Архангельская "Столбушка"
план-конспект урока на тему

Лындаева Любовь Николаевна

план-конспект занятия по декоративно-прикладной композиции для 1 класса ДХШ по изготовлению традиционной русской тряпичной куклы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план-конспект60.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по декоративно-прикладной композиции для 1 класса на тему: «Архангельская игровая кукла «Столбушка»

  1. Цель:  на основе изучения  русского костюма Севера выполнить традиционную архангельскую игровую тряпичную куклу «Столбушка».

Задачи:

Развивающие: - развивать умения технического исполнения традиционной русской тряпичной куклы; развивать способность к образному мышлению и воображению;      развивать чувства единства цвета и природы в традиционных костюмах;  развить глазомер, композиционное решение.

Воспитывающие: - формировать  ценностных представлений у  обучающихся об аналогии русского традиционного костюма и традиционной тряпичной куклы; познакомить с работами мастерами этого жанра; эстетическое воспитание; художественный вкус; способность ценить произведения декоративно-прикладного искусства; аккуратности в работе.

Обучающие: - продолжение знакомства с традиционной игровой русской куклой на основе создания архангельской тряпичной куклы «Столбушки»; научить использовать умения работы с тканью и нитями; научить анализировать передаваемый цвет костюма и его декор; сформировать умение обобщать, стилизовать и распределять цвет в костюме куклы;  учить выполнять по - этапное ведение работы по заданному алгоритму.

Методы обучения:  по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый методы; по способам организации и осуществления познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный.

Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 Форма урока: традиционная, интегрированный.

Тип урока:

  1. Урок комбинированный
  2. Урок-практикум

Принципы обучения:

  • Научность
  • Наглядность
  • Последовательность
  • Доступность
  • Активность
  • Самостоятельность
  • Создание необходимых санитарно-гигиенических условий

Уровень усвоения знаний:

  • Через восприятие информации
  • Усвоение способов применения знаний по образцам
  • Творческое применение знаний

Материалы и оборудование:

  • Для преподавателя:
  •        1. Презентация «Русский костюм Севера. Архангельская область».
  • 2.Образцы кукол; архангельская «столбушка», архангельская «с пеленашкой», архангельские семейные «с дитяткой».
  • 3.Презентация «Этапы выполнения архангельской куклы «Столбушка»).
  • 4.Работы учащихся, прошлых лет по русской северной кукле.

  • Для обучающихся:
  • Белая ткань, лоскутные ситцы, нити хлопчатобумажные нити красного и белого цветов или льняные нити, ножницы

План урока:

Организационная часть. Проверка готовности к уроку.(3 мин.)

Актуализация знаний. (7 мин.)

Мотивация (введение в тему урока, теоретическая часть, просмотр презентации «Русский костюм Севера. Архангельская область»). (10 мин.)

Усвоение новых знаний и способов действий (просмотр презентации «Этапы выполнения архангельской куклы «столбушка»).(20 мин.)

Перемена (10 мин.)

Первичное закрепление (практическое выполнение задачи). (40 мин.)

Перемена (10 мин.)

Продолжение работы над куклой. (20 мин.)

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (подведение итогов,  «Кукольных дел мастер»).(10 мин.)

Домашнее задание (закрепление материала урока). (3 мин.)

Подведение итогов занятия. (7 мин.)

Источник информации:

Шайдурова Н. В.  «традиционная тряпичная кукла»: Учебно – методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «детство –пресс», 2012.

Берстенева  Е. В. , Догаева Н. В. «Кукольный сундучок», 2013

http://www.booksite.ru/

http://pomor-sever.ucoz.ru/

http://www.mirwomne.ru/

Модель урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- Проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию;

- Организация внимания обучающихся.

- Приветствие преподавателя;

- Подготовка к занятию.

Актуализация знаний

- Выявление степени усвоения обучающимися заданного учебного материала (поиск фотографий и информации о русском традиционном костюме Севера (архангельская область));

Предлагает рассмотреть поисковую информацию о русском костюме.

