы с пушистыми сережками. Каждое из них столь глубоко полноценно и портретно, что, кажется, наделено собственной душой... Нет, не кажется... Нестеров знал, понимал, чувствовал, что каждое существо в этой Вселенной обладает душой, чувством, сознанием.

Рассказчик.1.

Только в 1910 году художник «окончательно вернулся» в Москву, будучи к тому моменту уже членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) и объединения «Мир искусства» (ни одно из них не соответствовало полностью его личному «направлению», поэтому участие мастера в обеих организациях к описываемому времени сделалось лишь формальным). А сразу же по переезде в Москву Нестеров был избран в действительные члены Академии художеств. К 1917 году он подошел, таким образом, уже не только совершенно сложившимся, но и «матерым» мастером.

Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция. Вслед за ней прогремела Октябрьская, и Святая Русь Нестерова ушла, чтобы никогда уже больше не вернуться.

    Нестерова всегда притягивала портретная живопись.

   

Он любил повторять: "Есть голова - есть картина, нет головы - нет картины". Лица всех его героев, даже святых, написаны им с конкретных людей. Вот почему обращение Нестерова к жанру портрета было совершенно органичным.

 Слайд. ФИЛОСОФЫ

В портрете С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского, названном "Философы", Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Он избрал жанр парного портрета, чтобы показать два противоположных характера в едином поиске истины. Вечереет. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы - разные выражения. Священник в белой рясе - воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Другой, в черном пальто, Булгаков - олицетворение неистового противления, яростного бунта. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса.

После 1917 года жизни Нестеровских героев, неторопливо идущих на картине опушкой по-осеннему пригорюнившегося русского леса, складывались трагично. Флоренский, арестованный в 1934 году, в 1937 году погиб на Соловках. Булгаков, высланный в 1922 году из России на знаменитом «философском пароходе», окончил свои дни на чужбине. Написанный между двумя русскими революциями (достоверно известно, что «Философы» создавались в конце лета 1917 года), двойной портрет мыслителей стал своеобразной вехой и в их судьбах, и в судьбе России, Сам Нестеров считал эту работу одной из лучших у себя — и по «идеологии», и по художественному воплощению.

Рассказчик 2.

1917 год Нестеров встретил будучи уже одним из крупнейших русских художников, создателем своеобразной живописной эпопеи, посвященной духовным исканиям русского народа, признанным портретистом. Глубоко искренний и в жизни, и в искусстве, растерявшийся перед лицом событий и удрученный материальными невзгодами, Нестеров в первые послереволюционные годы мог только варьировать свои старые сюжеты. Естественно, что на таком пути были невозможны подлинные достижения, находки, открытия. Однако деятельная, энергичная, жизнелюбивая натура Нестерова не позволила ему уйти на покой.

В сердце старой Москвы, в тихой своей мастерской на Сивцевом Вражке Нестеров, решительно отвергший ряд предложений уехать от лишений и трудностей за границу, работал и размышлял, решал для себя острейшие вопросы дальнейшей творческой судьбы. Не сразу, постепенно исчезала сковывавшая художника апатия. Росла жажда творчества, старые темы отходили на второй план. Перед Нестеровым вставали новые и новые задачи, открывались еще неизведанные пути. В 1923 году художник пишет своему другу знаменательные слова: "Хочу жить, действовать, работать до последнего часа!" За два летних месяца этого года Нестеровым было написано восемь картин, и среди них портрет его младшей дочери Натальи - "Девушка у пруда" (1923). 

Слад «Девушка у пруда»

Облик героини, , полон молодой энергии, порыва к действию. Нестеров не стремится сделать девушку олицетворением революции, но прав был Горький, когда заметил, что эта нестеровская девушка в монастырь не уйдет. "Ей дорога в жизнь, только в жизнь".

Рассказчик 3

  Слайд  Амазонка.

Среди нестеровских девушек особое место занимает амазонка.

 В портрете дочери Ольги ярко проявился нестеровский дар поэтического обобщения и острое чувство стиля. Замысел портрета возник случайно. Однажды Нестеров увидел дочь в момент возвращения с прогулки верхом и попросил ее остановиться и попозировать так, как она была, - в амазонке и с гибким хлыстом в руке. Художник работал над фигурой и лицом девушки во дворе дома в Уфе. Но для фона портрета он выбрал другой пейзаж, написав для него этюд на реке Белой в окрестностях Уфы. Нестеровым было сделано много этюдов, однако портрет он заканчивает в Киеве. Вечерний пейзаж по-нестеровски элегичен. Меркнущие розово-золотистые краски неба, отраженные в неподвижной глади реки, делают траву голубовато-зеленой, бросают холодные отсветы на романтически бледное лицо девушки. Еще ярче кажутся ее губы, цвет которых подчеркнут малиновой шапочкой. Амазонка предстает одинокой мечтательницей, с изящной и загадочной душой, отзывчивой на красоту природы и искусства. Она стала собирательным образом женщины "конца века". Хрупкая, утонченная, элегантная, сродни блоковской незнакомке, "дыша духами и туманами", она вошла в историю русского искусства как излюбленная героиня символизма.

