«Основы хорового дирижирования»
план-конспект занятия по теме

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола»    

Открытый  урок

 Преподаватель дирижерского хорового отделения

Даваа Тамара Чамзоевна

Тема урока:

«Основы  хорового  дирижирования»

Цель урока:

Показ особенностей работы концертмейстера и преподавателя на уроке по предмету «Основы  хорового дирижирования» с учащимся  2курса.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Развитие познавательных интересов и музыкального кругозора учащегося;
  • Развитие музыкального восприятия метроритма;
  • Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках

Развивающие:

  • Развитие координации движения рук при выполнении  дирижерских жестов;
  • Психологическое раскрепощение учащегося.

Воспитательные:

  • Формирование чувства ответственности;
  • Активизация творческих способностей учащегося;
  • Умение взаимодействовать на уроках с преподавателем и концертмейстером

Основные  методы  работы:

  • Наглядный (практический показ);
  • Словесный (беседа, объяснение)

План (ход) урока:

1.Вступительное слово концертмейстера;

2.Организационные моменты (подготовка учащихся к работе);

3.Работа над произведениями (опрос, изучение нового материала и его закрепление);

4.Анализ урока.

В основе данного  урока положена здоровьесберегающая  технология, а также личностно –ориентированная технология с дифференцированным  подходом.

 

Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы покажем открытый  урок с учащимся 2 курса по предмету «Основы хорового дирижирования» и как соблюдается интегрированная взаимосвязь  всех участников образовательного процесса: преподаватель –концертмейстер-учащийся.

По моим наблюдениям, основные сложности у учащихся возникают с координацией  рук и одновременным исполнением вокальной партитуры.  Особую трудность вызывает проигрывание на фортепиано  и исполнение партитуры  по  отдельным  голосам.  В таких случаях я помогаю учащимся в изучении  нотного материала, указываю на сложности в исполнении и на собственном примере показываю, как должно звучать произведение (фразировка, штрихи, интонация).

Для успешной организации учебного процесса преподаватель основ  хорового дирижирования и концертмейстер должны быть единомышленниками, в таком случае концертмейстер для преподавателя становится  помощником, а для ученика- педагогом-наставником. При выборе программы и ее изучении преподаватель и концертмейстер обязательно должны учитывать, что этот предмет посещают учащиеся всех отделов школы. На школьных уроках и при выполнении домашнего задания учащимся народного отдела, как правило, требуется больше времени.

При работе над произведением с сопровождением, концертмейстер должен уметь играть « по руке», т.е. обладать способностью понимать дирижерские жесты и намерения. Для этого концертмейстеру необходимо знать основные приемы дирижирования; размерные сетки; изучить движения, обозначающие ауфтакт,  дыхание, снятие звука и другие; жесты, обозначающие штрихи  и оттенки. В процессе обучения концертмейстеру очень часто приходится повторять музыкальные фрагменты  и он не должен  играть их однообразно. Таким образом, учащийся будет не только механически запоминать движения рук преподавателя, но и соотносить  их со звучанием  фортепиано.

Концертмейстеру во время работы необходимо умение увлечься замыслом дирижера, понять его намерения, отказаться от  своего собственного музыкального видения, т.к. учащемуся необходимо слышать реакцию на свои жесты единственно возможного исполнителя –концертмейстера.

Конспект  урока

Этапы работы

Содержание этапа

  1. Организационный момент, включающий:
  • Постановку цели, которая должна быть достигнута учащимся на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимся, чтобы  его дальнейшая работа на уроке была эффективной).
  • Определение целей и задач, которых преподаватель хочет достичь на данном этапе урока;
  • Описание методов организации работы учащегося на начальном этапе урока, настроя ученика на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учётом реальных особенностей ребенка, с которым работает преподаватель).

Цель:

  • Настроить учащегося  на активную учебную деятельность на уроке.

Задачи:

  • Способствовать выработке навыков точного дирижирования  на основе выполнения координационно-тренировочных упражнений.

Методы и способы достижения целей:

  • Концертмейстеру приготовить учебный материал (ноты) и оборудование (стул, пюпитр).
  • Ученику  приготовить дневник, папку с нотами.
  • Словесный настрой (в форме беседы с использованием невербальных средств) об эмоциональном состоянии учащегося и готовности к взаимодействию с преподавателем и концертмейстером.
  • Организация правильной дирижерской стойки учащегося.
  • Проведение координационно-тренировочных упражнений для снятия  зажатости рук с показом преподавателя и концертмейстера.
  1. Опрос учащегося по заданному на дом материалу, включающий:
  • Определение целей, которые преподаватель ставит перед учеником   на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимся);
  • Определение целей и задач, которых преподаватель хочет достичь на данном этапе урока;
  • Описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  • Описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  • Определение возможных действий преподавателя, если ему или учащемуся не удается достичь поставленных целей;
  • Описание методов организации  деятельности учащегося  с учетом  его индивидуальных особенностей;
  • Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащегося в ходе опроса;
  • Описание методов и критериев оценивания ответов учащегося в ходе опроса.

Цель:

  • Определить уровень подготовки учащегося к данному  уроку.
  • Опрос учащегося: исполнить хоровую партитуру на фортепиано, затем спеть ее  по голосам, далее продирижировать (р.н.п.«Я вечор в лужках гуляла»; р.н.п.«У меня ль во садочке»в обр.А.Юрлова, р.н.п. «По диким степям Забайкалья»; польская н.п.в обр.В.Иванникова, рус.текст С.Кондратьева; «Гимн Москве» муз.В.Мурадели, сл.А.Коваленкова)

Задачи:

  • Добиваться правильного выполнения дирижерских жестов.
  • Следить за соответствием жестов с ритмическим рисунком произведений  и динамикой.

