разработка урока по литературе на тему: "Семья и семейные ценности в произведениях Л. Н. Толстого"
план-конспект урока на тему
итегрированный урок литературы и психологии с использованием слайд-презентаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.29 КБ |
![]() | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русской литературе по теме: «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Цели:
образовательная:
- дать представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание учащихся
воспитательная:
- воспитывать внимательное отношение к родителям
развивающая:
- развивать устную и письменную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление
Оборудование:
- Музыкальный центр, мультимедийный проектор, презентация
Ход урока
I. Орг момент.
Психологический настрой. Целевая установка.
II. Работа с кластером.
Зерно прозревает в семье,
В семье человек вырастает.
И всё, что потом обретает,
Приходит к нему не извне.
Слово «семья» понятно всем. Оно впитывается нами с сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Что такое семья в вашем понимании? (ученики составляют кластер.
Слово учителя. Да, ребята, вы правы. Семья – это дом, дети, родители. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.
Человек рождается и живет в семье. Семья
– это та обстановка, среда, из которой он получает первые представления о себе и мире
- это гнездо, которое надо ценить, уважать, любить, быть благодарным за свою жизнь, за свое воспитание.
- это главная ячейка общества
- это главный воспитатель молодого поколения
- это место защищенности человека, убежище, в котором он восстанавливает истраченные силы.
Слово учителя. Вопросы семейных взаимоотношений волновали людей с давних времен. К данному вопросу обращался в своем творчестве великий русский писатель Л. Н. Толстой. Тема сегодняшнего урока: «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Эта тема является одной из ведущих в творчестве писателя. По мнению Льва Николаевича, для счастья нужна тихая, семейная жизнь с возможностью делать добро людям. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку. А сейчас послушайте легенду:
Легенда
В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царили мир, любовь, согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил Старца, главу семьи: «Как вам удается жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда Старец взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано 100 раз одно слово – ПОНИМАНИЕ.
III. Изучение нового материала.
Психологизм отношений, психологический климат семьи.
Слово учителя: В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого семья выполняет свое высокое истинное назначение. Дом здесь – особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями.
Читая роман вы, ребята, успели заметить, что Толстой стоит у истоков народной философии. Он придерживается народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Поэтому в центре романа два семейства: Ростовы и Болконские. Согласитесь, они похожи друг на друга чувством семьи, духовным родством, общими чувствами радости или горя, им противопоставлена семья Курагиных.
III. Работа в группах.
Слово учителя. А сейчас задание:
• Составьте психологический портрет каждой семьи, учитывая следующее: родители и дети, психологизм отношений, какой психологический климат в семье, характерные особенности семьи.
1 группа – семья Ростовых
2 группа – семья Болконских
3 группа – семья Курагиных
(ученики работают в группах, а один представитель защищает мнение группы) Выступление учащихся 1 группы.
Семья Ростовых воплотила в себе лучшие черты русского дворянства: патриотизм, духовную и душевную щедрость. Для семьи Ростовых характерна естественность поведения. В семье Ростовых взаимная любовь, простота, благородство и чуткость идеальные отношения между барином и мужиком.
Ростовы хранят верность старым русским обычаям.
Толстой отмечает в семье Ростовых равнодушие к длительным рассуждениям, раздумьям. Они живут чувством, а не умом.
Вывод учителя: Я соглашусь с вами в том, что действительно в этом романе Толстому наиболее близка семья Ростовых. Литературный критик Н.Н. Страхов сказал об этой семье так: «Ростовы – простое, добродушное, провинциальное по своей сути семейство, наподобие Лариных, тесно связанное с деревней и сохраняющее весь строй, все предания русской жизни». Окружающих притягивает атмосфера любви и доброжелательности, царящая здесь. Естественность, искренность, истинное радушие, бескорыстие отличает всех членов семьи. Ростовы полны жизненного обаяния. Мир Ростовых – это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность, вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». Но автор с теплотой и сочувствием относится еще к одной семье - семье Болконских. А теперь перенесемся в Лысые Горы.
Выступление учащихся 2 группы.
Гостеприимность – черта дома Болконских.
Отец отличается заботой о детях, любит детей страстно и трепетно. Даже строгость и требовательность его идут от желания добра детям.
Семья почитает две людские добродетели: деятельность и ум.