 Трудно поверить, но так это и было - в советскую эпоху поэтическая амазонка Ольга Нестерова оказалась узницей "архипелага ГУЛАГ".

Рассказчик. 1.

Как ни странно, чем старше становился художник, тем более энергичным, страстным, мастеровитым делалось его искусство. Лучшие из его портретов  были написаны после семидесяти лет.

 Слайд Портрет Павлова 1

 Имя Павлова, великого ученого-физиолога, Нестеров знал давно.

 В конце 20-х годов создатель учения о высшей нервной деятельности и условных рефлексах находился в зените славы и получил всемирное признание.

 Друзья И. П. Павлова не раз обращались с просьбой к художнику написать портрет великого физиолога. Нестеров пристально всматривался в фотографии ученого, но ничто в облике Павлова не привлекало его.

Друзья ученого продолжали настаивать и даже добились того, что Павлов согласился позировать. Делать было нечего. Нестеров решил «попробовать».

 В июле 1930 года художник приехал в Ленинград, и первая встреча с Павловым сразу же решила все дело . Нестеров был покорен Павловым навсегда.

Самобытность, непосредственность Павлова, его страстная убежденность, живость мысли и молодость духа взволновали и захватили художника, так как отвечали творческому духу и внутреннему состоянию самого Нестерова.

 Решив написать портрет Павлова, Нестеров столкнулся с целым рядом трудностей. Где, в какой обстановке изобразить ученого? Как писать его?

 Узнав, что все лето Павлов проводил в Колтушах, под Ленинградом,  Нестеров поехал туда. Там и была определена композиция будущего портрета. По утрам Павлов занимался на светлой, залитой солнцем террасе. Этот момент решил запечатлеть художник. Он поселился в Колтушах и скоро вошел в ритм жизни павловской семьи.

 День начинался рано... В любую погоду Иван Петрович шел утром купаться. Ни дождь, ни ветер его не останавливали. После завтрака начинался сеанс. Иван Петрович садился за рабочий стол, брал книгу... Нестеров так и писал его, сидящим с книгой в руках.

 Позировал Павлов неспокойно. Увлеченный прочитанным, он начинал громко хвалить или ругать автора, спорить с невидимым собеседником, а иногда в горячности хлопал книгой об стол, стучал кулаками... Сеанс на время прекращался. Нестеров ждал, когда Павлов успокоится.

 Две недели продолжалась упорная работа над портретом.

 ...Лицом к зрителю за столом сидит Павлов. В руках у него книга. Павлов погружен в чтение. Образ ученого подкупает своим обаяниемНеувядаемая молодость и оптимизм ученого великолепно гармонируют с изображением природы!

 Портрет понравился всем: родственникам и друзьям ученого, его коллегам по работе. Недовольным оказался только один человек — сам художник. Он решил , что необходимо написать еще один портрет ученого.

Прошло пять лет упорного труда, прежде чем он почувствовал в себе готовность, а главное, возможность вернуться к работе над портретом.

На новом портрете мы видим Павлова сидящим в кресле на террасе своего дома. За окном — улица с небольшими домиками. В фигуре Павлова, в энергичной позе, в повороте головы, а главное в характерном волевом жесте — страстная убежденность и боевой задор.

 Нет! Не старость восьмидесятипятилетнего ученого запечатлевает здесь Нестеров, а неиссякаемый молодой дух его творчества.

Удивительно и неиссякаемо творческое дарование художника, сумевшего в возрасте семидесяти трех лет создать этот замечательный портрет. Картина писалась осенью, в хмурые осенние дни, но колорит ее звучный, радостный, в ней преобладают светлые тона. Зеленые и красные крыши домиков, голубое небо, розоватые облака, потоки солнечного света, падающие на фигуру Павлова со спины, создают удивительно жизнерадостную мажорную гамму.

 Портрет Павлова 1935 года — это один из величайших шедевров в творчестве художника, вершина его портретного искусства. В 1936 году портрет был приобретен Третьяковской галереей, а в 1937 году был показан на Всемирной выставке в Париже. В 1941 году художник был удостоен за эту работу Государственной премии.

 Слайд Портрет Мухиной

Рассказчик 2.

Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. Ему по душе была скульптура "Рабочий и колхозница", созданная Мухиной для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Его привлекали монументальность пластики, высокая содержательность образа, выражающая романтическую устремленность страны в будущее. Нестеров познакомился с Мухиной и загорелся желанием написать ее портрет: "Она интересна, умна. Внешне имеет "свое лицо", совершенно законченное, русское... Руки чешутся написать ее, она согласна". Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: "Так вот ты какая! Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит. Не попадайся под руку: зашибет! Такой-то ты мне и нужна". Портрет строится на контрасте статики и динамики. Внешне статична крупная фигура женщины, скупы ее профессиональные жесты, спокойно и строго лицо. Зато фигура Борея - вся движение, полет, порыв. Нестеров сам выбрал для портрета эту статую северного бога ветра, сделанную Мухиной для памятника челюскинцам. Впрочем, в спокойствии Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия. Румянец волнения окрасил ее щеки. В выражении глаз - неподдельное вдохновение творца. Фигура Борея становится олицетворением мятежной души Мухиной, такой обманчиво скромной, статичной, лишенной внешней патетики. Краски портрета строги. Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами. Динамично движение белого цвета фигуры Борея, подкрепленное разлетом складок белого жабо Мухиной. Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита. Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном. Портрет, созданный Нестеровым за два года до его смерти, поражает свежестью и оригинальностью композиционного решения, проникновенной психологической характеристикой, умением, сохранив остро индивидуальные черты модели, создать обобщенный образ творца.