Методы и способы достижения целей:

  • Мотивирование учащихся к активизации  самостоятельного мышления.
  •  Метод демонстрации (показ преподавателя  и концертмейстера).
  • словесный метод (беседа с учащимися);
  •  метод разучивания (по элементам, по фразам, целиком).
  • Критерием оценивания исполнения является  точное выполнение дирижерских жестов с интонированием мелодии и правильным текстом.
  1. Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

  • Постановку конкретной учебной цели перед учащимся (какой результат должен быть достигнут учащимся на данном этапе урока);
  • Определение целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе урока;
  • Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимся (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения преподавателем предметным материалом)
  • Описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • Описание основных форм и методов организации индивидуальной деятельности учащегося с учетом личных  особенностей;
  • Описание критериев определения уровня внимания и интереса учащегося к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащегося в ходе освоения нового учебного материала.

Цель:

  • Разбор и закрепление новых произведений с сопровождением  концертмейстера (словацкая н.п.«Спи, моя милая» в обр. Ж.Металлиди; «Зимний вечер» муз.М.Яковлева, сл.А.Пушкина;  р.н.п.«Во поле рябинушка стояла» запись и  обр.И.Пономарькова)

Задачи:

  • Изложение основных  положений нового материала доходчиво и конкретно.
  • Научить учащегося читать с листа партитуру.
  • Научить учащегося анализировать своё исполнение.  

            Следить при этом за правильным  

             выполнением дирижерских жестов.

  • Объяснить особенности работы над произведением  с сопровождением  и научить учащегося  взаимодействовать с концертмейстером;
  • Отработать отдельные фразы, затем продирижировать 1  куплет полностью.

Методы и способы достижения целей:

  • Индивидуальный подход к каждому учащемуся, учитывая физиологические и психологические свойства организма;
  • Обратить внимание на характер произведений, их ритмический рисунок,  наличие пауз.
  • Критерием уровня внимания на данном уроке является интерес ученика к новому материалу, показ  преподавателем  и концертмейстером конечного  этапа изучения выбранного произведения.
  • Оценивать исполнение ученика после каждого повтора. Обращать внимание на положение рук  и тела  во время дирижирования. Преподавателю  и концертмейстеру поощрять учащегося словами за правильное исполнение.

  1. Закрепление учебного материала, предполагающее:
  • Постановку конкретной учебной цели перед учащимся (какой результат должен быть достигнут учащимся на данном этапе урока);
  • Определение целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе урока;
  • Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащегося;

  • Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимся нового учебного материала;
  • Описание возможных путей и методов реагирования в ситуации, когда преподаватель определяет, что  учащийся не освоил новый учебный  материал.

Цель:

  • Соединить воедино исполняемые произведения;

Задачи:

  • Повторение и закрепление  пройденных произведений.

Методы и способы достижения целей:

  • Многократное повторение изученного с игрой концертмейстера;
  • Критерием степени усвоения материала следует считать умение ученика точно показывать новые жесты согласно партитуре, реагировать движениями рук  на смену нюансов, стремиться к выразительному исполнению.
  • Поощрять  ученика после каждого правильного  повторения учебного материала.

  1. Задание на дом, включающее:
  • Постановку цели самостоятельной работы для учащегося (что должен сделать учащийся в ходе выполнения домашнего задания);
  • Определение целей, которые хочет достичь преподаватель, задавая задание на дом;
  • Определение и разъяснение учащемуся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель:

  • Закрепление  пройденного материала и  навыков  дирижирования  в процессе домашних занятий.

Задачи:

  • Мотивировать учащегося к грамотной самостоятельной домашней работе.

Методы и способы достижения целей:

  • Понимать строение произведений  и их музыкальный  замысел;
  • Выучить пройденные на уроке произведения путем  проигрывания  партитуры и использованием правильных, точных  дирижерских жестов;
  • Заниматься дома дирижированием перед зеркалом, представляя перед собой исполнителя.

 

Анализ урока.

Концертмейстер должен помогать преподавателю и учащемуся достичь поставленных на уроке целей с помощью своего аккомпанемента и пояснений.

Нужно знать и объективно  оценивать возможности каждого учащегося, их настрой на восприятие  нового музыкального  материала и продуктивную  работу на уроке.

Одним из значимых моментов в обучении является психологическая совместимость. Каждый учащийся обладает своим характером, темпераментом, привычками. В силу возраста, не всегда может контролировать свои действия и грамотно выражаться. Учащемуся присущи застенчивость, неуверенность, стеснительность, они могут растеряться  в любой момент. Концертмейстер помогает ему сконцентрироваться в нужный момент и  преодолеть эти и другие качества личности, мешающие  точному исполнению.

На каждом уроке преподавателю и концертмейстеру необходимо наладить с учащимся контакт, создавать и поддерживать  на протяжении  всего занятия доброжелательную, рабочую обстановку. Во избежании скованности или зажатости учащегося, замечания делать тактично и спокойно. Концертмейстер, как и преподаватель, должен уметь разбираться в настроении  учащегося, проявлять педагогический такт, терпение, выдержку.