- Определение затруднений и обнаружение причин невыполнения.

Изучение русской традиционной куклы тесно связанно с историей развития народного искусства нашей многонациональной Родины.

- ответьте на вопрос: из какого материала может  быть выполнена русская традиционная игрушка?

- Обучающиеся обмениваются своими информационными поисками с  преподавателем.

Отвечают на вопрос. Высказывают своё мнение (цвет, форма, художественно -выразительные средства)

Мотивация (Введение в тему урока. Теоретическая часть «Колорит. Одноцветный колорит». Знакомство с творчеством художников.

- Тема учебного занятия

«Архангельская игровая кукла «Столбушка»

- Как вы считаете, какова  цель данного учебного занятия?

- выполнить «Архангельскую игровую куклу «Столбушка»

 Для этого: Познакомимся с  русским костюм Севера архангельской области.

- научимся определять различия между владимирской «Столбушки» и архангельской «Столбушки»;

«Познакомиться с основными этапами выполнения архангельской куклы «Столбушка».

- актуальность изучения традиционной куклы «Столбушки» архангельской области – эта кукла считается самой древней и самой простой в изготовлении, другое ее название «Закрутка».

- изучение русского костюма – помогает создать яркие образные представления через синтез восприятия искусства костюма и природы, художественной литературы с целью вызвать чувства удивления, восхищения и желание изготовить тряпичную куклу.

- Преподаватель снова проговаривает цель занятия и план его проведения.

Цель:

- на основе изучения  русского костюма Севера выполнить традиционную архангельскую игровую тряпичную куклу «Столбушка».

На выполнение практической части заданий вам будет отведено 60 минут.

Обучающиеся внимательно слушают вопрос преподавателя и отвечают на поставленный вопрос.

- Цель занятия – на основе изучения  русского костюма Севера выполнить традиционную архангельскую игровую тряпичную куклу «Столбушка».

Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть данной темы.

Усвоение новых знаний и способов действий 

- Презентация «Русский костюм Севера. Архангельская область».

 - традиционный русский женский костюм Архангельской области состоял из; рубахи, сарафан, который подвязывали по талии или под грудью, кокошника, платка летнего, фартука, пояса.

- зимой носили полушубки мехом внутрь, покрывали тонким синим фабричным сукном, отделанной вышивкой.

- просмотр образцов кукол;

- архангельская «столбушка» - это игровая кукла и самая простая в изготовлении, второе ее название – «Закрутка». На севере России девочки обыгрывали свадебные обряды с девичьей косой, заплетая и расплетая косы куклам «Столбушкам».

 - архангельская с «пеленашкой» имеет такое же значение что и «с дитяткой», отдельно  кукла «пеленашка» играла роль  оберега и назывался он  - младенчик, или пеленашка.

- архангельские семейные «с дитяткой» является символом богатства, плодородия и продолжения рода. Она представляет собой  мать и несколько привязанных к ней деток.

- архангельская «столбушка» - архангельская «с пеленашкой», архангельские семейные «с дитяткой».

- поиск различий между владимирской «Столбушкой» и архангельской «Столбушкой»;

 - архангельская «Столбушка» - основа, скрученная белая ткань или лен;

- владимирская «Столбушка» - основа – пласт свежей бересты скрученной в трубочку;

 - общее между ними это то, что они предназначались молодым незамужним девушкам.

Основная идея изучаемого материала в словесной и иллюстративной формах (презентации и показ преподавателем техники выполнения куклы «Столбушки»).

- «Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. В куклы играло и играет все человечество на протяжении многих веков. Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие.

 - Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую функцию общения:она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое созвучно.» (Н. В. Шайдурова «Традиционная тряпичная кукла»)

Поэтапное выполнение архангельской куклы «Столбушки»:  

- Этап первый: выполнение основы куклы – «тельца».