Портрет Мухиной — вершина советской портретной галереи Нестерова: в нем старый художник оказался моложе молодых в своем глубоком понимании   творческой  волисвоего современника, в своей горячей любви к нему.

И не мудрено, что при своем появлении в мастерской художника и в Третьяковской галерее портрет этот вызвал всеобщий восторг.

Рассказчик 3.

 Слайд Автопортрет

Нестеров неоднократно избирает себя в качестве модели. "Автопортрет" - это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни. Фоном портрета он делает высокий обрыв над излучиной реки Белой и бескрайними далями Предуралья. Это эпический образ родины, знакомый по многим картинам Нестерова. Его героини приходили сюда в переломный момент жизни. Похоже, что и для Нестерова он является таковым. Идет война, близится революция. Лицо Нестерова строго и сурово, черты его обострены тяжелым раздумьем. В облике его нет ничего от художника, это не поэт-лирик, а гражданин, задумавшийся о судьбах России.

Слайд .Осень в деревне .

Начало войны. Лето 1941 года.  Ни болезнь, ни тяготы военного времени не могли сломить высокого духа Нестерова. Подлинной верой в будущее проникнуты его высказывания тех дней: "Явились новые герои, им конца-края нет: ведь воюет вся великая земля наша, объединенная в одном собирательном слове - Москва. Она и приготовит могилу врагу. Впереди я вижу события не только грозные, но и светозарные, победные".

В жизни самого Нестерова вплоть до последних дней трепетал пульс увлечения, порыва, страсти. Страницы его жизни отмечены бурями не только весенними, но и осенними.

Он умел подчинить свою жизнь велениям своего искусства. Житейская биография Нестерова с ее щедрым богатством чувств, устремлений и страстей была лишь подтекстом его творческой повести.

    Отражением этих чувств стала последняя значительная картина Нестерова - "Осень в деревне"., навеянная пушкинскими строками

Уж небо осенью дышало,

 Уж реже солнышко блистало,

 Короче становился день,

 Лесов таинственная сень

 С печальным шумом обнажалась,

 Ложился на поля туман,

 Гусей крикливый караван

 Тянулся к югу: приближалась

 Довольно скучная пора;

 Стоял ноябрь уж у двора

    В сдержанной живописи "Осени", отличной своим суровым аскетизмом от ранних пейзажей Нестерова, много мужественной поэзии, скорбной лирики, связанных с обогащенным новыми оттенками чувством любви к русской природе, к родной земле.

Написан пейзаж отнюдь не осенью, а в июне, за несколько месяцев до смерти художника, наступившей 18 октября 1942 года. Ничто не могло оторвать его от работы - ни преклонный возраст, ни болезнь, ни лишения военного времени.

Нестеров прожил долгую, восьмидесятидвухлетнюю жизнь, большую часть которой он посвятил искусству. За это время им было создано несколько сотен произведений, ныне украшающих выставочные залы Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Казани, Уфы, Минска, Новгорода и многих других городов.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация коллекции "Синяя птица"

Коллекция выполнена из вязанных и швейных изделий.Коллекция демонстрируют обучающиеся "Колледжа Профессиональной моды"...

Семейная реликвия. История синий вазочки.

История вазочки, пережившая войну до сегодняшних дней....

«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Цели беседы: Пробуждать интерес учащихся к истории своей страны, воспитывать  чувство патриотизма. Формировать активную  гражданскую  позицию. Способствовать развитию сочувствия, с...

Программа элективного курса "Твое здоровье- твое богатство"

Здоровье— ключевая ценность для любого человека независимо от его местожительства. В Древней Греции ценилась гармония духа и тела. В Европе на смену культу тела пришло презрение к плоти.Для запа...

Беседа на тему: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». ( К Дню Памяти Неизвестного солдата).

Цели беседы: Пробуждать интерес учащихся к истории своей страны, воспитывать  чувство патриотизма. Формировать активную  гражданскую  позицию. Способствовать развитию сочувствия, с...

Классный час "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен "

       Победа нашего народа в Великой Отечественной войне досталась дорогой ценой. Ее история знает множество примеров мужества, стойкости и массового героизма. В сражениях ...

Презентация к упражнению Твой мир в твоих руках

презентацию рекомендуется использовать с упражнением "Твой мир в твоих руках" размещенного в сборнике "Тренинг общения с педагогами"...