Вывод учителя. Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то элементах сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, такая же близость к народу. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи. Характерной чертой «породы» Болконских является гордость. А что мы можем сказать о семье Курагиных?
Выступление учащихся 3 группы.
Корысть – главная черта семьи Курагиных. Атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Безнравственность - норма их жизни. Нет тепла и уюта во взаимоотношениях членов семьи. Каждый живет своей жизнью.
Вывод учителя: Действительно, на фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучали слова о взаимоотношениях в семье Курагиных.
Толстой ни разу не называет Курагиных семьей. Это говорит о многом. Здесь все подчинено корысти, материальной выгоде. Делать служебную карьеру, «делать» выгодное замужество или женитьбу – так понимает свой родительский долг князь Василий. От Курагиных веет холодом. У них нет духовной близости, они никогда не поймут Болконских и Ростовых. Им чуждо держаться вместе и переживать друг за друга.
Слово учителя: Все мы знаем, что человек формируется в семье . Русская мудрость гласит – «Все начинается с семьи». Мы понимаем, что на воспитание ребенка теснейшим образом влияет личность родителей. Чтобы воспитать у ребенка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.
Еще Толстой предупреждал, что ребенок «заражается» примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поручениями.
IV. Работа в группах
Слово учителя:
Задание: Дайте характеристику одного из представителей каждого семейства. Обратите внимание на то, как повлияло воспитание, климат в семье на героев. Выступите по следующему плану:
1. Портрет героя.
2. Внутренний мир.
3. Воплощение воспитания, семейных порядков, традиций в жизни героев.
(ученики работают в группах, а один представитель защищает мнение группы) 1 группа. «Живая натура» Наташа Ростова.
2 группа. По-своему прекрасна княгиня Марья.
3 группа. «Прекрасное животное» - так сказал Наполеон об Элен Курагиной.
Слово учителя: Вы сейчас сами доказали, что семья имеет огромное значение для формирования личности человека. Психологическая атмосфера в семье накладывает свой отпечаток на его характер и поведение.
V. Работа в группах
Слово учителя:
Задание по группам:
1группа. Составьте семейный кодекс Ростовых, Болконских, Курагиных.
2 группа. Определите одним словом главный стержень каждой семьи.
3 группа. Визитная карточка каждой семьи. Запишите ее.
(ученики работают в группах, а один представитель защищает мнение группы)
Вывод учителя: Толстой утверждал, что «люди как реки», у каждого свое русло, свой исток. Исток – это родной дом, семья. Художественный мир, сотворенный гением Толстого, велик и огромен. И этот мир представлен перед нами в семье.
Толстой воспевает семейное счастье, а для счастья, по мнению писателя, нужна тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям. Это жизнь настоящая с интересами «любви, страстей, поэзии». Семья была и остается основой всей жизни человека. Каждый из вас живет в семье, по-своему счастлив.
- Что скрепляет вашу семью? (Презентация каждой группы на тему «Моя семья», данное задание дается заранее)
- О какой семье вы мечтаете? Какой бы вы хотели видеть свою будущую семью? (ученики высказывают свои мысли)
VI. Обобщение учителя по теме урока
«Мой дом - моя крепость». Берегите друг друга, цените семью, уважайте родителей, будьте рядом со своими близкими. Ибо все начинается с семьи.
Звучит песня «Родительский дом».
VII.Домашнее задание: написать эссе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературе "Великие гуманисты в борьбе за мир"
Реальное представление о войне, формирование у обучающихся чувства гуманизма, патриотизма....
Методическая разработка урока по литературе
План-конспект урока по литературному чтению...
Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Семья и брак»
Урок по теме: «Семья и брак» представляет собой занятие с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - трансляции, что способствует индивидуализации обуче...

Методическая разработка урока по литературе «Мир семьи глазами русских писателей»
Семья – это самое известное слово в языках всех народов мира. Одновременно это самое запутанное понятие … Например, в Библии слово «семья» отсутствует. Одновременно на титульн...

Методическая разработка урока по литературе «Мир семьи глазами русских писателей»
План Введение1. Алгоритм подготовительного этапа урока2. Методический инструментарий урока3. План-конспект урокаЗаключениеСписок используемой литературыПриложения...

Методическая разработка открытого классного часа на тему: «Семь древнейших храмов России»
Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей первых-четвертых курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – оказание помощи классным ру...
Развитие навыков групповой работы на уроке английского языка на тему «Семья».
Развитие навыков групповой работы на уроке английского языка на тему «Семья»....