-  из холстины сворачивают тугую «скрутку» высотой в ладонь (высота 15-17 см, диаметр – 2 см.) 

- скрутку туго перетягивают на линии шеи (около 4 см. от верха) и на линии живота (получилось антропоморфная фигура, тельце  будущей куклы).

- верхнюю часть скрутки оборачивают белой тканью

- Этап второй: придание тельцу белизны – «чистоты». 

-  фиксируем белую ткань на таком же расстоянии как и основу – «закрутку» ;

- край среза белой ткани подгибаем во внутрь и прошиваем швом  «через край» вдоль линии позвоночника

- Этап третий: выполнение нижней рубашки.

- на лоскут ситца положить  тельце таким образом, чтобы  лицо куклы оказалось на лицевой стороне ткани;

- обернуть внахлест, перетянуть ниткой  льна на уровне шее куклы;

- вывернуть и расправить рубашку куклы.

- Этап четвертый: привязываем косу.

 - плетем косу и привязываем ее к голове (во время плетения косы в нее вплетают ленты, шерстяные или льняные нити, полоски цветной ткани).

- Этап пятый: выполняем верхнюю юбку  - сарафанна 

- лоскут ситца положить  тельце таким образом, чтобы  спина куклы оказалось на лицевой стороне ткани, коса куклы находится на верху, вытянутая вверх;

- обернуть внахлест, перетянуть ниткой  льна на уровне талии (если это юбка) или на уровне приблизительно 1 см. от шеи куклы (если это сарафан);

- вывернуть и расправить юбку - сарафан куклы.

- Этап шестой: выполнение фартука, головного убора и аксессуаров для куклы.

- лицевая часть фартука кладется на лицо куклы, перевязывается красной нитью на линии талии и опускается вниз;

- голову  куклы оборачиваем тесьмой,что символизирует кокошник и перевязываем его  в нижней части  красной нитью. Поверх головного убора одевается платок, его фиксируем на шее красной нитью, а концы платка  можно зафиксировать поясом.

Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта обучающегося.

- Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть нового материала. На первом этапе выполняю ряд упражнений на усвоение цветовых сочетаний лоскутиков ткани и нитей и выполнения определенных приемов работы «выворотный способ».

Первичное закрепление (Практическое выполнение задачи).

- Проверка преподавателем понимания обучающимися того, что является сущностью основного содержания (опрос).

- Выявление пробелов первичного закрепления в изучении нового материала.

- Организация деятельности обучающихся, для выполнения заданий используя систему знаний, предусмотрено постепенное нарастание сложности задания.

- Обучающиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы.

- Учащиеся приступают к выполнению задания.

- Во время работы обучающихся преподаватель помогает затрудняющимся детям советом, напоминанием, показом.

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (Подведение итогов. «Кукольных дел мастер»)

- Организация активной деятельности всего класса, в ходе проверки знаний пройденной темы (выставляются мольберты в ряд с работами).

- Разъяснение подхода к оцениванию (из класса выбираются 2-3 человека которые будут проводить анализ работ по предложенным критериям (карточки).

- Корректировка анализа и похвала.

- Учащиеся выставляют свои мольберты с работами для самоанализа. Выявление «+» и «-» в работах своих одноклассников.

Домашнее задание

Информация о домашнем задании.

Выполнение куклы «пеленашки».

- Обучающиеся запоминают или записывают домашнее задание.

Подведение итогов занятия

- Качественная оценка работ (похвалить всех учащихся о проделанной работе)

- Снимают свои работы с мольбертов и сдают на проверку преподавателю, вместе с карточками самоанализа.

Критерии оценки по выполненной кукле

Критерии

«+»

«-»

Цветовая компоновка ткани на кукле

 

 

Пропорции

 

 

Качество выполненной работы

 

 

Соблюдение этапов ведения работы

 

 

Наличие творческой идеи в декоре куклы

Итог

 

 

_________________________Ф. И (обучающегося, класс)